На этом же этапе проводим констатирующий эксперимент. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента выстраиваем систему работы с детьми на проверку гипотезы и осуществление задач опытной работы (проводим формирующий эксперимент).
Анализируем проведение формирующего эксперимента. Уточняем гипотезу и содержание опытной работы. Проводим заключительный контрольный эксперимент, делаем анализ, выводы, составляем возможные рекомендации.
3-й этап — оформление выпускной квалификационной работы: компонуем подготовленные тексты, уточняем введение, выводы, заключение, список литературы, приложений, составляем оглавление, оформляем титульный лист.
4-й этап — подготовка квалификационной работы к защите: готовим текст к публичному выступлению, сдаем работы для составления отзыва и рецензии.
Руководителю ВКР необходимо помнить, что в процессе выполнения работы у студентов формируется не только исследовательская компетенция, но и мотивационная и ориентировочная основа для других профессиональных компетенций.
1. Баранников А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход. — М. : ГУ ВШЭ, 2002. — 148 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 345 с.
3. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность в структуре ключевых компетентностей будущего педагога. — URL: http://www.jumal.org/articles/ 2011/ped4.html/
4. Феськова Е. В. Становление исследовательской компетентности в дополнительном образовании и профильном обучении: дис. ... кандидата педагогических наук. — Красноярск, 2005.
5. Финогенова Е. В. Исследовательская компетентность школьника // Биология в школе. — 2009. — № 9. — с. 14-18.
6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. — URL: http://www.eidos.ru/ journal/2002/0423.htm.
7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 55-61.
8. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. — URL: http:// www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
О. О. Минова, преподаватель ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж»
Каждому педагогу-практику известно, что заинтересованность обучающихся на занятиях является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.
Что же такое интерес?
В работах ряда известнейших педагогов прошлого имеются ценные высказывания по этому вопросу. Еще немецкий философ Гербарт пытался раскрыть его природу и свойства. Широкой известностью пользуется сказанная им фраза, ставшая крылатой: «Скука — враг преподавания».
Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль интереса в преподавании. Прогрессивный русский педагог П. Ф. Лес-гафт писал: «Для развития интереса учащихся к знаниям первостепенное значение имеет самостоятельная творческая деятельность». В. А. Сухомлинский утверждал: «Знания становятся желанным достоянием маленького чело-
века при условии, когда он в них заинтересован, когда они — средство достижения творческих целей».
Таким образом, термины «интерес» и «творчество» не просто являются неотъемлемой частью учебной деятельности, но и взаимосвязаны друг с другом. Используя творческие способности обучающихся и различные формы работы, применяемые на занятиях, мы воспитываем личность мыслящую, деятельную, всесторонне развитую.
Каждая учебная дисциплина имеет свою специфику и, соответственно, особенности использования тех или иных методов, технологий обучения. В курсе иностранного языка метод
проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для студента. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: презентация, макет, буклет, плакат, рисунок, видеоролик, слайд-шоу и т. д.
Современное переосмысление основных идей американского философа-идеалиста Джона Дьюи, основоположника современного метода проекта, можно увидеть в деятельност-но-личностном подходе к воспитанию, который предполагает:
- связь обучения с жизнью;
- развитие самостоятельности и активности в учебном процессе;
- развитие умения адаптироваться к действительности;
- умения общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Согласно воззрениям Дьюи, истинным и ценным является только то, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это надо и где и как я могу эти знания применить — вот основной тезис современного понимания метода проектов в развитии творческих способностей обучающихся.
В англоговорящих странах этот метод характеризуется как learn by doing (учение через деятельность). Точнее, о методе проектов надо говорить как об обучении через деятельность. Еще одна характеристика метода проектов на английском языке звучит так: cooperative learning. Это означает учение в кооперации, т. е. совместное, а мы понимаем его как групповое.
Этот метод наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению иностранному языку: мотивация к учению (в проектной работе она всегда положительная) и личный интерес (проект отражает интересы обучающихся).
Проектная деятельность способствует совершенствованию навыков работы студентов с компьютером и другими современными техническими средствами. Студенты осваивают электронные версии словарей, справочников, энциклопедий, расширяют языковые знания, повышают уровень практического использования иностранного языка.
Метод проектов находит все большее распространение в системе образования, так как любая
его форма — это одновременно поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов собственного труда обучающимися.
Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.
Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в колледже начинается со 2-го курса. На 1-м курсе (база 9 классов) завершается обучение языку по программе, соответствующей 10-11-му классам средней общеобразовательной школы с некоторой корректировкой и сокращениями. Поэтому на 1-м курсе ребята выполняют мини-проекты (в виде презентаций) на темы: «Моя семья», «Мой рабочий день», «Наш колледж», «Место, в котором я живу» и т. д. Начиная со 2-го курса и по 4-й курс, студенты создают свои проекты в виде презентаций, видеороликов и т. д. на иностранном языке по темам, связанным с их будущей профессией. Например, «Экология», «Химия и ее разделы», «Химические элементы», «Загрязнение воды, земли, воздуха в нашем городе», «Моя будущая профессия», «Промышленное оборудование на предприятиях нашего города», «Лекарственные растения» и т. д. Ребята самостоятельно ищут информацию по данной теме, сначала на русском языке, затем переводят ее на иностранный язык, анализируют, сравнивают, составляют графики, таблицы.
Метод проектов способствует реализации способностей студентов, позволяет интегрировать разные учебные дисциплины, а также организовать обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование.
Создание своего проекта является новым видом работы, поэтому необходимо подробно объяснить обучающимся цель и ход работы. Студентам можно дать советы, как организовать работу над проектом. Преподаватель должен помочь студентам выбрать тему проекта, если же ни одна им не интересна, он должен ненавязчиво подвести их к формулировке собственной темы.
На следующем этапе работы преподавателю необходимо объяснить, как лучше распределить роли в группе, важно разъяснить, что общий успех зависит от личного вклада каждого участника проекта. Очень важно организовать работу, создав благоприятные условия раскрытия и проявления творческого потенциала обучающихся.
Особое внимание необходимо уделить презентации проектов на занятии. Такие занятия у нас проходят в мультимедийной аудитории, где ребята защищают свои проекты.
Замечательный опыт саморекламы дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент — 5-7 минут на выступление и около 5 минут на вопросы по теме. Авторы проекта готовят аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомят с ней представителей жюри (в качестве которого выступают обучающиеся других групп или преподаватели и представители предприятий нашего города), заранее позаботившись об оформлении аудитории, приготовив технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т. п.
Положительным в применении метода проектов на занятиях считаю, во-первых, повышение интереса к изучению иностранного языка. Во-вторых, студентам предоставляется возможность проявлять свои творческие способности,
а в-третьих, практически применять все те навыки и умения, которые они приобрели в процессе изучения иностранного языка.
Обучение иностранному языку протекает наиболее успешно, когда обучающиеся вовлечены в творческую деятельность. Развитие такого рода способностей у студентов стимулирует их к проявлению творческих навыков в жизни вне колледжа, в будущем, во взрослой жизни. Ведь творческие проекты способствуют преодолению комплексов и возникновению чувства самореализации в обществе.
Необходимо помнить о том, что творчество невозможно без деятельности, причем продуктивной деятельности. Именно об этом сказал великий ученый Л. С. Выготский: «Творчество на деле существует не только там, где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ
т. В. Карабутова, преподаватель ГОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный техникум»
В соответствии с требованиями ФГОС СПО обучающиеся образовательных учреждений среднего профессионального образования должны обладать не только фундаментальными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, а также общими и профессиональными компетенциями.
Опыт моей педагогической деятельности показывает, что к моменту начала изучения междисциплинарных курсов (оно начинается в техникуме с первого года обучения) обучающиеся уже должны обладать теми или иными общими компетенциями. Занятия междисциплинарных курсов (МДК) должны способствовать развитию общих и формированию профессиональных компетенций. Следовательно, формирование компонентов общих компетенций, хотя стандартом это не предусмотрено, должно происходить уже при освоении преподаваемой мною общеобразовательной дисциплины ОДБ.05 «Обществознание (включая экономику и право)».
Дисциплина ОДБ.05 «Обществознание (включая экономику и право)» является базовой об-
щеобразовательной дисциплиной при освоении специальностей технического профиля и изучается как интегрированный базовый учебный предмет. Программа направлена на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Основной целью контроля изучения курса учебной дисциплины является оценка умений и знаний.
С целью формирования компонентов общих компетенций я рассмотрела требования ФГОС с точки зрения компетентностного подхода и соотнесла предусмотренные стандартом знания, умения с показателями и индикаторами ОК, представленными в карте критериев.
55 -