Научная статья на тему 'Проектируем интегрированный урок'

Проектируем интегрированный урок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектируем интегрированный урок»

Мастер-класс

Пономарева Е.А.,

к.п.н., доцент АПК и ППРО

Проектируем интегрированный урок

Как можно использовать интегрированные уроки для ознакомления учащихся с общими методами научного познания?

Одна из задач, которую уже не первый год решает российское образование на школьном уровне - это формирование у обучающихся целостной картины материального мира. Подходы к решению этой задачи весьма различны. Остановимся даже не на подходе, а лишь на форме урока, который, как показывает школьная практика, позволяет продвинуться в решении заявленной задачи. Это форма - интегрированный урок.

Начнем с того, что такое интегрированный урок в контексте данной статьи? Это урок, содержание которого построено на межпредметном материале, отобранном по определенным педагогическим основаниям, позволяющим реализовать цели и задачи данного урока.

На путях поиска интересных, нестандартных форм обучения интегрированный урок позволяет учителям решать целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционного урока. Перечислим хотя бы некоторые задачи этого ряда: а) мотивация учебной деятельности за счет нестандартной формы урока («это интересно, - потому что не обычно»); б) возможность раскрытия объема учебных понятий, применяемых в разных предметных областях (например, понятие вектор в физике и математике); в) целенаправленная работа с мыслительными операциями, такими как сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и др.; г) демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении задач; и т.д.

Основания для интеграции могут выбираться по -разному. Все зависит, как уже было сказано, от целей и задач урока. В этой статье, рассмотрим в качестве основания для интеграции те возможности, которые содержит предметная область информатика.

Предметная область «информатика» легко может стать базой для проведения интегрированных уроков, т.к. по отношению к информатике содержание любого другого школьного предмета может рассматриваться как информация того или иного вида. Обработка же информации, т.е. информационный процесс - одно из основополагающий понятий информатики.

Позволим себе в тексте статьи употреблять термин надпредметные знания, используя его как синоним термину общеучебные знания, умения и навыки.

Интегрированный урок, построенный на базе информатики, позволяет конкретизировать эти знания и применить их на практике в другой образовательной области.

Нам кажется, что потенциал информатики как учебного предмета в плане проведения интегрированных уроков (не говоря уже об интегрируемых курсах) еще очень мало реализуется. Наша практическая работа с учащимися старших классов в этом направлении подтверждает возможность проведения таких уроков, а также отмечает большой интерес к ним со стороны учащихся. Интегрированные уроки, по-нашему мнению, несомненно, способствуют развитию теоретического мышления учащихся, т.к. само пространство такого урока, его содержание активизируют умственную деятельность. Кроме того, такой урок дает возможность учителю целенаправленно продемонстрировать наиболее важные приемы и методы умственной деятельности в нестандартной ситуации.

Хочется предложить вниманию коллег проект одного из таких уроков.

Тема урока: «Использование общеучебных знаний и умений (схема анализа) на уроках информатики и литературы».

Актуальность темы.

В педагогической литературе уже неоднократно ставился вопрос об ознакомлении учащихся с общими методами научного познания, методами исследования и изложения научной информации. Знакомство с этими методами происходит в рамках почти всех предметных областей, т.е. они в большей или меньшей степени отражены в содержании учебного предмета. К сожалению, условий для предъявления учащимся общенаучных методов познания как действительно общенаучных, т.е. применяемых в различных направлениях научной деятельности, в школе практически нет. Да впрочем, и формирование у них понятия о науке, как особой сфере деятельности человека, тоже выражено слабо.

Таким образом, интегрированные уроки на базе образовательной области «информатика», могут в некоторой степени помочь в решении означенных задач.

Идея урока.

Со схемой анализа как общеучебным методом познания учащиеся знакомятся на уроках литературы, математики, химии, физики, информатики. Например, на уроках литературы учащиеся регулярно занимаются анализом прозаических произведений и, как утверждают учителя словесности, в большинстве своем справляются с этой формой учебной работы. Но понимания того, что этот метод познания универсален, переносим из одной образовательной области в другую у них не формируется. Подтверждением этой позиции служит эксперимент, который мы проводим на уроке информатики из года в год.

66

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

Мастер-класс

Интегрированный урок объединил две предметные области литературу и информатику. На уроках литературы учащиеся регулярно занимаются анализом прозаических произведений и, как утверждают учителя словесности, в большинстве своем справляются с этой формой учебной работы.

Условия проведения урока.

1. Проведен эксперимент, который показал учащимся, что их знания о правильном использовании анализа, как метода познания, требуют дополнения и уточнения.

2. Проведен урок, на котором учащиеся знакомятся со схемой анализа и отрабатывают навыки ее применения.

Эксперимент.

1 этап.

Учитель обращается к учащимся с вопросом: «Анализ - известное вам понятие?»

Ученики: всегда отвечают утвердительно.

Учитель: На каких предметах вы с этим понятие сталкивались?

Ученики: на литературе, истории, химии, математике и т.д.

Учитель: Проделаем такую работу.

Проанализируйте текст учебника страница N°...

Если вопросов нет, можете преступить к работе.

(Вопросов, как правило, не бывает. На работу отводиться 5 минут).

2 этап.

Учитель задает 3-5 ученикам один и тот же вопрос: «Что ты делал, когда приступил к работе над текстом?»

Ответ, который дают ученики, за редким исключением, один и тот же: «Читал текст».

Учитель: Значит, читать и анализировать - это одно и тоже?»

Ученики (10 класс) на уровне интуиции понимают, что-то не так, но сформулировать в чем суть ситуации затрудняются.

Учитель: Давайте порассуждаем! Попробуйте сформулировать, с какой целью вы читали текст?

Ученики:

а) понять, о чем идет речь в этом тексте;

б) просто читал без всякой цели;

в) понять главную мысль;

г) читал, потому что все читали.

3 этап.

Учитель: изменим задание. Проанализируйте,

сколько в этом тексте предложений.

Ученики: 17 предложений.

Учитель: что вы делали, выполняя задание?

Ученики: считали количество предложений в тексте.

Учитель: для того, чтобы посчитать предложения, нужно ли было читать текст?

Ученики: нет.

Учитель: отличалось ли второе задание по работе с текстом от первого? Если отличалось, то чем?

Ученики: а) во втором задании было четко сказано, что нужно делать;

б) во втором задании была задана цель деятельности.

Учитель: молодцы! Вы сумели выделить один из главных признаков анализа - наличие цели.

Осталось разобраться, что же еще, кроме цели, составляет содержание анализа как метода познания.

Как бы вы сформулировали цель вашей работы на уроке?

Цель урока (для учеников): понять, что такое анализ; по какой схеме его можно осуществлять.

Результат эксперимента.

1. Для учителя этот эксперимент демонстрирует несформированность такой форма научный деятельности как анализ, хотя из ответов учеников следует, что это понятие им знакомо. В формальной логике одним из признаков сфор-мированности понятия является его переносимость из одной предметной области в другую.

2. Так как этот эксперимент проводится в начале урока, на котором учащиеся знакомятся со схемой анализа, то создается проблемная ситуация, требующая разрешения.

3. Проблемная ситуация - это одно из условий мотивированности деятельности учащихся на уроке.

Схема анализа

1. Определение: логический анализ (греч. - разложение) - мыслительная операция, которая заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части, и является методом получения новых знаний. (Философский словарь)

2. Схема анализа.

1) Объект анализа (что анализируем?).

2) Предмет анализа (на предмет чего?)

3) Цель (с какой целью?)

4) Критерии (как должно быть? или с чем сравниваем?)

5) Процедура анализа (что делаем?)

6) Результат анализа.

Замечание. В зависимости от характера исследуемого объекта анализ выступает в различных формах, может быть полным или неполным.

Пример. Анализ контрольной работы.

1) Объект анализа (что анализируем?) - текст контрольной работы.

2) Предмет анализа (на предмет чего?) - задания сделанные с ошибкой.

3) Цель (с какой целью?) - понять суть ошибок и причину, по которой они допущены.

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

67

Мастер-класс

4) Критерии (как должно быть? или с чем сравниваем?) - законы, правила, образцы и.т.п.

5) Процедура анализа (что делаем?) - рефлексия, сравнение с правилами, законами, образцами, коллективное обсуждение. Самоанализ и т.д.

6) Результат анализа соотносится с поставленной целью.

Сценарий интегрированного урока.

Цель урока: показать учащимся универсальный характер схемы анализа и возможность ее переноса в другую предметную область.

Задачи урока.

1. Показать учащимся универсальный характер схемы анализа.

2. Сравнить логическую схему анализа со схемой анализа литературного произведения.

3. Выслушать мнение учащихся о такой форме учебной деятельности как интегрированный урок.

Ход урока.

1. Вводное слово учителя информатики.

Сегодня у нас с вами интегрированный урок. Это

уже знакомая вам форма занятия. Его особенностью можно считать лишь то, что он объединяет два таких, казалось бы далеких друг от друга предмета, литературу и информатику. Тема урока, которую вы видите на доске, тоже необычна: «Использование общеучебных знаний и умений (схемы анализа) на уроках информатики и литературы». Вполне понятно, что у вас возникает вопрос: «Зачем нужен такой урок?». Попытаемся ответить на него совместными усилиями и решить, нужны ли нам такие уроки.

Как всегда, нашу работу мы начнем с формулировки цели деятельности.

Цель урока (формулируется после обсуждения с учащимися): убедиться, что схема анализа - общеучебное знание (пока на примере информатики и литературы).

2. Учитель информатики.

Вспомним определение информатики (спрашивает учеников).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение. Информатика - это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Средства, которые используются в информационных процессах, достаточно универсальны по отношению к любой информации, не зависимо от ее научной принадлежности, т.е. они могут быть отнесены к общенаучным методам познания.

Мы не занимаемся наукой, а осваиваем содержание среднего образования, поэтому в рамках урока будем называть эти знания, умения и навыки общеучебными или надпредметными.

Вспомним схему анализа (слайд).

Схема анализа.

1) Объект анализа (что анализируем?).

2) Предмет анализа (на предмет чего?)

3) Цель (с какой целью?)

4) Критерии (как должно быть? или с чем сравниваем?)

5) Процедура анализа (что делаем?)

6) Результат анализа.

Известно, что в зависимости от характера исследуемого объекта, анализ выступает в различных формах, может быть полным или неполным, но анализ как мыслительная операция, направленная на получение некоторого знания, всегда предшествует нашему действию.

Примеры (слайд).

1) Покажите, как работает схема анализа, когда вы на уроке математики получаете задание -решить задачу.

1) Объект анализа (что анализируем?) - текст задачи.

2) Предмет анализа (на предмет чего?) - выявить, что дано, что требуется определить.

3) Цель (с какой целью?)- решить задачу.

4) Критерии (как должно быть? или с чем сравниваем?) - с известными образцами, алгоритмами, законами и.т.д.

5) Процедура анализа (что делаем?)- реализуем алгоритм решения.

6) Результат анализа - достигнутая (недостигнутая) цель: а) задача решена; б) понято, что не могу решить задачу.

Подготовительный этап урока закончен. Слово учителю литературы.

Вводное слово учителя литературы.

Напомню цель нашего урока: убедиться, что схема анализа - общеучебное знание.

Обратимся к схеме анализа прозаического произведения, с которой вы давно и хорошо знакомы (слайд).

1. Выходные данные.

2. Идейно-тематическая основа произведения.

3. Основные герои, их портреты и характеры.

4. Специфика сюжета.

5. Жанрово-родовая принадлежность.

6. Языковая структура произведения.

7. Мое восприятие произведения.

Из опыта работы на уроках литературы мы знаем,, что анализ может быть частным и системным. Если анализ проходит по всей схеме, то мы называем его системным, в противном случае - частным.

Реализуя цель урока, проведем анализ литературного произведения по той схеме, которую вы использовали на уроках информатики. Работать будем с уже известным вам материалом - драмой А.Н. Островского «Гроза».

68

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

Мастер-класс

3. Учитель литературы.

♦ Проанализируем образ Катерины.

1) Объект анализа (что анализируем?) - пьеса А.Н. Островского «Гроза».

2) Предмет анализа (на предмет чего?) - образ Катерины.

3) Цель (с какой целью?)

♦ Учитель: какие цели мы можем поставить перед собой, анализируя характер Катерины? Сформулитруйте возможные цели (1-2 минуты).

Ученики:

• Узнать Катерину через ее отношения с другими действующими лицами пьесы.

• Выявить отношение других героев пьесы к Катерине.

• Соотнести поступки Катерины с ее словами.

• Выработать собственное отношение к Катерине и т.д.

♦ Учитель: подведем итог. Мы видим, что цели, при анализе образа Катерины, могут быть различны. Различие в целях соответствующим образом отразится и на дальнейшем применении схемы анализа.

4) Критерии (как должно быть? или с чем сравниваем?)

♦ Учитель: хочу напомнить вам, как оценивали образ Катерины Добролюбов Н.А. и Писарев Д.И. (слайд)

весьма субъективен. Он зависит от взглядов человека, его жизненного опыта, культуры, мировоззрения и т.д., поэтому так важно иметь собственное мнение, свою позицию. И не только иметь, но и уметь ее обосновать.

Для доказательства субъективности оценки образа литературного героя и, в частности, Катерины, познакомлю вас еще с одним высказыванием:

«Катерина не может быть оценена тенденциозно и односторонне; это глубокий самобытный характер». А. Григорьев. («После «Грозы» Островского» 1860г.). Может быть, кто-то из вас отдаст предпочтение этой оценке Катерины.

6) Результат анализа, конечно, зависит от поставленной цели.

♦ Учитель: еще раз вернемся к цели нашего урока. Выскажите свое мнение: достигнута ли цель урока.

Ученики:

• Считаю, что цель достигнута, несмотря на то, что пример разобрали только один. Думаю, что эти знания легко перенести на историю, когда, например, анализируется деятельность какого-нибудь государственного деятеля.

• Мне тоже кажется, что цель достигнута. Раньше я даже не задумывалась, что анализ - он везде анализ.

«Луч света в темном царстве» (1860 г) Добролюбов Н.А. «Мотивы русской драмы» (1864 г.), «Посмотрим» (1865 г.) Писарев Д.И.

• Решительный, цельный, народный характер, исполненный веры в новые идеалы; • Луч света в темном царстве; • Конец Катерины - страшный вызов самодурной силе. • Зачумленная личность; • Истеричка, вечное дитя; • Совершив множество глупостей, она бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость.

♦ Учитель: высказывания противоречивы. Оба автора анализировали одну и туже пьесу, один образ, следовательно, нашли подтверждение своего мнения в тексте пьесы. А вела их к этим выводам, поставленная цель.

Проанализируйте образ Катерины, с целью подтвердить или опровергнуть высказывания Добролюбова Н.А. и Писарева Д.И. в зависимости от вашего личного отношения к ней, т.е. мы приступаем к процедуре анализа.

5) Процедура анализа (что делаем?)

♦ Учитель: что же мы будем делать?

Ученики: будем искать в тексте пьесы цитаты, обосновывающие или опровергающие мнение Добролюбова Н.А. и Писарева Д.И (после 2-3 минут работы учащиеся зачитывают результаты проведенного анализа, высказывают свое мнение).

♦ Учитель: хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Анализ литературных произведений

• Думаю, что цель достигнута. Я еще понял важность своего мнения.

Мнение учеников об уроке (мнение выражалось в письменном виде, ответы учеников не редактировались):

• Этот урок был очень интересным и необычным. Я поняла, какие знания относятся к надпред-метным, научилась выделять их из содержания урока.

• Интересно, но необычно.

• Когда интересно, уроки пролетают быстро, сейчас так и было.

• Я даже не думал, что мои мозги могут так работать.

• Я вынесла для себя очень много интересного.

• Интерес был совмещен с приобретением новых знаний. Ставлю учителям 5.

• Спасибо за урок.

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.