Научная статья на тему 'Проектная деятельность как система становления экологической культуры школьников'

Проектная деятельность как система становления экологической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2159
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованова Елена Николаевна

В настоящее время в сфере образования актуальны задачи проектирования. Проектирование является частью профессиональной деятельности учителей школ нового типа. Под проектированием в педагогике понимается деятельность, направленная на построение более совершенной системы взаимодействующих компонентов образовательного процесса в новых условиях. В данной статье рассматриваются возможности организации системы проектно-исследовательской деятельности для становления экологической культуры школьников в условиях общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голованова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как система становления экологической культуры школьников»

ментальной работы мы рассматриваем в качестве доказательства того, что результаты исследования получаются не случайными, а закономерными.

Библиографический список

1. Матросов, В. Л. Проектирование содержания высшего педагогического образования: Гуманистическая парадигма [Текст] / В. Л. Матросов, В. А. Сластенин // Изв. РАО — 1999. - С, 22-29.

УДК 378.01

Е. Н. Голованова

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Модернизация российской школы предусматривает повышение качества образования учащихся, в том числе по такой его важнейшей составляющей, как экологическая образованность. Именно эта составляющая является основой экологической культуры выпускников средней школы, от которой, в свою очередь, зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровья людей, будущее нашей планеты.

Уровень экологической культуры - один из критериев цивилизованного общества, своего рода показатель того, насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков. Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно - инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы взялся. А активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможности для совершенствования.

Определенная организация и содержание образовательного процесса в школе может позволить осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем интеграции в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологических проблем, или через создание специальных учебных предметов.

Одним из важных направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т. е. разработка и внедрение таких методов

обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества, В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны уметь на основе установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

По словам В. Ф. Шаталова, сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания; создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучить. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная проектно-исследовательская деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Творческая атмосфера, свобода от шаблона способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностные отношения.

Проектная деятельность способствует активному вовлечению учащихся и педагогов в процесс экологического просвещения и стимулирует комплексный подход в решении экологических задач. Все это уже происходит на сознательном уровне.

Деятельность по становлению и развитию экологической культуры в школе осуществляется по следующим, направлениям:

1. Экологическая пропаганда - разработка лозунгов, плакатов, значков, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы.

2. Экологическое просвещение—разработка мероприятий, способствующих распространению знаний о природе и необходимости ее охраны.

3. Экологическое образование - создание буклетов, информационных материалов, способствующих обеспечению школьников и население города систематическими знаниями об окружающей среде.

4. Эколого-художественная деятельность - разработка и постановка сценариев литературно-музыкальных композиций, способных на эмоциональном уровне вызвать потребность к сохранению окружающей среды, Этому направлению уделяется большое значение, потому что пока человек сердцем не прочувствует необходимости в охране окружающей его природе, никакие законы, лозунги, система штрафов не заставят его это делать. Беречь и охранять родную природу можно только согласно своим внутренним убеждениям.

Экологически ориентированный учебно-воспитательный процесс обеспечивает учащимся систему знаний, формирование и развитие необходимых умений и навыков. Особенностью всех занятий является то, что в основном

они проходят в виде эвристических бесед, внеклассных мероприятий, во время которых происходит обмен текущей экологической информацией, обсуждаются экологические проблемы, связанные с соответствующими темами в рамках учебных предметов. Многие занятия проводятся в форме различных игр, в ходе которых учащиеся творчески используют изученный материал и в процессе выполнения игровых ролей достаточно быстро нарабатывают различные умения и навыки.

Администрация школы, выступив инициатором включения метода проектов в учебный процесс, оказала всяческую поддержку педагогам, развивающим этот вид учебной деятельности. Были найдены пути решения проблемы необходимого количества часов на осуществление задуманного. Современные механизмы хозяйствования и управления позволили разработать систему материального стимулирования и морального поощрения педагогов. Ряд педагогических советов и заседаний школьных методических объединений были направлены на то, чтобы изменить позиции и взгляды участников педагогического процесса на образовательные цели и задачи. Не вызывает сомнения, что без осознания и признания новой философии обучения, использование метода проектов не принесло бы ожидаемых результатов.

Вовлечение учащихся и педагогов в исследовательскую деятельность таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью, - процесс длительный и сложный. Ее можно разделить на три составляющих:

1. Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках. Для этого необходимо, чтобы все педагоги школы овладели сами проектно-исследовательским методом обучения. Это может быть и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Учеными уже давно доказана применимость исследовательского метода обучения на любом материале и в любом школьном возрасте. На уроках могут использоваться различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, решение проблемного вопроса, моделирование эксперимента, дискуссии. Учебные исследования выполняются не только в ходе подготовки домашнего задания, но и при проведении наблюдений, постановки опытов, проблемного анализа текста, подготовки вопросов для дискуссии, разработки анкет, выполнения других творческих работ (написания сценариев агитбригад и экологических сказок).

2. Система дополнительного образования в кружках и факультативах, где происходит знакомство с историей науки, методикой проведения исследований, выполняются различные виды проектно-исследовательских работ, значительно расширяющих или интегрирующих различные предметные плоскости.

3. Организация профильного лагеря. Проектная деятельность продолжается и в рамках пятой летней четверти на базе пришкольного детского оздоровительного лагеря «БЭМС (быстрые, экологичные, милые, смелые)».

4. Научно-исследовательская деятельность в рамках научного общества обучающихся (далее НОУ). Деятельность НОУ регламентирована нормативными документами: Положением о НОУ, Требованиями к оформлению работ учащихся, Критериями оценки исследовательских работ. Члены НОУ могут избирать индивидуальную форму работы или объединиться в творческие группы.

Научное общество учащихся «Росток», где школьники под руководством педагогов занимаются экологическим проектированием, исследовательской деятельностью, демонстрируют результаты своей деятельности на школьных, городских и республиканских научно-практических конференциях занимает, значимое место в становлении экологической культуры.

Одним из главных результатов работы НОУ считается создание атмосферы научного поиска, формирование у юных исследователей нравственных ценностей учащиеся. Старшеклассники, уже имеющие исследовательский опыт, активно выступают в начальном и среднем звене с сообщениями о своей работе, демонстрируют опыты, коллекции, видеофильмы.

Формирование экологического сознания нуждается в поиске яркой, интересной, легко запоминающейся формы:

- разработка проекта создания экологической тропы в городском парке и вызвала интерес и оказалась востребованной всеми педагогами начальной школы и работниками городского парка.

- проект «Городские пруды» позволил привлечь внимание городской общественности к проблеме состояния прудов, входящих в территорию города. Образовательной целью проекта «Городские пруды» для каждого из участников является экологическое воспитание школьников, основанное на традициях неразрушающего природопользования, бытовавших ранее. Конкретной эколого-образовательной задачей этого проекта является выявление и паспортизация (в виде оформленных письменных работ, выполненных школьниками) материала о прудах города Шумерли.

- проектирование природоохранной деятельности в семьи позволило сделать ежегодным конкурс «Экологичная семья».

- очистка и паспортизация родников в окрестностях города вылилась в ежегодную акцию «Живи, родник».

- стала традиционной защита экологических проектов «ЭОЭ!» в рамках ежегодного школьного фестиваля «Экология. Творчество. Дети»

- конкурс публикаций на экологическую тематику с последующей публикацией в школьной и местной печати «Зеленое перо» (для журналистов») объединил не только педагогов и школьников, но и родителей.

- проектирование экологических туров по особо охраняемым территориям своей местности “Страна заповедная” пользуется особой популярностью на уроках географии в преддверии летних каникул.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость. Участвуя в экологическом проектировании, школьники вырабатывают навыки бережного отношения к природе, активно включаются в систему общественных отношений, овладевают природоохранным и социальным опытом, реализуют его на практике. Позитивной чертой технологии экологического проекта является его органичное включение в образовательно-воспитательную деятельность школы, так как вокруг его реализации объединяются администрация школы, педагоги, учащиеся, общественность.

Очень важно для школьников правильно организовать оценивание их деятельности. Оценивание происходит как на уровне научного руководителя, экспертного жюри, так на уровне самооценки. Эта система отличается от ранее существовавшей практики единоличного оценивания успехов школьников только одним учителем.

Для оценки уровня экологической культуры используется результаты школьного мониторинга. Главное назначение мониторинга - обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ход реализации образовательной программы с целью повышения качества ее результатов. Ключевыми задачами при организации мониторинга в данном случае являются: определение критериев качества программы по становлению экологической культуры обучающихся; отбор средств диагностики достижения ожидаемых результатов; установление уровня соответствия реальной подготовки школьников принятой идеальной модели. Система показателей мониторинга включает следующие группы:

- обученность учащихся по экологическим предметам;

- сформированность экологических умений и навыков;

- полнота реализации программы «Зеленая школа».

Мониторинг сориентирован на все ступени школьного обучения и предусматривает различные источники и способы получения информации (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся, анкетные опросы участников образовательного процесса, внутришкольная отчетность). Было замечено, что учащиеся испытывали наибольшее удовлетворение в том случае, если сами определяли для себя проектное поле деятельности. Координаторами школьного проекта «Зеленая школа» введен Индекс удовлетво-

рениости экологической деятельностью, который измеряется как самооценкой, так и оцениванием деятельности школьника руководителем проекта. Индекс удовлетворенности в такой деятельности был достаточно высок: равнялся 0,50. Интеллектуальный рост учащихся, рост их проектно-исследовательской компетентности, приобретение черт экологической личности, а главное - высокая эффективность игр - привели в последующем к повышению индекса удовлетворенности - он возрос до 0,79. Данный факт позволил констатировать эффективность данного метода для оптимизации процесса формирования экологической культуры школьников.

Проектно-исследовательская деятельность способствует в первую очередь повышению уровня осознания экологических проблем современности, теоретических основ охраны природы, организации охраны природы в городе и его окрестностях. Происходит повышение интереса к экологическим проблемам, к социально-экологической активности подростков. Интенсивно формируются умения: подготовить научно-исследовательскую работу, оформить реферат, отчет, тезисы для своего выступления, дать экологическую оценку динамики состояния окружающей среды, публично выступить, убедительно излагать факты при проведении природоохранных мероприятий. При этом повышается социально-экологической активность. Подростки на высоком уровне начинают осознанно соблюдать правила поведения в природе, окружающей среде, что способствует повышению уровня экологического самоконтроля личности.

Анализ проведенной в школе работы позволил сделать выводы:

1. Педагогический эксперимент по внедрению проектно-исследовательской деятельности, проводимый в нашей школе, подтвердил наше предположение о том, что формирование экологической культуры школьников идет более успешно, если они являются активными участниками проектноисследовательской, агитационно-пропагандистской деятельности.

2. Для эффективного влияния на процесс формирования экологической культуры необходимо не только знать интересы и настроения учащихся, их состояние здоровья, планировать и прогнозировать меры, формы и средства воздействия на формирование их экологического сознания, но и иметь системные критерии и показатели для оценки эффективности экологического образования.

Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным компонентом в организации самостоятельной работы учеников.

Работа по проектному методу учит определять приоритеты, работать в жестком графике, преодолевать трудности, анализировать слабые и сильные

стороны, распределять ресурсы, обязанности и ответственность, использовать утвержденные правила и процедуры, сотрудничать с членами рабочей группы, достигать максимальной эффективности в реализации целей и задач в соответствии с графиком, в рамках утвержденного бюджета.

Благодаря постоянному творческому поиску педагогов, внедрению новейших технологий, СОШ № 3 г. Шумерля в своей деятельности добилась хороших результатов, среди которых победы на предметных олимпиадах и научно-практических конференциях различных уровней. На протяжении четырех лет школа становилась победителем городского конкурса учреждений образования по благоустройству школы и прилегающей к ней территории, в 2006 - призером, а в 2008 г. победителем Республиканского конкурса по благоустройству школьного двора и прилегающей к ней территории. В 2006 году школа выиграла Грант Министерства экологии и природопользования Чувашской Республики. Опыт школы по формированию экологической культуры был обобщен в виде методического сборника «В гармонии с природой», куда вошли разработки уроков, внеклассных мероприятий и образовательные проекты, направленные на формирование экологической культуры школьников.

В заключении хотелось бы выделить ряд наиболее типичных ошибок, которых следует избегать при использовании метода проектов в процессе формирования экологической культуры обучающихся:

— нельзя допускать упрощенного понимания экологического проектирования, как некоего алг оритма, точно соблюдая этапы которого можно автоматически достичь поставленных целей;

— нужно помнить, что выполнение учащимися проектов, формально построенных только на компонентах проектной деятельности, не создает у них мотивации к учению, бережному отношению к окружающей природе, не способствует развитию умений самообразования и саморазвития;

— нельзя допускать формальной организации проектной деятельности школьников, когда они создают проекты по аналогии с уже имеющимися. В этом случае не развиваются их проектные умения и творческие способности, у них стимулируется негативное отношение к выполнению проектов как к дополнительной, ненужной работе.

Библиографический список

1. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология. [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Левин. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - 480 с.

2. Дереклеева, Н. И, Научно-исследовательская работа в школе. [Текст] / Н. И, Дереклеева. — М.: 6 вербум-М, 2001. - 48 с .

3. Ясвин, В. А. Практикум по психоэкологической диагностике экологического сознания. [Текст] / В. А. Ясвин. - М.: 2004. - 32 с.

______________________НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ..._______________________

4. Левин, В. А Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе. [Текст] / В. А. Левин. - Эколого-просветительский центр» Заповедники»; - М.: 1998. - 40 с.

5. Левин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. [Текст] / В. А, Левин. - М.: Смысл,2001. - 365 с.

УДК 37.031.2

Ю. В. Ермолаев

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня развитие передовых технологий в области производства и информатизации, сложные, а иногда глобальные социальные и культурные изменения в жизни общества, процессы глобализации, интеграции, рост конкуренции - эти и другие факторы подводят общество к необходимости обратить внимание на категорию “знание”. Знание всё более признаётся одним из основных факторов развития общества в целом и отдельно взятой организации в частности в условиях становления информационного общества и формирования инновационной экономики, происходящих на фоне сложных миграционных и интеграционных процессов.

Эпоха постиндустриализма со свойственным ей акцентом на разнообразие, с одной стороны, и признанием необходимости управления процессами, породившими новую отрасль в менеджменте организации - менеджмент знаний, - с другой, ставит очередной круг вопросов по отношению к категории “знание”. Одним из ключевых понятий знания является компетенция. Е. Игнатьева полагает, что “компетенция больше, чем чистое знание, потому что она системна, совмещает в себе, как правило, многоаспектные знания, пересекающиеся в конкретной области; компетенция уже личностна, потому что возникает исключительно при наличии внутренней мотивации. Компетентность - высшая степень владения знанием или проявления знания “ [8, с. 36]. Как мы видим понятия компетентность и качества образования тесно связаны. Сегодня категория “качество” прочно вошла и в область образования, и в арсенал педагогических понятий с обобщённой смысловой нагрузкой как совокупность определённых свойств, характеризующих сущность объекта и отличие его от других. Качество образования - синтетическая категория, отражающая все компоненты и аспекты развития образования как системы. Авторы при решении задачи выявления критериев, определяющих состояние качества образования, предлагают в зависимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.