Научная статья на тему 'Методические особенности изучения погоды в школьном курсе географии (6-й класс)'

Методические особенности изучения погоды в школьном курсе географии (6-й класс) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1022
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГОДА / АТМОСФЕРА / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСПЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова О. А., Мякишева О. З.

В статье раскрываются приемы обучения школьников в процессе учебной деятельности при изучении темы «Погода». Предлагается конспект урока, который апробирован в практике работы учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические особенности изучения погоды в школьном курсе географии (6-й класс)»

№ 273-Ф3. Принят Государственной думой 21 декабря 2012 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (Дата обращения: 20.10.2016).

2. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся : метод. рекомендации. М. : РМАТ, 2001. 87 с.

3. Овчинникова А. Ж., Цветанова-Чурукова Л. З. Реализация личностно-ориентированной технологии образования при использовании портфолио // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32.

4. Хуторской А. В. Принцип природосообразности и его воплощение в целеполагании ученика // Вестник Института образования человека. 2011. № 2.

5. Социально-педагогическая деятельность. URL: http://studopedia.ru/9_315 ponyatiya sotsialnopedagogicheskaya. deyatelnost.html (Дата обращения: 20.10.2016).

6. Игумнова Е. А. Подготовка бакалавров и магистрантов естественнонаучного образования к сопровождению процесса воспитания экологической культуры учащихся в региональном образовательном пространстве // Гуманитарный вектор. 2011. № 1. С. 19-24.

7. Беспалова Г. И. Этапы тьюторского сопровождения. URL: http://pandia.ru/text /77/367/ 17834.php. (Дата обращения: 20.10.2016).

О. А. Морозова, О. З. Мякишева

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОГОДЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ (6-й класс)

В статье раскрываются приемы обучения школьников в процессе учебной деятельности при изучении темы «Погода». Предлагается конспект урока, который апробирован в практике работы учителя.

Ключевые слова: погода, атмосфера, системно-деятельностный подход, комбинированный урок, творческая деятельность, конспект.

Тема «Погода» изучается во второй четверти 6-го класса на базе знаний, полученных учащимися при изучении темы «Атмосфера», следовательно, школьники владеют системой знаний о строении атмосферы, о составе атмосферного воздуха, о суточных и годовых колебаниях температуры воздуха, о влиянии атмосферного давления и осадков на жизнь и деятельность человека в разных природных условиях нашей планеты. Урок по теме «Погода» предполагает углубление знаний по теме «Атмосфера» и дает возможность определить не только уровень достижений учащихся по теме (поскольку это комбинированный урок и есть элемент контроля), но и наметить перспективы в развитии самостоятельной познавательной деятельности школьников. Изучая географические закономерности распределения тепла и влаги на Земле, а также объяснение причин различий погоды в разных регионах мира, школьники выполняют задания для самостоятельной работы. В процессе создания конспекта урока использованы методические рекомендации по моделированию современного урока Г. А. Русских, доцента Вятского государственного университета. В конспекте урока важное место занимают приемы обучения детей установлению причинно-следственных связей, обучение анализу элементов погоды и способов их определения с помощью различных источников географической информации. Поэтому важнейшим элементом урока являются групповые опережающие задания для самостоятельной работы разного уровня сложности: репродуктивные,

© Морозова О. А., Мякишева О. З., 2018 16

конструктивные и творческие, создающие условия для индивидуальной работы учащихся. Реализация системно-деятельностного подхода предполагает активное погружение школьников в творческий процесс, поэтому особое внимание на уроке уделяется выполнению творческих заданий.

Особенностью урока является применение на разных этапах урока элементов ролевой игры, в ходе которой учащиеся отвечают на разноуровневые вопросы, а также презентуют результаты своих наблюдений за погодой. Творческая учебно-познавательная деятельность способствует успешному достижению планируемых результатов, что позволяет подвести итоги урока, провести рефлексию и выставить отметки учащимся по результатам учебно-познавательной деятельности.

Структура комбинированного урока включает следующие компоненты: оргмомент, целеполагание и мотивация, актуализация знаний и умений, изучение и закрепление нового материала, применение новых знаний и умений, подведение итогов урока, оценка и рефлексия. Перед уроком проводится подготовительная работа с целью выполнения опережающего домашнего задания творческого характера. На каждом этапе урока организуется общение учителя и учеников, и в процессе обратной связи определяется уровень достижений школьников. В данной модели урока читателю важно обратить внимание на деятельность учителя, которая строится в логике реализации звеньев процесса обучения. Представляем конспект урока.

Тема урока «Погода» (конспект)

1. Дидактическая цель - способствовать достижению планируемых результатов в процессе изучения, закрепления и применения блока новой учебной информации средствами технологии ролевой игры с использованием ИКТ.

2. Тип урока: комбинированный.

3. Планируемые результаты (цели по содержанию):

3.1. Предметные: знать понятия «погода», «элементы погоды», «прогноз погоды»; уметь характеризовать погоду в различных регионах мира на основе сопоставления географических карт атласа 5-6-х классов с целью выявления закономерностей; характеризовать погоду по типовому плану и синоптической карте.

3.2. Метапредметные:

Познавательные: уметь оформлять информацию в виде таблицы, выдвигать гипотезы, решать проблемные задачи.

Коммуникативные: уметь конструировать ответ-монолог, обсуждать ответ-монолог в группе и в паре, оформлять результаты творческой работы в виде отчета, участвовать в диалоге.

Регулятивные: уметь выполнять задания для самостоятельной работы в соответствии с правилами, рационально использовать время урока.

3.3. Личностные: уметь сотрудничать в группе; уважительно относиться к мнению партнера; оценивать достижения собственные и одноклассников.

4. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

5. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

6. Средства обучения: УМК Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля. 5-6 классы : учеб. для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2016 (с. 114115), географический атлас для 5-6 классов, презентации к уроку «Моя профессия -метеоролог» и «Современное метеорологическое оборудование и приборы», Атлас-книга «География Кировской области» под ред. Е. А. Колеватых, А. М. Прокашева, Г. А. Русских. Киров : «Вятский географ», 2015, рабочие тетради, настенная карта Кировской области, климатическая и физическая карты мира, климатическая карта России.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Проверим готовность своего рабочего места к уроку. Сегодня у нас необычный урок. Это урок-путешествие в самые удивительные места нашей планеты. В ходе урока мы будем выполнять задания для самостоятельной работы. В результате оформим аналитическую таблицу в рабочих тетрадях.

2. Целеполагание и мотивация

Учитель демонстрирует физические карты России и мира. Поясняет, что экспедиционные отряды в один и тот же день (например, 10 ноября) в одно и то же время (12:00 часов) наблюдали погоду в различных регионах нашей планеты. По физической карте мира определяются основные маршруты научных экспедиций: № 1 «Антарктида»; № 2 «Полюс холода СП Оймякон»; № 3 «Пустыня Сахара»; № 4 «Амазония»; № 5 «Кировская область».

Каждая экспедиция, используя интернет-ресурсы, собрала сведения о погоде в своем регионе. Проанализировала информацию учебной статьи (с. 115, геофокус) и, используя специальные значки, подготовила научный отчет, который представит сегодня на уроке. С помощью содержания отчета и текста учебной статьи на с. 114-115 мы сумеем ответить на вопросы рубрики «Вы узнаете» (дети знакомятся с вопросами).

3. Актуализация знаний и умений

Затем учитель предлагает прочитать вопросы из рубрики «Вспомните» (с. 114). Школьники предлагают свои варианты ответов и высказывают предположения об изменчивости погоды. Из жизненного опыта учащиеся приводят примеры народных примет для ясной и ненастной погоды, характерной для Кировской области. Обращают внимание на специальные символы основных элементов погоды ( с. 115).

4. Изучение нового материала

Изучение нового материала по теме «Погода» проводится в форме ролевой игры «Научные экспедиции в разные регионы мира» на основе выполненного опережающего группового домашнего задания творческого характера.

Учитель организует отчет научных экспедиций. Уточняет, что в ходе отчетов школьники оформляют аналитическую таблицу (таблица демонстрируется на электронной доске). Заслушиваются выступления учащихся - участников экспедиций, в ходе отчетов демонстрируются презентации, это ландшафты основных маршрутов научных экспедиций и характеристика погоды по типовому плану (приложение I). По ходу отчетов «экспедиционных отрядов» школьники заполняют аналитическую таблицу.

Учитель предлагает школьникам вопросы для фронтальной беседы.

1. Что такое погода? (Состояние тропосферы в данное время и в данный момент.)

2. Какие метеорологические элементы ее характеризуют? ^ воздуха, атмосферное давление, облачность, скорость и направление ветра, количество осадков.)

3. Что такое прогноз погоды? (Предсказание предстоящего состояния погоды, основанное на научном анализе ее изменений.)

4. Как составляют прогноз погоды? (Прогноз погоды базируется на информации, полученной на современных метеорологических станциях.)

5. С помощью каких метеорологических приборов составляют прогноз погоды? (Термометр, осадкомер, флюгер, барометр-анероид и др.)

Учитель напоминает, что на уроке школьники будут проводить картографическое исследование с целью выявления закономерностей распределения тепла и влаги на Земле. Результаты исследования будут оформляться в сводной аналитической таблице для структурирования полученной информации.

Учитель организует игру, предлагая каждой группе задание проблемного содержания для изучения погоды в определенном пункте (приложение II).

Первое исследовательское задание (опережающее домашнее задание).

Совершите путешествие на антарктическую станцию «Восток» (Россия). Известно, что Антарктида - самый холодный материк Земли. Доказать это утверждение, используя интернет-ресурсы и текст учебника (с. 115). Работа выполняется устно, в творческих группах. На подготовку ответа - 1 минута.

В процессе выступления научной экспедиции № 1 «Антарктида» с творческим отчетом одноклассники заполняют аналитическую таблицу «Сравнительная характеристика погоды в разных регионах мира».

В ходе фронтальной дискуссии школьники получают жетоны за выступления и дополнения к ответам. Учитель корректирует работу учащихся, обучает делать выводы и оформлять записи в тетради.

Второе исследовательское задание (опережающее домашнее задание). Совершите путешествие в город Оймякон (Россия). Известно, что г. Оймякон называют полюсом холода Северного полушария. Доказать это утверждение, используя интернет-ресурсы и текст учебника (с. 115). Работа выполняется устно, в творческих группах. На подготовку ответа - 1 минута.

В процессе выступления научной экспедиции № 2 «Оймякон» с творческим отчетом одноклассники заполняют аналитическую таблицу «Сравнительная характеристика погоды в разных регионах мира».

В ходе фронтальной дискуссии школьники получают жетоны за выступления и дополнения к ответам. Учитель корректирует работу учащихся, обучает делать выводы и оформлять записи в тетради.

Третье исследовательское задание (опережающее домашнее задание). Совершите путешествие в город ... (Сахара). Известно, что Сахара - один из наиболее засушливых и жарких регионов мира. Воздух сух, небо безоблачно, растений и животных почти не видно. Доказать это утверждение, используя интернет-ресурсы и текст учебника (с. 115). Работа выполняется устно, в творческих группах. На подготовку ответа -1 минута.

В процессе выступления научной экспедиции № 3 «Сахара» с творческим отчетом одноклассники заполняют аналитическую таблицу «Сравнительная характеристика погоды в разных регионах мира».

В ходе фронтальной дискуссии школьники получают жетоны за выступления и дополнения к ответам. Учитель корректирует работу учащихся, обучает делать выводы и оформлять записи в тетради.

Четвертое исследовательское задание (опережающее домашнее задание). Совершите путешествие в город ... (Амазония). Известно, что долина реки Амазонки -одно из самых влажных мест на Земле. Доказать это утверждение, используя интернет-ресурсы и текст учебника (с. 115). Работа выполняется устно, в творческих группах. На подготовку ответа - 1 минута.

В процессе выступления научной экспедиции № 4 «Амазония» с творческим отчетом одноклассники заполняют аналитическую таблицу «Сравнительная характеристика погоды в разных регионах мира».

В ходе фронтальной дискуссии школьники получают жетоны за выступления и дополнения к ответам. Учитель корректирует работу учащихся, обучает делать выводы и оформлять записи в тетради.

Пятое исследовательское задание (опережающее домашнее задание). Совершите путешествие в город Кирс (Кировская область). Известно, что на территории нашей области погода меняется по сезонам года. Доказать это утверждение, используя интернет-ресурсы и текст учебника (с. 115). Работа выполняется устно, в творческих группах. На подготовку ответа - 1 минута.

В процессе выступления научной экспедиции № 5 «Вятчане» с творческим отчетом одноклассники заполняют аналитическую таблицу «Сравнительная характеристика погоды в разных регионах мира».

В ходе фронтальной дискуссии школьники получают жетоны за выступления и дополнения к ответам. Учитель корректирует работу учащихся, обучает делать выводы и оформлять записи в тетради.

В результате самостоятельной работы на этапе изучения нового материала школьники приобретают умения оформлять результаты исследовательской работы в виде научного отчета и аналитической таблицы.

5. Закрепление изученного материала

С целью обобщения и структурирования учебного материала учащиеся выполняют задание для самостоятельной работы следующего содержания: а) сравнить погодные условия в разных регионах Земли и сделать вывод о чертах сходства и различия. Использовать аналитическую таблицу и текст учебной статьи (с. 114); б) определить причины сходства и различия погоды в разных регионах нашей планеты. Работа выполняется фронтально, устно, в течение 5 минут. Результаты работы обсуждаются в ходе фронтальной дискуссии.

Школьники вместе с учителем делают вывод: погода изменчива и отличается метеорологическими показателями в разных регионах мира. В ходе фронтальной дискуссии за правильные ответы школьники получают жетоны.

6. Применение новых знаний и умений

С целью применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях учитель предлагает школьникам совершить заочное путешествие на Кировскую областную метеорологическую станцию. Далее выступают два ученика, которые выполнили индивидуальные опережающие домашние задания творческого характера.

Задание № 1. Подготовить рассказ-презентацию о современном оборудовании метеорологической станции на примере Кировской областной метеостанции, используя сайт метеостанции, интернет-ресурсы, текст учебника и рисунки (с. 114115). Выступать не более 3 минут.

Задание № 2. Подготовить рассказ-презентацию по теме «Профессия -метеоролог», используя интернет-ресурсы и текст выступления главного метеоролога области М. А. Френкеля. Текст выступления предлагает учитель.

7. Оценка достижения планируемых результатов (проверь себя)

С целью определения уровня достижения планируемых результатов школьникам предлагаются вопросы и задания из текста учебной статьи (с. 115).

Затем учитель предлагает задание для самостоятельной работы: сравнить погоду на территории Кировской области в холодный и теплый периоды, используя синоптические карты (с. 24-28, Атлас-книга «География Кировской области» под редакцией Е. А. Колеватых, А. М. Прокашева, Г. А. Русских). Работа выполняется фронтально, устно, в течение пяти минут. За правильны е ответы ученики получают жетоны.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

При подведении итогов ученики подсчитывают количество жетонов, которые каждый школьник получил по результатам самостоятельной познавательной деятельности на уроке. Затем выстраивается рейтинг достижения планируемых результатов на уроке. Достигнутые результаты работы школьников обсуждаются в классе.

9. Домашнее задание

1. Прочитать текст учебной статьи на с. 114-115. На контурной карте обозначить основные маршруты научных экспедиций № 1-5. Уметь обозначать метеорологические элементы погоды для разных регионов мира. 2. Составить рассказ про современное метеорологическое оборудование (метеоспутники, метеозонды

и т. д). 3. Опережающее домашнее задание индивидуального характера: подготовить рассказ-презентацию об атмосферных явлениях, характеризующих погоду своей местности (гроза, радуга, метель, туман и т. д).

Приложение I

Типовой план характеристики погоды

1. Температура воздуха.

2. Количество осадков.

3. Направление и скорость ветра.

4. Влажность воздуха.

5. Атмосферное давление.

6. Облачность.

7. Атмосферные явления.

Приложение II

Сравнительная характеристика погоды в разных регионах ми

а

Регионы мира Географическое положение Температура воздуха Состояние облачности Осадки Направление и сила ветра Особенности погоды

Антарктида

Полюс холода СП Оймякон

Сахара

Амазония

Кировская область

Е. А. Чавдар

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОЙ ХРЕСТОМАТИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ» (6-й класс)

В статье раскрываются методические особенности урока истории, в процессе которого самостоятельная познавательная деятельность обучающихся организуется с помощью использования авторского учебного пособия - хрестоматии «Из истории Средних веков».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: хрестоматия, исследовательские умения, оригинальный исторический текст, самостоятельная познавательная деятельность, планируемые результаты.

Изучая историю Средних веков, мы неоднократно касались характерных черт, причин и последствий феодальной раздробленности государств в различных странах Западной Европы. Предметом исследования сегодняшнего урока является политическая раздробленность Древнерусского государства.

Политическая раздробленность Древнерусского государства - это исторический процесс, охватывающий период с 30-х гг. XII в. до конца XV в., оцениваемый

© Чавдар Е. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.