УДК 378. 02
Harchenko V.V., Doctor of Sciences (Technical Machinery), professor, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin
(Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Shabalina E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin
(Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS A CONDITION OF FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE. In the
article the authors study the main scientific approaches to a concept of "technological competence", which considerably depends on independent educational work of students organized and operated by the teacher on the basis of the latest methods and tutorials. The object of the research is studied in connection with the modern conditions of organization of educational process in higher education institutions. In this regard the independent work of students is considered as the most important factor of formation of technological competence. The principles of management of independent work of students and types of control are described. Thus special emphasis is placed on the development and delivery to students of an individual educational and methodical set of formation of technological competence of a future technology teacher.
Key words: independent work, efficiency of independent work, motivation, highly qualified specialist, technological competence.
В.В. Харченко, д-р техн. наук, проф. ФГБОУ ВПО Алтайской государственной академии образования
имени В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
Е.П. Шабалина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО Алтайской государственной академии образования
имени В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК
УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В статье анализируются основные научные подходы к понятию «технологическая компетенция», которое в современных условиях организации учебного процесса в высших учебных заведениях в значительной мере зависит от самостоятельного учебного труда студентов, организуемого и управляемого преподавателем на основе новейших методов и средств обучения. В связи с этим самостоятельная работа студентов рассматривается как важнейший фактор формирования технологической компетенции. Описываются принципы управления самостоятельной работы студентов и виды контроля. При этом особый упор делается на разработку и выдачу студентам индивидуального учебно-методического комплекта сопровождения формирования технологической компетенции будущего учителя технологии.
Ключевые слова: самостоятельная работа, эффективность самостоятельной работы, мотивация, высококвалифицированный специалист, технологическая компетенция.
С введением новых образовательных стандартов происходит изменение организации учебного процесса в вузах, который все в большей мере приобретает характер самостоятельного учебного труда обучающихся, организуемого и управляемого преподавателем на основе новейших методов и средств обучения. В этой связи наряду с совершенствованием методики преподавания важнейшими задачами вузов являются рациональная организация, планирование, контроль и дальнейшая активизация самостоятельной работы обучающихся, которая играет исключительно важную роль в формировании профессиональной компетентности современного специалиста.
Систематическая, целенаправленная, самостоятельная работа студентов рассматривается в качестве одной из составляющих образовательного процесса, средством повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Умение самостоятельно работать в образовательном процессе становится необходимостью. Самостоятельная работа студентов на занятиях выступает как условие формирования технологической компетенции.
По мнению Ю.Л. Хотунцева, компетентный специалист предвидит изменения, устремлён в будущее, ориентирован на самостоятельное образование [1, с. 10].
В научной литературе понятия «компетенция», «компетентность» получили широкое распространение.
В переводе с латинского «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познанием и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных характеристик личности (знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, способов деятельности), а компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности - это качество владения ими, это то, ка-
ким образом компетенция проявляется в деятельности.
В результате профессионально-педагогической подготовки у будущего учителя технологии должны формироваться: профессиональная, методологическая, информационная, мониторинговая, коммуникативная, креативная, целеполагающая, конструктивная, проектировочная, рефлексивная и технологическая компетенции.
Технологическая компетенция отражает способность и готовность будущего учителя технологии применять совокупность обобщенных знаний и умений в области «Технология» в процессе профессиональной деятельности, проявляя такие профессионально важные качества, как техническое мышление, активность, самостоятельность. До настоящего времени в понятие «технологическая компетентность» будущего учителя технологии вкладывается двоякий смысл. Одни понимают её как владение педагогическим инструментарием, другие - как профессиональную компетентность учителя технологии [2].
При этом большинство исследователей к признакам технологической компетентности относят: углубленное знание различных технологий обучения; постоянное обновление знаний по данной проблеме для успешного решения профессиональных задач.
В понятии технологической компетентности выделяют следующие качества: интегративный и творческий характер; высокую эффективность результата; практикоориентированную направленность образования; соотношение критериев ценностно-смысловых характеристик личности; формирование мотивации самосовершенствования; академическую мобильность [3, с. 78]:
Технологическая компетентность педагога, по мнению Н.Н. Манько, - это система креативно-технологических знаний, способностей и стереотипов инструментализованной деятельности по преобразованию объектов педагогической действительности [4, с. 117].
В.Э. Штейнберг определяет проектно-технологическую компетентность как умение учителя осуществлять творческую дея-
тельность по освоению дидактических инструментов и эффективному применению их в учебном процессе [5, с. 164].
А.А. Вербицкий под предметно-технологической компетентностью рассматривает степень владения содержанием обучения и воспитания, эффективными педагогическими технологиями, способностями к педагогической инноватике, включая способность к проведению исследований в области эффективных педагогических технологий и реализации их результатов на практике [6, с. 140].
Л.А. Ядвиршис описывает технологическую компетентность, как сочетание личностных особенностей и качеств, позволяющих умело выполнять определенные профессиональные действия, а также, как способность к высокопроизводительному труду, доскональное знание своего дела и др. Автор отмечает, что обладать технологической компетентностью - значит вычленять основную задачу (проблему) и находить способы ее оптимального решения в реальной профессиональной деятельности [7, с. 11].
A.В. Хуторской под технологической компетентностью понимает интеграцию личностных особенностей и качеств, владение человеком технологическими компетенциями (технологической культурой и технологическим мышлением), включающая его личностное отношение к предмету деятельности, и характеризующая готовность специалиста к самостоятельному решению профессиональных задач [8, с. 135].
B.Н. Горбунов считает, что технологическая компетентность учителя технологии является одной из составляющих его профессиональной компетентности, характеризуется соответствующими знаниями (технологий, методов, средств, форм деятельности (педагогической, технологической, предпринимательской) и условий их применения, организации) и соответствующими проявленными умениями, творчески применять эти знания, проектировать учебную деятельность, анализировать эффективность и результаты своей деятельности, умения конструировать собственную технологию и разрабатывать методику организации образовательного процесса [9, с. 215].
Технологическая компетентность состоит из следующих компонентов:
- профессиональный (компетенции в образовательной области «Технология», а также способность будущего учителя технологии решать различные технологические задачи);
- когнитивно-творческий (способность будущего учителя технологии заниматься самообразованием в рамках образовательной области «Технология», осуществлять творческую конструкторскую деятельность);
- аналитический (способность будущего учителя технологии проводить детальный анализ технологической деятельности и выполнения различных технологических задач);
- аксиологический (способность будущего учителя технологии воспитывать в обучающихся трудолюбие);
- методический (способность будущего учителя технологии эффективно организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей);
- рефлексивный (способность будущего учителя технологии выполнять анализ своей педагогической деятельности);
- оценочный (способность будущего учителя технологии определять качество выполненной работы и значимость труда); социальный (способность выделять общественную значимость выполняемых работ).
Для формирования технологической компетенции особое значение имеет не только содержание образования, но соответствие будущего учителя технологии критериальным и уровневым характеристикам [9, с. 215].
Анализ исследований по проблеме формирования технологической компетенции показывает, рассматривая данное понятие, авторы чаще всего рассматривают технологическую компетенцию в контексте производственных, педагогических или других конкретных технологий.
Э.Ф. Шарипова считает необходимым выделить в структуре технологической компетенции в качестве ключевого компонента общетехнологическую компетенцию, отражающую инвариантные особенности технологической деятельности различной предметной направленности. При этом под общетехнологической компетенцией будущих учителей технологии понимается набор свойств и качеств личности будущего учителя технологии, обеспечивающей ему способность организовывать преобразовательную деятельность различной предметной направленности в соответствии с технологическими принципами, осваивать и эффективно использовать в своей деятельности современные
преобразовательные технологии. В качестве принципов технологической деятельности, вытекающих из существенных принципов технологии, выделены принципы: системности, научности, прогнозируемости и эффективности результата, оптимальности, оперативности управления, интегративности содержания [10, с. 168]
В подготовке профессионально-компетентного специалиста большое значение имеет ряд условий:
1. Профессионально-ценностное обучение будущего учителя технологии, которое осуществляется в течение всего обучения в вузе через формы обучения: лекционные, семинарские, лабораторные и практические занятия по предметам общепрофессиональной и предметной подготовки, самостоятельная работа.
2. Совокупность изучаемых дисциплин и курсов по выбору. При изучении дисциплин специального и практического цикла студенты выполняют научные исследования, разработки и т.д.
3. Образовательный уровень студентов зависит от качества научно-методической работы.
Профессионально-ценностное воспитание как процесс приобщения будущего учителя технологии к педагогической деятельности.
Показателями сформированности технологической компетенции будущего учителя технологии, по мнению Л.И. Непогод, являются: знание теоретических основ профессиональной деятельности; владение культурой делового общения; творческая направленность профессиональной деятельности; владение практическими основами профессиональной деятельности; профессионально-значимые качества; интерес к профессиональной деятельности [11, с. 11].
Формирование технологической компетенции будущего учителя технологии обусловлено качеством его профессиональной подготовки, качеством и количеством его жизненного и профессионального опыта, целенаправленностью и организацией учебного процесса и активностью будущего учителя технологии.
Одним из условий достижения качества образования является самостоятельная работа студентов на занятиях под руководством преподавателя. Основное её содержание заключается в активизации самостоятельного мышления студентов, что достигается применением особых приемов, методов и форм учебной работы. Это введение элементов беседы с целью активного восприятия и осмысливания излагаемого материала, проведение разбора и обобщения изложенного материала путем обсуждения с привлечением обучающихся, проведение на занятиях разных видов самостоятельной работы.
Построение системы формирования технологической компетенции студентов средствами самостоятельной работы становится наиболее эффективным, если в качестве педагогического базиса использовать сочетание нескольких подходов. Определить те подходы, которые в настоящее время являются приоритетными, позволяет осмысление ведущих функций и тенденций развития образования.
При этом наиболее предпочтительным следует считать комплексное использование следующих подходов: деятель-ностного (рассмотрение особенностей профессиональной деятельности будущих учителей технологии, выявить виды самостоятельной работы, определить характер деятельности преподавателя и обучающихся в процессе формирования технологической компетенции студентов средствами организации самостоятельной работы; контекстного (формирование технологической компетенции в контексте будущей профессиональной деятельности); компетентностного (профессиональная подготовка студентов в вузе); личностно-ориенированного (признание студента активным субъектом в процессе самостоятельной работы, учет его индивидуальных особенностей); системного (рассмотрение педагогической системы как определенной совокупности взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного обучения); технологического (проектирование процесса формирования технологической компетенции у будущих специалистов с целью гарантированного достижения дидактических целей исходя из социального заказа, цели и содержания обучения).
Следует подчеркнуть, что именно технологический подход к организации самостоятельной работы студентов в процессе формирования их технологической компетенции является ключевым из представленных выше подходов и ориентирован на поиск наиболее рациональных способов гарантированного достижения поставленных целей [12].
Также при построении вышеуказанной системы в организации самостоятельной работы студентов необходимо руководствоваться следующими принципами: научности и прикладной направленности обучения; наглядности; последовательности и систематичности; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; сознательности и творческой активности; продуктивности и надежности обучения.
Эффективность функционирования системы формирования технологической компетенции будущих специалистов средствами самостоятельной работы зависит от соблюдения в вузе комплекса организационно-педагогических условий самостоятельной работы студентов, основным, из компонентов которого является информационно-методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов, а также готовность преподавателей к осуществлению эффективной организационно-методической деятельности, направленной на функционирование и совершенствование этой работы.
Анализ научной литературы по вопросам педагогики высшей школы, учебного процесса в вузе позволили выделить следующие виды самостоятельной работы студента:
1. Подготовка к лекции, прослушивание и запись лекции.
2. Подготовка к практическим, семинарским занятиям и самостоятельная работа на занятиях.
3. Подготовка к лабораторным занятиям и самостоятельная работа на этих занятиях.
4. Работа с учебниками, рекомендуемой литературой.
5. Самостоятельная работа при выполнении расчетно-гра-фических работ, типовых заданий.
6. Составление доклада, реферата, информационный поиск по специальным дисциплинам.
7. Подготовка к контрольным работам, коллоквиумам, сдача зачетов, экзаменов.
8. Изучение конструкций зданий, аппаратов, сооружений, технологических схем и выполнение курсовых проектов и работ.
9. Выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР).
10. Освоение методик и проведение научных исследований в процессе обучения, в ходе производственных практик и выполнения ВКР
Основополагающим принципом организации самостоятельной работы студентов является обеспечение её действенности, развивающей способности студентов к инженерному мышлению, принятию самостоятельных решений, заложение фундамента непрерывного образования.
Самостоятельная работа на младших курсах направлена, в первую очередь, на расширение и закрепление знаний и умений, приобретенных в рамках традиционных форм учебной работы, на старших курсах - на развитие творческой деятельности. Поэтому методические комплексы самостоятельной работы старшекурсников должны быть составлены с опорой на принципы самопознания, самоуправления, самосовершенствования, самореализации. Так, например, важное место в формировании технологической компетенции принадлежит технологии проектирования, так как проектная деятельность является сердцевиной технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость.
Теория и практика проектного метода показывает, что метод обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, воспитание и развитие личности будущего учителя технологии, создается положительная мотивация для ее самообразования.
Формирование технологической компетенции будущего учителя технологии происходит с момента: определения дефицита компетентности; моделирования траектории индивидуального развития, соответствующей результатам диагностики и направленной на преодоление барьеров, ликвидацию затруднений; определения индивидуализированного учебно-методического комплекта сопровождения формирования технологической компетенции будущего учителя технологии. Учитывая важность, сложность и многогранность рассматриваемой проблемы, в дальнейшем целесообразно продолжить работу по формированию техноло-
Библиографический список
гической компетенции будущего учителя технологии на основе разработки и внедрения индивидуализированных учебно-методических комплектов.
В Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина в качестве таких комплектов используются дидактические средства, сопровождающие деятельность студентов на всех этапах выполнения ими научно-исследовательской работы в процессе изучения таких дисциплин, как «Методика проведения научных исследований», «Основы творческо-конструкторской деятельности», и других, которая завершается выполнением выпускной квалификационной работы. Важное значение должно придаваться выбору темы научного исследования, так как именно она определяет успешность использования индивидуализированного учебно-методического комплекта для формирования технологической компетенции будущего учителя технологии.
Ниже приведены некоторые рекомендуемые темы для учебно-методических комплектов:
- формирование технологической компетенции будущего учителя технологии на примере выполнения проекта модульного компьютерного стола;
- формирование эстетического аспекта технологической культуры студента в процессе изучения дисциплины «Деревообработка»;
- разработка проекта спортивного тренажёра, как средства развития творческих способностей будущего учителя технологии;
- формирование конструкторско-технологических компетенций будущего учителя технологии при проектировании стенда для ремонта коробки передач;
- проектирование дидактических средств обучения студентов по дисциплине «Технологический практикум».
Самостоятельная работа, которую студенты выполняют при подготовке проектов, индивидуализированных учебно-методических комплектов представляет значимый момент в их интеллектуальном развитии. Самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Сильным мотивирующим фактором является подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессионального образования часто рассматривается рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности.
Самостоятельная работа студентов - это некая универсальная компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности.
Документальной базой для организации самостоятельной работы студентов является: федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования, основная профессиональная образовательная программа (рабочий учебный план, график учебного процесса, рабочие программы учебных дисциплин); положение об организации самостоятельной работы студентов; программа самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов рассматривается нами как учебная и научно-исследовательская деятельность, направленная на развитие технологической компетенции.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из основных элементов учебного процесса и опирается на следующие принципы управления: принцип единства преподавателей к организации самостоятельной работы студентов; принцип систематичности и последовательности аудиторной и внеадиторной работы студентов; принцип диалектического творческо-поискового стиля углубления знаний об изучаемом объекте; принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов самостоятельной работы; принцип индивидуализации учебных задач; принцип развития творческого профессионального мышления.
1. Хотунцев Ю.Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся. Педагогика. 2006; 4.
2. Харченко В.В., Шабалина Е.П. Формирование технологической компетенции будущего учителя технологии. Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт. Материалы международной научно-практической конференции; 13-15 октября 2014 года. - Барнаул: АлтГПА, 2014.
3. Харченко А.А. Значение технологической компетентности преподавателя для эффективного применения инновационных технологий обучения. Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко. 2010; 8.
4. Манько Н.Н. Технологическая компетентность педагога. Школьные технологии. 2002; 5.
5. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. Москва: Народное образование, 2002.
6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высш. шк., 1991.
7. Ядвиршис Л.А. Формирование технологической компетентности учителя в процессе подготовки к социально-педагогической деятельности. Образование и общество. 2007; 1.
8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. Москва: Академия, 2008.
9. Горбунов В.Н. Технологическая компетентность учителя технологии и предпринимательства с точки зрения самоменеджмента. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010; 1.
10. Шарипова Э.Ф. Формирование технологической компетенции будущих учителей технологии. Непрерывное технологическое образование в условиях инновационного развития России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва: МПГУ, 2010.
11. Непогод Л.И. Формирование профессионально-технологической компетенции учащихся старшего школьного возраста в образовательном процессе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2008.
12. Самойленко О.Б. Место и роль самостоятельной работы в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24 июня 2010 года. Под ред. С.Н. Баркалова, А.В. Кател-кина. Орёл, 2010; Ч. 2.
References
1. Hotuncev Yu.L. Problema formirovaniya tehnologicheskoj kul'tury uchaschihsya. Pedagogika. 2006; 4.
2. Harchenko V.V., Shabalina E.P. Formirovanie tehnologicheskoj kompetencii buduschego uchitelya tehnologii. Modernizaciya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: tendencii, strategiya, zarubezhnyj opyt. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; 1315 oktyabrya 2014 goda. - Barnaul: AltGPA, 2014.
3. Harchenko A.A. Znachenie tehnologicheskoj kompetentnosti prepodavatelya dlya 'effektivnogo primeneniya innovacionnyh tehnologij obucheniya. Vestnik LNU imeni Tarasa Shevchenko. 2010; 8.
4. Man'ko N.N. Tehnologicheskaya kompetentnost' pedagoga. Shkol'nye tehnologii. 2002; 5.
5. Shtejnberg V.'E. Didakticheskie mnogomernye instrumenty: Teoriya, metodika, praktika. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2002.
6. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod. Moskva: Vyssh. shk., 1991.
7. Yadvirshis L.A. Formirovanie tehnologicheskoj kompetentnosti uchitelya v processe podgotovki k social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Obrazovanie i obschestvo. 2007; 1.
8. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika. Moskva: Akademiya, 2008.
9. Gorbunov V.N. Tehnologicheskaya kompetentnost' uchitelya tehnologii i predprinimatel'stva s tochki zreniya samomenedzhmenta. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2010; 1.
10. Sharipova 'E.F. Formirovanie tehnologicheskoj kompetencii buduschih uchitelej tehnologii. Nepreryvnoe tehnologicheskoe obrazovanie v usloviyah innovacionnogo razvitiya Rossii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MPGU, 2010.
11. Nepogod L.I. Formirovanie professional'no-tehnologicheskoj kompetencii uchaschihsya starshego shkol'nogo vozrasta v obrazovatel'nom processe. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2008.
12. Samojlenko O.B. Mesto i rol' samostoyatel'noj raboty v processe formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih specialistov. Sovershenstvovanie fizicheskoj, ognevoj i taktiko-special'noj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 24 iyunya 2010 goda. Pod red. S.N. Barkalova, A.V. Katelkina. Orel, 2010; Ch. 2.
Статья поступила в редакцию 26.12.14.
УДК 37.035.6
Shvaleva T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education and Sports, Khakass State
University n.a. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE OF GAMES OF THE KHAKASS PEOPLE. The research of the phenomenon of the eth-nopedagogical culture of games requires the determination of universal characteristics, stages of the development as a complete system of the culture of games that belongs to not only one nation, but also to neighboring nations, as they have mutually related common cultural roots. In the historical development of the society the character of folk games had absorbed ethnopedagogical ideas, customs and ceremonies of a certain nation. The cultural exchange between nations doesn't take place without mutual influence, that is why the Khakass people enriched themselves with new games. The Russian people played a great role in the coming to be culture of games of the Khakass people. The author finds out that in children's games one can see many examples that illustrate friendly relations between the Russian and Khakass people, where interpersonal and international relations are developed, but at the same time they keep ethnopedagogical values of the Khakass people.
Key words: ethnopedagogical culture of games, customs, traditions, upbringing, Chaldons (native people of Siberia), game introduction, attributes.
Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета
им. Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИГР ХАКАССКОГО НАРОДА
Исследование такого сложного явления, как этнопедагогическая культура игр требует выделения её универсальных свойств, этапов развития как целостной системы культуры игр не только одного народа, но и соседних регионов, так как они взаимосвязаны общими культурными корнями. В историческом развитии общества характер народных игр впитывал этно-педагогические идеи, обычаи, обряды народа. Культурный обмен между народами проходил не без взаимовлияния, поэтому хакасский народ обогащался новым игровым запасом. Большую роль в становлении культуры игр сыграл русский народ, который своими играми и зрелищами обогатил хакасскую игровую культуру. В играх детей прослеживается многочисленные