В. В. Жердев. Проектирование технологии военно-патриотической подготовки курсантов
Таким образом, деятельность как непременное условие практической реализации нравственно-правовых знаний в системе нравственно-правового воспитания занимает приоритетное место и создает реальную предпосылку для совершенствования педагогического взаимодействия по включению студентов в разнообразные нравственно-правовые отношения. При глубоком рассмотрении нравственно-правового воспитания можно выделить три уровня воспитательного воздействия на личность.
Первый представляет собой воспитательное, профилактическое, педагогическое воздействие системы нравственно-правового воспитания во всем многообразии ее форм; сюда относятся содействие в социальной адаптации, помощь в овладении трудовыми навыками, повышении квалификации и устранение обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние. На втором уровне проводится целенаправленная работа по воспитанию, осуществляемая в ходе образовательного процесса в вузе. Она заключается в назначении кураторов по воспитательной работе. На третьем эффект достигается от повседневной деятельности и человеческого общения. Они не планируемы, однако поддаются косвенной регуляции (межличностные, межгрупповые контакты в коллективе, на отдыхе, улице), что
позволяет уменьшить элемент стихийности. Итогом нравственно-правового воспитания является уровень сформированности нравственно-правовой культуры студента.
Таким образом, нравственно-правовое воспитание студентов в его многоаспектной теоретикометодологической характеристике представляет собой актуальную педагогическую проблему, требующую активизации творческого потенциала педагогической общественности для её эффективного решения. Оно является важным фактором и необходимым условием формирования нравственно-правовой культуры будущего педагога.
Примечания
1 См.: Бодырев Н. И. Нравственное воспитание : вопросы теории. М., 1978. 271 с. ; Бондаревская Е. В. Формирование нравственного сознания старших школьников : дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 1979. 423 с.
2 См.: Бодырев Н. И. Указ. соч. ; Бондаревская Е. В. Указ. соч.
3 Кузнецов Г. А. Взаимодействие правового и нравственного воспитания в формировании личности старшего подростка : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1979. 19 с.
УДК 355::37
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ^2
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1Й|
В. В. Жердев
Саратовский военный институт внутренних войск МВД России E-mail: toy8@rambler.ru
В статье рассмотрены проектирование и технология учебной деятельности. Сделана попытка определить сущность и особенности проектирования технологии военно-патриотической подготовки курсантов в системе высшего военного образования; предложены этапы проектирования педагогической технологии этой подготовки.
Ключевые слова: проектирование, технология, военнопатриотическая подготовка, патриотическая деятельность.
Planning of the Cadets’ Patriotic Military Training Technology in a System of Higher Military Education
V. V. Zherdev
There have been studied educational activity planning and its technology. There has been made an attempt to define the nature and features of cadets' patriotic military training technology planning in the
system of higher military education. There have been suggested the stages of patriotic military training pedagogical technology planning. Key words: planning, technology, patriotic military training, patriotic activity.
Проектирование как педагогический феномен берет свое начало с идей, наиболее четко представленных американским педагогом и философом Дж. Дьюи (1859-1952). Сегодня все чаще обращаются к проектированию педагогического процесса, так как это позволяет педагогу более эффективно осуществлять как собственную деятельность, так и взаимодействие с обучаемыми.
Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического лексикона. В политехническом словаре проектирование рассматривается как разработка комплексной документации
О Жердик В. В., 2012
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2
(проекта), содержащей обоснование, расчеты, пояснительную записку и другие материалы, необходимые для строительства (реконструкции) объектов, и означает создание опережающей проекции того, что затем будет сделано в дей-ствительности1. Большой энциклопедический словарь определяет проектирование как процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; проект (от лат. рго]ес1:и8) дословно переводится как «брошенный вперед»2. Педагогическое проектирование, таким образом, возможно представить как педагогическую деятельность, направленную на опережающее отражение педагогической действительности, предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов3.
Проектирование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении позволяет сделать его технологичным. Основными объектами педагогического проектирования являются педагогические системы, технологии, модели, процессы, ситуации и пр. В настоящее время проектирование все активнее из области педагогической практики перемещается в теорию и становится способом инновационного преобразования педагогической действительности4.
В отечественной педагогике основоположником теории и практики педагогического проектирования можно считать А. С. Макаренко. Процесс воспитания им рассматривался как «педагогическое производство» и он выступал против стихийности в воспитании, выдвигая идею разработки «педагогической техники», «техники создания нового человека». Последовательность и продуманность действий, ориентированность на воспитанника характеризуют его педагогическую систему. Макаренко был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры. Он настойчиво рекомендовал вузам перестроить работу так, чтобы выпускать «педагогов-техников», а не технически беспомощных воспитателей5.
В настоящее время проектирование неотъемлемо входит в педагогическую деятельность и часто представляет ее самостоятельный вид (в работах Н. А. Алексеева, В. В. Арнаутова,
A. И. Богданова, А. А. Галицких, Л. И. Гурье,
B. Е. Радионова, В. А. Сластенина, В. И. Слобод-чикова, А. П. Тряпицыной, В. А. Ясвина и др.).
Все чаще появляются работы, в которых педагогическое проектирование обозначает одну из важнейших функций педагогов или педагогических коллективов (Г. А. Засобина, Е. И. Исаев, В. А. Кан-Калик, В. М. Коротков и др.). В. М. Коротков рассматривает проектирование не только как функцию педагога, но и как составную часть его мастерства (компетентности). «Искусство педагога состоит в том, чтобы решение сиюминутных тактических задач не
заслоняло целевых стратегических установок, а наоборот, способствовало их последовательной реализации»6. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров считают, что в творческом процессе педагогом одновременно или последовательно должны осмысливаться (проектироваться) разные педагогические задачи7.
Исходя из классических представлений о сущности проектирования Н. О. Яковлева дает определение педагогического проектирования: «Под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование»8.
По мнению О. Г. Прикота, педагогическое проектирование рассматривается как мотивированный целенаправленный способ изменения педагогической действительности, основанием которого является результат самоопределения проектировщика (педагога) в педагогическом пространстве. Запуск и реализация процесса проектирования основываются на выявлении и актуализации смыслового, ситуационного, концептуального и организационного самоопределения субъектов проектировочной дея-тельности9.
По мнению Л. Д. Мамутова, проектирование представляет собой одновременно «идеальную» (мыслительную) деятельность и деятельность, связанную с реализацией замысла. Первая включает в себя проблемно-концептуальный анализ, программирование и планирование, вторая - построение «совместности» сознания участников, их самоопределение, организацию деятельностной кооперации, рефлексивное оформление и экспертизу последствий реализации проекта.
Исходя из вышесказанного можно предположить, что педагогическое проектирование - это строго научное планирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. В связи с тем что педагогический процесс строится на определенной системе принципов, педагогическое проектирование может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, позволяющих по следовательно реализовать эти принципы в их объективной взаимосвязи, при этом дающих возможность проявиться личности педагога во всем ее многообразии. Отсюда можно сделать вывод, что благодаря квалифицированному педагогу-профессионалу педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии.
Опираясь на указанные выше основания, мы определяем педагогическое проектирование как внесение субъектами проектирования качественных изменений в компоненты образовательной системы на основе их ценностно-смыслового самоопределения в пространстве современной педагогической действительности с целью до-
В. В. Жердев. Проектирование технологии военно-патриотической подготовки курсантов
стижения оптимума в развитии объекта проектирования. Проектирование не просто отражает желательное состояние объекта, но и предусматривает целенаправленную деятельность по достижению этого состояния.
В данном случае объектом проектирования (или в роли проекта) выступают педагогическая технология военно-патриотической подготовки, обоснование и реализация ее на уровне практического использования. В Большом энциклопедическом словаре под технологией (от греч. 1есИие - искусство, мастерство, умение) понимается совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния и свойств объекта10. В. П. Беспалько определял педагогическую технологию как содержательную технику, позволяющую реализовать учебный процесс. В свою очередь В. М. Монахов указывал, что педагогическая технология характеризуется продуманностью модели совместной педагогической деятельности по проектированию и проведению учебного процесса с обеспечением необходимых условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
Педагогическая технология - это инструментарий для достижения целей, включающий в себя основу для деятельности и непосредственную последовательность ее выполнения; это совокупность форм, способов, методов и приемов обучения, которые используются в образовательном процессе.
В нашем случае технология направлена на универсализацию подходов к военно-патриотической подготовке курсантов и позволяет рассматривать этот процесс в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск и учитывающей все взаимосвязанные факторы. Педагогическая технология ориентирована на обеспечение успеха усвоения за счет собственной деятельности обучающихся, отражает процессуальный динамичный характер подготовки. Таким образом, педагогическая технология представляет собой основу для деятельности и сам процесс деятельности, следовательно, она состоит из двух блоков - содержательного и проце ссуального.
Содержательный блок включает в себя три составляющие:
концептуальная представляет собой систему знаний об инструментарии достижения целей и эффективности педагогического процесса, включая знания о целостности процесса военнопатриотической подготовки (ВПП);
диагностическая включает в себя факторы профессионально-педагогической компетентности преподавателя и уровня подготовленности обучающихся (курсантов);
дидактическая непосредственно обеспечивает достижение целей и является основой организации деятельности и управления процессом ВПП.
Процессуальный блок - это воплощение на практике заранее спроектированного процесса военно-патриотической подготовки в ходе организации непосредственной деятельности обучающихся по усвоению знаний, умений и навыков и управление этим процессом.
Таким образом, в рамках нашего исследования педагогическая технология военно-патриотической подготовки курсантов будет представлять собой систему знаний об инструментарии достижения целей подготовки, направленную на достижение этих целей, руководство к деятельности и непосредственную деятельность по управлению процессом ВПП при ориентации на индивидуальные особенности личности и уровень подготовленности обучающихся.
Анализ структурных компонентов проектировочной деятельности, предпринятый в трудах разных исследователей, позволяет нам сказать, что в современной педагогике проектирование рассматривается в двух аспектах:
1) как «идеальная» мыслительная деятельность;
2) как деятельность, включающая в себя также реализацию замысла. Первый подход к проектированию отражен в работах В. С. Безруковой, Г. Е. Муравьевой, В. Е. Радионова, В. В. Серикова, Т. К. Смыковской, А. П. Тряпициной и др. По мнению Н. А. Алексеева, В. Н. Виноградова, Н. А. Галатенко, Е. С. Заир-Бек, Л. Н. Захарова, И. И. Ильясова, И. А. Колесниковой, О. Г. При-кота, В. М. Соколова, А. М. Саранова, Ю. К. Черновой и др., проектировочная деятельность включает в себя и реализацию проекта, то есть не ограничивается областью идеального.
Предлагаемое проектирование педагогической технологии ВПП основано на втором подходе, когда теоретическое осмысление доводится до реализации, и включает следующие этапы: планирование - начинается с коллективного обсуждения, выдвижения первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов;
организационный этап - установление границ проектирования, определение руководителя и структуры управления, формирование команды участников. В. З. Юсупов указывает, что в зависимости от конкретной ситуации эффективными являются пять структур управления образовательным проектом - функциональная, штабная, матричная, модульно-проектная, ин-тегративная11;
обобщение информации - включает понятийно-ситуационное и ценностно-смысловое самоопределение;
программирование - разработка программы военно-патриотической подготовки курсантов как соорганизованной и распределённой
Педагогика
103
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2
во времени совокупности разнопозиционной деятельности, включающей описание стратегии и тактики перевода военно-патриотической подготовки в новое состояние, содержание и ожидаемые результаты реализации программы;
реализация - осуществление мероприятий, предусмотренных программой, ее корректировка в ходе реализации;
рефлексия - мониторинг результатов, изучение последствий реализации программы с целью оценки эффективности разработанной технологии с ориентацией на выбранные критерии.
Для успешного проектирования и дальнейшей реализации технологии военно-патриотической подготовки курсантов вуза необходимо определить принципы этой деятельности. В данном случае «под принципами проектной деятельности подразумевают общие регуляти-вы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере»12. К этим принципам мы можем отнести:
прогностичность, ориентированную на будущее состояние объекта;
пошаговость, заключающуюся в постепенном переходе от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий;
нормирование - обязательное прохождение всех этапов проекта в рамках регламентированных процедур;
обратную связь, заключающуюся в своевременном получении информации о результативности и проведение корректировочных действий;
продуктивность - ориентацию на получение результата, имеющего практическую направленность;
культурную аналогию - речь идет о патриотической культуре;
саморазвитие, позволяющее решить одни задачи и поставить новые, что стимулирует развитие новых форм проектирования.
Желание получить в результате проектирования новую технологию ВПП определило необходимость предварительно проанализировать весь социально-образовательный контекст военного вуза, в который в итоге она должна быть вписана. В качестве военно-патриотической подготовки заинтересованы государство и общество, которому необходимы люди, способные участвовать в реализации программ развития страны, накоплении и воспроизводстве знаний и опыта культурного наследия, ценностей и этических норм.
Военно-патриотическую подготовку следует рассматривать как сложный социально-педагогический процесс, связанный с передачей жизненного опыта и знаний от командира к подчиненному, с целенаправленной подготовкой военнослужащего к ратному труду на благо Отечества, с формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить Родину, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа. Таким образом, любой вид проектной деятельности, помимо определенного продукта, так или иначе «производит» определенное влияние на окружающую среду, общественное мнение и непосредственных ее участников. Итогом реализации предлагаемой технологии будет качество военно-патриотической подготовки курсантов военного вуза с учетом ее компонентного состава и особенностей в современных условиях.
Примечания
1 См.: Политехнический словарь. 2-е изд. / гл. ред. акад. А. Ю. Ишлинский. М., 1980. 656 с.
2 См.: Большой энциклопедический словарь : в 2 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1991. Т. 2. 768 с.
3 См.: Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. М., 1999. Т. 2. 446 с.
4 См.: Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. М., 2005. 288 с.
5 См.: ГурьеЛ. И. Проектирование педагогических систем : учеб. пособие. Казань, 2004. 212 с. URL: / http:// www.pedlib.ru/Books/1/0222/index.shtml (дата обращения: 21.12.2011).
6 Коротков В. М. Педагогическое проектирование и диагностика // Введение в педагогику. М., 1999. С. 149-180.
7 Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. 140 с.
8 Яковлева Н. О. Концепция педагогического проектирования : методологические аспекты. М., 2002. 194 с.
9 См.: Прикот О. Г., Виноградов В. Н. Проектное управление развитием образовательной организации. Ростов н/Д, 2006. 254 с.
10 См.: Большой энциклопедический словарь.
11 Юсупов В. З. Основы социально-педагогического проектирования в региональном образовании. Киров, 1999. 61 с.
12 Королева Г. М. Этнокультурная деятельность в регионах : педагогическое проектирование и реализация : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. С. 27.