Педагогика
УДК: 373.24
магистр Сагирова Анна Анатольевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
ДОО
Аннотация. В статье рассмотрены возможности успешного повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации посредством проектной деятельности. Авторы анализируют взгляды ученых по данной проблеме (Е.В. Бондаревская, А.К. Маркова, Н.В. Матяш, А.В. Хуторской, И.И. Ильясова, В.В. Серикова, В.Т. Фоменко, Т.И. Шамовой И.И. Ильясова, В.В. Серикова, В.Т. Фоменко, Т.И. Шамовой). Анализируются результаты исследования по теме.
Ключевые слова: метод, проект, инновация, квалификация, педагог, дошкольная образовательная организация, автономность, образовательная среда.
Annotation. The article considers the possibilities of successful advanced training of teachers of a preschool educational organization through project activities. The authors analyze the views of scientists on this issue (E.V. Bondarevskaya, A.K. Markova, N.V. Matyash, A.V. Khutorskoy, I.I. Ilyasova, V.V. Serikova, V.T. Fomenko, T.I. Shamova I.I. Ilyasova, V.V. Serikova, V.T. Fomenko, T.I. Shamova). The results of a study on the topic are analyzed.
Keywords: method, project, innovation, qualification, teacher, preschool educational organization, autonomy, educational environment.
Введение. Активные инновационные процессы в современном обществе обусловили необходимость пересмотра в системе образования традиционных подходов к повышению квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций. Национальная образовательная доктрина в России определяет в качестве важнейшей задачу непрерывности получения образования человеком на протяжении всей его жизни, рассматриваемая и как меру государственного обеспечения развития материального производства, и как возможность сделать свободный выбор путей жизнетворчества, собственного развития, самоутверждения [9,с. 154].
Приоритетным направлением современной социальной политики России является модернизация всех уровней образования. Представители общества привлечены к созданию образовательных стандартов, обновлению инфраструктуры и содержания образования, оценке эффективности работы образовательных организаций.
Новые требования к профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организации (ДОО) связаны с изменениями в подходах к управлению образованием. В настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных организаций приобретает новое содержание в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где определен статус образовательной организации, декларирована автономность дошкольных организаций, уточнены характеристики демократизации управления образованием [4, с. 121]. Для реализации Закона «Об образовании в РФ» разработан профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Стандарт разработан с целью определения требований и оценки компетенций педагогов различных образовательных организаций, включая и педагогов дошкольной образовательной организации.
Необходимость повышения квалификации педагогов ДОО связаны и с внедрением в образовательную практику Федеральных государственных образовательных стандартов [11].
Изложение основного материала статьи. В современных условиях достижение качества вариативной системы образования возможно лишь при наличии высокого уровня компетентности педагогов, владеющих проектной деятельностью (Е.В. Бондаревская, А.К. Маркова, Н.В. Матяш, А.В. Хуторской и др.). В последние годы значительное число исследований посвящено проблемам педагогического проектирования. В них рассматривается методология исследования проблемы проектирования в условиях повышения квалификации педагогов - в единстве системного, аксиологического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов (Н.Г. Алексеев, С.И. Высоцкая, В.Е. Родионов и др.).
Проблемно-дидактические вопросы проектирования раскрываются в научных исследованиях И.И. Ильясова, В.В. Серикова, В.Т. Фоменко, Т.И. Шамовой и др. В большинстве своем они определяют проектирование как механизм разработки технологии обучения в теории и практике [3, с. 86].
В отечественной педагогике существуют отдельные направления и школы, внесшие значительный вклад в разработку технологий педагогического проектирования (В.И. Андреев, B.C. Безрукова, Е.С. Заир-Бек, Н.В. Матяш, В.М. Монахов, В.Е. Родионов и др.), на идеи которых мы опираемся при разработке модели развития проектной деятельности дошкольных работников в процессе повышения квалификации [1, с. 368].
Популярность метода проектов определяется тем, что по своей дидактической сути создает возможность решать задачи развития творческих возможностей педагогов ДОО, уметь самостоятельно конструировать собственные знания и использовать их с целью решения познавательных и практических задач, находить и анализировать нужную информацию.
Метод проектов представляет собой комплексный обобщающий процесс целесообразного соединения репродуктивной и продуктивной деятельности, дозволяющий комбинировать и связывать формальные знания с практическим опытом [2, с. 169].
Он сформирован для постижения роли личности ученика в системе развития и «его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала» [6, с. 79].
Главными достоинствами применения метода проектов являются в аспекте организации процесса повышения квалификации: осмысление функций и роли учителя в процессе обучения, необходимости показа результатов деятельности публично, создание экспертной оценки работы, осуществления межпредметных связей, обеспечение в процессе обучения дифференцированный и индивидуальный подход, установление этапов проектной деятельности, создание групп работающих над проектом, анализ работы, направления критики исполненных проектов.
значительными недостатками метода проектов при его внедрении в процесс повышения квалификации необходимо считать: толкование понятия «проект» в крайне широком смысле, не имеет планирования, учебных программ, построение учебного процесса лишь опираясь на метод проектов, исследование исключительно реальных жизненных проблем, полную самостоятельность младших школьников при выборе темы проекта [10, с. 39].
Проект следует рассматривать как комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые предназначены для достижения установленной цели в течение заложенного периода времени и в рамках имеющегося бюджета. Временное обозначает, что у всякого проекта имеется его начало и обязательно наступает окончание, когда поставленные цели достигаются, или появляется понимание, что не могут быть достигнуты эти цели. Создаваемые продукты или услуги в проектной деятельности значительно отличаются от других похожих продуктов и услуг. При этом, всякая технология, каждая деятельность, независимо от ее новизны, по нашему мнению, основывается на целый ряд своих предшественниц, которые создавали различные предпосылки зарождения нового подхода, системы знаний, новой технологии и т.п. [10, с. 52].
Метод проектов является педагогической технологией. При исследовании метода проектов как педагогической технологии, рассмотрим следующие ее компоненты [3, с. 95].
В содержательной части учебное проектирование объединена с содержанием образования, с определением ее целей и задач. В учебном проектировании целью становится общее и профессиональное обучение, воспитание и развитие.
В учебных проектах задачи определены функциями и спецификой современного образования: формирование творческой активности и самостоятельности педагогов; развитие у педагогов рефлексии, умения использовать на практике знания, планировать свою деятельность, уметь анализировать ее, обосновано принимать управленческие решения; повышение у педагогов самостоятельность; формирование социально значимых ценностей и активной гражданской позиции у них.
Образовательные проекты представляют собой результат учебного проектирования, понимаемый нами как реальные «продукты» (материальные интеллектуальные), которые получены субъектом в процессе самостоятельной, познавательной деятельности, имеющие субъективную или объективную новизну и обращены на общее и профессиональное развитие [8, с. 150].
Обязательным условием проектной деятельности является наличие заблаговременно выработанных соображений о конечном продукте деятельности, этапов проектной деятельности (формирование концепции, установление ее целей и задач, создание плана и программ, организация деятельности по реализации проекта, необходимых и оптимальных ресурсов деятельности) и осуществления проекта, в том числе его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Рассматривая проектную деятельность как деятельность в рамках осуществления проекта, мы предполагаем самостоятельное выполнение педагогами определенного комплекса действий для решения важной для них проблемы, которая завершается сотворением продукта при поддержке взрослого на эмоциональном, регулятивном и инструктирующем уровне. воздействие на повышение квалификации проектной деятельности обусловливается степенью постижения педагогами действиями практического и мыслительного характера: осознание проблемной ситуации, формулирование проблемы, установление вероятных способов решения проблемы, исполнение запланированного, представить продукт проектной деятельности [7, с. 77].
При выполнении учебных проектов в процессе повышения квалификации педагогов выделены следующие этапы:
- подготовительный этап: обоснование актуальности и проблемы проекта, избрание темы, установление цели и задач проекта, определение желанных результатов, анализ будущей деятельности, поиск и определение методов и средств отыскивания источников необходимой информации, создание плана работы, целевая презентация, экспертиза предварительная и коррекция;
- основной этап: систематизировать собранную информацию, оформить проект;
- заключительный этап: завершающий контроль, итоговая презентация, провести экспертизу, рефлексию, внедрить проект.
В ходе обучения педагогов проектная деятельность дает возможность наиболее полноценно усвоить учебные ситуации и действия, контролировать и оценивать; принять внешне заданные учебные цели. характерная особенность проектной деятельности обнаруживается через активизацию влияние на повышение квалификации педагогов и формирование постижения окружающей действительности на творческой основе.
Исследование влияния проектной деятельности на повышение квалификации педагогов проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 21» Чистопольского муниципального района РТ.
Изучение уровня повышения квалификации педагогов ДОО в ходе реализации проектной деятельности в ДОО осуществлялось нами при помощи разработанного нами опросника. В проектной деятельности приняли участие 15 воспитателей.
Экспериментальная работа по организации проектной деятельности педагогов в ДОО включала в себя формирование целостного, системного видения цели и содержания проектной работы педагогов. На начальном этапе организации экспериментальной работы был запущен цикл педагогических семинаров по теме: «Организация проектной деятельности педагогов ДОО» для развития проектных компетенций в процессе повышения квалификации. На следующем этапе были проведены серия встреч и мастер-классов с педагогами, направленных на разработку проектов в условиях ДОО. Логическим продолжением последующей экспериментальной работы стала реализация в течении трех месяцев, разработанных педагогами ДОО №21 проектов. За это время были реализованы проекты: «Мой дом», «Играя, растем», «Мы уже большие - скоро в школу мы пойдем», «Транспорт нашего города», «Здоровье всему голова!»,
«Здоровый образ жизни - здоровое поколение!», «Наши папы - наши защитники!», «Моя Родина», «Птицы моей страны», «Братья наши меньшие», «Что такое профессия?», «Безопасность в нашей жизни», «Детский театр», «Юный художник», «День Победы».
С воспитателями ДОО №21 был проведен мониторинг повышения квалификации педагогов и результативности проектной деятельности воспитателя.
Диагностическое задание «Опросник знаний педагогов о процессе организации проектной деятельности с дошкольниками» использовалось с целью выявления знаний о процессе организации проекта в ДОО.
Опросник состоял из вопросов, направленных на выявление у воспитателей знаний о процессе организации проектной деятельности у дошкольников. В данном диагностическом задании мы выявили знания о процессе организации проектной деятельности в ДОО, знания о содержании проектной деятельности, а так же знания о формах, методах и средствах реализации проектной деятельности с дошкольниками.
Анализ результатов по показателю знаний о процессе организации проектной деятельности педагогами в ДОО показал следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1
Динамика уровней знаний педагогов ДОО о процессе организации проектной деятельности
Констатирующий этап Контрольный этап
Высокий уровень 20,0 60
Средний уровень 40,0 40
Низкий уровень 40,0 0
Высокий уровень по сравнению с констатирующим этапом повысился на 20% и составил 60% воспитателей. Эти воспитатели имеют представления о проекте, имеют знания о процессе организации проектной деятельности, имеют полное представление о содержании организации проектной деятельности у дошкольников, знают формы, методы и средства организации проектной деятельности.
Средний уровень по сравнению с констатирующим этапом остался на том же уровне и составил 40% воспитателей. Эти воспитатели имеют представления о проекте, имеют знания о процессе организации проектной деятельности у дошкольников в ДОО, но имеют не полное представление о содержании организации проектной деятельности, знают формы, методы и средства организации проектной деятельности у дошкольников.
Низкий уровень по сравнению с констатирующим этапом снизился на 40% и составил 0% воспитателей. На констатирующем этапе 40% воспитателей имели представления о проекте, но имели поверхностные представления о содержании организации проектной деятельности у дошкольников в ДОО, имеют слабые знания о процессе организации проектной деятельности, имеют слабые знания форм, методов и средств организации проектной деятельности. На контрольном этапе таких воспитателей уже не выявлено.
Таким образом, можно сделать вывод, что у воспитателей на констатирующем этапе преобладали средний и низкий уровень знаниевой готовности к процессу организации проектной деятельности у дошкольников в ДОО. На контрольном этапе преобладает высокий уровень (60%).
Анализ результатов опросника знаний о формах, методах и средствах организации проектной деятельности у дошкольников в ДОО показал следующее (таблица 2).
Таблица 2
Динамика уровней знаний педагогов ДОО о формах, методах и средствах организации проектной
деятельности
Констатирующий этап Контрольный этап
Высокий уровень 20,0 40
Средний уровень 53,3 53,3
Низкий уровень 26,7 6,7
Высокий уровень по сравнению с констатирующим этапом повысился на 20% и составил 40% воспитателей. Эти воспитатели имеют хорошие знания о компонентах организации проектной деятельности, знают формы работы с детьми в проектной деятельности, знакомы с задачами работы по организации проекта дошкольников, знают формы, методы и приемы организации проектной деятельности у дошкольников, и чем обусловлена успешность организации проектной деятельности дошкольников в ДОО.
Средний уровень по сравнению с констатирующим этапом остался на прежнем уровне составил 53,3% воспитателей. Эти воспитатели имеют знания о компонентах организации проектной деятельности, но плохо знакомы с основными формами работы, знакомы с задачами работы по организации проектной деятельности дошкольников, не четко смогли ответить какими формами, методами и приемами можно организовать проектную деятельность у дошкольников, и чем обусловлена успешность организации проектной деятельности у дошкольников.
Низкий уровень по сравнению с констатирующим этапом снизился на 20% и составил 6,7% воспитателей. Эти воспитатели имеют знания о компонентах организации проектной деятельности, но плохо знакомы с основными формами проектной работы, частично знакомы с задачами работы по организации проектной деятельности у дошкольников в ДОО, не четко смогли ответить какими формами, методами и приемами можно реализовать проект у дошкольников, и чем обусловлена успешность организации проектной деятельности у дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что у педагогов на констатирующем этапе преобладает средний уровень (53,3%) знаний о формах, методах и средствах организации проектной деятельности в ДОО у дошкольников, а на контрольном высокий (40%) и средний (50%) уровни.
Полученные результаты по всем показателям практического компонента мы представили в таблице 3.
Таблица 3
Динамика практического компонента педагогов ДОО
Констатирующий этап Контрольный этап
Высокий уровень 20 40
Средний уровень 53,3 46,7
Низкий уровень 26,7 13,3
По таблице 3 можно отметить, что 40% воспитателей считают работу по организации проектной деятельности в ДОО эффективной, не испытывают трудности в работе. Считают недостатком профессиональной компетентности у воспитателей низкий уровень мотивации воспитателей и других сотрудников ДОО к проектной деятельности. Эффективным мероприятием по организации проектной деятельности считают повышение профессиональной компетентности воспитателей, планирование проектной деятельности ДОО, контроль, семинары, а также практический обмен опытом.
46,7% воспитателей считают работу по организации проектной деятельности ДОО менее эффективной, испытывают некоторые трудности в работе. Недостатком профессиональной компетентности у воспитателей считают слабую материальную база ДОО недостаточность кадрового обеспечения. Эффективным мероприятием по организации проектной деятельности считают повышение профессиональной компетентности воспитателей, планирование проектной деятельности ДОО, практический обмен опытом.
13,3% воспитателей не смогли оценить эффективность работы ДОО по организации проектной деятельности, испытывают трудности в работе. Недостатком профессиональной компетентности у воспитателей считают недостаточность методической поддержки по организации образовательного процесса с помощью проекта. Эффективным мероприятием по организации проектной деятельности считают планирование такой работы в ДОО, практический обмен опытом.
Выводы. Современные изменения в образовательной сфере определяют необходимость усиления квалификации педагогов образовательных организаций. Слабость квалификации в сфере организации проектной деятельности ощущают многие педагоги дошкольных образовательных организаций с первых шагов своей профессиональной деятельности.
Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций средствами проектной деятельности - это процесс освоения психолого-педагогических знаний, формирование на их основе коммуникативных умений и личностных качеств, наличие и степень сформированности которых обеспечивают педагогу результативность в работе с детьми дошкольного возраста по освоению основной образовательной программы.
Разработанная программа повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации, представлена когнитивным и практическим компонентами.
Литература:
1. Акопов Г.В. Управленческое сознание и готовность личности к инновационной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - Т. 17. - № 1-2. - С. 367-370.
2. Баянова Д.Ю. Особенности развития познавательного интереса младшего школьника // Вектор развития современной науки. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. -Астрахань: Олимп. - 2016. - С. 167-170.
3. Блохин А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2005. - 154 с.
4. Демурова Е.Ю., Островская. Л.Ф. О руководстве детским. - М.: «Просвещение», 2013. - 151 с.
5. Заруцкая Т.П., Масалова И.В. Проектная деятельность как средство формирования УУД у младших школьников // Новые технологии в образовании. Сборник научных трудов по материалам XVIII Международной научно-практической конференции. - М.: Спутник. - 2014. - С. 8-11.
6. Камалеева А.Р., Шигапова Н.В. Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников // Путь науки. - 2014. - №3. - С. 73-83.
7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144с.
8. Никитина С.Ю. Формирование УУД у младших школьников через проектную деятельность на уроках и во внеурочное время // Актуальные проблемы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - М.: Ар-Консалт. - 2014. - С. 163-165.
9. Одинцова С.А., Прутько А.В. Использование метода проектов в процессе формирования познавательного интереса младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №6-1. - С. 149-152.
10. Сиденко Е.А. Повышение квалификации педагогов образовательных комплексов в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта // Образование и наука. - 2016. - №2 (13). - С. 34-54.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -Электронный ресурс: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.