Научная статья на тему 'Проектирование типовых норм при добыче угля в условиях филиала оао хк «Якутуголь» разрез «Нерюнгринский»'

Проектирование типовых норм при добыче угля в условиях филиала оао хк «Якутуголь» разрез «Нерюнгринский» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
657
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование типовых норм при добыче угля в условиях филиала оао хк «Якутуголь» разрез «Нерюнгринский»»

предприятие самостоятельно определяет формат предоставления, периодичность сбора информации, схему документооборота.

Таким образом, управление денежными потоками — важнейший элемент финансовой политики предприятия, оно пронизывает всю систему управления предприятия. Важность и значение управления денежными потоками на предприятии трудно переоценить, поскольку от его качества и эффективности зависит не только устойчивость предприятия в конкретный период времени, но и способность к дальнейшему развитию, достижению финансового успеха на долгую перспективу.

— Коротко об авторах -----------------------------------------------

Погорельская И.И. - начальник финансово-кредитного отдела, ОАО ХК «Якутуголь»;

Гайчев В.В. - гл. специалист, ОАО ХК «Якутуголь».

© Е.А. Темерко, Р. А. Салимов, 2007

УДК 622.333

Е.А. Темерко, Р.А. Салимов ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТИПОВЫХ НОРМ

ПРИ ДОБЫЧЕ УГЛЯ В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА ОАО ХК «ЯКУТУГОЛЬ» РАЗРЕЗ «НЕРЮНГРИНСКИЙ»

~П системе централизованной плановой экономики нормиро-

М.М вание труда рассматривалось в качестве одного из важных инструментов повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции, совершенствования оплаты труда, достижения более полного соответствия между мерой труда и мерой вознаграждения за труд. Нормированием было охвачено до 90 % работников. При центральных и отраслевых государственных органах действовали десятки организаций, разрабатывавших нормативы по труду и типовые нормы. На каждом крупном и среднем предприятии функционировали отделы организации и нормирования труда. Правда, тарифная система и система должностных окладов, устанавливаемые в централизованном порядке, пересматривались крайне редко: применяемые нормы корректировались поправочными коэффициентами. В результате организация и нормирования, и заработной платы превращалась в "выводиловку". Работники предприятий были заинтересованы в уменьшении плановых заданий, что отражалось на качестве норм, которые занижались, обусловливая, в частности, излишнюю (по сравнению с реально необходимой) численность персонала.

В угольной промышленности разработка типовых норм осуществлялась в централизованном порядке в соответствии с отраслевым планом нормативно-исследовательских работ и рабочим планом по определенной теме, утвержденным Управлением организации труда и заработной платы МУП СССР.

Разработка типовых норм выработки (времени) производилась методом кооперирования.

По каждому сборнику норм назначалась головная нормативноисследовательская станция, которая являлась ответственной за подготовку всего сборника норм, и ведущие нормативноисследовательские станции, которым поручалась разработка отдельных частей (параграфов норм) сборника.

Распределение объёмов по проектированию типовых норм между НИСами Министерства угольной промышленности Украинской ССР, Кузнецкого и Подмосковного бассейнов производилась

соответственно ЦНИС МУП УССР, опорной НИС по Кузбассу и НИС комбината «Тулауголь». Последние после распределения объемов сообщали всем НИСам комбинатов (трастам) адреса ведущих НИС и перечень работ, на которые они будут разрабатывать типовые нормы.

Исходными материалами для разработки норм служили данные хронометражных наблюдений, проведенных на предприятиях угольной промышленности по единой методике и плану, разработанным ЦНИС по труду и утвержденным Управлением организации труда и заработной платы Министерства.

В проведении фотохронометражных наблюдений и первичной их обработке участвовали все нормативно-исследо-вательские станции комбинатов (трестов), работники по нормированию труда шахт (разрезов).

Подготовленные материалы исследований направлялись НИ-Сами комбинатов ведущим нормативно-исследовательским станциям по разработке норм.

Для выявления условий выполнения работ и отбора рабочих мест и исполнителей, за которыми должны проводиться фотохро-нометражные наблюдения, головной НИС составлялись карточки по характеристике горно-геологических, технических и организационных условий работы, которые направлялись в НИСы комбинатов (трестов) для заполнения.

Заполненные карточки направлялись в головную НИС для группировки условий работы и составления плана проведения фо-тохронометражных исследований.

По полученным материалам ведущие НИСы составляли «Сводные таблицы результатов фотохронометражных наблюдений» по процессам, проводили анализ исходных данных, выбор технологии, проектировали состав процессов.

Все данные материалы затем предоставлялись в головную НИС для дальнейшей компоновки сборника и утверждения.

Так, нормативно-исследовательская станция ПО «Якутуголь» (нынешний ОАО ХК «Якутуголь») в 1987 году была ведущей НИС при разработке «Укрупненных комплексных норм выработки для шахт ПО «ЯУ»» под методическим руководством Управления нормирования труда и заработной платы и ЦНИС по труду Минуг-лепрома СССР, соисполнители НИС ПО «Приморскуголь» и ПО «Кузнецкого бассейна».

1988 год. НИС ПО «Якутуголь» являлась ведущей при разработке следующих норм времени:

• «Единые нормы времени на капитальный ремонт буровых станков отечественного и импортного производства»;

• «Единые нормы времени на капитальный, текущий ремонт и техническое обслуживание большегрузных автомобилей отечественного и импортного производства»;

• «Единые нормы времени на капитальный ремонт тракторно-бульдозерной техники отечественного и импортного производства».

Разработка данных норм проводилась при участии Управления организации труда, технического нормирования и зарплаты, Центральной НИС (ЦНИС) МУП СССР. Соисполнителями являлись: ЦНИС по труду МУП СССР по Кузбассу, НИСы производственных объединений «Красноярскуголь», «Карагандауголь», «Приморскуголь», «Эстонсланец», «Челябинскуголь», «Востсибуголь», «Средазуголь».

Однако в нынешних условиях отраслевое управление в сфере нормирования фактически перестало существовать так же, как и централизованная разработка норм и нормативов. Нормирование стало делом самих предприятий, причем большинство из них не видело смысла в продолжении данной работы. Поэтому на многих были упразднены отделы организации труда и нормирования.

Та же участь постигла и машиностроительную промышленность. Ликвидация на многих предприятиях подразделений, занимающихся техническим нормированием, и передача их функций другим службам снизили эффективность выполнения соответствующих задач. Во-первых, увеличились сроки нормирования изделий. Нередко нормы времени утверждаются и поступают в производственные подразделения позже начала цикла изготовления изделия, что приводит к снижению контроля над уровнем эффективности производства. Во-вторых, значительно уменьшилась доля технически обоснованных норм (притом, что расширилось применение норм, полученных с использованием метода аналогий, точность которых во многом зависит от субъективных факторов и хронометражных норм). В результате нормы перестали служить стимулом к повышению эффективности труда, они лишь регистрируют его затраты при сложившемся организационно-техническом уровне производства.

В результате разрушения административной системы управления организацией и нормированием труда структурные подразделения, входившие в состав ряда министерств и ведомств, ликвидированы. Целый ряд отраслевых нормативных научноисследовательских организаций прекратили свое существование, остальные значительно снизили объем исследований и разработок в связи с недостаточным финансированием.

Кроме того, руководство предприятий зачастую игнорирует важность восстановления механизма, контроля за эффективностью производства и расходованием производственных ресурсов.

Большую тревогу вызывает качество нормативно-справоч-ного материала, используемого на предприятиях. Подавляющая их часть относится к 80-90-м годам прошлого века и не отвечает нынешнему организационно-техническому уровню производства. Применяемые в настоящее время методы нормирования не обеспечивают формирования общей базы для оценки эффективности функционирования производственной системы и описания единиц производственной номенклатуры с использованием показателей, базирующихся на их объективных конструкторско-технологических свойствах.

Решение такой сложной проблемы, как обеспечение технического нормирования на машиностроительном предприятии, должно происходить комплексно и предусматривать создание системы технического нормирования (СТН). В результате проведенных исследований разработана концепция комплексного метода технического нормирования, обеспечивающего решение практически всего спектра задач, стоящих перед СТН на машиностроительном предприятии. На основе предложенного комплексного метода технического нормирования разработана автоматизированная система технического нормирования (АСТН), которая позволяет автоматизировать практически весь комплекс задач прогнозирования, оценки и технически обоснованного расчета трудоемкости изготовления машиностроительного изделия на основных этапах его жизненного цикла с использованием показателя конструктивно-тех-

нологической сложности.

Чем объясняется подобное отношение к этой сфере деятельности? Во-первых, неразвитостью рыночных отношений, слабой конкуренцией, что позволяет товаропроизводителям не просто выжи-

вать, а получать приличную прибыль, не заботясь о качестве выпускаемых изделий.

Во-вторых, несмотря на то, что спад производства прекратился, большинство производителей не ощущают потребности в повышении объемов выпуска продукции, сохраняя излишнюю численность персонала, тем более что зарплата серьезно занижена.

В-третьих, зачастую собственники не заинтересованы в улучшении использования рабочей силы.

Еще одна немаловажная причина прекращения работы по нормированию - в отсутствии информации о современных подходах к организации нормирования, его месте и роли в новых экономических условиях и т.д.

Сегодня речь должна идти не о возрождении или совершенствовании прежних институтов нормирования, а о качественном изменении его организации, отвечающем новым экономическим условиям и ориентированным на перспективу.

Вообще говоря, рыночным отношениям имманентна оценка труда с позиции общественно необходимых затрат. Рынку безразлично, какими именно были нормируемые затраты труда тех или иных работников на предприятии, как они связаны с конкретными организационно-техническими условиями работы, какова численность персонала. Значение имеет лишь стоимость товара. Важнейший элемент издержек производства - затраты на персонал, стоимость человеческого ресурса.

В государственной плановой экономике трудоемкость, численность персонала, а следовательно, и затраты на труд централизованно определялись нормами труда, рассчитанными по соответствующим методикам. В рыночной экономике затраты на персонал (а также его численность) регулируются механизмами, косвенно ориентирующими предприятия на создание таких организационнотехнических условий работы, включая нормы труда, которые бы обеспечивали установление конкурентоспособной цены и получение прибыли.

Планирование персонала означает определение не только его количественных и качественных параметров, но и соответствующих затрат. При этом должны учитываться внутренние и внешние факторы. К первым относятся цели и задачи предприятия, стратегия выпуска продукции, освоение новых рынков, индивидуальные и групповые показатели производительности, объем и структура

рабочего времени и др. Ко вторым - макроэкономическая ситуация, структурные изменения в народном хозяйстве и т. д.

Разные виды планирования предполагают применение различных методов. Для выработки политики предприятия и стратегического планирования обычно достаточно проведения экстраполяции или экспертной оценки будущих показателей.

Для среднесрочного и краткосрочного планирования, когда необходимо выявить потребности в рабочей силе на конкретных рабочих местах, названные методы не годятся по причине их приблизительности.

Существует и иной метод: детальное описание работ, необходимых для решения задач предприятия, что позволяет рассчитать количество часов работы для выполнения плана предприятия на основе норм труда (времени). Исходя из общего количества часов работы и средней продолжительности работы одного человека, рассчитывается численность персонала. В случае если ее фактическая величина превышает расчетную, разрабатываются мероприятия по ее уменьшению.

Составление штатных расписаний также предполагает нормативную по времени оценку численности работников по профессиям и должностям и проведение мероприятий по сокращению штатов, если численность оказывается большей, чем определена планом. Метод составления штатных расписаний дает возможность определять качественные и количественные параметры персонала в их единстве.

На нормирование труда влияет и конъюнктура рынка. Каждое предприятие стремится предвидеть колебания потребительского спроса, однако зачастую этого сделать не удается. К тому же случается, что потребитель отказывается от своего заказа или предприятие находит выгодный заказ, не предусмотренный планом. В результате фактические параметры работы отклоняются от плановых. Если эти отличия велики, план необходимо откорректировать. Если показатели объема производства, выручки, прибыли и др. отклоняются от плановых незначительно, вопрос о сокращении численности, как правило, не возникает. У большинства штатных сотрудников объем работы либо увеличится, либо уменьшится. В то же время организационно-технические условия труда, могут остаться неизменными. Но если исходить из рассчитанных применительно к ним норм, то выработка у работников должна либо воз-

расти, либо уменьшиться. При наличии прямой связи между заработной платой и выработкой размеры оплаты труда будут также колебаться. Хорошо ли это? Представляется, что нет. Исходя из изменившихся задач предприятия, каждому работнику придется выполнять объем работы, который соответствует портфелю заказов с учетом потребностей покупателей. Применение сдельной или другой аналогичной системы оплаты труда в данном случае недостаточно оправданно.

Оптимальным решением может быть установление работникам нормированных (или плановых) заданий, за выполнение которых выплачивается определенная заработная плата. Плановые задания (на работу) могут быть выше или ниже норм труда. Нормы же труда (нормативы) должны, естественно, разрабатываться и использоваться при установлении нормированных (плановых) заданий, которые не обязательно могут с ними совпадать. Практически полное освобождение норм от "зарплатности" позволило бы, не оглядываясь на уровни оплаты труда, сделать их действительно обоснованными. А разница между ними и заданиями показывала бы, на сколько последние отклоняются от меры труда, сигнализировала бы о необходимости внесения изменений в численность персонала или в схему распределения работ.

Существенный элемент издержек производства - стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий или предметов труда. Организация и управление производством нацелены на то, чтобы добиться такого соединения рабочей силы с материальными ресурсами, при котором обеспечивается наивысшая эффективность. Важный, но, как правило, слабо используемый резерв - экономия материальных ресурсов (запасов сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции), рационализация движения материальных потоков.

Эффективность производства достигается, когда обеспечивается непрерывность загрузки производственных участков и рабочих мест и максимально возможная непрерывность движения предметов труда. Согласование и оптимизация отмеченных условий возможны при соблюдении ряда требований к организации и управлению производством, которые имеют прямое отношение к нормированию труда.

Производственная система, включающая взаимоувязанные звенья (рабочие места, операции), должна быть оптимально струк-

турирована. Без этого невозможны рациональная организация производства и использование информационной системы управления, позволяющей отслеживать ход производственного процесса, выполнение работ на конкретных рабочих местах, принятие соответствующих управленческих решений.

Важно обеспечить ритмичную, согласованную работу всех звеньев производственного процесса, упорядочить дви-жение предметов труда между производственными участками и рабочими местами на основе технологических схем, сокращая расстояния между звеньями производственного процесса и максимально увеличивая скорость движения предметов труда.

Все это непосредственно связано с нормированием труда. Обеспечение ритмичности обусловливает применение жестких норм труда (нормированных заданий) на рабочих местах. Синхронизация циклов производственного процесса по изготовлению изделий обусловлена недопустимостью ненужных заделов продукции на рабочих местах, ведущих к росту незавершенного производства и омертвлению материальных ресурсов. В этой связи неприемлемым становится принцип установления равнонапряженных норм.

Государственная политика в области нормирования труда направлена на:

- разработку и совершенствование нормативных правовых актов по вопросам нормирования труда, методических рекомендаций, инструкций;

- создание и совершенствование нормативной базы по труду;

- регулирование нормирования и системы оплаты труда организаций, на продукцию (услуги, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок, сборов);

- повышение качества нормирования труда, улучшение управления и снижение издержек производства.

В этой связи, уполномоченным органом по труду и государственными органами разрабатываются, пересматриваются типовые нормы и нормативы труда.

Нововведения в области нормирования связаны, в первую очередь, с расширением прав предприятий. Работодатели осуществляют введение, замену и пересмотр норм труда.

Нормативная база требует постоянного обновления в силу того, что быстро устаревает, становится неадекватной современным организационно-техническим условиям производства. В этой связи

государственные органы, работодатели постоянно осуществляют разработку технически обоснованных типовых норм и нормативов и их дальнейшее совершенствование в соответствии с достижениями научного прогресса, техники и технологии.

На сегодня ОАО “ЦОТЭнерго” является правопреемником научно-исследовательского, проектного и внедренческого центра организации труда в энергетике и энергическом строительстве (“ЦОТэнерго”), образованного в результате объединения двух старейших организаций энергетики “Энергостройтруд” и “"Энерго-нот”. ОАО “ЦОТЭнерго” разработаны, утверждены РАО “ЕЭС России” и доведены до всех организаций нормативы по труду.

Нормативы по труду включают в себя 110 сборников норм времени на ремонт энергооборудования, 23 сборника нормативов численности персонала энергопредприятий, 71 сборник единых, ведомственных, типовых, укрупненных и местных норм труда на строительно-монтажные работы, а также 60 сборников на работы, выполняемые на предприятиях стройиндустрии. По данным нормативам нормируется труд около 90% работников электроэнергетической отрасли. ОАО “ЦОТЭнерго” по мере совершенствования техники и технологии, организации производства и труда систематически пересматривает нормативы по труду, разрабатывает новые нормы. ОАО “ЦОТЭнерго” распространяет указанные нормативные документы по заявкам предприятий, организаций, выполняет на их основе конкретные расчеты и разработки с учетом местных условий.

Открытое акционерное общество холдинговая компания «Якутуголь» (ОАО ХК «Якутуголь») занимается добычей, переработкой и продажей угольной продукции. В компанию входят 11 филиалов, 7 дочерних и зависимых предприятий. 10 филиалов и 6 дочерних и зависимых предприятий находится в г. Нерюнгри, 1 дочернее предприятие находится в поселке Джебарики-Хая, 1 дочернее в поселке Кангалассы Республика Саха (Якутия); 1 филиал - в поселке Врангель Приморского края. В составе холдинга «Якутуголь» работают 2 угольных разреза, 1 шахта, 1 обогатительная фабрика и 10 вспомогательных филиалов (автобаза технологического автотранспорта (АТА), погрузочно-транспортное управление (ПТУ), управление материально-технического снабжения (УМТС),

ремонтно-механичес-кий завод (РМЗ), ремонтно-строительное управление (НРСУ), управление производственно-технологической связи (УПТС), управление технического контроля качества угля и стандартов (УТК) и т.д.).

В 2005 году разработана «Пятилетняя программа развития ОАО ХК «Якутуголь» на 2006-2010 г.г.», которая предусматривает увеличение производственной мощности действующего разреза «Нерюнгринский» до 10 млн. тонн угля в год, строительство новых угледобывающих предприятий (шахта «Холодниканская»), перспективную геологоразведку и дальнейшее вовлечение в разработку новых угольных месторождений, а также расширение рынков сбыта и ассортимента выпускаемой продукции.

Вопросами нормирования труда в холдинговой компании «Якутуголь» занимается нормативно-исследовательская станция (НИС), которая является структурным подразделением аппарата управления компании, совместно с отделами труда и заработной платы филиалов холдинга.

Основными задачами НИС являются:

- исследования трудовых процессов (фотохронометраж-ные, хронометражные наблюдения), сбор, обработка и анализ исходных данных, необходимых для разработки прогрессивных норм трудовых затрат;

- разработка технически обоснованных норм трудовых затрат по различным видам работ, выполняемых в филиалах ОАО ХК «Якутуголь» на основе данных фотохронометражных наблюдений, межотраслевых, отраслевых и других нормативов по труду;

- анализ действующих норм трудовых затрат с целью выявления устаревших норм, проведение работы по своевременной замене новыми, более прогрессивными по мере внедрения новой техники и технологии, совершенствования организации производства и труда, роста квалификации и профессионального мастерства работников;

- анализ затрат рабочего времени с целью выявления потерь рабочего времени как отдельных работников (категорий работников), так и производственных коллективов компании;

- обеспечение методической, консультативной помощи работникам филиалов ОАО ХК «Якутуголь» по вопросам нормирования труда.

При выполнении поставленных задач НИС взаимодействует с работниками всех филиалов в части нормирования труда.

Нормирование труда в филиалах ОАО ХК «Якутуголь» осуществляется на основании местных норм времени (выработки) и нормативов численности, разработанных нормативно-

исследовательской станцией ОАО ХК «Якутуголь» на следующие виды работ:

- экскавация горной массы и угля экскаваторами всех марок;

- транспортирование горной массы и угля большегрузными автосамосвалами всех марок;

- бурение взрывных скважин станками шарошечного бурения всех марок;

- взрывание зарядов в скважинах;

- переработку горной массы бульдозерами;

- техническое обслуживание (ТО) и ремонт горной техники, большегрузных автосамосвалов, тракторно-бульдозерной техники;

- обслуживание и ремонт оборудования обогатительной

фабрики, и прочие вспомогательные работы (УМТС, УПТС, РМЗ).

Нормирование других видов работ (токарные, слесарные, сварочные и пр.) регламентируется соответствующими Едиными и ведомственными нормами (ЕниР и ВниР), нормами времени (выработки), обслуживания и нормативами численности Министерства угольной промышленности и Центрального бюро нормативов по труду при НИИ труда и др.

Главной стратегической целью холдинга «Якутуголь» является сохранение конкурентоспособности, минимизации затрат, максимизации прибыли, увеличение рыночной стоимости компании, её финансовой устойчивости.

Для достижения данной цели решается целый комплекс задач, в том числе и на техническом уровне.

Так с 2001 года было начато техническое перевооружение как разреза «Нерюнгринский», так и других филиалов ОАО ХК «Якутуголь». Были заключены импортные контракты на приобретение экскаваторов марки РС фирмы «Комацу» с объемов ковша 23, 36, 8,5 м3, буровых станков серии Pit Viper, бульдозеров усиленного

типа с гигантским рыхлителем «Комацу» Б275-А, автосамосвалов Комацу-830Е и БелАЗ-75306 грузоподъемностью 220 тонн.

Эта техника, естественно, будет требовать как технического обслуживания в процессе эксплуатации, так и ремонтных работ (средний, капитальный ремонт).

Учитывая, что на вышеуказанные работы полностью отсутствуют нормативы трудозатрат (норм времени, нормативов численности), для расчета объективной численности ремонтного персонала, их необходимо установить, что затрудняется ввиду длительности выполнения данных работ.

Методика проектирования норм при открытом способе добычи угля базируется на общих методических положениях, но в связи с высоким уровнем механизации работ величина норм определяется исходя из:

- технической характеристики машин, механизмов и оборудования;

- физико-механических свойств горных пород;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- технологии производства работ.

При проектировании типовых норм следует исходить из стандартной технологии ведения данного рабочего процесса. Например, при производстве экскаваторных работ необходимо предусматривать:

- установку экскаватора в забое, обеспечивающую наименьший угол поворота стрелы в процессе экскавации и оптимальное усилие на зубьях ковша;

- соответствие параметров забоя технической характеристике экскаватора;

- своевременное передвижение экскаватора в забое;

- режим черпания в зависимости от физико-механических свойств разрабатываемых горных парод.

Основные производственные процессы добычи угля открытым способом (экскавация, транспортирование горной массы, буровые работы) выполняются с применением машин и механизмов. Нормирование труда рабочих при выполнении этих процессов производится по агрегатным нормам. Проектирование агрегатных норм сводится к установлению сменных норм производительности соответствующих машин и механизмов, которые являются нормами выработки для звена рабочих, обслуживающих это оборудование.

В 2003 году в филиалах ОАО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюн-гринский» и Автобаза технологического автотранспорта была проведена работа по разработке норм времени (выработки) на экскавацию и транспортирование горной массы автосамосвалами по единой Методике, приведенной в «Дополнении к единым нормам выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности», М. ЦБНТ при НИИ труда, 1985 г.

До этого периода нормирование данных работ осуществлялось, начиная с 1984 года по мере внедрения техники, в различные периоды времени и по разным методикам.

На основании многочисленных хронометражных наблюдений, после анализа полученных данных была разработана новая Методика расчета норм. Суть её состоит в том, что изменен порядок расчета норм через цикл экскавации и определенного количества ковшей, необходимого для погрузки самосвала. Методикой предусмотрен расчет норм выработки через время погрузки одного самосвала, определенного на основе хронометражных наблюдениях.

По итогам проведенных испытаний экскаваторов на проверку эксплуатационных характеристик выявилось, что для одной и той же модели цикл экскавации различный (табл. 1), что влияет на время погрузки самосвала.

Так же, ввиду отсутствия данных вспомогательного времени, затрачиваемого при погрузке одного самосвала, в Единых нормах времени (выработки) по данным моделям экскаваторов Таблица 1

Основное время на один цикл экскавации, сек

Модель экскаватора, объем ковша РС5500, 23 м3 РС8000, 36 м3

№3 №4 №5 №6

Цикл экскавации 27,5 29,4 34 31

(самый большой объём ковша 12,5 м3 ЭКГ-12,5) расчет норм через цикл экскавации не является объективным.

В основу новой методики положена методика, разработанная Центральным бюро нормативов по труду при Научноисследовательском институте труда Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам.

Согласно данной методике, в отличие от предыдущей МУП СССР, были приняты следующие нормативы времени на подго-

товительно-заключительные операции и регламентированные перерывы, предусмотренные нормальным ведением горных работ, исключающие заранее запланированные простои. Сравнительные нормативы времени приведены в табл. 2.

Методика расчета норм выработки на погрузку горной массы экскаватором в автосамосвалы

Норма выработки экскаваторного звена на погрузку

и _ Т см - Тпз - Тлн - Т об - Тпр м3

Нв I +t * а

V п I уп

где Тсм - продолжительность смены, мин; Тпз + Тоб - время на подготовительно-заключительные операции и время на обслуживание рабочего места, мин; Тпр - время регламентированных перерывов, вызванных технологией и организацией рабочего процесса (ожидание подчистки подъездов к экскаватору бульдозером), мин; Тлн -время на личные надобности, мин; 1;п - время погрузки одного автосамосвала, мин; 1уп - время на установку автосамосвала под погрузку, мин;Уа - объем горной массы в целике в одном автосамосвале,

3

м .

Методика расчета норм выработки на транспортирование горной массы большегрузными автосамосвалами

Нормы выработки на транспортирование горной массы рассчитывается по формуле:

Н_ Т см Т пз Т лн Т об Т пр*|/ _ * I / , м

е _-------------------------- V а _ Пр V а

t об

где Тсм - продолжительность смены, мин; Тпз + Тоб - время на подготовительно-заключительные операции и время на обслуживание рабочего места, мин; Тлн - время на личные надобности; Тпр - время регламентированных перерывов, вызванных технологией и организацией рабочего процесса (ожидание подчистки подъездов к экскаватору бульдозером); Уа - объем горной массы в целике в одном автосамосвале, м3; пр- расчетное число рейсов в смену; 1о6 -время одного рейса (оборота) автосамосвала, мин.

Время одного рейса определяется по формуле:

t б _ t + t + t + t + t + t , мин.

V об Ь о V пп V р V ож V уп V ур

где ^ - основное время рейса (движение с грузом и порожняком), мин; 1пп - время простоя автосамосвала под погрузкой, мин; 1р -время разгрузки одного автосамосвала, мин;1ож - время ожидания погрузки, мин; 1уп - время на установку автосамосвала под погрузку, мин; 1ур - время на установку автосамосвала под разгрузку, мин. Основное время рейса (1о) определяется по формуле:

2Ь *60

/ =----------, мин

V о

Ус

где Ус - средняя скорость движения автосамосвала при расстоянии транспортирования Ь, км/ч.

Методика расчета норм выработки на бурение скважин буровыми станками на открытых работах.

Нормы выработки на бурение скважин рассчитывается по формуле:

Т — Т — Т

Т_Г _ Л- см -і- пз -І- лн м

Н е Ґ + Ґ 5 10^ 1в

где ^ - норматив времени основных операций на один метр скважины, мин; 1:в - норматив времени вспомогательных операций на 1 м скважины, мин.

Пример:

Определить норму выработки экскаваторного звена на погрузку породы экскаватором РС5500 с ковшом ёмкостью 23 м' в автосамосвалы БелАЗ-75306 грузоподъёмностью 220 т в условиях вышеизложенных методик.

Факторы, влияющие на норму выработки:

Категория пород по крепости IV

Время погрузки автосамосвала 3,9 минуты.

Время установки самосвала под погрузку 0,566 минут.

Объём породы в автосамосвале в плотном теле 2,65 м3.

По методике МУП СССР норма выработки равна (I вариант):

480 — 35 — 57 —1 1

Нв =--------------------х 83 х 0,97 х 0,97 = 6587м3.

3,9 + 0,566

По методике ЦБНТИ (II вариант):

тт 480 - 31 -11 -11 3

Нв =---------------------х 83 = 7929м .

3,9 + 0,566

В итоге рост нормы выработки составил 20 %. Однако это не привело к увеличению объёмов горной массы на такой же процент, прирост составил всего 3 %. Интенсивность труда оставалась прежней, но увеличилось время простоев, которые при прежней норме выработки перекрывались временем, заранее заложенным в норму (57 минут на смену).

При проведении мероприятий по улучшению организации производства горных работ, работы ремонтной базы и как следствие уменьшение простоев горно-транспортной техники следует ожидать повышение производительности экскаваторов, что приведет к увеличению добычи угля и количеству перевезенных вскрышных пород.

В результате анализа наблюдений за временем погрузки горной массы экскаватором одного самосвала количество погруженных ковшей не соответствует количеству ковшей, рассчитанных по формуле:

Га

пк = —, к Г

где V а - объем горной массы в целике в одном самосвале, м3; V к -объем горной массы в целике в ковше экскаватора, м3

'V к 'V геометрич.* Кэкскавации

К,,

Кэкскавации

Кр

где Кн - коэффициент наполнения ковша; Кр - коэффициент разрыхления горной массы.

При IV категории пород по трудности экскавации Кн = 0,9, Кр

1,5 и Кэкскавации 0,6

Тогда, время на погрузку экскаватором одного самосвала определяется по формуле:

, Пк х 1 цоп

1 =----------------, мин

п 60

где 1;цоп - оперативное время одного цикла экскавации, сек Например:

Для загрузки самосвала БелАЗ-75306 грузоподъёмностью 220 т экскаватором РС5500 с ёмкостью ковша 23 м3 по расчету необходимо загрузить 6 ковшей:

пк = —83— = 6ковшей 23*0,6

Время погрузки 1 самосвала составит:

6 х 38

=-------= 3,8 мин

60

п

где 1цоп - оперативное время одного цикла экскавации складывающееся из основного - 33 сек. (по наблюдениям) и вспомогательного 5 сек.

По результатам наблюдений количество ковшей колебалось от 5 до 8, поэтому согласно данным хронометражных наблюдений среднее время загрузки одного самосвала принято 3,9 минуты, разница не велика. Но это время погрузки является величиной постоянной как при расчете норм выработки на экскавацию, так и на транспортирование и не зависит от изменения нормообразующих факторов (коэффициентов наполнения ковша, разрыхления горной массы, цикла экскавации), что существенно облегчает нормирование работ по экскавации и транспортированию горной массы.

Так же постоянной величиной и при экскавации и при транспортировании является, в зависимости от модели самосвала, время установки его под погрузку.

Дальнейшее внедрение нового горно-транспортного оборудования так же сопровождается разработкой нормативов времени (выработки). И этот процесс не вызывает затруднений в связи со сравнительно не продолжительным периодом разработки норм, имея уже сформированную методику расчета норм и отлаженную технологию проведения, обработки и анализа хронометражных данных. Чего не скажешь о нормировании труда работников по техническому обслуживанию и ремонту горно-транспортного оборудования.

Проблема нормирования труда ремонтного персонала на примере филиалов ОАОХК «Якутуголь»

В настоящее время перед отделами организаций и оплаты труда производственных предприятий остро стоит вопрос нормирования и планирования численности ремонтного персонала, необхо-

димой для эффективного обслуживания производства и выполнения работ.

Ремонтный персонал - слесари-ремонтники, электромонтеры, электрики, электрогазосварщики, слесари аварийно-

восстановительных работ, монтажники и пр. - составляют значительную часть персонала современного производст-венного или обслуживающего предприятия.

Во многом трудности у специалистов по нормированию возникают по той причине, что на предприятиях не ведутся наблюдения по единицам ремонтной сложности и не составляется соответствующая статистическая отчетность.

Для определения и планирования численности ремонтного персонала необходимо огромное количество трудозатрат, так как имеющиеся методики давно устарели и не отвечают ни современным технологиям, ни требованиям законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В зависимости от особенностей изучаемых трудовых процессов и целей исследования могут быть использованы различные источники информации о трудовом процессе, а также различные методы анализа, технические средства получения и обработки исходных данных.

Как известно, источниками информации служат данные системного учета труда на предприятиях, результаты изучения трудовых процессов, а также результаты анкетного опроса работников. Общее представление о разделении труда и расстановке рабочих по рабочим местам можно получить, изучая группировку рабочих по цехам, отделениям, участкам.

Численность работников холдинговой компании «Якутуголь» за 8 месяцев 2006 года составила 8155 человек, в том числе рабочих 6172 человека. Из них рабочие основных профессий (машинист экскаватора, бурового станка, водитель автомобиля и пр.), охваченные нормированием составляют 704 человека или 11 % общей численности, но большую часть - 1229 человека или 20 % - это рабочие, занятые обслуживанием и ремонтом горно-транспортного оборудования. Из-за отсутствия нормативов времени на ремонт горно-транспортной техники объективность данной численности вызывает сомнение. Это и является проблемой предприятия и в области нормирования, планирования производства и численности ремонтных служб, а так же производственной программы в целом.

Совершенствование выпускаемого горного оборудования и насыщение его сложными элементами усложнили техническое обслуживание и ремонты, что в свою очередь привело к увеличению трудоемкости на их выполнение.

В настоящее время численность ремонтного персонала определяется через трудоёмкость выполненных работ, определяемую опытно-статистическим путем, исходя из фактической за предыдущие годы применительно к схожей марке техники.

Увеличение объемов добычи угля и, как следствие, вскрышных пород, возможно лишь с внедрением высокопроизводительной горно-транспортной техники. В настоящее время на открытых горных работах филиалов ОАО ХК «Якутуголь» эксплуатируется большое число моделей горно-транспортного оборудования.

Так, в филиале Разрез «Нерюнгринский» широко применяются карьерные механические лопаты с ковшом вместимостью от 4,6 до 40 м3. Наряду с отечественными экскаваторами ЭКГ-4,6, ЭКГ-5А, ЭКГ-8И, ЭКГ-10, ЭКГ-15, ЭКГ-20 используются и экскаваторы фирмы «Marion» модели 201—М и 301-М с вместимостью ковша, соответственно 16 м3 и 40 м3. С 2003 года эксплуатируются дизель-гидравлические экскаваторы фирмы «Komatsu» модели РС-5500 с вместимостью ковша 23 м3, с 2005 года электро-гидравлические модели РС8000 с вместимостью ковша 36 м3, с 2006 года дизель-гидравлический РС-3000 с ёмкостью ковша 8,5 м3.

Для бурения взрывных и дренажных скважин применяются буровые установки СБШ-250МН, СбШ-320, DM-H фирмы «Ингерсолл-Рэнд».

На отвальных работах используются мощные бульдозеры D-275, D-355, Т-500.

Транспортирование горной массы осуществляется большегрузными карьерными автосамосвалами отечественного и импортного производства грузоподъёмностью до 220 т в количестве свыше 100 единиц.

В настоящее время в филиале Автобаза технологического автотранспорта (АТА) на перевозке вскрышных пород 57 % объемов производят карьерные самосвалы «БелАЗ-75213, 214, 215, 216» грузоподъёмностью 170-180 т (19 единиц), «БелАЗ-75304» грузоподъёмностью 200 т (1 ед.), «БелАЗ-75306» грузоподъёмностью 220 т (25 ед.). На перевозке угля задействованы карьерные самосвалы «БелАЗ-7515,

75145» грузоподъемностью 110-120 т (13 ед.) и современная модель «БелАЗ-75131-04» грузоподъёмностью 130 т (3 ед.).

Анализируя современное техническое состояние разрезов, следует отметить кризисное состояние парка основного технологического оборудования, а в первую очередь, наиболее металлоёмкого - вскрышного экскаваторного парка, определяющего технический уровень и технико-экономические показатели предприятия. Карьерные механические лопаты под влиянием многочисленных факторов простаивают от 40 до 50 % календарного времени (см. рис. 5), в том числе по техническим причинам 14-27 % (рис. 1). Анализ работы парка экскаваторов ОАО «Якутуголь» за период с 2002 по 2006 годы показал, что коэффициент их использования не превышал 0,45-0,52. Основная часть нерабочего времени (до 65 %) приходилась на плановые и неплановые простои (рис. 2).

Как правило, с увеличением срока эксплуатации карьерных экскаваторов продолжительность ремонтов ежегодно увеличивается на 10-12 %. Наименее надежными системами карьерных экскаваторов являлись механическая и электрическая.

Большое разнообразие моделей горно-транспортного оборудования на одном предприятии имеет ряд недостатков:

- большой объем работы по нормированию труда как рабочих, эксплуатирующих данное оборудование, так и занимающихся его техническим обслуживанием и ремонтом;

Рис. 1. Процент использования фонда рабочего времени экскаваторов филиала ОАО ХК «Якутуголь» рзрез «Нерюнгринский»

Рис. 2. Показатели работы экскаваторов филиала ОАО ХК «Якутуголь» разрез «Нерюнгринский»

150%

1

2

3

4

5

□ силовая часть

□ гидравлическая часть

□ пневмосистема

□ электрические аппараты

□ механическая часть

Рис. 3. Составляющие аварийныгх простоев экскаваторов филиала ОАО ХК «Якутуголь» разрез «Нерюнгринский»

- сложность обслуживания и ремонта оборудования (множественные модели и модификации запасных частей, узлов, агрегатов, а также ремонтного оборудования);

- систематическая кадровая подготовка рабочих;

- сложность ведения технологии горных работ, ввиду одновременной работы в одной технологической цепочке оборудования с различными параметрами, мощностями (под одним экскаватором работа самосвалов грузоподъемностью от 170 до 220 тонн и марок с разной скоростью транспортирования).

Сложившаяся в отрасли практика разработки нормативов трудозатрат на ремонтные работы сопряжена со значительными объемами нормативно-исследовательских работ. При проектировании норм необходимо проведение хронометражных наблюдений за каждым процессом, операцией, элементом операции. Этот метод оправдан при разработке нормативов на рабочие процессы оборудования, но не учитывает специфику ремонтных работ. Вследствие большой продолжительности ремонтного цикла, например, время на проведение капитального ремонта ЭКГ-20 составляет по норме 120 дней, М-201 - 90 дней, нормативные материалы зачастую выдаются к тому времени, когда машины выработали свой ресурс и потребность в нормативах отпадает. Силами одного предприятия с

этой задачей не справиться. Таким образом, наметился разрыв между действительностью и возможностями технического нормирования ремонтных работ горного оборудования.

Необходимо пересмотреть методику разработки норм и нормативов трудовых затрат с учетом особенностей, организации и технологии ремонта горно-транспортного оборудования с целью сокращения сроков разрабатываемых нормативных материалов.

Для сокращения сроков разработки нормативов трудозатрат на ремонтные работы следует прибегнуть к так называемому методу «экспертной оценки» трудоёмкости ремонта.

Как известно, объём технического обслуживания (ТО) и ремонтов оборудования регулируется принятой в отрасли системой планово

- предупредительных ремонтов (ППР) в зависимости от наработки оборудования. Общепринятая система технического обслуживания и ремонтов на горных предприятиях предусматривает планомерное проведение ППР и ТО, которые, в конечном счете, должны обеспечивать наиболее эффективное время непосредственной полезной работы оборудования.

Наибольший удельный вес в каждом виде ТО и ремонте занимают разборочно-сборочные работы. В этой связи представляется логичным составить перечень разборочно-сбороч-ых работ, который бы охватил все виды ТО и ремонта оборудования, т.е. составить технологическую карту ведения ТО и ремонта. В основу данного перечня работ должны быть положены рекомендации заводов-изготовителей по ТО и ремонту оборудования, планы ППР и ремонтов (текущего, среднего, капитального). Такой перечень позволит обеспечить единую методическую основу разработки нормативов трудозатрат и их применения.

Для этого необходимо:

1. Создать группу экспертов из числа компетентных в техно -логии и организации работ специалистов с обязательным включением бригадиров и наиболее опытных квалифицированных рабочих.

2. Произвести опрос экспертов по анкетам, в которых предусматривается получение следующих данных:

• состав работ,

• численность рабочих, необходимых для выполнения работы,

• продолжительность выполнения комплекса операций.

3. Установить оценки, в результате совместного обсуждения членами группы возможных значений анкетных данных с указанием наиболее вероятных величин, определяющих затраты труда.

4. Определить трудоемкость работы, на основе рекомендаций заводов-изготовителей по ТО и ремонту оборудования, планов ППР и ремонтов (текущего, среднего, капитального) и обработки полученных данных; установить средние затраты труда на нормируемую работу. Норма устанавливается расчетно на конечный результат работы на основе полученной средней величины трудоемкости.

Для расчета норм времени необходимо включить остальные

категории затрат дополнительных времен в процентах от опера-

тивного времени.

Нормы времени рассчитываются по формуле:

Т К

Н =х (I + —) вр 60 100

Т

где Нвр - норма времени на операцию, чел-ч.; ——— величина опе-

60

ративного времени, чел-ч.; К - суммарное время на подготовительно-заключительную работу, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности в процентах от оперативного времени.

Разработка норм времени (нормативов численности) согласно предлагаемой нами методике приведет к:

- сокращению сроков и трудовых затрат на разработку нормативов по труду на ремонтные работы;

- оптимальной численности ремонтного персонала;

- совершенствованию организации и нормирования труда;

- сокращению затрат на производство продукции и услуг.

— Коротко об авторах ------------------------------------------------------

Темерко Е.А. - начальник нормативно- исследовательской станции,

ОАО ХК «Якутуголь»;

Салимов Р.А. - инженер 1 категории, ОАО ХК «Якутуголь».

----------------------------------------- © О.М. Янбулатова, С. А. Гордиенко,

А.Э. Энис, Т.Г. Кирса, 2007

УДК 622.333

Таблица 2

Сравнение нормативов времени на подготовительно-заключительные операции и регламентированные перерывы при экскавации горной массы экскаваторами типа «прямая лопата» по различным методикам

№ п/п Норматив времени на смену (8часов), мин.

Наименование операций ЕНВ на экскавацию и транспортирование горной массы, МУП СССР, М. 1978 г. Дополнения к ЕНВ на открытые горные работы, ч.Ш, ЦБН по труду при НИИ труда, М., 1985 г.

1. Подготовительно-заключительные операции 35 31

2. Ожидание подчистки подъезда к экскаватору бульдозером - 11

3. Неравномерная подача автосамосвалов под погрузку 57 -

4. Личные надобности 11 11

Итого затрат времени 103 53

Коэффициент на бульдозерную подчистку подъездов к экскаватору 0,97 -

Коэффициент на внутрисменное взрывание 0,97

Баланс рабочего времени (480-103)*0,97*0,97=354 480-53=427

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.