педагогическая копилка
С целью обеспечения активности учебного процесса, достижения эффективности усвоения материала в своей деятельности использую метод проектов на серии уроков.
Осваивая способы проектной деятельности, вы сможете развить умения, которые будут полезными в жизни, чем бы вы ни занимались:
• умение анализировать проблемные ситуации;
• умение проектировать цели;
• умение планировать достижение целей;
• умение оценивать решения и делать обоснованный выбор;
• умения ставить и решать познавательные задачи;
• умение эффективно работать в группе.
В этом главный смысл обучения проектной деятельности.
Таким образом, использование компетент-ностного подхода позволяет формировать и оценивать компоненты компетенций даже на тех дисциплинах, где стандартом эта деятельность не предусмотрена.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕЖИТИИ ТЕХНИКУМА
Е. И. Носова, воспитатель общежития ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум имени В. И. Заузелкова»
Главным компонентом профессионального образования является формирование всесторонне развитой личности, готовой к самореализации в условиях современного общества, поэтому сегодня образование — это не только получение знаний, но и формирование личностных качеств. Следовательно, основной целью педагогического коллектива техникума является не только качественная подготовка конкурентоспособного специалиста, но и воспитание социально активной, творческой личности, обладающей чувством ответственности за результаты своего труда. Для достижения этой цели в техникуме разработан план воспитательной работы, включающий диагностику, мероприятия, беседы, индивидуальную, групповую работу с обучающимися.
В основе воспитательной работы техникума лежит личностно ориентированный подход, позволяющий формировать высокий уровень лич-ностно-интеллектуального развития и профессиональной компетентности, а также высокую степень социализации личности.
Воспитательная работа в техникуме реализуется в двух сферах:
- учебном процессе, который опирается на личностно ориентированный подход и вклю-
чает в себя решение триединой задачи: обучение, развитие, воспитание;
- внеучебном процессе, опирающемся на развитие эмоционально-волевых, коммуникативных, интеллектуальных, мотивационных, морально-нравственных качеств личности.
Воспитательная работа во внеучебной сфере включает:
- организацию кружковой работы;
- совместную работу обучающихся и классных руководителей групп по подготовке тематических классных часов;
- гражданско-патриотическую работу;
- студенческое самоуправление;
- культурно-массовые, спортивно-массовые, внутритехникумовские, городские, областные, региональные досуговые мероприятия.
В системе среднего профессионального образования большая роль в формировании личностных компетенций, необходимых выпускникам техникума для успешной карьеры, отводится внеаудиторной деятельности, так как она является особой средой для творческой самореализации личности. Р. С. Пионова рассматривала внеучебную деятельность как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности [1]. По мнению автора, внеучебная воспитательная работа с обучающимися должна восприниматься как самостоятельная категория, связанная с учебным процессом. Сфера внеучебной деятельности, по утверждению Т. А. Сергеевой, должна стать
полноценной для реализации творческого потенциала молодежи [2].
Процессы, происходящие в обществе, привели к принципиально иному, чем прежде, осмыслению задач воспитания молодежи. Новые жизненные ориентиры, самостоятельность и активность молодых специалистов, прошедших практику самоуправления, отвечают современным требованиям рынка труда. Освоив культуру самоуправления, можно действовать инициативно и самостоятельно, поэтому огромная роль в формировании личности специалиста нового типа принадлежит по утверждению А. М. Поповой, студенческому самоуправлению во всем многообразии его форм [3].
Система работы органов студенческого самоуправления в техникуме строится на основе Положения о студенческом общежитии ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум имени В. И. Заузелкова». Одной из форм студенческого самоуправления является студенческий совет общежития (студсо-вет) — автономный орган самоуправления, курирующий все сферы жизни студентов, проживающих в общежитии.
Деятельность студсовета базируется на следующих принципах:
1. Равноправие: все имеют право голоса при принятии решения.
2. Выборность: полномочия приобретаются в результате выборов.
3. Откровенность и гласность: работа студсовета открыта для всех студентов.
4. Законность: соблюдение правовых и нормативных актов.
5. Целесообразность: деятельность студсовета направлена на удовлетворение интересов и потребностей студентов.
6. Гуманность: действия студсовета основываются на нравственных принципах.
7. Ответственность: регулярная отчетность о работе студсовета.
Высшим выборным органом для обучающихся, проживающих в общежитии техникума, является общее собрание, которое проводится один раз в год, как правило, во второй декаде сентября. На общем собрании, решение о созыве которого принимает студсовет, избирается новый состав студенческого совета, принимаются решения по отчетам и планированию деятельности на новый учебный год. Срок полномочий студсовета — один год.
В студсовет избираются преимущественно обучающиеся старших курсов, так как они об-
- педагогическая копилка -
ладают большим жизненным опытом, умеют отстаивать не только свои интересы, но и интересы большинства студентов. А первокурсникам предоставляется право участвовать в выборах, высказывать свое мнение и пожелания.
Координатором деятельности всех членов студсовета является председатель студсовета, возглавляющий актив совета общежития, в который входят заместитель председателя студсовета, старосты этажей. Информационная деятельность студсовета обеспечивается редколлегией совета общежития. Санитарное состояние комнат, в которых проживают студенты, а также мест общего пользования контролируют санитарные двойки этажей, работающие под руководством старост этажей. Они же организуют генеральные уборки этажей, субботники по уборке территории вокруг общежития. Все члены студсовета принимают участие в планировании текущей работы в общежитии, организуют досуг и профилактику правонарушений через различные коллективные творческие дела.
Студсовет систематически устраивает заседания по различным вопросам проживания и организации досуга. Деятельность студсове-та оформляется документально: протоколами заседаний студсовета и общих собраний студентов, проживающих в общежитии; планом-сеткой при ежемесячном планировании деятельности; актами по результатам студенческих рейдов. К членам студсовета, их работе обучающиеся относятся с уважением и пониманием, обращаются за советом и помощью, предлагают свои услуги. Многие обучающиеся стремятся работать в составе студсовета общежития. Ведь в общежитии ребята становятся самостоятельными и учатся полагаться в различных жизненных ситуациях в первую очередь на себя, здесь они начинают реально смотреть на жизнь и на себя в ней, оценивать свои возможности и достижения, перестают быть детьми и становятся социально зрелыми, адаптированными ко взрослой самостоятельной жизни.
1. Пионова Р. С. Воспитательная работа в ссузе: проблемы, цели, задачи, перспективы // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-практическому журналу «СПО». — 2001. — № 3. — С. 181-182.
2. Сергеева Т. А. Приоритетность воспитания // Профессионал. — 2003. — №1. — С. 7.
3. Попова А. М. Дорога к успеху — студсовет // Студенчество. Диалоги о воспитании. — 2009. — №6. — 25 с.