УДК [37.016:811.112.2]:371.315.6
Е. А. Морозов (Магнитогорск, Россия) И. В. Морозова (Магнитогорск, Россия)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной мобильностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает преобладать. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности во многих областях деятельности, в том числе и в образовании. Это означает, что каждому педагогу необходимо уметь пользоваться проектной деятельностью в ее различных вариантах. Все вышесказанное определяет актуальность предлагаемого исследования. В статье анализируется использование проектных технологий в школе, как особой интерактивной формы организации деятельности обучающихся при изучении ими иностранного языка. О важности использования проектных технологий, по мнению авторов, говорят многочисленные исследования, научные статьи, рассмотренные в ходе работы над данной темой. Цель данной статьи состояла в том, чтобы посредством теоретического обзора и результатов проведенного исследования обратить внимание на преимущества внедрения проектов при изучении иностранного и, в частности, немецкого языка. Методика исследования включает теоретические методы работы над материалом: изучение и анализ научной литературы, сравнение, индуктивный и дедуктивный способы раскрытия материала, обобщение материала. Особое внимание авторы уделяют планированию урока - сложному процессу, благодаря которому для продуктивной работы обучающихся закладывается необходимая смена деятельности. Самостоятельная работа школьников, их активность и вовлеченность в урок имеют огромное значение и прекрасно реализуются в проектной деятельности, в отличие от традиционного фронтального режима работы. Анализируемая технология дает необходимую динамику, различные импульсы для достижения оптимального уровня своих навыков и умений, приобретаемых компетенций. Авторы приходят к выводу, что проектное обучение - это лучшее сочетание работы головы и тела, сохраняющее обучающихся главными действующими лицами урока, а не пассивными слушателями.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, проект, проектные технологии, проектно-ориентированное обучение, немецкий язык.
Введение
Сегодня от школьников требуется все большее и большее количество новых знаний, умений, навыков, сформированных компетенций, способности и готовности действовать самостоятельно. Эти требования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) разных уровней.
Говоря о преподавании в школах, мы сознаем, что, хотя цели и содержание образования продолжают меняться, появляются новые средства и технологии, но урок до сих пор остается главной формой обучения. Для учителя современное оформление урока предполагает использование новых методик [7]. Метод кейсов, скрайбинг-метод, брейнсторминг, интерактивный метод, метод карусели, игровой метод обучения, информационно-коммуникативные технологии, метод интегрированного обучения, дистанционный формат обучения, использование в преподавании технологий корпусной лингвистики [1; 2; 6; 11; 12], а также еще недавно описываемые как нетрадиционные типы уроков: урок-викторина (марафон, КВН и т. д.); урок-экскурсия; киноурок; урок-путешествие и т. д. - уже не новы, хотя остаются востребованными и эффективными.
Условиями успешности современного образования являются: связь с действительностью, активность учащегося на уроке, проблематизация учебного материала. Все эти три важных критерия в полной мере являются условиями успешного обучения и на уроке иностранного языка.
Проектное обучение - это концепция обучения, при которой учащиеся работают над конкретной задачей и в различных социальных ситуациях проверяют свои знания, приобретают для этого новый опыт. Зачастую проектными уроками называют любую форму обучения, которая не похожа на традиционные школьные уроки и создает определенное разнообразие. Однако не каждое отклонение от фронтального обучения можно назвать проектно-ориентированным. При проектном обучении первостепенное значение играет активное обучение (деятельностный подход). Его целью является подготовка учащихся к социальной и реальной жизни посредством различных мероприятий, практических действий и самостоятельного творчества. Активное обучение разворачивается из теории познавательного и социального конструктивизма. Познавательный конструктивизм основан на понимании новой информации и ее связи с существующими знаниями. Учащиеся самостоятельно проекти-
руют и структурируют свои предпочтения и знания.
По мнению многих исследователей и учителей, метод проектов является на сегодняшний день одним из самых эффективных и интересных для учащихся при изучении иностранного языка [4; 5; 8; 9; 13]. Ю. В. Рындина отмечает, что проектная деятельность является «гибкой моделью организации процесса обучения иностранному языку, поскольку позволяет сосредоточить внимание школьников не на самом языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный» [10].
Сам по себе проектный урок направлен на практическую реализацию усвоенного материала, на понимание учеником нужности приобретенных знаний, а не на достижение объективно нового результата, тем самым, появляется предметность, практическая значимость, происходит развитие личности. Основными методами выступают методы теоретического уровня, при помощи которых производится логическое исследование собранных фактов, вырабатываются понятия и суждения, а также методы экспериментально-теоретического уровня, позволяющие собирать фактический материал, проверять его, систематизировать, определять причины и следствия, получать практический результат.
Проектная работа часто рассматривается как соответствующая форма обучения для развития различных компетенций. ФГОС требует «сформированности навыков проектной деятельности»9. Таким образом, предполагается, что учащиеся должны постепенно освоить методы работы над проектами, развивая свою самостоятельность, сотрудничество и способность к самооценке посредством более коротких и простых проектов. И если проектный урок по предметам истории, географии или биологии выглядит привычно, то по иностранному языку это довольно трудоемкий и отчасти неэффективный, с точки зрения затрат времени на обучение, процесс.
Цель данного исследования заключается в обосновании важности разработки проектных уроков и их использования в преподавании иностранного, в частности, немецкого. Так как современные школьные рабочие учебные программы по иностранным языкам не уделяют должного внимания проектной деятельности учащихся, то учитель при разработке тематического планирования с опорой на ФГОС может самостоятельно выделять время для уроков проектной деятельности и выбирать темы, соответствующие интересам учащихся.
Учебники И. Л. Бим и Л. В. Садомовой «Немецкий язык», предназначенные для среднего и полного образования, способствуют тому, чтобы завершать тему проектной работой, а свободный выбор темы позволяет осуществлять проекты. Сохраняется инновационность реализации программы, происходит развитие критического мышления и социальной компетентности учащихся.
Несмотря на то, что ФГОС подчеркивает важность работы над проектами, результаты исследований и практическая работа учителей иностранного языка указывают на то, что проекты, реализуемые в учебном процессе, остаются невостребованными в полном объеме. При этом следует отметить, что развитие вышеуказанных компетенций в рамках традиционной системы образования является труднодостижимым моментом. Традиционный фронтальный режим работы (ФРР) (учитель - класс) не позволяет равноценно обеспечивать все аспекты детского обучения и развития, к примеру, недостаточно раскрывает индивидуальность ребенка. Компенсировать это помогает метод проекта. Он особенно эффективен в развитии таких компетенций, как самостоятельное обучение, социальная компетентность, сотрудничество, умение работать в команде и т. д. Уроки с использованием проектных технологий - это ориентированные на конкретные действия занятия, в которых учащиеся являются активными участниками и развиваются индивидуально. Это имеет особое значение в обучении иностранным языкам
Основная часть
1. Из истории проектного обучения
Историю проектного обучения можно проследить параллельно с историческим развитием дидактики и школьного образования: всегда были учителя, которые разрабатывали свои уроки, используя форму проекта, готовили для учащихся индивидуальные самостоятельные задания.
Принципы «проектного занятия» известны уже давно. Так, Жан-Жак Руссо создавал вместе со своим учеником Эмилем индивидуальные проекты о природе, которые стали стимулом для Иоганна-Генриха Песталоцци. Последний в свое время выступал за развитие концепции «голова, сердце и
9Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.03.2019)
рука» как символов образования, интеллекта, морали и дееспособности [14]. Каждый ребенок должен самостоятельно открывать для себя что-то неизвестное своими руками, своей головой и своим сердцем. Проектная деятельность позволяет ему учиться и запоминать что-либо наилучшим образом.
В США конца XIX - начала XX вв. сильнейшей критике подверглись традиционные уроки, на которых учащиеся в течение 45 минут должны были пассивно сидеть и просто слушать учителя. Влиятельный педагог и философ этого периода Джон Дьюи в 1896 основал частную экспериментальную школу в США, для которой разработал свою собственную педагогическую концепцию. Дж. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, базирующейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Согласно этой концепции, обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины [3]. Особое внимание обращалось на важность активного фактора в процессе обучения детей. Появились требования к изменению системы образования. Дж. Дьюи находил основание для его идеи в самом ребенке, в его потребностях и интересах. Он утверждал, что каждый ребенок имеет четыре фундаментальных интереса, а именно: интерес к общению, интерес к исследованию, интерес к действию и интерес к художественной выразительности. Интересы детей были понятны, но автор новой концепции открытым оставил вопрос о том, как можно удовлетворить эти интересы. Педагогическая концепция Дж. Дьюи реализовалась в виде практической работы детей, не имея жесткой привязки к учебной программе. К сожалению, многие родители и ученики во времена Дьюи, как и сегодня, оказались не готовы к экспериментам в образовании и предпочитали полагаться на школы с традиционным, неиндивидуализи-рованным ФФР на уроках.
Близкую концепцию обучения и школьной практики - урок через проекты - разработал преемник Дьюи Уильям Херд Килпатрик. Ее описанию посвящена статья «The project Method» [15], ставшая поводом для дальнейших исследований в области преподавания проекта. Помимо Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Дж. Дьюи и У. Х. Килпатрика, тему проектно-ориентированного обучения реализовыва-ли и описывали множество педагогов. Их общая идея заключалась во внедрении метода исследования в преподавание дисциплин.
2. Фронтальный режим работы и проектный урок. Сопоставительный анализ
Сегодня проектные занятия понимаются как форма обучения, благодаря которой учащиеся активно приобретают новый опыт, а также как форма обучения, более ориентированная на интересы учащихся. Чем больше учащиеся занимаются и изучают тему самостоятельно, тем активнее и успешнее они становятся на занятиях. По нашему мнению, ФРР не требует от школьников инициативы, и именно по этой причине следует как можно чаще включать в урок различные проектные задания, чтобы мотивировать учащихся, заставлять их думать и действовать самостоятельно. При этом ФРР не следует воспринимать как что-то негативное, а проектное обучение в противовес как панацею. Фронтальное обучение является важным подготовительным этапом для дальнейшего обучения.
В сопоставляемых режимах обучения различается и роль учителя. При ФФР наставник находится в центре внимания, он берет на себя все ключевые задачи, контролирует и оценивает. Во время проектно-ориентированного урока, как уже упоминалось, основное внимание уделяется ученику, который чаще всего ориентируется на себя и на одноклассников. Обучающиеся мотивированы реальными ситуациями и должны самостоятельно анализировать проблему и решать ее. Учитель находится в позиции наблюдателя и лишь предлагает помощь в ситуациях, когда это необходимо. Он не играет решающей роли, но оставляет большой простор для обучающихся, дает им возможность управлять проектом своими силами и на свое усмотрение.
При ФРР учащиеся проводят большую часть времени в пассивном сидении, не используют в полной мере, например, свои актерские и физические умения. В проекте дети активны, работают «всем телом» над проблемой. Проекты часто требуют больших умственных способностей. В обычных классах обучающиеся часто не делятся на группы, потому что это тип обучения, в котором содержание обучения передается, как лекция, для всего класса. С другой стороны, на уроках с проектами они чаще всего делятся на более мелкие группы, хотя есть также индивидуальные или проекты в паре.
Оценка успеваемости учащихся осуществляется учителем посредством различной формы контроля. В проектах учащиеся мотивированы на то, чтобы иметь возможность оценивать себя, а учитель отслеживает их достижения в ходе всего проекта. Есть еще много аспектов, которые позволяют отличать традиционные уроки от уроков проекта.
Обобщим вышесказанное, представив в таблице 1 основные отличия традиционного урока и урока проекта.
Таблица 1
Традиционное обучение Проектное обучение
Учитель играет главную роль на уроке Учащиеся играют главную роль на уроке
Обучение через ситуацию Обучение в ситуации
Место обучения - школа Обучение вне школы
Мотивация искусственно создаваемыми ситуациями обучения Мотивация через ситуации с характером реальности
Преимущественно обращение к существующим учебным и рабочим средствам Дополнительный материал для поддержки или для реализации запланированного учебного процесса
Оценивание достижений через оценку Самооценка
3. Проектная деятельность на уроке иностранного языка
Обучение иностранному языку - это область, в которой проекты могут быть очень полезны, особенно потому, что они поощряют общение, в ходе которого учащиеся устанавливают сходство, «родство», подобие, единство, общность позиций или, наоборот, их различие, непохожесть и отчужденность коммуникантов. Современный урок иностранного языка может и должен быть использован в рамках традиционного метода обучения как для общения, так и для творческих экспериментов на иностранном языке с использованием разных форм социального взаимодействия.
Проектная методика сегодня относится к ориентированным формам обучения и является неотъемлемой частью педагогической практики, хотя из-за строгой учебной программы по иностранному языку данная методика не так часто используется педагогами на уроке.
Перечисленные выше преимущества все же указывают на целесообразность использования проектной деятельности и на уроках иностранного языка
Начинать следует с небольших проектных заданий, которые позволят учащимся подготовиться к более крупным проектам. Особое преимущество проектов в области преподавания иностранного языка заключается во встрече обучающихся с аутентичным материалом на иностранном языке. Это важная подготовка к реальным ситуациям коммуникации.
Особенно эффективно интегрируются проекты в преподавание иностранного языка при реализации такой ключевой задачи, как мотивация к общению на изучаемом языке, а следовательно, и основной цели дисциплины - обучение общению на иностранном языке.
Важно отметить, что проекты не должны начинаться, продолжаться и заканчиваться исключительно в классе. Если речь идет о проекте в течение длительного времени, учащиеся должны иметь возможность реализовывать проект и вне школы. Проекты, приведенные из классов во внешний мир, дают возможность учащимся самостоятельно искать информацию с использованием всех доступных инструментов.
Выполнение проектов особенно рекомендуется в классе с изучением немецкого или французского языков. По причине сильного влияния английского языка обучение другим языкам в школах не попадает в благодатную позицию. Нужна дополнительная мотивация, а проекты являются хорошим условием для ее развития, даже если учитель работает в младших классах.
Безусловно, что на первых уроках знакомства, например, с немецким языком, сложно выполнять проекты. Они требуют определенных знаний, но при соответствующей заинтересованности педагога можно очень быстро подойти к реализации уроков проектного типа. В качестве примера, используя подручные материалы: можно реализовать проект «Телефон». Для этого берутся два пластиковых стаканчика, которые соединяются ниткой. Создается прототип телефона. Один ученик говорит в стаканчик как в рупор простые слова или фразы, в то время как второй ученик прикладывает стакан к уху и повторяет то, что слышит. Звук идет через соединяющую стаканчики нитку.
Для младших школьников можно реализовать также урок «Школьный проект братьев Гримм». Сказки братьев Гримм изучают в школе, родители читают их своим детям. Идея заключается в том, чтобы подключить к преподаванию немецкого языка другие школьные предметы: литературное чтение, русский язык. Итогом проекта становится представление спектакля перед учащимися других классов школы и родителями.
Существуют и другие примеры, которые показывают, что проекты можно реализовывать с детьми и на первом году обучения немецкому языку. Одним из таких проектов первого года обуче-
ния, когда учащиеся знают лишь отдельные слова или фразы, является создание собственного букваря на основе тех слов, которые уже изучены.
Другим примером является, например, проект «Unsere Stadt» («Наш город»), в ходе которого учащиеся создают на немецком языке брошюру для туристов о собственном городе или готовятся провести экскурсию по городу. Учащиеся собирают интересную информацию и самостоятельно оформляют брошюру. В таких проектах учащиеся обмениваются полезной информацией и узнают много нового.
В качестве обучающих проектов хорошо использовать оформление ментальных карт по различным лексическим или грамматическим темам, например, проект «Создание грамматического постера», где обучающиеся в яркой форме представляют пройденное правило. То же можно применить и к лексическому материалу. Плакат можно прикрепить к стене в классе и использовать в качестве справочного наглядного материала. Так учащиеся постигают трудную тему в творческом ключе.
Интересной идеей для проектов может послужить совместное прочитывание книги на немецком языке, которая затем может быть переделана в комиксы, или по этой книге можно создать бук-трейлер. Выбор книги должен выбираться соответственно возрасту.
Чем старше учащиеся, тем сложнее и разнообразнее могут быть проекты в классе. Так, старшие школьники с хорошим знанием языка могут контактировать с немецкоязычными сверстниками благодаря различным проектам и каналам. Продуктивна организация школ партнерства с Германией. Происходит обмен письмами, звукозаписями и видеозаписями. Такие проекты, в которых обучающиеся напрямую контактируют с немецкоязычными сверстниками из других стран, вызывают значительный интерес и мотивируют школьников к углублению знаний в области иностранного языка. Возможность непосредственно (не из книги) узнать что-то интересное о зарубежных культурах формирует подлинный и устойчивый интерес к языку.
Итогом такой проектной деятельности может стать поездка в страну изучаемого языка. Так, для школьников учителями МОУ СОШ № 67 и МАОУ Муниципального лицея №1 г. Магнитогорска была организована поездка в Германию. Учителя отметили, что такое мероприятие и другие предваряющие его проекты существенно способствовали повышению уровня языковой компетенции учащихся.
Специально для реализации проектной деятельности в школах с учащимися старших классов существует платформа для регистрации проектов eTwinning. ETwinning - это инициатива Европейской комиссии, которая объединяет школы из Европы через Интернет. Зарегистрированные преподаватели могут создавать партнерские отношения со школами за рубежом и с помощью программы eTwinning разрабатывать совместные образовательные проекты. Сотрудничество реализуется через eTwinning-портал (www.etwinning.de).
Платформа позволяет участникам находить партнеров по проекту из стран с целевым языком, общаться и сотрудничать. Учителя и ученики устанавливают тему и имеют возможность собирать различную информацию об учащихся из других стран в чате, Skype или в режиме видеозаписи. Вот примеры тем, которые могут быть разработаны и отредактированы учащимися через eTwinning: «Хобби и досуг», «Одежда и мода», «Молодежные книги», «Мой дом», «Домашние питомцы» и др.
Такие проекты могут создавать благоприятный климат в классе, давать необходимое разнообразие средств обучения. Общение со сверстниками способствует освоению у школьников лексики без обычных усилий. Учащиеся укрепляются в общении на иностранном языке.
Однако насколько легко и эффективно проектная деятельность на уроках иностранного языка может быть реализована на практике? Пока еще многие учителя иностранного, в частности немецкого, языка воспринимают проекты как проблему из-за ограниченных речевых навыков учащихся. Тем не менее, в беседах, все они оценивают проектную работу как интересную и желаемую форму обучения.
Заключение
Из приведенных примеров видно, что использование проектов на уроке иностранного языка имеет много преимуществ (постоянное общение и сотрудничество с другими людьми, формирование ответственности, умения работать в команде).
Инициативные учителя интегрируют проекты в урок, умело совмещая фронтальный режим работы с проектной деятельностью.
Благодаря проектной работе, различные компетенции учащихся совершенствуются, взаимно дополняя друг друга, повышая мотивацию и ответственность школьников. При обучении иностранному языку через использование проектной работы реализуются социокультурная, коммуникативная и языковая компетенции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева А. Ю. Использование технологий корпусной лингвистики в обучении иностранным языкам в старшей школе // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. С. 358-363
2. Захаров В. П. Корпусная лингвистика: учеб.-метод. пособие. СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2005. 48 с.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
4. Кашлева Н. В., Дмитриева Ж. В., Игнаткина Т. В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель, 2009. 154 с.
5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
6. Морозов Е. А. Уразаева Н. Р. Использование лингвистических корпусов в проектной деятельности на занятиях по немецкому языку в высшем учебном заведении // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 187-195.
7. Песина С. А., Морозов Е. А., Юсупова Л. Г. Языковая компетенция современного специалиста // Языки, литература и культура в полилингвальном пространстве: сб. материалов Международной научно -практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ. 2013. С. 68-74.
8. Петухова А. А. Метод проектов на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 33. С. 75-80. URL: http://e-koncept.ru/2017/771134.html
9. Пикеева Е. Н. Метод проектов на уроках иностранного языка // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 534-536. URL: https://moluch.ru/archive/66/11111/ (дата обращения: 10.03.2019)
10. Рындина Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Молодой учёный. - 2013. - № 10 (57). - С. 610-612
11. Уразаева Н. Р. Корпусные технологии в лингвистике. Учебно-методическое пособие (электронное издание). Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2019. 1 эл. опт. диск (CD- ROM).
12. Уразаева Н. Р., Морозов Е. А. Корпусная лингвистика при обучении немецкому языку: практические основы и инструменты // Современное образование. 2018. № 3. С. 71-79
13. Фатеева И. А. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 376-378.
14. Domke C., Eschrig S., Kowalzik K., Krause A. Flow Erleben, 2011. URL: https://turesden.de/mn/psychologie/lehrlern/ressourcen/dateien/lehre/lehramt/lehrveranstaltungen/motivationsfoerderun g/folder-2011-11-01-8121459277/e_Flow.pdf?lang=en (дата обращения: 10.03.2019)
15. Kilpatrick, W. H. The project method //Teachers College Record, 1918. № 19, S. 319-335.
E. A. Morozov (Magnitogorsk, Russia) I. V. Morozova (Magnitogorsk, Russia)
PROJECT-ORIENTED LESSON AS AN INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGY (ON
STATEMENT OF THE PROBLEM)
Abstract. At the present stage of the society development, which is characterized by extraordinary mobility and variability, the project type of culture begins to prevail. It is becoming one of the Central cultural mechanisms for transforming reality in many areas, including education. This means that each teacher must be able to use the project activities in its different versions. All above-mentioned determines the relevance of our research. School is an educational institution aimed at preparing students for life, providing them with knowledge, and also developing their skills and abilities. Project-oriented learning is a form of learning that is focused on students and motivates them to ensure that their opinions, competencies and qualities are activated. Therefore, this article analyzes and emphasizes the importance of the use of project-oriented technologies in schools as a special interactive form of organizing students' activities. The importance of the use of project-oriented technologies is evidenced by numerous studies, scientific articles, which we considered while developing the present topic. The purpose of this article is to draw attention to the benefits of implementing projects in the process of learning of a foreign language and, in particular, of the German language, through a theoretical review and with the help of the results of the study. Research methods include theoretical methods of work on the material: the study and analysis of scientific literature, comparison, inductive and deductive methods of disclosure, generalization of the material.
Lesson planning is a complex process, and it should be emphasized that productive work requires a change of activity. Therefore, independent work of students, their activity and involvement in the lesson are of significant importance. Traditional frontal mode of operation cannot provide students with the appropriate development and their interest in the result of their work. They need movement, as well as various impulses for the optimal achievement and advancement of their skills and abilities, the acquisition of competencies. Project-oriented learning is the best combination of head and body work, and, although their integration often seems difficult to implement, it is necessary to remain persistent and ensure that students are the main actors of the lesson, rather than passive listeners.
Keywords: Federal State Educational Standard, project, project technologies, project-oriented learning, German language.
REFERENCES
1. Alekseeva A. Yu. Ispol'zovanie tekhnologii korpusnoi lingvistiki v obuchenii inostrannym yazykam v starshei shkole, Student i nauka (gumanitarnyi tsikl) - 2018. Materialy mezhdunarodnoi studencheskoi na-uchno-prakticheskoi konferentsii, Magnitogors, Magnitogorskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. G.I. Nosova, 2018, pp. 358363
2. Zakharov V. P. Korpusnaya lingvistika: ucheb.-metod. posobie, Saint-Petersburg, Sankt-Peterburgskii gosu-darst-vennyi universitet, 2005, 48 p.
3. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obshchestve do kontsa XX v.: ucheb. posobie / pod red. A. I. Piskunova. Moscow, TTs «Sfera», 2001, 512 p.
4. Kashleva N. V., Dmitrieva Zh. V., Ignatkina T. V. Shkol'naya proektnaya laboratoriya, Volgograd, Uchi-tel', 2009, 154 p.
5. Lebedev O. E. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii, Shkol'nye tekhnologii [School technologies]. 2004, no. 5, pp. 3-12.
6. Morozov E. A. Urazaeva N. R. Ispol'zovanie lingvisticheskikh korpusov v proektnoi deyatel'nosti na zanyati-yakh po nemetskomu yazyku v vysshem uchebnom zavedenii, Perspektivy nauki i obrazovaniya [Perspectives of Science and Education], 2018, no. 6 (36), pp. 187-195.
7. Pesina S. A., Morozov E. A., Yusupova L. G. Yazykovaya kompetentsiya sovremennogo spetsialista. Yazyki, literatura i kul'tura v polilingval'nom prostranstve: sb. materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii,. Ufa, RITs BashGU, 2013, pp. 68-74.
8. Petukhova A. A. Metod proektov na urokakh inostrannogo yazyka, Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept», 2017. vol. 33, pp. 75-80. URL: http://e-koncept.ru/2017/771134.html
9. Pikeeva E. N. Metod proektov na urokakh inostrannogo yazyka, Molodoi uchenyi. 2014, no. 7, pp. 534-536. URL: https://moluch.ru/archive/66/11111/ (data obrashcheniya: 10.03.2019)
10. Ryndina Yu. V. Individual'no-differentsirovannyi podkhod v obuchenii inostrannomu yazyku stu-dentov ne-yazykovykh spetsial'nostei, Molodoi uchenyi, 2013, no. 10 (57), pp. 610-612
11. Urazaeva N. R. Korpusnye tekhnologii v lingvistike. Uchebno-metodicheskoe posobie (elektronnoe iz-danie). Magnitogorsk: MGTU im. G. I. Nosova, 2019. 1 el. opt. disk (CD- ROM).
12. Urazaeva N. R., Morozov E. A. Korpusnaya lingvistika pri obuchenii nemetskomu yazyku: prakticheskie os-novy i instrument, Sovremennoe obrazovanie, 2018, no. 3, pp.71-79
13. Fateeva I. A. Metod proektov kak prioritetnaya innovatsionnaya tekhnologiya v obrazovanii / I. A. Fateeva, T. N. Kanatnikova, Molodoi uchenyi, 2013, no. 1, pp.376-378.
14. Domke C., Eschrig S., Kowalzik K., Krause A. (2011). Flow Erleben, URL: https://turesden.de/mn/psychologie/lehrlern/ressourcen/dateien/lehre/lehramt/lehrveranstaltungen/motivationsfoerderun g/folder-2011-11-01-8121459277/e_Flow.pdf?lang=en (data obrashcheniya: 10.03.2019)
15. Kilpatrick, W. H. The project method,Teachers College Record, 1918, no. 19, pp. 319-335.
Морозов Е. А., Морозова И. В. Проектная деятельность на уроке иностранного языка как технология интерактивного обучения. К постановке проблемы // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 2. С. 19-25.
Morozov E. A., Morozova I. V. Project-Oriented Lesson as an Interactive Learning Technology (on Statement of the Problem), Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no 2, pp. 19-25.
Сведения об авторах
Морозов Евгений Александрович - доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии и перевода Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» / Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Магнитогорск, Россия; buddenbroki@mail.ru
Морозова Инна Владимировна - учитель иностранных языков, МАОУ «Многопрофильный лицей № 1», Магнитогорск, Россия; moro-inna@mail.ru.
Authors:
Evgeniy A. Morozov, Associate Professor, Ph.D. in Philology, Associate Professor at the Department of Romano-Germanic Philology and Translation, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; buddenbroki@mail.ru
Inna V. Morozova, Foreign Language Teacher, Multidisciplinary Lyceum № 1, Magnitogorsk, Russia, moro-inna@mail.u.