Научная статья на тему 'Внедрение элементов дуального образования в подготовку инженерных кадров для угольной и смежных отраслей отраслей'

Внедрение элементов дуального образования в подготовку инженерных кадров для угольной и смежных отраслей отраслей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ КАДРЫ / НАУКОЕМКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / МЕХАНИЗМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Наталья Валентиновна

В статье представлены пути совершенствования образовательного процесса и подготовки выпускников высших учебных заведений к успешной инженерной деятельности в условиях практикоориентированного образования. Представлены элементы дуального обучения способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение элементов дуального образования в подготовку инженерных кадров для угольной и смежных отраслей отраслей»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

5. Дмитриев А.И., Положение о мониторинге научной деятельности профессорско-преподавательского состава Пермского военного института внутренних войск МВД России: ПВИ ВВ МВД России. - Пермь, 2015. - 13 с.

© А.В. Греков, К.Е. Шихалеева, 2016

УДК 37.013.2

Григорьева Наталья Валентиновна

Ст. преподаватель кафедры СГД филиал КузГТУ в г. Прокопьевск.РФ E-mail [email protected]

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКУ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ УГОЛЬНОЙ И СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ ОТРАСЛЕЙ

Аннотация

В статье представлены пути совершенствования образовательного процесса и подготовки выпускников высших учебных заведений к успешной инженерной деятельности в условиях практико-ориентированного образования. Представлены элементы дуального обучения способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков , обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Ключевые слова

Дуальное обучение, практико-ориентированные кадры, наукоемкое производство, механизмы

сотрудничества, наставничество.

Высокий уровень знаний, получаемый в системе советского образования был признан во всем мире. Её достоинством была научность и фундаментальность. Проблема Российского образования сегодня в том, как от фундаментальных знаний перейти к инновациям и обеспечить подготовку специалистов к конкретной работе.

Для этого необходимо перестроить систему образования - не теряя своей фундаментальность, она должна приобрести новое, практико-ориентированное содержание.

Российское фундаментальное образование создавалось на знаниевой парадигме.

Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, именно в процессе обучения должны формироваться необходимые умения и навыки.

В результате такого подхода Россия пришла к ситуации, когда в избытке оказалось огромное количество специалистов с высшим фундаментальным образованием, а реальная экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров.

На совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально экономического развития России 23 декабря 2013 года в своем выступлении Владимир Путин отметил, что необходимо сформировать широкий набор механизмов сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений ,что бы будущие специалиста могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот кто уже трудится мог повысить квалификацию, сменить профессию ,если нужно, то и сферу деятельности». «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях», - сказал Президент России. «Подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

кадров для реальной экономики- это не чья-то корпоративная ,частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда, а это, как вы знаете одна из ключевых задач развития»,-подчеркнул он.

В соответствии с решением правительства (План мероприятий направленный на популяризацию рабочих и инженерных профессий. От 5.03.2015№366-р) и необходимостью обеспечения региона высококвалифицированными кадрами, с учетом реальных потребностей экономики для повышения инвестиционной привлекательности идет поиск новых подходов к подготовке специалистов для промышленных лидеров высоко технологичных отраслей. Одним из которых является система практико-ориентированного с элементами дуального образования. Согласно Международной стандартной квалификации ЮНЕСКО, дуальная система образования-это организованный учебный процесс реализации образовательных программ, сочетающих частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе.[ 2,с.66-69]

Обучение по дуальной системе подготовки сегодня является одной из самых эффективных форм подготовки кадров в мире. Это объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих в ней сторон-предприятий , работников, государства. Со стороны предприятия, дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры, обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. За время обучения все сильные и слабые стороны студентов становятся очевидными, что дает возможность предприятию отобрать лучших, что мотивирует студентов учиться лучше. Выпускники имеют возможность работать с полной отдачей и производительностью, что способствует закреплению и уменьшении текучести кадров на предприятии. Подготовка кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда.[3,с.239-245] ,

В период модернизации , радикальных смен технологий и оборудования в угледобывающей отрасли Кузбасса для сохранения лидирующих позиций и повышения эффективности производства крупнейшая угольная компания России «СУЭК-Кузбасс» совместно с филиалом Кузбасского Государственного Технического Университета им. Т.Ф. Горбачева в г. Прокопьевске (Кемеровская область) в2014 году начали подготовку инженерных кадров для угольной и смежных отраслей по направлению подготовки «Горное дело» по системе практико -ориентированного обучения (специалитет).

Между ОАО «СУЭК-Кузбасс» и филиалом КузГТУ в г. Прокопьевске был заключен договор, в соответствии с которым для группы практико-ориентированного обучения был разработан интегрированный учебный план и составлены индивидуальные учебные графики с учетом требований производства путем введения углубленной практики на рабочих местах с прогрессивным технологическим оборудованием в пределах вариативной части и самостоятельной работы.

Учебный процесс реализуется по принципу сочетания теоретического обучения (30-40%) и практической подготовки на производственном предприятии(60-70%) с равной ответственностью филиала и предприятия за качество подготовки кадров.

Для совершенствования образовательного процесса и подготовки выпускников к успешной инженерной деятельности участниками проекта совместно проведен анализ требуемых профессиональных компетенций в условиях современного производства.

Перед высшим учебным заведением руководителями компании ОАО «СУЭК-Кузбасс» были поставлены следующие задачи:

-сформировать у выпускников способности участвовать и со временем руководить всем этапами планирования, проектирования, производства и применения объектов, процессов, систем и управления проектами. Такие компетенции необходимы для повышения уровня производительности и лидерства в условиях возрастающей технологической сложности объектов и систем.

В требованиях к теоретическим знаниям и навыкам было отмечено, что знания инженера высоко технологичного производства не ограничиваются полученной технической информацией. Инженер должен: - знать и уметь использовать информационные технологии, чтобы мгновенно получить любые существующие в мире данные;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

-знать необходимые технические данные и уметь восстанавливать их в памяти, -моделировать различные производственные ситуации и решать поставленные задачи; -владеть коммуникативными навыками.

Принимая во внимание роль инженера как лидера общества, область необходимого знания не должна ограничиваться естественно-научными и техническими дисциплинами. Понимание процессов развития общества через изучение истории, экономики, социологии, психологии, литературы и искусства усиливает значимость инженерного решения.

Выпускники должны обладать не только теоретическими и практическими знаниями, понимать ответственность перед обществом и иметь склонности к инновациям но и обладать определенными личностными качествами которые напрямую влияют на качество принимаемых им решений. Для руководства различными ресурсами ( материальными, человеческими, финансовыми) на всех уровнях инженерной деятельности инженер должен обладать долей самокритики, при которой сбалансировано сосуществуют эгоизм и альтруизм. Для этого у выпускника должны быть сформированы следующие качества:

-любознательность и смелость, реализующиеся в творчестве и инновациях;

-сила, позволяющая отдавать и принимать приказы и стойко реагировать на вызовы рынка, неуклонно стремясь к успеху;

- демонстрация преданности как своей команде, так и компании.

Разработка основной профессиональной образовательной программы в практико-ориентированной системе обучения осуществляется в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации.

ОПОП в практико-ориентированной системе обучения в филиале Кузбасского Государственного Технического Университета им. Т.Ф. Горбачева в г. Прокопьевске (Кемеровская область) реализуется через интегрированный учебный план, разработанный инициативной группой проекта на модульной основе с применением междисциплинарных связей.

Будучи заинтересованным в совместной реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов, ориентированных и специализирующихся на профиле предприятий, их оборудования и технологий, базовые предприятия ОАО «СУЭК-Кузбасс», ШУ «Талдинское -Западное», ШУ «Котинское»,ШПУ активно участвует в разработке учебно-методической документации, осуществляет финансирование практических занятий по производственной практике, оснащении материально технической базы университета.

В целях адресной подготовки специалистов горного дела по согласованным и дополнительным программам обучения, проведения совместных научных исследований , повышения квалификации преподавательского состава по приоритетным направлениям в области горного дела на базе :ШУ «Талдинское -Западное» и ШУ «Котинское» созданы:

- базовая кафедра «Диагностики и эксплуатации горных машин и оборудования» -базовая лаборатория « Технологии подземной разработки пластовых месторождений»

Которые позволили расширить обучение и практическую подготовку по направлению « Горное дело». Сотрудники компании ведут лабораторные занятия непосредственно на предприятии, руководят курсовыми работами, практиками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований, решению кейсов. Быстроразвивающиеся технологии не позволяют университету менять лабораторное оборудование, однако, проведение лабораторных работ на предприятии позволяет использовать новейшее оборудование, приборы и технологии для подготовки высококвалифицированных специалистов благодаря объединению интеллектуального потенциала ,материальных, финансовых и корпоративных ресурсов. Проведя сравнительную характеристику требований профессиональных стандартов и единого тарифно-квалификационного справочника выявлены недостающие профессиональные компетенции. С целью достижения реально весомого результата в подготовке высокопрофессионального специалиста по направлению «Горное дело» и формированию профессиональных компетенций в практико-ориентированной системе подготовки была предложена траектория профессионального роста горного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

инженера позволяющая проследить приобретаемые компетенции на каждом курсе подготовки. Согласно предложенной траектории профессионального роста и соответствию умениям и навыкам у студентов соответствующих курсов подготовки есть возможность работать на предприятии по установленному разряду или квалификации.

Таким образом ,мы считаем наиболее эффективным: внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков , обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Список использованной литературы. 1.Зубарев Ю.М. Инновационные направления деятельности высших учебных заведений по подготовке специалистов для машиностроительного комплекса России.//Высшее образование сегодня.2015№2.С15-18.

2.Кольга В.В., Шувалова М.А. //Подготовка современных специалистов в системе дуального образования. Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьего.2014.С.66-69.

3.Тешев В.А., БлягозЗ.У., НагоевА.В., Шелехова Л.В. Элементы дуального образования на экономическом факультете АГУ. //Вестник Адыгейского государственного университета.2014.С.239-245.

4.Терещенкова Е.В.,Бернхард М. Дуальное образование как инновационный формат системы высшего профессионального образования.// Вестник московского гуманитарно-экономического института. 2014.С.33.

5.Григорьва Н.В. Актуальность разработки модели подготовки инженеров на основе дуального обучения.// Сборник трудов международной научной конференции «Наука. Университет,2015». Новосибирск,2015

© Н.В. Григорьева, 2016

УДК 37

Ефанова Людмила Дмитриевна

канд. пед. наук, доцент ГУУ, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РОЛЕВЫХ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Автор рассматривает ролевую игру как один из факторов интенсификации учебного процесса по иностранному языку. В статье фокусируется внимание на возможностях ролевых игр в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Уточняется место ролевой игры в учебном процессе при работе над темой.

Ключевые слова

Ролевая игра, мотивация, речевое поведение, личность, речевая ситуация, модель речевого общения,

воображение.

Проблема эффективности и качества процессов обучения и воспитания всегда была и остается актуальнейшей проблемой времени.

Ученые, методисты и преподаватели-практики полагают, что в условиях учебного процесса именно ролевая игра обладает большими обучающими и воспитательными возможностями[1]. В чем же они заключаются?

1)Ролевую игру можно рассматривать как самую точную модель общения, так как она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.