Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильницкая Татьяна Олеговна, Степанова Юлия Викторовна

Анализируется опыт проектной деятельности студентов в ходе изучения иностранного языка в Тюменском государственном университете. Раскрываются возможности использования метода проектов для формирования универсальных компетенций обучающихся. Описаны принципы организации и этапы проектной деятельности. Представлены примеры проектов, результаты опроса студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITIES AS THE TOOL OF THE DEVELOPMENT OF UNIVERSAL COMPETENCIES IN THE CONTEXT OF STUDYING A FOREIGN LANGUAGE

The article deals with the analysis of the experience of the project activities of students while studying a foreign language in University of Tyumen. There is revealed the potential of the use of the project method for the development of the universal competencies of students. The authors describe the principles of the organization and the stages of the project activities. There are presented the examples of the projects and the results of the students’ survey.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

т.о. ИЛЬНИЦКАЯ, Ю.в. СТЕПАНОВА (Тюмень)

проектная деятельность как инструмент формирования

универсальных компетенций в контексте изучения иностранного языка

Анализируется опыт проектной деятельности студентов в ходе изучения иностранного языка в Тюменском государственном университете. Раскрываются возможности использования метода проектов для формирования универсальных компетенций обучающихся. Описаны принципы организации и этапы проектной деятельности. Представлены примеры проектов, результаты опроса студентов.

Ключевые слова: универсальные компетенции, проектная деятельность, английский язык, метод проектов.

Критическое мышление, умение работать в команде, коммуникативные навыки, творческие способности - эти компетенции характеризуются универсальностью и востребованностью в различных сферах современной профессиональной деятельности и относятся к группе гибких умений (soft skills), или универсальных компетенций (УК). Наряду с профессиональными, универсальные компетенции включены в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++ по различным направлениям специ-алитета и бакалавриата и охватывают восемь компетенций, в том числе такие, как «Системное и критическое мышление» (УК-1), «Разработка и реализация проектов» (УК-2), «Командная работа и лидерство» (УК-3), «Коммуникация» (УК-4) и др. В.В. Белкина и Т.В. Макеева отмечают такие характеристики универсальных компетенций, как многофункциональность, комплексность, многомерность, высокий уровень умственной сложности [1]. Овладение данными компетенциями позволяет выпускникам вузов гибко адаптироваться к изменениям в профессиональной сфере, продолжать обучение в течение всей жизни, быть конкурентоспособными на рынке труда.

Формирование и совершенствование универсальных компетенций студентов осуществляется в рамках различных учебных дисцип-

лин в течение всего курса обучения по программам высшего образования. Дисциплина «Иностранный язык» в силу своего гуманитарного характера имеет большой потенциал для развития универсальных компетенций у студентов высших учебных заведений как в плане актуального контентного наполнения, использования разнообразных типов учебных заданий, так и за счет обширного спектра обучающих методов и технологий, одним из которых является метод проектов.

Метод проектов широко исследовался в зарубежной и отечественной педагогической науке. Изучением метода проектов среди отечественных авторов занимались Р.Г. Борисова, И.А. Зимняя, Е.С. Полат, И.А. Фатеева. Одним из ведущих ученых, раскрывших суть метода проектов, является Е.С. Полат: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления». Е.С. Полат акцентирует внимание на таких характеристиках проектной деятельности студентов, как индивидуализация, «обязательная презентация результата», междисциплинарные связи [4]. Л.А. Лазутова и Е.А. Левина определяют 5 «П» проектной деятельности студентов: проблема - проектирование - поиск информации - продукт - презентация [3]. Зарубежные исследователи выделяют следующие характеристики метода проектов: наличие ключевого вопроса, сконцентрированность на образовательной цели, командная работа студентов, разработка реальных продуктов, решение определенной аутентичной задачи [6; 9; 10].

Эффективность использования метода проектов для формирования универсальных компетенций студентов вузов подтверждается отечественными и зарубежными публикациями в рецензируемых журналах. Голландские исследователи П. Гуо, Н. Сааб и др. на основе анализа обширного эмпирического материала признают эффективность проектного обучения для раскрытия творческого потенциала обучающихся и формирования их познавательных способностей [8]. А.П. Казун и Л.С. Пастухова в своем обзоре практики проектного обучения студентов вузов Финляндии, Франции, Австралии, Китая и США к достоинствам метода проектов относят коллек-

© Ильницкая Т.О., Степанова Ю.В., 2022

тивность обучения, проблемную ориентацию, междисциплинарность, обучение через практику и приходят к выводу о том, что что «запрос на формирование метапредметных компетенций: умения работать в команде, лидерства, коммуникационных компетенций и др. -может быть удовлетворен посредством проектного подхода к организации учебной и учебно-воспитательной деятельности» [2]. Е.П. Тетю-кова и Т.А. Белых приводят конкретные примеры успешного применения проектной методики в российских университетах, таких как Южно-Уральский государственный университет, Московский политехнический университет, Высшая школа экономики, Уральский федеральный университет, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова [5].

Рассмотрим особенности применения метода проектов в рамках дисциплины «Иностранный язык (английский)» в Тюменском государственном университете с учетом результатов современных исследований в области эффективности проектного обучения для формирования универсальных компетенций обучающихся. Дисциплина «Иностранный язык» в ТюмГУ входит в структуру «ядерной» программы (core curriculum), обязательной для студентов всех направлений (уровень бакалавриата) и специальностей, и наряду с другими «ядерными» дисциплинами нацелена на формирование таких универсальных компетенций, как критическое мышление, умение работать в современных мультикультурных междисциплинарных командах, способность к эффективной коммуникации.

Дисциплина «Иностранный язык» (английский) преподается в течение I—II семестров и включает 128 часов аудиторной работы. Студенты делятся на мультидисципли-нарные группы (объединяющие обучающихся на разных направлениях и специальностях) по уровням владения английским языком. Курс общего английского языка построен на основе учебно-методического комплекса "Speak-out" (издательство Pearson Education Limited), представленного в шести уровнях.

Одним из основных компонентов курса является проектная деятельность — в течение семестра студенты подготавливают два проекта, темы которых соотносятся с содержанием учебника. Так, в течение двух семестров студенты в группах уровня pre-intermediate (пред-пороговый), согласно «Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (CEFR)» [11], выбирают темы проектов в со-

кие науки -

ответствии с тематикой модулей учебника: "Life", "Work", "Time out", "Technology", "Travel", "Fitness", "Fame" [7]. Широкая формулировка тем модулей позволяет студентам выполнять проектную работу по наиболее интересным и актуальным для них вопросам.

Основополагающими принципами организации проектной деятельности являются индивидуализация, наличие исследовательской составляющей, нацеленность на решение определенной задачи, создание конечного продукта (в том числе цифрового). Исследовательская составляющая заключается: 1) в постановке «правильного» исследовательского/ ключевого вопроса, 2) в использовании методов исследования при выполнении проектной работы. Исследовательский вопрос проектной работы должен отвечать таким критериям, как актуальность, релевантность для студенческой аудитории в плане интересов и уровня подготовки, реализуемость. Методы исследования включают изучение литературы и источников информации, опрос, интервью, сравнительный метод. В качестве формы для конечного продукта могут выступать видео, вебсайт, буклет, компьютерная презентация.

Работа над проектом проходит в три этапа: 1) подготовка проекта; 2) представление конечного продукта проектной деятельности; 3) оценивание результатов / рефлексия. На этапе подготовки студенты формируют мини-группы по 2-4 человека, определяют тему и формат проекта, составляют план проектной работы, распределяют задачи между участниками, подбирают и анализируют информацию, проводят мини-исследование, подготавливают конечный продукт совместной деятельности. Роль преподавателя на этом этапе заключается в мониторинге проектной работы студентов, индивидуальном и групповом консультировании по разным аспектам подготовки проекта (содержательному, исследовательскому, лингвистическому). Залогом успешной проектной деятельности является соблюдение участниками команд установленных сроков для выполнения определенной задачи (составление плана проекта, анализ источников, подготовка презентации и т. д.). В зависимости от выбранного формата проектной работы и подготовленного конечного продукта на втором этапе проектной работы студенты выступают с презентациями результатов или демонстрируют видео, представляют созданные ими веб-сайты и другие цифровые продукты. Результаты проектной деятельности оцениваются как препо-

давателем, так и студентами по заранее известным критериям, которые учитывают содержательную сторону проекта (актуальность, полнота раскрытия темы, аргументированность выдвигаемых положений, творческий подход к решению задачи), его структуру (сбалансированность структурных частей проекта, связность, логичность построения), лингвистические аспекты (грамматическая правильность изложения информации, лексическое и фонетическое оформление речи, уровень владения английским языком), презентацию резуль-

татов проектной работы (навыки публичного выступления, оформление готового продукта, технические характеристики). Кроме того, студентам предлагаются вопросы для рефлексии, например, о том, что было самым сложным/интересным в их проектной работе, что бы они изменили в своем проекте, чему они научились во время подготовки проекта и др.

В результате правильной организации проектной деятельности студентов на практических занятиях и в рамках самостоятельной работы все ее этапы связаны с формированием

Таблица 1

Виды учебных действий и формируемые Ук на этапах проектной деятельности студентов

Подготовка проекта

Представление результатов

Оценивание/рефлексия

е § |

сн

¿И

- генерирование идеи;

- формулировка исследовательского вопроса;

- разработка плана проекта;

- сбор и анализ информации;

- выбор методов исследования;

- обработка результатов;

- подготовка конечного продукта

- изложение основных пунктов;

- выделение главного;

- представление обоснования;

- соблюдение последовательности изложения;

- формулирование выводов

- анализ сильных

и слабых сторон проектов студентов;

- внесение предложений по улучшению проектов;

- самооценка проектной деятельности;

- обобщение результатов;

- определение перспектив для разработки будущих проектов

а т о б а

- согласование целей и плана работы над проектом;

- распределение ролей

и задач между участниками команды;

- обсуждение промежуточных результатов;

- согласование корректировок;

- подведение итогов

- выступление с командной презентацией на английском языке;

- выбор формата выступления (монолог -диалог);

- оказание взаимоподдержки;

- соблюдение очередности во время вступления

- оценивание командной работы и личного вклада каждого;

- командный выбор лучшего проекта

£

- изложение своего мнения;

- представление аргументов;

- активное слушание;

- разрешение конфликтных ситуаций;

- нахождение компромиссных решений

- публичное выступление на английском языке;

- подготовка визуальной поддержки выступления;

- использование приемов для удержания внимания аудитории;

- использование невербальных средств коммуникации;

- демонстрация конечного продукта;

- ответы на вопросы аудитории

- высказывание критических замечаний;

- реагирование на критику;

- формулирование факторов успешной проектной деятельности

УК

педагогические науки

и дальнейшим развитием у обучающихся следующих универсальных компетенций: критическое мышление, работа в команде, коммуникативные навыки. В табл. 1 указаны основные виды учебных действий студентов на этапах проектной работы и формируемые у них универсальные компетенции. очевидно, что такое разделение действий, осуществляемых студентами при подготовке проектов, в соответствии с указанными в таблице универсальными компетенциями является условным, т. к.

формирование критического мышления, навыков работы в команде и коммуникативных умений не происходит изолированно, а представляет единый процесс взаимосвязанных шагов, в котором развитие одной из компетенций неизменно оказывает положительный эффект на другую.

В качестве примеров наиболее интересных проектов по изучаемым темам, отвечающих основным критериям проектной работы, можно привести следующие. В рамках

Таблица 2

результаты опроса «Проектная деятельность на занятиях по английскому языку»

Вопросы анкеты Ответы

1. Оцените влияние проектной работы на занятиях по английскому языку для повышения вашей языковой компетенции (уровня знаний по английскому языку) по шкале от 1 до 5, где 1 - очень низкий уровень, 5 - очень высокий уровень 35,8% - «5», 42,3% - «4», 20,2% -«3», 0,9% - «2», 0,8% - «1»

2. Оцените вашу мотивацию (интерес) к выполнению проектной работы на английском языке по шкале от 1 до 5, где 1 - очень низкий уровень, 5 - очень высокий уровень 32,7% - «5», 38,5% - «4», 21,2% -«3», 3,4% - «2», 4,2% - «1»

3. Развитию каких универсальных компетенций способствует проектная работа в наибольшей степени? Выберите не более двух вариантов: • коммуникативных; • навыков критического мышления; • навыков работы в команде; • творческих способностей; • всех вышеперечисленных навыков 55% - все вышеперечисленные навыки, 60% - навыки работы в команде; 30% - коммуникативные навыки; по 25% - критическое мышление, творческие способности

4. Какая тематика для проектной работы представляет для вас наибольший интерес? • Научная (общенаучная и связанная с вашей специальностью); • профессиональная (связанная с вашей будущей профессией); • студенческая, молодежная (связанная с вашим образом жизни); • социальная (затрагивающая проблемы, вызовы и современные тенденции развития общества); • культура и искусство; • другое Более 60% - «социальная», около 50% - «культура и искусство», 40% - «студенческая, молодежная», 35% - «профессиональная», менее 20% - «научная»

5. Позволяет ли проектная работа эффективно интегрировать знания и навыки из разных областей (специальные дисциплины, 1Т-технологии, др.)? • Да; • нет; • не знаю 78,8% - «да», 17,3% - «не знаю», 3,9% - «нет»

6. Каковы основные сложности, связанные с подготовкой проекта? Выберите не больше двух вариантов: • недостаточный уровень владения английским языком; • поиск и обработка информации; • подготовка финального продукта (презентация, видео и т. д.); • представление проекта (публичное выступление на английском языке); • другое 51,9% - представление проекта (публичное выступление на англ. языке), 23,1% - недостаточный уровень владения английским языком, 13,5% - подготовка финального продукта (презентация, видео и т. д.), 5,8% - работа в команде; 5,7% - нет сложностей

темы "Time out" («Времяпрепровождение в городе») студентами был подготовлен проект в формате чат-бота под названием "Student Go Guide", цель которого заключалась в создании путеводителя по городу Тюмени для приезжих студентов, включая иностранных. Опираясь на результаты проведенного ими опроса, авторы проекта разработали категории для своего электронного сервиса (Eating out, Training your brains, Active Rest, Books и др.) и наполнили их актуальной информацией для студентов, желающих интересно и с пользой провести время в городе. таким образом, данный проект направлен на решение определенной задачи и создание конкретного цифрового продукта, использует опрос в качестве исследовательского метода.

Студенты активно применяют знания других дисциплин в своей проектной деятельности на английском языке. Примером творческого междисциплинарного проекта, выполненного студентами направлений «Юриспруденция» и «Лингвистика», можно назвать проект, анализирующий действия героев всемирно известного романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» с точки зрения современного Уголовного кодекса. Студенты направления «Химия» исследовали понятие «любовь» в контексте химических и философских законов при работе над проектом "Love is...", представив в качестве конечного продукта сравнительный анализ различных теорий любви.

Формат бизнес-плана был выбран студентами для выполнения проектной работы в рамках темы "My great business idea". Студенты экономических и юридических специальностей представили идею малого бизнеса по производству оригинальной подарочной упаковки под названием "Gift away", продемонстрировав образцы продуктов на разработанном ими сайте компании.

таким образом, все описанные проекты направлены на решение конкретной задачи, позволяют интегрировать знания из различных областей, выполнены с использованием таких методов исследования, как социологический опрос, анализ источников, представляют конечный продукт в цифровом формате.

опрос, проведенный среди студентов в количестве 70 человек по окончании первого года обучения, продемонстрировал их интерес к выполнению проектов на английском языке и высокую оценку проектной деятельности как для формирования иноязычной компетен-

ции обучающихся, так и развития их универсальных компетенций (табл. 2).

Как показывают результаты опроса, несмотря на большую долю студентов (около 80%), осознающих эффективность проектной работы для повышения уровня языковой компетенции и имеющих высокую мотивацию к проектной деятельности (более 70%), около 20% процентов респондентов остаются на среднем уровне по этим показателям. Что касается влияния проектной работы на развитие УК, более половины респондентов признают эффективность проектной работы для развития всех упомянутых в опросе УК, при этом выделяются навыки работы в команде (60%) и недооценивается некоторыми студентами значимость проектной работы для совершенствования критического мышления (25%). Опрос подтверждает междисциплинарный характер проектной деятельности (около 80%), осуществляемой студентами в рамках курса по английскому языку. Тем не менее темы, связанные с будущей специальностью, не пользуются особой популярностью у студентов I курса, что объясняется недостаточным уровнем знаний по специальности на этом этапе обучения. Основной интерес при подготовке проектов вызывает социальная и культурная тематика (60 и 50% соответственно). Основная сложность в проектной деятельности более чем для половины респондентов заключается в презентации своего проекта, т. к. у большинства студентов-первокурсников практически отсутствует опыт публичных выступлений. На втором и третьем местах - недостаточный уровень владения английском языком и подготовка финального продукта, что, скорее всего, связано с нехваткой знаний и навыков в сфере информационных и компьютерных технологий.

таким образом, анализ практического опыта работы, педагогическое наблюдение, оценивание выполненных студентами проектов на английском языке за время обучения в рамках ядерной программы, а также результаты опроса студентов позволяют сделать вывод об эффективности использования проектной работы для формирования универсальных компетенций обучающихся. При организации проектной деятельности студентов в контексте обучения английскому языку основными факторами, обеспечивающими ее эффективность, являются:

- следование вышеизложенным принципам (наличие исследовательской составляющей, нацеленность на решение определенной задачи, создание конечного продукта);

- индивидуальный подход к каждому студенту / команде (учет интересов, психологических особенностей, уровня владения иностранным языком);

- выступление преподавателя в роли фаси-литатора (от англ. facilitator), способного оказать поддержку студенту, дать направление и помочь справиться с трудностями в ходе проектной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие четких и понятных студентам критериев оценки проектов;

- вовлеченность студентов в процесс оценивания проектов и рефлексию.

Для повышения эффективности проектной деятельности рекомендуется знакомить студентов с техниками успешной презентации, проводить тренинг публичных выступлений в рамках курса английского языка. Это позволит снять трудности, возникающие у студентов при представлении конечного продукта проектной деятельности. Следует повышать междисциплинарный характер выполняемых проектов за счет связей с «ядерными» и специальными дисциплинами, изучаемыми студентами на I курсе, для усиления профессиональной и научной составляющих проектной деятельности, что, безусловно, будет способствовать развитию навыков критического мышления студентов.

Правильно организованная проектная деятельность студентов в процессе изучения иностранного языка не только достигает своей основной цели по формированию иноязычной коммуникативной компетентности у обучающихся, но и в полной мере способствует развитию универсальных компетенций, без которых невозможна успешная академическая жизнь студентов и их будущая профессиональная карьера.

Список литературы

1. Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Яросл. пед. вестн. 2018. № 5. C. 117-126.

2. Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 2. C. 32-59.

3. Лазутова Л.А., Левина Е.А. Использование проектной деятельностив системе профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Иностранный язык» в педагогическом вузе // Самар. науч. вестн. 2018. Т. 7. № 3(24). С. 333-339.

4. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43-45.

жие науки -

5. Тетюкова Е.П., Белых Т.А. Проектное обучение - инновационный подход к организации учебного процесса в высших учебных заведениях РФ // Физика. Технологии. Инновации (ФТИ-2019). Екатеринбург, 2019. С. 349-358.

6. Blumenfeld P.C., Soloway E., Marx R.W., Krajcik J.S., Guzdial M. & Palincsar A. Motivating project-based learning: Sustaining the doing, supporting the learning [Electronic resource] // Educational Psychologist. 2011. 26(3). URL: https://www.researchgate. net/publication/232543390_Motivating_Project-Based_ Learning_Sustaining_the_Doing_Supporting_the_Learn ing (дата обращения: 29.01.2022).

7. Clare A., Wilson J.J. Speakout: Pre-intermediate Students' Book. Pearson Education Limited, 2015.

8. Guo P., Saab N., Post L.S., Admiraal W. A review of project-based learning in higher education: Student outcomes and measures [Electronic resource] // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 102. URL: https://www.researchgate.net/publica tion/341480053_A_review_of_projectbased_learning_ in_higher_education_Student_outcomes_and_measu res (дата обращения: 29.01.2022).

9. Helle L., Tynjälä P. & Olkinuora E. Project-Based Learning in Post-Secondary Education // Theory, Practice and Rubber Sling Shots. High Educ 51, 287314 (2006). DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-004-6386-5.

10. Krajcik J.S. & Shin N. Project-based learning // R.K. Sawyer (Ed.). The Cambridge handbook of the learning sciences. Cambridge University Press, 2014. P. 275-297.

11. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment [Electronic resource]. URL: https://www.coe.int/en/web/com mon-european-framework-reference-languages (дата

обращения: 29.01.2022).

* * *

1. Belkina V.V., Makeeva T.V. Koncept univer-sal'nyh kompetencij vysshego obrazovaniya // Yarosl. ped. vestn. 2018. № 5. C. 117-126.

2. Kazun A.P., Pastuhova L.S. Praktiki primeneniya proektnogo metoda obucheniya: opyt raznyh stran // Obrazovanie i nauka. 2018. T. 20. № 2. S. 32-59.

3. Lazutova L.A., Levina E.A. Ispol'zovanie pro-ektnoj deyatel'nostiv sisteme professional'noj podgo-tovki bakalavrov po profilyu «Inostrannyj yazyk» v pedagogicheskom vuze // Samar. nauch. vestn. 2018. T. 7. № 3(24). S. 333-339.

4. Polat E.S. Metod proektov: istoriya i teoriya voprosa // Shkol'nye tekhnologii. 2006. № 6. S. 43-45.

5. Tetyukova E.P., Belyh T.A. Proektnoe obuche-nie - innovacionnyj podhod k organizacii uchebno-go processa v vysshih uchebnyh zavedeniyah RF //Fi-zika. Tekhnologii. Innovacii (FTI-2019). Ekaterinburg, 2019. S. 349-358.

Project activities as the tool of the development of universal competencies in the context of studying a foreign language

The article deals with the analysis of the experience of the project activities of students while studying a foreign language in University of Tyumen. There is revealed the potential of the use of the project method for the development of the universal competencies of students. The authors describe the principles of the organization and the stages of the project activities. There are presented the examples of the projects and the results of the students' survey.

Key words: universal competencies, project activities, the English language, project method.

(Статья поступила в редакцию 21.02.2022)

т.н. астафурова, н.А. вишневецкая, о.н. романова

(волгоград)

цифровое обучение немецкому языку как способ повышения профессиональной компетенции будущих специалистов

Актуальность темы обусловлена социальной значимостью цифровых технологий в инновационной парадигме образования и обучения иностранному языку в частности. Применяется содержательный и сравнительный анализ различных онлайн-ресурсов в обучении иностранному языку, рассматриваются педагогические условия, при которых возможен смешанный формат обучения немецкому подъязыку специальности.

Ключевые слова: цифровое обучение, онлайн-ресурсы, технологии, индивидуализация образовательного процесса, образование «в сети», обучающий контент, информационное пространство.

Новое время требует того, чтобы активный человек, будь то студент или уже специалист, вынужден индивидуально преобразовывать собранную информацию в знания. При

этом нужно научиться не только самостоятельно находить информацию, но и управлять ею, анализировать и превращать в полезные знания и компетенции. Таким образом, роль педагога в современном образовании становится несколько иной: он больше не центр аудитории, в которой происходит обучение, а специалист, который помогает обучаемым учиться по-своему, по-новому, и успешно обрабатывать получаемую информацию.

Серьезный вызов основополагающим подходам перспективного развития образования и обучения в различных областях деятельности человека бросает стремительное внедрение различных форм цифрового обучения и связанные с ними задачи и проблемы. Выпускники вузов должны уметь использовать профессионально значимую информацию не только на родном, но и на иностранном языках. Следовательно, владение иностранным языком в вузе является важным критерием успешной профессиональной деятельности будущих специалистов, а их лингвопрофессиональная подготовка требует нового подхода с использованием современных средств и методик обучения в эпоху цифровизации высшего образования [4].

Цифровое обучение особенно стало популярным в последние десятилетия. Оно используется как антагонист традиционных методов обучения, во главе которого стоит учитель. В образовании цифровое обучение связано в первую очередь с непрерывностью обучения, а также с созданием условий для индивидуализации образовательного процесса на основе современных технологий.

Единая трактовка термина «цифровое обучение» на сегодняшний день отсутствует. Некоторые считают, что это дистанционное обучение с использованием современных средств связи, например Zoom, Discord. Мы понимаем под цифровым обучением прежде всего обучение, которое проходит с использованием информационных технологий в качестве дополнения к уже существующим образовательным формам. Студенты получают дополнительную мотивацию к изучению иностранного языка, творческую самореализацию, а также формируют межкультурную коммуникацию [2, с. 13].

В то время как традиционные методы обучения предполагают, что педагог передает информацию обучающимся, и все в ауди-

© Астафурова Т.Н., Вишневецкая Н.А., Романова О.Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.