Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ: АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ: АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Лариса Ивановна, Бибикова Надежда Вячеславовна

Дана сущностная характеристика понятию «проектная деятельность», обоснована актуальность управления проектной деятельностью в образовательной организации. Выделены и апробированы психолого-педагогические условия управления проектной деятельностью обучающихся. Описан опыт эмпирического исследования, представлен комплекс программных мероприятий по управлению проектной деятельностью обучающихся на примере лингвистической гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Лариса Ивановна, Бибикова Надежда Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS IN LINGUISTIC GYMNASIUM: MANAGEMENT ASPECT

The article deals with the essential feature of the concept “project activities”. There is substantiated the topicality of the management of the project activities in the educational institutions. There are revealed and tested the psychological and pedagogical conditions of the management of the project activities of students. There is described the experience of the empirical study, there is presented the complex of the program activities directed to the management of the project activities of students at the example of the linguistic gymnasium.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ: АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ»

Л.И. ЕРЕМИНА, Н.В. БИБИКОВА (Ульяновск)

проектная деятельность обучающихся

лингвистической гимназии: аспект управления

Дана сущностная характеристика понятию «проектная деятельность», обоснована актуальность управления проектной деятельностью в образовательной организации. Выделены и апробированы психолого-педагогические условия управления проектной деятельностью обучающихся. Описан опыт эмпирического исследования, представлен комплекс программных мероприятий по управлению проектной деятельностью обучающихся на примере лингвистической гимназии.

Ключевые слова: проектная деятельность, управление, проектные умения, лингвистическая гимназия.

Cоциально-экономическая ситуация, сложившаяся в современном обществе, предъявляет новые требования к системе образования. В настоящее время содержание, формы и методы обучения должны способствовать повышению компетентности обучающихся, развитию креативно мыслящей личности, способной к генерированию новых идей.

Перед обучающимися ставится задача развития творческого мышления, понимания проблем и грамотного их решения, поиска необходимой информации, умения работать в команде. Решение может быть найдено в управлении проектной деятельностью в образовательной организации, включая основные функции управления: анализ, целеполагание, планирование, организацию, регулирование, контроль. Все это создает возможность для реализации осознанной, мотивированной и целенаправленной организации и осуществления учебно-познавательной и воспитательной деятельности.

Использование проектного подхода в работе с обучающимися направленно на решение реальной социально значимой для учащегося познавательной проблемы. дополнительным аргументом в пользу управления проектной деятельностью в условиях образовательной организации становится переход на диф-

ференцированную систему образования с ориентацией на применение компетентностного подхода, который предполагает целенаправленное формирование способностей к выделению и анализу различных значимых социальных проблем, связанных с будущей профессией обучающихся, а также к разработке и реализации проектов.

Проектно-исследовательская деятельность в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта рассматривается как образовательная технология, позволяющая решать предметные и педагогические задачи, что находит свое выражение в сформированности универсальных учебных действий обучающихся. Умение рассуждать, выдвигать новые идеи влияет на развитие компетенций, связанных с решением проблем [7]. Проектная деятельность обладает развивающим потенциалом, в ней создаются условия для дальнейшего развития способностей обучающихся с учетом зоны ближайшего развития, тем самым определяя индивидуальную траекторию развития каждого ученика. В проектной деятельности у обучающихся развиваются творческое мышление, познавательная активность, самостоятельность, креативность. Проектная деятельность способствует формированию у школьников ответственности за проделанную работу, развивает способность работать в команде.

Проблема проектной деятельности в философском, педагогическом и социальном аспектах рассматривалась в исследованиях И.А. Колесниковой, И.А. Подругиной, И.В. Ильичевой, М.П. Горчаковой-Сибирской, Н.Ю. Па-хомовой, Н.о. Лковлевой, Л.В. Байбородо-вой, Л.Н. Серебренникова, В.Н. Лнушевско-го, Н.В. Матяш, Е.Н. землянской и др. Проектную деятельность И.А. Подругина определяет в аспектах организации и проведения конкретных действий, мероприятий, инициатив, организаторами и исполнителями которых являются подростки, молодежь, взрослые. Проектная деятельность является эффективным средством личностного, профессионального развития, одним из механизмов преобразования окружающей действительности и себя [6].

Проектирование всегда направлено на решение практико-ориентированной проблемы, практической задачи, исходя из плана, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, обозначенных гипотез, возможности

© еремина Л.И., Бибикова Н.В., 2021

ИЗВЕСТИЯ вгпу

их проверки. Проектная деятельность не регламентирована внешними установками, она более свободна [4].

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его умение управлять проектной работой обучающихся. Реализация проектной технологии в учебно-воспитательном процессе требует от педагогов знания основ, содержания, процесса организации, управления и реализации проектной деятельности. осуществление совместной проектной деятельности ориентируется на уникальное отношение «педагог - обучающийся». Проектную деятельность определяют как эффективную форму построения педагогического процесса, основанного на взаимодействии воспитателя и воспитанника, поэтапной практической деятельности по решению значимой проблемы [3; 5].

Управление совместной проектной деятельностью обучающихся имеет отличительные признаки: ученик должен отражать общую творческую позицию всех участников проектной команды, взаимодействующих в проектировочном процессе; организация, осуществление взаимодействия участников совместной проектной деятельности, связанного с взаимным обменом информацией, знаниями, установками, намерениями, ценностями, отношением, действиями, опытом проектной деятельности, а также управление таким взаимодействием.

В рамках исследования акцент был сделан на управленческом аспекте организации и осуществления проектной деятельности в образовательной организации на примере лингвистической гимназии. Целью исследования являлось выявление, обоснование и апробирование психолого-педагогических условий, определяющих эффективность управления проектной деятельностью обучающихся в лингвистической гимназии. Опишем данные условия.

Управление организацией проектной деятельностью обучающихся как одно из условий формирования универсальных учебных действий. Данное условие представляет собой целостную систему, в которой прослеживаются взаимосвязи учебного действия с другими видами учебных действий и единым законом возрастного развития. Развитие процесса коммуникации ребенка со взрослыми и сверстниками лежит в основе личностных, познавательных и регулятивных действий. В структуру личностных универсальных учебных действий входят смыслообразование, са-

моопределение, нравственно-этическое оценивание. Познавательные действия также являются важным средством достижения успеха и оказывают влияние на эффективность самой деятельности и межличностного общения, на формирование самооценки, смыслообразова-ния и самоопределения обучающихся [8].

Учет возрастных особенностей обучающихся при управлении проектной деятельностью. В основе проектной технологии лежат социально-психологические и педагогические закономерности конкретной возрастной группы школьников. Проектная деятельность в младшем школьном возрасте способствует переходу от форм наглядно-действенного мышления к словесно-логическому обобщению.

Ученики в проектной деятельности сопоставляют предметы и явления, определяют сходство и различие, проводят сравнение и классификацию. В мыслительной деятельности индивидуальные различия проявляются в следующих качествах мышления: гибкости, критичности, широте и объеме, самостоятельности, глубине. Проектная деятельность способствует развитию конвергентного (критического) и дивергентного (творческого) мышления как основных составляющих интеллектуального развития личности.

Проектная деятельность в начальной школе способствует сплочению, взаимодействию, сотрудничеству, сотворчеству детей и взрослых. В подростковом возрасте ведущей деятельностью выступает общение, особенно в организации и осуществлении проектной деятельности. В процессе проектной деятельности старшие школьники включаются в различные социальные отношения, в различные виды деятельности, что способствует их успешной адаптации и социализации, обучающиеся приобретают необходимые социальные умения и навыки в вопросах коммуникативного взаимодействия [1]. Проектная деятельность для старших школьников предоставляет возможность углубленного изучения различных сфер будущей профессиональной деятельности, осуществления образовательного выбора в проектировании индивидуального образовательного маршрута.

Управление проектной деятельностью на основе диагностики особенностей психического развития обучающихся. Диагностика познавательного и общеинтеллектуального развития; коммуникативных умений; лингвистических и творческих способностей; креативного мышления; личностных характери-

стик; исследовательских и проектных умений; интереса и мотивации к выполнению проектных заданий.

Формирование готовности педагога к управлению проектной деятельностью обучающихся. Профессионально-личностные качества педагога, его компетентность, в том числе и проектная, являются одним из условий развития личности обучающегося. При подготовке педагога к управлению проектной деятельностью обучающихся важно учитывать следующие требования:

- целенаправленная система обучения педагогов основам технологии проектной деятельности;

- развитие навыков планирования;

- развитие аналитических и прогностических умений;

- формирование умений и навыков обработки информации;

- формирование позитивного отношения к проектной деятельности;

- обучение умению правильно преподнести и презентовать свою работу;

- приобретение системы профессиональных компетенций об основах организации проектной деятельности и способах управления и пр. [3; 4].

В.Н. Янушевский отмечает, что значительная роль при разработке проектов отдана педагогу, который контролирует, наставляет, побуждает, вовлекает, наблюдает, т. е. создает условия для организации деятельности обучающихся [9]. В управлении проектной деятельностью педагог имеет разные ролевые позиции в зависимости от ситуации («психолог», «координатор», «товарищ», «наставник», «помощник», «консультант» и пр.), при этом преобладают равенство, партнерство в системе отношений учителя с обучающимися, учащихся друг с другом.

Обучение школьников способам решения учебно-исследовательских, проектных и творческих задач. В процессе проектной деятельности обучающиеся включаются в различные социальные отношения, в различные виды деятельности, что способствует их успешной адаптации, приобретению необходимых социальных умений и навыков в вопросах коммуникативного взаимодействия. Развитие проектных умений школьников осуществляется как в индивидуальном, так и в групповом формате работы посредством диалога и активных форм обучения и воспитания. задача педагога заключается в оказании содействия обуча-

ющемуся в овладении различными методами познания жизненной реальности, в выборе соответствующей техники поведения, в обучении взаимодействию [2].

Управление проектной деятельностью обучающихся в урочной и внеурочной деятельности. Методы и формы организации проект-но-исследовательской деятельности в урочное время по своей продолжительности кратковременные по форме - это в основном коллективные и групповые исследования. Развитие получают экспресс-исследования, т. е. такая форма организации, когда оперативно проводится мини-исследование по предложенной педагогом тематике. В рамках внеурочной деятельности используются образовательные программы, в которых основной вид деятельности - проектная деятельность. Эффективной формой организации проектной деятельности во внеурочное время является в том числе проектно-исследовательская игра, сочетающая в себе элементы игровой деятельности и соревнования. Такая форма организации проектной деятельности способствует раскрытию творческого потенциала обучающихся, развитию исследовательских способностей, а также сплочению участников проектной команды [3; 5].

В рамках исследования был разработан комплекс программных мероприятий по управлению проектной деятельностью обучающихся на примере лингвистической гимназии. Выделенные и описанные условия выступали обстоятельствами, от которых зависела успешность управления проектной деятельностью обучающихся.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе ОГАОУ «Гимназия № 2» города Ульяновска. Лингвистическая гимназия является базовой школой РАН по смешанной модели образования. Цель работы гимназии заключается в создании адаптивной гуманитарной среды для саморазвития и самовоспитания обучающихся. Адаптивная гуманитарная среда гимназии носит акмеологический характер, ориентирована на создание условий для проявления активности личности к самообразованию, саморазвитию, самореализации на основе актуального жизненного опыта; на развитие личности, исходя из ее направленности, ценностных ориентаций, интересов и способностей.

В гимназии действует кружок по проект-но-исследовательской деятельности, направленный на общеинтеллектуальное развитие

обучающихся, формирование у учащихся познавательных и исследовательский способностей, развитие проектных умений и интереса к проектной деятельности. Проектно-ис-следовательская деятельность в лингвистической гимназии активно реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также научного общества образовательной организации. Ежегодно ученики гимназии посещают Всероссийский образовательный центр для одаренных детей «Сириус» (естественнонаучные смены), принимают участие в региональном конкуре проектно-исследовательских работ «Аленький цветочек». Совместно с естественно-географическим факультетом Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова организуется ежегодная школьно-студенческая научно-практическая конференция «Ноосфер», где обучающиеся гимназии презентуют свои научно-исследовательские проекты. Проектная деятельность реализуется в малой школьной академии в программе фестиваля «Фрегат Паллада».

В лингвистической гимназии проводится неделя языков, в ходе которой учащиеся разрабатывают различные исследовательские проекты: «Британские традиции», «Загадочная Шотландия», «Рождество и Новый год в странах Европы», «Экскурсия по Парижу», «Знаменитые люди Великобритании», «Достопримечательности Нью-Йорка», «Климат Великобритании», «Волшебные краски Парижа», «В мире английских и шотландских сказок» и пр. Достаточно активно проектная деятельность реализуется в начальной школе. Младшие школьники создают проекты и проводят мини-исследования на разные темы: «Азбука безопасности школьника», «Шоколадная страна», «Путешествие в Скороговорию», «Деревья школьного парка» и др.

Творческим коллективом педагогов, в состав которого также входило руководство (директор и его заместители) лингвистической гимназии, был разработан комплекс программных мероприятий по управлению проектной деятельностью обучающихся лингвистической гимназии. Все мероприятия были разделены на два блока:

1) обеспечение информационного, научно-методического и психолого-педагогического сопровождения управления проектной деятельностью обучающихся;

2) управление организацией и осуществлением проектной деятельности обучающихся в педагогическом процессе.

Целью первого блока программных мероприятий выступала координация действий всего педагогического коллектива в вопросах управления проектной деятельностью обучающихся, снижение отрицания нововведений, повышение проектной компетентности педагогов. На данном этапе были изучены нормативные документы, регламентирующие вопросы организации проектной деятельности в лингвистической гимназии, обновлено положение об организации проектной деятельности, редактировались УМК по учебным дисциплинам, были внесены корректировки в рабочие программы по предметам и программы внеурочной деятельности в контексте проектной деятельности.

План методической работы с педагогами включал в себя систему мероприятий по методическому сопровождению учителей и воспитателей в вопросах организации и управления проектной деятельностью. В гимназии проводились методические семинары («Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности», «Развитие УУД: основы проектно-ис-следовательской деятельности», «Развитие проектной компетентности педагогов образовательной организации»). творческим коллективом педагогов гимназии была разработана и инициирована серия мероприятий по внедрению технологии проектирования в образовательный процесс: научный семинар «Модели организации проектно-исследовательской деятельности»; круглый стол «Новизна и интерес - ведущие стимулы проектной деятельности»; мастер-класс «Секреты организации проектной деятельности»; вебинар «Организация проектной деятельности с помощью информационных технологий»; групповая дискуссия «Проектная деятельность на уроке: за и против»; диспут «Проект учителя как средство развития качеств нового педагога 21 века»; научно-практическая конференция «Опыт реализации проектной деятельности в разных образовательных организациях»; педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода?»; деловая игра «Проектный метод... проблема, поиск, решение» и др.

В педагогическом коллективе лингвистической гимназии был создан банк тем проектных работ для обучающихся по отдельным учебным предметам и по направлениям внеурочной деятельности. С помощью психологической службы гимназии был проведен мониторинг развития проектных умений обучаю-

педагогические науки

Рис. 2. Сравнительная диагностика уровня развития проектных умений обучающихся

Рис. 1. Сравнительная диагностика отношения педагогов к управлению проектной деятельностью обучающихся

Экспериментальная группа н.э. 5%

4% 22% 50% 23%

6% 20% 56% 18%

3% 22% 49% 26%

5?в 60% 35%

0% 20% 40% 60% 80% ниже минимального базового уровня

минимальный базовый уровень

I базовый уровень в части отдельных проектных действий I сформированный базовый уровень

100% 120%

щихся по показателям интеллектуального, мо-тивационного и творческого развития. Для педагогов, обучающихся и родителей были разработаны методические рекомендации по организации и управлению проектной деятельностью, которые наглядно были оформлены в информационные буклеты-памятки.

Цель второго блока - активное включение проектной деятельности в образовательный процесс гимназии; создание и апробиро-

вание условий для управления организацией и осуществления проектной деятельностью обучающихся в педагогическом процессе; повышение уровня развития проектных умений обучающихся. Учащимся предлагалось выполнить проекты (мини-проекты) в рамках урочной и внеурочной деятельности. темы проектов школьники выбирали самостоятельно (в соответствии с банком тем, согласовав их с учителями, руководителем проекта). В каче-

Рис. 3. Сравнительная диагностика уровня познавательной активности обучающихся

стве примера приведем проект «Великие имена Британии», который выполнялся микрогруппами. В своих проектных исследованиях ученики говорили о великих писателях и поэтах страны изучаемого языка и выступали на сцене театра «Пигмалион» с костюмированными представлениями по мотивам известных произведений. Данный проект способствовал развитию не только проектных умений, но и творческого мышления, групповой сплоченности, познавательной активности учащихся. Учениками был разработан групповой творческий проект по использованию страноведческих настольных игр. Учитывая специфику и особенности образовательного учреждения, все проекты в основном носили лингвистическую направленность.

Приведем результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие 25 педагогов начального и среднего звена гимназии и 80 обучающихся в возрасте от 12 до 14 лет. Экспериментальная и контрольная группы обучающихся были выравнены по количеству респондентов. В качестве критериев определения уровня готовности участников образовательного процесса к проектной деятельности выступили:

1) выявление отношения педагогов к управлению проектной деятельностью обучающихся;

2) уровень развития проектных умений школьников;

3) уровень развития познавательной активности обучающихся.

Данные критерии позволяли судить об успешности управления проектной деятельностью обучающихся в образовательной организации.

На начальном этапе исследования проводилось анкетирование педагогов начальных и старших классов в возрасте от 25 до 55 лет с целью выявления их отношения к управлению проектной деятельностью обучающихся.

На рис. 1 в виде столбчатой диаграммы показана динамика изменения отношения педагогов к управлению проектной деятельностью обучающихся до и после реализации комплекса программных мероприятий. В начале исследования 12% педагогов критически отнеслись к применению проектных технологий в качестве приоритетных на своих учебных дисциплинах, мотивируя это незнанием технологии управления проектной деятельностью школьников и необходимостью повышения профессиональной квалификации в этой области. 26% педагогов объяснили низкую вовлеченность в проектную деятельность нехваткой времени на организацию данного вида деятельности и малой познавательной активностью самих обучающихся. Если в начале исследования 58% педагогов выразили желание к обучению управлению проектной деятельностью обучающихся, то на завершающем этапе мотивация педагогов и уровень профессио-

нального мастерства в области проектной деятельности, по мнению самих педагогов, повысились (72% респондентов). При этом значительно вырос оптимальный уровень отношения педагогов к управлению проектной деятельностью обучающихся с 4 до 19%.

далее нами была проведена входная диагностика уровня развития проектных умений участников контрольной и экспериментальной групп, в ходе которой было выявлено, что 56% обучающихся в экспериментальной и 50% в контрольной группе демонстрируют базовый уровень в части отдельных проектных действий (рис. 2). При этом примерно четверть респондентов (в экспериментальной группе 20%, в контрольной группе 22%) находятся на минимальном базовом уровне.

Итоговая диагностика показала, что уровень развития проектных умений обучающихся в экспериментальной группе повысился (60%). В контрольной группе базовый уровень в части отдельных проектных действий остался неизменным, хотя прослеживается незначительная положительная динамика на сформированном базовом уровне (с 23 до 26%). В экспериментальной группе не диагностированы ученики с уровнем ниже минимального базового уровня, а сформированный базовый уровень проектных умений повысился в два раза.

На начальном этапе исследования большинство школьников при диагностике познавательной активности продемонстрировали средний уровень развития исследуемых показателей как в экспериментальной (53%), так и в контрольной группе (61%). В виде столбчатой диаграммы на рис. 3 показана сравнительная диагностика уровня развития познавательной активности обучающихся.

В целом прослеживается положительная динамика уровня развития познавательной активности обучающихся после активного включения их в проектную деятельность. Полученные данные в конце исследования позволили определить, что у большинства школьников выявили средний (ЭГ - 48%, КГ - 56%) и высокий (ЭГ - 52%, КГ - 38%) уровни познавательной активности. Не выявлены обучающиеся с низким уровнем познавательной активности в экспериментальной группе. В контрольной группе мы также наблюдаем положительную динамику, но более низкую по сравнению с экспериментальной группой.

таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства обучающихся лингвистической гимназии в экспериментальной группе уровень развития проект-

ных умений оказался выше, чем у обучающихся в контрольной группе. Очевидно, что полученные высокие результаты в экспериментальной группе сопровождаются эффектом комплексного воздействия разных факторов и условий, в том числе и естественных процессов развития личности.

Вместе с тем зафиксированная положительная динамика в экспериментальной группе, заметно превышающая динамику в контрольной группе, является достаточным основанием для вывода об эффективности разработанного комплекса программных мероприятий по управлению проектной деятельностью обучающихся лингвистической гимназии. Выделенные в авторском варианте обоснованные и апробированные психолого-педагогические условия также свидетельствуют об успешности управления проектной деятельностью обучающихся в лингвистической гимназии. Управление проектной деятельностью обучающихся способствует выходу на новый уровень функционирования образовательной организации.

В качестве перспектив настоящего исследования актуальны изучение особенностей управления проектной деятельностью в условиях дистанционного обучения, анализ психологических аспектов управления проектной деятельностью участников образовательного процесса.

список литературы

1. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. М., 2013.

2. Богомолова A.A. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся // Биология в школе. 2006. № 5. С. 35-38.

3. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М., 2008.

4. Култау Кэрол С., Маниотес Лесли К., Каспари Энн К. Управляемая проектно-исследовательская деятельность в школе XXI века. М., 2016.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2009.

6. Подругина И.А., Ильичева И.В. Проектно-исследовательская деятельность: развитие одаренности: моногр. М., 2017.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 дек. 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/55170507 (дата обращения: 31.03.2021).

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Си-

известия вгпу

стема заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.

9. Янушевский В.Н. Методика и организация

проектной деятельности в школе. М., 2018. * * *

1. Bajborodova L.V., Serebrennikov L.N. Pro-ektnaya deyatel'nost' shkol'nikov v raznovozrastnyh gruppah. M., 2013.

2. Bogomolova A.A. Organizaciya proektnoj is-sledovatel'skoj deyatel'nosti uchashchihsya // Biologiya v shkole. 2006. № 5. S. 35-38.

3. Kolesnikova I.A. Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie / pod red. V.A. Sla-stenina, I.A. Kolesnikovoj. M., 2008.

4. Kultau Kerol S., Maniotes Lesli K., Kaspari Enn K. Upravlyaemaya proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' v shkole XXI veka. M., 2016.

5. Pahomova N.Yu. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii. M., 2009.

6. Podrugina I.A., Il'icheva I.V. Proektno-issle-dovatel'skaya deyatel'nost': razvitie odarennosti: mo-nogr. M., 2017.

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya ot 17 dek. 2010 g. № 1897 [Elektronnyj resurs]. URL: http://base. garant.ru/55170507 (data obrashcheniya: 31.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstviya k mysli. Sistema zadanij: posobie dlya uchitelya / pod red. A.G. Asmolova. M., 2010.

9. Yanushevskij V.N. Metodika i organizaciya proektnoj deyatel'nosti v shkole. M., 2018.

Project activities of students in linguistic gymnasium: management aspect

The article deals with the essential feature of the concept "project activities". There is substantiated the topicality of the management of the project activities in the educational institutions. There are revealed and tested the psychological and pedagogical conditions of the management of the project activities of students. There is described the experience of the empirical study, there is presented the complex of the program activities directed to the management of the project activities of students at the example of the linguistic gymnasium.

Key words: project activities, management, project skills, linguistic gymnasium.

(Статья поступила в редакцию 07.06.2021)

И.А. МАКЕВНИНА, И.Г. ПАВЛОВСКАЯ,

Е.В. ХРИПУНОВА

(Волгоград)

ПРЕДКОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

в процессе преподавания рки

Анализируются предкоммуникативные игры в методике преподавания РКИ. Акцентируется внимание на основных группах и «гибридных» разновидностях предкоммуникативных игровых форм. Рассматриваются некоторые темы, используемые в рамках предкоммуникативных игровых форм работы, приводятся примеры конкретных игр.

Ключевые слова: предкоммуникативные игры, аудирование, косвенные критерии, социальные мотивы, вторичные характеристики, поведенческая задача, акцентологическая модель, мотивированность.

В рамках всесторонней модернизации процесса обучения в высшей школе (в том числе и обучения русскому языку как иностранному) актуальными являются вопросы повышения качества обучения языку, вопросы формирования базовых языковых компетенций. «Усиление коммуникативной направленности при обучении любому неродному языку подразумевает потребность в новом подходе к цели образования, предполагающую понимание содержания обучения иностранному языку не только как набора языковых единиц, отбираемых с точки зрения их коммуникативной значимости, но и как перечня экстралингвистических единиц, за которыми первые должны быть закреплены. Заложенные в цели обучения требования научить учащихся общаться на неродном языке диктуют необходимость разработки и экспериментальной проверки метода и приемов обучения, которые бы с учетом коммуникативного принципа обучения формировали не только рецептивно-репродуктивную речь... но и собственно продуктивную» [5, с. 14].

Поиски эффективных путей обучения в процессе преподавания русского языка как иностранного способствуют оптимизации процесса обучения, осуществляемого в том числе и через использование на занятиях игровых форм работы. Игровые технологии преподавания русского языка как иностранного име-

© Макевнина И.А., Павловская И.Г., Хрипунова Е.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.