Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка специалистов высокотехнологичного производства: опыт внедрения технологии дуального обучения'

Профессиональная подготовка специалистов высокотехнологичного производства: опыт внедрения технологии дуального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / THE TECHNOLOGY OF TRAINING SPECIALISTS / DUAL EDUCATION / SOCIAL PARTNERSHIP / HIGH TECHNOLOGY PRODUCTION / HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT / INDUSTRIAL ENTERPRISE / EDUCATIONAL PROCESS / PRACTICAL TRAINING / INTEGRATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Наталья Валентиновна

С целью привлечения социальных партнеров к подготовке специалистов для высокотехнологичных отраслей, в образовательный процесс Прокопьевскго филиала Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева (Кемеровская область) была внедрена технология дуального обучения. В качестве социального партнера выступила крупнейшая угольная компания России ОАО «СУЭК-Кузбасс». Взаимодействие образовательного учреждения и производства позволило сократить дисбаланс между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями высокотехнологичного предприятия. Автор статьи описывает технологию внедрения дуального обучения, подробно описывая содержание ее основных этапов. Для подтверждения эффективности внедрения технологии дуального обучения в подготовку специалистов для высоко технологичного производства автор представляет результаты внедрения технологии в подготовку горных инженеров в Кузбассе. Экспериментальная проверка эффективности внедрения технологии дуального обучения позволила зафиксировать положительные изменения в уровнях сформированности основных компонентов профессиональной компетентности студентов. Анализ приоритетов государственной политики и анализ инновационных подходов в сфере модернизации высшего образования позволили автору обосновать целесообразность, своевременность и перспективность внедрения технологии дуального обучения в подготовку инженерных кадров, не требующих долгого периода адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VOCATIONAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR HIGH-TECH MANUFACTURING: EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF DUAL EDUCATION TECHNOLOGY

To attract social partners to training specialists for high-tech industries, the technology of dual training was introduced into the educational process of the Prokopyevsk branch of the Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev (Kemerovo region). The largest Russian coal company OJSC SUEK-Kuzbass became the University’s social partner. The interaction between the educational establishment and industrial enterprise made it possible to reduce the imbalance between the quality of training specialists and the real requirements of a high-tech enterprise. The author of the article describes the technology for introducing dual learning, detailing the content of its main stages. To confirm the effectiveness of the introduction of dual training technology in training specialists for high-tech production, the author presents the results of the introduction of technology in the training of mining engineers in Kuzbass. Experimental verification of the effectiveness of the introduction of dual training technology allowed to fix positive changes in the levels of the formation of the main components of the students’ professional competence. Analysis of priorities of state policy and analysis of innovative approaches in the field of higher education modernization allowed the author to justify the expediency, timeliness and prospects of introducing dual technology in the training of engineering personnel that do not require a long period of adaptation.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка специалистов высокотехнологичного производства: опыт внедрения технологии дуального обучения»

УДК 378.147

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2018

Григорьева Наталья Валентиновна, старший преподаватель

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, филиал в Прокопьевске (653033, Россия, Прокопьевск, улица Ноградская, 32, e-mail: ngrigorn311@gmail.com)

Аннотация. С целью привлечения социальных партнеров к подготовке специалистов для высокотехнологичных отраслей, в образовательный процесс Прокопьевскго филиала Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева (Кемеровская область) была внедрена технология дуального обучения. В качестве социального партнера выступила крупнейшая угольная компания России ОАО «СУЭК-Кузбасс». Взаимодействие образовательного учреждения и производства позволило сократить дисбаланс между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями высокотехнологичного предприятия. Автор статьи описывает технологию внедрения дуального обучения, подробно описывая содержание ее основных этапов. Для подтверждения эффективности внедрения технологии дуального обучения в подготовку специалистов для высоко технологичного производства автор представляет результаты внедрения технологии в подготовку горных инженеров в Кузбассе. Экспериментальная проверка эффективности внедрения технологии дуального обучения позволила зафиксировать положительные изменения в уровнях сформированности основных компонентов профессиональной компетентности студентов. Анализ приоритетов государственной политики и анализ инновационных подходов в сфере модернизации высшего образования позволили автору обосновать целесообразность, своевременность и перспективность внедрения технологии дуального обучения в подготовку инженерных кадров, не требующих долгого периода адаптации.

Ключевые слова: технология подготовки специалистов, дуальное обучение, социальное партнерство, высокотехнологичное производство, высшее учебное заведение, промышленное предприятие, образовательный процесс, практическая подготовка, интеграция, эффективность.

THE VOCATIONAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR HIGH-TECH MANUFACTURING: EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF DUAL EDUCATION TECHNOLOGY

© 2018

Grigoryeva Natalia Valentinovna, Senior Lecturer

Kuzbass State Technical University, branch in Prokopyevsk (653033, Russia, Prokopyevsk, street Nogradskaya, 32, e-mail: ngrigorn311@gmail.com)

Abstract. To attract social partners to training specialists for high-tech industries, the technology of dual training was introduced into the educational process of the Prokopyevsk branch of the Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev (Kemerovo region). The largest Russian coal company OJSC SUEK-Kuzbass became the University's social partner . The interaction between the educational establishment and industrial enterprise made it possible to reduce the imbalance between the quality of training specialists and the real requirements of a high-tech enterprise. The author of the article describes the technology for introducing dual learning, detailing the content of its main stages. To confirm the effectiveness of the introduction of dual training technology in training specialists for high-tech production, the author presents the results of the introduction of technology in the training of mining engineers in Kuzbass. Experimental verification of the effectiveness of the introduction of dual training technology allowed to fix positive changes in the levels of the formation of the main components of the students' professional competence. Analysis of priorities of state policy and analysis of innovative approaches in the field of higher education modernization allowed the author to justify the expediency, timeliness and prospects of introducing dual technology in the training of engineering personnel that do not require a long period of adaptation.

Keywords: the technology of training specialists, dual education, social partnership, high technology production, higher education establishment,industrial enterprise, educational process, practical training, integration, efficiency.

Введение ФГОС ВО ориентировало систему высшего образования на привлечение социальных партнеров к подготовке квалифицированных кадров[1]. Полагаясь на мнение ученых под «социальном партнерством» мы понимаем особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами рынка труда, нацеленный на подготовку специалистов, максимальное согласование и реализацию интересов всех участников образовательного процесса. [2,3]. Нужно отметить, что стремление бизнеса участвовать в модернизации системы высшего образования нашло поддержку в органах государственной власти (ФЗ №307 «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 01.12.2007 г.) [4]. В условиях рыночной экономики крупные предприятия в состоянии полностью принять на себя затраты по подготовке кадров для собственного производства при сохранении бюджетного финансирования по нормативному принципу. Такой подход позволит предприятию, выступающего в данном случае в качестве социального партнера образовательного учреждения, самостоятельно формировать заказ по востребованным специальностям, вносить изменения в содержание обучения, направлять на обучение лучшие кадры из числа своих работников, Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

проводить учебно-производственную практику на реальной производственной базе и тем самым добиться высокого качества подготовки специалистов для собственного предприятия.

Современные подходы к организации профессиональной подготовки специалистов, проектированию ее содержания и технологий обучения широко обсуждаются отечественными исследователями [5,6,7,8]. В этой связи целесообразно и перспективно рассмотреть особенности внедрения элементов дуального обучения в подготовку специалистов для высоко технологичного производства, в том числе для отраслей горной промышленности, т.к. именно дуальное обучение предусматривает взаимодействие и кооперацию производственной сферы (предприятий) и образовательных учреждений (вузов), выступающих в качестве социальных партнеров, направленное на повышение качества профессиональной подготовки специалистов.

Дуальное обучение, с позиции исследователей отечественного профессионального образования (Е.Ю. Есениной, И.В. Зиминой, Л.В. Овсиенко) это «образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционном образовательном учреждении» [9]. Вместе с тем «дуальное обучение» - это больше, чем практико-ориентированные образовательные тех-

Ш

нологии. Это более гибкий способ взаимодействия двух систем: образовательного учреждения и производства: метод позволяющий сократить дисбаланс между качеством образования и актуальными требованиями высокотехнологичных производств [10, 11].

Мы определяем дуальное обучение как, обоснованную предварительным планированием, целенаправленную, осуществляемую пошагово и на рефлексивной основе согласованную деятельность социальных партнеров по разработке технологии организации подготовки специалистов. Данная деятельность объединяет педагогические цели и интегрированные возможности вуза и базового предприятия и реализует целевые установки на каждом этапе подготовки.

Анализ исследований М.А. Галагузовой, В.А. Тешева, Е.В. Ткаченко показал, что успешной реализации задач социального партнерства способствует система новых принципов организации профессионального образования, в основу которых положена интегративная идея: «работодатель определяет, чему учить, образовательное учреждение - как учить» [12, 13]. В этой связи целесообразно и перспективно рассмотреть особенности внедрения элементов дуального обучения в подготовку специалистов для высоко технологичного производства, в том числе для отраслей горной промышленности, т.к. именно дуальное обучение предусматривает взаимодействие и кооперацию производственной сферы (предприятий) и образовательных учреждений (вузов), выступающих в качестве социальных партнеров, направленное на повышение качества профессиональной подготовки специалистов.

С целью экспериментальной проверки эффективности в образовательный процесс в ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева», филиал в г. Прокопьевске была внедрена технология подготовки специалистов в условиях дуального обучения. Партнерами выступили - предприятия шахтоуправления (ШУ) «Талдинское-Западное», ШУ «Котинское» и шахтопроходческое управление (ШПУ), принадлежащие крупнейшей угольной компании России ОАО «СУЭК-Кузбасс». В педагогическом эксперименте приняли участие студенты, обучающиеся по специальности 21.05.04 Горное дело (уровень специалитета).

В педагогике широко распространенным является термин «педагогическая технология» [14, 15, 16, 17, 18]. В условиях дуального обучения, технологию подготовки специалистов можно представить, как технологическую цепочку действий, этапы которой можно свести к нижеследующему перечню. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу действий.

1. Подготовительный этап: исследование (диагностика), проблематизация, концептуализация, целе-полагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование технологии подготовки специалистов в условиях дуального обучения, ее предварительная социализация.

2. Организационно-исполнительный этап: уточнение плана работы каждым из участников технологии подготовки специалистов в условиях дуального обучения, пошаговое выполнение запланированных действий; коррекция хода реализации и действий участников технологии подготовки специалистов в условиях дуального обучения на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка продукта технологии подготовки специалистов в условиях дуального обучения; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка).

3. Рефлексивно-обобщающий этап: рефлексия результата первоначальному замыслу; оценка качества полученного продукта; оценка качества совместной деятельности и отношений социальных партнеров; перспективы использования продукта и развития техноло-192

гии подготовки специалистов в условиях дуального обучения.

Рассмотрим поэтапный процесс внедрения технологии подготовки специалистов в условиях дуального обучения.

1) Подготовительный этап

На данном этапе ВУЗ с целью совершенствования подготовки специалистов с учетом реальных потребностей отрасли и для повышения собственной конкурентоспособности на рынке образовательных услуг провел прогноз отраслевых и региональных потребностей в специалистах. Для обеспечения эффективности процесса прогнозирования и планирования потребностей в подготовке высококвалифицированных кадрах при проведении анализа актуальных потребностей региона и отрасли ВУЗ ориентировался на стратегические целевые показатели, обозначенные на федеральном уровне как, например, развитие науки, технологий и техники в Российской Федерации; политика импортозамещения; широкое использование потенциала действующих технологических платформ [19,20].

Также ВУЗ провел: анализ профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в регионе; анализ структуры и состава подготавливаемых кадров, а также потребностей в высоко квалифицированных кадрах в соответствии с ориентацией на промышленно-экономическое развитие региона, перспективные инвестиционные проекты; анализ предложений работодателей для формирования прогноза потребности в кадрах; разработал консолидированный план контрольных цифр приема по направлениям подготовки специалистов; провел профессиональную ориентацию, направленную на создание почвы для пересечения интересов личности, системы образования, работодателя и государства.

На данном этапе профориентационная деятельность предполагала включение в процесс всех основных участников, а именно ВУЗа и Предприятия. Основными инструментами системы профориентации стали: создание сети специализированных служб консультирования на предприятии и в образовательном учреждении; проведение массовых профориентационных мероприятий в ВУЗе, также выездные дни открытых дверей на Предприятии; проведение специализированных конкурсов профессионального мастерства проводимыми объединениями работодателей. Система профориентаци-онной деятельности опиралась на результаты прогноза отраслевых и региональных потребностей, а фокус мероприятий профориентационной деятельности учитывал результаты данного прогноза.

На подготовительном этапе Предприятие с целью развития системы прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля и для сокращения расходов предприятия на кадровый рекрутинг провело оценку качества подготовки специалистов ВУЗами региона и составило рейтинг полезности образовательных учреждений; определил ответственных исполнителей на предприятии по обеспечению развития системы дуального обучения в условиях производственно-образовательного кластера «ВУЗ-Предприятие»; выявило качественную и количественную потребность в профессиональном обучении в настоящий момент и в перспективе (как близкой, так и далекой); сформировало согласованный заказ на подготовку специалистов для собственного предприятия; сформировало требования к компетенциям и квалификации кадров[21]; сформировало заказ на проведение научно-исследовательской деятельности для решения производственных задач; сформировало механизмы мотивации работников предприятия к обучению по дуальной системе образования; провело сбор заявлений на обучение по дуальной системе образования среди работников предприятия; провело диагностику профессиональных интересов перспективных рабочих и их склонностей; для повышения эффективности использования специалистов, развития Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

их профессиональной компетентности и мобильности провело профессиональный отбор абитуриентов.

Для обеспечения развития системы наставничества Предприятие провело отбор кандидатов в наставники и организовало их обучение; разработало системы мер по мотивации деятельности наставников, закрепленных в Положении о наставничестве.

Особо значимыми явились следующие функции Предприятия: разработка механизмов включения во все основные этапы подготовки кадров для собственного предприятия; участие в разработке модели учебного процесса на основе принципов дуального обучения и специфики Предприятия и ВУЗа, в том числе разработке практических рекомендаций по включению в рабочие программы ВУЗа разделов, раскрывающих теоретические основы реальных производственных или технологических процессов; определение траектории профессионального роста студентов - работников предприятия и разработка критериев оценки качества образования, материалов к производственному экзамену (совместно с сотрудниками ВУЗа и наставниками); проведение подготовки нормативно-правового обеспечения реализации образовательных программ в условиях дуального обучения и формирование пакета документов, обеспечивающих взаимодействие ВУЗа и Предприятия; подписание двусторонних соглашений.

Результатом этапа является утверждение консолидированного плана контрольных цифр приема по направлению подготовки специалистов, интегрированный учебный план по специальности «Горное дело» и сформированный пакет документов нормативно-правового обеспечения реализации образовательных программ в условиях дуального обучения, обеспечивающий взаимодействие ВУЗа и Предприятия.

2) Организационно-исполнительный этап

Данный этап предусматривал реализацию единой цели ВУЗа и Предприятия, а именно внедрение организационно-педагогических условий для совершенствования подготовки специалистов с учетом реальных потребностей базового предприятия. Содержание этапа включало совместную работу базового Предприятия и ВУЗа по: созданию совместной материально-технической базы и производственной базы для организации дуального бучения, а также для проведения научно-исследовательской работы, направленной на решение производственных задач; организации укомплектования штата Предприятия кураторами дуального обучения на условиях внешнего совместительства из числа преподавателей ВУЗа; созданию на предприятии базовых кафедр и научно-исследовательских лабораторий; принятию на условиях внешнего совместительства работников Предприятия преподавателями дуального обучения по созданным совместно с Предприятием базовым кафедрам, обеспечив их учебной нагрузкой из числа часов освоения студентами индивидуальных учебных планов на рабочем месте; содействию в осуществлении образовательной деятельности преподавателями дуального обучения, принятыми на условиях внешнего совместительства из числа работников Предприятия, по созданным совместно с Предприятием базовым кафедрам; разработке учебных планов и календарного графика, синхронизированного с деятельностью образовательного учреждения и возможностями производства; разработке плана мероприятий по обеспечению образовательного процесса, с учетом профессиональной специфики и корпоративного заказа Предприятия; разработке механизмов и оценки реализации траекторий профессионального роста; обогащению рабочих программ профессиональным, специализированным контекстом; введению дополнительных дисциплин по профилю специальности, в том числе учитывающих специфику деятельности базового предприятия, используя часы вариативной части ФГОС; распределению часов теоретического и практического обучения в соответствии с мощностями базового предпри-

ятия; разработке и утверждению содержания НИРС, тем дипломных, курсовых проектов на решение конкретных производственных задач; обеспечению стажировки преподавателей специальных дисциплин; внедрение мер по мотивации деятельности наставников; организации курсов повышения квалификации наставников (кураторов, как внешних совместителей от ВУЗа) по специализированным направлениям, необходимым для образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения; обеспечению требуемого индивидуальными учебными планами посещения студентами образовательного процесса, как в ВУЗе, так и на Предприятии при обучении на рабочем месте; обеспечению выполнения наставником программы дуального обучения, должностной инструкции и обязанностей, в том числе по организации участия студентов в производственном процессе, проведению инструктажа со студентами; организации процедур промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения, в том числе совместно с наставниками и руководителями базового предприятия; разработке механизмов и инструментов промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения; интеграции ресурсных баз вуза и предприятия для организации производственной практики; обеспечению студентов на период прохождения дуального обучения доставкой на Предприятие, специальной одеждой, средствами обучения, расходными материалами по действующим нормативам; обеспечению студентам доступа к практическим материалам и процессам, за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну; привлечению студентов в качестве соисполнителей научных исследований под совместным руководством сотрудников ВУЗа и Предприятия с последующей подготовкой и защитой курсовых и выпускных квалификационных работ.

Результатом организационно-исполнительного этапа явилась подготовка квалифицированных специалистов, ориентированных и специализирующихся на профиле предприятия, его уникальном оборудовании и технологии; повышение квалификации преподавателей специальных дисциплин.

3) Рефлексивно-обобщающий этап

Целью этапа являлась проверка качества подготовки специалистов согласно требованиям базового предприятия и ФГОС. Для реализации поставленной цели Предприятие и ВУЗ совместно провели: контроль выполнения кураторами и преподавателями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, программы дуального обучения, рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, должностной инструкции и обязанностей; процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студентов по специальности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей студентов, освоенных ими в процессе дуального обучения, контроля над качеством подготовки специалистов при итоговой аттестации; оценку соответствия траектории профессионального роста, в том числе квалификационные экзамены на предприятии; оценку результатов НИРС и статистику учета рациональных предложений; привлечение студентов в качестве соисполнителей научных исследований под совместным руководством сотрудников ВУЗа и Предприятия с последующей подготовкой и защитой курсовых и выпускных квалификационных работ.

Предприятие провело учет результатов оценки качества профессионального образования: в принятии управленческих решений на предприятии; при аттестации кадров; при формировании плана-заказа на подготовку специалистов следующего потока; при определении материального стимулирования работников обучающихся по программе дуального бучения.

ВУЗ, используя результаты оценки качества профес-

сионального образования в условиях дуального обучения, провел: модернизацию и корректировку образовательных программ, учебных планов, контрольно-оценочных средств, программ производственной практики и др.; организацию управленческой, методической и педагогической деятельности, направленной на повышение качества подготовки специалистов; анализ перспективных формы сотрудничества с предприятиями работодателями с целью расширения источников финансирования; организацию работы по подготовке и повышению квалификации других работников Предприятия по согласованным профессиональным образовательным программам, соответствующим профилю деятельности Предприятия и ориентированным на удовлетворение кадровых потребностей; определение стратегии развития дуальной системы образования в регионе.

Результатом этапа является мобильная и системная корректировка учебных планов; развитие системы независимой оценки качества подготовки специалистов.

Технология подготовки специалистов в условиях дуального обучения осуществлялась как комплексное использование активных и интерактивных методов обучения, нацеленных на деятельностное вовлечение студентов в образовательный процесс, использование дистанционного обучения, методов проблемного изложения; Case-study или метода учебных конкретных ситуаций (УКС); исследовательского метода; метода направленного эксперимента; метода моделирования; рефлексии деятельности.

Благодаря внедрению данной технологии произошли значительные изменения в экспериментальной группе по выделенным критериям, которые были получены на контрольном этапе эксперимента. Используя методику методику «Изучение мотивации обучения в вузе» (Т.И. Ильиной); методику «Изучение фактора привлекательности профессии» (В.Я Ядов) были получены результаты изменения мотивационного критерия оценивания профессиональной компетентности студентов. По данным результатам можно наблюдать сдвиг мотивов в сторону овладения профессией. Количественные показатели выглядят следующим образом: по мотиву «овладение профессией» прирост на контрольном этапе у студентов ЭГ оставил - 37,5 %; у студентов КГ отмечен прирост в -25%; по мотиву «приобретение знаний» на контрольном этапе у студентов КГ прирост составил 10%; у студентов ЭГ отмечен прирост в - 25%.

Метод наблюдения и экспертной оценки наставников, привлеченных к исследованию профессиональной компетентности студентов контрольной и экспериментальной групп, позволил оценить когнитивный критерий по таким показателям, как активность и самостоятельность в приобретении студентами знаний о современном оборудовании, технике, средствах механизации, автоматизации производственных процессов, овладении высокопроизводительными методами труда и т.д. в процессе производственного обучения на базовом предприятии. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Когнитивный критерий оценивания профессиональной компетентности (самостоятельность и активность в приобретении знаний) студентов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (%)

ЭГ КГ

Конст. экспер. Контр, экспер. Конст. экспер. Контр, экспер.

Показатель 'i % 1Т 'i 1 'i

S з: и э I и i и э I и m

Самостоятельность 70 12,5 17,5 20 20 60 67,5 20 12,5 50 30 30

Активность 20 60 20 10 20 70 22,5 57, 20 12,5 65 22,5

Зафиксированы также изменения в показателях организационно-управленческого критерия, которые были получены при помощи методики «Лидерский потенциал» (В.В Бойко); методики «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявским, Б.А. Федоришин); методики «Личностный дифференциал», адаптированная сотрудниками психоневрологического 194

института им. В.М. Бехтерева и представлены в таблице 2.

Таблица 2-Организационно-управленческий критерий оценивания профессиональной компетентности студентов в КГ и ЭГ на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (%)

Показатели ЭГ КГ

Конст. эксп-т Кош- Конст. эксп-т Контр, эксп-т

Низ Ср. Выс. Низ Ср. Выс Низ Ср. Выс. Низ Ср. в

Лид ер се не качества 20 72,5 7,5 2,5 32,5 65 22,5 75 2,5 15 65 20

Хоздагпашак ¡я гена 45 35 20 10 27,5 62,5 47,5 35 17,5 30 50 20

Оргшшсрсш шесш 40 37,5 22,5 : ; 30 62,5 37,5 40 22,5 32,5 40 27,5

Оценка депельвости 25 25 50 0 25 75 25 25 50 25 25 50

Сила воли 10 25 65 5 15 S0 7,5 37,5 55 10 45 45

Активность 70 12,5 17,5 10 15 75 60 17,5 22,5 35 15 25

Статистически значимые различия между результатами экспериментальной и контрольной групп по показателям лидерские качества, коммуникативные качества, организаторские качества, волевые качества - дает основание утверждать, что внедрение технологии подготовки специалистов в условиях дуального обучения привело к более значимому положительному результату. Таким образом, разность результатов позволяет сделать вывод внедрение технологии подготовки специалистов в условиях дуального обучения способствует повышению эффективности подготовки специалистов для высоко технологичного производства, в том числе для отраслей горной промышленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Министерства образования и науки № 1298 от 17.10.2016 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 21.05.04 Горное дело (уровень 169 специалитета)» [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.fgosvo.ru/news/21/2071 (дата обращения 6.08.2018)

2. Айтуганов И.М., Корчагин Е.А., Матюхин Е.Л., Мухаметзянова Г.В., Самолдина Л.Н., Сафин Р.С. Взаимодействие образования и производства: содержание, модели реализации // Казанский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 5-10.

3. Землянский, В.В. Дуальная система подготовки специалистов как форма интеграции профессионального образования и производства // Интеграция образования. 2010. №3. С. 9-14.

4. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»[Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/192328/#-ixzz5OQuXdvsz (дата обращения 17.08.2018)

5. Жураковский В.М., Барышникова М.Ю., Воров А.Б. Модернизация инженерного образования: Российские традиции и современные инновации // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 416. С. 87-93.

6. Иванова С.В., Сухаева А.Р. Проблемы качества профессиональной подготовки специалиста // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 7. С. 283285.

7. Кондратьев В.В., Иванов В.Г. Инженерное образование и инженерная педагогика: проблемы и решения // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №24. С. 262-271.

8. Минин М.Г., Денчук Д.С. Формирование компетенции инженерного изобретательства на примере студентов элитного технического образования НИ ТПУ // Инженерная педагогика. 2015. № 17. Т.1. С. 154-159.

9. Овсиенко Л.В., Зимина И.В., Есенина Е.Ю. Дуальное обучение как важный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т.17. №5. С. 339-344.

10. Есенина Е.Ю. Дуальное обучение: возможно-

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

сти, ограничения, условия и практика использования // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 8. С. 16-18.

11. Кольга В.В., Шувалова М.А. Современные модели дуального образования техников высокотехнологичной отрасли // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1; URL: http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=18103 (дата обращения: 10.08.2018).

12. Ткаченко Е.В., Галагузова М.А. Понятийный аппарат педагогики и образования: монография.: УрГПУ,

2016. -484 с.

13. Тешев В.А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. № 1. С. 144-150

14. Батышев С.Я., Новиков А.М. Профессиональная педагогика - М.: ЭГВЕС, 2010. 456 с.

15. Новиков А.М., Новиков Д.А. Структура системной теории развития профессионального образования // Специалист. 2016. №1. С. 18-23.

16. Сластенин В.А., Дубицкая Е.А., Подымова Л.С. Педагогическое наследие В.А. Сластенина: горизонты будущего: монография - М.: МПГУ, 2015. 204 с.

17. Чернилевский Д.В., Моисеев. В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования: монография - М.: МГИУ, 2002. 145 с.

18. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография - М.: Университетская книга, 2008. 300 с.

19. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологии Российской Федерации» (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.12.2015 г. № 623). [Электронный ресурс] Режим доступа http://kremlin.ru/acts/bank/33514 (дата обращения 10.03.2018)

20. Распоряжение правительства России № 1662-Р от 17 ноября 2008 года «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.consultantru/document/cons_doc_LA W_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения 10.08.2018)

21. Григорьева Н.В., МокрецоваЛ.А., Швец Н.А. Профессиональная компетентность будущих специалистов: анализ уровня сформированности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. Кострома,

2017. №3. С. 122-127

Статья поступила в редакцию 05.08.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.