Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В СТАРШИХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В СТАРШИХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротков Олег Владимирович, Мордвинцев Всеволод Дмитриевич, Завальцева Ольга Александровна

В работе рассмотрена суть метода проектов, обосновано его педагогическое значение при изучении биологии в старших профильных классах. Проанализированы основные подходы к реализации проектной технологии, этапы работы старшеклассников над учебным проектом. Раскрыта последовательность применения метода проектов в методической подготовке будущих учителей биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротков Олег Владимирович, Мордвинцев Всеволод Дмитриевич, Завальцева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING AREAS OF PROJECT ACTIVITIES IN BIOLOGY IN SENIOR SPECIALIZED CLASSES

The article considers the essence of the project method, substantiates its pedagogical significance in the study of biology in senior specialized classes. The main approaches to the implementation of the design technology, the stages of the work of senior pupils on the educational project are analyzed. The sequence of application of the project method in the methodological training of future biology teachers is revealed.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В СТАРШИХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ»

объем экспрессивного словаря, формировалось понимание сложных речевых инструкций, действий, признаков предметов (вкус, цвет, величина). У детей формировалось умение понимать небольшой рассказ из повседневной жизни. Проводилось дальнейшее развитие именной, телесной, возрастной, половой самоидентификации. Формировался интерес к игрушкам, окружающим предметам, орудиям, стимулировалось умение использовать предметы обихода и орудия в соответствии с социально принятыми нормами. По речевой инструкции стимулировалась потребность осуществлять самостоятельный перенос навыков в аналогичные ситуации. Развивалось умение овладевать социально одобряемыми правилами поведения в различных ситуациях (здороваться, смотреть на взрослого, улыбаться ему, проявлять доброжелательность, благодарить), умение проявлять послушание. Формирование навыков опрятности и самообслуживания проводилось с учетом двигательных возможностей с незначительной помощью взрослого (умение снимать колготки, трусики, кофту, штаны, шапку, стягивать носки, расстегивать липучки на обуви, частично одеваться, пить из чашки, есть ложкой, вилкой, мыть руки, промокать их полотенцем, чистить зубы, проситься на горшок).

Выводы. Результатом проведенного обучающего эксперимента был качественно более высокий уровень овладения социальными навыками, углубление социальной компетентности, оптимизация процесса самоидентификации, умение идентифицировать собственные эмоциональные проявления и эмоциональные реакции окружающих, что способствовало интенсификации процесса использования знаково-символических средств общения, развитию регуляторных механизмов поведения, овладению навыками опрятности и самообслуживания (с учетом двигательных возможностей).

Литература:

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с., ил. - (Акад. пед. наук СССР).

2. Закрепина А.В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие - М.: Дрофа, 2007. - 141 с. - (Дошкольник. Коррекция).

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. рекомендации / Е.А. Екжанова Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2009. - 175 с.

4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.: ил. -(Серия «Мастера психологии»).

5. Приходько О.Г. Система комплексной дифференцированной помощи детям с церебральным параличом: дис. ... док. пед. наук. - М., 2009.

6. Приходько О.Г., Кондрашова А.А. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья / Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2014. - №3. - 153 с.

7. Разенкова Ю.А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: дис. д. п. н. М., 2017.

8. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга (1863). Избранные произведения. Т.1. - М., 1952.

9. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года / Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова - М.: Медгиз, 1949. - 104 с.

Педагогика

УДК 372.85

кандидат биологических наук, доцент Коротков Олег Владимирович

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); магистрант Мордвинцев Всеволод Дмитриевич

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В СТАРШИХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация. В работе рассмотрена суть метода проектов, обосновано его педагогическое значение при изучении биологии в старших профильных классах. Проанализированы основные подходы к реализации проектной технологии, этапы работы старшеклассников над учебным проектом. Раскрыта последовательность применения метода проектов в методической подготовке будущих учителей биологии. Ключевые слова: обучение биологии, метод проектов, педагогическая технология.

Annоtation. The article considers the essence of the project method, substantiates its pedagogical significance in the study of biology in senior specialized classes. The main approaches to the implementation of the design technology, the stages of the work of senior pupils on the educational project are analyzed. The sequence of application of the project method in the methodological training of future biology teachers is revealed. Keywords: teaching biology, project method, pedagogical technology.

Введение. Повышение качества образования предполагает поиск новых методов обучения, внедрение инновационных педагогических технологий, что позволит обеспечить высокий уровень знаний обучающихся, активизацию их познавательной деятельности, развитие креативности. Среди эффективных технологий обучения можно выделить метод проектов, который в последнее время становится все более популярным в учебных заведениях РФ.

Метод проектов в образовательной деятельности был предложен Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Предпосылки становления метода проектов, его использование в отечественной школе в

20-30-х годах ХХ века раскрыто в трудах российских и зарубежных исследователей (И. Ермаков, Е. Кагаров, Е. Коваленко, Л. Левин, Е. Перовский, А. Пометун, А. Сухомлинская, Е. Янжул).

Так, сторонники метода проектов Б. Игнатьев, М. Крупенина, В. Шульгин и провозгласили его единственным средством преобразования «школы учебы» в «школу жизни», с помощью которого получение знаний происходит в тесной связи с трудом учеников. Сторонниками этого метода обучения были Блонский, В. Вахтеров, А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Шацкий и др.

С 90-х годов прошлого века метод проектов вернулся в образовательную практику и стал предметом научных исследований (В. Гузеев, Н. Крылова, Н. Матяш, Т. Новикова, Н. Пахомова, Е. Полат, Н. Полихун, А. Сиденко, И. Чечель, В. Шапиро и др.).

Проблему использования метода проектов в учебной деятельности учебных заведений рассматривали Е. Ананьян, С. Баташовых, А. Васюк, Т. Веретенко, М. Элькин, С Избаша, А. Калита, С. Соболева и др.

Цель настоящей работы: раскрыть особенности внедрения метода проектов в изучение биологии в старших профильных классах.

Изложение основного материала статьи. Е. Полат метод проектов трактует как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

По мнению исследователя, сущность понятия «Проект» предусматривает его прагматическую направленность на результат, который получаем при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности [11].

Большинство ученых, в частности В. Беспалько, И. Зимняя, А. Коберник, Н. Кузьмина, А. Пехота, А. Сиденко, В. Сластенин и др., определяют метод проектов как педагогическая технология, поскольку он составляет совокупность различных творческих методов: исследовательских, поисковых, проблемных. Учеными определены основные требования к использованию метода проектов, как [8]:

- наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность;

- структурирования содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использования исследовательских методов.

С. Генкал констатирует, что применение метода проектов и проектного обучение способствует активизации личности в деятельности и познании, что сказывается на развитии творческого мышления, исследовательских навыков, умений интегрировать знания, увеличении самостоятельности, активности, формировании внутренних мотивов, познавательных интересов и потребностей, создании чувство успеха, прогресса в образовательной деятельности [4].

В ходе исследования выяснилось, что использование метода проектов имеет важное значение для профессиональной подготовки будущих педагогов.

По словам Н. Шиян, организация проектной технологии имеет целью организовать настоящую исследовательскую творческую самостоятельную деятельность обучающихся, использовать различные методы и формы самостоятельной познавательной и практической работы, содействовать развитию интеллектуальной активности [13].

Е. Ананьян отмечает, что с помощью проектирования обучающийся (но под чутким руководством преподавателя) имеет возможность превратить занятия на содержательную исследовательскую деятельность [1].

В результате анализа научной литературы установлено, что внедрение проектов в практику учебного процесса предусматривает соблюдение основных этапов его организации, как:

- подготовительный (формирование групп участников и выбор темы проекта, определение цели проекта и формы его конечного продукта, определение структуры проекта);

- учебный (сбор информации учениками, их подготовка к анализу информации, обработка и анализ собранной информации);

- завершающий этап (подготовка учеников к презентации конечного продукта, презентация конечного продукта, оценка выполнения проекта всеми участниками).

Однако, в литературных источниках выделяют разное количество этапов работы над проектом.

Так, Н. Пахомова указывает четыре этапа: погружение в проект, организация деятельности, осуществление работы над проектом, презентация результатов [9].

Н. Матяш рассматривает три этапа: исследовательский (подготовительный) технологический и заключительный этап [7].

И. Кугут и Н. Меркушева отмечают семь этапов работы над проектом [6]: подготовительный, планирование, исследования, результаты, подготовка к защите проекта, презентация (отчет), оценки результатов и процесса (рефлексия).

В. Гузеев предлагает девять этапов [5]:

1) постановка цели проекта: выявление проблемы, противоречий; формулировки задач;

2) обсуждение возможных вариантов исследование, сравнения предполагаемых стратегий, выбор способов;

3) самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи педагога - руководителя проекта;

4) составление плана действий, распределение обязанностей;

5) исследования: решение отдельных задач, их субординация и координация;

6) обобщение результатов и выводы;

7) презентация или отчет;

8) анализ успехов и ошибок;

9) коррекция.

А.Г. Асмолова, А.И. Балашова выделили основные подходы к структурирования проекта [2, 3]:

1) Начинать с выбора темы проекта, типа, количества участников.

2) Стоит продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в пределах определенной тематики.

3) Необходимо моментом является распределение задач между участниками, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4) Самостоятельную работу участников проекта организовывать в соответствии к их индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5) Постоянное проведение промежуточного обсуждения полученных данных в группах.

6) Необходимым этапом выполнения проектов является их защита.

7) Завершение работы коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Вместе с тем, по мнению вышеназванных ученых, проект - это не алгоритм, который состоит из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений [2].

Согласны с В.А. Холостяковым, который утверждает, что метод проектов, как и другие образовательные технологии, является технологией универсальной, то есть такой метод может использоваться на занятиях по различным учебным дисциплин.

Однако любая «универсальная технология» описывает только общие принципы организации учебного процесса (организационные, содержанию, собственно технологические и т.д.). Поэтому метод проектов, как и все остальные образовательные технологии, должен быть адаптирован к конкретному учебному предмету [12].

Результаты научного поиска дали основания сделать вывод о том, что в процессе изучения дисциплины есть большие возможности для использования метода проектов. На основе анализа содержания учебной программы по дисциплине «Биология» была определена примерная тематика проектов.

В частности, актуальны такие темы проектов: «Использование межпредметных связей на уроках биологии», «Развитие критического мышления школьников на уроках биологии», «Инновационные технологии обучения на уроках биологии», «Компьютер, как средство обучение биологии», «Экскурсии в природу » и др.

При подготовке проектов по теме «Методика обучения биологии» необходимо проводить работу над проектами в несколько этапов.

Первый этап. На лекции обсуждают теоретический материал по теме.

В обсуждении принимают участие все желающие. Затем обучающиеся объединяются в творческие группы, определяют цели и задачи проекта.

Основным принципом является самостоятельность обучающихся.

Следующий шаг - постановка проблемы.

Второй этап (консультация). Для консультации обучающиеся проводят поиск и сбор информации по теме. Преподаватель помогает находить нужный материал. На этом этапе окончательно формулируется цель проекта. Обучающиеся распределяют роли между собой.

Каждый несет ответственность за выполнение своей части работы.

Когда старшеклассниками понятна цель проекта, нужно организовать работу с определением задач. Затем каждое задание дробится на шаги, а каждый ученик составляет план работы, расставляя шаги в определенной последовательности.

Третий этап. Старшеклассники работают по своему плану самостоятельно. Они могут встречаться с членами своей творческой группы. Проводят оценивания каждого шага и выявляют причины неудач. На этом этапе высшая степень самостоятельности старшеклассников. Преподаватель может выполнять роль консультанта, а также инструктора, эксперта. Но не стоит предлагать ученикам готовую версию «правильного ответа».

Четвертый этап (проводится на практическом занятии). После выработка методических рекомендаций старшеклассники предлагают свой проект всей группе. Они должны аргументировать цель, наглядно продемонстрировать свой проект, представить методику его использования. Преподаватель организует обсуждение проекта в группе. Разработчики проекта отвечают на поставленные вопросы. По своим педагогическим эффектом это один из важнейших этапов проекта, когда старшеклассники демонстрируют результаты своего труда.

Пятый этап. Этот решающий этап позволяет старшеклассникам и преподавателю оценить результаты их деятельности. Проект представляют в письменном виде. В результате обсуждения дают оценку проделанной работы, отмечают преимущества и недостатки проекта [10].

Следует заметить, что проектная деятельность по биологии занимает особое место в подготовке студентов. Будущие учителя создают свои проекты, подтверждающие соответствующий уровень знаний учащихся старших профильных классов по дисциплине, сформированность их умений и навыков, практическую значимость выполненной работы.

Выводы. Результаты научного поиска дали основание утверждать, что использование метода проектов в процессе методической подготовки учащихся старших профильных классов имеет ряд преимуществ по сравнению с другими технологиями обучения:

- способствует повышению успеваемости по дисциплине за счет углубление, расширение, дополнение, обобщение, закрепление и повторение учебного материала; стимулирует самостоятельную деятельность студентов;

- совершенствует умение выбирать необходимую информацию из различных источников;

- обеспечивает обмен опытом между студентами;

- активизирует творческую деятельность;

- обеспечивает потребности старшеклассников в самореализации и саморазвития;

- развивает критическое мышление будущего педагога и умение делать выводы;

- имеет реальный конечный результат;

- предусматривает практическую значимость результатов работы.

Итак, научные исследования и педагогическая практика подтверждают большие педагогические возможности проектной технологии для развития методических умений и навыков, творческих способностей будущих педагогов.

Работа над проектом помогает усилить взаимосвязь теории и практики, стимулирует студентов окунуться в профессиональную среду, совершенствовать свои профессиональные умения и навыки.

Литература:

1. Ананьин Э.Л. Метод проектов в системе подготовки будущих учителей иностранного языка / Е.Л. Ананьян // Вестник Черниговского национального педагогического университета. Серия: Педагогические науки. - Чернигов: ЧГПУ, 2011. - Вып. 85. - С. 5-8

2. Асмолов, А.Г. Формирование УУД в основной школе. От действия к мысли. Система знаний: пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 116 с.

3. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст] / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5. -С. 25-29.

4. Генкал, С.И. Новые виды центрических диатомовых (Bacillariophyta) из Государственного природного заповедника "Рдейский" (Новгородская область) / С.И. Генкал, М.С. Куликовский // Ботанический журнал. - 2008. - Т. 93, N 5. - С. 771-775

5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.

6. Кугут И.А. Этапы реализации проекта. План действий [Электронный ресурс] / И.А. Кугут, Н.Ю. Меркушева. - Режим доступа: http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=56.1294852177822028

7. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / В. Матяш // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 38-43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Общая методика обучения биологии в школе [Текст]. - М.: Дрофа, 2010. - 272 с.

9. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: Методология поиска / Н.Ю. Пахомова // Учитель. - 2000. - № 1. -С. 41-45

10. Смирнова, Н.З. Познавательные задачи по биологии [Текст]: Учебное пособие / Н.З. Смирнова, О.В. Бережная. - Красноярск, 2013. - 213 с.

11. Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии [Текст] / Е.В. Тяглова. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2011. - 256 с.

12. Холостяков, В.А. «Практикум по биологии в школе - комплексный подход к формированию универсальных учебных действий». (Электронный ресурс) URL: https://open-lesson.net/1590/

13. Шиян Н. Формирование исследовательских умений будущего учителя химии средствами проектной технологии / Н. Шиян // Гуманизация учебно воспитательного процесса. - Славянск, 2011. - Вып. LVM1 -С. 102-111

Педагогика

УДК 37.013

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ

ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЖ

Аннотация. В работе рассматриваются особенности применения технических средств обучения для формирования навыков по основам первой помощи у обучающихся средней школы на факультативных занятиях по ОБЖ. Выявлены основные виды технических средств обучения, применяемые на факультативных занятиях по ОБЖ. Представлен анализ динамики уровня мотивации, усвоения содержательной информации, уровня сформированности умений по оказанию первой помощи у обучающихся в ходе экспериментальной работы.

Ключевые слова: технические средства обучения, формирование навыков, первая помощь, обучающиеся.

Annotation. The paper discusses the features of the use of technical training tools for the formation of skills in the basics of first aid in secondary school students in optional classes on OBZH. The main types of technical training tools used in optional classes on OBZH are identified. The analysis of the dynamics of the level of motivation, the assimilation of meaningful information, the level of formation of first aid skills among students in the course of experimental work is presented.

Keywords: technical training tools, skill formation, first aid, students.

Введение. Формирование навыков школьников в учебно-воспитательном процессе было и остается одним из главных критериев оценки их деятельности на факультативных занятиях. Но активная деятельность у школьников возникает не часто, в связи с тем, что школьники сами не всегда заинтересованы в приобретении новых знаний, умений и навыков, которые находят свое практическое применение в жизни.

При организации учебно-воспитательного процесса главной целью является возможность дать учащимся необходимые теоретические знания и практические навыки по предмету. Под навыком понимается действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью. Когда в процессе обучения у ученика формируется способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг. Способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере выполняемых тренировок и этого действия умение совершенствуется, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык [2].

В настоящее время в связи с увеличением количества различных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в которых погибает и получает травмы большое количество людей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.