_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
потребности в соблюдении норм и режима дня, режима и культуры питания и пр.
- Организация профориентационных форм воспитательной работы, обеспечивающих целостный анализ и системный выбор условий и возможностей профессионального самоопределения личности обучающегося.
- Организация эстетического цикла воспитательной работы в структуре внеурочной и досуговой работы с обучающимися.
- Организация воспитательной работы в летний период в школьном и городском лагере.
- Организация трудового воспитания (например, на приусадебном участке школы). Выделенные направления обеспечиваются за счет грамотной постановки воспитательной работы,
планирования классных часов и внеурочных мероприятий, что подтверждается оценками за педагогическую практику №1 и №2, оценками за летнюю производственную практику. Список использованной литературы:
1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
4. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
5. Зубарев А.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Практика детерминации категории «воспитание» в постановке и решении задач профессионально-педагогической деятельности // Современная педагогика. 2016. № 4.
6. Полиенко Б. С. Система принципов воспитания в профессионально-педагогической подготовке студента // Инновационная наука. 2016. №4-2. С.185-187.
7. Абрамов Е. А. Особенности детерминации практико ориентированной системы принципов воспитания обучающихся // Инструменты и механизмы современного инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 марта 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.88-89.
8. Косоухов В.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Категория «воспитание» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре: теория и практика // Современная педагогика. 2016. № 4.
9. Шарабарин Ю.А., Козырева О.А. Возможности уточнения будущими педагогами по физической культуре категории «воспитание» в конструктах современной педагогики // Совр. научные исследования и инновации. 2016. № 5.
© Стребкова Е. Е., 2016
УДК 37
К.В. Терентьева,
магистр, Магнитогорский государственный университет им. Носова, педагог-организатор МОУ «СОШ №5 УИМ», Магнитогорск, Россия
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ШКОЛЕ: ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА
Аннотация:
В данной статье автор предлагает руководство к действию для учителя, который курирует проектную деятельность школьника. Рассматриваются основные понятия, структура социального проекта.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова:
социальный проект, структура проекта.
K.V. Terentyeva,
master of science, Nosov Magnitogorsk State Technical University, organiser teacher of MOU "secondary school №5 UIM", Magnitogorsk, Russia
SOCIAL PROJECT AT SCHOOL: WALKTHROUGH FOR TEACHER-MENTOR
Abstract:
In this article author recommends a manual for teacher, who oversees student's project activity. This manual encovers main concepts and a structure of social project.
Keywords: a social project, a structure of project
Слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь, его уже давно перестали использовать только лишь в науке. Сегодня специалисты различных областей реализуют множество проектов, поэтому нет ничего удивительного в том, что об этом заговорили и на уровне среднего общего образования.
В школах к обучению проектной деятельности подходят по-разному. В МОУ «СОШ №5 с углубленным изучением математики» г. Магнитогорска уже много лет преподается курс «ОНИД» (Основы научно-исследовательской деятельности) в рамках внеурочного образования. На занятиях «ОНИД» школьники знакомятся с понятием «проект», создают и реализуют свои первые учебные проекты. К реализации научно-исследовательской деятельности подключены все педагоги школы в качестве научных руководителей. Школьники сами выбирают, по какому предмету и с каким учителем им работать. В 8 классе ученики школы сдают переводной экзамен в виде работы по выбору: реферат, исследовательская работа или проект. Успех тандема учитель-ученик зависит от множества факторов. Например, владеет ли школьный учитель навыками написания реферата и исследовательской работы, знаком ли с методом проектов?
О необходимости и важности внедрения проектного обучения в школах, о том, как преподавать курс научно-исследовательской деятельности написано много статей, учебных пособий [1, с. 1]. А вот руководства для учителя, который становится научным руководителем для ребенка не предусмотрено. Именно в этом заключается проблема - у всех разные знания, разные требования и критерии.
За годы работы научным руководителем у своих учеников мы выработали определенный алгоритм работы над проектом. Часто ученики выбирают социальные проекты, желая решить важную проблему в обществе. Шаг первый: определиться в понятиях. Нам нравится определение, которое дает Луков В.А. «социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению» [2, с. 36]. В контексте школьного образования мы предлагаем считать социальным проектом - новый продукт (действие), которое призвано решить определенную актуальную для общества проблему при ограниченном количестве времени и ресурсов.
Шаг второй - выбор темы. Почти каждый ученик приходит с идеями для глобальных проектов, мы же предлагаем начать с решения проблемы на уровне школы. Школьнику важно объяснить, что проект ценен в том случае, если он реализован. К примеру, с ученицей 8 класса мы работали над проектом «Перекресток общественного мнения», целью которого является создание условий для выражения мнения учеников по актуальным школьным вопросам. А наше общение началось с темы свободы слова в России.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Главное, что должен сделать учитель-наставник, это понять, чем заинтересовала ученика глобальная тема, и помочь ему найти схожую проблему более узкой тематики.
Шаг третий. Не оставляйте оформление проекта в текстовой форме на потом. Намного легче для ученика и намного проще для вас будет сразу начать описывать проект по предложенной структуре. Мы предлагаем для школьников следующую структуру описания социального проекта (рис 1).
Советуем вам распечатать дневник работы над проектом для школьника. Так ему будет гораздо проще работать над проектом (рис. 2). Консультации необходимо проводить не реже 1 раза в неделю. Так шаг за шагом первую часть проекта - проектное предложение можно выполнить за 7 недель.
Актуальность проекта должна быть написана с точки зрения актуальности для общества, школы, самого ученика. Очень важно, чтобы ребенок прописал, почему данный проект ему интересен.
2.J. Индикаторы аффективности реализации проекта
2.4. Приложения (схемы. фотографии, отзывы, пуоликациии др.)
Рисунок 1 - Структура описания социального проекта
Цель проекта и задачи необходимо четко сформулировать, чтобы в итоге получить тот продукт, который задумывался вначале. Существует немало способов, чтобы поставить цель и задачи, нам нравится метод «Дерево целей и проблем».
В ожидаемых результатах предложите ученику описать, какого эффекта он хочет добиться при помощи данного проекта. Чем подробнее описание ожидаемых результатов, тем четче школьник представляет себе, что он хочет получить.
Составление плана реализации проекта традиционно вызывает сложности. Ученику бывает сложно спланировать свою будущую работу над проектом. Здесь важно объяснить, что на реализацию проекта всегда нужно время, за несколько дней невозможно получить ожидаемый результат.
Глава 1. Проектное предложение: 1.1. Акту а ль н остъ
1.2. Цель и задачи
Целы_
Задачи:
Рисунок 2 - Дневник работы над проектом
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Матрица ответственности - один из самых сложных разделов. Необходимо тщательно расписать, кто и за какие этапы работы отвечает. Если не назначен ответственный человек, то проект никогда не будет выполнен в срок.
Ресурсы проекта необходимо рассмотреть с нескольких позиций:
1) правовое обеспечение проекта (расскажите вашему ученику, что если его проект нарушает, например, хотя бы одно школьное правило, то он не может быть реализован. Таким образом, проект не должен противоречить всемирным, федеральным, региональным и муниципальным законодательным документам);
2) финансовое обеспечение проекта (важно, чтобы ребенок понимал, что не бывает волшебника-инвестора, который выделял бы заоблачные суммы на реализацию проекта. В социальном проектирование чем меньше заложенная стоимость, тем вероятнее поддержка инвесторов);
3) кадровое обеспечение проекта (недостаточно просто придумать идею проекта, прописать основные мероприятия, необходимо продумать, кто сможет реализовать ту или иную часть проекта, какой компетенцией должны обладать эти люди);
4) информационное обеспечение проекта (ученик должен продумать, где и какую информацию он разместит о проекте);
5) материально-техническая база (ученик должен внимательно осмотреться вокруг, смету расходов можно сократить, если при реализации проекта воспользоваться тем, что имеется в наличии - школьное помещение (не нужна аренда), принтер (можно не обращаться в типографию) и т.д.).
Школьникам очень нравится заполнять графу проектных рисков. Сначала вы даете задание найти все риски проекта: «не найду средств», «никто не придет на мероприятие». А затем ученик должен найти решение, как этих рисков избежать. Например, чтобы решить проблему посещаемости мероприятия, нужно рассказать о нем - статья в школьной газете, объявление на стендах и по школьному радио.
После того, как теоретическая часть проекта написана, необходимо переходить непосредственно к реализации проекта. Окажите помощь своему ученику - фотографируйте каждый этап его работы, потом с помощью фотографий он сможет нагляднее написать отчет о реализации проекта.
Смета расходов необходимый пункт в описании социального проекта. Никто не требует от школьника подробного экономического обоснования проекта, здесь необходимо наглядно с помощью таблицы показать затраты на проект.
Последним пунктом в описании социального проекта является указание индикаторов эффективности. Необходимо проанализировать проект с точки зрения качественных и количественных результатов. Например, при реализации социального проекта «Я - волонтер» мы отметили, что «школьники обладают такими навыками, как умение работать в группе, ставить цели и находить нестандартные решения» -качественный индикатор, «за год реализации проекта в нем приняло участие 125 школьников, было создано 4 волонтерских группы» - количественный показатель.
Таким образом, с помощью дневника работы над проектом учителю легче контролировать ход работы ученика, а школьнику удобнее выполнять за один раз одно задание. Соответственно, социальный проект перестает быть чем-то сложным, и данную форму работы выбирает все больше школьников.
Список использованной литературы
1. Горев Павел Михайлович, Козлова Елена Владимировна. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Концепт . 2015. №2.
2. Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие / В.А. Луков. - 9-е изд. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2010. - 240 с.
© Терентьева К.В., 2016