фрагмент текста, повествующий о том, что четырнадцать футов - это расстояние между краями пропасти. Ученикам предлагается подумать над вопросом, что же ещё может символизировать этот заголовок, помимо расстояния. При организации этапа предчтения используются приемы «Мозговой штурм», «Прогнозирование».
Изучению в 9 классе пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» предшествует проблемная беседа по вопросам: что такое ум и в чём он проявляется? Чем умный человек отличается от знающего? Может ли ум быть для человека источником несчастий и когда? Какие проблемы могут подниматься в произведении с таким названием? Организация проблемной беседы позволяет актуализировать личный опыт школьников, включить их в обсуждение непростых, но важных для них вопросов, побудить к осмысленному прочтению произведения русской классики.
Знакомство учащихся старшей школы с романом Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на чёрном» начинается с этапа предчтения, основу которого составляет стратегия «Поставь проблему - предложи решение». Ученикам предлагается сформулировать вопросы, которые может поднимать автор книги, повествующей о сложности человеческой жизни. Следующий этап использованной стратегии состоит в выдвижении и защите учениками своего варианта решения основной проблемы романа: как суметь увидеть в жизни свет, когда кругом тьма? Предтекстовая деятельность завершается мыслью учителя о том, что жизненная ситуация, в которой оказался автор романа, дала ему огромный опыт, позволивший помочь немалому числу читателей, оказавшихся в безысходном положении.
Применение при изучении литературных произведений стратегий предтекстовой деятельности способствует повышению интереса школьников к чтению, более осмысленному восприятию ими читаемого текста, позволяет актуализировать их знания и жизненный опыт, развивать речь, мышление, воображение.
Список литературы
1. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М., 2012. 128 с.
2. Пранцова Г.В. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. М., 2016. 368 с.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЕТОДОМ «МОДЕЛИРОВАНИЕ» НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ Сысолятина Т.В.
Сысолятина Татьяна Владимировна - учитель начальных классов; Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа, п. Орлецы
Аннотация: приоритетом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий. В статье представлен метод «моделирование», как системно-деятельностный, практический метод обучения, отвечающий требованиям ФГОС. Приёмы работы во 2 - 3 классах на уроках окружающего мира. УМК «Школа России».
Ключевые слова: модель, моделирование, окружающий мир, универсальные учебные действия.
Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я усваиваю. Китайская мудрость
В современном мире происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из наиболее перспективных методов воспитания и обучения является метод моделирование, поскольку мышление младшего школьника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в ознакомлении детей с окружающим миром.
Чаще всего прослеживание за изменениями развивающихся организмов или явлений природы, зависимостью природных сообществ рождает объективные трудности для детей. Порою бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели. И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого метода. Модели и моделирование - это метод познания всего того, что нас окружает. Моделирование - это исследовательский процесс. Исследование даёт новые знания об объекте, явлении, процессе.
Стандарт ФГОС предусматривает применение метода моделирование на уроках в начальной школе. В стандарте особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия
• Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений
• Модель — это упрощённое подобие объекта, которое воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики объекта-оригинала или объекта проектирования.
Авторы метода
Теория учебного моделирования берёт своё начало в работах Д.Б. Давыдова,
A.Ч. Варданяна, З.Д. Гольдина. Научное обоснование этой теории представлено в трудах П.Я. Гальперина. В концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина -
B.В. Давыдова моделирование включено как учебное действие, которое должно быть сформировано у учащихся.
Практика обучения в начальной школе показывает, что в процессе изучения учебных предметов учащиеся имеют дело с учебными моделями и моделированием. Необходимость овладения моделированием в виде учебного действия диктуется не только его значимостью в качестве средства познания, но и психолого-педагогическими требованиями в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теорией учебной деятельности (В.В. Давыдов, Л.М. Фридман).
Академик Р.С. Гайсина в своей статье утверждает: В отличие от работы с готовыми моделями, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие признаки, как количество листьев и характер поверхности. Безразличны несущественные для данной деятельности их цвет и
форма. Абстрагироваться от этих признаков предоставляет возможность моделирование [1, с. 68].
Цели и задачи метода:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной активности учащихся
• формирование и развитие личностных качеств школьников;
• формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
• формирование высокого положительного уровня межличностных отношений учителя и учащихся.
• решение познавательных задач по исследованию объекта, явления
Цель уроков в технологии учебного моделирования:
• Изучить внутренние связи и отношения внутри рассматриваемого объекта.
• Изготовить образовательный продукт (модель, схему, таблицу, рисунок).
• Применить продукт на практике.
Учитель может представить детям готовую модель, но только на начальном этапе обучения. Задача учителя научить детей изготовлять свою модель, продемонстрировать её другим ученикам, сравнить её с другими работами, исправить ошибки. Научить применять модель для изучения объектов природы и явлений окружающего мира.
Термин «модель» - не входит в активный словарь школьника. Рассмотрим такие «модели», которые являются инструментами получения знаний. Тема урока: «Глобус - это модель Земли». Работаем над термином. Модель - это уменьшенный образ, упрощённый процесс или явление заменяемого объекта, который в реальности будет перед нами.
1. Фрагмент урока
Тема: «Глобус - модель Земли»
У: Что у меня в руках?
Глобус
У: Как вы думаете, ребята, а для чего учёные придумали вот такой глобус?
Д: Мы можем по нему представить нашу планету.
У: Что рассказывает глобус о нашей планете?
Сравниваем размер, цвет, форму и таким образом вычленяем существенные признаки объекта.
Наша планета огромная, а глобус маленький
Почему глобус крутится? Что он нам этим показывает?
Делаем вывод: глобус - это уменьшенная в миллион раз наша планета.
Чтобы мы могли лучше изучить нашу планету, учёные изобрели модель нашей планеты и назвали эту модель - глобусом.
Как вы считаете, правильно ли они поступили? Кто придумал глобус? Страничка для любознательных. Сообщение подготовленного ученика
А если бы вам, ребята, поступило предложение - изготовить модель Земли.
Как бы вы стали выполнять эту задачу?
Заслушиваем варианты ответов. Выбираем лучший вариант.
На уроке звучат вопросы: что такое модель? Нужна ли нам она? Для чего необходимо изготовить модель? Как она нам поможет приобрести прочные умения?
2.Фрагмент урока
Очень трудно представить детям двойное вращение в солнечной системе
У: Что мы об этом знаем?
Д: Земля вращается вокруг солнца. Земля вращается вокруг своей воображаемой оси.
Изучаем смену времён года, смену дня и ночи.
Как нам легче представить вращение Земли вокруг Солнца?
А как она вращается вокруг своей воображаемой оси?
У: Чтобы нам легче представить и понять такое двойное вращение, мы сделаем модель этого явления.
Выбираем материал, решаем, что лучше из пластилина. Анализируем, выбор цветов, учитываем соотношение размеров.
Распределяем роли в паре: кто лепит солнце, кто - Землю. Орбиту рисуем на листе бумаги. А может кто-то предложит слепить Луну. Работаем с моделью на практике.
В паре дети демонстрируют вращение Земли вокруг Солнца. При этом наглядно наблюдают, как происходит и вращение Земли вокруг своей оси. Проверяем и оцениваем свои достижения. Тема урока: «Термометр»
Определяем важность моделирования. Например, при работе с настоящим термометром мы не сможем изменять показания ртутного столбика, а если изготовить модель термометра из картона и бумаги, то можно выполнять разные задания и таким образом приобрести прочные умения определять температуру воздуха. Таким способом умения приобретаются детьми очень быстро и с удовольствием. Моделирование объекта проходит по этапам.
• Изучение объекта, явления.
• Выявление основных признаков предмета, явления, перенос существенных признаков на модель
• Планирование построения модели. Какой будет ваша модель?
• Изготовление. Демонстрация, представление
• Открытие нового знания, отработка умения с помощью модели. Практическая работа - моделирование термометра.
План работы.
• Изучаем части термометра, наблюдаем движение ртутного столбика в тёплой и холодной воде.
• Прогнозируем, ставим цели. Можно ли его изготовить в виде модели?
• Определяем материалы и способ изготовления.
• Изготовляем
• Представляем модель в действии. Выполняем задания на модели.
• Оцениваем работу. Получилось ли так, как планировали?
• Рефлексия.
В классе модель термометра помещаем в уголок природы. Каждый ученик, комментируя погодные наблюдения, демонстрирует температуру воздуха на модели термометра. Это становится любимым занятием детей. Примеры моделирования по темам. Моделирование по теме: «Невидимые нити» 2 класс
1 вариант
Предложите способ изображения связей с помощью моделей. Изготовьте 1 - 2 модели
2 вариант
Класс делится на группы. Каждая группа получает роль «исследователи связей» Задание: приведите свои примеры связей
1 группе: между живой и неживой природой
2 группа: между животными и растениями
3 группа: между различными животными
4 группа: между природой и человеком
Примеры связей продемонстрируйте с помощью рисунков, картинок, схем.
Связь между растениями и животными
Дети представляют рисунки, картинки.
Бобр грызёт дерево.
Белка грызёт орех.
Медведь лакомится ягодами.
Связь между природой и человеком
Обучающиеся комментируют свои модели.
Дети катаются на коньках, на лыжах.
Девочка поливает комнатные растения.
Мальчик кормит голубей.
Дети собирают яблоки.
Тема: Организм человека.
Изготовь модель, показывающую внутреннее строение организма. Используй картон, цветную бумагу, пластилин.
Определи по модели или схеме, где расположены твои внутренние органы: головной мозг, спинной мозг, сердце, лёгкие, желудок и другие. Попроси взрослых или одноклассников проверить тебя.
Тема: Что же изучает наука экология?
Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей среды. Обсудите представленные модели в классе. Выберите наиболее удачные.
Тема: Солнце, растения и мы с вами.
На основе схем учебника изготовьте модели, показывающие питание и дыхание растений.
Расскажите об этих процессах. Проверьте друг друга. При необходимости исправьте ошибки, перемещая детали моделей.
Тема: Кто что ест. Цепи питания.
Изготовьте модели цепей питания некоторых животных. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей. Например:
Осина - лось - медведь
Растения - заяц - рысь
Пшеница - мышь - лиса
Тема: Три состояния воды.
Изготовь из пластилина на дощечке или фанерке модель круговорота воды в природе. Расскажи по этой модели о круговороте воды.
Тема: Что такое почва?
Изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Тема: Размножение и развитие растений.
Покажи на модели процесс развития растения из семени. Проверь себя по тексту и рисункам учебника.
Тема: Размножение и развитие животных.
Изготовь модель, показывающую развитие тех животных, которые тебя особенно заинтересовали.
Тема: Великий круговорот жизни.
Придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую круговорот веществ. Сравните с моделями, предложенными другими ребятами. Выберите лучшую из них.
Тема: Наше питание.
Изготовь модель или схему. Представь в ней питательные вещества, которые человек получает с пищей.
Задания на формирование универсальных учебных действий
Личностных
• Представь свою модель.
• Опиши явление, представленное на модели
• Оцени поступки своих героев (отношение к природе и здоровый образ жизни, этические нормы поведения.)
Регулятивных
• Спланируйте изготовление модели
• Сравни модель с моделями одноклассников.
• Проанализируй недостаток модели. Чего в ней не хватает?
• Прогнозирование. Что у нас получится? Какая модель лучше?
• Какова цель моделирования явления?
• Выберите необходимые материалы для изготовления
• Самопроверка, самооценка Коммуникативных
• Помоги однокласснику. Исправь ошибку
• Приведи свои примеры с помощью рисунка. Посоветуйся
• Поменяйтесь моделями
• Придумайте модель в группе, паре
• Покажи свою модель одноклассникам, соседу по парте
• Прими участие в обсуждении, диалоге
• Выслушай одноклассника, оцени, предложи свой вариант
• Используя модель, расскажите друг другу... Познавательных
• Проанализируй объект, выяви существенные признаки
• Докажи с помощью модели изученное явление природы
• По своей модели составь вопросы
• Придумай задания по работе с моделью для одноклассников.
• Подбери соответствующую содержанию модель
• Составь модель природного явления, объекта. Сделай выводы
• Проанализируй недостаток модели. Чего в ней не хватает?
• Почему ты выбрал такую модель?
• Сравни модель с моделями одноклассников.
Моделирование создает благоприятные условия для всестороннего развития детей. Работая с моделями, дети раскрепощаются. У них развивается речь, создаётся уверенность в себе. Я уверена, что этот метод займёт достойное место в процессе познавательной и творческой деятельности детей в школе. Метод моделирования, как универсальное учебное действие, обеспечивает формирование всех видов УУД.
Список литературы
1. Журнал «Начальная школа» Гайсина Р.С. Моделируя - познаем мир, 2006. № 9. С. 67 - 71.
2. Журнал «Образование в Кировской области», 2011 г. № 1-4. Рубрика «Новые образовательные стандарты».
3. Учебник. Плешаков А.А. «Окружающий мир» 2 - 4 класс. Издательство: Москва, «Просвещение», 2015.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.