Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры студентов - будущих химиков в процессе экологически ориентированного обучения английскому языку'

Формирование экологической культуры студентов - будущих химиков в процессе экологически ориентированного обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошарская Екатерина Викторовна

Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры личности. Обоснованы возможности формирования экологической культуры студентов будущих химиков в процессе экологически ориентированного обучения английскому языку. Рассмотрена совокупность компонентов экологического сознания, включающего эстетическое отношение, экологические знания, экологические нормы, экологические ценности, обеспечивающие развитие экологической деятельности. Раскрыта структура экологической культуры студентов -будущих химиков, обусловленная спецификой их деятельности и задачами формирования профессиональной культуры. Подчеркивается, что формирование экологической культуры может реализовываться в процессе обучения английскому языку путем использования экологически ориентированного учебного материала, который вводится приемами и методами, приближающими учебный процесс к будущей профессиональной деятельности или имитирующими ее. Расширены научные представления о содержательных аспектах педагогической деятельности преподавателей английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры студентов - будущих химиков в процессе экологически ориентированного обучения английскому языку»

УДК 378.1

Кошарская Екатерина Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Самарский государственный университет, luiba@mail.ru, Самара

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ХИМИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры личности. Обоснованы возможности формирования экологической культуры студентов - будущих химиков в процессе экологически ориентированного обучения английскому языку. Рассмотрена совокупность компонентов экологического сознания, включающего эстетическое отношение, экологические знания, экологические нормы, экологические ценности, обеспечивающие развитие экологической деятельности. Раскрыта структура экологической культуры студентов -будущих химиков, обусловленная спецификой их деятельности и задачами формирования профессиональной культуры. Подчеркивается, что формирование экологической культуры может реализовываться в процессе обучения английскому языку путем использования экологически ориентированного учебного материала, который вводится приемами и методами, приближающими учебный процесс к будущей профессиональной деятельности или имитирующими ее. Расширены научные представления о содержательных аспектах педагогической деятельности преподавателей английского языка.

Ключевые слова: формирование экологической культуры, профессиональная культура, экологически ориентированное обучение, экологическое знание, экологическая деятельность.

Стремление современной цивилизации к бескризисному существованию в экологически благоприятных условиях является в настоящее время очевидной тенденцией и актуализирует проблему защиты окружающей среды. Сохранение биосферы является необходимым фактором выживания человечества, и экология сегодня становится комплексной междисциплинарной наукой, интегрирующей результаты нескольких учебных дисциплин и определяющей поведение человека по отношению к окружающей действительности. Современное образование должно отвечать социальным потребностям общества, в связи с этим одной из задач профессионального образования становится формирование личности с высоким уровнем экологической культуры.

Большое значение для научного анализа проблемы формирования экологической культуры личности имеют исследования С. Н. Глазачева, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачева, Н. Б. Никоноровой, В. А. Сласте-нина. Психологические вопросы личностного отношения к природе рассматривали С. Д. Дерябо, Б. Ф. Ломов, В. А. Ясвин. Теоретические основы экологического образования изучались В. Б. Калининой, Н. М. Мамедовым, В. С. Шиловой. Осмыс-

лению проблем формирования экологической культуры студентов свои исследования посвятили А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс, Г. Л. Рытов, В. С. Степин, А. Д. Урсул.

В результате анализа современных работ, посвященных экологическому образованию выпускников вузов, можно констатировать низкий уровень их экологической культуры, который выражается в недостаточном запасе экологических знаний, несформиро-ванности системы ценностных отношений к окружающей среде.

Неоспоримым является тот факт, что значимым компонентом профессиональной культуры студента, представляющей собой определенную совокупность общих и профессиональных знаний, умений, навыков, качеств, чувств, ценностных ориентаций, выступает экологическая культура. Современный процесс обучения направлен не только на профессиональное, но и нравственное, эстетическое и общекультурное развитие личности будущего специалиста. По мнению ряда ведущих экологов и педагогов, именно экологическая составляющая является в настоящее время основополагающей в формировании духовной культуры населения [1-4].

Изучение процесса формирования экологической культуры личности невозможно без четкого определения понятия «экологическая культура». Ученые свидетельствуют, что понятие «экологический» постепенно меняет свой чисто биологический смысл, наполняясь всей палитрой отношений человека к природным и социальным условиям окружающей его среды [2].

Процесс образования, становления человеческой личности происходит на протяжении всей жизни в ходе индивидуально-личностного диалога с миром окружающей человека культуры. Экологическая культура, на наш взгляд, является средством формирования личности, которое дает человеку возможность обрести опыт рационального взаимодействия с природной и социальной действительностью. В концепции воспитания, разработанной Б. Т. Лихачевым, экологическая культура понимается как «новообразование в личности, которое рождается и формируется под воздействием мотиваци-онной, интеллектуальной и эмоциональной сфер жизнедеятельности и воплощается в стиле взаимоотношений с окружающей природной и социальной средой» [6. с. 12].

Под термином «экологическая культура» Г. Л. Рытов понимает неразрывное единство трех компонентов: экологических знаний; экологических ценностей в соответствии с этими знаниями; экологических действий в соответствии с этими ценностями [8]. Многие исследователи, настаивая на трехкомпо-нентной структуре экологической культуры, включают систему экологических знаний в ее содержательный компонент. Мотива-ционный компонент, по мнению Н. С. Кар-ташовой, Е. А. Шульгина, Р. В. Романенко, является частью экологической культуры. В него входят гуманистические качества, убеждения в необходимости природоохранительного отношения к окружающей среде [4].

Тождественным по своей сути является мнение исследователей М. Ю. Бокарева и Н. А. Ямщиковой, которые весомое место в структуре экологической культуры отводят психическим свойствам личности, обеспечивающим качественный уровень любой экологической деятельности: увлеченность, интерес, потребность, убеждения, идеалы [12]. Для нашего исследования важно понимание потребности, возникающей на основе

эстетического восприятия законов окружающего мира. Формирование в человеке социально-значимого эстетического отношения к природе способствует морально-эстетическому совершенствованию человека.

Таким образом, необходимо рассмотреть еще один сущностный структурный компонент, участвующий в процессе формирования экологической культуры личности, которым является эстетическое отношение. Большинство учёных связывают его с эмоционально-образным постижением действительности, определяющим способ чувственного познания мира. Исследователи отмечают, что уровень эстетического отношения напрямую зависит от уровня развития эстетического восприятия, которое можно охарактеризовать как первый этап общения с красотой действительности [3].

Большинство современных учёных, среди которых С. В. Аниськин, А. Г. Бусыгин, И. П. Сафронов, выделяют в качестве основного элемента экологической культуры экологическое сознание.

Экологические знания, опыт, мотивы, ценности, нормы поведения, разнообразные проявления эмоционального восприятия окружающей действительности усваиваются человеком в процессе его формирования и становятся достоянием его экологического сознания. Экологическое сознание - это определенная совокупность знаний и убеждений, отражающих характер взаимодействия общества с природой и определяющих регуляцию и контроль функционирования ее составных элементов, в соответствии с природными и социальными возможностями. Экологическое сознание является основой всей экологической культуры человека и объединяет в себе несколько компонентов: нравственный, эстетический, научный и природоохранительный.

Значимой составляющей экологического сознания является экологическое знание, которое выделяется рядом ученых в качестве доминирующего элемента экологической культуры (Г. Л. Рытов, Н. А. Ямщикова).

Исследователи солидарны во мнении, что экологическая культура каждой личности неповторима и индивидуальна, зависит от ее интеллектуального и эмоционального развития.

В результате анализа литратурных источников можно сделать вывод, что эколо-

гическая культура личности имеет сложную структуру.

Мы считаем, что экологическая культура подразумевает не только доводы рассудка и эмоционально-чувственные переживания, нравственную ответственность за сохранение природы, но и вытекающие из навыков рационального мышления и эмоционально-ценностных переживаний способы экологического взаимодействия с природой. В связи с этим рассмотрим понятие «экологическая деятельность». Экологическая деятельность предполагает не только осведомленность в области существующих экологических проблем, но и включение в процесс их активного решения, что является реализацией приобретенных экологических знаний. Экологическую деятельность можно отождествить с активностью личности, зависящей от ее эмоционально-ценностных потребностей, которая направляется экологическим сознанием в сторону гуманного преобразования окружающей действительности.

Учитывая вышеизложенное, попробуем сформулировать собственное определение экологической культуры личности. Под экологической культурой мы понимаем рациональное использование личностью совокупности компонентов ее экологического сознания, которое включает в себя эстетическое отношение, экологические знания, экологические нормы, экологические ценности, позволяющие осуществлять экологическую деятельность.

Так, каждый из выделенных выше компонентов экологической культуры объединяет в себе все остальные и направляет совокупность созерцательной составляющей в определённое русло деятельностной активности личности. Формирование экологической культуры личности - сложный, многогранный процесс. Он состоит не только в понимании правил и норм поведения, но и в утверждении во всем образе мышления социально-нравственных ценностей, обеспечивающих сохранность и экологическую безопасность окружающей среды [5].

Профессиональная культура химика - это совокупность естественнонаучных знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, которые, проявляясь в различных видах деятельности, позволяют эффективно решать профессиональные задачи. Одним из глав-

ных показателей профессиональной культуры химика является экологическая культура, которая представляет собой не только сфор-мированность экологических знаний, но и включает в себя эстетическое отношение и понимание будущими специалистами необходимости создания и внедрения комплекса различного рода технических средств, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, охрану здоровья человека. Химик, в первую очередь, должен стать экологом, так как его экологическая деятельность предполагает знание последствий химических процессов как для человека, так и для окружающей среды.

Приобретенные знания о способах природоохранительной деятельности на основе изученного и собственного опыта способствуют развитию профессиональных и личностно-значимых качеств у студентов в аспекте осмысления широкого спектра глобальных социальных и экологических проблем и последующего применения в экологической деятельности. Формирование экологической культуры студентов - будущих химиков не может быть достигнуто только изучением профильных дисциплин. Формирование экологической культуры -глобальная междисциплинарная образовательная цель. Одна из стратегических задач современного экологического образования заключается в проникновении экологических идей, понятий, принципов в другие дисциплины. Данный процесс способствует подготовке экологически грамотных специалистов самого различного профиля.

Проблема экологически ориентированного обучения тщательно разработана в исследовании В. М. Назаренко. Автор предлагает последовательную экологизацию вузовских учебных дисциплин. Этот процесс охватывает как учебную, так и внеучебную деятельность студентов, базируется на принципах целостности и единства всех этапов обучения в вузе, а также на формировании межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин. Информация по проблемам окружающей среды вводится во все основные учебные курсы с учетом особенностей каждого отдельного предмета [7]. Мы рассматриваем экологизацию содержания профессионального образования как процесс включения в содержание обучения эколо-

гических знаний путем насыщения всех образовательных дисциплин экологическими аспектами. В настоящее время осуществление экологизации образования требует решения таких проблем, как определение функции каждого предмета в общем процессе формирования экологической культуры, выделение межпредметных связей и обеспечение обобщения междисциплинарных подходов.

В рамках данного исследования существенное значение имеет взаимодействие интеллектуального и эмоционального начал в деятельности студентов по изучению и улучшению окружающей природной среды. Формирование экологической культуры личности в условиях педагогического процесса происходит при условии единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с их чувственным восприятием, пробуждающим эстетическое отношение. Идея межпредметной корреляции глубоко обоснована в психолого-педагогических исследованиях. К. Д. Ушинский считал необходимым, чтобы знания, идеи сообщались различными науками, органически выстраивались «в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» [11, с. 155].

Важным условием эффективности экологического образования, по мнению Г. Б. Барышниковой, И. Д. Зверева, Н. В. Ульяновой, являются межпредметные связи [1; 10]. Значительная роль должна отводиться межпредметной интеграции в экологическом образовании и в вузе. Межпредметные взаимодействия отражают межнаучные области знаний и обеспечивают целостность всей структуры содержания образования в его главных циклах учебных предметов: естественнонаучном, общественно-историческом и гуманитарно-эстетическом. Межпредметная корреляция в системе экологического образования предполагает согласование содержания и путей раскрытия законов, принципов и способов функционирования биосферы, которые изучаются во всех науках о природе, обществе, мышлении. При помощи определенным образом организованной информации, поступающей из смежных дисциплин, может быть выделено новое экологическое знание, получение которого посредством одного

предмета невозможно.

Создавая свою теоретическую модель экологически ориентированного обучения, мы предлагаем взять за основу концепцию многопредметной модели, которая подразумевает максимальную экологизацию содержания учебных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, так как современный аспект научного знания характеризуется взаимодействием науки и искусства. Одной из главных сторон концепции непрерывного экологического образования становится его гуманизация. Она требует серьезной перестройки всего его содержания на базе соединения философского и экологического подходов, так как взаимосвязь человека с природой характеризуется ценностными ориентирами и обеспечивает гуманное отношение к природе. Гуманизация экологического образования служит преодолению технократического мышления. Для решения такой задачи не обойтись без обращения к таким наукам, как социология и история мировой культуры, где веками накапливался, вырабатывался, создавался духовно-нравственный фундамент человеческого природопользования.

Изучение философии в вузах открывает большие возможности для формирования экологического мышления. В отношении экологических аспектов философии как науки очевидна необходимость обсуждения на занятиях вопросов о причинах и сущности экологической проблемы, о международных движениях в защиту окружающей среды, выявления подходов к решению экологической проблемы, предлагаемых в русле разных философских традиций.

Нами была предложена модель, ориентированная на формирование экологической культуры студентов - будущих химиков в процессе их обучения английскому языку. Мы согласны с точкой зрения, что «значительные возможности в плане формирования экологической культуры личности заложены в общепланетарности экологических проблем, которые создают почву для общения на иностранном языке, способствуя его использованию в качестве посредника для достижения взаимопонимания с зарубежными коллегами» [Цит. по: 9, с. 182]. Формирование экологической культуры происходит путем использования экологически ориен-

тированного учебного материала, который вводится приемами и методами, приближающими процесс обучения английскому языку к будущей профессиональной деятельности студентов или имитирующими ее.

Изучение теоретических положений и собственных педагогических наблюдений позволило разработать проект методических рекомендаций, предоставляющих студентам возможность освоить экологические знания и накопить эстетические ценности в процессе обучения английскому языку. Такое овладение будущими специалистами экологической составляющей содержания образования будет способствовать формированию разносторонне развитой личности, подготовленной к дальнейшему решению экологических проблем.

Библиографический список

1. Барышникова Г. Б. Современные проблемы воспитания экологической культуры студентов -будущих учителей начальных классов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 3. -С. 114-117.

2. Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогумани-тарной парадигмы. - М.: Современный писатель, 1998. - 432 с.

3. Горячев М. Д., Кошарская Е. В. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе обучения английскому языку: монография. - Самара: Самарский университет, 2008. - 152 с.

4. Карташова Н. С. Экологическая культура в структуре профессионально-педагогической подготовки учителя экологии // Известия

Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2006. - № 17. -Т. 7. - С. 19-23.

5. Кошарская Е. В. Средства формирования экологической культуры студентов естественнонаучных специальностей // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - № 2 (4). -С. 815-820.

6 Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по курсу для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

7. Назаренко В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1994. - 214 с.

8. Рытов Г. Л. Экологическая проблематика профессионального образования // Проблемы и перспективы профессиональной педагогики: Труды конференции. - Самара: Самарский университет, 2008. - С. 262-270.

9. Суханова И. Ю. Видеофильм как вспомогательное средство развития экологической культуры студентов нефтетехнологического факультета // Вестник СамГТУ. Серия Психолого-педагогические науки. - Самара: Изд-во СамГТУ, 2014. - № 3 (23). - С. 181-190.

10. Ульянова Н. В. Формирование экологической культуры школьников на основе интеграции предметных знаний // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 9. - С. 265-271.

11. Ушинский К. Д. Воспитание человека: Избранное / Сост. С. Ф. Егорова. - М.: Карапуз, 2000. - 256 с.

12. Ямщикова Н. А. Формирование экологической культуры у школьников в процессе обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2009. - 26 с.

Kosharskaya Ekaterina Victorovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Foreign Language Department at Samara State University, luiba@mail.ru, Samara

FORMING AN ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS -

FUTURE CHEMISTS IN THE PROCESS OF ECOLOGICALLY-ORIENTED TEACHING OF ENGLISH

Abstract. The article is devoted to the subject of forming an ecological culture of personality. The goal of the present investigation is to determine an opportunity of creating an ecological culture of students - future chemists in the process of ecologically-oriented teaching of English. This research defines the ecological culture of personality as a number of components of an ecological outlook, including the aesthetic perspective, ecological knowledge, ecological norms, ecological values, which enable the development of ecological activity. The structure of ecological culture of students - future chemists is dependent upon the specifics of their activity and the goals of the formation of

_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_

a professional culture. The formation of ecological culture is a global, multi-disciplinary educational goal that should be pursued in every subject area making it ecologically oriented. Practical analysis has revealed sufficient educational potential in humanitarian sciences for comprehensive personality development as well as significant possibilities to create ecological student culture. The creation of ecological culture is implemented in the English-language instruction content by using ecologically oriented course materials which are introduced by methods allowing the learning process to resemble and imitate future professional activity. The conclusions made in the course of this investigation will broaden scientific ideas on the content aspects of pedagogical activity of instructors teaching English. In order to ensure that the initial suppositions are well founded a variety of pertinent complimentary methods were used: an analysis of related literary works and methods of comparison and direct and indirect observation.

Keywords: forming an ecological culture, professional culture, ecologically oriented teaching, ecological knowledge, ecological activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.