Технология проектной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников
Евстафьева Наталия Сергеевна
аспирант кафедры физической географии, природопользования и методики обучения географии географо-экологического факультета, Московский Государственный Областной Университет, [email protected]
В статье рассматривается процесс формирования экологической культуры с использованием технологии межпредметного учебного проекта. Определены этапы работы над межпредметными учебными проектами. Описаны формы организации эко-лого - ориентированной проектной деятельности. Приведены примеры эколого-ориентированных межпредметных учебных проектов в урочной и внеурочной деятельности. Выделены компоненты и уровни формирования экологической культуры. Представлено педагогическое исследование по формированию экологической культуры школьников.
Ключевые слова: Экологическая культура, компоненты экологической культуры, технология проектной деятельности, межпредметная интеграция, эколого-ориентированные проекты.
о
Е
£
СП
0
(Ч
ео
01 г
Одним из основных вопросов современного образования остается вопрос формирования экологической культуры школьников.
Согласно задачам, изложенным в документе "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Президентом РФ 30.04.2012) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания является достижением стратегической цели государственной политики в области экологического развития.
При решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания используются следующие механизмы:
а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;
в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;
г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы [3].
Так же необходимость формирования экологической культуры обучающихся при изучении школьных предметов отражены в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы (согласно федеральным образовательным стандартам, далее ФГОС ООО), а именно: в формулировке личностных результатов указывается на: «...формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.». В формулировке метапредмет-ных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: «.формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации...»^].
ФГОС ООО предлагается использовать в образовательном процессе проектную и исследовательскую деятельность учащихся. В соответствии с ФГОС, основная образовательная программа основного среднего образования должна обеспечивать «формирование компетенций и компетент-ностей в предметных областях, учебно - исследовательской и проектной деятельности», и должна содержать «.4) описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений». Кроме того, в ней должны быть заложены «... 7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области .подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе».
Формирование экологической культуры обучающихся будет эффективной, если применять эко-лого - ориентированную проектную деятельность в урочное и во внеурочное время. Внеурочная деятельность является одним из компонентов для развития познавательной и творческой деятельности обучающихся, повышения заинтересованности предметами не только в рамках школьной программы.
Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, затем был перенесен в общеобразовательную школу. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. X. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Согласно Е.С. Полат «Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках одного предмета. Метод - дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему
в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологи, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути»
Анализ литературных источников по технологии проектной деятельности позволил определить этапы работы обучающихся над проектом:
1.мотивация, целеполагание. Осуществляется подготовка работы над проектом, обучающиеся формулируют тему, цели и задачи. Дают обоснование актуальности темы.
2.планирование проекта. Распределение обязанностей между членами группы, разработка поэтапного плана работы над проектом, определение результата (продукта) проектной деятельности.
3. работа над проектом. Сбор и анализ теоретического материала, выполнение практической части проекта, разработка паспорта проекта, оформление продукта проекта, проекторной папки.
4. защита проекта. Презентация проекта в различных форматах (научно - практические конференции школьников, экологические фестивали и т. д.)
5. рефлексия. Организация анализа проделанной работы над проектом и ее защиты.
В настоящее время стал актуальным вопрос об интегративном подходе к преподаванию различных дисциплин в школе как основе для развития у обучающихся творческого мышления, креативного мышления, интегрального стиля мышления, познавательной деятельности обучающихся.
В. Н. Федорова считает, что «.межпредметные связи определяются как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе, интегрированное обучение подразумевает собой форму реализацию межпредметных связей»
Максимова В. Н. в дидактической теории межпредметных связей , выделяет три основные группы:
1) содержательно-информационные — по видам знаний (научные (фактические, понятийные, теоретические), философские, идеологические);
2) операционно-деятельные — по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные);
3) организационно-методические — по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе (по способу усвоения: репродуктивные, поисковые, творческие; по широте осуществления: внут-рицикловые, межцикловые; по хронологии реализации: преемственные, сопутствующие, перспективные; по способу установления: односторонние, двусторонние, многосторонние, прямые и обратные; по постоянству реализации: эпизодические, периодические, систематические; по форме реализации: поурочные, тематические, сквозные, комплексные).
На рисунке 1 представлена взаимосвязь экологии со школьными предметами.
Рассмотрим реализацию межпредметной интеграции при работе обучающихся над эколого-ориентированными проектами.
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
0
(Ч
ео
01 г
Рисунок 1. Взаимосвязь экологии со школьными предметами
Эколого - ориентированные проекты - это проекты наполненные экологическим содержанием.
1 .экология + литература + география + биология:
Описание русской природы в произведениях классиков М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, где отражено взаимодействие человека и природы.
В произведениях зарубежных писателей Ж. Верна, Д. Даррела, Р. Л. описываются путешествия по миру, изучение природных зон, растительный и животный мир,
2. экология + математика + география:
Решение экологических задач связанных с регионом проживания обучающихся, построение графиков и диаграмм, график хода температуры, роза ветров, расчет влажности воздуха.
3. экология + физическая культура + биология:
Формирование основ здорового образа жизни,
знание физиологических особенностей человека, экологии человека.
4. экология + химия:
Решение задач с химико-экологическим содержание.
5. экология + иностранный язык.
Разработка брошюр по экологическому краеведению на иностранном языке. Виртуальные экскурсии на иностранном языке
6. экология + краеведение.
Исследование экологических проблем своего края, мастер - классы по народным промыслам своего региона.
При подготовке к межпердметной проектной деятельности перед учителями - предметниками стоят следующие задачи:
1.сформулировать и предложить темы для проектной деятельности обучающихся;
2.выявить межпредметные связи в предполагаемых темах;
З.определить методические условия, при которых межпредметные проекты будут реализованы.
4. разработать план работы по взаимодействию учителей при работе школьников над межпредметным проектом.
Ниже описаны формы организации эколого -ориентированной проектной деятельности в МБОУ СОШ № 26 городского округа Мытищи, Московской области:
- Занятия в кружке «ЭКОПРО». Главной целью занятий является формирование экологической культуры обучающихся с использованием образовательной технологии межпредметного проекта;
- Неделя проектов. В течение недели обучающиеся работают над проектами. Каждый класс определяет свою тему проекта в зависимости от интересов обучающихся. Проекты могут быть индивидуальными, парными и групповыми. В конце недели на научно-практической конференции школьников проходит защита и оценка проектов.
- Эко-студия. В эко - студии обучающиеся работают над творческими проектами, например: написание сценария и работа над спектаклем «Хранимиры и мусорный монстр», поделки из природного материала и из вторичного сырья.
- Каждый год в школе проходит фестиваль «Экология начинается с тебя» В фестивале принимают обучающиеся с 1 по 11 класс. В рамках фестиваля проходят выступления экологических агитбригад, мастер - классы, виртуальные экскурсии, мини-спектакли, представляются результаты работы над эколого-ориентированными проектами.
Приведем примеры эколого-ориентированных межпредметных проектов, которые были реализованы в МБОУ СОШ № 26 для формирования экологической культуры школьников:
-«Будьте здоровы»
Предметная интеграция: экология - физическая культура - ОБЖ -технология.
Результаты проекта были представлены в виде: сайта о правильном питании, брошюры «Разговор о правильном питании», флешмоба, круглого стола на тему «Вредные привычки».
- «Эко-город»
Предметная интеграция: экология - общество-знание, информатика, математика, физика, география.
Обучающимися были разработаны и созданы макеты Эко -городов, эко -домов.
- «Особо охраняемые территории мира»
Предметная интеграция: экология - биология -
география - английский язык - информатика.
В рамках данного проекта была проведена конференция исследовательских проектов школьников на английском языке на тему «Особо Охраняемые Территории мира»
- «Гений места - Джеральд Даррелл»
Предметная интеграция: экология - биология -
география - английский язык - информатика - литература - история.
В ходе проекта обучающиеся познакомились с биографией и произведениями Джеральда Дар-релла - английским натуралистом, писателем, ос-
нователем Джерсийского зоопарка и Фонда охраны дикой природы.
В МБОУ СОШ № 26 было проведено педагогическое исследование целью которого являлась проверка эффективности применения технологии проектной деятельности в формировании экологической культуры школьников. В экспериментальной работе приняли участие 60 учащихся 7 классов.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- разработать критерии и уровни сформированное™ экологической культуры
- разработать и реализовать программу по эко-лого-ориентированной проектной деятельности «ЭКОПРО»
- выполнить с обучающимися ряд межпредметных образовательных проектов
- определить уровень экологической культуры школьников в динамике опытно-экспериментальной работы.
На этапе констатирующего эксперимента была проведена оценка уровня сформированности экологической культуры используя когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный критерии. Выделены высокий, средний, низкий уровни сформи-рованности экологической культуры по каждому критерию (таблица 1). Результаты констатирующего эксперимента показали, что семиклассники в основном имеют средний и низкий уровни экологической культуры.
Для изучения когнитивного компонента экологической культуры учащихся были использованы следующие методики: тесты, анкеты, «Незаконченные предложения «Отношение к природе и ее охране» (С.С. Кашлев, С.Н. Глазачев, 2000 г.).
Для изучения ценностно-смыслового компонента экологической культуры школьников использовались диагностические методики: «ЭЗОП» (В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо, 1999 г.), «Осознанные потребности» (С.С. Кашлев, С.Н. Глазачев, 2000).
Для изучения деятельностного компонента экологической культуры обучающихся была применена методика «Проективный тест» (С.С. Кашлев, С.Н. Глазачев, 2000 г.).
На формирующем этапе эксперимента была разработана программа по проектной деятельности «ЭКОПРО» и выполнен ряд межпредметных образовательных проектов.
По окончанию формирующего эксперимента осуществлялся мониторинг уровня сформиро-ванности компонентов экологической культуры обучающихся экспериментальной группы, который оценивался теми же средствами, которые использовались в начале формирующего эксперимента.
В таблице 2 представлены данные сформиро-ванности компонентов экологической культуры у обучающихся на начало и окончание формирующего педагогического эксперимента
На рисунках 2,3, 4 мы видим, что после реализации программы «ЭКОПРО» уровень экологической культуры обучающихся повысился.
Таблица 1
Критерии и уровни сформированности экологической культуры школьников.
Ценностно-смысловой
Компонент
Развитие системы ценностно -смысловых ори-ентаций по отношению к природе на эмоциональном уровне
Когнитивный
Деятельност-ный
Критерии
Сформирован-ность экологических знаний для осуществления эколого-
ориентированной проектной деятельности
Сформирован-ность умений и навыков для осуществления эколого-
ориентированной проектной деятельности и опыта их применения на практике
Уровень Показатели
Эмоционально положительное отношение к окружающей среде, высокая активная экологическая позиция, Высокая степень осознанности экокультурных ценностей. Высокая творческая активность в проектной деятельности. Высокий
Не достаточно развита система ценностных ориен-таций по отношению к природе. Не проявляется большая заинтересованность в участии эколого- ориентированной проектной деятельности. Средний
Отсутствие системы ценностных ориентаций по отношению к природе; отсутствие желания участвовать в эколого-ориентированной проектной деятельности. Низкий
Глубокие систематизированные знания об экологии, о глобальных мировых проблемах. Высокий
Частичные знания об экологии, о глобальных мировых проблемах. Средний
Отсутствие или слабый уровень экологических знаний. Низкий
Умения и навыки для осуществления эколого- ориентированной проектной деятельности сформированы в полном обьеме. Высокий
Умения и навыков для осуществления эколого- ориентированной проектной деятельности сформированы частично. Средний
Отсутствие умений и навыков для осуществления эколого- ориентированной проектной деятельности. Низкий
о о и и т
г
т
О
т э
т
й А
X £ т О
х
0
т О
01
и
А
ы о
и А
X X т
Таблица 2
0
(Ч
ео
01 Z
Компоненты эколо- Уровни Начало экспе- Окончание экс-
гической культуры римента, % перимента, %
Когнитивный высокий 19 22
средний 41 50
низкий 40 28
Ценностно- смыс- высокий 15 19
ловой средний 39 51
низкий 46 30
Деятельностный высокий 16 23
средний 36 50
низкий 48 26
Рисунок.2 Количественные показатели когнитивного компонента экологической культуры в динамике опытно-экспериментальной работы (в %).
Рис. 3 Количественные показатели ценностно- смыслового компонента экологической культуры в динамике опытно-экспериментальной работы (в %).
Рисунок 4. Количественные показатели деятельностного компонента экологической культуры в динамике опытно-экспериментальной работы (в %).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- в условиях реализации ФГОС ООО проблема формирования экологической культуры обучающихся имеет большое значение;
-эффективным творческим средством является проектная деятельность, обладающая большим образовательным потенциалом;
-разработанная программа внеурочной деятельности «ЭКОПРО» по эколого- ориентированному проектированию позволила увеличить число обучающихся занимающихся проектной деятельностью;
- реализация межпредметной интеграции и использование эколого - ориентирование проектной деятельности способствует формированию и повышению уровня экологической культуры школьников.
Литература
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н / Д ., 1996. - С. 460.
2. Евстафьева Н.С., Гришаева Ю. М., Борисова Е.А. Об актуальности реализации проектной деятельности в обучении географии (на уровне общего образования) / Материалы международной научно-практической конференции «География и экология: научное творчество, междисциплинар-ность, образовательные технологии». - М. - ИИУ МГОУ. - 2017. - С. 262-265.
3. Кашлев, С. С. Диагностика экологической культуры: пособие для учителей и воспитателей общеобраз. учреждений / С. С. Кашлев, С. Н. Гла-зачев. — Минск: Беларусь, 2003. — С. 122.
4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
5. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/15177(Дата обращения: 08.07.2019.)
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М .В.М оисеева,А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.
7. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897/ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55070507 (Дата обращения 10.07.2019).
8. Федорова В. Н. Межпредметные связи / В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшин. М.: Педагогика, 1972. -446 с.
Technology of project activity as a means of formation of ecological culture of schoolchildren Evstafieva N.S.
Moscow Region State University
The article deals with the process of formation of ecological culture using the technology of interdisciplinary educational project. The stages of work on interdisciplinary educational projects are defined. The forms of organization of ecological - oriented project activity are described. Examples of eco-oriented inter-subject educational projects in term and extracurricular activi-
ties are given. Components and levels of formation of ecological culture are allocated. The pedagogical research on formation of ecological culture of school students is presented. Keywords: Ecological culture, components of ecological culture, technology of project activity, intersubject integration, environmental - oriented projects. References
1. Deryabo S. D., Yasvin V. A. Environmental pedagogy and psy-
chology. - Rostov n / A., 1996 .-- S. 460.
2. Evstafieva N.S., Grishaeva Yu. M., Borisova E.A. On the rele-
vance of the implementation of project activities in teaching geography (at the level of general education) / Materials of the international scientific-practical conference "Geography and Ecology: Scientific Creativity, Interdisciplinarity, Educational Technologies". - M. - IIU MGOU. - 2017 .-- S. 262-265.
3. Kashlev, S. S. Diagnosis of environmental culture: a guide for
teachers and educators general education. institutions / S. S. Kashlev, S. N. Glazachev. - Minsk: Belarus, 2003 .-- S. 122.
4. Maksimova V. N. Interdisciplinary communication in the learning
process. - M .: Education, 1988 .-- 192 p.
5. The basics of state policy in the field of environmental develop-
ment of Russia for the period up to 2030 [Electronic resource]. Access mode: http://kremlin.ru/events/president/news/15177 (Date of treatment: 07/08/2019.)
6. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the
education system: textbook. allowance for students. higher textbook. institutions / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina, M.V.M. Oiseeva, A. E. Petrov; under the editorship of E.S. Polat. - 3rd ed., Rev. and add. - M.: Publishing Center "Academy", 2008. -272 p.
7. Federal State Educational Standard of Basic General Education
dated December 17, 2010 No. 1897 / - [Electronic resource] -Access mode: https://www.garant.ru/ products / ipo / prime / doc / 55070507 (Date appeals 10.07.2019).
8. Fedorova V. N. Interdisciplinary communications / V. N. Fedo-
rova, D. M. Kiryushin. M .: Pedagogy, 1972.- 446 p.
o
o
00
■o
m
S
m
X
X
o
m
n
m
b
A
O
S
£
m
O
X
O
m
O
Ol
■o
A
u
o
n
A
X
s
m
97