5. Сергеева, Т. Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика [Текст] / Т. Ф. Сергеева, Н. А Пронина, Е. В. Сычкарева. - Ростов н/Д., 2011. - 284 с.
6. Современные исследования творчества: к 90-летию Я. А. Пономарева [Текст] / науч.ред. Л. Я. Дрофман, Д. В. Ушаков. - Пермь : Пермский гос. инт искусства и культуры, 2010. - 334 с.
7. Ушаков, Д. В. Тесты интеллекта, креативности и экспертные оценки [Текст] / Д. В. Ушаков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2004. - № 1 (4). - С.28-37.
8. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: интеллект и творчество [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : МОСУ, 2001. - 296 с.
Костенкова Юлия Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики, заместитель декана дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «МПГУ», Москва, Россия Тушева Елена Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики, заместитель декана факультета переподготовки специалистов по дефектологии ФГБОУ ВПО «МПГУ», г. Москва, Россия
УДК 378 ББК 74.5
ТЕХНОЛОГИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ДЕФЕКТОЛОГОВ
В данной статье рассматриваются вопросы технологии организации и сопровождения научно-педагогического исследования в процессе подготовки и переподготовки дефектологов. Раскрывается значимость и приоритетность научно-исследовательского вида деятельности в период профессионального обучения; представлены научные подходы к обоснованию и выделению существенных признаков технологии выполнения научно-педагогического исследования; показаны предметно-специализированные особенности разработки и внедрения технологии научно-педагогического исследования в учебно-образовательный процесс.
Ключевые слова: технология; научно-педагогическое исследование; дефектология; профессиональная подготовка; переподготовка.
SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL RESEARCH TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF SPEECH PATHOLOGIST TRAINING AND RETRAINING
EDUCATION
The article touches upon organization of technology and scientific and pedagogical investigation monitoring problems in the process of pathologist training and further education. The article discloses scientific research activity’s relevance and
priority ranking during professional training. Scientific approaches to grounding and highlighting technology’s relevant features aimed at carrying out scientific and pedagogical research are mentioned as well. Subject-specialized-oriented development peculiarities along with technological implementation within scientific and pedagogical research in educational process are introduced.
Key words: technology; scientific and pedagogical research; defectology; professional training; retraining.
Современные профессиональная подготовка и переподготовка дефектологических кадров неразрывно связаны с практико-ориентированным научнопедагогическим исследованием, которое по праву можно отнести к одной из продуктивных форм обучения, детерминирующего профессиональное развитие и творческую самореализацию выпускника вуза.
Научно-педагогическое исследование (НПИ), являясь органической составляющей любой профессионально-образовательной программы, в том числе и дефектологической, предполагает формирование исследовательского стиля педагогической деятельности обучающегося. В рамках образовательного процесса практическая реализация НПИ рассматривается в компетент-ностном формате - с позиции овладения научно-исследовательскими компетенциями, предусматривающими владение технологией научно -исследовательского вида деятельности: умением осознанно перерабатывать профессиональную информацию, получаемую из специальных литературных источников; систематизировать и обобщать материалы теоретического и практического уровня; владеть научно-профессиональным стилем изложения результатов НПИ, текстового оформления психолого-педагогических характеристик, отчетов, результатов и итогов диагностического психологопедагогического обследования, мониторинга коррекционнообразовательного процесса.
Научно-исследовательский аспект профессионального обучения педагога-дефектолога достаточно полно раскрывается в программных материалах учебных дисциплин. В процессе последовательного овладения обучающимися различными видами НПИ (сообщение, доклад, реферат, презентация, курсовая, выпускная квалификационная работа) создаются условия для формирования индивидуального стиля профессионализации. Весомым аргументом в пользу сказанного выступает собственный инструментарий познания: умение актуализировать накопленные знания, соответствующие специфике педагогической деятельности, умение использовать их в процессе реализации профессиональных функций в соотнесении с социально-профессиональной ситуацией и реальной действительностью.
В данной статье мы ставим перед собой задачу раскрыть технологию НПИ, акцентируя внимание на выпускной квалификационной работе (ВКР). Обращение к ВКР обусловлено тем, что именно этот вид работы интегрирует типовые учебные и творческие задачи в рамках одного исследования, а резуль-
тат ее выполнения позволяет достаточно объективно судить об уровне профессиональной компетентности выпускника.
Следует признать, что вопросам подготовки ВКР в процессе профессионального обучения логопедов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов, специальных психологов посвящено небольшое количество авторских работ. (Р.А. Амасьянц, Г.В. Бабина, С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова, Р.И. Лалаева,
Н.И. Немыкина, Е.Г. Речицкая, Ю.О. Филатова, С.Н. Шаховская и др.). Все они носят характер методических рекомендаций и, по сути, сводятся к изложению научно-организационных основ и педагогических особенностей, которые необходимо учитывать при подготовке выпускной квалификационной работы, то есть отражают ее процессуальный и содержательный компоненты, не раскрывая технологической цепочки действий, операций и коммуникаций, которые выстраиваются в соответствии с целевыми установками ВКР.
Безусловно, методические рекомендации в значительной мере способствуют совершенствованию навыков научно-исследовательской работы, формированию исследовательского стиля педагогической деятельности. Однако, детальный анализ выпускных квалификационных работ [Интеграция методической (научно-методической) работы, 2011, с. 27], проведенный нами с учетом регламентированных требований к содержанию, структуре, оформлению и срокам выполнения ВКР, показал, что основными факторами, снижающими уровень успешности выполнения НПИ, являются:
- отсутствие систематичности в работе над ВКР;
- недостаточная информированность и ориентированность в специальных научно-методических литературных источниках;
- стереотипность восприятия и воспроизведения информации;
- трудность переноса субъективного опыта в профессиональную область;
- неточность восприятия и интерпретации информации, содержащейся в тексте;
- низкий уровень способности к самостоятельной обработке результатов научно-педагогического исследования (количественно-качественный анализ, графическое представление результатов, формулировка выводов);
- несоблюдение требований и правил оформления выпускных квалификационных работ.
Процессы обновления системы профессионального образования связаны с целым рядом тенденций, определяемых развитием современной науки и практики. В их числе - активное включение в образовательный процесс педагогических технологий.
Сегодня в отношении технологии профессионального обучения высказываются различные точки зрения (В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, В.В. Пикан и др.), для нас наиболее приемлема позиция Э.Ф. Зеера [Зеер, 2002], основанная на том, что отсутствие адекватных технологий профессионального обучения сдерживает утверждение личностно-ориентированной парадигмы в образовательном процессе. Важным, с нашей точки зрения, является то, что в авторской позиции нет полного отрицания тех форм, методов и средств обу-
чения, которые положительно зарекомендовали себя в традиционном образовании, речь идет о смещении акцентов профессионального обучения на индивидуальное развитие личности и формирование таких ее качеств, которые востребованы всеми видами профессионального труда. Высказывается необходимость разработки новых технологий, ориентированных главным образом на развитие личности.
Качество профессионального обучения дефектолога находится в прямой зависимости от разработки и внедрения педагогических технологий, адекватных требованиям времени и вузовскому обучению. Без этого, на наш взгляд, невозможны те глубинные парадигмальные преобразования, которые направлены на формирование гуманистического отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья и социальнопрофессиональное становление личности педагога, адекватное социокультурному запросу.
Существуют различные интерпретации качественного обновления образовательных процессов. Одной из них является методология психологопедагогического исследования, раскрывающая теоретические и практические вопросы опытно-поисковой экспериментальной работы в образовательных учреждениях и приводящая цели, подходы и систему организации выполнения НПИ к единому знаменателю [Загвязинский, 2003].
Следует признать, что модернизация образования в первую очередь касается практикующих педагогов. Сегодня деятельность педагогического коллектива любого образовательного учреждения направлена на обновление содержания и методов обучения, внедрение инновационных образовательных технологий, однако возможно это только при условии развития творческих и исследовательских умений педагогов. Исходя из необходимости соблюдения научно-исследовательского стиля педагогической деятельности, формируется целевая установка на разработку технологии НПИ, востребованной на разных этапах профессионализации и профессионального обучения педагога.
Мы считаем, что в отношении организации и проведения научнопедагогического исследования в процессе профессиональной подготовки и переподготовки дефектологов возможно использовать выражения «перспективно» и «приоритетно», поскольку НПИ решает комплекс личностнопрофессиональных задач на теоретическом и практическом уровнях с включением творческих механизмов самореализации.
В плане перспективы профессионального развития выполнение НПИ позволяет:
- создать условия для осознания личностной и профессиональной значимости творческих достижений и опыта, приобретаемых в процессе научноисследовательской работы;
- стимулировать личную творческую активность в научноисследовательской деятельности;
- сформировать поисково-исследовательский подход к решению практикоориентированных проблем в области дефектологии.
Если говорить о приоритетах профессионального обучения, то НПИ, решая важнейшие задачи подготовки и переподготовки дефектологических кадров, способно:
- расширить и углубить теоретическую подготовку по предметам медикобиологического, психолого-педагогического и методического циклов дисциплин;
- овладеть методикой организации и проведения психологопедагогической исследовательской работы;
- сформировать умение критически анализировать и обобщать полученные из литературных источников знания, актуализировать их, соотнося с субъективным опытом;
- способствовать формированию навыков экспериментального исследования, теоретического и практического владения методами и методиками диагностики, профилактики и коррекции отклонений в развитии;
- обеспечить активное изучение и обобщение практического опыта деятельности педагогов-дефектологов общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- сформировать установку на анализ собственной коррекционнопедагогической деятельности.
От решения данных задач во многом зависит успешность профессионализации выпускника, дальнейшее развитие и совершенствование его личностно-профессиональной компетентности.
Технологическое сопровождение НПИ будет эффективным в том случае, если соблюдается ряд условий, при которых:
- определена адресность НПИ;
- присутствует конкретность и четкость в постановке научноисследовательских задач;
- разработан алгоритм поэтапных действий, операций и коммуникаций, выстраиваемых в соответствии с целевыми установками и задачами НПИ;
- используются формы, методы и средства обучения, положительно зарекомендовавшие себя в традиционном образовании, и современные научнообоснованные педагогические технологии, учитывающие закономерности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Убедившись в необходимости разработки и внедрения личностноориентированной технологии НПИ в процесс профессиональной подготовки дефектолога, представим общие подходы к ее обоснованию и выделению существенных признаков.
Технология НПИ разрабатывается на основе методологии научноисследовательской деятельности, применимой в контексте выполнения выпускной квалификационной работы. В начале статьи мы указали на причины выбора именно этого вида работы.
Технология НПИ предполагает разработку содержания и способов организации научно-исследовательского вида деятельности, на основе проектиро-
вания алгоритма последовательных действий, гарантирующих достижение успеха в планируемых результатах.
Опираясь на проектирование и точное воспроизведение алгоритма последовательных действий, она предусматривает взаимосвязанную субъектную деятельность обучающегося и научного руководителя на основе принципов диалогового общения, индивидуализации и оптимальной реализации личностных и образовательных возможностей, направленности на субъектное развитие и саморазвитие.
Неотъемлемой частью технологии НПИ являются открытые и системно представленные диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий самооценки и оценки результатов научноисследовательского поиска.
От общих положений технологии НПИ перейдем к вопросам частного порядка, адаптируя их к профильной подготовке и переподготовке дефектологических кадров. Профильная дифференциация научно-исследовательской работы изначально заложена в программах предметно-специализированного профессионального обучения: «Олигофренопедагогика», «Логопедия»,
«Сурдопедагогика», «Специальная психология» и обусловлена профессиональными запросами и предпочтениями обучающихся.
Преимущество предлагаемой технологии научно-педагогического исследования мы видим в разработке трех опорных блоков: 1) технологической карты НПИ, представленной в виде информационно-методического блока; 2) учетного листа - графика выполнения НПИ; 3) оценочного листа НПИ. Все три опорных блока апробированы нами в процессе реализации образовательных программах по олигофренопедагогике и логопедии.
Учетный лист (график выполнения НПИ) регулирует трехсторонние отношения: обучающийся, научный руководитель, кафедра или деканат. Этому способствует поэтапная фиксация планово-отчетных показателей НПИ.
Для обучающегося учетный лист служит ориентировочной основой для саморегуляции и самоконтроля процесса подготовки НПИ. В нем четко прослеживается и фиксируется регулярность взаимодействия научного руководителя и обучающегося в процессе подготовки НПИ. С помощью учетного листа кафедра или деканат осуществляет контрольно-регуляторную функцию и оформляет регламентирующую документацию.
Технологическая карта НПИ имеет определенное преимущество как перед традиционным планированием НПИ, так и перед методическими рекомендациями. Она расширяет поле научно-педагогической деятельности обучающегося, предоставляя возможность самостоятельного выбора направления научно-практического поиска. Достигается это посредством схематичнофиксированного и поэтапно структурированного выполнения научнопедагогического исследования, представленного в виде опорного информационно-методического блока, кардинально меняющего механизм выполнения НПИ.
Стоит отметить, что результаты НПИ, выполняемого в процессе профессионального обучения, не отличаются научной новизной, они обладают новизной субъективной, то есть являются новыми для человека, их получившего [Немыкина, 2005]. Из этого следует, что основная цель выполнения НПИ состоит в освоении способов научно-исследовательской работы, направленных на решение комплекса практико-ориентированных и творческих задач. Посредством активизации научно-исследовательских навыков совершенствуются практико-ориентированные исследовательские методы и приемы коррекционного психолого-педагогического воздействия, формируется профессионально-образовательная среда, в которой осуществляется подготовка дефектологических кадров.
На основе опорного информационно-методического блока обучающийся разрабатывает индивидуальную программу НПИ, по своему конструируя, структурируя и интерпретируя содержание методических рекомендаций, соотнося их с личными интересами, желаниями, возможностями и субъективным опытом.
В то же время практика показывает, что отсутствие четко регламентированных этапов взаимодействия обучающегося и научного руководителя снижает качество и результативность научно-педагогического исследования. Именно поэтому взаимодействие научного руководителя и обучающегося является ведущей линией в разработке технологической карты НПИ. Взаимодействие субъектов носит характер консультативно-диалогического общения, направленного на актуализацию творческого потенциала, формирование профессиональной индивидуальности, развитие познавательной самостоятельности и реализацию профессиональных возможностей обучающихся.
В конструктивном отношении технологическая карта НПИ представлена рядом поэтапно структурированного научно-исследовательского вида деятельности. Нами выделено шесть этапов:
I. Ориентировочный - предполагает определение направления научнопедагогического поиска, постановку и актуализацию проблемы, выбор научного руководителя, формулирование рабочей темы НПИ.
II. Установочный - предусматривает конкретизацию темы НПИ, формулирование цели, разработку рабочей гипотезы, согласование категориального аппарата НПИ и составление поэтапного плана его реализации.
III. Адаптивно-поисковый - включает уточнение темы, категоризацию средств и приемов выполнения НПИ, анализ специальной литературы, подготовку первого варианта литературного обзора, разработку методики экспериментально-диагностического исследования, корректировку методического аппарата.
IV. Опытно-экспериментальный - представляет реализацию экспериментальной программы НПИ и анализ полученных результатов, на основе чего разрабатывается дидактическая часть исследования.
V. Результативно-оценочный - включает подведение итогов экспериментального обучения, оформление выводов НПИ. На данном этапе оценивается
успешность его выполнения посредством самооценки и отзыва научного руководителя, проводится рецензирование работы.
VI. Итоговый - подготовка к защите и защита НПИ.
Каждый этап сопровождается письменным инструктажем (пояснениями, примерами, схемами взаимосвязей и соотношений ключевых компонентов исследования). Рекомендуются способы решения конкретных исследовательских задач.
Научный руководитель, основываясь на результатах поэтапной реализации намеченного плана действий и проводя индивидуальные консультации, вносит коррективы в структуру и содержание работы. Его помощь заключается в выборе темы исследования и определении степени ее актуальности, рекомендации основной литературы, согласовании категориального аппарата НПИ, разработке экспериментальной части исследования и формулировании полученных результатов в виде выводов и заключения. В технологической карте взаимодействие обучающегося и научного руководителя расписано поэтапно.
Использование технологической карты предполагает возможность осуществления самоконтроля за ходом выполнения научно-педагогического исследования. Прозрачными и открытыми являются критерии оценки полученных результатов НПИ. Взяв за основу комплексную оценку ВКР, предложенную Т.Д. Чугаевой [Непрерывное образование, 2010, с. 321], мы составили оценочный лист НПИ, в котором учитываются:
- качественные характеристики НПИ (содержание и ценность работы, практическая восстребованность, корректное изложение материала, грамотное оформление и др.);
- активность обучающегося в процессе выполнения НПИ (степень самостоятельности при выполнении работы, характер взаимодействия с научным руководителем, выступления с докладами по результатам НПИ, публикации во внутривузовских, межвузовских или других изданиях);
- оценка научного руководителя и рецензента;
- защита НПИ, ответы на вопросы членов Г АК.
По каждому показателю фиксируется количество баллов, баллы суммируются при выставлении итоговой оценки, которая определяется степенью овладения технологией научно-педагогического исследования.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что предлагаемая технология НПИ способствует формированию исследовательского стиля педагогической деятельности, ускорению процесса профессионализации выпускника вуза. Она стимулирует активность в самообразовании, самореализации и самоактуализации личности, ее позиционирование как компетентного дефектолога.
Внедрение технологии НПИ в образовательный процесс вуза позволяет повысить качество профессиональной подготовки и переподготовки дефектологических кадров и дать объективную оценку профессиональной компетентности выпускника.
Библиографический список
1. Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров [Текст] : XII Всероссийская научнопрактическая конференция в 4 ч. Ч. 2. : сб. материалов. - Челябинск, 2011. -360 с.
2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Ахатанов. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 208 с.
3. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М. : Издательский цент АПО, 2002. - 45 с.
4. Немыкина, Н. И. Дипломная работа: от выбора темы до защиты: Методические рекомендации [Текст] / Н. И. Немыкина. - М. : АКПиППРО. 2005. -58 с.
5. IV Региональная научно-практическая конференция «Непрерывное образование в Западной Сибири: современное состояние и перспективы» [Текст] : сб. материалов. - Горно-Алтайск, 2010. - 410 с.
Чупрова Ольга Федоровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия Жданко Татьяна Александровна
Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 378.032 ББК 74.58
СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
В данной статье рассматривается пример организации оценки качества в вузе посредством экспертно-аналитической деятельности преподавателя при формировании конкурентоспособности личности студента
Ключевые слова: конкурентоспособность личности; экспертно-
аналитическая деятельность.
THE EXPERT-ANALYTICAL ACTIVITY CONTENT ON QUALITY EVALUATION OF STUDENTS’ INDIVIDUAL COMPETITIVE ABILITY
The article considers the problem of organization quality evaluation instance in higher education institutions by means of teacher’s expert-analytical activity in forming students’ personal competitive ability.
Key words: personal competitiveness; expert-analytical activity.