Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий методом "моделирование" на уроках ознакомления с окружающим миром'

Формирование универсальных учебных действий методом "моделирование" на уроках ознакомления с окружающим миром Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1585
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысолятина Татьяна Владимировна

Приоритетом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий. В статье представлен метод «моделирование», как системно-деятельностный, практический метод обучения, отвечающий требованиям ФГОС. Приёмы работы во 2 3 классах на уроках окружающего мира. УМК «Школа России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий методом "моделирование" на уроках ознакомления с окружающим миром»

фрагмент текста, повествующий о том, что четырнадцать футов - это расстояние между краями пропасти. Ученикам предлагается подумать над вопросом, что же ещё может символизировать этот заголовок, помимо расстояния. При организации этапа предчтения используются приемы «Мозговой штурм», «Прогнозирование».

Изучению в 9 классе пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» предшествует проблемная беседа по вопросам: что такое ум и в чём он проявляется? Чем умный человек отличается от знающего? Может ли ум быть для человека источником несчастий и когда? Какие проблемы могут подниматься в произведении с таким названием? Организация проблемной беседы позволяет актуализировать личный опыт школьников, включить их в обсуждение непростых, но важных для них вопросов, побудить к осмысленному прочтению произведения русской классики.

Знакомство учащихся старшей школы с романом Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на чёрном» начинается с этапа предчтения, основу которого составляет стратегия «Поставь проблему - предложи решение». Ученикам предлагается сформулировать вопросы, которые может поднимать автор книги, повествующей о сложности человеческой жизни. Следующий этап использованной стратегии состоит в выдвижении и защите учениками своего варианта решения основной проблемы романа: как суметь увидеть в жизни свет, когда кругом тьма? Предтекстовая деятельность завершается мыслью учителя о том, что жизненная ситуация, в которой оказался автор романа, дала ему огромный опыт, позволивший помочь немалому числу читателей, оказавшихся в безысходном положении.

Применение при изучении литературных произведений стратегий предтекстовой деятельности способствует повышению интереса школьников к чтению, более осмысленному восприятию ими читаемого текста, позволяет актуализировать их знания и жизненный опыт, развивать речь, мышление, воображение.

Список литературы

1. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М., 2012. 128 с.

2. Пранцова Г.В. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. М., 2016. 368 с.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЕТОДОМ «МОДЕЛИРОВАНИЕ» НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ Сысолятина Т.В.

Сысолятина Татьяна Владимировна - учитель начальных классов; Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа, п. Орлецы

Аннотация: приоритетом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий. В статье представлен метод «моделирование», как системно-деятельностный, практический метод обучения, отвечающий требованиям ФГОС. Приёмы работы во 2 - 3 классах на уроках окружающего мира. УМК «Школа России».

Ключевые слова: модель, моделирование, окружающий мир, универсальные учебные действия.

Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я усваиваю. Китайская мудрость

В современном мире происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из наиболее перспективных методов воспитания и обучения является метод моделирование, поскольку мышление младшего школьника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в ознакомлении детей с окружающим миром.

Чаще всего прослеживание за изменениями развивающихся организмов или явлений природы, зависимостью природных сообществ рождает объективные трудности для детей. Порою бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели. И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого метода. Модели и моделирование - это метод познания всего того, что нас окружает. Моделирование - это исследовательский процесс. Исследование даёт новые знания об объекте, явлении, процессе.

Стандарт ФГОС предусматривает применение метода моделирование на уроках в начальной школе. В стандарте особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия

• Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений

• Модель — это упрощённое подобие объекта, которое воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики объекта-оригинала или объекта проектирования.

Авторы метода

Теория учебного моделирования берёт своё начало в работах Д.Б. Давыдова,

A.Ч. Варданяна, З.Д. Гольдина. Научное обоснование этой теории представлено в трудах П.Я. Гальперина. В концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина -

B.В. Давыдова моделирование включено как учебное действие, которое должно быть сформировано у учащихся.

Практика обучения в начальной школе показывает, что в процессе изучения учебных предметов учащиеся имеют дело с учебными моделями и моделированием. Необходимость овладения моделированием в виде учебного действия диктуется не только его значимостью в качестве средства познания, но и психолого-педагогическими требованиями в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теорией учебной деятельности (В.В. Давыдов, Л.М. Фридман).

Академик Р.С. Гайсина в своей статье утверждает: В отличие от работы с готовыми моделями, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие признаки, как количество листьев и характер поверхности. Безразличны несущественные для данной деятельности их цвет и

форма. Абстрагироваться от этих признаков предоставляет возможность моделирование [1, с. 68].

Цели и задачи метода:

создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной активности учащихся

• формирование и развитие личностных качеств школьников;

• формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

• формирование высокого положительного уровня межличностных отношений учителя и учащихся.

• решение познавательных задач по исследованию объекта, явления

Цель уроков в технологии учебного моделирования:

• Изучить внутренние связи и отношения внутри рассматриваемого объекта.

• Изготовить образовательный продукт (модель, схему, таблицу, рисунок).

• Применить продукт на практике.

Учитель может представить детям готовую модель, но только на начальном этапе обучения. Задача учителя научить детей изготовлять свою модель, продемонстрировать её другим ученикам, сравнить её с другими работами, исправить ошибки. Научить применять модель для изучения объектов природы и явлений окружающего мира.

Термин «модель» - не входит в активный словарь школьника. Рассмотрим такие «модели», которые являются инструментами получения знаний. Тема урока: «Глобус - это модель Земли». Работаем над термином. Модель - это уменьшенный образ, упрощённый процесс или явление заменяемого объекта, который в реальности будет перед нами.

1. Фрагмент урока

Тема: «Глобус - модель Земли»

У: Что у меня в руках?

Глобус

У: Как вы думаете, ребята, а для чего учёные придумали вот такой глобус?

Д: Мы можем по нему представить нашу планету.

У: Что рассказывает глобус о нашей планете?

Сравниваем размер, цвет, форму и таким образом вычленяем существенные признаки объекта.

Наша планета огромная, а глобус маленький

Почему глобус крутится? Что он нам этим показывает?

Делаем вывод: глобус - это уменьшенная в миллион раз наша планета.

Чтобы мы могли лучше изучить нашу планету, учёные изобрели модель нашей планеты и назвали эту модель - глобусом.

Как вы считаете, правильно ли они поступили? Кто придумал глобус? Страничка для любознательных. Сообщение подготовленного ученика

А если бы вам, ребята, поступило предложение - изготовить модель Земли.

Как бы вы стали выполнять эту задачу?

Заслушиваем варианты ответов. Выбираем лучший вариант.

На уроке звучат вопросы: что такое модель? Нужна ли нам она? Для чего необходимо изготовить модель? Как она нам поможет приобрести прочные умения?

2.Фрагмент урока

Очень трудно представить детям двойное вращение в солнечной системе

У: Что мы об этом знаем?

Д: Земля вращается вокруг солнца. Земля вращается вокруг своей воображаемой оси.

Изучаем смену времён года, смену дня и ночи.

Как нам легче представить вращение Земли вокруг Солнца?

А как она вращается вокруг своей воображаемой оси?

У: Чтобы нам легче представить и понять такое двойное вращение, мы сделаем модель этого явления.

Выбираем материал, решаем, что лучше из пластилина. Анализируем, выбор цветов, учитываем соотношение размеров.

Распределяем роли в паре: кто лепит солнце, кто - Землю. Орбиту рисуем на листе бумаги. А может кто-то предложит слепить Луну. Работаем с моделью на практике.

В паре дети демонстрируют вращение Земли вокруг Солнца. При этом наглядно наблюдают, как происходит и вращение Земли вокруг своей оси. Проверяем и оцениваем свои достижения. Тема урока: «Термометр»

Определяем важность моделирования. Например, при работе с настоящим термометром мы не сможем изменять показания ртутного столбика, а если изготовить модель термометра из картона и бумаги, то можно выполнять разные задания и таким образом приобрести прочные умения определять температуру воздуха. Таким способом умения приобретаются детьми очень быстро и с удовольствием. Моделирование объекта проходит по этапам.

• Изучение объекта, явления.

• Выявление основных признаков предмета, явления, перенос существенных признаков на модель

• Планирование построения модели. Какой будет ваша модель?

• Изготовление. Демонстрация, представление

• Открытие нового знания, отработка умения с помощью модели. Практическая работа - моделирование термометра.

План работы.

• Изучаем части термометра, наблюдаем движение ртутного столбика в тёплой и холодной воде.

• Прогнозируем, ставим цели. Можно ли его изготовить в виде модели?

• Определяем материалы и способ изготовления.

• Изготовляем

• Представляем модель в действии. Выполняем задания на модели.

• Оцениваем работу. Получилось ли так, как планировали?

• Рефлексия.

В классе модель термометра помещаем в уголок природы. Каждый ученик, комментируя погодные наблюдения, демонстрирует температуру воздуха на модели термометра. Это становится любимым занятием детей. Примеры моделирования по темам. Моделирование по теме: «Невидимые нити» 2 класс

1 вариант

Предложите способ изображения связей с помощью моделей. Изготовьте 1 - 2 модели

2 вариант

Класс делится на группы. Каждая группа получает роль «исследователи связей» Задание: приведите свои примеры связей

1 группе: между живой и неживой природой

2 группа: между животными и растениями

3 группа: между различными животными

4 группа: между природой и человеком

Примеры связей продемонстрируйте с помощью рисунков, картинок, схем.

Связь между растениями и животными

Дети представляют рисунки, картинки.

Бобр грызёт дерево.

Белка грызёт орех.

Медведь лакомится ягодами.

Связь между природой и человеком

Обучающиеся комментируют свои модели.

Дети катаются на коньках, на лыжах.

Девочка поливает комнатные растения.

Мальчик кормит голубей.

Дети собирают яблоки.

Тема: Организм человека.

Изготовь модель, показывающую внутреннее строение организма. Используй картон, цветную бумагу, пластилин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определи по модели или схеме, где расположены твои внутренние органы: головной мозг, спинной мозг, сердце, лёгкие, желудок и другие. Попроси взрослых или одноклассников проверить тебя.

Тема: Что же изучает наука экология?

Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей среды. Обсудите представленные модели в классе. Выберите наиболее удачные.

Тема: Солнце, растения и мы с вами.

На основе схем учебника изготовьте модели, показывающие питание и дыхание растений.

Расскажите об этих процессах. Проверьте друг друга. При необходимости исправьте ошибки, перемещая детали моделей.

Тема: Кто что ест. Цепи питания.

Изготовьте модели цепей питания некоторых животных. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей. Например:

Осина - лось - медведь

Растения - заяц - рысь

Пшеница - мышь - лиса

Тема: Три состояния воды.

Изготовь из пластилина на дощечке или фанерке модель круговорота воды в природе. Расскажи по этой модели о круговороте воды.

Тема: Что такое почва?

Изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Тема: Размножение и развитие растений.

Покажи на модели процесс развития растения из семени. Проверь себя по тексту и рисункам учебника.

Тема: Размножение и развитие животных.

Изготовь модель, показывающую развитие тех животных, которые тебя особенно заинтересовали.

Тема: Великий круговорот жизни.

Придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую круговорот веществ. Сравните с моделями, предложенными другими ребятами. Выберите лучшую из них.

Тема: Наше питание.

Изготовь модель или схему. Представь в ней питательные вещества, которые человек получает с пищей.

Задания на формирование универсальных учебных действий

Личностных

• Представь свою модель.

• Опиши явление, представленное на модели

• Оцени поступки своих героев (отношение к природе и здоровый образ жизни, этические нормы поведения.)

Регулятивных

• Спланируйте изготовление модели

• Сравни модель с моделями одноклассников.

• Проанализируй недостаток модели. Чего в ней не хватает?

• Прогнозирование. Что у нас получится? Какая модель лучше?

• Какова цель моделирования явления?

• Выберите необходимые материалы для изготовления

• Самопроверка, самооценка Коммуникативных

• Помоги однокласснику. Исправь ошибку

• Приведи свои примеры с помощью рисунка. Посоветуйся

• Поменяйтесь моделями

• Придумайте модель в группе, паре

• Покажи свою модель одноклассникам, соседу по парте

• Прими участие в обсуждении, диалоге

• Выслушай одноклассника, оцени, предложи свой вариант

• Используя модель, расскажите друг другу... Познавательных

• Проанализируй объект, выяви существенные признаки

• Докажи с помощью модели изученное явление природы

• По своей модели составь вопросы

• Придумай задания по работе с моделью для одноклассников.

• Подбери соответствующую содержанию модель

• Составь модель природного явления, объекта. Сделай выводы

• Проанализируй недостаток модели. Чего в ней не хватает?

• Почему ты выбрал такую модель?

• Сравни модель с моделями одноклассников.

Моделирование создает благоприятные условия для всестороннего развития детей. Работая с моделями, дети раскрепощаются. У них развивается речь, создаётся уверенность в себе. Я уверена, что этот метод займёт достойное место в процессе познавательной и творческой деятельности детей в школе. Метод моделирования, как универсальное учебное действие, обеспечивает формирование всех видов УУД.

Список литературы

1. Журнал «Начальная школа» Гайсина Р.С. Моделируя - познаем мир, 2006. № 9. С. 67 - 71.

2. Журнал «Образование в Кировской области», 2011 г. № 1-4. Рубрика «Новые образовательные стандарты».

3. Учебник. Плешаков А.А. «Окружающий мир» 2 - 4 класс. Издательство: Москва, «Просвещение», 2015.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.