_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
решения, адекватного обстоятельствам.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpV/минобрнауки.рф
2. Балл, Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл.- М.: Педагогика, 1990.
3. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие / Е.А. Беловолова. - М.: Вентана-Граф, 2015.- 224с.
4. Картавых, М.А. Ситуационный и задачный подходы в обучении безопасности жизнедеятельности и экологии / М.А. Картавых, Е.М. Рубан, М.А. Веряскина // Современные научные исследования инновации. -2015. - № 5-6. - С. 53-57.
5. Картавых, М.А. Технология задачного подхода - стратегический ресурс интеграции профессионально-экологического образования / М.А. Картавых // Интеграция образования. - 2011. - № 1. - С. 44-47.
6. Педагогика: учеб. пособие для студ. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. - М.: Школа-Пресс, 1998.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. - М.: Просвещение, 2010.
© Картавых М.А., Щепетильников А.А., 2016
УДК 373.3
Карынбаева Ольга Владимировна,
старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»,
г. Биробиджан, РФ, olgavlad 11@mail. т Абросимова Ольга Германовна учитель начальных классов МБОУ СОШ №10, г. Биробиджан, РФ, olga.knyazeva.1976@mail.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация
В статье раскрыто содержание работы по организации проектной деятельности в начальных классах общеобразовательных организаций. Методами достижения поставленной цели явились анализ специальной литературы по проблеме исследования, проектирование. Отмечено, что проектная деятельность в начальных классах способствует повышению мотивации школьников в получении дополнительных знаний по предмету, изучению методов научного познания, воспитанию значимых общечеловеческих качеств, развитию исследовательских и творческих способностей личности учащегося.
Ключевые слова
Проектная деятельность; исследовательская работа; патриотическое воспитание;
учащиеся начальных классов.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Реализация принципов
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
личностно - ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении требует внедрения новых методов обучения. Ведущее место среди них принадлежит методу проектов. В основу данного метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической, теоретической, личностно и социально -значимой проблемы. В итоге у учащихся формируются умения самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике.
Решение задачи создания полноценных условий для развития каждого ребенка особенно актуально для начального звена школьного образования. Ученики начальных классов уже по природе своей исследователи. З.В.Бродовская утверждает, что они с большим интересом участвуют в различной исследовательской деятельности. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Использование проектного метода позволяет раскрыть, развить и реализовать исследовательский и творческий потенциал личности ученика [1].
Особая роль в организации проектной деятельности младших школьников принадлежит самому учителю. В этой связи, специалисты (В.В.Давыдов, Г.М. Кучинский, А.М.Матюшкин, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман и др.) отмечают, что эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией педагога, его направленностью на создание личностно -ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с участниками проекта.
В данной работе нами представлена поэтапная организация проекта «Люблю тебя, мой уникальный край!». Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся - исследовательско - творческий, информационный; по продолжительности - долгосрочный; по форме продукта - альманах «Люблю тебя, мой уникальный край!». Участники проекта: учащиеся 4 класса МБОУ СОШ №11 г. Биробиджана, педагоги, родители.
Выбор темы проекта не случаен. Он обусловлен возросшим интересом к изучению малой Родины человека. Ознакомление учащихся сродным краем ведёт к формированию у них патриотических качеств личности, способствует их позитивному взаимодействию с природой, позволяет узнать историю области и традиции её народов. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ученикам не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к малой Родине.
Проект направлен на формирование патриотического сознания и обогащения знаний о родном крае с учетом ведущих принципов гуманизма, краеведения и системности, а также с учетом регионального компонента.
Целью внедрения проектного метода явилось создание условий для формирования и при обретения исследовательских умений учащихся начальных классов, их личностного роста, развития самостоятельности и творческих способностей, формирования активной жизненной позиции, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: воспитание чувства гордости за свою малую Родину, земляков; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности в ходе реализации проекта.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); развитие умения использовать различные способы поиска информации; формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи проектной деятельности; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной проектной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: изучение истории возникновения Еврейской Автономной области; расширение знаний учащихся о культуре родного города и земляках; изучение разнообразия флоры и фауны Еврейской автономной области, ее экологии; воспитание патриотических качеств личности учеников; привитие им художественного вкуса; развитие речи и актёрских способностей учащихся; развитие интереса учащихся к изучению родного края.
Ожидаемый результат заключается в коллективном создании конечного продукта проекта - альманаха «Люблю тебя, мой уникальный край!». Знания участников проекта приблизятся к системным. Учащиеся проявят устойчивый, познавательный интерес к изучению родного края. Они смогут прогнозировать будущее своего края и свой вклад в его развитие. Проявят чувство гордости и восхищения малой Родиной. Ученики будут неравнодушными к проблемам региона.
Данный проект состоял из шести этапов с четко установленными сроками выполнения: «Погружение в проект», «Планирование деятельности», «Осуществление деятельности по решению проблемы», «Оформление результатов», «Презентация проекта», «Оценка и результат».
Кратко опишем каждый из них. Целью первого этапа «Погружение в проект» (1 неделя сентября) явилась подготовка учащихся к проектной деятельности. Его задачи состоят в определении проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создании групп учащихся для работы над проектом. На данном этапе учитель предложил возможные темы учащимся. Он пробуждал у участников проекта интерес к теме, помогал сформулировать проблему проекта («Чем уникален наш край?»). На основании анализа результатов диагностических методов (беседа, анкетирование) был определен исходный уровень представлений и знаний по данной теме.
Второй этап «Планирование деятельности» (2-4 неделя сентября) посвящен пооперационной разработке проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. С этой целью педагог определил источники информации, способы ее сбора и анализа, виды продукта и возможных форм презентации результатов проекта, их сроков; установил критерии оценки результатов; распределил задачи (обязанности) между членами группы.
Педагог совместно с учащимися и родителями разрабатывал перспективно - творческий план по изучению ЕАО. В нашем проекте он представлен следующими блоками: 1 блок «Историческое прошлое и настоящее ЕАО» (знания истории заселения земель ЕАО, изучение карты области, климата, ознакомление с деятельностью знаменитых жителей и их вклад в развитие области); 2 блок «Фауна и флора родного края» (знания о растительном и животном мире ЕАО); 3 блок «Национальная культура» (изучение культурной жизни родного края, традиций и обычаев еврейского народа, знакомство с произведениями поэтов и писателей ЕАО, творческими коллективами города и области); 4 блок «Достопримечательности и символика ЕАО» (изучение истории возникновения памятников родного края, достопримечательностей города Биробиджана, символики и геральдики ЕАО).
Третий этап «Осуществление деятельности по решению проблемы» (октябрь-март) направлен активное участие учеников, их родителей и педагогов во всех мероприятиях по изучению родного края.
Учащиеся выполняли запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. С целью определения исторических этапов возникновения и развития нашей области школьники изучали материалы областного краеведческого музея г. Биробиджана, а также анализировали литературу фондов библиотек. Педагог совместно с родителями проводил конкурс стихотворений «Люблю тебя, Биробиджан», фотоконкурсы по темам «Достопримечательности нашего города» и «Красная книга ЕАО -глазами детей». Была организована выставка портретов «Знаменитые люди города Биробиджана», а также презентация сообщений по данной теме.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
На этом этапе педагог наблюдал, советовал, косвенно руководил деятельностью, отвечал на вопросы учащихся и родителей. Он контролировал соблюдение правил техники безопасности, следил за временными рамками этапов деятельности, осуществлял промежуточные обсуждения полученных результатов в группах. Родители оказывали помощь в сборе информации, в организации экскурсий, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
Четвертый этап «Оформление результатов» (март- апрель) направлен на структурирование информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Педагог наблюдал, советовал, помогал ученикам в оформлении результатов работы. Он мотивировал учащихся, создавал ситуации успеха; подчеркивал социальную и личностную важность достигнутого. Ученики обобщали полученные результаты, готовили наглядность для оформления проекта. Родители помогали в обеспечении проекта. Участники проекта работали над выпуском альманаха «Люблю тебя, мой уникальный край!».
Демонстрация материалов и представление результатов работы осуществлялась на пятом этапе «Презентация проекта»(апрель - май). Педагог и учащиеся организовали выставку книг «Тебе, Биробиджан, посвящается», рисунков на тему «Биробиджан - жемчужина Дальнего Востока», конкурс макетов «Улицы города», «Фонтаны», «Памятники». На данном этапе педагог консультировал учеников по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио, продумывал и реализовывал взаимодействие с родителями. Учащиеся осуществляли защиту проекта на классном часе, где презентовали выпуск альманаха «Люблю тебя, мой уникальный край!». Они отвечали на вопросы слушателей. В ходе обсуждения школьники демонстрировал и понимание проблемы, цели и задач проектной деятельности, умение планировать и осуществлять работу, находить способ решения возникающих проблем. Родители оказывали помощь в подготовке презентации.
Шестой этап «Оценка и результат» (май) направлен обобщение и анализ результатов работы.
Учащиеся демонстрировали способность к рефлексии собственной деятельности. Участвовали в коллективном анализе выполненной работы, оценивали свою роль, анализировали выполненный проект. Также они выступали в качестве эксперта, т.е. задавали вопросы и высказывали критические замечания (при презентации других групп / учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. Родители выступали в качестве эксперта. Педагог обобщал, резюмировал полученные результаты и подводил итоги обучения. Он отмечал умения участников проекта общаться, слушать, обосновывать свое мнение, проявлять толерантность и т.д. Обязательным был акцент на умении работать в группе на достижение общего результата. В ходе рефлексии проведенной работы учитель выяснял причины затруднений в реализации проекта; проводил анализ достижений поставленной цели.
В дальнейшем учащиеся планировали представить результаты своей работы перед школьниками 1 -2 классов. Весь материал проекта «Люблю тебя, мой уникальный край!» был передан в школьную библиотеку и в музей школы.
Таким образом, проектная деятельность в начальных классах способствует повышению мотивации школьников в получении дополнительных знаний по предмету, изучению методов научного познания, воспитанию значимых общечеловеческих качеств, формированию чувства ответственности, самодисциплины, развивает исследовательские и творческие способности личности учащегося.
Список использованной литературы:
1. Бродовская, З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов/ З.В. Бродовская. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 2006.
2. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/ И.С. Сергеев.- М.: АРКТИ, 2005.
© Карынбаева О.В., Абросимова О.Г., 2016