Научная статья на тему 'Организация выполнения выпускных квалификационных работ'

Организация выполнения выпускных квалификационных работ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация выполнения выпускных квалификационных работ»

ной работы, связанной с аккуратностью и получением точных результатов. Ее, однако, делают девушки не одни, а вместе с юношами. Для этого следует давать задание девушке, а в помощь ей выделять юношу. При этом юноша не только выполняет нужную работу, но и проявляет большой интерес к ней. Взаимное положительное влияние обоих полов способствует развитию положительных качеств у каждого обучающегося, выработке определенной сплоченности коллектива группы и развитию отношений высокой нравственности.

В рамках интеграции личностно ориентированного образования и информационных технологий считаю необходимым сочетание на уроках различных форм обучения:

• индивидуальной;

• групповой;

• фронтальной;

• дифференцированной;

• творческих заданий по выбору;

• самостоятельной работы;

• метод проектов.

Важнейшим условием достижения положительных результатов является создание ситуации успеха.

Таким образом, соблюдение принципа индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы является очень важным для наиболее полного проявления положительных свойств личности и черт характера, получения на этой основе хороших результатов в обучении и воспитании, повышает интерес к изучаемым темам и к дисциплине в целом, стимулирует познавательную активность обучающихся, способствует формированию профессиональных и общих компетенций у выпускника.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

т. Н. Красильникова, преподаватель ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»

Одним из важнейших требований современного этапа подготовки специалистов в образовательном учреждении является развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся, ставшей основой современного образования.

Это связано с тем, что научно-исследовательская деятельность студентов является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить, воспринимать инновационные методы и технологии, достигая высоких результатов.

Цель исследовательской деятельности студентов в педагогическом колледже — приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Исследовательская деятельность обучающихся, в том числе и выполнение выпускных квалификационных работ, в сфере среднего профессионального образования является важной частью учебного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению, интереса к научному творчеству, развитию самостоятельности мышления, активизации личностной позиции, хорошей профессиональной подготовки.

При этом обучающийся овладевает технологией проведения экспериментальной рабо-

ты: умением работать с первоисточниками, навыками диагностики и обработки полученного практического материала и корректного его использования.

Наличие исследовательских знаний и умений является одной из ярких характеристик уровня профессиональной культуры студента, которая позволяет реализовывать не только познавательные и творческие задачи, но и способствует личностному развитию обучающихся, их самореализации, развивает коммуникативную культуру, что является инструментальным компонентом деятельности воспитателя.

Личный опыт руководства выпускными квалификационными работами позволяет определить наиболее сложные этапы и виды работы студентов по подготовке и защите исследовательских работ:

- анализ теоретических источников по теме исследования;

- проведение и обработка результатов педагогического эксперимента;

- защита выпускной квалификационной работы (ВКР).

Отмечаются следующие проблемы:

- логическая разорванность фрагментов текста или их искусственное связывание, неоформленность внутренней логики изложения;

- непропорциональное распределение материала между теоретической частью, описанием процесса анализа и динамики результатов исследования;

- растянутость теоретической части исследования, аналитический текст подменяется научно-популярным и выходит далеко за рамки исследования;

- выводы носят обзорно-реферативный характер, не раскрывая значения и смысла практического использования результатов исследования.

Данные проблемы возможно решить осуществляя пошаговую организацию консультационной, коррекционной работы руководителя и студента в соответствии с требованиями ФГОС СПО к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.

Для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» обозначена ПК 5.5., предполагающая участие студентов в исследовательской и проектной деятельности. Речь идет о формировании у студентов знаний, умений, опыта исследовательской деятельности:

1. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

4. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

6. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирование у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. В классифика-

ции И. А. Зимней исследовательская компетенция входит в качестве компонента в компетенцию, относящуюся к деятельности человека.

В классификации А. В. Баранникова исследовательской компетенции отводится самостоятельная роль наряду с учебной, социально-личностной, коммуникативной и т. д. Исследовательская компетентность в классификации А. В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает элементы методологической, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа и рефлексии.

Ю. В. Соляников представляет исследовательскую компетенцию специалиста через взаимосвязь ключевых базовых и специальных компетенций, которые наполняют ее содержательно.

Методологической основой выпускных квалификационных работ (ВКР) является методология и методика научно-исследовательской работы В. А. и С. П. Беловоловых, Н. А. Виноградовой и Н. В. Микляевой.

Успешно выполнить выпускную квалификационную работу помогает индивидуальный план подготовки, в котором четко обозначаются этапы ее выполнения, объем и содержание работы.

На 1-м этапе идет подготовка к исследованию. Определяем методологические основы проблемы исследования: выбираем тему, которая должна быть актуальной, проблемной, определяем объект и предмет исследования, составляем список литературы по проблеме исследования, определяем методы исследования. Это могут быть методы наблюдения, исследования и обобщения педагогического опыта, беседа, анкетирование, изучение документации, изучение продуктов деятельности, изучение литературных источников и их теоретический анализ, методы логических обобщений и моделирования. На том же этапе выделяем и анализируем базовые понятия по теме исследования.

На 2-м этапе проводим опытно-экспериментальную работу: уточняем диагностические методики (в своей работе использую диагностическую методику определения уровня музыкального развития дошкольников В. П. Анисимова и методику диагностики музыкальных способностей О. П. Радыновой, М. Л. Палавандишвили, А. И. Катинене).

Совместно с обучающимися разрабатываем систему работы с детьми по теме исследования (планы-конспекты занятий, воспитательные мероприятия, различные формы музыкальной работы с детьми).

На этом же этапе проводим констатирующий эксперимент. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента выстраиваем систему работы с детьми на проверку гипотезы и осуществление задач опытной работы (проводим формирующий эксперимент).

Анализируем проведение формирующего эксперимента. Уточняем гипотезу и содержание опытной работы. Проводим заключительный контрольный эксперимент, делаем анализ, выводы, составляем возможные рекомендации.

3-й этап — оформление выпускной квалификационной работы: компонуем подготовленные тексты, уточняем введение, выводы, заключение, список литературы, приложений, составляем оглавление, оформляем титульный лист.

4-й этап — подготовка квалификационной работы к защите: готовим текст к публичному выступлению, сдаем работы для составления отзыва и рецензии.

Руководителю ВКР необходимо помнить, что в процессе выполнения работы у студентов формируется не только исследовательская компетенция, но и мотивационная и ориентировочная основа для других профессиональных компетенций.

1. Баранников А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход. — М. : ГУ ВШЭ, 2002. — 148 с.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 345 с.

3. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность в структуре ключевых компетентностей будущего педагога. — URL: http://www.jumal.org/articles/ 2011/ped4.html/

4. Феськова Е. В. Становление исследовательской компетентности в дополнительном образовании и профильном обучении: дис. ... кандидата педагогических наук. — Красноярск, 2005.

5. Финогенова Е. В. Исследовательская компетентность школьника // Биология в школе. — 2009. — № 9. — с. 14-18.

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. — URL: http://www.eidos.ru/ journal/2002/0423.htm.

7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 55-61.

8. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. — URL: http:// www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

О. О. Минова, преподаватель ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж»

Каждому педагогу-практику известно, что заинтересованность обучающихся на занятиях является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.

Что же такое интерес?

В работах ряда известнейших педагогов прошлого имеются ценные высказывания по этому вопросу. Еще немецкий философ Гербарт пытался раскрыть его природу и свойства. Широкой известностью пользуется сказанная им фраза, ставшая крылатой: «Скука — враг преподавания».

Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль интереса в преподавании. Прогрессивный русский педагог П. Ф. Лес-гафт писал: «Для развития интереса учащихся к знаниям первостепенное значение имеет самостоятельная творческая деятельность». В. А. Сухомлинский утверждал: «Знания становятся желанным достоянием маленького чело-

века при условии, когда он в них заинтересован, когда они — средство достижения творческих целей».

Таким образом, термины «интерес» и «творчество» не просто являются неотъемлемой частью учебной деятельности, но и взаимосвязаны друг с другом. Используя творческие способности обучающихся и различные формы работы, применяемые на занятиях, мы воспитываем личность мыслящую, деятельную, всесторонне развитую.

Каждая учебная дисциплина имеет свою специфику и, соответственно, особенности использования тех или иных методов, технологий обучения. В курсе иностранного языка метод

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.