Научная статья на тему 'Проблемы преемственности географического знания в начальной и основной школе'

Проблемы преемственности географического знания в начальной и основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / THE PRINCIPLE OF CONTINUITY / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / WORLD AROUND / ГЕОГРАФИЯ / GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова А. И.

В статье рассматривается преемственность начальной и основной школы. Особое внимание уделено преемственности географического компонента в образовательных программах по курсу «Окружающий мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

[email protected] PROBLEMS OF CONTINUITY OF GEOGRAPHICAL KNOWLEDGE IN PRIMARY AND PRIMARY SCHOOLS

The article discusses the continuity of primary and secondary schools. Particular attention is paid to the continuity of the geographical component in educational programs on the course «The World around».

Текст научной работы на тему «Проблемы преемственности географического знания в начальной и основной школе»

Проблемы преемственности географического знания в начальной и

основной школе

В статье рассматривается преемственность начальной и основной школы. Особое внимание уделено преемственности географического компонента в образовательных программах по курсу «Окружающий мир».

Преемственность, принцип преемственности, окружающий мир, география

A.I. Suvorova

Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor at the Department of Biology and

Geography with Teaching Methods Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected] Problems of continuity of geographical knowledge in primary and primary

schools

The article discusses the continuity of primary and secondary schools. Particular attention is paid to the continuity of the geographical component in educational programs on the course «The World around».

Keywords: Continuity, the principle of continuity, the world around, geography.

Введение. Проблема преемственности между начальной и основной школой рассматривалась учёными-теоретиками, так и учителями-практиками как постепенное усложнение и расширение объема учебного материала между различными ступенями образовательной системы, от класса к классу. В педагогике преемственность обучения определяется как один из «принципов дидактики, предусматривающий определенный порядок и последовательность в освоении знаний, достижении понимания и формировании умений» [2].

С позиций современного личностно-ориентированного подхода, Н. Федорец рассматривает преемственность как целенаправленное создание эффективной образовательной среды посредством кооперации педагогических усилий и использования специальных организационно-педагогических, дидактических и тьюторских технологий [6].

В письме Минобразования РФ (21.05.2004, № 14-51-140/13) «Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования - на основную», отмечено, что учитель должен иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях, наметить необходимые преемственные связи, как в содержании, так и в методах обучения начальной школы (4 класс) и основной школы (5-6 класс), кроме этого учитывать специфику форм организации обучения и психологию общения младшего школьника [3].

Содержание двух предметных областей - «Естествознание» и «Обществознание» в Федеральном государственном образовательном стандарте реализует интегрированный предмет - «Окружающий мир». В основе построения курса лежит, в том числе, и принцип интеграции между естественно-научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности, систему общественных отношений. В предмете отражены знания таких предметных областей, как география, биология, физика, история, психология, обществознание и других.

Исследовательская часть. Для выявления проблем реализации стандартов нового поколения был проведён анализ научно-методической литературы, анкетирование педагогов, наблюдение.

Изучение литературы включало анализ документов Министерства образования и науки РФ, стандартов, учебно-методических комплексов, программ обучения по предметам «Окружающий мир», «География», работ отечественных авторов по методике, включающих диссертации, статьи, учебно-методические пособия, посвящённые проблеме. На основе анализа и обобщения сделан вывод о недостаточном изучении вопроса преемственности географического знания в начальной и основной школе. Это позволило обосновать актуальность работы, определить цель и послужило теоретической базой для разработки методических рекомендаций для учителей.

Анкетирование учителей проводилось с целью выявления основных трудностей в реализации географического содержания предмета «Окружающий мир» в начальной и предмета «География» в основной школе (5 класс), возникающих у педагогов. В анкетировании приняли участие 17 педагогов, имеющих опыт работы.

Таким образом, организация исследования включает три основных этапа: первый этап - анализ научно-методической литературы и анкетирование учителей; второй этап включает в себя выявление проблем, проведение консультаций с учителями, реализующими ФГОС; на заключительном третьем этапе предполагается разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов и географии.

В ходе анализа данных, проведенного анкетирования учителей начальных классов и географии, выявлено, что большинство респондентов имеют стаж педагогической деятельности более 10-15 лет (58%). Учителя отметили, что самостоятельно разбирались в отдельных вопросах, связанных с методикой преподавания дисциплины. (75,4%). Более 81% опрошенных не совсем правильно указывают на то, с какими географическими знаниями и умениями должен перейти ученик начальной школы в основной звено. Учителя (64%) затрудняются в установке алгоритма определения географического положения объекта, в характеристике и показе географических объектов по карте; использовании картографических произведений (в частности модели Земли - глобуса) и т.д.

Анализ содержания географического компонента в образовательных программах по курсу «Окружающий мир» показал, что объем знаний (содержание каждого компонента), структура, последовательность, количество часов отводимых на изучение тем у каждого автора различно. Отсюда очевидно, что на выходе учащиеся имеют разный уровень предметных знаний и умений по курсу географии. Более 50 % от общего времени по курсу «Окружающий мир» отводиться на формирование географических знаний и умений учащихся у следующих авторов: система «Ритм» (Е.В. Саплина, А.И. Саплин, В.И. Сивоглазов), «Начальная инновационная школа» (В.А. Самкова, Н.И. Романова). Ограниченный объем географических знаний по программе «Начальная школа XXI века» (Н.Ф. Виноградова) создаст трудности в освоении курса географии в основной школе в 5 классе [1; 5].

Важным отличием естественнонаучного образования на этапе начальной школы от основной является то, что у школьника формируется целостная картина мира, а в 5 классе при изучении предмета «География» формируется географическая картина мира, включающая знание географических понятий и терминов, географических процессов, явлений и закономерностей их распространения в пространстве с использованием картографического метода исследования. В начальной школе формируется не только

определённая система предметных знаний и умений по географии, но целый комплекс общеучебных (метапредметных) умений. Содержательными линиями непрерывности курсов «Окружающий мир» - «География» служат концептуальные направления, географическое содержание которых представлено в таблице.

Таблица

Результаты освоения учащимися основных географических знаний с позиции

преемственности

4 класс 5 класс

Содержательная линия

1.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в мире природы, норм поведения в природной среде

характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных показывать закономерности изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам; высотная поясность

рассказывать о круговороте воды в природе разъяснять значение малого и большого круговорота воды на Земле, указывать причины его возникновения

выполнять правила поведения в природе выражать своё мнение о воздействии человека на биосферу

объяснять, что такое природные зоны отмечать особенности размещения природных зон на Земле в пространстве; показывать природные зоны по географической карте

2.Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)

характеризовать различные водные объекты (озеро, реку, море, океан, пруд, водохранилище) уметь определять по географической карте глубину морей и океанов; называть и показывать на географической карте элементы речной системы, речной бассейн, водораздел; объяснять причины изменения режима реки; уметь находить направление течения, характеризовать реку в зависимости от рельефа; давать характеристику океана, моря, реки, озера по типовому плану

находить стороны горизонта по компасу уметь находить основные и промежуточные стороны горизонта по компасу, солнцу, местным признакам; ориентироваться с использованием компаса и местных признакам; уметь определять направления, расстояния, высоты точек и местоположение географических объектов на местности

читать план и карту с помощью условных знаков приводить отличия плана местности от карты, глобуса (3-4 отличия); показывать, называть и объяснять особенности градусной сети; знать и расшифровывать условные знаки; описывать рельеф, изображённый на плане, карте и глобусе; уметь определять направления, расстояния, высоты точек на плане, карте и глобусе; уметь определять географические координаты;

составлять простейший план местности

называть планеты Солнечной системы, уметь отличать планету от звезды описывать состав Солнечной системы; приводить примеры влияния Солнечной системы и дальнего космоса на жизнь планеты и людей

Анализ стандартов показал, что выпускник начальной школы по окончании изучения курса «Окружающий мир» сможет узнавать, выделять существенные признаки и описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы на основе предложенного плана. Начальная школа сформирует у ученика фундамент для понимания характерных свойств объектов живой и неживой природы, на основе которых проводить элементарную классификацию изученных объектов природы.

Принцип преемственности прослеживается не только в содержании стандартов, но и формах, методах и приёмах обучения, а также в использовании единообразных средств обучения в начальной и основной школе. Единообразные средства обучения (тетради на печатной основе, электронные учебники, справочники и т.д.), выполняя основные функции, также служат задачам управления и контроля деятельности учащихся. Младшие школьники смогут проводить несложные наблюдения, ставить опыты, применяя такое специальное оборудование, как термометр, флюгер, компас, теодолит, весы, микроскоп, теллурий и др. Предметная программа курса включает большое количество опытов с природными объектами и их аналогами: коллекции полезных ископаемых; горных пород и минералов, металлов; гербарии; промышленные образцы тканей и ниток; муляжи грибов, овощей и фруктов и т.д. Опыт практической деятельности для объяснения явлений или описания свойств объектов ученики начальных классов реализуют через использование готовых картографических моделей, в том числе физической и политической карты мира и России, карты звездного неба и т.д. Важная содержательная линия курса - использование знаний для объяснения необходимости бережного отношения к природе; объяснение влияния отношений человека на природные объекты, его здоровье и безопасность.

Заключение. В структуре курса «Окружающий мир» заложена преемственность, обеспечивающая динамизм, развитие, расширение и углубление знаний и умений учащихся, необходимых для опережения по времени изучение многих географических тем. Однако сам процесс усвоения географического компонента курса «Окружающий мир» в начальной школе зависит от профессионализма педагога. Для объяснения географических процессов и явлений, причинно-следственных связей и закономерностей, формирования основ картографической грамотности учителю необходимо не только создать условия для овладения предметными умениями, но и самому грамотно организовать совместную деятельность, направленную на формирование современной географической картины мира и пространственного мышления.

В реализации преемственности географических знаний в начальной и основной школе существуют проблемы:

- отсутствие единства содержания географической составляющей предмета «Окружающий мир», авторский субъективизм в наполнении географическими знаниями содержания курса «Окружающий мир» и вариативность содержания учебников и учебных пособий;

- нарушение логики в предъявлении содержания, наличие тем, которые не продолжаются далее, в некоторых программах дублирование содержания географических знаний на разных ступенях обучения;

- недостаточное внимание учителя начальных классов к формированию географических терминов и понятий, их объяснению и закреплению, подмена терминов посредством вульгаризации. Так, при объяснении формы Земли педагоги используют такие термины как «шар», «яйцо», «яйцевидная», «овальная» и др.

- отсутствие представлений у педагогов начальной и основной школы чёткого представления о том, с какой базой географических знаний и умений должны прийти выпускники начальной школы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир [Текст] : прогр. 1-4 кл. / Н.Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2018. - 174 с.

2. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование [Текст] : словарь : ключевые понятия, термины, актуал. лексика / С.М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

3. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную [Электронный ресурс] : письмо Минобразования РФ от 21.05.2004 № 14-51-140/13 // BestPravo : информ.-правовой портал. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru.

4. Рабочие программы. География. 5-9 классы [Текст] : учеб.-темат. пособие / сост. С.В. Курчина. - М. : Дрофа, 2016. - 409 с.

5. Саплина, Е.В. Окружающий мир: 1-4 классы [Текст] : программа / Е.В. Саплина, А.И. Саплин, В.И. Сивоглазов. - М. : Дрофа, 2017. - 42 с.

6. Федорец, Н.В. Эффективная преемственность как условие повышения продуктивности образовательного процесса в школе [Текст] / Н.Ф. Федорец // Управление школой. - 2012. - № 7.

REFERENCES

1. Vinogradova N.F. Okruzhajushhij mir: progr. 1-4 kl. [The world around us]. Moscow: Ventana-Graf, 2018. 174 p.

2. Vishnjakova S.M. Professional'noe obrazovanie: slovar' : kljuchevye ponjatija, terminy, aktual. leksika [Professional education: dictionary: key concepts, terms, actual vocabulary]. Moscow: NMC SPO, 1999. 538 p.

3. Ob obespechenii uspeshnoj adaptacii rebenka pri perehode so stupeni nachal'nogo obshhego obrazovanija na osnovnuju [Elektronnyj resurs]: pis'mo Minobrazovanija RF ot 21.05.2004 № 14 -51-140/13 [About the ensuring the successful adaptation of the child in transition from the stage of primary general education to the basic]. BestPravo: inform.-pravovoj portal. URL: http://www.bestpravo.ru (Accessed 02.04.2018).

4. In Kurchina S.V. (comp.) Rabochie programmy. Geografja. 5-9 klassy: ucheb.-temat. posobie [Work programs. Geography. Forms 5-9]. Moscow: Drofa, 2016. 409 p.

5. Saplina E.V., Saplin A.I., Sivoglazov V.I. Okruzhajushhij mir: 1-4 klassy: programma [World around: 1-4 forms]. Moscow: Drofa, 2017. 42 p.

7. Fedorec N.V. Jeffektivnaja preemstvennost' kak uslovie povyshenija produktivnosti obrazovatel'nogo processa v shkole [Effective continuity as a condition for increasing the productivity of the educational process in school]. Upravlenie shkoloj [School management], 2012, no. 7.

УДК 372.891

А.И. Суворова,

кандидат географических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой

преподавания

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected] Л.А. Пивоварова, учитель физики первой категории ГКОУ «Шадринская школа-интернат № 11»

г. Шадринск, Россия

Межпредметные связи географии и физики при подготовке учащихся к

ОГЭ и ЕГЭ

В статье рассматривается значение межпредметных связей при подготовке учащихся средней школы к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Особое внимание уделено проблемам интеграции географии с физикой. Приводятся конкретные примеры междисциплинарных связей географии при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Методика преподавания географии, межпредметные связи, физика, единый государственный экзамен по географии

A.I. Suvorova

Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor at the Department of Biology and

Geography with Teaching Methods Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected] L.A. Pivovarova, Physics Teacher of the 1st category Shadrinsk boarding school № 11 Shadrinsk, Russia

Interdisciplinary communication in preparing students for OGE and EGE

geography

The article considers the importance of interdisciplinary connections in the preparation of high school students to pass the exam and the exam in geography. Special attention is paid to the problems of integration of geography with physics. Specific examples of interdisciplinary connections of geography in preparation for the OGE and the exam.

Keywords: Methods of teaching geography, intersubject communications, physics, unified state exam in geography

С введением Федерального государственного общеобразовательного стандарта возрастают требования к знаниям учеников, возможности их комплексного применения при решении разнообразных практических задач. Единственным предметом, формирующим комплексные теоретические и практические представления о Земле как планете людей, её природных и природно-общественных системах и их компонентах является география.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.