_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
высоким уровнем образованности, воспитанности, профессионализма.
Список использованной литературы:
1. Храмов А. Мы 20 лет разрушали систему подготовки людей технических специальностей [Электронный ресурс] // ВЗГЛЯД: деловая газета, 23 июля 2015 года. URL: http://vz.ru/opinions/2015/7/23/757469.html.
2. (Дата обращения: 21.11.2016).
3. Самофалова О. Российские заводы вынуждены сами готовить себе инженеров [Электронный ресурс] // ВЗГЛЯД: деловая газета, 18 сентября 2016 года. URL: http://vz.ru/economy/2016/9/18/832755.html. (Дата обращения: 21.11.2016).
4. Хохлов И.Г. О роли высшей школы на переломном этапе // Машиностроение и инженерное образование, 2005. - № 1.
© Минеева Т.А., Ершова И.В., 2016
УДК: 375.857
Мягкова Юлия Яковлевна,
канд.биол.наук, доцент,
Академия биологии Южного Федерального университета, Ростов-на-Дону, РФ
[email protected] Баканова Марина Сергеевна,
студентка 5 курса
Южного Федерального университета, Ростов-на-Дону, РФ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 4х-5х КЛАССОВ
Аннотация
Организация проектной деятельности школьников требует значительных затрат времени. Вместе с тем реального времени в сетке часов не выделяется. В связи с этим считаем целесообразным выбирать одну общую тему для группы учащихся, в рамках которой каждый из них выполняет исследования по отдельному вопросу. В качестве примера для группы предлагается общая тема «Исследование экологии парков» и индивидуальные темы.
Ключевые слова
Проектная деятельность учащихся, экология, парки.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Второй год проектная деятельность введена в школе Азъ Буки Веди в обязательном порядке для учащихся четвёртых и пятых классов. По сути, проектирование является самостоятельным видом деятельности школьников, при которой сам учащийся выбирает себе область знаний, тему проекта. В процессе реализации проектов возникает новая форма отношений: ученик-учитель, что влечёт за собой много проблем. В большинстве форм обучения, инициатива исходит от учителя. При проектной деятельности инициатива должна исходить от учащегося, начиная с выбора темы, составления плана, обращения за помощью к учителю, родителями, если это необходимо к другим людям
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
для сбора необходимой информации согласно задачам проекта. Вот именно этого наши учащиеся и не умеют. Уже не вызывает сомнения, что проектная деятельность школьников должна занять равное место в ряду других форм обучения. Вместе с тем учителям не выделяется времени для оказания помощи учащимся, руководства проектами, консультаций. Результатом этого является то, что большинство работ носит реферативный характер, а не является собственными исследованиями. Это касается и работ, выложенных на разных сайтах, и докладов, представляемых на районные, городские конференции.
В течение полутора лет оказывала консультативную помощь в одной из школ г. Ростова-на-Дону. При выборе темы мы старались исходить из интересов ребёнка. Вместе с тем подбор именно исследовательской темы по многим запросам учащихся оказался затруднительным по ряду причин: отсутствие оборудования, сложность темы, необходимость значительного количества времени, запрет на содержание животных в школе и многое другое. В результате из 56 работ полностью соответствовали требованиям 32 работы. Среди них 7 человек были награждены грамотами за участие в конференциях разного уровня.
Затраты времени преподавателя на оказание помощи очень большие. Одним из выходов в данной ситуации мы видим в выборе одной общей темы для группы учащихся и в её рамках выполнение каждым членом группы личной мини темы. Такой темой может, например, стать исследование экологического состояния городских парков. За две-три экскурсии все учащиеся могут собрать достаточный материал для написания проектов. Индивидуальными темами могут быть следующие:
¡.Состояние древостоя в парке в зависимости от техногенной нагрузки. Проведение визуальной оценки состояния деревьев по балльной системе в разных частях парка, вблизи трассы и в глубине парка, в местах, где значительная часть почвы покрыта асфальтом, где постоянно присутствует много людей и в тех местах, где почва менее нарушена. 2.Адаптация различных видов деревьев к условиям густонаселённого города. Оценка состояния древесной растительности в зависимости от вида деревьев. 3. Вредители деревьев и возможные пути борьбы с ними. Оценка проводилась путём сбора повреждённых листьев и установления видового состава по определителям. 4. Оценка стабильности развития по уровню асимметрии листьев 5.Видовой состав и численность птиц б.Однолетние и многолетние травянистые растения. Было установлено, что высаживаются в основном однолетние, цветущие во второй половине лета. Для украшения парка необходимо в равной степени сажать однолетние и многолетние цветы. 7. Парк моей мечты. Выявлялись достоинства и недостатки парка. В результате «мозгового штурма» были предложены пути реконструкции парка. 8.История создания и развития парка 9.Экономический проект парка. Оценивалась стоимость создания и содержания парка. Цифры брались как из литературных источников, так и в результате беседы с руководством парка. Ю.Окраска листьев и её значение. 11.Миксомицеты как биоиндикаторы. В разных частях парке собирались фрагменты коры на деревьях разного вида, в дальнейшем помещались во влажные камеры и через несколько дней просматривались, на предмет обнаружения миксомицетов. 12.Обеспеченность людей данного района кислородом. По карте определялась протяжённость улиц, в отдельных кварталах производился подсчёт количества деревьев. Расчёт общего количества деревьев в районе, из госсайта узнавали о количестве проживающих людей в этом районе, наличие предприятий. Сравнивались данные по количеству вырабатываемого кислорода в процессе фотосинтеза и количество кислорода, потребляемое людьми и расходуемое предприятиями.
В целом проектная деятельность имеет очень большое значение в развитии умений ставить цели, определять перспективы развития, умении планировать свою работу. Потребность познавать мир, стремление к наблюдениям и экспериментам, желание самостоятельности порождает нахождение способов организации такой успешной деятельности. Именно метод проектов помогает реализовать эти и многие другие цели, и задачи. Существенным препятствием к развитию проектной деятельности является отсутствие специально отведённых учебных часов
© Мягкова Ю.Я., Баканова М.С., 2016