Научная статья на тему 'Социально-педагогическое содействие женщинам осужденным как условие их ресоциализации'

Социально-педагогическое содействие женщинам осужденным как условие их ресоциализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЖЕНЩИН ОСУЖДЕННЫХ / ПОЗИТИВНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ АДАПТАЦИОННЫХ МЕР / АДАПТАЦИЯ ОСВОБОЖДЕННЫХ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ НА СВОБОДЕ / КОМПЛЕКС ИСПРАВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕР / УРОВЕНЬ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ / SOCIO-EDUCATIONAL ASSISTANCE / SOCIO-EDUCATIONAL ADAPTATION OF CONVICTED WOMEN / POSITIVE SOCIAL EXPERIENCES / SYSTEM OF ADAPTATION / ADAPTING TO THE CONDITIONS OF LIBERATED LIFE IN FREEDOM / COMPLEX OF CORRECTIONAL EDUCATIONAL MEASURES / LEVEL OF RESOCIALIZATION OF CONVICTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханцева Г. Г., Катюкова Л. В.

Социально-педагогическая содействие женщинам осужденным в исправительном учреждении ориентировано на приобретение ими позитивного социального опыта, организации своей жизнедеятельности, восстановление социально-личностного статуса в здоровом социуме после исполнения наказания на основе социально-активного поведения, и направлено на поддержание устойчивости к дезадаптивному поведению в критических ситуациях жизни с целью избежания рецидивов. Оказание социально-педагогической поддержки осужденным требует дифференцированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT TO CONVICTED WOMEN AS A CONDITION OF THEIR RESOCIALIZATION

Socio-pedagogical assistance to convicted women is focused on their acquisition of positive social experiences, providing their vital activity, restoration of socio-personal status in the healthy society. Socio-pedagogical assistance is aimed at maintaining stability in desadaptive behavior in critical situations. Providing of socio-pedagogical support requires a differentiated approach.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое содействие женщинам осужденным как условие их ресоциализации»

Таблица 1

Усреднённые оценки по каждому диагностируемому элементу компетентности в области коллективной разработки прикладных ИС

Элемент компетентности Ср. доля по элем, в группе 2007-2008 Ср. доля по элем, в группе 2008-2009 Ср. доля по элем, в группе 2009-2010

Теоретические знания 0,74 0,78 0,82

Практические умения 0,75 0,81 0,84

Опыт успешной деятельности 0,77 0,78 0,79

Ценностно-смысловые ориентации 0,78 0,80 0,82

Коммуникативные способности 0,72 0,74 0,75

Таблица 2

Доля успешно выполненных заданий производственной практики и ВКР, тематика которых связана с коллективной разработкой прикладных ИС

Учебные годы Данные производственной практики Данные ВКР

Доля коллективных заданий на практику Доля успешности выполнения коллективных заданий на практику в сред, по уч. группе Доля коллективных работ Доля успешности выполнения коллективных работ в сред, по уч. группе

2007-2008 0,76 0,78 0,76 0,89

2008-2009 0,72 0,80 0,72 0,90

2009-2010 0,82 0,78 -

чании которых студенты представляли созданную ими прикладную ИС. Качество этого продукта свидетельствовало о наличии у будущих специалистов опыта успешной деятельности в области коллективной разработки рассматриваемых систем. Проект оценивался тремя независимыми экспертами по заранее разработанным совместно с ними параметрам (критериям), полученные экспертные оценки обрабатывались с использованием метода модифицированного поэлементного анализа, описанного в

работе Б.Е. Стариченко и Н.В. Шуняевой [5].

Ценностно-смысловые ориентации обучаемых выявлялись с помощью специально разработанных анкет. Отсутствие статистически значимых различий (в среднем по группе) между данными самооценки студента, оценки другими студентами его дея-тель-ности при выполнении коллективного проекта и оценки преподавателя свидетельствовало о сформированности у обучаемого ценностно-смысловых ориентаций.

На основе оценки лабораторных работ и проектов, которые были выполнены обучаемыми за 2007-2010 учебные годы, по выделенным нами критериям, получены следующие данные об успешности обучения на подготовительном и моделирующем этапах (см. таблицу 1). Полученные результаты сопоставлялись с показателем 0,7 в модели полного усвоения знаний В.П. Беспалько [6], свидетельствующем о достаточном уровне сформированности выделенных элементов.

Как следует из данных приведённых в таблице, все элементы сформированы у обучаемых на достаточном уровне, превышающем критериальное значение 0,7 в модели полного усвоения знаний В.П. Беспалько.

Данные, полученные при анализе ВКР и производственной практики студентов, представленные в таблице 2 (практико-ори-ентированный этап обучения), свидетельствуют в пользу того, что будущие специалисты проявляли компетентность в области коллективной разработки прикладных ИС. Таким образом, можно заключить, что в ходе проведенного исследования убедительно доказана возможность организации обучения на основе созданной нами методической системы, которая обеспечивает формирование у будущих специалистов прикладной информатики компетентности в области коллективной разработки ИС. Исходная гипотеза исследования полностью подтверждена.

Библиографический список

1. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход // Образование и наука. 2001. №3.

2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. 2003. №5.

3. Парфенов, С.Ю. Подготовка будущих педагогов-психологов к применению инфор-мационно-коммуникационных технологий в психодиагностической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009.

4. Слинкин, Д.А. Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2001.

5. Стариченко, Б.Е. Методы педагогической статистики в работе учителя / Б.Е. Стариченко, Н.В. Шуняева, Н.А. Стариченко // Управление качеством образо-вания: сущность, направления, технологии: мат. научно-практ. конф., Екатерин-бург, 6-7 июля 2000. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.

6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

Статья поступила в редакцию 16.09.10

УДК 34.9

Г.Г. Ханцева, канд. пед. наук, доц.; Л.В. Катюкова, канд. психол. наук, доц. Рубцовского индустриального института (филиал) ГОУ ВПО "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова", E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ЖЕНЩИНАМ - ОСУЖДЕННЫМ КАК УСЛОВИЕ ИХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Социально-педагогическая содействие женщинам - осужденным в исправительном учрежде-нии ориентировано на приобретение ими позитивного социального опыта, организации своей жизнедеятельности, восстановление социально-личностного статуса в здоровом социуме после исполнения наказания на основе социально-активного поведения, и направлено на поддержание устойчивости к дезадаптивному поведению в критических ситуациях жизни с целью избежания рецидивов. Оказание социально-педагогической поддержки осужденным требует дифференцированного подхода.

Ключевые слова: социально-педагогическое содействие, социально-психологическая адаптация женщин - осужденных, позитивный социальный опыт, система специально организованных адаптационных мер, адаптация освобожденных к условиям жизни на свободе, комплекс исправительно-воспитательных мер, уровень ресоциализации осужденных.

Изучение в процессе исследования научно-педагогической и специальной литературы отечественных ученых по проблемам адаптации освобожденных из мест лишения свободы к условиям социума показало, что наиболее активно эта проблема изучалась отечественными учеными в 70-80 годы прошлого столетия. Освобождение, наряду с восстановлением у бывшей осужденной правового статуса свободной гражданки, обусловливает существенное расширение её социальных связей и ролей, которые она не всегда готова выполнять, как, например, главы семьи, члена трудового коллектива и т.д.

Слово "содействие" согласно определения в словаре С.И. Ожегова имеет два смысловых значения: 1) поддержать; 2) помощь.

Использование социально-педагогического содействия жен-щинам-преступницам, подразумевает тесное взаимодействие административных, социальных, правоохранительных, общественных и прочих организаций при оценке и определении способов решения имеющихся у них проблем. Поэтому социально-педагогическое содействие в пенитенциарной практике представляет собой и междисциплинарную, и межведомственную деятельность в условиях мест лишения свободы и после освобождения из них.

В нашем исследовании понятие содействия рассматривается в значении - поддержать, не дать нарушиться связям осужденной с изменяющимся гражданским обществом, социумом, семьей. Путем использования разноплановых социально-педагогических средств не дать осужденной потерять свой человеческий облик, восстановить ее в социально-ролевом и личностном статусе для проживания в семье и здоровом социуме после освобождения.

Социально-педагогическое содействие является необходимым условием ресоциализации женщин - преступниц, так как взаимосвязано с глубинными процессами нравственного оздоровления, социализации и социальной активности каждого из них. Социально-педагогическое содействие женщинам-преступ-ницам в исправительном учреждении ориентировано на приобретение ими позитивного социального опыта организации своей жизнедеятельности, восстановление социально-личностного статуса в здоровом социуме после исполнения наказания на основе социально-активного поведения и направлено на поддержание устойчивости к дезадаптивному поведению в критических ситуациях жизни с целью избежания рецидивов [1].

По направленности социально-педагогическое содействие многопланово и определяется как система средств юридического, педагогического, духовно-нравственного, медицинского, психологического и иного характера, реализуемая в период отбывания наказания осужденного в местах лишения свободы и после исполнения наказания путем использования богатого арсенала средств, методик и технологий педагогики. При его организации необходимо осуществлять учет условий изоляции в зависимости от степени общественной опасности преступниц, их социально-нравственной запущенности, что в совокупности создает более благоприятные предпосылки для решения их жизненно важных проблем.

Оказание социально-педагогического содействия осужденным требует дифференцированного подхода и его, как правило, разделяют на стадии социально-педагогического содействия лицам, имеющим такие качества поведения, как относительно нормальное, слабое, умеренное и сильное отклонение в поведении. В основу характеристики качеств поведения в исследовании положен их образовательный и профессиональный уровень, квалификация, коммуникативные свойства и ряд других.

Содержание и технологии содействия обусловливаются спецификой и особенностями социально-педагогической работы исправительного учреждения как социального института, которая осуществляется в условиях строгой изоляции женщин-преступ-ниц от общества.

Социально-педагогическое содействие женщинам-преступ-ницам как действенная составляющая исправительно-воспитательного процесса органично взаимосвязана с решением их жизненно важных проблем. На это обращает внимание в своих работах С.А. Беличева [2].

Успешная социализация достигается при наличии следующей характеристики качеств личности:

- способность к изменению своих личностных качеств;

- умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям:

- ориентация не на конечные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

В работах Рыбак М.С. подготовка женщин-преступниц к жизни на свободе определяется рамками концептуальных положений исправления и перевоспитания в широком смысле слова с позиций правового, криминологического, психологического и педагогического подходов, в своем единстве отражающих суть ресоциализации [3].

Результаты исправления и перевоспитания целесообразно закреплять системой специально организованных адаптационных мер в социуме, которые в своем единстве образуют качественно новое явление - социально-педагогическое содействие, имеющее ряд отличительных особенностей от процесса социальной адаптации личности в условиях изоляции.

В пенитенциарной теории и практике умение направлять систему взаимоотношений в нужном для социально-педагогического содействия женщинам-преступницам направлении составляет важную социально-педагогическую и одновременно исправительную задачу. Человек не рождается преступником и совершает противоправные действия в обществе. "Личность формируется в социальном общении, аспекты которого разнообразны и не могут быть сведены к социально-трудовому аспекту при всей его огромной значимости. Отношения к себе, своим поступкам, своей семье, близким, своему и их престижу, полученному или получаемому образованию, досугу, культурным ценностям, ценностям вообще и их коррекция заняли очень большое место в процессе социализации и социально-педагогического содействия. Перестройка системы установок на новые социально-значимые ценностные ориентации была признана как наиболее рациональный путь направленности реабилитационных воздействий (Платонов К.К.) [4].

Механизм социально-педагогического содействия взаимосвязан с системой основных средств исправления и их воспитательного потенциала, позволяющего осужденной преодолевать критические ситуации стресса, конфликта, фрустрации и кризиса.

Изучение исторического опыта развития социально-педагогической составляющей в практике деятельности исправительных учреждений, зарубежного опыта социально-педагогического содействия женщинам-преступницам и особенностей их социально-педагогической поддержки показало, что в этом процессе необходимо формировать общественно ценные идеалы и нравственные качества до необходимого уровня, осуществлять обучение деятельности (передача знаний, привитие умений и научение навыкам организационных действий, приучение выдерживать психические и физические нагрузки), экономическое, правовое, санитарно-гигиеническое, эстетическое и физическое воспитание, стимулировать социальную активность по участию в самодеятельных организациях, включать женщин-преступниц в систему воспитательных видов деятельности на принципах социально-педагогического содействия как динамичного процесса с разделением его на различные стадии, что повышает ее эффективность. Необходимо разъяснение социальных перспектив осужденной, консультации по вопросам защиты интересов в жилищных вопросах, вопросах пособий и многих других. На практике подобная содействие и помощь для женщин - преступниц и их семьи чрезвычайно важны.

Отсутствие координационного механизма оказания социально-педагогического содействия в исправительном учреждении влияет на то, что нет возможности обеспечить координационно-организаторские функции, привлечь к оказанию социальнопедагогического содействия сотрудников других подразделений, поскольку его организация и осуществление ни за кем не закреплены [1].

Таким образом, обобщая сущностную характеристику социально-педагогического содействия женщинам-преступницам в процессе решения их жизненно важных проблем, можно сделать следующие выводы.

В период построения гражданского общества профилактика преступности и ее рецидива предполагает скоординированное участие в этом процессе всех слоев общества с одновременным признанием приоритетов общечеловеческих ценностей, толерантного отношения к лицам с делинквентным поведением, повсеместного внедрения в сферу социального управления идей гуманизации и демократизации общественных отношений.

Социально-педагогическое содействие в решении жизненно важных проблем - это скоординированное взаимодействие сотрудников всех частей и служб исправительного учреждения, Библиографический список

семьи, негосударственных, общественных, религиозных и иных организаций, территориальных служб социальной защиты и трудовой занятости населения с осужденными к лишению свободы, осуществляемое на принципах личностно ориентированного подхода, дифференциации и индивидуализации, договоренности, творческого сотрудничества и партнерства, осознанности, научения, рефлексии. Социально-педагогическое содействие женщинам-преступницам является одной из важнейших компонент решения жизненно важных проблем женщин-преступниц в условиях изоляции от общества, направленных на их исправление и перевоспитание, изменение духовно-нравственного облика, принятие ценностных ориентиров поведения гражданского общества и конкретного социума, на повышение адаптивных способностей личности к динамично меняющимся условиям внешней среды.

Гуманизация и демократизация процесса социально-педагогического содействия жен-щинам-осужденным, расширение их социально-правового статуса, ориентация всего комплекса исправительно-воспитательных мер на здоровый социум будет иметь реальные перспективы, если завершатся тем или иным уровнем ресоциализации осужденных.

1. Ветошкин, С.А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в пенитен-циарном учреждении: учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург, 1999.

2. Беличева, С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 2.

3. Рыбак, М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов: Изд-во "Саратовская государственная академия права", 2004.

4. Платонов, К.К. Личность в медицине. - В кн.: Этико-психологические проблемы меди-цины. - М., 1978.

5. Амонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. - М.: Педагогика, 1991.

6. Селевко, Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии / ГК. Селевко, А.Г. Селевко. - М.: Нар. образование, 2002.

Статья поступила в редакцию 24.07.2010

УДК 37.014.54

Н.Л. Хижняк, асп. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА: СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В работе рассматривается сложившаяся в настоящее время ситуация в области образования в сфере культуры и искусства, характеризующаяся комплексом системных проблем, в частности, внедрением маркетинга образовательных услуг как важнейшего элемента системы управления деятельностью образовательных учреждений сферы культуры и искусства в рыночных условиях. Выделяются четыре стадии станов-

ления маркетинга и даётся их подробная характеристика.

Ключевые слова: образование в сфере культуры и искусства, учреждений.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области образования в сфере культуры и искусства характеризуется комплексом системных проблем. В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства Российской Федерации на 20082015 годы подчеркивается, что необходим концептуальный подход к решению проблем образования в сфере культуры и искусства, который позволил бы определить основные направления его развития, а также роль и место в общей системе российского образования [1].

Сохранение сложившейся в России уникальной системы подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры и искусства (школа - колледж - вуз) не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве. Вместе с тем, следует отметить, что каждое из звеньев трёхуровневой системы образования в сфере культуры и искусства имеет не только свою историю и уникальные традиции, но и проблемы, возникшие за последние годы. Решение в ближайшее время этих проблем на уровне управления трёхступенчатой системой подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры и искусства должно сохранить лучшее в российском образовании и обеспечить адап-

маркетинг обра-зовательных услуг, деятельность образовательных

тацию образовательных учреждений сферы культуры и искусства к новым социально-экономическим условиям.

Маркетинг образовательных услуг представляется как важнейший элемент системы управления деятельностью образовательных учреждений сферы культуры и искусства в рыночных условиях. Он направлен на организацию и координацию через соответствующие структуры и службы плотного взаимодействия образовательного учреждения с рынком труда и рынком образовательных услуг. Маркетинг образовательных услуг в сфере культуры и искусства позволяет тщательно изучать состояние и динамику этих рынков. Конечная цель его широкого применения состоит в наиболее эффективном и полном удовлетворении потребностей: личности - в образовании; образовательного учреждения - в развитии; организаций и учреждений - в росте кадрового потенциала; общества - в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала [2].

Формирование маркетингового взгляда на образование в сфере культуры и искусства является условием и результатом становления институтов "новой экономики". В рамках этой общей фундаментальной (стратегической) тенденции проявляют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.