_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
формированию уважительного отношения к своему и чужому труду [10]. 4) беседы об искусстве -комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства [11]. 5) воспитание эстетических качеств через цвет на занятиях по колористике, развитие умения воспринимать тон, форму, линию.
Таким образом, система эстетического воспитания школьников служит основой для формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, а учебные предметы художественного цикла, благодаря множеству форм и методов воздействия на человека, в наибольшей степени способствуют этому. Список использованной литературы:
1. Исаев А.А., Деменёв Д.Н., Рябинова С.В., Савельева О.П. Основы творческого подхода в живописи: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 224 с.
2. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
3. Ломов С.П., Медведев Л.Г. Изобразительное искусство как фактор формирования научного мировоззрения школьников // Философия образования. 2015. № 6 (63). С. 168 - 180.
4. Лыкова Е.С. Изображение натюрморта школьниками младших классов // Образование и наука. 2014. № 8 (117). С. 136 - 148.
5. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 16 с.
6. Лыкова Е.С. Эстетическое воспитание детей на занятиях печатной графикой // Воспитание школьников. 2015. № 8. С. 28 - 33.
7. Медведев Л.Г. О состоянии художественного образования // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 8. С. 14-16.
8. Медведев Л.Г. Эстетическое воспитание в процессе художественного образования. Омск. 2015. 214 с.
9. Савельева О.П. Виртуальная выставка-конкурс детского творчества как современных социокультурный проект // Актуальные проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания международная научно-практическая конференция: сборник статей. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2014. С. 245 -249.
10.Савельева О.П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 5. C. 7 - 13.
11. Семенова М.А. Мастер-класс как система творческого показа // Педагогика искусства. 2008. № 4. С. 98 -127.
© Маркова Е.Р., 2016
УДК 378
Минеева Татьяна Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики САФУ имени М.В. Ломоносова,
г. Северодвинск, Российская Федерация E-mail: [email protected] Ершова Ирина Валерьевна старший преподаватель кафедры математики САФУ имени М.В. Ломоносова,
г. Северодвинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА КАДРОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ Аннотация
В статье рассматриваются мнения по вопросу возрождения ценности инженерной профессии и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
предлагается система обучения для формирования особого интегративного типа работника новой формации - современного производственного инженера через использование непрерывного интегрированного образования.
Ключевые слова
Непрерывное интегрированное образование, промышленные предприятия, инженер современного формата, производственный инженер.
Модернизация российской экономики и её ориентация на инновационное развитие требуют от высшего технического образования подготовки кадров новой формации. В настоящее время особенно актуальна задача формирования конкурентоспособных специалистов широкого профиля с учётом региональных потребностей, а именно широко образованных молодых людей с твёрдой гражданской позицией, адекватных современному уровню науки, технологиям, экономике и международным требованиям к специалистам технического профиля.
Современный мир, согласно исследованиям, меняет логику сочетания компетенций в рамках специализаций, отдавая предпочтение универсальности. Параллельно идёт возрождение ценности инженерной профессии: доминирование людей с техническими специальностями на мировом рынке труда спрогнозировано международными экспертами на ближайшие годы [1].
В России же, где последние 20 лет инженерным кадрам должного внимания не уделялось, этот поворот особенно ощутим - страна, наконец, осознала, насколько благополучие жизни зависит от инженеров. Однако от специалиста завтрашнего дня будет требоваться принципиально новый набор компетенций, обеспечить формирование которых государству не всегда под силу, и здесь на помощь должен прийти частный бизнес [1], а главным образом крупные промышленные предприятия.
Многие вузы готовы совместно с промышленными предприятиями решать проблемы заводов и готовы подстраиваться под их нужды.
Инженеров современного формата стали готовить, например, в РАНХиГС. «Инженерный менеджмент готовит инженеров и организаторов производства, которые способны не просто отвечать за ноу-хау, но также оценивать экономический эффект от разработок, рассчитывать стоимость проекта, мотивировать сотрудников. Это те компетенции, которые очень важны, но о которых часто забывают при подготовке классических инженеров», - говорит газете ВЗГЛЯД декан факультета инженерного менеджмента РАНХиГС Сергей Серебренников [2].
«В XXI в. меняется сам подход и требования к квалификации инженеров. Современный рабочий -это уже не человек с кувалдой в промасленном костюме. Это высокообразованный человек, который работает в связке с программным управлением, с компьютерной системой, и руководитель должен говорить с ним на одном и том же языке. Он должен обладать как хорошо проработанными инженерными квалификациями, так и навыками организатора, управленца и лидера. Этот сплав и способен нам дать тех самых прорывных лидеров для изменения нашей экономики», - объясняет собеседник [2].
«Инженеров и технологов не хватает во многих областях, например, в машиностроении, приборостроении, судостроении. Ситуация осложняется и тем, что возникают новые типы инженерных профессий, по которым вузы не готовят, например, как раз те же самые производственные инженеры», -говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский [2].
«Производственный инженер - это новое для нас понятие, поскольку у нас плохо развита сфера промпроизводства. В США, Канаде, Великобритании и Китае, например, давно используется выражение production engineer. То есть речь идет об организации производства, управлении, но с точки зрения технаря. Набор знаний, которыми должен обладать современный производственный инженер, является довольно широким. Такие инженеры нужны практически на любом производстве. Однако размытость понятия приводит к тому, что вузы не предлагают образование по таким специальностям», - констатирует Андриевский [2].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Престижность инженерной профессии только начинает восстанавливаться. Помочь возродить ценность инженерного образования должны, в том числе, и государственные программы. Первый и главный шаг государственная программа должна сделать в выделении контрольных цифр плана (КЦП) приёма по техническим направлениям подготовки. КЦП необходимо выделять в жёстком соответствии с заказом промышленных предприятий по перечню направлений и количеству мест. КЦП приёма по техническим направлениям подготовки необходимо выделять только тем образовательным учреждениям высшего профессионального образования, которые имеют прямые договора с промышленными предприятиями на подготовку кадров.
Сегодня не все вузы оказались способны готовить высококвалифицированные инженерные кадры, обладающие современными техническими знаниям и отвечающие требованиям промышленных предприятий. Подготовка таких инженерных кадров требует системного подхода.
В институте судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз) филиала САФУ в г. Северодвинске есть достаточно результативный опыт сотрудничества профессионального образования с кораблестроительными предприятиями города в сфере решения научных, производственных, экономических и социальных задач.
Наибольшим спросом пользуется очная форма обучения по системе «завод - втуз». Данная система предполагает сочетание теоретического обучения студента вуза с производственной подготовкой его по выбранному направлению подготовки на кораблестроительных предприятиях города Северодвинска -Государственного Российского центра атомного судостроения (ГРЦАС). Учебное заведение обеспечивает научно-методическую подготовку организации производственного обучения, а промышленное предприятие обеспечивает организационно-техническое сопровождение производственной практики и необходимой специализации.
Таким образом, профессиональное образование со второго курса обучения дополнено работой студентов на одном из предприятий ГРЦАС по выбранному направлению подготовки. Такая «интегрированная система обучения позволяет при подготовке специалиста использовать интеллектуальный и материальный ресурсы предприятий, социально защищать студента и выпускника, осуществлять целевую подготовку и стопроцентное распределение инженеров» [3].
Основой структуры «вуз - предприятие» в Севмашвтузе является непрерывность процесса, что способствует сохранению целостности образовательного пространства, повышению качества подготовки специалиста технического профиля, развитию инновационных процессов, творческой активности участников образовательного и производственного процесса, позволяет учитывать потребности базовых предприятий города и региона в специалистах, активно реагировать на них, а главное гарантирует трудоустройство выпускников.
Для выявления уровня адаптации и удовлетворенности выпускников и студентов, обучающихся по системе «завод - втуз» рынком труда было опрошено 78 человек (выпускники, студенты 4 и 5 курсов, представители предприятий).
Рассматривались следующие социальные показатели: оценка степени насыщенности рынка труда в соответствующей профессиональному образованию сфере; оценка сложности трудоустройства по профессии; ощущение угрозы безработицы по профессии; мотивация смены рабочих мест; оценка ресурсов или средств адаптации самими опрошенными.
По результатам опроса можно сделать выводы: возможность трудоустройства по профессии расценивается оптимистично, ощущение угрозы безработицы отсутствует. Из средств адаптации выпускники высоко оценили: опыт работы на предприятиях ГРЦАС и качество образования (хорошие знания). Анализ ответов показывает, что предприятия ГРЦАС - динамично развивающаяся отрасль, требующая новых работников, в том числе и по новым направлениям подготовки.
Данная система обучения формирует особый интегративный тип работника новой формации -современного производственного инженера, который востребован на рынке труда, - это работник с
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
высоким уровнем образованности, воспитанности, профессионализма.
Список использованной литературы:
1. Храмов А. Мы 20 лет разрушали систему подготовки людей технических специальностей [Электронный ресурс] // ВЗГЛЯД: деловая газета, 23 июля 2015 года. URL: http://vz.ru/opinions/2015/7/23/757469.html.
2. (Дата обращения: 21.11.2016).
3. Самофалова О. Российские заводы вынуждены сами готовить себе инженеров [Электронный ресурс] // ВЗГЛЯД: деловая газета, 18 сентября 2016 года. URL: http://vz.ru/economy/2016/9/18/832755.html. (Дата обращения: 21.11.2016).
4. Хохлов И.Г. О роли высшей школы на переломном этапе // Машиностроение и инженерное образование, 2005. - № 1.
© Минеева Т.А., Ершова И.В., 2016
УДК: 375.857
Мягкова Юлия Яковлевна,
канд.биол.наук, доцент,
Академия биологии Южного Федерального университета, Ростов-на-Дону, РФ
[email protected] Баканова Марина Сергеевна,
студентка 5 курса
Южного Федерального университета, Ростов-на-Дону, РФ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 4х-5х КЛАССОВ
Аннотация
Организация проектной деятельности школьников требует значительных затрат времени. Вместе с тем реального времени в сетке часов не выделяется. В связи с этим считаем целесообразным выбирать одну общую тему для группы учащихся, в рамках которой каждый из них выполняет исследования по отдельному вопросу. В качестве примера для группы предлагается общая тема «Исследование экологии парков» и индивидуальные темы.
Ключевые слова
Проектная деятельность учащихся, экология, парки.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Второй год проектная деятельность введена в школе Азъ Буки Веди в обязательном порядке для учащихся четвёртых и пятых классов. По сути, проектирование является самостоятельным видом деятельности школьников, при которой сам учащийся выбирает себе область знаний, тему проекта. В процессе реализации проектов возникает новая форма отношений: ученик-учитель, что влечёт за собой много проблем. В большинстве форм обучения, инициатива исходит от учителя. При проектной деятельности инициатива должна исходить от учащегося, начиная с выбора темы, составления плана, обращения за помощью к учителю, родителями, если это необходимо к другим людям