УДК 811.111 ББК 81.432.1
DOI: 10.31862/2073-9613-2020-2-74-84
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ
74
И.Е. Абрамова, Е.П. Шишмолина
Аннотация. Статья посвящена проблеме иноязычной подготовки в российских университетах и формирования необходимых универсальных и профессиональных компетенций у выпускников вузов. Анализируются причины неудовлетворенности руководителей молодыми кадрами. В качестве одного из средств формирования компетенций студентов рассматривается междисциплинарная модель организации обучения профессионально ориентированному иностранному языку. Описывается потенциал проектных заданий в данной модели, указываются их преимущества в сравнении с традиционными формами организации обучения. Авторы представляют применяемую в практике обучения иностранному языку студентов Петрозаводского государственного университета систему индивидуальных и групповых проектов, называют этапы деятельности студентов, приводят конкретные примеры выполненных работ, приводят примеры трудностей организации проектной работы студентов. Статья содержит анализ результатов опросов студентов, подтверждающих целесообразность применения профессионально ориентированных проектных заданий в обучении иностранному языку в вузе.
Ключевые слова: универсальные компетенции, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, индивидуальные проекты, групповые проекты.
INDIVIDUAL AND GROUP PROJECTS IN ENGLISH AT THE UNIVERSITY
| I.E. Abramova, E.P. Shishmolina
Abstract. The article deals with the foreign language training in Russian Universities and the development of professional competencies of the graduates. The reasons for employers' dissatisfaction with the quality of young
© Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П., 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
personnel's education are analyzed. An interdisciplinary model of professionally oriented foreign language teaching is considered as one of the means of students' competencies forming. The potential of project tasks in this model is described, and their advantages in comparison with traditional foreign language teaching methods are indicated. The authors present the system of individual and group projects in English used in Petrozavodsk State University. Besides, the authors describe the stages of students 'activities, give specific examples of projects and analyze difficulties in organizing students' project work. The article contains an analysis of the results of student surveys confirming the feasibility of using professionally-oriented project tasks in teaching a foreign language at a university.
Keywords: universal competences, professionally- oriented foreign language training, individual projects, group projects.
Успех общества в значительной мере зависит от того, насколько вузы обеспечат подготовку специалистов нового поколения, способных справляться с вызовами времени. Происходящие в современном мире изменения предъявляют новые требования к выпускникам высших школ, а главным приоритетом деятельности учебных заведений, согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 гг., становится «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала». На первый план выходят, в первую очередь, экономические критерии в оценке эффективности и уровня подготовленности молодых кадров, что, в свою очередь, обусловило изменения и в образовательной парадигме, переход от формирования знаний, умений и навыков (ЗУН) к формированию компетенций специалистов, то есть к способности применять полученные ЗУНы в практической деятельности.
В реальной жизни молодым специалистам приходится действовать в условиях жесткого рабочего ритма,
демонстрировать такие качества, как стрессоустойчивость, умение находить нестандартный выход из ситуации, самообладание, умение работать в команде, выполняя задания качественно и в срок. Новые условия обусловили кардинальные изменения принципов организации учебного процесса в вузе, центром которого стал студент и его потребности. Применительно к иноязычному обучению в российских вузах это нашло отражение в широком применении проектных технологий, что позволяет создавать не только инновационную обучающую среду, но и дружественные по отношению к студенту условия, в которых возможно организовать качественное обучение иностранным языкам и формирование универсальных и профессиональных компетенций студентов. Цель статьи заключается в обобщении и анализе опыта применения проектной технологии в практике организации профессионально ориентированного обучения студентов гуманитарных направлений Петрозаводского государственного университета.
75
Постановка проблемы. Согласно результатам исследования российского рынка труда и человеческого капитала «Россия 2025: от кадров к талантам» профессиональная деятельность только 17% работающего населения России предполагает решение аналитических и творческих задач, возможность импровизации и самостоятельного принятия решений [1]. Для перехода из промежуточного положения между экономикой ресурсов и экономикой знаний в вузах страны требуется модернизировать подходы к подготовке (в том числе иноязычной) будущих специалистов, способных выполнять задачи по инновационному развитию российского общества и обладающих необходимыми для этого компетенциями. Исследования свидетельствуют о неудовлетворенности работодателей подготовкой выпускников вузов. По данным ВЦИОМ, только каждый десятый работодатель (13%) оценивает уровень подготовки выпускников в отечественных университетах и институтах как «высокий», а более чет-76 верти работодателей (28%), а также 5% самих выпускников считают его низким [2]. Ю.И. Набока, выступая на V Форуме «Актуальные вопросы информационной безопасности России» и оценивая выпускников образовательных организаций с точки зрения работодателей, выделяет в качестве основных причин неудовлетворенности такие пробелы в профессиональной подготовке, как неумение применять полученные знания в решении практических задач; отсутствие комплексного взгляда на предметную область; слабое знание нормативной базы предметной области; отсутствие знаний в области проекти-
рования, моделирования, управления; отсутствие навыков в использовании инструментариев управления проектами и их планирования [3]. По данным вузовских служб трудоустройства выпускников, а также информации рекрутинговых агентств около 30% работодателей отмечают завышенную оценку личных и профессиональных компетенций молодых специалистов [4]. Е.Е. Глотова приводит данные о том, что 80% выпускников не востребованы на российском рынке труда, многие из них не работают в дальнейшем по полученной специальности [5]. Одним из способов решения вышеперечисленных проблем служит обучение на междисциплинарной основе, в рамках которого проекты на иностранном языке становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в качестве инструментов формирования профессиональных компетенций выпускников. Далее рассмотрим суть технологии проектной деятельности, опыт применения, а также их сильные и слабые стороны.
Теоретико-методологическая база. В современном образовании под проектом принято понимать «самостоятельно разработанный и изготовленный учащимися продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий объективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации преподавателя» [6]. Особое внимание уделяется важности проблемы исследования, требующей ее творческого осмысления самим учащимся и разработки им индивидуального способа ее решения. В основе профессионально ориентированного проекта лежит меж-
дисциплинарная составляющая деятельности, предполагающей интегрирование знаний и умений из различных сфер науки и техники и творческих способностей обучающихся.
Проектные методики нашли широкое применение в образовательном процессе. Д.А. Трищенко описывает опыт использования метода проектов для обучения студентов технологии производства рекламной видеопродукции [7]. Ю.В. Красавина, О.Ф. Шихова предлагают использовать электронные проекты, направленные на решение междисциплинарной проблемы, связанной с видами и задачами профессиональной деятельности. Авторы считают, что проектный метод и постановка проблемных задач при организации самостоятельной работы учащихся способствует сохранению и востребованности у выпусков вуза компетенций, сформированных на более ранних стадиях обучения, а поэтапное и систематическое использование технологии проектного обучения в ходе всего обучения в вузе обеспечивает высокое качество профессиональной подготовки выпускников [8].
А.П. Казун, Л.С. Пастухова анализируют успешное использование метода проектов в зарубежных странах — Финляндии, Австралии, Китае, Франции, США — и отмечают особенности проектного обучения в каждой из стран. Так, для Финляндии характерна направленность проектного обучения на формирование социальных навыков, в Австралии — профессиональных навыков, во Франции в центре внимания находятся интересы рынка, в Китае — социальная эффективность, а в США приоритетным критерием является
образовательная эффективность [9]. Yu Cheng Shen с соавторами рассматривают проекты как неотъемлемую составляющую электронного портфо-лио студентов — будущих учителей дошкольного образования на факультете раннего детского развития в Университете Вэньчжоу, способствующего развитию будущих учителей и формированию их мотивации, а также положительного отношения к учебным программам и командной работе [10].
Одним из отличий проектной организации обучения от традиционной является трансформация роли преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, при этом делая акцент на деятельность исследовательского, поискового, творческого характера [11]. '' Критический анализ использования проектов в обучении позволяет отметить некоторые его проблемные зоны. Так, Д.А. Трищенко предлагает для преодоления субъективизма в оценивании итогов проекта шире использовать экспертную оценку, а также приглашать на защиту других преподавателей, работодателей. Кроме того, автор рекомендует поощрять студентов к участию в различных конкурсах, поскольку проект является средством самореализации и самовыражения студента, то есть, в конечном итоге, способствует его профессиональному и личностному саморазви-
78
тию [7]. Наиболее частыми ошибками преподавателей при использовании метода проектного обучения, по мнению Т. Лазарева, является недостаточное внимание, уделяемое содержательной стороне проекта, а именно вопросу поиска и выбора основной темы и выделение проблем внутри нее, недооценивание важности этапа формирования команды проекта, а также недостаточно строгий контроль за ходом выполнения проекта [12].
Далее рассмотрим преимущества проектного обучения в рамках дисциплины «Иностранный язык», к которым, в первую очередь, относятся:
1) возможность индивидуализации процесса обучения с учетом языковых и речевых потребностей учащегося;
2) стимулирование познавательной мотивации и повышения эффективности учебного процесса;
3) активизацию и интенсификацию деятельности студента (в том числе самостоятельной) и ориентацию на личность обучаемого как субъекта образовательного процесса (в отличие от традиционных авторитарных и дидак-тоцентрических подходов);
4) возможность обеспечения адекватных, бесконфликтных и безопасных условий для развития и реализации потенциала обучаемых;
5) деятельностный, активный характер обучения, способствующий формированию прочных умений и навыков, лежащих в основе универсальных и профессиональных компетенций студентов.
Методология применения проектных технологий на практике. С целью повышения эффективности профессионально ориентированного обучения студентов гуманитарных
направлений кафедра иностранного языка гуманитарных направлений (ИЯГН) Петрозаводского государственного университета в течение ряда лет использует проектную методику. В течение всего периода обучения студенты проходят через систему индивидуальных и групповых проектов, каждый из которых имеет свои цели и задачи (таблица).
Одним из основных требований руководителей производства становится не только обладание определенным набором знаний и навыков, но и способностью быстро адаптироваться в новой ситуации, обучаться и быстро воспринимать, анализировать новую информацию, умение работать в команде [4]. Поэтому регулярная работа над проектами на иностранных языках нацелена на формирование таких универсальных и профессиональных компетенций конкурентоспособного выпускника, как способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, осуществлять социальное межличностное взаимодействие, проявлять самостоятельность и самоорганизованность, владеть коммуникативными и презентационными навыками.
Выполнение всех проектных заданий на иностранном языке предусматривает следующие этапы организации деятельности студентов:
Этап 1: Создание целевой установки, погружение в проект и организация деятельности (выбор темы работы, поиск источников и материалов, составление плана, этапов и определение сроков для каждого этапа).
Таблица
Индивидуальные и групповые проекты на иностранном языке в вузе
Вид проекта Цель
Индивидуальные проекты
Подготовка доклада по результатам проведённого исследования обучение студентов приемам эффективного и убедительного выступления на иностранном языке, правилам публичного выступления и работы с аудиторией слушателей, созданию структурированного текста доклада в зависимости от типа презентации и последующей визуализации содержания с помощью слайдов и других средств
Профессионально-ориентированные цифровые истории (Digital Storytelling) научить студентов ориентироваться в информационных англоязычных потоках, критически отбирать нужную информацию, проявлять инициативность, справляться с проблемами; формирование (совершенствуются) коммуникативной, информационной, самоорганизационной и самообразовательной компетенций; приобретение новых междисциплинарных знаний; повышение мотивации к использованию языка в узко прагматических целях, реализации творческих способностей студентов; совершенствование умения сопоставлять несколько точек зрения, выбирать наиболее эффективную коммуникативную тактику и средства воздействия на аудиторию; визуально представлять выбранную тему с использованием цифровых ресурсов.
Написание CV и сопроводительного письма (например, для получения стажировки в зарубежном вузе) моделирование условий для самооценивания студентами своих профессиональных и личностных качеств, умений и навыков, а также способности самопрезентаци и эффективного представления для внешнего оценивания; стимулировать потребность студентов в саморазвитии.
Создание медиа-продукта по социально значимым темам («Скажи нет наркотикам», «Моя страна - Россия», «Борьба с терроризмом», «Коррупции нет места в нашем будущем» и другие) привлечение внимания студентов к актуальным социальным проблемам, побуждение их к размышлениям, осознанию важности роли молодого поколения для будущего страны, формирование активной гражданской позиции личности.
Подготовка языкового портфолио создание коллекции индивидуальных достижений (работ) студента, собранной в соответствии с требованиями учебного процесса в рамках дисциплины «Иностранный язык». В электронное портфолио также могут включаться аудиозаписи устных выступлений, цифровые сообщения в формате Digital Story, видеофильмы и так далее.
Групповые проекты
видео фильм стимулирование познавательной и творческой активности студентов в процессе создания профессионально ориентированного ролика; создание условий для практического использования иностранного языка как инструмента решения профессионально значимых вопросов на базе междисциплинарной интеграции.
инсценировка произведений британских или американских авторов стимулирование потребности говорения на английском языке и мотивации к его углубленному изучению на начальном этапе обучения в вузе; создание возможности для реализации студентом его личностных возможностей, способностей и внутреннего потенциала.
79
Этап 2: Самостоятельная работа студентов (изучение источников, написание текста, подбор визуализации, распределение ролей в групповом проекте, репетиции, создание медиа-продукта).
Этап 3: Презентация (защита) конечного продукта.
Этап 4: Рефлексия и оценивание результатов.
Студентами гуманитарных направлений ПетрГУ были выполнены такие проекты, как презентации "Gaming addiction", "Violence against children in the family", "Human capi-
80
tal as a factor of socio-economic development", "European model of management", "Administrative and legal regulation of business activity in the Russian Federation", "Insignificance of an administrative offense", цифровые истории (Digital Storytelling) "Investment environment and prospective development of Karelia", "Problems of Russian-Norwegian Relations", "Culture and Art: Russian Federation", "Exchange program", видео фильмы "My University", "How to succeed in your study", "EU Migrants — Enemies or Victims", "No Drugs!" и другие. На рис. 1, 2, 3 представлены фрагменты некоторых проектов, подготовленных студентами гуманитарных направлений ПетрГУ в 2019 г.
Результаты. Для подтверждения эффективности использования проектных заданий на иностранном языке систематически проводится анкетирование среди студентов гуманитарных направлений ПетрГУ. В 2019 году в опросе приняло участие в общей сложности 150 студентов (N=150), из них 50 человек составили Группу 1 (студенты 1-2 семестра), 50 человек составили Группу 2 (студенты 3-5 семестров) и 50 человек вошли в Группу 3 (студенты 6-8 семестр). Респондентам было предложено анонимно ответить на вопро-
Conclusions
Рис. 2 Фрагмент проекта Digital Storytelling "Problems of Russian-Norwegian Relations"
сы открытого и закрытого типов, касающиеся их работы над проектами. Полученные результаты представлены ниже. Диаграмма 1 показывает ответы студентов на вопрос, как они оценивают развитие своих навыков в процессе выполнения проектов на иностранном языке.
Как следует из диаграммы, в целом, студенты положительно оценивают свой результат, полученный в ходе работы над проектами (отмечают не только улучшение навыков и умений владения иностранным язы-
Рис. 1. Фрагмент проекта Digital Storytelling "Culture and Art: Russian Federation"
Рис. 3. Фрагмент проекта-презентации "Human capital as a factor of socio-economic development"
ком (21%, 63% и 82% в группе 1, группе 2 и группе 3 соответственно), но и способности планирования своей деятельности (12%, 27% и 60%), межличностной коммуникации (28%, 49% и 65%) и командной работы (14%, 32% и 47%), способности критически мыслить и анализировать информацию (9%, 33%, 54%)). Далее, на диаграмме
Диаграмма 1. Оценивание студентами навыков, приобретенных в процессе работы над проектами на иностранном языке
2 представлены ответы студентов на вопрос испытывают ли они чувство тревожности при необходимости публичного выступления на иностранном языке.
Диаграмма 3 демонстрирует распределение ответов студентов при выборе наиболее интересующего их проекта на иностранном языке.
Результаты опроса продемонстрировали зависимость между уровнем обученности студента и его предпочтениями в выборе проектной деятельности: выступления на конференциях по темам, связанным со
своими исследованиями, выбирают чаще студенты старших курсов (53% опрошенных студентов 6—8 семестров) и лишь в единичных случаях студенты первого курса (1% студентов 1—2 семестра). Создание роликов предпочли 52% и 39% обучающихся группы 1 и группы 2 соответственно и лишь 16% опрошенных старших курсов. Работу над фильмом также чаще выбирали студенты младших курсов (22% и 35% в группе 1 и группе 2 соответственно) и в меньшей степени студенты старших курсов (16% респондентов).
81
Испытываете ли Вы чувство тревожности при необходимости публичного выступления на иностранном языке? (в%)
100 80 60 40 20
Гр1
Гр.З
Гр.2
■ да (нет
Диаграмма 2. Снижение чувства тревожности говорения на иностранном языке после выполнения проектов
82
Диаграмма 3. Выбор студентами проекта на иностранном языке
Оценивание студентами преимуществ и недостатков проектных заданий, выполняемых в процессе обучения иностранному языку в вузе, показало, что к положительным сторонам проектов по сравнению с традиционными методиками преподавания были отнесены такие их достоинства, как практическое использование полученных знаний, возможность более детально и глубоко изучить отдельные вопросы, возможность улучшить свои навыки публичного выступления, простор для творчества и самореализации, раскрытия своей индивидуальности, проявления креативных способностей. Недостатками проектов по сравнению с традиционными методиками преподавания студенты считают большое количество времени, требующееся для выполнения качественного проекта, сложности в межличностной коммуникации в групповых проектах, а также отметили важность осуществления контроля со стороны преподавателя на всех этапах работы над проектом.
Обсуждение и выводы. Полученные результаты демонстрируют необходимость интегрированного подхода к организации обучения иностранному языку, включения в него техноло-
гий, направленных, в первую очередь, на интересы обучаемого, стимулирующих его саморазвитие и самостоятельную работу. Тем не менее, применение проектного метода неизбежно сталкивается с трудностями, среди которых можно назвать невыполнение некоторыми студентами сроков проекта, возникающие сложности в межличностной коммуникации, недостаточно развитое критическое мышление, нерациональное распределение функций в команде. Эффективность каждого последующего этапа проекта в значительной степени зависит от результатов предыдущего, поэтому особую значимость имеет организация рефлексии и оценивания собственных результатов. В ходе этого этапа студенты пытаются проанализировать удачные и неудачные стороны своего проекта и предложить пути и способы его улучшения с тем, чтобы учесть свои ошибки при работе над следующим заданием.
Таким образом, проектную деятельность обучающихся сегодня можно назвать объективной необходимостью для полноценного формирования и развития их компетенций, а также личностного и творческого развития. В сфере профессионального образования проекты на иностранном
языке позволяют студентам погрузится в реалии их будущей профессии и смоделировать условия профессиональной деятельности. Кроме того, проекты (в том числе на иностранном языке) помогают стимулировать взаимодействие между участниками образовательного процесса, обеспечивать
индивидуальный подход к каждому студенту, а также создавать оптимальные условия для выявления и реализации потенциала учащихся. Все это в значительной степени способствует модернизации вузовского обучения и преодолению существующих проблем и стереотипов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Россия 2025: от кадров к талантам — исследование BCG и Сбербанка. URL: http://marketing-course.ru/russia-2025-sberbank-bcg/ (дата обращения: 25.01.2020).
2. Высшее образование: контроль не ослаблять, качество повышать / Аналитический обзор ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115775 (дата обращения: 25.01.2020).
3. Набока, Ю.И. Оценка выпускников образовательных организаций: взгляд работодателей. Участие работодателей в образовательном процессе URL: https://forum-azi.ru/files/ files/2016/19%20naboka.pdf (дата обращения: 25.01.2020).
4. Требования и претензии работодателей к выпускникам вуза / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ). URL: https://www.spbstu.ru/students/ employment/demands-claims-employers-graduates/ (дата обращения: 25.01.2020).
5. Глотова, Е.Е. Требования работодателей к выпускникам вузов: компетентностный подход // Человек и образование. 2014. № 4. С. 185-187.
6. Шариков, Ф.В. Технология проектного обучения // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 2 (39). С. 87-93.
7. Трищенко, Д.А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Образование и наука. 2018. Т. 22. № 4. С. 132-152.
8. Красавина, Ю.В., Шихова О.Ф. Метод электронных междисциплинарных проектов как эффективная форма организации самостоятельной работы студентов вуза // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 1. С. 160-176.
9. Казун, А.П., Пастухова, Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 2. С. 32-59.
10. Yu Cheng Shen. Electronic portfolio architecture based on knowledge support in senior project design // Образование и саморазвитие. 2018. Т. 13. № 4. С. 41-52.
11. Обучение студентов нелингвистических специальностей: единая иноязычная среда и информационно-коммуникационные технологии / общ. ред. И.Е. Абрамовой. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2018.
12. Лазарев, Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. № 1. URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=201100111 (дата обращения: 25.01.2020).
REFERENCES
83
1. Abramova I.E., Ananina A.V., Sherehova O.M., Shishmolina E.P. Obuchenie studentov nelingvis-ticheskih special nostej: edinaja inojazychnaja sreda i informacionno-kommunikacionnye technologic. Petrozavodsk, Izdatelstvo PetrGU, 2018. (in Russian)
2. Glotova E.E. Trebovanija rabotodatelej k vypusknikam vuzov: kompetentnostnyj podhod, Che-lovek i obrazovanie, 2014, No. 4, pp. 185-187. (in Russian)
3. Kazun A.P., Pastuhova L.S. Praktiki primenenija proektnogo metoda obuchenija: opyt raznyh stran, Obrazovanie i nauka, 2018, T. 20, No. 2, pp. 32-59. (in Russian)
4. Krasavina Ju.V., Shihova O.F. Metod jelektronnyh mezhdisciplinarnyh proektov kak jeffektivnaja forma organizacii samostojatelnoj raboty studentov vuza, Obrazovanie i nauka, 2017, T. 19, No. 1, pp. 160-176. (in Russian)
5. Lazarev T. Proektnyj metod: oshibki v ispol zovanii, Pervoe sentjabrja, 2011, No. 1. URL: http:// ps.1september.ru/article.php?ID=201100111 (accessed: 25.02.2020). (in Russian)
6. Naboka Ju.I. Ocenka vypusknikov obrazovatelnyh organizacij: vzgljad rabotodatelej. Uchastie rabotodatelej v obrazovatel nom process, URL: https://forum-azi.ru/files/files/2016/19%20nabo-ka.pdf (accessed: 25.02.2020).
7. Rossija 2025: ot kadrov k talantam — issledovanie BCG i Sberbanka, available at: http://market-ing-course.ru/russia-2025-sberbank-bcg/ (accessed: 25.02.2020). (in Russian)
8. Sharipov F.V. Tehnologija proektnogo obuchenija, PedagogicheskijzhurnalBashkortostana, 2012, No. 2 (39), pp. 87-93. (in Russian)
9. Trebovanija i pretenzii rabotodatelej k vypusknikam vuza, Sankt-Peterburgskij politehnicheskij universitet Petra Velikogo (SPbPU), available at: https://www.spbstu.ru/students/employment/de-mands-claims-employers-graduates/ (accessed: 25.02.2020). (in Russian).
10. Trishhenko D.A. Opyt proektnogo obuchenija: popytka obektivnogo analiza dostizhenij i problem, Obrazovanie i nauka, 2018, T. 22, No. 4, pp. 132-152. (in Russian)
11. Vysshee obrazovanie: kontrol ne oslabljat, kachestvo povyshat, Analiticheskij obzor VCIOM, available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115775 (accessed: 25.02.2020). (in Russian)
12. Yu Cheng Shen. Electronic portfolio architecture based on knowledge support in senior project design, Obrazovanie i samorazvitie, 2018, T. 13, No. 4, pp. 41-52. (in Russian)
84 -
Абрамова Ирина Евгеньевна, доктор филологических наук, профессор, кафедра иностранных языков гуманитарных направлений, Петрозаводский государственный университет, [email protected]
Abramova I.E., ScD (in Philology), Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages for Students of Humanities, Petrozavodsk State University, [email protected]
Шишмолина Елена Петровна, кандидат филологических наук, профессор, кафедра иностранных языков гуманитарных направлений, Петрозаводский государственный университет, [email protected]
Shishmolina E.P., PhD (in Philology), Associate Professor, Department of Foreign Languages for Students of Humanities, Petrozavodsk State University, [email protected]