Под эффектом внедрения мультимедийных технологий понимается отношение средней оценки, полученной учащимися соответствующего класса в первом, втором полугодиях 2008/2009 учебного года и за весь учебный год, к оценке в те же периоды учебного года до внедрения в учебный процесс мультимедийных технологий обучения (в процентах). Результаты усреднялись по всем классам выбранной параллели в каждом из образовательных учреждений.
Степень влияния на показатели учебного процесса мультимедийных технологий в каждом из рассмотренных случаев различна, так как различны и учителя по своей квалификации, и учащиеся по своему отношению к учебному предмету, но общий рост показателей очевиден и достаточно высок.
Таким образом, педагогический эксперимент наглядно показал, что внедрение в учебный процесс мультимедийных средств обучения приводит к формированию устойчивых мотивов учения и самообразования, что в результате существенно повышает показатели учебного процесса.
Примечания
1 См.: Мантуленко В.В. Становление познавательного интереса школьников в условиях информатизации образования / В.В. Мантуленко // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2006. №5/2. С.36-44.
См.: Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 кн. / И.П. Подласый. М., 2001. Кн.1: Общие вопросы. Процесс обучения.
См.: Бешелев С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурович. М., 1977; Эдельгауз Г.Е. Достоверность статистических показателей / Г.Е. Эдельгауз. М., 1977.
4 См.: Маркова А.К. Формирование мотивации обучения в школьном возрасте / А.К. Маркова. М., 1986.
УДК 378
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОДГОТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В.В. Жердев
Саратовский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел России Е-mail: [email protected]
В статье рассмотрены различные уровни проявления патриотизма. Сделана попытка определить сущность и особенности военно-патриотической подготовки курсантов в современных условиях, предложена ее компонентная структура. Ключевые слова: военно-патриотическая подготовка, патриотизм, долг, честь, достоинство, патриотическая деятельность
Military-Patriotic Training Essence and Peculiarities in Modern Conditions
V.V. Zherdev
The different levels of patriotism demonstration are discussed in the article. The attempt to define military-patriotic training essence and peculiarities of cadets in modern conditions are made, the training component structure is suggested.
Key words: military-patriotic training, patriotism, duty, honour, dignity, patriotic activity.
В настоящее время Россия переживает период, когда значительной трансформации подвергаются основы жизнеустройства общества, идеалы, ценности, ориентации и ми-
ровоззренческие установки людей. Кардинальные изменения отражаются и в военном деле, военной науке.
В этих условиях возросла роль военно-патриотической подготовки (ВПП) офицеров как важнейшего показателя их профессиональной подготовленности. Сегодня ВПП следует рассматривать в контексте нового видения всей системы военного образования, что обусловлено, во-первых, возросшими требованиями к боевой выучке, морально-психологическим качествам, вызванными коренными изменениями в военном деле и ростом социальной ответственности воинов за выполнение задач по защите Отечества и своего патриотического долга, во-вторых, повышенной ролью армии как школы воспитания подрастающего поколения. В-третьих, повышается удельный вес психолого-
© В.В. Жердев, 2010
педагогических начал в деятельности каждого современного руководителя-офицера, для которого обучение и воспитание подчиненных является основной служебной обязанностью. Всё это обусловливает необходимость рассмотрения сущности военно-патриотической подготовки курсантов военного вуза (ввуза).
В контексте нашего исследования мы исходим из того, что основной целью военно-патриотической подготовки является формирование патриотизма с учетом тенденций, присущих педагогической системе военного вуза: во-первых, учебно-воспитательный процесс ориентирован на высокий профессионализм будущих офицеров, формирование патриотизма в условиях обстановки творческого содружества; во-вторых, весь образовательный процесс ввуза направлен на соблюдение дисциплины, существенным механизмом его воздействия становится скрупулезное предъявление уставных требований военнослужащим, и дисциплина наряду с успеваемостью курсантов является одним из главных показателей эффективности учебно-воспитательного процесса, поэтому основная задача ВПП состоит в поиске гармоничного взаимодействия этих двух тенденций.
Во все времена содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма всегда возрастают на крутых поворотах истории, пики славы Российского государства совпадают с пиками всенародного патриотизма (1380 г. -сражение на Куликовом поле, 1612 г. - освобождение Москвы от интервентов, 1812 г. -Отечественная война, 1941-1945 гг. - Великая Отечественная война); его проявление отмечено благородными порывами, особой жертвенностью во имя своей Родины, что позволяет говорить о понятии «патриотизм» как о сложном и, безусловно, неординарном явлении. Патриотизм как понятие отражает теснейшую взаимосвязь личности, общества и государства. Чтобы глубже и полнее выяснить и понять сущность и особенности ВПП в современных условиях, необходимо выде-
лить структурные элементы и вскрыть основные черты патриотизма воинов, рассмотреть различные стороны его проявления.
Большинство авторов считают, что патриотизм проявляется на трех уровнях: эмоциональном - глубокие чувства любви к Родине, к лучшим национальным традициям и героическому прошлому страны, чувства национальной гордости, чести, достоинства; рациональном - теории, идеи служения Отечеству, то или иное понимание патриотического долга, т.е. понятия о том, как наилучшим образом служить отчизне, какие действия, поступки соответствуют ее интересам; деятельностном (патриотическое действие), т.е. служение Родине практическими делами, ратными подвигами, честным трудом, выполнением патриотического долга1.
Первый уровень проявления патриотизма - эмоциональный - глубокие чувства любви к Родине, национальным традициям, чувства национальной гордости, т.е. патриотические чувства. Они являются составной частью общественного сознания, в которой находит специфическое отражение общественное бытие, выражается отношение к Отечеству2. Зарождаясь как чувство привязанности к родным местам, любви к Родине, близким людям, как сознание неразрывной связи с ближайшей социальной и культурной средой, патриотизм вырастает затем в национальную гордость. Одной из особенностей патриотизма является значительная роль эмоционального фактора в его формировании и развитии.
С момента возникновения и до их осознания, четкой социальной направленности патриотические чувства формируются в идеологическую форму, т.е. проявляется второй уровень патриотизма - рациональный: идеи служения Отечеству, понимание патриотического долга, чести, достоинства. Под воинским долгом понимается безупречное выполнение требований военной присяги и воинских уставов, беспрекословное выполнение приказаний в боевой обстановке и в мирное время, готовность отдать жизнь для защиты Родины и для спасения своего командира, товарищей3. Высокая значимость воинского долга продиктована причинами
Педагогика
103
внешнего порядка - необходимостью защиты национальных интересов на мировой арене, где роль военной силы еще является веским аргументом в решении многих вопросов. От полноты исполнения каждым военнослужащим своего воинского долга зависит обеспечение благоприятной внешней обстановки, столь необходимой для возрождения России. Особенность воинского долга заключается в его юридическом закреплении в военной присяге и уставах, имеющих силу закона.
Такие понятия, как достоинство и честь издавна привлекали к себе внимание многих ученых разных направлений4. Обычно, говоря о них, на первое место ставят честь, этому есть историческое объяснение. Категория «честь» более древняя, чем категория «достоинство». Кроме того, в обыденном сознании достоинство человека нередко отождествляется с честью. Однако достоинство, которое во многих своих проявлениях, действительно, тесно связано с честью, представляет собой более фундаментальное и широкое явление, чем честь. Конкретизируя лексическое толкование слов честь и достоинство, применяя данные понятия к военнослужащим, можно заметить: воинская честь -внутренние нравственные качества, достоинство военнослужащего (воинского коллектива), характеризующие поведение, отношение к коллективу, к выполнению воинского долга. Достоинство военнослужащего - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения (субъективная оценка личности).
Для более полного и всестороннего анализа чести и достоинства военнослужащих (как нравственных категорий) необходимо определить их этическое содержание. Честь военнослужащего как этическая категория означает моральное отношение к нему со стороны общества, воинского коллектива, когда моральная ценность личности связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Достоинство военнослужащего как категория этики, означающая особое моральное отношение военнослужащего к самому себе, ос-
новано на признании его ценности как личности. Осознание военнослужащим собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Военнослужащий не совершит определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство -выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Оно обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.
От характера патриотических чувств и понимания патриотического долга, чести и достоинства зависит третий уровень проявления патриотизма - патриотическая деятельность. На этом уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной, Отечеством. Ее «Я» становится частицей, неразрывно связанной со множеством других «Я» социума, что в реальной действительности и конкретной деятельности проявляется в единении их чувств, ценностей, взглядов, норм, идеалов, целей, действий и поступков, интегрирующим моментом которого выступают высшие интересы общества, активная реализация идеи служения Отечеству. Деятельная сторона патриотизма признается большинством исследователей, которые на данном уровне главное место отводят воинским тра-
5
дициям и ритуалам .
На основе проведенного анализа различных уровней проявления патриотизма мы выделяем компоненты военно-патриотической подготовки курсантов в вузе (рисунок).
Когнитивный компонент ВПП включает в себя систему знаний об обществе, основных моральных и нравственных нормах поведения; воспитание чувства любви к Родине, гордости за многонациональный народ, показ образцов русского оружия, в том числе, современного, имеющего заслуженную репутацию в мире; использование мемуаров, произведений живописи, литературы, музыки, отражающих патриотические мотивы, а также изучение крупнейших событий в истории защиты Отечества. Реализуется этот компонент через систему воспитательных мероприятий, приуроченных к определен-
ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ: ценности общечеловеческие, связанные с духовно-нравственной сферой жизни народов, населяющих Россию; национально-государственные, отражающие положительные тенденции становления и развития Российского государства; профессиональные, являющиеся проявлением реального патриотизма и показателем высокого уровня развития сознания и культуры; личностные, проявляющиеся в конкретных действиях и поступках, взглядах и убеждениях, в жизненных позициях, являющиеся эмоциональным проявлением патриотизма
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ: организация и передача подрастающему поколению традиций
российской армии, которые представляют собой устойчивые правила и нормы подготовки личности к патриотической деятельности с учетом индивидуальности и жизненной позиции на основе усвоения социального, военного и патриотического опыта
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ: система знаний об обществе, основных моральных и нравственных нормах поведения; воспитание чувства любви к Родине, гордости за многонациональный народ, знание русского и современного оружия, использование мемуаров, произведений живописи, литературы, музыки, отражающих патриотические мотивы, изучение крупнейших событий в истории защиты Отечества
Структурная схема военно-патриотической подготовки курсантов военного вуза
ным датам - Дням воинской славы; в изучении исторических событий и фактов в связи с конкретными историческими личностями, которые сыграли важную роль для сохранения целостности и обороноспособности России. В результате овладения знаниями формируется социальная, духовная и нравственная зрелость личности, крепнет профессиональная самостоятельность и профессиональная готовность к будущей практической работе и патриотической деятельности.
Ценностный компонент ВПП базируется на множестве ценностных ориентаций, в системном плане представляющих несколько относительно самостоятельных групп: общечеловеческие ценности, связанные, в первую очередь, с духовно-нравственной сферой жизни народов, населяющих Россию; национально-государственные ценности, отражающие положительные тенденции становления и развития Российского государства, исторических традиций, сложившихся на протяжении веков и положительно влияющих на возрождение и процветания Отечества; профессиональные ценности, являющиеся проявлением реального патриотизма и показателем высокого уровня развития сознания и культуры; личностные ценности, проявляющиеся в конкретных действиях и поступках, взглядах и убеждениях, в жизненных позициях, являющихся эмоциональным проявлением патриотизма гражданина и воина. В ценностном компоненте мы с определенной условностью можем выделить два уровня: первый аккумулирует систему отношений к государству в целом, отражает осоз-
нание своей причастности к нему через институт МВД; второй сосредоточивает отношение личности к текущим событиям и явлениям общественно-государственной и военно-политической жизни. Ценностный компонент проявляется как система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание государственного характера военного служения Отечеству, ответственности и гордости за внутренние войска России, их офицерский корпус. В результате, развиваются необходимые способности и конкретизируется профессиональная направленность курсантов.
Деятельностный компонент ВПП включает в себя организацию и передачу подрастающему поколению традиций российской армии, которые представляют собой устойчивые правила и нормы подготовки личности к патриотической деятельности с учетом индивидуальности и жизненной позиции на основе усвоения социального, военного и патриотического опыта.
Перечисленные компоненты содержания патриотической подготовки неразрывно связаны друг с другом и должны быть представлены в личности в интегрированном виде. Вместе с тем необходимость учета каждого из этих компонентов в практике военного образования предполагает их глубокое изучение для целенаправленного решения задач образования, воспитания и развития на определенном этапе с учетом общепедагогических принципов, приоритетности исторического и культурного наследия России, ее
Педагогпка
105
духовных ценностей и традиций, преемственности, а также возрастных особенностей и интересов курсантов.
Итак, на современном этапе сущностная сторона военно-патриотической подготовки рассматривается как совокупность общих и частных целей, задач и установок, определяемых общечеловеческими, государственно-национальными, профессиональными и личностными ценностями. Военно-патриотическая подготовка курсантов ввуза представляет собой сложный социально-педагогический процесс, связанный с передачей жизненного опыта и знаний от командира к подчиненному, с целенаправленной подготовкой военнослужащего к ратному труду на благо Отечества, с формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить Родину, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа. Военно-патриотическую подготовку следует рассматривать как один из факторов формирования и развития воина-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя возрождения и процветания России, защиты ее интересов.
Примечания
1 См.: Аронов А.А. Растить патриотов: военно-патриотическое воспитание учащихся / А.А. Аронов. М., 1990; Макаров В.В. Отечество и патриотизм / В.В. Макаров. Саратов, 1988; Росенко М.Н. Патриотизм и общенациональная гордость советского народа / М.Н. Росенко. Л., 1977.
2 См.: Бублик Л.А. Верны подвигам отцов / Л.А. Бублик, Ю.И. Зверев, Г.В. Средин. М., 1987.
3 См.: Грунтовский И. Высокое звание - российский солдат / И. Грунтовский // Ориентир. 2001. №9. С.53-64; Коч-колда Г.А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формирования / Г.А. Коч-колда. М., 1990; Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах / В.И. Лутовинов // Военная мысль. 2000. №4. С.38-42.
4 См.: Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р.Г. Апресян. М., 1995; Волко-гонов Д.А. Честь офицера / Д.А. Волкогонов // Военная мысль. М., 1982; Гулиев В.Е. Демократия и достоинство личности / В.Е. Гулиев, Ф.М. Рудинский. М., 1983; Гусейнов А.А. Краткая история этики / А.А. Гусейнов, Г. Ирр-литц. М., 1987.
5 См.: Барабанщиков А.В. Проблема единства теоретической и практической подготовки слушателей / А.В. Барабанщиков. М., 1982; Биочинский И.В. Педагогика подготовки офицера в военном училище / И.В. Биочинский / Самара, 1994. С.21-42; Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт / Ю.С. Васютин. М., 1984; Волкогонов Д.А. Доблести / Д.А. Волкогонов. М., 1981; Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика / А.Н. Вырщиков. М., 1990; Губанов Н.И. Отечество и патриотизм / Н.И. Губанов. М., 1960; Кон-жиев Н.М. Воспитание патриота, гражданина, бойца / Н.М. Конжиев. Петрозаводск, 1970.