РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© Хохлова А.В.*
Сибирский государственный университет путей сообщений, г. Новосибирск
В данной статье рассматривается проблема применения проектного метода при подготовке бакалавров. Особое внимание уделено возможности развития компетенций студента с помощью использования метода проектов. Автором описывается опыт работы над проектами на занятиях по иностранному языку. На основе этого опыта обосновывается целесообразность применения проектного метода для развития у бакалавров общекультурных компетенций.
Ключевые слова проектный метод, общекультурные компетенции, бакалавриат, иностранный язык.
Современное общество диктует свои требования к специалисту. Уже давно говорится о том, что выпускник должен обладать не просто набором знаний по своей специальности, но также умениями и навыками, позволяющими ему быть востребованным и успешным в современном мире, развивающемся в условиях рыночной экономики, постоянных изменений в области науки и техники и глобализации. К ним можно отнести умение ставить задачи и разрабатывать стратегию для их решения, умение ориентироваться в изменениях, происходящих в той или иной профессиональной области, умение анализировать информацию, быть готовым к сотрудничеству и международному взаимодействию и т.д. В последнее время вместо терминов «знания», «умения», «навыки» в образовании используется термин «компетенция». На сайте ФГОС дается следующее определение компетенции. Компетенция - это совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы [1].
Следует отметить, что, хотя традиционное образование и обладает рядом несомненных преимуществ, оно недостаточно гибко, чтобы приспосабливаться ко всем изменениям, происходящим в нашем обществе. Несомненным является тот факт, что в обучение следует вводить и альтернативные методы обучения, лучше приспособленные для подготовки к реалиям современного мира. Изучение зарубежной литературы [2-4] и анализ предложений рынка труда позволяют с уверенностью говорить о том, что в профессиональной сфере сейчас весьма востребованы проектные технологии. Проекты организуются фирмами и как ответ на требования клиентов, и как
* Преподаватель кафедры «Иностранные языки».
исследования в той или иной области. Помимо вышеперечисленного, метод проектов, применяемый в обучении, дает возможность формирования необходимых компетенций. Министерство образования и науки Российской Федерации предложило обратить внимание на применение проектных методов в процессе обучения [5].
Во ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «Бакалавр») прописаны двадцать две общекультурные компетенции (ОК), которыми должен обладать выпускник [6]. Непосредственно к иностранному языку относится ОК-14 - владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность. Перед тем как рассмотреть, какие еще компетенции позволяет развить метод проектов при обучении иностранному языку, дадим определение понятию «проект».
Проанализировав данные разными учеными определения понятия «проект», можно заметить, что некоторые говорят о нем уже применительно к педагогике, то есть, по сути, дается определения образовательного проекта, в то время как некоторые другие исследователи дают определение проекту безотносительно его применения в процессе обучения. Перед тем как дать определение образовательному проекту, рассмотрим, чем является проект в самом общем смысле. В нашей статье проект понимается как путь к решению определенной задачи, начиная с постановки цели, планирования и формирования групп и заканчивая представлением готового продукта. То есть, в нашем случае, проект - это процесс, включающий в себя определенную последовательность действий, которые выполняются самостоятельно под руководством координатора проекта, направленных группой или одним человеком на достижение цели - варианта решения поставленной задачи с дальнейшим представлением этого решения. Образовательный проект можно определить как метод обучения, имеющий в своей основе реализацию проекта и служащий для развития у обучаемых определенных компетенций, а также повышению их учебной мотивации.
Если спроецировать влияние метода проектов в обучении на развитие общекультурных компетенций будущего менеджера [6], то можно сказать, что работая над проектом по иностранному языку, студенты могут развить следующие компетенции:
- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14);
- способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
Также, косвенно, развиваются ОК-17 и ОК-18:
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);
Мы ставили целью развить у студентов названные компетенции, организовав работу над проектами в группах по направлению «Логистика». Разработка проекта основывалась на журналах, посвященных логистике и написанных на английском языке. Для развития компетенций при работе с проектами преподавателем были обозначены следующие направления работы:
- расширить знания студентов по специальности: изучить материал на иностранном языке в одной из областей специальности (ОК-14).
- улучшить знания студентов по иностранному языку: изучить лексику и грамматические структуры, необходимые для выступлений на конференциях; расширить запас специальной лексики на английском языке; получить опыт работы с научными текстами на английском языке (ОК-14).
- дать возможность получить опыт исследовательской работы: проанализировать прочитанную информацию, выделить проблему и пути ее решения; провести небольшое исследование проблемы на основе вопросов, рассматриваемых в журнале (ОК-5, при использовании компьютера ОК-17 и ОК-18).
- дать опыт работы в команде: создать команду, работающую над проектом; распределить работу; решать возникающие вопросы (ОК-7).
- дать возможность попрактиковаться с выступлением на конференции: изучение правил создания презентаций, ведения дискуссии, а также практика публичного выступления (ОК-6, ОК-7, ОК-19).
По своему типу проект был исследовательским межпредметным проектом с непосредственным характером координации [7]. В работе участвовали две группы второго курса, внутри каждой из которых студенты опять же делились на небольшие группы от 3 до 5 человек. Проект продолжался в течение учебного семестра.
Работа над проектами в течение семестра была разбита на следующие этапы:
1. Перевод текстов (1 месяц). Перевод текстов на русский язык, определение основных идей. Обсуждение сложных для перевода мест с преподавателем.
2. Круглый стол - обсуждение статей (1 неделя). Проходит на английском языке. Каждая команда рассказывает о прочитанном, другие команды задают вопросы.
3. Изучение похожей проблематики в России (1 месяц). Студенты самостоятельно изучают ситуацию в России по заявленной в статье проблеме. Существует ли она? Почему? Как с ней справляются? Можно ли применить варианты решения проблемы, предоставленные в статье, в нашей стране? Иногда проводился сравнительный анализ проблемы в двух странах. При этом студенты изучали варианты подачи информации (текст, таблицы, графики) и использовали их на практике.
4. Перевод результатов исследования на английский язык (2 недели). Определение основных идей при работе с большим объемом информации. Перевод. Проверка преподавателем.
5. Подготовка презентации (2 недели). На английском языке. Включение в текст выступления клише, используемые при представлении презентации, составление вопросов другим командам (темы проектов известны всем группам).
6. Представление презентаций, круглый стол (1 неделя). Защита презентаций на английском языке.
7. Подведение итогов (1 неделя). Саморефлексия и оценка преподавателя.
Работе с проектами уделялось 1-2 часа в неделю (всего по расписанию -4 часа в неделю) Остальное время студенты занимались по учебной программе. Работа над проектом оценивалась преподавателем каждый раз во время занятий, в конце семестра студенты получали индивидуальные оценки, которые учитывались при сдаче экзамена.
По окончании работы был проведен опрос среди студентов по их оценке организации работы по иностранному языку в виде проектной деятельности. По их собственному мнению в процессе работы им удалось:
- научиться выделять главное из большого количества информации на иностранном языке; анализировать и систематизировать информацию и делать выводы;
- научиться работать с графиками и статистическими данными;
- научиться прислушиваться к мнению других людей, работать в команде, а также научиться ответственности за выполнение заданий, взаимопомощи;
- узнать о проблемах и методах их решения в других странах в сфере логистики.
Все студенты отметили, что работа была для них интересной, в основном благодаря тому, что она связана с их будущей деятельностью.
Обратил на себя внимание тот факт, что студенты ничего не написали об опыте подготовки к конференциям, поэтому в дальнейшем планируется
расширить работу над подготовкой к защите проекта. Помимо этого, некоторые студенты писали о том, что не все участники проекта одинаково участвуют в работе, соответственно, необходимо введение четких критериев для оценки каждого участника работы над проектом. С точки зрения преподавателя, одной из основных проблем было использование программ-переводчиков, даже принимая во внимание тот факт, что студенты не просто читали перевод, а давали краткий пересказ переведенного отрывка на русском языке. Ведение глоссария специальной лексики может стать одним из вариантов решения этой проблемы.
В целом, поставленные цели работы над проектом были достигнуты, что позволяет сделать вывод, что внедрение метода проектов в учебную работу студентов отвечает современным требованиям к формированию компетенций выпускников вузов.
Список литературы:
1. Глоссарий. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=797.
2. Heldman K., Heldman W. Microsoft Office Excel 2007 for Project Managers. - Wiley Publishing Inc., Indianapolis, Indiana, 2007. - 344 p.
3. Martin, Paula K., Tate Karen. Getting Started in Project Management. -New York: John Wiley & Sons, Inc., 2001. - 263 p.
4. Reardon, Denis F. Doing your undergraduate project. - London: SAGE Publications, University of Central England in Birmingham, 2006. - 264 p.
5. О развитии образования в Российской Федерации: доклад на Госсовете 24 марта 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sci-innov.ru/gossovet/4924.
6. Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «Бакалавр») / Приказ от 20 мая 2010 г. № 544 / Министерство Образования и Науки Российской Федерации.
7. Полат Е.С. Метод проектов/Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ - Мн.: РИВШ БГУ, 2003. - 240 с.