Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РУКОВОДСТВО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / STUDENT PROJECT WORK / PRINCIPLES OF STUDENT PROJECT WORK ORGANIZATION / PROJECT WORK GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Галина Александровна

В статье рассмотрены психолого-педагогические основы руководства проектной деятельностью обучающихся; сделан акцент на необходимости специальной профессиональной подготовки педагогов к организации проектной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical basis of student project work guidance

The article considers psychological and pedagogical basis of student project work guidance. The author emphasizes the necessity of special training for teachers to instruct students in their project work.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

История педагогики и образования, общая педагогика

УДК 373.1

Г. А. Романова

Псиколого-педагогические основы руководства проектной деятельностью обучающихся

Аннотация

В статье рассмотрены психолого-педагогические основы руководства проектной деятельностью обучающихся; сделан акцент на необходимости специальной профессиональной подготовки педагогов к организации проектной деятельности обучающихся.

I Ключевые слова: проектная деятельность обучающихся, принципы организации проектной деятельности; руководство проектной деятельностью.

Galina A. Romanova

Psycho-pedagogical basis of student project work guidance

Abstract

The article considers psychological and pedagogical basis of student project work guidance. The author emphasizes the necessity of special training for teachers to instruct students in their project work.

| Keywords: student project work; principles of student project work organization; project work guidance.

Реализация образовательных программ, в соответствии с ФГОС, нацелена на достижение обучающимися результатов трех уровней: предметных, метапредметных и личностных. Данные результаты соответствуют основным задачам общего образования, учитывающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.

Проектная деятельность направлена на активизацию социальных и интеллектуальных интере-

сов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, обладающей сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в постоянно меняющихся социальных условиях, способной осуществлять социально значимую практическую деятельность, реализо-вывать добровольческие инициативы в реалиях поликультурного сообщества [1; 2].

40

Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 201В

Целью данной технологии является создание особых условий, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания и опыт из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, практических, творческих, социально значимых задач. Работая в различных группах, школьники совершенствуют коммуникативные умения, формируют навыки общения, учатся предотвращать возникновение конфликтов; развивают исследовательские умения (умения выявления и анализа проблем, получения и отбора информации, установления причинно-следственных связей, наблюдения, проведения эксперимента, построения гипотез, прогнозирования); развивают системное мышление.

Таким образом, проектная деятельность — это не только значимый фактор развития познавательной сферы обучающихся, их творческих способностей, реализации индивидуальных потребностей и интересов, но и важнейшее средство формирования системы ценностных ориентаций, эффективной социализации и самореализации обучающихся как субъектов общей деятельности и субъектов собственного развития.

Результатом проектной деятельности может быть материальный или идеальный продукт, но главный результат — это личностное развитие обучающегося.

Более подробно рассмотрим организацию проектной деятельности, так как именно она максимально ориентирована на обеспечение возможностей достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого ребенка. Большое значение проектная деятельность имеет и в решении проблем социализации подростков, находящихся в трудных социальных условиях [4; 5].

Заметим, что в конце ХХ столетия многие педагоги широко использовали в практике воспитательной работы такую форму деятельности, как коллективное творческое дело (КТД). Эта форма стала настолько популярной, что учителя «забыли» изначальный замысел данной технологии: это коллективная творческая деятельность детей. И каждый классный час «превратился» в КТД, абсолютно утратив свое целевое назначение. Анализ практики реализации проектной деятельности в общеобразовательной школе показывает, что зачастую и данная деятельность отнюдь не является таковой: альбом с фотографиями семьи — проект «Моя семья»; альбом с фотографиями домашнего

животного — проект «Мои домашние питомцы». А где же здесь, собственно говоря, проект?

Существуют различные классификации проектной деятельности обучающихся, но главное, что объединяет все проекты — это выдвижение гипотез, а затем их практическая проверка. Это индивидуальная или коллективная деятельность, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Становится очевидным, что эффективность достижения планируемых результатов проектной деятельности будет определяться комплексом условий. Согласно концепции А. Маслоу, важнейшей потребностью человека является потребность в самореализации, самоактуализации. В соответствии с этим весьма вероятно, что результаты включения обучающихся в различные виды проектной деятельности будут иметь возрастные особенности. Так, ученики начальной школы в силу того, что ведущим видом деятельности у них является учебная деятельность, свою успешность связывают, прежде всего, с конкретными умениями, на которые и ориентирована данная проектная деятельность (с ее явным предметным результатом).

У младших подростков иное. Ведущая деятельность в этом возрасте — интимно-личностное общение. Кто я? Каков я? Как меня оценивают сверстники? (Именно они в этом возрасте становятся референтной группой, хотят это взрослые признавать или нет.) Проектная деятельность для подростка становится средством обеспечения успешности в социуме, его привлекает возможность самореализации именно в этой сфере. Создает ли педагог условия для этого? Ставит ли он задачи, связанные с формированием социальной компетентности обучающихся? Анализ тематики проектной деятельности, планов учителей-предметников и классных руководителей свидетельствует о том, что приоритетная задача для педагога и в проектной деятельности — достижение обучающимися предметных результатов.

Руководство проектной деятельностью обучающихся зачастую не обеспечивает развитие их личностных компетенций как планируемый результат, а если это и наблюдается, то выбранные формы, методы и средства реализации целей и задач проектной деятельности «не работают» на достижение этого результата.

Данный факт свидетельствует о недостаточной готовности педагога к реализации целей и задач проектной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, о неумении приме-

нять компетентностный подход в достижении образовательных результатов.

Анализ документов, сопровождающих проектную деятельность обучающихся, свидетельствует о недостаточной осведомленности педагогов и в вопросах целеполагания. В этих условиях становится очевидной необходимость специальной подготовки педагогов к руководству проектной деятельностью обучающихся.

Важно отметить, что успешность в достижении планируемых результатов проектной деятельности может быть обеспечена следующими принципами ее организации:

• системность и целостность в реализации проектов различных типов;

• преемственность проектов;

• связь содержания проектной деятельности с жизнью, с социокультурной средой;

• единство воспитательных воздействий и взаимодействий всех участников образовательного процесса;

• постоянное усложнение содержания и характера проектной деятельности обучающихся;

• дифференциация содержания проектной деятельности и способов ее организации в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, уровнем их успешности в осуществляемой деятельности, интересом, мотивацией, актуальным уровнем достигнутых результатов ее освоения.

Особо следует отметить, что эффективность проектной деятельности обеспечивается такими условиями:

• создание благоприятного эмоционального климата и соответствующей образовательно-пространственной среды;

• руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса;

• организация продуктивной внутригрупповой и межгрупповой деятельности;

• осуществление обратной связи, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности. Преимущества проектной деятельности: активизация и интенсификация образовательного процесса; апробация принятия коллективных решений обучаемыми в различных ситуациях; моделирование межличностных отношений практически в любом виде деятельности в соответствии с реалиями поликультурного жизненного пространства.

Педагогу необходимо обеспечить условия ценностно-смыслового согласования между всеми субъектами предстоящей проектной деятельности. В этом случае можно использовать приемы

информационного погружения, эмоционального резонанса, которые помогают в обнаружении проблемы, диссонанса, тупиковости некоторых привычных действий или ситуаций.

Для участников, разрабатывающих проект, необходимо создание общего понятийного пространства проектной деятельности. При формировании команды проектирования важным становится психологическое обеспечение культурной коммуникации. Организуя групповую проектную деятельность, классный руководитель должен уделять особое внимание работе, связанной с созданием условий для сплочения группы и развитием культурной коммуникации внутри группы. При длительной работе в формате проектирования возникают процессы, обусловленные интеллектуальной и психологической усталостью, разочарованием от самого процесса или промежуточных результатов проекта, а также особенностями групповой динамики, сменой лидерства, переориентацией ролей. Всё это требует обучения навыкам и моделям общения, информационного обмена, работы в команде. Психологическое обеспечение культурной коммуникации, развития перцептивных навыков, как правило, требует специальных тренинговых занятий, установления доверительных отношений и качественной обратной связи между субъектами проектной деятельности.

Инструментом сплочения участников проектной деятельности может быть стартовый сбор-семинар, создающий предпосылки успешной совместной деятельности по разработке и реализации проекта. Результатом работы этого семинара будет не столько программа, концепция, стратегия деятельности по получению продукта, решению проблемы, сколько формирование единых ценностно-смысловых установок, мотивации к сотрудничеству в команде единомышленников, где успех каждого обусловливает успешность всех.

Следующим шагом в руководстве проектной деятельностью обучающихся будет формирование проблемного поля, установление приоритетности в решении проблем, их ранжирование. Происходит актуализация проблем, решения которых может существенно улучшить конкретную ситуацию, изменить объективную реальность. На данном этапе эффективными будут кейс-технология и технология «мозгового штурма», которые позволяют корректировать первоначальные установки, возможно использование и различных форм дискуссии.

На следующем этапе важно определить имеющиеся ресурсы, значимые для решения поставленной проблемы, провести анализ выявленных пробелов, «слабых мест», определить перспективы

42

Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 201В

деятельности и возможные негативные вызовы, затрудняющие достижение цели проекта. Отношение к совместной работе и друг к другу на этом этапе может быть выявлено в ходе дебрифинга или групповой рефлексии.

Дальнейшая работа направлена непосредственно на создание концепции, программы, плана или другого продукта, необходимого для улучшения реальной жизненной ситуации, она включает также презентацию и защиту проекта.

Успешность включения обучающегося в проектную деятельность будет детерминирована его успешностью в ситуациях, когда он должен проявить свою самостоятельность, что предполагает способность:

• представлять группе свои собственные умозаключения о цели проекта, выдвигать свои варианты решения проблемы и отстаивать их в ходе дискуссии с участниками проекта;

• соотносить и согласовывать собственные цели и ценности с целями и ценностями субъектов совместной деятельности;

• высказываться о своих затруднениях и проблемах, изыскивать их причины в самом себе;

• осуществлять индивидуальную и групповую рефлексию в связи с ходом процесса, достижением промежуточных результатов, оценкой своих действий и действий группы в целом;

• совместно работать и корректировать свои действия на основе обратной связи.

Таким образом, руководящая деятельность педагога в реализации целей и задач проектной деятельности обучающихся должна обеспечивать их эффективное взаимодействие на разных уровнях — информационном, практическом, эмоциональном, этическом.

Достижение поставленных воспитательных целей проектной деятельности во многом зависит от успешности выбора той или иной формы совместной работы. Основу такого выбора составляют следующие критерии:

• целесообразность (соответствие целям и задачам реализуемого компонента воспитания);

• разнообразие форм индивидуальной и совместной творческой деятельности;

• креативность, пробуждающая оригинальность, нестандартность решения проблем воспитательного взаимодействия;

• соответствие психофизиологическим, возрастным, индивидуальным особенностям детей и взрослых;

• соответствие особенностям развития коллектива и коллективных отношений;

• учет опыта класса, группы в реализации данной формы совместной работы;

• учет особенностей взаимодействия педагогов и воспитанников;

• профессионализм, компетентность и творчество педагогов в реализации данных форм взаимодействия;

• привлекательность и эмоциональная окрашенность форм реализации проектной деятельности;

• постоянное усиление воспитательных возможностей избираемой формы.

Можно предложить следующие рекомендации по профилактике трудностей в привлечении обучающихся с низким уровнем мотивации к индивидуальной и совместной проектной деятельности:

1. При выборе форм включения обучающихся в проектную деятельность следует опираться на знание их личностных особенностей.

2. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития.

3. Важно расширять диапазон различных приемов развития познавательных интересов обучающихся, показывать практическую значимость планируемых задач и продукта проектной деятельности в целом.

4. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию к образованию.

5. Необходимо замечать даже небольшие успехи и достижения обучающихся с низкой мотивацией, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

6. Важно обеспечить преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия ситуации, атмосферы благожелательности, сотрудничества.

7. Следует создавать ситуации успеха, ценить вклад обучающегося в общую деятельность по достижению результатов проекта.

8. Не сравнивать обучающихся друг с другом, а подчеркивать значимость именно совместных усилий по достижению результатов проекта.

9. Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность педагога истощают запас нервно-психической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Незрелые способы самозащиты ребенка включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания [3].

Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности обучающихся к проектированию и навыков социального взаимодействия [6,7].

Педагогическое руководство проектной деятельностью обучающихся осуществляется в соответствии с принципом оптимального сочетания

педагогического руководства и активности самих воспитанников, дабы не подавлять их инициативу, самостоятельность, творчество в выборе содержания, форм и алгоритмов достижения планируемых результатов; оно выстраивается в соответствии с оптимальным уровнем трудности достижения целей каждого и для каждого, для коллектива в целом. Совокупным продуктом реализации целей и задач проектной деятельности будет приращение личностных социально значимых характеристик субъектов проектной деятельности — как воспитанников, так и их родителей и педагогов.

Литература

1. Нечаев, М. П. Рефлексивные технологии воспитания в современной школе: учебно-методическое пособие / М. П. Нечаев. — М.: 5 за знания, 2009. — 176 с.

2. Нечаев, М. П. Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся: методическое пособие / М. П. Нечаев, Г. А. Романова. — М.: Перспектива, 2014. — 207 с.

3. Нечаев, М. П. Директор школы в воспитательном процессе / М. П. Нечаев, Г. А. Романова. — М.: Педагогический поиск, 2013. — 304 с.

4. Романова, Г. А. О проблемах социализации детей с особыми потребностями в условиях оздоровительного лагеря / Г. А. Романова // Наука и образование в XXI веке: теория, практика, инновации: сб. науч. трудов по мат. Межд. научно-практ. конф. 2 июня

2014 г.: в 4 ч. - М.: АР-Консалт, 2014. - Ч. IV. -С. 38-40.

5. Романова, Г. А. Проблемы социализации детей и подростков в каникулярный период / Г. А. Романова. — LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken, Germany, 2014. — 113 с.

6. Сиденко, А. С. Особенности управления развитием инновационных процессов в образовательных организациях при введении ФГОС / А. С. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2017. — № 1. — C. 67-76.

7. Сиденко, А. С. Новые функции учителя в условиях введения ФГОС и типы педагогических разработок / А. С. Сиденко// Эксперимент и инновации в школе. — 2016. — № 4. — С. 56-61.

References

1. Nechaev, M. P. Reflective technology education in the modern school: educational-methodical manual / M. P. Nechaev. — M: 5 for knowledge, 2009. — 176 p.

2. Nechaev, M. P. Game pedagogical technologies in the organization of extracurricular activities of students: methodical manual / M. P. Nechaev, G. A. Romanova. — M.: Perspective, 2014. — 207 p.

3. Nechaev, M. P. The Director of the school in the educational process / M. P. Nechaev, G. A. Romanova. — M.: Pedagogical search, 2013. — 304 p.

4. Romanova, G. A. On the problems of socialization of children with special needs in a health camp / G. A. Romanova // Science and education in the XXI century: theory, practice, innovation: sat. works on the Mat. Intl. scientific practice. Conf. June 2, 2014: 4 PM AR-KONSALT. — 2014. — CH. IV. — Pp. 38-40.

5. Romanova, G. A. Problems of socialization of children and adolescents in the holiday period / G. A. Romanova. — LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrücken, Germany, 2014. — 113 p.

6. Sidenko, A. S. Features of management of development of innovative processes in the educational organizations at introduction of FSES / A. S. Sidenko // Municipal education: innovation and experiment. — 2017. — No. 1. — C. 67-76.

7. Sidenko, A. S. New functions of the teacher in the conditions of introduction of FSES and types of pedagogical developments / A. S. Sidenko // Experiment and innovation in school. — 2016. — No. 4. — P. 56-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.