Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности одарённых школьников как ключевое средство их интеллектуального развития'

Организация исследовательской деятельности одарённых школьников как ключевое средство их интеллектуального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1923
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТАЛАНТЛИВОСТЬ / GIFTEDNESS / RESEARCH / INTELLECTUAL ABILITY / CREATIVE THINKING / TALENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинова Резида Ахатовна, Фахрутдинов Рифат Рифович

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей, формирование исследовательских навыков. В рамках организации жизнедеятельности школы авторы работы выделяют проектную деятельность, проектно-исследовательскую деятельность и исследовательскую деятельность одаренных учащихся и раскрывают их содержание. Особую ценность представляют требования к структурным компонентам исследования и критерии его оценки. В качестве интегрирующего компонента системы оценки выделяется мониторинг качества формирования культуры исследовательской деятельности учащихся. Он основывается на количественном и качественном анализе, позволяющем представить результаты исследовательской деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фахрутдинова Резида Ахатовна, Фахрутдинов Рифат Рифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES FOR GIFTED STUDENTS AS A KEY TOOL FOR THEIR INTELLECTUAL DEVELOPMENT

This article discusses psychological and pedagogical conditions for identifying and revealing intellectual giftedness in students. It explores technologies, forms, and methods of organization of students’ research activities, as well as the development of their intellectual, creative abilities, and research skills. Among school activities, the authors define project making, project-research work, and research work for gifted students, and reveal their content. The authors focus on the requirements for structural components of the research and the criteria for its evaluation. Monitoring the quality of students’ research activities is seen as an integrating component of the evaluation system. It is based on a quantitative and qualitative analysis, which makes it possible to present the results of students’ research.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности одарённых школьников как ключевое средство их интеллектуального развития»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №3(37)

УДК 037

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КЛЮЧЕВОЕ СРЕДСТВО ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

© Р.А.Фахрутдинова, Р.Р.Фахрутдинов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей, формирование исследовательских навыков. В рамках организации жизнедеятельности школы авторы работы выделяют проектную деятельность, проектно-исследовательскую деятельность и исследовательскую деятельность одаренных учащихся и раскрывают их содержание. Особую ценность представляют требования к структурным компонентам исследования и критерии его оценки. В качестве интегрирующего компонента системы оценки выделяется мониторинг качества формирования культуры исследовательской деятельности учащихся. Он основывается на количественном и качественном анализе, позволяющем представить результаты исследовательской деятельности школьников.

Ключевые слова: одаренность, исследовательская деятельность, интеллектуальные способности, творческое мышление, талантливость.

Интеллектуальное развитие одаренных детей выступает как одна из ключевых проблем в условиях современности. Это напрямую связано с изменившимися условиями, которые требуют создания целостной системы поддержки одаренных детей, что изменило подходы к их обучению. Основное противоречие заключается в том, что деньги на поддержку одаренных детей выделяются достаточные, но распространяются в реальности только на 3-5% детей всей страны. При этом большая их часть просто тратится на поиск природных гениев в той или иной сфере, тогда как формирование детской одаренности на основе приобщения школьников к научно-исследовательской деятельности остается вне поля зрения школы.

Для решения данной проблемы необходимо изменить приоритеты массовой школы, особенно в условиях внедрения новых ФГОС. При этом эта работа должна вестись по нескольким направлениям, задействовав нормативно-правовые, экономические, организационные и психолого-педагогические механизмы.

Рассматривая множественный ряд основных понятий исследования, необходимо выделить следующие определения: «одаренность» - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1]. В данном определении одаренность рассматривается через призму творческой инициативы школьника, направленной на создание собственного продукта образовательной деятельности.

Главной целью школьного образования выступает обеспечение условий для выявления и развития детской одаренности. При этом можно представить следующие социально-педагогические условия реализации данной идеи: равные возможности для развития школьников; профессиональная культура учителей во взаимодействии с данной категорией детей; реализация педагогики радости и успеха в рамках образовательно-воспитательной деятельности; индивидуализация обучения; формирование культуры исследовательской деятельности учащихся; психологическое сопровождение одаренных детей; взаимодействие семьи, школы и микросреды. Следовательно, в качестве определяющих характеристик одарённости школьников можно отметить следующие: общие способности, обуславливающие широту возможностей личности, совокупность природных характеристик и степень их выраженности; талантливость, проявление задатков в определенной деятельности.

При этом «наиболее адекватной формой развития одаренности в системе общего образования является включение обучаемого в исследовательскую деятельность» [2]. Особенности исследовательского метода заключаются в том, что он «организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании» [3].

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» по направлению «Разви-

тие системы поддержки талантливых детей» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности учащихся к исследовательской деятельности [4].

Исследовательское поведение есть «важнейший инструмент развития и саморазвития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка» [5]. Наблюдая за развитием одарённых детей, А.И.Савенков пришёл к выводу, что дети с высокими показателями интеллекта к моменту наступления взросления могут потерять признаки одарённости, если они « не имеют ярко выраженного стремления к исследовательскому поведению».

В научной литературе применительно к заявленной теме встречаются различные термины: исследовательская деятельность, исследовательское обучение, исследовательская практика, исследовательское поведение, научно- исследовательская работа [5].

Практика показала, что дети, имеющие навыки поисковой деятельности, а также умеющие находить, отбирать, систематизировать и описывать необходимый материал, могут успешно заниматься исследовательской деятельностью, что способствует развитию их творческого мышления. Исследовательская деятельность позволяет учащимся сформировать навыки работы с научно-популярной литературой, умение выступать с докладами, рефератами, сообщениями, включая пропаганду материалов своей научной деятельности. Научно- исследовательская деятельность школьников наполнена следующим содержанием: проведение семинаров, конференций, олимпиад; реализация контактов на различных уровнях; привитие интереса к творческой работе в различных областях науки; разработка проектов и тем исследований, а также подготовка публикаций в школьных научных сборниках.

В рамках организации жизнедеятельности школы различают проектную деятельность, про-ектно-исследовательскую деятельность и исследовательскую деятельность учащихся.

Проектная деятельность обучающихся - это познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, методы, способы организации деятельности, направленной на достижение общего результата. Определяющим условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования и реализации проекта, включая рефлексию

результатов данной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов [6]. Исследовательская деятельность школьников - это деятельность, связанная с решением творческих задач и включающая следующие основные этапы: постановка проблемы, подбор методик исследования, сбор материала, его анализ и обобщение, представление собственных выводов.

Выявление и развитие одаренности детей, выражающиеся в вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность, включают два аспекта. Первый аспект предполагает применение исследовательского подхода для выявления склонностей школьников к данной деятельности. При этом культура исследовательской деятельности реализуется учащимися в интеллектуальных играх, марафонах, интернет-турнирах и др. Второй аспект предполагает моделирование на основе исследовательского подхода индивидуальных образовательных исследовательских траекторий учащихся (каждый школьник выполняет до десяти проектных работ в контексте познавательных интересов).

Интегрированная в образовательный процесс исследовательская деятельность обеспечивает глубину погружения учащегося в содержание изучаемых явлений в различных областях знаний, обеспечивает мотивацию и интерес к процессу обучения, способствует качественному изменению личности ребенка в целом. Д.Б.Богоявленская рассматривает интеллектуальную активность не в традиционном ракурсе, выделяя как главную характеристику интенсивность деятельности. Такой подход имеет важное практическое значение в силу того, что, говоря о развитии творческих способностей, нельзя ограничивать работу с одаренными детьми лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т.д.). Необходимо создать условия для формирования внутренней мотивации деятельности одаренных школьников, их направленности и формирования системы ценностей личности, которые создают основу становления ее духовности [7].

Основные составляющие исследовательского проекта включают следующее: актуальность проблемы, новизна полученных результатов, их теоретическая и практическая значимость, достоверность результатов исследования.

К основным требованиям, определяющим выбор темы исследования, можно отнести зна-

чимость для теории и практики (применимость для решения достаточно важных научных и практических задач), соответствие современным концепциям развития общества и человека, про-блемность, перспективность, опыт и заинтересованность исследователя.

В процессе овладения технологией исследовательской деятельности учащиеся должны уметь выстраивать научный аппарат исследования. Требования к научной новизне исследования включают научное открытие; целостную научную концепцию; новую научную идею, обогащающую новую научную концепцию; новую научную идею в рамках известной научной концепции; обогащение соответствующей научной концепции новыми доказательствами и фактами; оригинальную научную гипотезу, предлагающую новый научный взгляд, новую трактовку проблемы; обоснование теории; уточнение (структуры педагогической науки, принципов, закономерностей и т.д.); введение новых понятий или изменение старых их трактовок; опровержение устаревших идей и позиций; рекомендации по применению в практике новых научных идей и подходов.

В рамках теоретической значимости исследования должны быть описаны все элементы изложения теории: аксиомы, гипотезы, научные факты, выводы, тенденции, этапы, стадии, факторы и условия; сформулированы законы или закономерности, общая концепция и система утверждений в целом; раскрыты определяющие характеристики теории: противоречия, несоответствия, возможности, трудности, опасности, вычленены новые проблемы, подлежащие дальнейшему исследованию; полноценно изложены явления реальной действительности, которые составляют основу практических действий в той или иной области; изучены связи данного явления с другими; определен эвристический потенциал нового знания [8].

Для того чтобы повысить уровень научно-исследовательской компетентности учителей, на кафедре теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета была разработана программа курса повышения квалификации на тему «Современные подходы к работе с одарёнными учащимися в условиях поликультурного образовательного пространства». Цель освоения программы - подготовка учителей к научно-теоретической, дидактической, методической, социально-правовой и психолого-педагогической поддержке одаренных детей в условиях поликультурной образовательной среды учебно-

воспитательного учреждения. Задачи программы: овладение диагностическим инструментарием выявления и раскрытия умственной одарённости школьников и технологиями обучения одаренных детей на основе разработки индивидуальных образовательных маршрутов; создание благоприятных условий для развития исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных школьников; создание поликультурной образовательной среды учебно-воспитательного учреждения, способствующей развитию одаренных школьников; обеспечение психолого-педагогического сопровождения одарённых детей; ознакомление слушателей с методикой проведения педагогического эксперимента и средствами обработки его результатов.

В рамках реализации данной программы нами были проведены занятия с преподавателями и руководящим составом гимназии-интерната для одаренных детей г.Актаныш. Проведенный семинар-практикум способствовал вооружению работников данного образовательного учреждения практическими навыками выявления умственно одаренных детей и конструирования стратегий их дальнейшего развития с учетом индивидуальных характеристик. Проведенная работа включала как теоретические элементы, так и практикум для учителей школы по вопросам, вызывающим затруднения в работе с одарёнными школьниками. Информационные блоки семинара чередовались сопутствующей демонстрацией методик диагностики и развития, организацией практической деятельности слушателей. Особый интерес вызвали практические занятия по самотестированию по методике, которая призвана выявить умственно одаренных детей на первичном уровне (составление первичного информационного банка). Это дало возможность учителям самостоятельно оценить возможности детей, выявить индивидуальные проблемы, мешающие раскрытию одаренности ребенка, и правильно выстроить стратегию дальнейшей работы с ними

[9].

Учитывая, что в данной школе уделяется серьёзное внимание научно-исследовательской деятельности как учителей, так и одарённых школьников был представлен интересный материал по технологии организации научного исследования как особой формы познавательной деятельности одарённого школьника. Учителям в доступной форме была представлена процедура инновационного поиска, компоненты научного аппарата исследования, а также соотношение фундаментального и прикладного в исследовательской деятельности учителя.

Работа проходила в интерактивном режиме с демонстрацией разных способов работы с одаренными детьми, с активным участием присутствующей аудитории. Прекрасный активный и заинтересованный коллектив педагогов и руководителей интерната сделал эту работу не только познавательной, но и веселой, увлекательной, а предлагаемые решения заданных в разных ситуациях познавательных задач - оригинальными и интересными. В качестве инновационных подходов в работе с одаренными учащимися в системе школьного образования были использованы комплексная реализация методов диагностики одаренности; развитие творческих способностей школьников; дифференциация учебной деятельности по целям, содержанию и методам; разработка программ наставничества, социально-психологического сопровождения адаптации одаренных детей.

Данный опыт будет продолжен в аспекте создания комплекса образовательных учреждений для одарённых школьников в Республике Татарстан по реализации программы, предложенной Президентом республики.

В рамках выявления качества организации научно-исследовательской деятельности учащихся проводятся следующие мероприятия: систематический мониторинг исследовательской деятельности учащихся; оценка исследовательской деятельности учащегося в процессе обучения в рамках предметной подготовки; предварительная оценка проекта (исследования) учащегося экспертным советом школьного научного общества; защита исследовательской (проектной) работы учащегося на школьной конференции; самооценка автора исследовательской (проектной) работы; результативность участия школьника в конференциях, конкурсах исследовательской направленности различного уровня; оценка исследовательской (проектной) деятельности учащегося научным консультантом.

Интегрирующим компонентом данной системы оценки является мониторинг качества формирования культуры исследовательской деятельности учащихся. Мониторинг основывается на количественном и качественном анализе, по результатам которого выявляются положительные и негативные тенденции при осуществлении исследовательской деятельности школьников. Определяющее положение в школьном мониторинге занимает педагогическая оценка, которая должна быть адекватной и объективной. Исследовательская деятельность при этом создает базу для разработки системы мониторинга качества образования школы в целом. Это позволяет проводить мониторинг исследовательской деятель-

ности учащихся на всех ее этапах, учитывать степень их включенности в данный процесс, а также развитие их компетенций, наполняя учебный процесс новыми формами учебной деятельности и разнообразными формами реализуемых проектов.

В последнее время в общественном сознании укрепилась прочная позиция ценности образования. Все понимают, что образование - это сфера долгосрочных инвестиций в развитие. При этом подчёркивается особая роль интеллекта «как фактора первостепенного значения, определяющего темпы экономического роста современных государств», а также делаются попытки «нормативного закрепления понятия одаренности». Данная позиция позволит сфокусировать интересы всех участников образовательного процесса: выпускникам позволит получить качественное образование, родителям - гарантии того, что их ребенок будет социально защищенным и востребованным на рынке труда; работодателям - универсального, высокообразованного, работника, владеющего профессиональными компетенциями и готового к самореализации в условиях рыночной экономики.

Публикация осуществлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Татарстан, проект №14-16-16009.

1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. - 2-е изд., расш. перераб. - М., 2003. - 90 с.

2. Гилядов С. Р. Одаренность: испытание или благо? // Директор школы. - 2012. - № 2 - С. 81 - 84.

3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе - М.: Вербум, 2001. - 48 с.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // URL: http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4 (дата обращения: 08.08.2014)

5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010. - 440 с.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Полат Е.С. и др. Под ред. Е.С.Полат. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -224 с.

7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества (монография). - Ростов н/Дону: РГУ, 1983. - 176 с.

8. Фахрутдинова Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. - 140 с.

9. Фахрутдинова Р.А. Одаренные учащиеся: восхождение к индивидуальности // URL: http://kpfu.ru/ odarennye-uchaschiesya-voshozhdenie-k-38470.html 29 марта 2013 (дата обращения: 10.08.2014)

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES FOR GIFTED STUDENTS AS A KEY TOOL FOR THEIR INTELLECTUAL DEVELOPMENT

R.A.Fahrutdinova, R.R.Fahrutdinov

This article discusses psychological and pedagogical conditions for identifying and revealing intellectual giftedness in students. It explores technologies, forms, and methods of organization of students' research activities, as well as the development of their intellectual, creative abilities, and research skills. Among school activities, the authors define project making, project-research work, and research work for gifted students, and reveal their content. The authors focus on the requirements for structural components of the research and the criteria for its evaluation. Monitoring the quality of students' research activities is seen as an integrating component of the evaluation system. It is based on a quantitative and qualitative analysis, which makes it possible to present the results of students' research.

Key words: giftedness, research, intellectual ability, creative thinking, talent.

1. Bogojavlenskaja D.B. Rabochaja koncepcija odaren-nosti. - 2-e izd., rassh. pererab. - M., 2003. - 90 s. (In Russian)

2. Giljadov S.R. Odarennost': ispytanie ili blago? // Direktor shkoly. - 2012. - № 2 - S. 81 - 84. (In Russian)

3. Derekleeva N.I. Nauchno-issledovatel'skaja rabota v shkole - M.: Verbum, 2001. - 48 s. (In Russian)

4. Nacional'naja obrazovatel'naja iniciativa "Nasha no-vaja shkola" // URL: http://nasha-novaya-shkola.ru/ ?q=node/4 (data obrashhenija: 08.08.2014) (In Russian)

5. Savenkov A.I. Psihologija detskoj odarennosti. - M.: Genezis, 2010. - 440 s. (In Russian)

6. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija. Ucheb. posobie dlja stud.

ped. vuzov i sistemy povysh. kvalif. ped. kadrov / Po-lat E.S. i dr. Pod red E.S.Polat. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 1999. - 224 s. (In Russian)

7. Bogojavlenskaja D.B. Intellektual'naja aktivnost' kak problema tvorchestva (monografija). - Rostov n/Donu: RGU, 1983. - 176 s. (In Russian)

8. Fahrutdinova R.A. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovanija: ucheb. posobie. -Kazan': Izd-vo «Poznanie» Instituta jekonomiki, up-ravlenija i prava, 2014. - 140 s. (In Russian)

9. Fahrutdinova R.A. Odarennye uchashhiesja: vos-hozhdenie k individual'nosti // URL: http://kpfu.ru/ odarennye-uchaschiesya-voshozhdenie-k-38470.html 29 marta 2013 (data obrashhenija: 10.08.2014) (In Russian)

Фахрутдинова Резида Ахатовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: fahrutdinova@list.ru

Fahrutdinova Rezida Ahatovna - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Theory and Technology of Humanities and Fine Arts Education, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: fahrutdinova@list.ru

Фахрутдинов Рифат Рифович - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: titgho@mail.ru

Fahrutdinov Rifat Rifovich - Ph.D. in Pedagogy, Senior Lecturer, Department of Theory and Technology of Humanities and Fine Arts Education, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: titgho@mail.ru

Поступила в редакцию 19.08.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.