5. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / Кларин М.В.
- М.: Наука, 2016. - 223 с.
6. Кларин» М.В. Педагогическая технология / Кларин» М.В. - М.: Знание, 1989. - 214 с.
7. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник майкопского государственного технологического университета. - 2019, 1/40 - С. 85-93.
8. Кузнецов Н.В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия // E-Management. - 2019. - N1.
- С. 19-25.
9. Максимова Г. Технологии медиаобразования / Г. Максимова // Высшее образование в России. -2005. - № 6. - С. 131-134.
10. Маригодов В.К. Образовательная система как технологический комплекс / В.К. Маригодов, А.А. Слободянюк Г.А. Козлакова // Проблемы образования. - 2016. - Вып. 22. - С. 51-56.
11. Медиаобразование. Российская педагогическая эн»циклопедия. Т. 1/ Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - С. 555.
12. Молоканова Ю.П. Готовность и мотивированность студентов ВУЗа к применению электронных образовательных ресурсов в процессе обучения // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2017. - № 2. -С. 22-28.
13. Онкович А.В. Медиа-педагогика и медиа-образование: распространение в мире / А.В. Онкович // Чудо слово. - 2017. - № 6. - С. 2-4.
14. Пехота Е.Н., Будак В.Д., Старева A.M., Hop К.Ф., Шуляр В.И. Подготовка будущего учителя к внедрению педагогических технологий: Учеб. пособие / И.А. Зязюн (ред.), Е. Пехота (ред.). - М.: Издательство А.С.К., 2018. - 239 с.
15. Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность , медиакритика и медиакультура / А.В. Федоров // Высшее образование в России. - 2017. - № 6. - С. 134-135.
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных дисциплин Галкина Елена Николаевна
«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал ГБОУ ВО «Нижегородский инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА
Аннотация. В статье рассмотрен метод проектов, который направлен на формирование мотивации к приобретению устойчивых знаний и умений, генерацию идей, поиск путей решения проблемы, развитие критического мышления, приобретение коммуникативных навыков, донесение информации до аудитории. Проанализированы труды ученых, которые стояли у истоков введения в педагогическую систему понятия «проектная деятельность». Представлена классификация видов проектов, основанная на следующих признаках: вид доминирующей деятельности; количество участников; уровень, на котором выполняется проект; назначение проекта; время работы над проектом. Приведено сравнение этапов учебного занятия и этапов работы над проектом. В статье приведен пример использования метода проектов в процессе изучения дисциплины «Неорганическая химия». Также представлены результаты педагогического эксперимента.
Ключевые слова: высшее образование, проектная деятельность, метод проектов, обучение естественным дисциплинам.
Anmtation. The article considers the project method, which is aimed at creating motivation to acquire sustainable knowledge and skills, generating ideas, finding ways to solve problems, developing critical thinking, acquiring communication skills, and communicating information to the audience. The works of scientists who were at the origin of the introduction of the concept of "project activity" into the pedagogical system are analyzed. The classification of project types is presented, based on the following characteristics: the type of dominant activity; the number of participants; the level at which the project is performed; the purpose of the project; the time of work on the project. A comparison of the stages of the training session and the stages of work on the project is given. The article provides an example of using the project method in the course of studying the discipline "Inorganic Chemistry". The results of the pedagogical experiment are also presented.
Keywords: higher education, project activity, project method, natural sciences training.
Введение. В настоящее время в образовании происходит переосмысление существующих и поиск новых методов, технологий, используемых при подготовке специалистов, которые обеспечат сокращение разрыва между полученными в теории знаниями и применении их на практике. Проектно-исследовательская деятельность относится к таким образовательным технологиям, которые способствуют развитию и формированию самостоятельности, ответственности, творческих умений, умений работать в команде, планировать и структурировать материал и т.д. Проектный подход в профессиональной деятельности стал стилем жизни, одним из видов деятельности в федеральных государственных образовательных стандартах.
Цель исследования: внедрение в процесс изучения материала по дисциплине «Неорганическая химия» проектной работы, оценка уровня заинтересованности в изучение дисциплины.
Изложение основного материала статьи. Теория и практика проектного обучения начала развиваться в России и за рубежом в конце XIX века. Данный вид обучения связывают с появлением интереса к личности обучающегося. Появился он в США и основывают на принципах прагматической педагогики. Методом такого обучения был метод проблем. Возникновение проектного обучения связывают с идеями американского философа, педагога Дж. Дьюи и его ученика Ульяма Херд Килпатрика, которые предлагали «обучение через деятельность». Они считали, что очень важно показать обучающемуся, что получаемые знания ему нужны будут в жизни. Понятие проект У. Килпатрик понимал в очень широком значении: по его мнению, это активность, необходимая для выявления поставленной цели [2].
Поиск новых педагогических технологий, методов, которые могли бы выполнять поставленные перед системой образования задачи, привел к восстановлению проектно-исследовательской деятельности сегодня.
В настоящее время проектное обучение является интегрированным компонентом системы образования. Но суть его остается прежней - это стимулирование интереса обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления [4, с. 13].
Основы теории современного проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, Е.Г. Кагарова, В.Д. Симоненко, М.В. Крупениной, Е.С. Полат, Н.В. Матяш, В.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина и др.
В широком смысле проект сегодня понимается как особый способ постановки и решения проблемы [9].
Традиционно под «проектом», раньше понимали, совокупность документов (чертежей, расчетов и др.) для создания какого-либо изделия или сооружения [7, с. 1065].
Под «проектом» сейчас понимают - ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [5, с. 180].
В определении Н.Ю. Пахомовой, метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики [6, с. 20].
Целью проектного обучения является формирование мотивации к приобретению устойчивых знаний и умений, генерация идей, поиск путей решения проблемы, развитие критического мышления, приобретение коммуникативных навыков, донесение информации до аудитории.
Проектная деятельность может быть организована как во внеаудиторное время, так и на учебных занятиях.
Виды проектов в образовательной деятельности определяются следующими факторами: вид доминирующей деятельности; количество участников; уровень, на котором выполняется проект; назначение проекта; время работы над проектом.
В зависимости от перечисленных факторов проекты делятся на различные виды (табл. 1).
Таблица 1
Классификация проектов
Фактор Вид проекта
Вид доминирующей - Исследовательский проект;
в проектной работе - Поисковый проект;
деятельности - Творческий проект.
По количеству - Индивидуальные;
участников - Парные;
- Групповые.
По содержанию - Реализующиеся в одной предметной области (монопредметные);
- Реализующиеся на нескольких предметных областях (межпредметные).
Уровень выполнения - Городской;
- Региональный;
- Всероссийский;
- Международный.
Назначение - Личные;
- Социальные;
- Производственные.
Продолжительность - Краткосрочные;
выполнения проекта - Долгосрочные.
Как показывает практика в высших учебных заведениях, в последнее время в основном реализуются исследовательские или творческие проекты, а обучающиеся лучше участвуют в проектах индивидуальных или групповых.
Среди основных этапов работы над проектом выделяют следующие: выбор темы, определение проблемы, над которой необходимо работать в рамках темы, распределение задач, составление плана действий, сбор и анализ информации, оформление проекта, защита проекта.
Проект предполагает деятельность обучающегося по решению проблемы, а также по завершению наличие продукта деятельности. Общими требованиями к содержанию проекта являются: актуальность, соответствие тенденциям в исследуемой области; целевая направленность; подробный анализ данных и их структурирование по проектной тематике; формулирование действий, направленных на решение проблем; выводы; выдвижение новых проблем.
В.В. Гузеев считает, что если рассматривать стадии работы над проектом как стадии учебного процесса, то можно увидеть те же элементы, что и в обычном блоке уроков [1, с. 50-51].
Результаты сравнения, на основе работы В.В. Гузеева, дополнены и представлены в табл. 2
Таблица 2
Результаты сравнения этапов учебного занятия и этапов работы над проектом
Этапы учебного занятия по изучению учебного материала Этапы работы над проектом Методы
Организационный момент Организационный момент Беседа
Целеполагание и мотивация Постановка цели, определение актуальности Рассказ, беседа, демонстрация наглядного материала
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Поиск проблем (ы) Беседа-дискуссия, наблюдение, опрос
Постановка задач для решения затруднений Определение перечня задач исследования для решения проблем (ы) Беседа («Мозговой штурм»), беседа-дискуссия
Изучение и закрепление материала Сбор и анализ информации Поисковый метод, объяснение
Составление плана действий Анализ, синтез
Проведение исследования Исследовательский метод (включая эксперимент)
Рефлексия Обобщение и выводы Беседа (включая консультирование)
Оценивание Внедрение результатов, анализ успехов и ошибок Беседа (самооценивание, выступление с проектом)
Содержимое таблицы 2 может быть использовано при подготовке и реализации проектной деятельности обучающегося.
Для развития естественно-научной познавательной активности обучающего и его самореализации через накопление собственного опыта при изучении химии можно использовать проектное обучение. Резкое сокращение времени на изучение химии, при сохранении содержания, приводит к снижению интереса к дисциплине. Использование метода проектов на химии может выступить одним из способов повышения интереса у обучающихся к ее изучению.
Исследования ученых показывают, что проектная деятельность при обучении естественным наукам обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, развивает творческую активность, позволяет применять теоретические знания на практике.
Дисциплины, относящиеся к естественным наукам, не всегда в основной профессиональной образовательной программе являются профильными, они чаще всего изучаются на 1 курсе и являются основополагающими для изучения профильных дисциплин.
Проектная работа при изучении дисциплины «Неорганическая химия» обучающимися по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение может быть реализована двумя способами: связь проектов с учебными темами, включение их в программу дисциплины и использование проектной деятельности во внеаудиторной работе (в виде факультативов, научных кружков).
Будущим специалистам товароведам необходимы знания по неорганической химии, так как их деятельность будет связана с химическими веществами и элементами, которые входят в состав товара. Качественные характеристики напрямую связаны с химическими процессами, которые происходят или могут происходить с товаром.
В процессе изучения дисциплины рассматриваются следующие разделы: Основные понятия и законы неорганической химии, строение атома, Периодический закон в свете учения о строении атома, теория электролитической диссоциации сильных и слабых электролитов, окислительно-восстановительные реакции, классы неорганических веществ, металлы и неметаллы, комплексные соединения.
В каждом из перечисленных разделов может быть тема для проектной работы. Возможен вариант с одной проектной работой по всей дисциплине, материал к которой берется из нескольких разделов. Также преподаватель может дать одну работу, как на микрогруппу, так и на самостоятельное индивидуальное выполнение.
Так, например, очень актуальной сегодня, из-за наличия на прилавках фальсифицированных товаров, является тема качества продовольственных и непродовольственных товаров. Каждому из обучающихся можно предложить выбрать свой товар и заняться его изучением, начиная с упаковки, затем химических технологических процессов, происходящих при производстве, заканчивая возможностями определения фальсифицированности товара.
Изучение упаковки обучающийся должен будет начать с требований к маркировке. На товар обязательно наносится следующая информация: наименование продукта и его вид; страна, фирма-производитель; вес или объем продукта; основные ингредиенты, которые входят в состав продукта, включая пищевые добавки; пищевая ценность; условия хранения (для продуктов, которые имеют ограниченный срок годности или требуют специального хранения); рекомендации по использованию (для пищевых добавок); условия применения, включая возможные противопоказания; материал упаковки и знаки сертификации.
С помощью знаний по химии могут быть изучены ингредиенты, их химический состав, свойства, применение.
Не во всех стандартах, технических условиях, правилах системы сертификации товара выведены идентификационные признаки и характеристики для отдельных групп товаров, а предусматриваются лишь три группы показателей, которые определяются следующими способами: микробиологический, органолептический, физико-химический [10, с. 33.]. Для проведения определения фальсифицированности
товара на неорганической химии могут быть запланированы лабораторные и практические работы, например для определения в сливочном масле массовой доли влаги, определения перекисного числа.
Для изучения химических процессов, обучающимся необходимы будут знания по разделам теория электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, а также химические свойства классов неорганических веществ, металлов, неметаллов, комплексных соединений.
Выполняя проект, обучающиеся не ограничиваются только знаниями по химии, ему приходится находить и использовать из физики, математики, биологии, экологии, экономики и других дисциплин, а также из средств массовой информации [8, с. 23].
По результатам работы обучающимся предлагается заполнить технологическую карту проекта (таблица 3).
Таблица 3
Технологическая карта проекта
Тема проекта: Наименование темы Учебная (ые) дисциплина (ы)
Научный руководитель ФИО, степень, звание, должность Консультант (ы) ФИО, степень, звание, должность
Назначение проекта Проект адресован _ Цель проекта:
Результат проекта Продукт проектной деятельности Например: памятка покупателя
Критерии оценки Например: 1. Актуальность и значимость проекта. 2. Наличие логической связи между темой и мероприятиями проекта и его целью, задачами, результатом. 3. Достижимость результатов и т.д.
Средства (необходимый перечень для выполнения проекта) Источники информации Список литературы: 1. 2. 3.
Оборудование Перечень материалов, приборов, реактивов и т.д.
Время Количество времени необходимо на выполнение проекта
Контрольные точки реализации проекта и формы отчетности Этап 1 Дата Организационный момент
Этап 2 Дата Постановка цели, определение актуальности
Этап 3 Дата Поиск проблем (ы)
Этап 4 Дата Определение перечня задач исследования для решения проблем (ы)
Этап 5 Дата Сбор и анализ информации. Составление плана действий. Проведение исследования
Этап 6 Дата Обобщение и выводы
Этап 7 Дата Внедрение результатов, анализ успехов и ошибок
Все полученные знания обучающимся пригодятся в дальнейшем при изучении дисциплин: «Товароведение однородных групп товаров», «Товароведение тары и упаковки», «Идентификация и фальсификация товара». С целью оценки наличия интереса к изучению дисциплины «Неорганическая химия» посредством использования в процессе обучения проектной деятельности был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 26 обучающихся 1 курса по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение. Опрос был построен на поиске ответов на три основных вопроса: «Почему я учусь на этой специальности?» «Как я справляюсь с изучением дисциплины и чем она мне интересна?» «Как бы Вам было интересно изучать материал по дисциплине?».
Чтобы получить ответ на первый вопрос, нами было проведено анкетирование. Результаты анкетирования представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты анкетирования
Ответы обучающихся Результаты
Получить именно эту профессию, т.к. считаю ее востребованной 38,5%
Получить знания в данной области 11,5%
Хотел получить высшее образование 27,2%
Получать высокую зарплату 7,6%
По рекомендации родителей 3,8%
За компанию с друзьями 3,8%
Другие причины 7,6%
Из данных таблицы видно, что большинство опрошенных группы целенаправленно пришли получать данную профессию. Они осознают, что получать высшее образование им необходимо, а также ориентированы на получение высокого дохода при работе в данной отрасли. В меньшем количестве находятся обучающиеся, которые пришли учиться под влиянием родителей и за компанию с друзьями, именно они могут находиться в зоне риска потери желания учиться дальше. Данные результаты показывают, что необходимо поддерживать интерес у тех обучающихся, которые целенаправленно пришли учиться на данное направление подготовки, к будущей профессии, при изучение даже общих (гуманитарных, естественно-научных) дисциплин, а также необходимо развитие познавательного интереса у тех студентов, у которых он изначально не был сформирован. Заинтересовать студента получить как можно больше знаний о своей будущей профессии - вот одна из целей вуза в целом и каждого преподавателя в отдельности [3, с. 56].
Для получения ответа на вопрос: «Как я справляюсь с изучением дисциплины и чем она мне интересна?» был использован тест, состоящий из высказываний, которые обучающимся предлагается оценить по 3-балльной шкале: 0 - нет (редко), 1 - иногда, 2 - да (часто). Вариант теста и результаты данного тестирования представлены в таблицах 4, 5.
Таблица 5
Пример теста для оценивания познавательного интереса у обучающихся
№ п/п Вопросы Оценки
0 1 2
1 Мне интересны занятия по дисциплине «Неорганическая химия»
2 Я выполняю всю самостоятельную работу по дисциплине
3 Я стараюсь решить все задания преподавателя до конца
4 Я обращаюсь за консультацией к преподавателю
5 Я могу решить задания нестандартными способами
6 Мне нравится выполнять творческие задания по дисциплине
7 Я могу повторить содержание занятия после его завершения
8 Я знакомлюсь с дополнительной литературой по дисциплине
9 Мне хотелось бы изучать дисциплину на углубленном уровне
10 Мне нравится самостоятельно изучать материал
11 Мне хотелось бы изучить другие разделы «Химии» (органическую, аналитическую, физическую и др.)
Таблица 6
Результаты тестирования
№ Уровень Результат
1 Высокий уровень (22-15 баллов) 34,6%
2 Средний уровень (14-8 баллов) 50%
3 Низкий уровень (0-7 баллов) 15,4%
Чтобы сохранить и поддержать уровень заинтересованности обучающихся преподавателям нужно искать новые методы обучения. Для того чтобы понять какой метод будет более оптимальным при изучении дисциплины в данной группе был проведен опрос среди обучающихся. Им предложено было ответить на вопрос: «Как бы Вам было интересно изучать материал по дисциплине?» Для ответа на вопрос им необходимо было выбрать из предложенных вариантов не более трех:
1. Преподаватель рассказывает, Вы слушаете и конспектируете материал.
2. Вы работаете над общей проблемой (заданием) самостоятельно.
3. Вы работаете над изучаемой проблемой (заданием) в микрогруппах.
4. Вам нравится изучать материал совместно с преподавателем.
5. Вам нравится изучение материала посредством творческих заданий.
6. Вам нравится поиск и решение поставленной проблемы.
7. Вам нравится, когда преподаватель объясняет в сочетании с наглядным представлением изучаемого материала.
8. Вам нравится, когда Вы сами выступаете и рассказываете материал.
9. Вам нравится изучение материала через дискуссию с преподавателем или обучающимися.
10. Вам нравится отвечать на вопросы преподавателя.
Обработка результатов опроса показала, что большинство обучающихся готовы изучать материал через решение творческих заданий, посредством дискуссии с преподавателем (обучающимся), работая над проблемой в микрогруппах. На основании полученных результатов опроса работа над проектом была организована в данной группе в микрогруппах, все этапы выполнения проекта обсуждались, а сами проектные работы включали в себя творческие задания, например разработку дизайна упаковки в соответствии с нормативной документацией или снятие видеороликов по исследованию.
Выводы. В заключение хотелось бы отметить, что метод проектов - это метод, который позволяет решать такие проблемы, как повышение интереса к дисциплине, развитие умений анализировать информацию, логически и критически мыслить, формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у специалиста. Проектная деятельность при грамотной ее организации может быть гармонично интегрирована в образовательный процесс.
Литература:
1. Гузеев В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. - Мн.: РИВШ БГУ, 2003. - 240 с.
2. Килпатрик У.Х. Предисловие / У.Х. Килпатрик, Е. Коллингс Опыт работы американской школы по методу проектов. - М., 1926. - Т. 10. - 379 с.
3. Ларина Н.А. Развитие познавательного интереса студентов вуза // Наука и образование Большого Алтая» / - №1. - 2009. - С. 53-60 [Электронный ресурс] URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2019/1/articles/ 2_3.pdf
4. Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО / Б.Р. Мандель. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 293 с.
5. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
7. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - 1600 с.
8. Сульдина Т.И. Проектная деятельность в преподавании химии // Электронный научно-образовательный Вестник. Здоровье и образование в XXI в. - 2017. - Т. 19 (10). - С. 21-27.
9. Тарасова, Т.А. Использование метода проектов при изучении химии / Т.А. Тарасова, Г.К. Колотова. - Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - Т. 0. - Москва: Буки-Веди, 2013. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4016
10. Чепурная И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. - М.: Издательско-торговая корпорация: «Дашков и К», 2008. - 460 с.
Pedagogy
UDC 378.172
candidate of Pedagogical Sciences,
assistant professor Gasanenko Elena Aleksandrovna
Federal State Budgetary Institution of Higher Education
"Nosov Magnitogorsk State Technical University" (Magnitogorsk);
candidate of Philological Sciences,
assistant professor Zalavina Tatyana Yuryevna
Federal State Budgetary Institution of Higher Education
"Nosov Magnitogorsk State Technical University" (Magnitogorsk);
candidate of Philological Sciences,
assistant professor Yuzhakova Yulia Vladimirovna
Federal State Budgetary Institution of Higher Education
"Nosov Magnitogorsk State Technical University" (Magnitogorsk)
DEVELOPMENT OF A TECHNICAL UNIVERSITY STUDENT'S SELF-PRESENTATION SKILLS AS A CONDITION FOR PROFESSIONAL IMAGE MAKING
Аннотация. Данная работа посвящена актуальной проблеме развития навыков самопрезентации студентов технического вуза как условия формирования профессионального имиджа. Авторами рассматриваются базовые элементы самопрезентации как основного компонента профессионального имиджа. В исследовании актуализируется необходимость реализации педагогического условия и методики, способствующих эффективному развитию навыков самоопрезентации студентов технического вуза в рамках учебной деятельности, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности технического специалиста.
Ключевые слова: самопрезентация, профессиональный имидж, студент технического вуза, педагогическое условие, технический вуз.
Annotation. This work is devoted to the actual problem of a technical university students' self-presentation skills developing as a condition for the professional image making. The authors consider the basic elements of self-presentation as the main component of the professional image. The study actualizes the need to implement the pedagogical conditions and methods that contribute to the effective development of a technical university students' self-presentation skills in the framework of educational activities, which are necessary for the future technical specialist professional activity.
Keywords: self-presentation, professional image, student of a technical university, pedagogical condition, technical university.
Introduction. Currently, new high quality standards for the technical universities students' training are being formed, aimed not only at the quality of graduates' professional training, but also at increasing their competitiveness due to the high level of culture. Education is an important part of culture, and its humanization in a technical university presupposes the integration of natural and humanitarian education, aimed at the students' personal and professional development, broadening their horizons and successful self-realization.
In the Federal State Educational Standards of Higher Education for the technical areas of training students is said that the result of mastering the main educational program by students of technical areas is the mastery of professional and general cultural competencies that contribute to successful employment, effective communication with colleagues and tolerance in the perception of social and cultural differences.
Technical university graduates should be distinguished by a high level of culture, the ability to adequately assess their personal potential, to design models of their professional behavior and communication in situations of interpersonal interaction. However, at present, in the framework of professional training, this issue is not given due attention.