Научная статья на тему 'Использование индивидуальных и коллективных заданий текста для активизации познавательной самостоятельности учащихся'

Использование индивидуальных и коллективных заданий текста для активизации познавательной самостоятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2434
861
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование индивидуальных и коллективных заданий текста для активизации познавательной самостоятельности учащихся»

Э.С. Костылева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕКСТА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

/1

Литература - сфера выражения творческого потенциала не только учащихся, но и учителя. От умения преподавателя преподнести ярко и необычно материал урока зависит степень познавательной самостоятельности учащихся, их интерес к теме урока и предмету в целом. Специфика предмета позволяет наиболее эффективно применять различные инновационные педагогические методы, сочетать творческие и исследовательские задания, самостоятельную индивидуальную и коллективную деятельность учащихся. Эти вопросы затрагивались в работах многих ученых-педагогов.1

Урок литературы - это систематическая работа над словом, это воспитание вдумчивого читателя, который самостоятелен в своих суждениях. В связи с этим акцент на уроках литературы необходимо делать на чтении учащимися художественного произведения, на эстетическом восприятии читаемого, на анализе текста, интерпретации его. Урок литературы - это диалог учителя и учеников, а также учеников между собой. Наблюдения над текстом, сделанные учащимися самостоятельно и вместе с учителем, ведут к более глубокому пониманию сложного художественного текста, к его целостному восприятию.

Рассмо1рим эффективность применения индивидуальных и групповых заданий по тексту на примере драмы А.Н. Островского «Гроза». Сама жанровая природа драмы, предполагающая многозначные и разнообразные прочтения и интерпретации текста читателем, зрителем, театром, требует от' ученика самостоятельной, личной оценки произведения. А для этого учащиеся должны прочитать произведение. В наше время хсомпьютеров, Интернета, видео очень трудно заставить детей читать литературу, тем более читать внимательно. В связи с этим важно заинтересовать учащихся, дать им возможность ощутить себя «первооткрывателем» художественного произведения. Отсюда индивидуальные задания - выбрать из текста материал по конкретной теме (например, отследить тот или иной мотив, обратить внимание на то, как герои впервые появляются в пьесе, проследить речь героя и т.д.). Ученик, читая текст, выделяет в произведении отдельные элементы, касающиеся его конкретной темы, и в этом случае чтение ему уже не кажется таким непосильным заданием. Субъективно ученик читает как бы не весь текст, а только часть, связанную с его темой исследования. На самом же деле он читает именно весь текст, отбирая нужное для своей темы, автоматически просеивая остальное через свое сознание. Возникает эффект «рассеянного» внимания, достигается внимательное прочтение всего текста произведения.

В качестве индивидуальных заданий для предварительного прочте-

ния можно предложить такие:

- Найдите в тексте авторское описание города Калинова? Как характеризуют город жители? Кто дает характеристику городу и его обитателям в пьесе?

- Сравните характеристики героев пьесы и нравов города Калинова, которые дают Кулигин и Феклуша. Зачем Островский вводит их рассказ в текст пьесы?

- Найдите характеристики Дикого и Кабанихи, которые дают им персонажи. Как эти герои характеризуют сами себя?

- Как индивидуальная речь персонажей характеризует их?

- Определите, как первая реплика раскрывает характер героя.

- Распределите всех героев на группы: по возрасту; на «хозяев жизни» и «жертв» . Как это раскрывается в тексте?

- Сравните «жертв» «темного царства» в пьесе. В чем их различие?

- Какое место занимает Катерина в системе образов? Зачем автор вводит рассказ о ее жизни в семье родителей?

- Какие символы присутствуют в тексте? Какое значение они имеют для понимания идеи произведения?

- Любовь в предстарлении Варвары и Катерины.

- Быт и нравы города Калинова.

- Значение названия пьесы «Гроза».

На уроках, в процессе коллективной работы, индивидуальные наблюдения учащихся над текстом становятся достоянием всего класса, в результате достигается целостное восприятие художественного произведения. Необходимо учесть при этом читательские впечатления учащихся, повысить значимость первоначальных наблюдений над текстом. Это позволяет развивать творческое воображение школьников, их интерес к анализу текста. По мнению О.Ю. Богдановой2, целесообразно на уроках комментированного чтения произведения использовать индивидуальные задания на карточках, направленные на проверку знания текста, а также ориентированные на восприятие произведения, его поэтики.

Все наблюдения над текстом, сделанные учащимися самостоятельно и совместно с учителем в ходе уроков комментирования и анализа пьесы, необходимо обобщить и зафиксировать в рабочих тетрадях школьников. Наблюдения учащихся над темой «Значение названия пьесы "Гроза"» могут быть следующими:

Гроза в природе (действие 4) - физическое явление, внешне не зависящее от героев.

Гроза в душе Катерины - от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.

Гроза в обществе - ощущение чего-то непонятного для людей, ратующих за неизменность мира. Пробуждение свободных чувств в мире несвободы, Этот процесс тоже показан постепенно. Сначала только штрихи:

нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличие, затем - неповиновение.

Гроза в природе является внешней причиной, провоцирующей и грозу в душе Катерины, (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор. Так Островский приводит к мысли, что: гроза в природе - освежает, гроза в душе - очищает, гроза в обществе - освещает.

В драматическом произведении, по словам А.Б. Есина, наиболее важными содержательными и стилевыми доминантами являются сюжетность и разноречие3. В отличие от эпоса драма рассчитана на сценическое воплощение. В ней почти отсутствует прямое авторское слово, которое проявляется только в ремарках. Все богатство содержания пьесы должно уместиться в репликах действующих лиц и в их поступках. В связи с этим в процессе комментированного чтения и анализа драматического произведения важно уделить внимание системе образов пьесы.

Разговор о героях драмы целесообразно начать с определения значения их имен. Необходимо отметить, что все имена в пьесе не случайны, за каждым стоит определенный символ. Можно предложить ребятам самостоятельную работу на уроке - найти по словарям Даля, Петровского, словарю библейских слов описание значения имен героев пьесы: Марфа Игнатьевна Кабаниха, Савел Прокофьич Дикой, Катерина, Борис Григорьевич, Варвара. Так, например, ребята узнают, что имя Катерина означает «чистая» и что в литературе с этим именем связана целая традиция: стоит только вспомнить «Страшную месть» Гоголя, «Преступление и наказание», «Униженных и оскорбленных» Достоевского... Эта работа поможет учащимся совершенно по-другому посмотреть на характеры и судьбы героев, а значит, и лучше понять смысл произведения.

Затем, при работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. В пьесе выступают две категории обитателей Калинова. Одна олицетворяет хозяев города, власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха. Другая - Катерина, Кулигин, Борис. Варвара, Тихон -«жертвы» «темного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу «темного царства», но по-разному выражающие протест против этой силы»4, В качестве задания учащимся можно предложить выбрать из текста цитаты, характеризующие обе категории персонажей, и оформить их в виде таблицы:

' "Хозяева жизни": "Жертвы":

Ликой: "Ты червяк. Захочу -помилую, захочу - раздавлю". Кабаниха: "Давно вижу, что вам воли хочется". "Вот куда воля-то ведет". Кудряш: "Ну. значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится". Феклуша: "И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный". Кулигин: "Лучше уж стерпеть". Варвара: "И я не обманщицей была, да выучилась". "А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было". Тихон: "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!" Борис: "Не по своей воле еду: дядя посылает".

Внутри этих двух основных категорий — свои разновидности. Кабаниха и Дикой не похожи друг на друга. Это видно из сопоставления их монологов, а также из характеристик, которые им дают второстепенные персонажи:

Дикой: Кабаниха:

О нем: Шапкин: "ругатель"; Кудряш: "как с цепи сорвался". О ней: Кудряш: "все подвидом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит как ржа железо".

Он сам: "дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе - ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; разбойник"; "аспид"; "дурак" ИДР- Она сама: "вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др.

Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, самодур, чувствует свою власть над людьми. Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом.

Необходимо обратить также внимание, что у них разное отношение к деньгам. Кудряш о Диком (действие 1, явление 3): "Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится...". Пример такого отношения к деньгам —— диалог Дикого с Кулигиным о громоотводе (действие 4, явление 2). Кабаниха же занимается благотворительностью, поэтому вокруг нее собираются такие «странницы», как Феклуша. Из этих и других характеристик складывается впечатление, что Кабаниха «самодурствует» во имя своих «идеалов» (формальное исполнение традиционного уклада, по-ханжески понятое «благочестие»), а Дикой делает это, чтобы показать свою власть над слабым, ради денег и личной выгоды.

Это два разных социально психологических типа: Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип русского провинциального купечества, а Дикой «современный»: власть денег и грубой силы. В сюжете их роль похожа: это представители старшего поколения, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья. Но поскольку центральный характер —

Катерина, то главный герой-антагонист — это Кабаниха, считает Л.М. Лот-ман5. Именно она говорит от лица того социума, который Добролюбов называет «темным царством». Дикой — герой комедийного типа (недаром у него ярко выраженная «говорящая» фамилия), а в характере Кабанихи есть драматическое и даже, пожалуй, трагическое начало.

«Жертв» можно подразделить на активных (Катерина, Варвара) и пассивных (Борис, Тихон). Общее между Борисом и Тихоном — слабохарактерность. Учащиеся находят по тексту реплики, свидетельствующие об этом. Комично, что «слабую половину» в «Грозе» представляют мужчины, а женщины, наоборот, наделены определенной силой, помогающей им бороться за свои права в патриархальном обществе. Катерина и Варвара отличаются по характеру. У Катерины — болезненная совестливость, постоянная сосредоточенность на серьезных нравственных вопросах, размышления о грехе; у Варвары — практицизм в сочетании с некоторым легкомыслием и этическим индифферентизмом: Варвара: "Ты какая-то мудреная, Бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было" (действие 2, явление 2). Можно заметить, что эта поговорка используется для характеристики быта и нравов жителей города Калинова и Кулигиным: Кулигин: "...И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог!" (действие 3, явление 3).

Наблюдая за героями пьесы, школьники должны прийти к выводу: Кабаниха страшнее Дикого, т. к. ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.

Результаты действий этих героев:

Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: "Нечего делать, надо покориться!"

Добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома:"... а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь". Он полностью подчинен матери.

Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: "И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

Так "ломает" "темное царство" неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

При работе над текстом большое значение приобретают задания по определению способов раскрытия характеров героев: В драме таким основным способом является речь. Именно в репликах героев'содёржится основная информация о развитии действия; реплики характеризуют самого говорящего, а также дают характеристику другим героям, Как сказал М.Горький, «не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят». Учащиеся в про-

цессе- самостоятельного наблюдения над текстом сопоставляют речь героев. На уроке совместна с учителем они приходят к выводу, что:

Ррмт. Кя-герины - поэтическая, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

Рр'те. Куттигиня - это речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

Ргат. Лшглгп изобилует грубыми словами и ругательствами.

Учитель акцентирует внимание школьников на первой реплике персонажей пьесы:

ТСуттигин- "Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!"

Кудряш: "А что?"

Дикой: "Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!"

Борис: "Праздник; что дома-то делать!"

Феклуша: "Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная".

Кабанова: "Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала".

Тихон: "Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!"

Варвара: "Не уважишь тебя, как же!"

Катерина: "Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит".

По ходу работы учитель выдвигает для обдумывания следующие вопросы:

1. Какова роль первой реплики героев?

2. С какой целью Островский использует прием контраста и сопоставления в речевых характеристиках героев, при изображении места действия:

жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж,

Катерина - Варвара,

Тихон - Борис,

монолог Феклуши - монолог Кулигина,

Эти задания дают возможность оценить функции монологов второстепенных персонажей Рассматривая быт и нравы города Калинова, необходимо обратить внимание на монологи двух героев - Кулигина и Феклуши. Так, Кули-гину принадлежат три монолога: два сатирических (оба обращены к Борису

— как к человеку, не знающему города) и один патетический. Первый сатирический монолог («Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие...», (действие 1) посвящен социальным отношениям в городе Калинове (кто из персонажей комедии там упоминается? По какому поводу?), второй («Вот такой, сударь, у нас городишко...» (действие 3) посвящен частной (семейной) жизни горожан. (Какие яркие символы используются Кулигиным для передачи полноты впечатления?) Наконец, в третьем монологе Кулигин обращается непосредственно к жителям города, призывая их не бояться грозы. Следует выделить первую реплику Кулигина в пьесе (романс «Среди долины

ровныя...») и последнюю патетическую («Вот вам ваша Катерина!..» и т. д.), где всей драме подводится дидактический итог.

Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3) позволяет предложить ученикам такие задания:

1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.

"Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "це доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и т. п. - это принципы жизни в городе.

2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

"Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и т. п. - это принципы жизни в семье.

3. Найдите реплики, которые показывают, что Кулигин и Феклуша

дают противоположную оценку быту и нравам города Калинова. Этот контраст подчеркивается Островским, который нарочно «стал________кивает» их реплики:______________________________________________

Кулигин Феклуша

О городе: Жестокие правы, сударь, в нашем городе, жестокие!.. В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите... (действие 1). Бла-алепие, милая, бла-алепие!-Красота дивная!.. В обетованной земле живете!... (действие 1, явление 3).

О судах: ...Враждуют друг на друга;... И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судагся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут'. ... водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченыо, того только им и надобно. «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку» ("действие 1, явление 3). ...Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет' православных, а салтаны землей правят-. ...Я не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая:, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив (действие 2, явление 2).

Обратив внимание на контраст, учащиеся могут придти к выводу, что эти два монолога перекликаются между собой, они композиционно противопоставлены друг другу. В монологе Кулигина — сатирическая социально-бытовая зарисовка. Изображаемая картина основывается на конкретных негативных фактах провинциальной русской жизни. Последняя реплика (о «стихах») — отсылка к литературной традиции XVIII в. (сатира, комедия). В монологе Феклуши — фольклорно-мифологическая, условно-сказочная картина мира, в которой отрицательное («грешное») отождествляется с чужим, а все «наше» — свято и не подлежит никакой критике. У Кулигина реальная

жиЗнь показана как абсурдная и фантасмагорическая, а у Феклуши, наоборот, небылица и вымысел пересказывается как совершенно обыденная вещь. Общие (но по-разному представленные)' мотивы этих монологов: неправедный суд (это можно понимать шире: несправедливость закона, неправильное устройство общества), потеря людьми человеческого облика, склонность людей к тяжбам и взаимному осуждению. Формальный толчок к диалогу о «судьях» дает реплика Глаши в тот момент, когда Феклуша хочет оговорить другую странницу: "Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете, что вам не ладно-то живется?"

Всему классу можно предложить вопрос для дискуссии: если в Калинове так плохо, то почему и вначале - чудесный вид, Волга, и такая же прекрасная природа в сцене свидания Катерины и Бориса? Это задание позволяет учащимся сделать вывод, что город Калинов противоречив. С одной стороны, место, где он расположен, - чудесное, с другой, жизнь в нем -ужасная, красота не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.

Так как в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно, то вопросы, связанные с анализом текста, помогают понять отличие главной героини от других образов.

1. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться).

2. Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

В детстве: В семье Кабановых:

"Точно птичка на воле", "маменька души не чаяла", "работать не принуждала". Занятая Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду. "Я у вас завяла совсем", "да здесь все как будто из-под неволи". Атмосфера дома - страх. "Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?"

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой). Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

Вывод. Для Катерины главное - жить согласно своей душе. Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему. .

(Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)

3. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? (Любовь - это и есть стремление жить по законам своей души).

4. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису - это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви - это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения).

5. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь - всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.

6. Докажите, что смерть Катерины - это протест. (Смерть Катерины - это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердно-сти).

С образом Катерины в драме появляются символические образы. Гроза как главный образ-символ. В пьесе обыгрываются разные значения слова «гроза». Иногда оно употребляется не в значении явления природы, а как синоним слова «угроза». Тихон: "Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?" Гроза — символ психологического состояния героев: тревога и смятения Катерины, страха Тихона. Гроза — символ Божьего гнева и Божьей кары (такая символика есть и в Библии, и в святоотеческой традиции). Катерина, наделенная «поэтической натурой» (Добролюбов), воспринимает символическое значение грозы очень близко к сердцу: гроза ассоциируется со смертью, а смерть — со Страшным Судом (действие 1, явление 9). К символическому значению грозы как Божьей кары апеллирует и Дикой в диалоге с Кулигиным насчет громоотвода (действие 4, явление 2). Комизм состоит в том, что Дикой выражает страх не перед грозой, а перед установкой громоотвода, поскольку считает это делом не христианским. Возможно., настоящая мотивировка Дикого иная: он просто не хочет дать Кулигину денег на громоотвод. Отвечая Дикому, Кулигин называет грозу «электричеством», то есть сводит это понятие к простому явлению природы, снимает с нее символический покров. С другой стороны, тот же Кулигин истолковывает грозу в глубокой религиозно-философской перспективе: «Гроза убьет! Не гроза это. а

благодать! Да. благодать! У вас все гроза! ...Изо всего-то вы себе пугал наделали...» (действие 4, явление 4).

Н. А. Добролюбов придает образу грозы еще одно символическое значение — это «освежающее явление», намек на то, что «темное царство» падет. Эту интерпретацию можно охарактеризовать как романтическую, ведь именно в романтизме «гроза — символ свободы».

Мир символов в пьесе разнообразен. Символическим может быть предмет (ключ в заключительной сцене второго действия), пейзаж (Волга в декорациях и в монологах Катерины), мотив (тяжба и суд в монологах Кули-гина и Кабанихи) или персонаж («полусумасшедшая барыня» с двумя лакеями в треугольных шляпах — символ больной совести Катерины; Феклуша

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— символ старого патриархального мира), и т.д.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., Просвещение, 1985; Вяткин Л.Г., Самостоятельная работа учащихся на уроке. Саратов. Изд-во Саратовского ун-та, 1978; Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962; Гребешок О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие. Калининград, 2000; Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М.; Л., 1966.; Методика преподавания литературы: Учебник для педвузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана: В 2 ч. М., 1994; Лиймегс Х.И. Групповая работа на уроке. М., 1975; Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980; Стрекозин В.П. Организация процесса обучения в школе. М., 1964; и ДР.

2. Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана: В 2 ч. М.: Просвещение, 1995. С. 189.

3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М.: «Флинта», «Наука», 2000. С. 206.

4. Шишмаренкова Г.Я. Уроки литературы в 10 классе (практические разработки). Челябинск, 1999. С.8.

5. Лотман А.М. Островский и драматургия второй половины XIX века// История всемирной литературы. М.: «Наука», 1991. Т.7. С.68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.