Научная статья на тему 'Обучение будущих специалистов в области прикладной информатики коллективной разработке информационных систем'

Обучение будущих специалистов в области прикладной информатики коллективной разработке информационных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / КОЛЛЕКТИВ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / COMPETENCE / PROJECT METHOD / COLLECTIVE / METHODICAL SYSTEM OF TRAINING / INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осокина Е. В.

В работе доказывается, что у будущих специалистов области прикладной информатики компетентность в коллективной разработке информационных систем будет сформирована, если соответствующее обучение организовать с использованием разработанной авторами методической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE EXPERTS IN THE FIELD OF APPLIED COMPUTER SCIENCE FOR COLLECTIVE INFORMATION SYSTEM DEVELOPMENT

It is proved in the clause, that the competence of collective information system development of future experts in the field of applied computer science will be generated, if the corresponding training is organized with the use of the methodical system developed by the authors.

Текст научной работы на тему «Обучение будущих специалистов в области прикладной информатики коллективной разработке информационных систем»

но-методические педагогические советы, "круглые столы", МО классных руководителей, творческие мастерские.

Следующий подход к реализации модели школы заключается в использовании современных технологий. Для реализации модели школы педагогами отбираются не любые, а личностноориентированные технологии, помогающие развить у обучающихся навыки критического мышления, рефлективности, коммуникативности, креативности, мобильности, самостоятельности, творчества. Кроме этого, внедрение современных технологий позволяет в процессе совместной деятельности учителя и ученика создать условия для раскрытия, реализации и развития как личностного потенциала учащихся, так и его интеллектуальных и творческих способностей. Педагоги школы владеют комплексом современных личностно-ориентированных технологий. До 2006 г. это были: модульная, адаптивная технология А.С. Границкой, технология коллективного способа обучения (КСО), модель учебной дискуссии, технология мастерских, технология эвристического образования А.В.Хуторского, технология полного усвоения знаний, здоровьесберегающие технологии. С 2006 г. появились технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, технология современного проектного обучения, технология биологической обратной связи "БОС-здоровье", игровые технологии, дебаты, Портфолио.

Использование Портфолио как формы оценивания индивидуальных достижений обучающихся имеет в школе свои осо-

Библиографический список

бенности. В нашей школе Портфолио вводится для всех обучающихся с 1 по 11 классы и используется не только в образовательном, но и в воспитательном процессах, а также в работе с учителями, методическими объединениями. В 2008-2009 уч. г. был проведен конкурс Портфолио учащихся 4-х классов.

"При анализе проблемы у себя в школе большинство руководителей придёт к заключению, что причины в содержании образования и тех технологиях, которые используются учителями, в "принуждающем" характере мотивационной среды, формирующей пассивность и "комплекс неудачника". Следовательно, основные изменения будет необходимо внести именно в эти элементы системы", полагает Н.В. Немова [13].

Нами разработаны программы мотивации для педагогов, обучающихся, родителей, CASE-интервью и карта оценки профессиональных компетенций для педагогов, персональные мотиваторы для педагогов, обучающихся, родителей.

Все вышеперечисленное, проверенное опытно-экспериментальным путем, позволяет говорить об эффективности реализации выявленной совокупности педагогических условий для создания и реализации личностно-ориентированной модели школы, ориентированной на формирование индивидуальности школьников, повышение степени удовлетворенности запросов различных целевых групп, повышение результативности и успешности обучения школьников, повышение уровня комфортности индивидуализированной образовательной среды.

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.

2. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. - Лернера. - М., 1983.

3. Леднёв, В.С. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. - М., 1980.

4. Каган, М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974.

5. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.

6. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.

7. Сериков, В.В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. Научно-практический журнал. - 2007. - №10.

8. Тубельский, А.Н. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания / А.Н. Тубельский, М.Е. Кукушкин, М.В. Старостенко. - М: Сентябрь. 2001.

9. Ямбург, Е.А "Школа для всех". - М., "Новая школа", 1997.

10. Бордовская, Н.В. Модели образования. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан: учебник для вузов // Питер - СПб.: Издательство "Питер",

2000.

11. Захарова, Р. А. Интерпретация и авторизированный адаптированный вариант работы В.А. Ситарова и В.Г. Маралова "Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога". - М., 1997.

12. Харина, Н.В. Внедрение изменений в систему работы школы по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей // Научно-практический журнал "Одарённый ребёнок". - 2008. - №1.

13. Немова, Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. - М.: Сентябрь, 2002.

Статья поступила в редакцию 11.08.10

УДК 378:004

Е.В. Осокина, соискатель ШГПИ, г. Шадринск, E-mail: [email protected]

ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В работе доказывается, что у будущих специалистов области прикладной информатики компетентность в коллективной разработке информационных систем будет сформирована, если соответствующее обучение организовать с использованием разработанной авторами методической системы.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, метод проектов, коллектив, методическая система обучения, информационные системы.

Исходные положения исследования

В связи с социальной значимостью работы специалистов в области прикладной информатики особую актуальность приобретают вопросы, связанные с поиском путей дальнейшего совершенствования их профессиональной подготовки. Прикладные информационные системы, являются одним из основных объектов профессиональной деятельности рассматриваемых специалистов, в частности они, разрабатывают и внедряют эти системы в административном управлении, в банковском деле,

в налогообложении, в маркетинге и рекламе, в оценочной деятельности и в других областях.

Под прикладной информационной системой принято понимать совокупность:

1. Функциональных процессов и связанных с ними информационных процессов, специфичных в конкретной предметной области;

2. Средств, способов и методов, направленных на создание и применение технологий сбора, хранения, анализа, обра-

ботки и передачи информации, существенно зависящих от специфики области применения;

3. Единого управления процессами решения функциональных задач, а также информационными, материальными и денежными потоками в предметной области.

В связи с этим, разработка прикладных информационных систем предполагает решение широкого круга задач, связанных с автоматизацией различных процессов в кон-кретной предметной области, в том числе, посредством создания новых или внедрения уже существующих информационно-технологических продуктов, проектирования и реализации различных средств коммуникации, например, локальных компьютерных сетей, пуска в эксплуатацию специализированного оборудования и других мероприятий.

Результат проведённого анализа литературы, посвящённой методам и технологиям производства прикладных информационных систем (далее ИС), позволил нам заключить, что в настоящее время эти продукты создаются, преимущественно, коллективами разработчиков, которые представляют собой общность узконаправленных специалистов, объединённых для достижения одной цели - создания прикладной ИС.

В то же время, результаты изучения мнений руководителей организаций, деятельность которых связана с разработкой прикладных ИС, свидетельствуют о существовании проблемы, связанной с тем, что молодые специалисты не могут в полной мере уча-ствовать в коллективной разработке информационно-технологических проектов. Схожие результаты были получены в ходе проведённого нами анкетирования сотрудников организаций (142 организации в различных городах Свердловской и Курганской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа), в структуре которых функционируют отдельные подразделения, занимающиеся вопросами информационно-технологического обеспечения, т.е. разработкой, использованием, внедрением, а также технической поддержкой прикладных ИС. В качестве причины возникновения указанной выше проблемы, респонденты (82%) выделили незнание особенностей коллективной работы над крупными проектами, в частности:

— непонимание официальных механизмов взаимодействия между группами сотрудников, реализующих проект;

— отсутствие умения распределять обязанности между собой и коллегами, в процессе работы над реализацией одной общей задачи в рамках конкретных проектных групп;

— неэффективное взаимодействие с заказчиками, особенно на этапе изучения предметной области реализуемого проекта;

— непонимание важности документирования собственных действий в процессе работы над проектом.

Вышесказанное свидетельствует о том, что у выпускников вузов, помимо отсутствия некоторых частных знаний и умений, необходимых для коллективной работы над информационно-технологическими проектами несформированы в достаточной степени и некоторые коммуникативные умения, также нужные для участия в этой деятельности, в частности умения:

— излагать свои мысли относительно разрабатываемого проекта так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым человеком, не являющимся специалистом в сфере информационных технологий;

— вести конструктивный, профессиональный диалог с участниками процесса коллективной разработки проектов;

— предупреждать возникновение или своевременно разрешать конфликты, возникшие в процессе коллективной работы над проектом;

— давать возможность другим участникам процесса коллективной разработки проекта выражать свои идеи относительно его.

Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью участия молодых специалистов области прикладной информатики в разработке ИС и недостаточной готовностью этих специалистов к такой деятельности в условиях коллектива разработчиков.

Результат анализа государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности

080800 - "Прикладная информатика (по областям)" позволил нам заключить следующее: несмотря на то, что отдельные знания, умения и коммуникативные умения, необходимые для коллективной разработки ИС, формируются у будущих специалистов в области прикладной информатики в целом ряде дисциплин общей и предметной подготовки, это рассмотрение не имеет целостного, системного характера. Вышесказанное обусловливает ещё одно противоречие между возможностью обучения будущих специалистов в области прикладной информатики коллективной разработке ИС и отсутствием соответствующей методики.

Необходимость разрешения указанных выше противоречий обусловливает актуальность нашей работы и позволяет определить проблему исследования: как должно быть построено и реализовано в образовательном пространстве вуза обучение будущих специалистов в области прикладной информатики коллективной разработке ИС?

Объект исследования: система обучения будущих специалистов в области при-кладной информатики. Предмет исследования: процесс обучения будущих специалистов в области прикладной информатики коллективной разработке информационных систем. Цель исследования: научно обосновать и разработать методическую систему, реализация которой обеспечит формирование компетентности будущих специалистов в области прикладной информатики в коллективной разработке информационных систем.

В работе была выдвинута и проверена следующая гипотеза: компетентность в области коллективной разработки информационных систем у будущих специалистов прикладной информатики будет сформирована, если соответствующее обучение организовать на основе методической системы, в которой предусмотрено применение коллективного проектирования.

Теоретические основания исследования

Начальный этап работы был посвящен выявлению структуры и содержания компетентности в области коллективной разработки прикладных ИС, которую необходимо формировать у будущих специалистов прикладной информатики.

Результат анализа работ, посвящённых компетентностному подходу в образовании: Э.Ф. Зеера [1], А.В. Хуторского [2] и других, позволил нам заключить, что рас-сматриваемая нами компетентность представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности, включающую в себя, необходимые знания, умения, ценностно-смысловые ориентации (положительная мотивация к рассматриваемой деятельности, а так же положительная оценка своих возможностей), коммуникативные умения и опыт успешной деятельности, которая связана с коллективной разработкой прикладных ИС.

На основе изучения особенностей коллективной разработки прикладных ИС, которое осуществлялось нами с использованием методов наблюдения, беседы, опроса, анкетирования, анализа технической литературы и нормативной документации было установлено, что коллектив разработчиков, рассматриваемых информационно-технологических продуктов, представляет собой группу совместно работающих лиц, в которой сотрудники взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на других и одновременно находится под его влиянием. Отличительными признаками этого коллектива являются:

— совместная деятельность, направленная на создание прикладной ИС;

— наличие общих целей и задач;

— единая организация и управление;

— относительная устойчивость и длительность функционирования.

В нём существуют отдельные группы, в составе которых могут быть организованы временные подгруппы с целью совместного решения, небольших по объёму, частных задач. При этом количество и состав групп коллектива разработчиков может зна-чи-тельно изменяться в зависимости от особенностей конкретной прикладной ИС. В общем виде группы коллектива разработчиков могут быть представлены следующим образом:

— группа, занимающаяся проектированием прикладной ИС и разработкой проектной документации;

— группы, осуществляющие непосредственно разработку прикладной ИС (их количество и функции варьируются в зависимости от особенностей разрабатываемой системы);

— группа, осуществляющая тестирование и внедрение прикладной ИС в эксплуатацию.

Исходя из результатов анализа профессиональных задач, решаемых группами коллектива разработчиков, нами были определены предметные компетенции, сформированность которых у обучаемых, вместе со сформированостью ценностно-смысловых ориентаций, коммуникативных умений, в совокупности с наличием у студентов успешного опыта деятельности, позволит судить о сформированности у них компетентности в области коллективной разработки прикладных ИС.

— компетенция в области проектирования прикладных ИС и разработки проектной документации;

— компетенция в области программирования;

— компетенция в области тестирования прикладных ИС и внедрения их в эксплуатацию.

На этапе конкретизации содержания представленных компетенций осуществлялось изучение ГОС ВПО специальности 080800 - "Прикладная информатика (по областям)" в результате, были выявлены элементы рассматриваемых компетенций, которые, с одной стороны, необходимы для эффективного участия в коллективной разработке прикладных ИС, а с другой - их формирование в вузе осуществляется в недостаточной степени. На этом же этапе были определены начальные требования к уровню подготовки студентов, которые будут обучаться коллективной разработке прикладных ИС.

В качестве конкретного педагогического инструмента, с помощью которого можно сформировать у обучаемых компетентность в области коллективной разработки прикладных ИС, нами был выбран метод проектов. Такой выбор объясняется с одной стороны спецификой разработки прикладных ИС, а с другой -высокой эффективностью этого метода в обучении дисциплинам, связанным с информационными технологиями, доказанной в исследованиях С.Ю. Парфенова [3], Д.А. Слинкина [4] и других. При этом под проектом, связанным с коллективной разработкой прикладных ИС, мы понимаем совместную учебно-исследовательскую деятельность студентов-партнёров, которая имеет общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности и направлена на достижение совместного результата - созданную прикладную ИС.

Обучение рассматриваемых нами специалистов эффективному участию в коллективной разработке прикладных ИС необходимо осуществлять в три взаимосвязанных этапа:

— подготовительный, на котором формируются теоретические знания, необходимые для коллективной разработки прикладных ИС (знания о составлении документации, механизмах взаимодействия групп коллектива разработчиков, их функциях и структуре), этот этап целесообразно реализовать на одном из курсов по выбору, чтобы обеспечить одновременное начало деятельности студентов, направленной на создание коллективного проекта;

— моделирующий, на котором осуществляется моделирование условий будущей профессиональной деятельности обучаемых, связанной с разработкой прикладных ИС, при этом студенты принимают участие в работе групп, разрабатывающих одну из частей единого проекта, так же на этом этапе студентами производится смена видов деятельности, вследствие их периодического перевода в каждую группу, этот этап целесообразно реализовать на четвертом курсе, после того, как сформированы теоретические знания, необходимые для коллективной разработки прикладных ИС, кроме того, только на предпоследнем году обучения у студентов практически сформированы все профессиональные компетенции, необходимые для участия в создании большого программного проекта (компетенции в области информационных систем, в области баз данных, операционных систем, компьютерных сетей и т.д.);

— практико-ориентированный, на котором у студентов развивается и проявляется компетентность в области коллектив-

ной разработки прикладных ИС, в процессе прохождения ими производственной практики и выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, тематика которых определяется во время прохождения студентами практики в конце четвёртого года обучения, для этого практиканты осуществляют анализ деятельности базы практики на предмет возможности автоматизации отдельных элементов этой деятельности, очевидно, что для повышения вероятности выбора студентами темы выпускной квалификационной работы (ВКР), связанной с коллективной разработкой ИС (или отдельных её элементов), необходимо на одну базу практики определить одновременно несколько практикантов, при этом руководитель практики должен направить проводимый ими анализ предметной области в соответствующее русло.

Организация опытно-поисковой работы и её результаты

Основной целью проведения опытно-поисковой работы настоящего исследования являлась практическая проверка исходной гипотезы о возможности построения методической системы, предполагающей использование коллективного проектирования, применение которой обеспечивало бы формирование у будущих специалистов области прикладной информатики компетенций, необходимых для продуктивного участия в коллективной разработке прикладных ИС.

Исследование производилось на факультете Информатики Шадринского государственного педагогического института; в общей сложности в нём приняли участие 72 студента.

Опытно-поисковая работа проводилась в три взаимосвязанных этапа.

На констатирующем этапе (2004 - 2005 учебный год) на основании анализа биб-лиографических источников и проведения анкетирования специалистов в области прикладной информатики и их руководителей, а так же студентов факультета Информатики, были выявлены противоречия, связанные с недостаточной подготовленностью будущих специалистов рассматриваемой области к коллективной разработке ИС - основных продуктов их профессиональной деятельности. Это дало основание сформулировать проблему исследования, описать исходные положения работы. Была также проведена проработка теоретических оснований исследования, произведён терминологический анализ и сформирован понятийный аппарат.

Поисковый этап (2005 - 2007 учебные годы) был посвящен выявлению и обоснованию механизмов построения методической системы обучения будущих специалистов в области прикладной информатики коллективной разработке ИС, проектированию педагогической модели этой системы, а так же раскрытию функций каждой из дисциплин учебного плана, которые связаны с формированием необходимых компетенций. На этом же этапе была обоснована необходимость введения в план подготовки дополняющей дисциплины "Разработка прикладных информационных систем в образовании", определено её содержание и методика проведения учебных занятий. Также были обоснованы показатели и критерии результативности рассматриваемой методической и процедура измерения этих показателей.

Целью формирующего этапа (2007 - 2010 учебные годы) опытно-поисковой работы являлась проверка результативности методической системы обучения будущих специалистов в области прикладной информатики коллективной разработке ИС.

В соответствии с целью разработанной нами методической системы был создан диагностический инструментарий, позволяющий оценить её результативность. Как уже было показано выше, компетентность в области коллективной разработки прикладных ИС включает в себя совокупность знаний, умений, коммуникативных умений и ценностно-смысловых ориентаций, которая сформирована в ходе создания конкретной прикладной ИС, что, в свою очередь, подразумевает наличие у будущих специалистов опыта соответствующей деятельности. В связи с этим, сформированность теоретического компонента рассматриваемой компетентности диагностировалась с помощью компьютерных тестов по содержанию дидактических единиц дисциплины "Разработка прикладных информационных систем в образовании".

Практические умения обучаемых и их коммуникативные умения оценивались посредством лабораторных работ, по окон-

Таблица 1

Усреднённые оценки по каждому диагностируемому элементу компетентности в области коллективной разработки прикладных ИС

Элемент компетентности Ср. доля по элем, в группе 2007-2008 Ср. доля по элем, в группе 2008-2009 Ср. доля по элем, в группе 2009-2010

Теоретические знания 0,74 0,78 0,82

Практические умения 0,75 0,81 0,84

Опыт успешной деятельности 0,77 0,78 0,79

Ценностно-смысловые ориентации 0,78 0,80 0,82

Коммуникативные способности 0,72 0,74 0,75

Таблица 2

Доля успешно выполненных заданий производственной практики и ВКР, тематика которых связана с коллективной разработкой прикладных ИС

Учебные годы Данные производственной практики Данные ВКР

Доля коллективных заданий на практику Доля успешности выполнения коллективных заданий на практику в сред, по уч. группе Доля коллективных работ Доля успешности выполнения коллективных работ в сред, по уч. группе

2007-2008 0,76 0,78 0,76 0,89

2008-2009 0,72 0,80 0,72 0,90

2009-2010 0,82 0,78 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чании которых студенты представляли созданную ими прикладную ИС. Качество этого продукта свидетельствовало о наличии у будущих специалистов опыта успешной деятельности в области коллективной разработки рассматриваемых систем. Проект оценивался тремя независимыми экспертами по заранее разработанным совместно с ними параметрам (критериям), полученные экспертные оценки обрабатывались с использованием метода модифицированного поэлементного анализа, описанного в

работе Б.Е. Стариченко и Н.В. Шуняевой [5].

Ценностно-смысловые ориентации обучаемых выявлялись с помощью специально разработанных анкет. Отсутствие статистически значимых различий (в среднем по группе) между данными самооценки студента, оценки другими студентами его дея-тель-ности при выполнении коллективного проекта и оценки преподавателя свидетельствовало о сформированности у обучаемого ценностно-смысловых ориентаций.

На основе оценки лабораторных работ и проектов, которые были выполнены обучаемыми за 2007-2010 учебные годы, по выделенным нами критериям, получены следующие данные об успешности обучения на подготовительном и моделирующем этапах (см. таблицу 1). Полученные результаты сопоставлялись с показателем 0,7 в модели полного усвоения знаний В.П. Беспалько [6], свидетельствующем о достаточном уровне сформированности выделенных элементов.

Как следует из данных приведённых в таблице, все элементы сформированы у обучаемых на достаточном уровне, превышающем критериальное значение 0,7 в модели полного усвоения знаний В.П. Беспалько.

Данные, полученные при анализе ВКР и производственной практики студентов, представленные в таблице 2 (практико-ори-ентированный этап обучения), свидетельствуют в пользу того, что будущие специалисты проявляли компетентность в области коллективной разработки прикладных ИС. Таким образом, можно заключить, что в ходе проведенного исследования убедительно доказана возможность организации обучения на основе созданной нами методической системы, которая обеспечивает формирование у будущих специалистов прикладной информатики компетентности в области коллективной разработки ИС. Исходная гипотеза исследования полностью подтверждена.

Библиографический список

1. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход // Образование и наука. 2001. №3.

2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. 2003. №5.

3. Парфенов, С.Ю. Подготовка будущих педагогов-психологов к применению инфор-мационно-коммуникационных технологий в психодиагностической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009.

4. Слинкин, Д.А. Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург,

2001.

5. Стариченко, Б.Е. Методы педагогической статистики в работе учителя / Б.Е. Стариченко, Н.В. Шуняева, Н.А. Стариченко // Управление качеством образо-вания: сущность, направления, технологии: мат. научно-практ. конф., Екатерин-бург, 6-7 июля 2000. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.

6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

Статья поступила в редакцию 16.09.10

УДК 34.9

Г.Г. Ханцева, канд. пед. наук, доц.; Л.В. Катюкова, канд. психол. наук, доц. Рубцовского индустриального института (филиал) ГОУ ВПО "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова", E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ЖЕНЩИНАМ - ОСУЖДЕННЫМ КАК УСЛОВИЕ ИХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Социально-педагогическая содействие женщинам - осужденным в исправительном учрежде-нии ориентировано на приобретение ими позитивного социального опыта, организации своей жизнедеятельности, восстановление социально-личностного статуса в здоровом социуме после исполнения наказания на основе социально-активного поведения, и направлено на поддержание устойчивости к дезадаптивному поведению в критических ситуациях жизни с целью избежания рецидивов. Оказание социально-педагогической поддержки осужденным требует дифференцированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.