Научная статья на тему 'Анализ технического состояния технологического автотранспорта ОАО хк «Якутуголь»'

Анализ технического состояния технологического автотранспорта ОАО хк «Якутуголь» Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
170
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ технического состояния технологического автотранспорта ОАО хк «Якутуголь»»

УДК 621.879:622.271.4

В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий

АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АВТОТРАНСПОРТА ОАО ХК «ЯКУТУГОЛЬ»

~П структуре холдинговой компании «Якутуголь» филиал

М.М Автобаза Технологического Автотранспорта является одним из основных производственных подразделений. Предприятие осуществляет технологические перевозки вскрышных пород и угля, а так же грузовые и пассажирские перевозки на разрезе «Нерюн-гринский» и других филиалах-предприятиях холдинговой компании.

Коэффициент износа транспортных средств составляет 0,48, коэффициент обновления транспортных средств - 0,23, коэффициент выбытия транспортных средств - 0,02, амортизация и износ основных фондов ТС - 250130 тыс. руб. (105 % от планового значения).

В 2006 г. связи с наращиванием объемов добычи угля объем перевозок по сравнению с 2005 г. увеличился на 31 % по добыче и 14 % по вскрыше (при увеличении среднего плеча транспортирования на 0,15 км) и составил 8973 тыс. т угля и 56375 тыс. м3 вскрышных пород. Но наряду с увеличением производственных показателей по перевозке горной массы коэффициент использования рабочего времени по большегрузным карьерным автосамосвалам снизился с 0,657 в 2005 г. до 0,639 в 2006 г. Увеличение потерь рабочего времени на 26 % связано с потерями в поле разреза (неисправность экскаваторов, неподготовленность забоев и рабочих площадок, отсутствие дорог, перебои в подаче электроэнергии, производство взрывных работ, перестановка автосамосвалов в связи с неисправностью экскаваторов, нерациональное сочетание емкости ковша экскаватора и вместимости кузова автосамосвала, превышение нормативов времени на погрузку и разгрузку, неудовлетворительная организация работ и др.). Проведенные «Отделом эксплуатации и ОТиЗ» хронометражные наблюдения за

35G

351

работой автосамосвалов БелАЗ-75306, БелАЗ-75145, «Холпак» Д-830Е и «KOMATSU» HD-1200 занятых на перевозке вскрышных пород показали, что потери рабочего времени на один автосамосвал составляют:

- простои в ожидании очереди на погрузку - 110 мин.;

- простои из-за неисправности автосамосвалов - 13 мин.;

- простои по причине неподготовленности забоев - 21 мин.;

- простои по причине превышения нормативного времени на погрузку - 10 мин.

В то же время периодически наблюдаются простои экскаваторов по причине отсутствия транспорта из-за схода самосвалов с линии по техническим причинам. Техническое состояние парка большегрузных автосамосвалов по состоянию на 1 января 2007 года представлено в табл. 1, коэффициент технической готовности парка технологических автосамосвалов - в табл. 2.

Невыполнение планового показателя КТГ по марке БелАЗ-75213/14/15/16 произошло вследствие физического старения парка данной модели. В табл. 3 показаны простои самосвалов в ремонте.

Увеличение простоев в ремонтах по автосамосвалам «БелАЗ-75306» произошло по следующим причинам:

1. Неплановые работы по замене шатунов ДВС QSK-60C

2. Наращивание бортов грузовых платформ

Увеличение простоев в ремонтах по автосамосвалам «БелАЗ-75214» и «KOMATSU HD-1200» вызвано высоким износом базовых деталей, узлов и агрегатов машин. Простои по видам ремонта на один автосамосвал показаны в табл. 4.

Технической службой АТА филиал ОАО ХК «Якутуголь» проводится ряд организационно-технических мероприятий направленных на повышение эффективности эксплуатации большегрузных карьерных автосамосвалов и в частности по повышению коэффициента технической готовности парка. В первую очередь это жесткое выполнение план-графика технического обслуживания автосамосвалов, что обеспечивает их исправность, увеличение межремонтных пробегов, уменьшение трудоемкости текущих ремонтов и времени простоев машин в ремонтах. Показатели по техническому обслуживанию автосамосвалов приведены в табл. 5.

Снижение количества отказов достигается за счет проведения своевременной диагностики их узлов и агрегатов, а так же

постоянного контроля качества смазочных масел и технических жидкостей.

Сократить время простоя в ремонтах позволяет модернизация различных узлов и систем машин. На автосамосвалах «Холпак» Д-830Е произведена замена импортных зарядных генераторов «Bosh» и «Delko» на отечественные (устанавли-ваемые на автомобилях БелАЗ) и силового модуля ДВС МТи 16V369 на более современный и надежный ДВС МТи/DDC 16V4000.

Повышение качества ремонтов и увеличение межремонтных периодов обеспечивается применением разработанных на предприятии стендов (для обкатки дизельных двигателей 9-2Д49 после проведения ТР-3 и электродвигателей ДК-722) и внедрением прогрессивных методов ремонта с использованием современного оборудования.

Внедрение вышеперечисленных организационно-техничес-ких мероприятий и новой системы стимулирования производительности труда (система премирования) позволяет ежегодно снижать время простоя одного большегрузного автосамосвала в ремонтах на 4^6 % .

Основными направлениями в технической политике АТА филиал ОАО ХК «Якутуголь» являются:

- своевременный вывод из эксплуатации изношенных и самортизированных автосамосвалов и пополнение парка новыми машинами;

- увеличение общей грузоподъемности парка автосамосвалов без увеличения количества машин (замена выбывающих

- автосамосвалов грузоподъемностью 120 т на современные большей грузоподъемности и производительности);

- внедрение ERP системы «MBS-Axapta» для повышения эффективности управления и снижения себестоимости продукции;

- модернизация системы управления производством путем внедрения автоматизированной системы диспетчеризации горнотранспортного оборудования, основанной на принципах GPS.

— Коротко об авторах --------------------------------------------

Квагинидзе В.С. - доктор технических наук, профессор, ОАО ХК

«Якутуголь»,

Корецкий В.Б. - кандидат технических наук, доцент, ТИ (Ф) ГОУ ВПО

ЯГУ,

Таблица 1

Техническое состояние парка большегрузных автосамосвалов по маркам

№ п.п Марка Спис. к-во, ед. Средняя наработка с начала экспл., м/ч Средний пробег с начала экспл., км К-во а/с без остаточной стоим. % самортизированных а/с

Вскрышные

1. БелАЗ-75214/215/216 13 56366 657610 13

2. БелАЗ-75304/306 30 13202 169011 0

3. «KOMATSU» Ж-1200 3 88938 1286224 3 50

4. «Холпак» Д-830Е 20 51804 645541 20

5. «KOMATSU» AFE-50-17 6 8264 109118 0

Всего: 72 34462 431159 36

Добычные

1. БелАЗ-7515/145 13 43952 664895 13

2. БелАЗ-75131 3 13714 204638 0 81,3

Всего: 16 38282 578597 13

Всего по технологическим а/с: 88 35157 457966 49 55,7

Таблица 2

Коэффициент технической готовности парка (КТГ) технологических автосамосвалов

№ п. п Марка а/с 2005 г КТГ 2006 г % к плану % к плану

факт план факт 2006 г 2005 г

Вскрышные

1. БелАЗ-75214/215/216 0,596 0,561 0,537 95,7 90,1

2. БелАЗ-75304/306 0,854 0,833 0,847 101,7 99,2

3. «KOMATSU» Ж-1200 0,647 0,503 0,559 111,1 86,3

4. «Холпак» Д-830Е 0,742 0,759 0,806 106,1 108,5

Всего: 0,717 0,737 0,757 102,7 105,6

1. БелАЗ-7515/145 0,665 0,698 0,723 103,4 108,7

2. БелАЗ-75131 0,793 0,812 0,868 106,9 109,5

Всего: 0,683 0,719 0,751 104,4 110

Всего по парку технологических а/с: 0,710 0,734 0,756 102,9 106,4

Таблица 3

Простои самосвалов в ремонте

№ Марка а/с Простои в ремонте, м/ч % к 2005 г. Среднеспис. кол-во, ед. Простои в ремонте на 1 а/с, м/часы % к 2005 г.

п.п 2005 г 2006 г 2005г 2006г 2005 г 2006 г

Вскрышные

1. БелАЗ-75214/ 215/216 72181 59329 82,2 20,3 14,6 3555,7 4063,6 114,3

2. БелАЗ-75304/306 22693 38321 168,9 17,78 28,5 1276,3 1344,6 105,4

3. «KOMATSU» Ж-1200 24270 12242 50,4 7,85 3,2 3091,7 3825,6 123,7

4. «Холпак» Д-830Е 48336 43416 89,8 21,46 25,5 2252,4 1702,6 75,6

Всего 167480 153308 91,5 67,39 71,8 2485,2 2135,2 85,9

Добычные

«БелАЗ-7515/145» 41275 31446 76,2 14,05 13 2937,7 2418,9 82,3

«БелАЗ-75131» 4213 3465 82,2 2,3 3 1831,7 1155,0 63,1

Всего 45488 34911 76,7 16,35 16 2782,1 2181,9 78,4

Всего по парку: 212968 188219 88,3 83,74 87,8 2543,2 2143,7 84,3

Таблица 4

Вид ремонта Простои в ремонтах, м/ч

2GG5 г 2GG6 г

Механическая часть 392 354

Электрическая часть 254 204

Гидравлическая система 261 201

Двигатель внутреннего сгорания 423 297

Сварка 300 237

Ремонт на линии 537 522

Прочие 376 329

Всего: 2543 2144

Таблица 5

Показатели по техническому обслуживанию автосамосвалов

№ п.п Марка а/с Наработка за 2GG5 г., м/ч Наработка за 2GG6 г., м/ч Количество воздействий Средняя наработка на 1 воздействие, м/ч

2GG5 г. 2GG6 г. 2GG5 г. 2GG6 г.

1. БелАЗ-75214/215/216/304/306 245399 280823 920 1029 267 272

2. БелАЗ-7514/145/131 99188 104624 388 403 256 260

3. «KOMATSU» HD-1200 47461 16878 173 64 274 264

4. «Холпак» Д-830Е 141036 181877 539 674 262 270

Всего: 2020 2170 263 269

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.