Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов в курсе «Основы брендинга» на основе проектного подхода'

Формирование профессиональных компетенций студентов в курсе «Основы брендинга» на основе проектного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
789
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / БРЕНДИНГ / БАКАЛАВРИАТ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ADVERTISING / PUBLIC RELATIONS / BRANDING / BACHELOR / COMMON CULTURAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROJECT EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыченкова Анна Владимировна

Актуальность изучения содержания подготовки PR-специалиста в вузе обоснована изменениями требований рынка к компетенциям бакалавра в области рекламы и связей с общественностью, формируемым в ходе образовательного процесса, а также переходом от традиционных методов обучения студентов к современным, соответствующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3 поколения. Статья посвящена проблеме применения проектного метода в обучении студентов на примере опыта подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева в рамках дисциплины «Основы брендинга». В исследовании представлены авторские разработки лекционных и практических занятий по данной дисциплине. Подчеркивается необходимость применения проектных технологий в обучении студентов. Рассматриваются различные варианты реализации проектного метода в рамках практических занятий по дисциплине. Представлены примеры практико-ориентированных проектов. Предлагаются критерии оценки (в том числе определяется превосходный, продвинутый и пороговый уровень освоения компетенций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сыченкова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of «Advertising and public relations» bachelor’s professional competencies in the course «The basics of branding» using project education technology

The importance of studying the training content of PR manager at the university is justified by the changing requirements of the market to Bachelor’s competences in Advertising and Public Relations, which are formed in the educational process, at first, and secondly by transition from traditional methods to modern, relevant requirements of the new Federal state educational standard of higher education. The article is devoted to a problem of the project -based approach application through students. The problem is investigated on the experience of «Advertising and public relations» bachelor's training at the Kazan national research technical university named after A.N. Tupolev in the course «The basics of branding». The author offers features of the theoretical and practical training for professional and common cultural competences development. The author emphasizes the need for a project technology in teaching of students. The author also names the assessment criteria.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов в курсе «Основы брендинга» на основе проектного подхода»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/110PVN415.pdf DOI: 10.15862/110PVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/110PVN415)

УДК 378.147

Сыченкова Анна Владимировна

ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева» Россия, Казань1

Доцент кафедры «Истории и связей с общественностью»

Кандидат исторических наук E-mail: asychenkova@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=766839

Формирование профессиональных компетенций студентов в курсе «Основы брендинга» на основе проектного подхода

1 420111, Казань, К. Маркса, 10

Аннотация. Актуальность изучения содержания подготовки PR-специалиста в вузе обоснована изменениями требований рынка к компетенциям бакалавра в области рекламы и связей с общественностью, формируемым в ходе образовательного процесса, а также переходом от традиционных методов обучения студентов к современным, соответствующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3 поколения. Статья посвящена проблеме применения проектного метода в обучении студентов на примере опыта подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева в рамках дисциплины «Основы брендинга». В исследовании представлены авторские разработки лекционных и практических занятий по данной дисциплине. Подчеркивается необходимость применения проектных технологий в обучении студентов. Рассматриваются различные варианты реализации проектного метода в рамках практических занятий по дисциплине. Представлены примеры практико-ориентированных проектов. Предлагаются критерии оценки (в том числе определяется превосходный, продвинутый и пороговый уровень освоения компетенций).

Ключевые слова: реклама и связи с общественностью; брендинг; бакалавриат; общекультурные компетенции; профессиональные компетенции; проектный подход.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Сыченкова А.В. Формирование профессиональных компетенций студентов в курсе «Основы брендинга» на основе проектного подхода // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/110PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/110PVN415

Актуальность выбранной темы обусловлена как продолжающимся процессом реформирования высшего образования, так и изменениями требований рынка к компетенциям бакалавра в области рекламы и связей с общественностью. Многочисленные исследования утверждают, что работодатели сегодня, во-первых, не ожидают получить готового специалиста сразу после окончания вуза, во-вторых, готовы обучать работника на рабочем месте, считая это вполне эффективным.[1;2] Этот подход показывает, что «работодателем осознан тот непреложный факт, что в современной экономике подготовка специалиста в вузе на конкретное рабочее место никогда не будет качественной» [3] Современный рынок рекламы и связей с общественностью развивается столь динамично, что система высшего образования при всем желании не в состоянии угнаться за все новыми и новыми технологиями. В этой связи наиболее ценными характеристиками выпускника являются его компетентность и способность к самообразованию.

Отвечая требованиям времени, в основу федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения положен компетентностный подход, переместивший акцент в процессе обучения от передачи студентам знаний к проблеме развития познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Под компетенцией мы будем понимать «способность реализации знаний, умений, навыков в конкретной ситуации по отношению к определенному предмету, деятельности или процессу. А компетентностью будем считать наличие у человека определенной компетенции, способность в нужный момент использовать свои знания, умения и навыки. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний» [4; С. 72]. Так как базовая характеристика компетенции связана со способом ее формирования: она формируется и проявляется только в процессе деятельности, а ее качество определяется мерой включенности в деятельность.

В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, что ставит задачу поиска новых подходов в образовательном процессе. Одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность являются активные методы обучения. «Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний». [5]

Наиболее распространенным подходом в высшем образовании стало проектно-деятельностное обучение. На проектный метод в образовании стали возлагать огромные надежды, связанные с его возможностями организовывать обучение в процессе деятельности, развивать способность применять знания, умения и навыки для решения практических, жизненно важных задач. Многие исследователи-педагоги изучают сегодня различные аспекты реализации проектно-деятельностного обучения в вузе бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью». [6;7;8;9].

В данной статье представлена попытка обобщения педагогических методов формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» на примере курса «Основы брендинга», используемые на базе Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева (далее КНИТУ-КАИ). В исследовании представлены авторские разработки лекционных и практических занятий по данной дисциплине.

Дисциплина «Основы брендинга» является вариативной частью профессионального цикла в системе подготовки студентов направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью». Вариативная (профильная) часть учебного плана даёт возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, и позволяет студентам получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности или дальнейшего обучения.

В курсе учитывается подготовка, полученная студентами в рамках базовых и специальных профессиональных дисциплин в области связей с общественностью и раскрываются возможности ее прикладного применения в организации процесса формирования и управления брендом. При изучении данного курса студенты должны владеть основной терминологией и базовыми знаниями предшествующих дисциплин «Основы маркетинга», «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ», «Основы интегрированных коммуникаций (рекламы и связей с общественностью)» и др.

Целью освоения учебной дисциплины «Основы брендинга» является освоение основных теоретических положений, а также приобретение практических навыков в области бренд-менеджмента. Среди задач курса необходимо отметить освоение знаний о сущности и содержании понятия бренда; ознакомление с современными тенденциями брендинга, концепциями бренд-менеджмента; формирование целостного представления о технологиях разработки эффективного бренда; демонстрация особенности управления брендовым портфелем; рассмотрение специфики правового обеспечения брендинга.

Согласно рабочему учебному плану, утвержденному в КНИТУ-КАИ, в рамках данной дисциплины должны быть сформированы как общекультурные (ОК-8), так и профессиональные компетенции (ПК-1, ПК-7, ПК-12).

Дисциплина «Основы брендинга» изучается один семестр и завершается экзаменом - в 6 семестре для студентов очной формы обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов (5 зачетных единиц), из них: аудиторные занятия - 54 академических часа (лекции - 18 ч; практические занятия - 36 ч.), на самостоятельную работу студента отводится 126 часов. Это выдвигает новые требования к методике проведения лекций и практических занятий, к организации самостоятельной работы студентов, методике проведения текущего, рубежного и итогового контроля знаний. В конечном счете, ставится вопрос об эффективности управления учебной деятельностью студентов. Таким образом, в образовательном процессе приоритетным является практико-ориентированный подход. Минимальное количество лекционных занятий создает ситуацию, когда студент становится активным субъектом образовательного процесса, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности студента.

Сегодня в основе образовательного процесса лежат, с одной стороны, модульная система преподавания курса, с другой - балльно-рейтинговая система оценки знаний, функционирующая в КНИТУ-КАИ. Рейтинг студента (сумма баллов за выполнение комплекса учебных заданий) определяет промежуточный, а также итоговый результат в виде оценки за усвоение дисциплины.

В таких условиях преподавание в традиционной манере - чтение лекций с закреплением материала на семинарах - становится неэффективным, так как фактически сводится к поверхностному освещению всех проблем, что явно не отвечает требованиям компетентностного образования. «Такое распределение часов неизбежно ставит перед преподавателем-лектором проблему отбора главных теоретических вопросов с целью

построения такой системы занятий, которая бы адекватно отвечала целям учебного плана и создавала основу для прочного усвоения». [10]

Курс разделен на три модуля (целостных информационно-познавательных комплекса):

1. Брендинг: историко-теоретический аспект.

2. Процесс создания и продвижения бренда.

3. Управление брендом.

Содержание практических занятий составляют индивидуальные выступления студентов, коллективное обсуждение вопросов изучаемой темы, выполнением практических заданий.

Самостоятельная работа студента включает: изучение основной и дополнительной литературы, работа над терминами и понятиями, анализ текстов лекций, электронных материалов по изучаемой проблематике, подготовку письменных работ и конспектов к практическим занятиям, написание докладов и сообщений, подготовка презентаций по выбранной теме с использованием мультимедийных средств, подготовка к устному ответу, тестированию.

По завершении каждого модуля проводится оценка освоения дисциплины и текущей успеваемости. Тестирование для промежуточной аттестации проводится с помощью использования типовых тестовых заданий, представленных на сайте http://bb.kai.ru в электронном курсе «Основы брендинга» на платформе Black board. Количество баллов, полученных обучающимися за выполнение задания, зависит от количества правильных ответов.

Первый модуль «Брендинг: историко-теоретический аспект» предполагает изучение следующих тем. Тема 1.1. «Введение в курс. Возникновение и развитие брендинга» включает в себя традиционную лекцию с рассмотрением следующих смысловых единиц: этимология слова «бренд»; историческая эволюция форм товарного обозначения; определение понятия «брендинг»; появление концепции бренд-менеджмент; современные тенденции западного и российского брендинга; особенности брендинга в разных отраслях и сферах деятельности, в разных социокультурных средах. Необходимо отметить, что все лекции подразумевают использование мультимедийных средств. В данной теме используется презентация. В силу того, что дисциплина читается в 6-м семестре, то наиболее подходящим вариантом проведения лекции будет сочетание традиционной лекции с «проблемной лекцией», «лекцией - дискуссией», так как студенты уже «подготовлены» к ведению дискуссии на профессиональном уровне в силу прохождения дисциплин «базовой части» учебного плана. Представляется особенно важным «встроить» изучаемый предмет в целостную «картину» профессии, освещение проблемы возникновения бренд-менеджмента, формирования и становления различных концепций брендинга представляется как часть развития интегрированных коммуникаций (рекламы и связей с общественностью, маркетинга) в контексте развития мировой экономики и общества в XX-XXI вв. Акцент в первой вводной лекции делается на исторический аспект, посредством ведения диалога с аудиторией, «вспоминающей» различные аспекты пройденных курсов («Основы интегрированных коммуникаций», «История», «Основы теории коммуникаций»).

Тема 1.2. посвящена раскрытию содержания и сущности понятия «бренд». В лекции анализируются различные трактовки термина «бренд» (в частности, с точки зрения маркетинга, с точки зрения психологии потребителя); рассматриваются в сравнении понятия «бренд», «торговая марка», «торговый знак»; с визуальными примерами из презентации указываются модели и приводятся различные классификации брендов. Особое внимание

уделяется этической составляющей деятельности специалиста по рекламе и связям с общественностью, возможность для рассмотрения этой проблемы дает рассмотрение бренда как социально-культурного феномена современного общества. Как правило, студенты живо включаются в обсуждение проблемы мифологизации потребления как инструмента брендинга, характеристик общества потребления и т.п. Лекционный материал наряду с мини-дискуссией позволяет сформировать когнитивную и операционную составляющие компетенции ОК-8 (знать основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике).

На лекционных занятиях первого модуля учащиеся усваивают когнитивные составляющие компетенций ОК-8 (краткое содержание компетенции: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению своего профессионального долга), ПК-7 (обладает базовыми навыками бренд-менеджмента), ПК-12 (способен реализовывать знания в области рекламы и связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности). При этом достаточно большой объем материала дается для самостоятельного изучения с последующим представлением результата в виде сообщения, доклада на практическом занятии. Студентам предлагается следующий список литературы, обязательный для изучения (помимо основной учебной литературы):

1. Аакер Д. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга. М., 2003.

2. Гэд Томас. 4D Брендинг: «Взламывая корпоративный код сетевой экономики». СПб. 2003.

3. Капферер Ж.Н. Торговые марки: Испытание практикой. Новые реальности современного брендинга: пер. с фр. М., 2002.

4. Котлер Ф. Бренд-менеджмент в В2В-сфере. М., 2007.

5. Темпорал П. Роман с покупателем: пер. с англ. СПб., 2002.

6. Траут Дж. Большие бренды - большие проблемы: учитесь на чужих ошибках! СПб., 2002.

7. Чернатони Л. Брендинг. Как создать мощный бренд М., 2006.

В процессе самостоятельной работы студенты знакомятся с авторскими концепциями брендинга, анализируют их и делают доклады на соответствующие темы на семинаре.

Таким образом, создаются условия для формирования помимо когнитивной, информационной составляющей компетенции. Операционная, аргументировочная и методологическая составляющие компетенции формируются в результате участия студента во всех формах учебного процесса в рамках освоения дисциплины.

Проблематика второго модуля «Процесс создания и продвижения бренда» является ключевой в данном курсе, с точки зрения овладения технологиями создания и продвиждения бренда (методологическая составляющая ПК-7 - владение технологиями разработки эффективного бренда). Тематический план лекций второго модуля предполагает изучение следующих вопросов: маркетинговые исследования в брендинге; позиционирование бренда на рынке; проективная стадия. Рассматриваются модели разработки бренда; понятие и составляющие идентичности бренда (индивидуальность бренда; ценности бренда; восприятие качества; ассоциации бренда; суть бренда); атрибуты бренда (имя бренда; упаковка товара; фирменный знак; логотип; символ). Разбираются на примерах основные разделы брендбука.

В рамках изучения темы 2.2. «Продвижение бренда. Интегрированные бренд-коммуникации» усваиваются и актуализируются операционная, методологическая составляющие ПК-1 (способность применять профессиональные функции для эффективной

деятельности служб рекламы и связей с общественностью по построению эффективных коммуникаций в разных государственных, общественных и иных структурах), ПК-12 (Владение технологиями связей с общественностью и рекламы в построении, развитии и продвижении бренда). Анализируются следующие вопросы: использование маркетинговых коммуникаций для продвижения бренда; инструменты продвижения и управления брендом; традиционные средства продвижения (реклама, PR, выставки, специальные мероприятии и т.д.); нетрадиционные средства продвижения (Product Placement, событийный маркетинг и т.д.); специфика использования Интернет-коммуникаций для создания и продвижения бренда; оценка эффективности. Изучение этой темы предполагает широкое использование мультимедийных средств: презентации, просмотр рекламных роликов, видеосюжетов.

Третий модуль посвящен проблемам стратегического управления брендом и правового обеспечения брендинга. Лектор излагает вопросы управление портфелем брендов и стратегии брендирования; рассматривается методика аудита бренда; с примерами посредством презентации рассматриваются способы трансформации бренда.

Отдельная лекция посвящена проблемам правоохранности и правоспособности брендов. Рассматриваются способы фальсификации брендов. Обзорно излагаются этапы регистрации торгового знака, Российское законодательство по правам интеллектуальной собственности. В качестве практического задания студенты должны подготовить сообщения о недавних судебных процессах между торговыми марками о защите бренда.

Основным средством развития профессиональных компетенций в данном курсе является проектирование (метод проекта). В «Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова авторы определяют метод проектов как «систему обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» [11] На практических занятиях, соответствующих по плану второму модулю, каждый студент выбирает из предложенного преподавателем перечня бренд, который ему предстоит анализировать с точки зрения его составляющих, стратегии развития и продвижения (Анализ развития бренда крупной компании в IT- технологий на примере...).

К завершению курса учащиеся представляют презентацию с подробным анализом выбранного бренда и разработанными рекомендациями по его развитию. В перечень брендов включаются, как торговые марки, входящие в первую десятку мировых брендов (рейтинг Interbrand), так и торговые марки Российского и регионального рынков. Совместное обсуждение представленных отчетов позволяет проанализировать специфику российского брендинга, особенности продвижения брендов на глобальном рынке и т.п.

Таким образом, по мере дальнейшего продвижения по курсу студент к каждому практическому занятию должен не только осмыслить теоретический материал, но и актуализировать полученные знания посредством анализа реализованной стратегий выбранной торговой марки и предложением. Данное задание отвечает основным требованиям метода проекта: наличие исследовательской проблемы, требующей интегрированного знания; значимость предполагаемых результатов (познавательная, практическая); самостоятельность (может быть групповой проект); структурирование содержательной части; использование исследовательских методов (маркетинговые исследования бренда; аудит бренда и пр.). Лучшие работы получают свое развитие в студенческих публикациях, так, например, в 2015 году ребята представили коллективный проект по оптимизации продвижения бренда КНИТУ-КАИ посредством социальных сетей.

Развитие профессиональных компетенций бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» подразумевает решение студентами реальных практических задач в

процессе обучения. В государственном образовательном стандарте приветствуется привлечение «практиков» к образовательному процессу, например, возможна совместная работа студентов, преподавателя и «практика» над проектом, предполагающим освоения широкого спектра профессиональных умений и навыков. Например, в 2015 году в рамках курса «Основы брендинга» на занятие была приглашена молодой дизайнер женской одежды Елена Матвеева. Дизанер фактически представила кейс на разработку и продвижения своего бренда. Проект по разработке бренда «Matveeva Elena», продолжавшийся весенний семестр и охвативший также курс «Работа с текстами в рекламе и связях с общественностью», завершился реализацией рекомендаций студентов, а также публикацией студенческой научной статьи на тему специфики разработки и продвижения стартапов. Другим вариантом сотрудничества с «практиками» является совместная работа с управлением по связям с общественностью вуза по продвижению бренда КНИТУ-КАИ. [9].

Дальнейшее реформирование образовательных стандартов ведет к усилению практико-ориентированного обучения в высшем образовании. Цепочка «преподаватель - профессионал - студент - конкретный результат» согласно требованию образовательного стандарта о привлечении практиков к учебному процессу должна быть внесена в рабочие программы дисциплин направления подготовки «реклама и связи с общественностью» как обязательная составляющая.

Необходимо отметить, что вариативные дисциплины учебного плана призваны расширять компетенции, определяемые содержанием базовых дисциплин. Например, одной из таких компетенций в курсе «Основы брендинга» является профессиональная компетенция ПК-1 (способность реализовывать профессиональные функции и принципы стратегического и тактического планирования деятельности служб рекламы и связей с общественностью по построению эффективных коммуникаций в разных государственных, общественных структурах, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта). И если лекционный материал позволяет сформировать когнитивную составляющую компетенции ПК-1 (знать принципы, технологию развития интегрированных коммуникаций; принципы стратегического и тактического планирования деятельности служб рекламы и связей с общественностью по построению эффективных коммуникаций), проектный метод позволяет актуализировать информационную, методическую и операционную составляющие данной компетенции. Проектно-деятельностный подход является сегодня неотъемлемой частью образовательного процесса, так как проектный метод способствует комплексному интегрированному формированию профессиональных компетенций, заложенных образовательным стандартом.

Работа над проектом ведется на протяжении всего учебного семестра: от анализа концепций проектов брендов, создание бренд-проекта, публичная защита и обсуждение в группе. Промежуточные результаты представляются регулярно по мере освоения нового материала и необходимостью его аналитической «переработки» учащимся (например, во втором модуле после прохождения соответствующей темы: анализ атрибутов бренда на примере торговой марки, выбранной студентом в начале семестра или анализ коммуникаций бренда с потребителем).

Также в качестве оценки промежуточной аттестации студентов используются и традиционные средства: доклады, вопросы для самопроверки, обязательное тестирование в системе Blackboard (http://www.bb.kai.ru/).

Примерные темы эссе, докладов, рефератов:

1. Эволюция понятия «бренд».

2. Изменение роли брендинга в компании в маркетинговых концепциях XXI века.

3. Соотношение ключевых понятий брендинга: бренд, торговая марка, товарный знак.

4. Бренд-менеджмент как вид управленческой деятельности.

5. Подходы к разработке организационных структур в сфере управления брендами.

6. Анализ развития бренда крупной компании в сфере питания на примере.

7. Анализ развития бренда крупной компании в сфере автомобилестроения на примере.

8. Анализ развития бренда крупной компании в сфере легкой промышленности на примере.

9. Анализ развития бренда крупной компании в сфере телекоммуникаций на примере.

10. Анализ развития бренда крупной компании в сфере шоубизнеса на примере.

11. Бренд на рынках Ь-1»-с и Ь-1»-Ь, значимость бренда для различных типов рынков.

Примерные вопросы для самопроверки (по темам): К первой теме:

1. Соотнесите понятия «бренд», «торговая марка» и «торговый знак».

2. Функциональное назначение брендинга для современной компании. Ко второй теме:

1. Дайте определение понятию бренда с точки зрения маркетинга и с позиции психологии.

2. Какие существуют основные классификации брендов? К третьей теме:

1. Дайте определение понятию «идентичность бренда».

2. Перечислите основные атрибуты бренда и дайте им характеристику.

3. Назовите основные требования при разработке имени бренда. К четвертой теме:

1. Дайте определение понятию «интегрированный брендинг».

2. Раскройте сущность стратегий коммуникационной кампании бренда.

3. Охарактеризуйте основные тенденции продвижения брендов в условиях глобализации.

К пятой теме:

1. Раскройте сущность понятия «архитектура бренда компании».

2. Какие существуют способы управления портфелем брендов.

3. Что является показателями к аудиту бренда. К шестой теме:

1. Что включает в себя понятие «правовая защита бренда»?

2. В каких правовых режимах может быть защищено имя и оформление бренда?

3. Охарактеризуйте понятие «товарный знак».

4. При каких условиях возникает авторское право на рекламные материалы на территории Российской Федерации?

5. Перечислите пять личных неимущественных прав, сохраняющихся за разработчиками навсегда.

В зависимости от степени усвоения материала, подготовленности студента, текущей учебной ситуации преподаватель варьирует варианты промежуточного контроля знаний.

Разработаны следующие критерии оценки усвоения компетенции, применяемые для итоговой аттестации по дисциплине (в том числе определяется превосходный, продвинутый и пороговый уровень освоения компетенций).

Таблица

Критерии оценок усвоения компетенций (разработано автором)

Для освоения превосходного уровня обучающийся должен владеть знаниями порогового и продвинутого уровня, а также дополнительно: Знать: сущность и основные элементы современной теории брендинга, специфику формирования коммуникационного комплекса бренда; Уметь: применять на практике методы анализа, креатива и инноваций в брендинге; работать с электронными библиотеками, другой научно-практической информацией, связанной с реализацией проектов в области брендинга, составлять и оформлять материалы для экспертных заключений и отчетов;

Владеть навыками применения основных технологий управления отдельными брендами и портфелями брендов; принципами и технологиями брендинга, учитывая особенности рынка, на котором функционирует компания._

Отлично (зачтено)

Превосходный уровень освоения

заданных компетенций ПК-1; ПК-7; ПК-12; ОК-8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хорошо (зачтено) Продвинутый уровень освоения заданных компетенций ПК-1; ПК-7; ПК-12; ОК-8 Для освоения продвинутого уровня обучающийся должен: знать принципы формирования и развития бренда; роль брендинга в бизнес-модели функционирования различных компаний; основные технологии связей с общественностью и рекламы в построении, развитии и продвижении бренда; Уметь анализировать тенденции развития и продвижения современных российских и зарубежных брендов; выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в своей работе, владеть навыками их разрешения; Владеть: навыками использования PR и рекламы в построении, развитии и продвижении бренда; основными принципами и технологиями брендинга.

Удовлетво рительно (зачтено) Пороговый уровень усвоения заданных компетенций ПК-1; ПК-7; ПК-12; ОК-8 Для освоения порогового уровня обучающийся должен: знать: основные понятия теории брендинга, особенности брендинга в разных отраслях и сферах деятельности, в разных социо-культурных средах; уметь: использовать информацию о принципах, правилах и моделях брендинга в будущей профессиональной деятельности; проводить комплексный и ситуационный анализ конкурентной среды организации; собирать и систематизировать научно-практическую информацию по теме исследований в области рекламы и связей с общественностью; владеть современными методами сбора, обработки, анализа, интерпретации информации для проведения аудита бренда.

Неудовлетв орительно (не зачтено) Невыполнение порогового уровня освоения заданных компетенций ПК-1; ПК-7; ПК-12; ОК-8 -//-

Таким образом, в основе учебного процесса лежит сочетание традиционных и инновационных методов обучения с использованием мультимедийных технологий. В основе лекционных занятий лежит проблемный принцип подачи материала, практические занятия базируются на проектно-деятельностном подходе.

На наш взгляд, данная методика преподавания дисциплины максимально способствует реализации цели и задач курса «Основы брендинга», а в целом вносит свой вклад в формирование квалифицированного, мобильного, компетентного специалиста по рекламе и связям с общественностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гильманов А.З., Муратов Т.К. Основыне требования работодателей к выпускникам вузов гуманитарного профиля // Регионология, 2009, №3 URL: http://regionsar.ru/node/380 (дата обращения: 20.08.2015).

2. Мухин Л.Н., Павленко А.В. Отношение работодателей к выпускникам ВУЗов на примере города Томска // URL: http://www.cstv.tsu.ru/res/otnoshenie.pdf (дата обращения: 20.08.2015).

3. Карпухина Е.А. Работодатель и работник — новые требования и новые ожидания (небольшое предисловие к проведенным исследованиям) // URL: http://www.socpolitika.ru/files/3821/Predislovie.pdf (дата обращения: 02.08.2015).

4. Загребина Е.И., Добротворская С.Г. Формирование профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе экологической подготовки на базе информационных образовательных технологий // Образование и саморазвитие. 2011. Т.1 №23. - С. 71-76.

5. Адильзянова Р.Р., Сыченкова А.В. Методы активизации познавательной деятельности в процессе освоения курса «Отечественная история» студентами неисторических специальностей // Проблемы изучения истории ХХ века в высшей школе в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения: Сб. материалов всерос. науч. конф. Казань, 2011 - С. 21-25.

6. Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н. Формирование компетенций бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» в рамках дисциплины «Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью» // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. No3 (22) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/160PVN314.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. (Дата обращения 23.06.2015).

7. Галимуллина Н.М., Феоктистова И.Р. Особенности развития навыков проектной деятельности у бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, No3(2015) http://naukovedenie.ru/PDF/188PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/188PVN315 (дата обращения: 23.08.2015).

8. Череднякова А.Б. Анализ содержания подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» и компетенции как оснований его проектирования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyu-reklama-i-svyazi-s-obschestvennostyu-i-kompetentsiy-kak-osnovaniy-ego (дата обращения: 02.08.2015).

9. Козлова О.В., Сыченкова А.В. Проектно-деятельностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в КНИТУ-КАИ // Теория и практика общественного развития, 2015, №15 URL:http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/15/pedagogics/kozlova-sychenkova.pdf (дата обращения: 23.08.2015).

10. Козлова О.В., Сыченкова А.В. Преподавание истории в техническом вузе: современные подходы в рамках требований новых ФГОС // Теория и практика общественного развития, 2013, №9. С. 162-165.

11. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. 2011. №3. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovanii (дата

обращения: 20.08.2015).

Рецензент: Загребина Екатерина Ильдусовна, кандидат педагогических наук, начальник отдела методического сопровождения учебного процесса КНИТУ им. А.Н. Туполева.

Sychenkova Anna Vladimirovna

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

Russian Federation, Kazan E-mail: asychenkova@yandex.ru

The development of «Advertising and public relations» bachelor's professional competencies in the course «The basics of branding» using project education technology

Abstract. The importance of studying the training content of PR - manager at the university is justified by the changing requirements of the market to Bachelor's competences in Advertising and Public Relations, which are formed in the educational process, at first, and secondly by transition from traditional methods to modern, relevant requirements of the new Federal state educational standard of higher education. The article is devoted to a problem of the project -based approach application through students. The problem is investigated on the experience of «Advertising and public relations» bachelor's training at the Kazan national research technical university named after A.N. Tupolev in the course «The basics of branding». The author offers features of the theoretical and practical training for professional and common cultural competences development. The author emphasizes the need for a project technology in teaching of students. The author also names the assessment criteria.

Keywords: advertising; public relations; branding; bachelor; common cultural competence; professional competence; project educational technology.

REFERENCES

1. Gil'manov A.Z., Muratov T.K. Osnovyne trebovaniya rabotodateley k vypusknikam vuzov gumanitarnogo profilya // Regionologiya, 2009, №3 URL: http://regionsar.ru/node/380 (data obrashcheniya: 20.08.2015).

2. Mukhin L.N., Pavlenko A.V. Otnoshenie rabotodateley k vypusknikam VUZov na primere goroda Tomska // URL: http://www.cstv.tsu.ru/res/otnoshenie.pdf (data obrashcheniya: 20.08.2015).

3. Karpukhina E.A. Rabotodatel' i rabotnik — novye trebovaniya i novye ozhidaniya (nebol'shoe predislovie k provedennym issledovaniyam) // URL: http://www.socpolitika.ru/files/3821/Predislovie.pdf (data obrashcheniya: 02.08.2015).

4. Zagrebina E.I., Dobrotvorskaya S.G. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy budushchikh inzhenerov v protsesse ekologicheskoy podgotovki na baze informatsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy // Obrazovanie i samorazvitie. 2011. T.1 №23. - S. 71-76.

5. Adil'zyanova R.R., Sychenkova A.V. Metody aktivizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti v protsesse osvoeniya kursa «Otechestvennaya istoriya» studentami neistoricheskikh spetsial'nostey // Problemy izucheniya istorii KhKh veka v vysshey shkole v usloviyakh perekhoda na Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty novogo pokoleniya: Sb. materialov vseros. nauch. konf. Kazan', 2011 - S. 21-25.

6. Galimullina N.M., Korshunova O.N. Formirovanie kompetentsiy bakalavrov napravleniya podgotovki «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu» v ramkakh distsipliny «Organizatsiya raboty otdelov reklamy i svyazey s obshchestvennost'yu» // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014. No3 (22) [Elektronnyy resurs] - M.: Naukovedenie, 2014. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/160PVN314.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl. (Data obrashcheniya 23.06.2015).

7. Galimullina N.M., Feoktistova I.R. Osobennosti razvitiya navykov proektnoy deyatel'nosti u bakalavrov napravleniya podgotovki «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu» // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Tom 7, No3(2015) http://naukovedenie.ru/PDF/188PVN315.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus., angl. DOI: 10.15862/188PVN315 (data obrashcheniya: 23.08.2015).

8. Cherednyakova A.B. Analiz soderzhaniya podgotovki bakalavrov po napravleniyu «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu» i kompetentsii kak osnovaniy ego proektirovaniya // Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2013. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyu-reklama-i-svyazi-s-obschestvennostyu-i-kompetentsiy-kak-osnovaniy-ego (data obrashcheniya: 02.08.2015).

9. Kozlova O.V., Sychenkova A.V. Proektno-deyatel'nostnyy podkhod v prepodavanii gumanitarnykh distsiplin v KNITU-KAI // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2015, №15 URL:http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/15/pedagogics/kozlova-sychenkova.pdf (data obrashcheniya: 23.08.2015).

10. Kozlova O.V., Sychenkova A.V. Prepodavanie istorii v tekhnicheskom vuze: sovremennye podkhody v ramkakh trebovaniy novykh FGOS // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2013, №9. S. 162-165.

11. Belyakov E.M., Voskresenskaya N.M., Ioffe A.N. Proektnaya deyatel'nost' v obrazovanii // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2011. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovanii (data obrashcheniya: 20.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.