гают в успешной адаптации будущих специалистов, направляют деятельность студентов в конструктивное русло, создают условия для усвоения базовых ценностей необходимых им в дальнейшей работе.
Нами установлено, что организованная в вузе воспитательная работа на основе личност-но-деятельностного подхода способствует приобретению важного опыта активной, общественно-полезной деятельности, положительной установки к будущей профессиональной деятельности, развитию студенческих инициатив, формированию социальных педагогов с устойчивой позицией, умеющих ориентироваться в сложных социально-политических ситуациях, способных принимать решения и нести ответственность за них, достигать результатов в соответствии с поставленными задачами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Грибанова В.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации воспитательного процесса по формированию гражданской активности студентов // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4801 (дата обращения: 09.08.2015).
2. Чернышова Е.Е. Педагогические условия организации эффективной самостоятельной работы учащихся // Человек и образование №3 (24) 2010, С. 71-72
3. Зимняя И . А . Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса// Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 / Под общей редакцией И.А.Зимней. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - С. 244-252
4. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 148
5. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория// Шк. Духовности. 1999. №5. С.41-66.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 2. — М., 1989.
Т.В. Дзюба
УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Аннотация. В статье рассматривается применение технологии учебных исследований на уроке.
Приводятся примеры инновационных уроков, разработанных и апробированных автором статьи, на которых становится возможным одновременное решение двух образовательных задач - освоение норм исследовательской деятельности и освоение предметного материала.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, урок-исследование, системно-деятельностный подход, урок-реконструкция научного открытия, инновация.
T.V. Dzyuba
EDUCATIONAL RESEARCH AS A WAY OF IMPLEMENTATION OF SYSTEM- ACTIVITY APPROACH ON A LESSON AND ON EXTRACURRICULAR ACTIVITIES (FROM WORK PRACTICE)
Abstract: The article discusses the use of educational technology for research in the classroom studies. We provide examples of innovative lessons developed and tested by the author, on which it is possible to simultaneously solve the two problems of education - the development of standards of research and development of subject material.
Key words: research, lesson-study, system-activity approach, lesson-reconstruction of scientific discovery, innovation.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирования универсальных действий, формирования компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Решению данных задач в полной мере способствует сис-темно-деятельностный подход в обучении, одним из методов реализации которого является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных
на создание представлении об объекте и явлении окружающего мира, под руководством специалиста (Леонтович А.В.) [1].
При этом под учебно-исследовательской деятельностью (УИД) понимается система учебных ситуаций, направленных на открытие и освоение норм исследовательской деятельности.
Если мы сопоставим универсальные учебные действия с действиями, которые мы совершаем во время исследования, то увидим практически полное совпадение. Следовательно, организация учебных исследований на уроке позволит нам достигать необходимых образовательных результатов. Т.е., можно утверждать, что исследовательская деятельность учащихся становится обязательной нормой.
Про организацию исследовательской деятельности написаны «тома». Но существует ряд проблем, а именно:
- отсутствие различений между учебной исследовательской деятельностью и просто исследовательской;
- акцент на организацию исследовательской работы с отдельными учащимися;
- учебных исследований, организованных на уроках и направленных на освоение предметного материала крайне мало;
- массовой практики введения учебных исследований в урок нет.
Именно в рамках урока принципиально одновременное решение двух образовательных задач -освоение норм исследовательской деятельности и освоение предметного материала. [2].
На первый взгляд, интернет насыщен уроками-исследованиями, но, если мы исключим из них те, которые проведены в рамках технологии проблемного обучения, их останется очень мало. А многие - просто содержат лабораторную работу по инструкции учителя. В отличие от проблемной, исследовательская технология подразумевает обязательное самостоятельное обнаружение учащимися того или иного явления или эффекта, наличие нескольких противоречивых гипотез, исследовательского вопроса, личностно-значимого для ученика, самостоятельного исследования и главное, самоанализа этапов деятельности и ее эффективности.
В МАОУ лицее №28 г.Таганрога учителя в качестве основной выбрали технологию учебных исследований. Учебные исследования, начинаясь на уроке, имеют продолжение вне урока при изучении разработанных мной курсов: «Я-исследователь» в 5-6 классах, «Физикус» -на старшей и средней ступени.
Такая работа педагогов не случайна, ведь несколько лет назад наш лицей стал школой-партнером, а затем и методическим ресурсным центром Школьной лиги РОСНАНО - программы, целью которой является продвижение идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь - естественнонаучного.
Руководитель одной из лабораторий Лиги, кандидат психологических наук А.Н. Юшков, предложил мне и моим коллегам разработать и апробировать различные способы организации учебных исследований, а именно: исследовательского задания, исследовательской задачи, программы, исторической реконструкции научного открытия.
В процессе работы в сетевой лаборатории Школьной лиги мной были разработаны и проведены уроки во всех форматах. Многие из них представлены в методических материалах Школьной лиги.
Примером одного из таких занятий является урок физики в форме исследовательского задания, проведенный в 8 классе по теме «Влажность воздуха».
Учащимся было предложено по инструкции изготовить измерительный прибор, провести с его помощью измерения и занести результат измерения в таблицу. Работа происходила поэтапно. 1 этап.
Изготовление психрометра (учащиеся не знают заранее ни названия прибора, ни что они будут измерять). Им предлагалось самим понять, какую физическую величину они будут измерять после того, как вся работа будет ими проделана.
Материалы для изготовления прибора: две прозрачные пластиковые бутылки разного размера (чтобы одна полностью входила в другую), например, объемом 0,5 л и 2 л, кусочек ткани (марли), сосуд с водой, два термометра, двусторонний скотч или пластилин, нитки, распылитель с водой, «психрометрическая таблица», таблица для занесения результатов измерений. Инструкция по изготовлению прибора:
- Около основания пластиковой бутылки малого размера проделать небольшое отверстие
(чтобы поместить туда кусок марли). Донышко не отрезать!
- Ближе к крышке бутылки снаружи прикрепить двусторонний скотч.
- Конец одного термометра обмотать марлей, при необходимости закрепив нитками.
- Марлю пропустить в отверстие бутылки, а сами термометры надежно прикрепить к скотчу.
- Наполнить немного бутылку водой так, чтобы марля оказалась в воде.
- Накрыть конструкцию большой пластиковой бутылкой, предварительно срезав у нее горлышко.
На рис.1. показана конструкция полученного устройства, на рис.2 - процесс работы одного из
учащихся 8 класса.
Рис.1 Рис.2
2 этап.
Проведение измерений с помощью самостоятельно сконструированного устройства. Инструкции к выполнению опытов, выданные учащимся: Опыт 1.
Подождите 5-7 минут. Запишите показания сухого термометра и разность показаний сухого и увлажненного термометра в таблицу. Опыт 2.
Распылите внутри большой бутылки воду, снова через 5-7 минут снимите показания термометров и заполните таблицу. Обсудите результаты.
Сравните результаты групп. Попробуйте объяснить различия, если они были. Сделайте выводы.
Таблица для заполнения учащимися:
Опыт Показания «сухого» термометра Показания «влажного» термометра Разность показаний термометров Число, получаемое на пересечении соответствующих столбцов психрометрической таблицы
№1
№2
Возможные трудности при изготовлении психрометра:
1. Учащиеся помещают оба термометра внутрь бутылки, вследствие, оба термометра оказываются «влажными». Поэтому важно в инструкции указать, что термометры прикрепляют снаружи бутылки.
2. Учащиеся стараются измерения провести как можно быстрее, что ведет к заведомо неверным результатам, следовательно, учителю необходимо вначале урока дать указание строго придерживаться инструкции.
3. Наиболее эффективно использовать не воду, а эфир или спирт в качестве смачивающей жидкости (если есть возможность).
Учащиеся в итоге создают подобные конструкции.
Результаты групп в первом опыте совпадали, так как они измеряли относительную влажность в классе. А вот при выполнении второго опыта, связанного с распылением жидкости внутри бутылки, результаты могут несколько различаться. Это обусловлено разными причинами, например,
1) несоблюдение времени выполнения эксперимента;
2) разная степень увлажнения воздуха внутри бутылки.
После заполнения таблицы учащиеся видят, что показания влажного термометра до распыления воды ниже, чем после. Высказывают различные варианты объяснения наблюдаемого явления, например, вода, обладая большой теплоемкостью, не дает охлаждаться марле, но есть идеи, что во влажном воздухе испарение идет медленнее. При испарении жидкости с тела, его температура понижается. Учащиеся опираются на знания, полученные при изучении тем «Испарение», и жизненный опыт.
При заполнении таблицы они обращают внимание, что на пересечении столбцов в психрометрической таблице появляются цифры, устанавливают закономерность (учителю, вероятно, будет необходимо дать такое задание) между разностью показаний термометров и цифрой, появляющейся в пересечении столбцов. Они с удивлением обнаруживают, что, если показания термометров одинаковы, то цифра равна 100. Приходят после обсуждения в группах к выводу, что вода не будет испаряться, если воздух в бутылке будет наполнен водой, т.е. будет очень влажным. Учащиеся пытаются получить 100-процентную влажность, но это требует много времени. Тогда они просто помещают «сухой» термометр в воду.
Т.о. возникает идея, что воздух становится «влажным» (содержит много воды), т.е. прибор позволяет определить насколько воздух становится влажным.
Проверку выдвинутой гипотезы ребята осуществили, используя материал учебника, выяснили, что понимают под относительной влажностью воздуха, и установили, что «изобрели» психрометр.
После этого учитель предлагает провести рефлексию деятельности учащихся, чтобы выделить ее основные этапы.
В данном случае проблематизация заключалась в выяснении цели использования изготовляемого самостоятельного прибора. Ведь с самого начала было не ясно его предназначение и идеи были самые разные. Но, в большей степени учащиеся удивлены необычным заданием. Проблема решалась путем анализа полученных измерений, установления закономерностей между полученными значениями.
Благодаря анализу, появилась гипотеза о том, что прибор измеряет влажность воздуха. Понятиями относительной и абсолютной влажности учащиеся на данный момент еще не владели. Также заинтересовались устройством и принципом работы волосяного гигрометра, создать который, учителем было предложено дома.
В итоге учащиеся также обсудили причины разных результатов в некоторых группах после распыления воды, объяснив это разной концентрацией воды в воздухе, а, следовательно, разной влажностью.
Особый интерес представляет урок-реконструкция научного открытия. Исторические научные реконструкции, конечно, присутствуют в учебниках, но представлены описательно.
Реконструкция научного исследования, проведенного много лет назад, понятна современному школьнику в своей проблематике. Учащиеся осознают, какие изменения произошли в мире благодаря данному открытию. В ходе реконструкции они могут познакомиться как с содержанием научного открытия, так и выделить его этапы; понять смысл, особенности открытия, влияние открытия на судьбу самого открывателя. Примером такого урока может служить урок -историческая реконструкция по теме «Сила Архимеда», проведенный в 7 классе. Используя 2 набора оборудования:
1. отливной сосуд, весы рычажные без разновесов, пластилин, «пластилиновая» корона, 2 стакана, сосуд с водой, лоток, аквариум с водой, салфетка бумажная.
2. отливной сосуд, 2 стакана, лоток, пластилиновая корона, динамометр с пределом измерения 1Н, маленький полиэтиленовый пакетик, нитки (двусторонний скотч), салфетка бумажная.
учащимся предлагается вспомнить способы определения плотности вещества.
Этот процесс происходит быстро. Ученики вспоминают, что надо определить массу тела, объем, затем применить формулу для расчета плотности. На этом этапе учитель предлагает учащимся первый набор оборудования и просит определить, не меняя форму короны, из пластилина ли она изготовлена. При этом учащимся нельзя использовать линейку и измерительный цилиндр.
Необходимо заранее поместить внутрь короны предмет другой плотности, например, пенопласт. Или, наоборот, тяжелый металлический мелкий груз (болты, гайки). Ученики удивлены, так как не знают, как получить недостающие данные для короны: объем и массу. Учителю необходимо напомнить в ходе беседы с учащимися, что для сравнения одного из трех параметров, один из них должен быть одинаков. Т.е., они должны сформулировать условие: чтобы сравнить плотность веществ, их массы должны быть одинаковы.
В классе следует обсудить все гипотезы, выдвигаемые учениками. Например (гипотезы, выдвигаемые учащимися):
1 гипотеза: Вероятно, второй кусок пластилина нужен для сравнения. Так как есть весы, но нет разновесов, то надо положить корону и кусок пластилина на весы, и уравновесить их. Сделать так, чтобы масса пластилина стала равна массе короны. И для сравнения плотностей, останется только сравнить объемы. Если бы была линейка, то можно было бы измерить объем куска. Но, не ясно, как определить объем короны, так как нет измерительного цилиндра.
2 гипотеза: Надо налить воду в стакан, отметить уровень ручкой. Затем поместить туда пластилин, опять сделать отметку. В третий раз вынуть пластилин, долить воды до прежнего уровня и поместить туда корону. Если вода поднимется до той же отметки, которая была при помещении в нее пластилина, то корона имеет такую же плотность, так как объемы тел и массы одинаковы.
3 гипотеза: Надо до краев налить в отливной сосуд воду, поместить в него корону. Вода выльется. Затем опять долить до краев, поместить кусок пластилина. И сравнить объемы вылитой воды.
4 гипотеза: Можно уравновесить корону и пластилин на весах, а потом поместить обе чаши весов в воду. Если корона менее плотная, она должна иметь больший объем, следовательно, вытолкнет больше воды, и чаша с короной должна подняться выше. Наблюдая за тем, нарушится ли равновесие весов в воде и в какую сторону, можно определить более плотное тело.
После выдвижения идей учитель организует работу в группах. При этом ученики разными способами, согласно выдвинутым ими гипотезам, решают поставленную задачу. В группе, которая сравнивает объемы вылитой воды по уровню, возникает проблема. Вылитые объемы воды практически не отличаются визуально! При этом возникает погрешность измерения, приводящая к разным результатам. Эту проблему необходимо обсудить с учащимися, совместно найти пути ее решения. Учителю необходимо помнить, что учащиеся могут допускать ошибку, путая понятия массы и веса. Необходимо напомнить о связи между этими понятиями. Ученики, которые используют рычажные весы и аквариум, вначале погружают в воду и обе чаши с короной и пластилином. Но замечают, что выталкивающая сила действует не на корону в данном случае, а на чаши, имеющие другой объем, у них возникает идея прикрепить пластилин к коромыслу весов, сняв чашки. Наблюдают изменение положения коромысла весов.
В итоге, учитель предлагает сделать выводы. Выводы могут быть следующими:
• Вывод группы, в которой учащиеся сравнивали массу отлитой воды.
Масса одного из стаканов с водой больше, следовательно, объем воды в нем больше. Это объем воды равен объему короны. Значит, объем короны больше, чем пластилина. Т.е. она изготовлена из менее плотного вещества либо в ней есть полость.
• Вывод группы, в которой учащиеся работали с рычажными весами, погружая их
в аквариум.
Равновесие весов после погружения их в воду нарушилось: сторона, к которой была прикреплена корона, поднялось выше, так как на корону подействовала большая выталкивающая сила. Значит, её вес в воде меньше. Это может быть за счет того, что ее объем больше. Массы пластилина и короны одинаковы, значит, корона имеет меньшую плотность. Она не из пластилина, либо в ней полость.
Учитель предлагает проверить состав короны, и ученики обнаруживают, что в ней постороннее вещество. Создается ситуация успеха, так как результат достигнут, причем самостоятельно.
Далее ученики при помощи наводящих вопросов учителя, проводя еще один опыт (с использованием 2 комплекта оборудования), целью которого является формулировка определения выталкивающей силы и вывод закон Архимеда. Учащиеся могут прикрепить на крючок динамометра и корону и пакет, потом полностью поместить все в воду, получив ошибочный результат. Поэтому, необходимо после выполнения опыта таким образом, если учащиеся сами не догадаются в причине ошибки (а многие это сделают самостоятельно), указать на тот факт, что при погружении в воду пакета, вес жидкости вытесненной короной уменьшится. Для учеников 7 класса удивительно, что они самостоятельно в ходе урока решали такую же проблему, как много веков назад один знаменитый ученый.
В итоге учащиеся, используя материал учебника, знакомятся с законом Архимеда и заполняют таблицу 1.
Таблица 1
Пример варианта заполнения таблицы различными группами учащихся:
Группа Какую задачу смог решить Архимед с помощью открытого закона? Какие трудности преодолел Архимед при открытии закона? В чем состоял закон Архимеда (что он доказал)?
1 Он смог решить задачу царя Гиерона Нельзя было с помощью линейки найти объем короны Архимед установил, что объем воды, который вытеснен телом, равен объему самого тела
2 Сравнить плотности короны и золота Корона имела неправильную форму, нельзя было с помощью простой линейки найти ее объем Архимед сравнивал потерю веса в воде короной и слитком золота. Потеря веса равна весу вытесненной воды. Вес воды зависит от вытесненного объема. А объем воды равен объему погруженного в нее тела. Таким образом, он доказал, что вес жидкости в объеме тела равен выталкивающей силе.
3 Определить, из золота ли сделана корона путем сравнения её со слитком золота Невозможность определения объема короны
4 Определить из более или менее плотного вещества, чем золото выполнена корона Определения объема короны Архимед понял, что объем вытесненной воды равен объему короны. Архимед установил, что в жидкости тело весит меньше именно на столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. А вес тела в воде уменьшался на величину выталкивающей силы. Значит, вес воды, вытесненной короной, уравнивался выталкивающей силой.
5 Выяснить, золотая ли корона Трудность состояла в том, что корона имела неправильную форму и ее объем нельзя было найти, используя линейку Вес тел в воде уменьшался, так как действовала выталкивающая сила, на величину этой силы. Чем больше уменьшался вес, тем большая сила выталкивала тело. Жидкость, которую вытолкнуло тело, компенсирует разницу веса тела в воздухе и в воде, т.е. её вес равен силе Архимеда.
Учитель предлагает сравнить содержание таблиц разных групп, сформулировать и записать закон Архимеда в виде формулы.
Несмотря на сделанные в ходе работы отдельными учениками выводы, все равно могут возникнуть трудности при формулировке. Отдельные ученики считают, что закон Архимеда состоит в том, что объем тела равен объему вытесненной им жидкости. Тут необходимо учителю акцентировать внимание учащихся на выводах групп. Итогом работы стала формулировка закона Архимеда и вывод формулы. Учитель предлагает поработать с текстом учебника, дополнительной раздаточной исторической информацией, сравнить полученные учениками выводы и дополнить
полученную ими экспериментально информацию. Важно, чтобы учащиеся поняли роль открытия Архимеда для современной науки. Мнения учащихся могут быть следующие:
- Архимед выяснил на опыте, что объем погруженного в жидкость тела равен объему вытесненной этим телом жидкости.
- Вывел закон, что вес жидкости в объеме погруженного в неё тела равен выталкивающей силе.
- Нашел способ определения плотности вещества путем взвешивания в воде (гидростатического взвешивания).
- Изобрел весы, благодаря данному опыту.
Далее учитель обязательно проводит рефлексию этапов исследовательской деятельности. При этом ученикам необходимо ответить на вопрос: «Что и в какой последовательности они делали в ходе урока?». Примеры ответов учащихся:
- Решали задачу Гиерона, определяя, из пластилина ли изготовлено тело. Это стало целью нашей работы.
- Предложили разные способы для сравнения плотности короны и куска пластилина. При этом поставили перед собой задачи.
- Экспериментально пытались определить плотность тел, не имея необходимого оборудования (набора гирь и мензурки).
- Сделали вывод, тем самым, решив задачу Гиерона. Корона оказалась не пластилиновая, в ней были «примеси».
- Открыли способ гидростатического взвешивания.
- Вывели закон Архимеда.
- Прошли путь Архимеда.
- Проанализировали свою работу.
Учителю необходимо дать возможность каждому ученику реализовать именно ЕГО идею. Ведь исторические факты могут иметь неточности. И на самом деле, гипотез и экспериментов, которые привели Архимеда к открытию, может быть несколько. И каждая имеет право на существование.
Такие уроки расширяют и углубляют учебные темы, но не выходят за их рамки. Они являются необходимым фундаментом для дальнейшей научно-исследовательской работы школьника по темам, выходящим за границы учебного материала.
Но, учебные исследования невозможно проводить на каждом уроке, так как не все явления могут вызвать вопросы проблемного характера. А ограниченность времени не позволяет каждую тему осваивать в логике учебного исследования.
Благодаря внедрению данного опыта, в целом повысился интерес учащихся к исследовательской деятельности; члены НОУ лицея занимают третий год подряд 1 место во всероссийском мониторинге, проводимом Школьной лигой РОСНАНО, демонстрируя высокий уровень проектной и исследовательской деятельности. Учебные исследования продолжались во внеурочное время, в рамках работы НОУ лицея и завершились интересными проектами: «Новый способ борьбы со смерчем», «Устройство для уменьшения электризации топлива при заправке самолетов» и др. Авторы проектов стали победителями всероссийской сетевой научно-практической конференции для школьников Школьной Лиги РОС-НАНО, а также Всероссийского конкурса региональных школьных проектов «Система приоритетов». Повышение самостоятельности учащихся, мотивации, формирование УУД позволяет достигать высоких образовательных результатов.
Опыт моей работы получил высокую оценку экспертов Школьной Лиги РОСНАНО, а предлагаемые разработки уроков вошли в электронные сборники Школьной Лиги РОСНАНО. Результаты моей работы в данном направлении были представлены на первой педагогической ассамблее инноваторов г. Ростова-на-Дону, региональном мастер-классе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, Всероссийской педагогической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя», семинаре «Организация и сопровождение исследовательской и проектной деятельности одаренных школьников в области физико-математических, естественнонаучных и инженерных знаний» (г. Сочи).
Убеждена, что внедрение предлагаемой инновации, не требуя значительных материальных затрат, оснащения кабинета или специальной подготовки учащихся, поможет учителям в реализации ФГОС, подготовит ребят к дальнейшей научно-исследовательской деятельности на более высокой ступени обучения.
А, главное, сделает урок необычным и интересным, ведь для каждого человека, как утверждал Ж.Кюри: «Высшая радость - открывать и творить».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // «Завуч», № 1, 2001.- 82 с.
2. Юшков А.Н. Как организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в школе/ А.Н. Юшков //«Учительская газета» - URL:http://www.ug.ru/appreciator/58 (дата обращения: 10.09.2016).
И.В. Зевина
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Аннотация. В статье рассматриваются виды проектной деятельности и их использование в качестве средства формирования общеучебных умений и навыков обучающихся.
Ключевые слова: компетентность, коммуникативная компетенция, системно-деятельностный подход, педагогическая технология, проектное обучение.
I.V. Zevina
PROGECT ACTIVITY OF STUDENTS AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE REQUIREMENTS OF THE FSES (Federal State educational standard)
Abstract. The article discusses the types of project activities and their use as a means of learning abilities' formation and skills of students' formation.
Key words: competence, communicative competence, system and activity approach, educational technology, project-based learning.
Изменения в жизнедеятельности мирового сообщества, обусловленные сменой ценностных ориентаций на рубеже XX-XXI веков, требует нового подхода к обучению и воспитанию будущего профессионального работника. В связи с этим современное образование ориентируется на воспитание творческой, инициативной, самостоятельной, конкурентоспособной личности. Поэтому актуальным становится формирование ключевых компетенций школьников, которое, на наш взгляд, невозможно без таких гуманитарных дисциплин, как «Русский язык» и «Литература».
Русский язык - это средство общения, хранения и усвоения знаний, форма передачи информации, часть духовной культуры русского народа и средство приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Человек, владеющий родным языком, умеющий общаться, способен добиваться успеха во многих областях жизни и адаптироваться к изменяющимся условиям современности. В школьном образовании учебному предмету «Русский язык» отводится особое место, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, является средством формирования навыков самостоятельной учебной деятельности. Являясь формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык тесно связан со всеми школьными предметами и поэтому влияет на качество усвоения информации, содержащейся в них, а также, что очень важно, способствует освоению будущей профессии. Иными словами, русский язык - это предмет предметов, помогающий обучающимся быть успешными в социуме.
Глобальные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека предъявляют высокие требования к общему культурному уровню выпускника школы, его готовности к освоению будущей профессии, к непрерывному образованию в течение всей жизни. Поэтому главной задачей современной школы является обучение ребёнка различным видам чтения. ФГОС закрепляет важность обучения различным видам чтения, что является отражением социального заказа современного общества. ФГОС указывает на важность обучения смысловому чтению и отмечает, что «чтение в современном информационном пространстве носит метапредметный характер и читательские умения относятся к универсальным учебным действиям» [4, 3].
Надпредметная функция русского языка заключается в развитии «общеучебных умений и навыков обучающихся. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающегося сферах и ситуациях общения);