Особое внимание необходимо уделить презентации проектов на занятии. Такие занятия у нас проходят в мультимедийной аудитории, где ребята защищают свои проекты.
Замечательный опыт саморекламы дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент — 5-7 минут на выступление и около 5 минут на вопросы по теме. Авторы проекта готовят аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомят с ней представителей жюри (в качестве которого выступают обучающиеся других групп или преподаватели и представители предприятий нашего города), заранее позаботившись об оформлении аудитории, приготовив технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т. п.
Положительным в применении метода проектов на занятиях считаю, во-первых, повышение интереса к изучению иностранного языка. Во-вторых, студентам предоставляется возможность проявлять свои творческие способности,
а в-третьих, практически применять все те навыки и умения, которые они приобрели в процессе изучения иностранного языка.
Обучение иностранному языку протекает наиболее успешно, когда обучающиеся вовлечены в творческую деятельность. Развитие такого рода способностей у студентов стимулирует их к проявлению творческих навыков в жизни вне колледжа, в будущем, во взрослой жизни. Ведь творческие проекты способствуют преодолению комплексов и возникновению чувства самореализации в обществе.
Необходимо помнить о том, что творчество невозможно без деятельности, причем продуктивной деятельности. Именно об этом сказал великий ученый Л. С. Выготский: «Творчество на деле существует не только там, где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ
т. В. Карабутова, преподаватель ГОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный техникум»
В соответствии с требованиями ФГОС СПО обучающиеся образовательных учреждений среднего профессионального образования должны обладать не только фундаментальными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, а также общими и профессиональными компетенциями.
Опыт моей педагогической деятельности показывает, что к моменту начала изучения междисциплинарных курсов (оно начинается в техникуме с первого года обучения) обучающиеся уже должны обладать теми или иными общими компетенциями. Занятия междисциплинарных курсов (МДК) должны способствовать развитию общих и формированию профессиональных компетенций. Следовательно, формирование компонентов общих компетенций, хотя стандартом это не предусмотрено, должно происходить уже при освоении преподаваемой мною общеобразовательной дисциплины ОДБ.05 «Обществознание (включая экономику и право)».
Дисциплина ОДБ.05 «Обществознание (включая экономику и право)» является базовой об-
щеобразовательной дисциплиной при освоении специальностей технического профиля и изучается как интегрированный базовый учебный предмет. Программа направлена на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Основной целью контроля изучения курса учебной дисциплины является оценка умений и знаний.
С целью формирования компонентов общих компетенций я рассмотрела требования ФГОС с точки зрения компетентностного подхода и соотнесла предусмотренные стандартом знания, умения с показателями и индикаторами ОК, представленными в карте критериев.
55 -
Например, для формирования компонентов компетенции ОК 6 «Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потреби-
Метод проектов не является новостью в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно ранее выхода в мир известной статьи американского педагога В. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т. е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, памятки, инструкции, компьютерная газета, доклад и т. д.).
Суть метода проектов — стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой совокупностью знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение од-
телями» на занятии с применением метода проектов используются следующие показатели деятельности обучающихся, скомпонованные в карту критериев.
ной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, метод проектов эффективно сочетается с методом проблемного обучения, а также с групповым обучением (по принципу «одна голова хорошо, а две — лучше»).
Групповое обучение — такая организационная форма, когда с учетом дружеских связей обучающихся и их возможностей образуются небольшие группы (3-5 человек), которые совместно выполняют какое-либо учебное задание. Именно в осуществлении социального взаимодействия в группе заключается дидактическая функция группового обучения.
На уроках обществознания наиболее удачно групповая работа применяется при изучении объемного материала, предполагающего работу с документами. Но практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в учебный план по той или иной специальности.
Знания, умения, предусмотренные ФГОС СПО Наименова- Показатели Уровни усвоения
ние компетенции деятельности обучающихся В С Н
Уметь: оценивать действия субъектов ОК 6 • Распределить роли + + +
социальной жизни, включая личность, в микрогруппе
группы, организации, с точки зрения • Понимать тему + + -
социальных норм, экономической занятия
рациональности • Участвовать + - -
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике в дискуссии • Формулировать вопросы на понимание + - -
использовать приобретенные знания ситуации
и умения в практической деятельности • Выбрать и обосновать + + +
и повседневной жизни для критического способы решения
восприятия информации, получаемой ситуации
в межличностном общении и массовой • Принять решение
коммуникации ситуации
использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для оценки происхо-
дящих событий и поведения людей с точки
зрения морали и права
использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для осуществления
конструктивного взаимодействия людей
с разными убеждениями, культурными
ценностями и социальным положением
С целью обеспечения активности учебного процесса, достижения эффективности усвоения материала в своей деятельности использую метод проектов на серии уроков.
Осваивая способы проектной деятельности, вы сможете развить умения, которые будут полезными в жизни, чем бы вы ни занимались:
• умение анализировать проблемные ситуации;
• умение проектировать цели;
• умение планировать достижение целей;
• умение оценивать решения и делать обоснованный выбор;
• умения ставить и решать познавательные задачи;
• умение эффективно работать в группе.
В этом главный смысл обучения проектной деятельности.
Таким образом, использование компетент-ностного подхода позволяет формировать и оценивать компоненты компетенций даже на тех дисциплинах, где стандартом эта деятельность не предусмотрена.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕЖИТИИ ТЕХНИКУМА
Е. И. Носова, воспитатель общежития ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум имени В. И. Заузелкова»
Главным компонентом профессионального образования является формирование всесторонне развитой личности, готовой к самореализации в условиях современного общества, поэтому сегодня образование — это не только получение знаний, но и формирование личностных качеств. Следовательно, основной целью педагогического коллектива техникума является не только качественная подготовка конкурентоспособного специалиста, но и воспитание социально активной, творческой личности, обладающей чувством ответственности за результаты своего труда. Для достижения этой цели в техникуме разработан план воспитательной работы, включающий диагностику, мероприятия, беседы, индивидуальную, групповую работу с обучающимися.
В основе воспитательной работы техникума лежит личностно ориентированный подход, позволяющий формировать высокий уровень лич-ностно-интеллектуального развития и профессиональной компетентности, а также высокую степень социализации личности.
Воспитательная работа в техникуме реализуется в двух сферах:
- учебном процессе, который опирается на личностно ориентированный подход и вклю-
чает в себя решение триединой задачи: обучение, развитие, воспитание;
- внеучебном процессе, опирающемся на развитие эмоционально-волевых, коммуникативных, интеллектуальных, мотивационных, морально-нравственных качеств личности.
Воспитательная работа во внеучебной сфере включает:
- организацию кружковой работы;
- совместную работу обучающихся и классных руководителей групп по подготовке тематических классных часов;
- гражданско-патриотическую работу;
- студенческое самоуправление;
- культурно-массовые, спортивно-массовые, внутритехникумовские, городские, областные, региональные досуговые мероприятия.
В системе среднего профессионального образования большая роль в формировании личностных компетенций, необходимых выпускникам техникума для успешной карьеры, отводится внеаудиторной деятельности, так как она является особой средой для творческой самореализации личности. Р. С. Пионова рассматривала внеучебную деятельность как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности [1]. По мнению автора, внеучебная воспитательная работа с обучающимися должна восприниматься как самостоятельная категория, связанная с учебным процессом. Сфера внеучебной деятельности, по утверждению Т. А. Сергеевой, должна стать