Научная статья на тему 'Проектирование технологии личностно ориентированного физического воспитания школьников'

Проектирование технологии личностно ориентированного физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамардин Александр Иванович, Кудинова Виктория Анатольевна

Представлены основные направления реализации технологии личностно ориентированного физического воспитания школьников, характеризуются специфические физкультурно-спортивные программы, анализируются основные элементы данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование технологии личностно ориентированного физического воспитания школьников»

3. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография / Л.П. Разбегаева. Волгоград, 2001. 288 с.

4. Щербакова, А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования / А.И. Щербакова. М., 2001. 423 с.

А.И. ШАМАРДИН, В.А. КУДИНОВА

(Волгоград)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Представлены основные направления реализации технологии личностно ориентированного физического воспитания школьников, характеризуются специфические физкультурноспортивные программы, анализируются основные элементы данной технологии.

В настоящее время ведется активный поиск путей индивидуализации физического воспитания школьников, однако он часто основан на персонификации технологий, имеющих целью достижение половозрастных нормативов физической подготовленности, базирующихся на среднестатистических данных [1; 3]. Требования индивидуального подхода остаются абстрактными призывами, не имеющими конструктивной идеи, основанной на учете индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности человека [2].

Главными принципами инновационной стратегии должны стать адекватность содержания физического воспитания и ее условий индивидуальным типологическим особенностям организма, гармонизация физического развития и физического состояния, соответствие форм двигательной активности способностям и возможностям каждого человека [1; 4; 5].

Нами разработана технология лично-стно ориентированного физического воспитания школьников на основе проектирования показателей физкультурноспортивной и оздоровительно-профилактической деятельности. Реализация дан-

ного образовательного проекта проводилась в следующих направлениях: структурирование контингента обследуемых по возрасту, полу и уровням физического состояния, конституциональной принадлежности и типу биологической зрелости; подбор рациональных средств, методов и организационных форм физического воспитания школьников для каждой типологической группы.

Поэтапное структурирование контингента учащихся и выделение однородных групп занимающихся обусловили разработку следующих личностно ориентированных программ физического воспитания:

1. Программа по формированию и коррекции физического развития: школьники с отклонениями в физическом развитии, средний или ниже среднего уровни физической подготовленности, вторая или третья группа здоровья.

2. Программа по формированию и коррекции физического здоровья: учащиеся третьей группы здоровья, физическое развитие отнесено к «группе риска», средний или ниже среднего уровень физической подготовленности.

3. Программа по формированию и коррекции физической подготовленности: учащиеся с низким уровнем физической подготовленности, вторая или третья группа здоровья, дисгармоничное физическое развитие.

4. Реабилитационно-оздоровительная программа: учащиеся четвертой группы здоровья, низкий уровень физической подготовленности, физическое развитие отнесено к «группе риска».

5. Комплексная физкультурно-спортивная программа: школьники первой или второй группы здоровья, высокий или выше среднего уровень физической подготовленности, нормальное физическое развитие.

Авторская технология личностно ориентированного физического воспитания разработана по трем направлениям школьной физической культуры: урочное, физкультурно-оздоровительное, спортивномассовое. Проектирование данного подхода включает в себя системный анализ цели воздействия и решаемых задач, анализ содержания и направленности применяемых средств, методов и организа -

© Шамардин А.И., Кудинова В.А., 2008

ционных форм, планирование дидактических, формирующих и развивающих воздействий. Результатом проектной деятельности спортивного педагога является модель физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающая каждому ученику необходимый уровень здоровья и физического состояния, устремляет их к личностным достижениям в сфере физической культуры.

Инвариантными элементами технологии личностно ориентированного физического воспитания учащихся являются: 1) специфическая цель организации цикла воздействий и конкретные задачи; 2) типоспецифический контингент учащихся; 3) личностно ориентированное содержание педагогического воздействия; 4) типоспецифические методики, формы организации воздействия; 5) личностно ориентированная деятельность учителя физической культуры.

В процессе проектирования личностно ориентированного физического воспитания учитываются целевые установки в зависимости от потребностей общества; типоспецифические уровни физического развития и физической подготовленности; состояние здоровья; гармоничность физического развития; гендерные особенности учащихся; уровни биологического созревания организма; типологические сенситивные периоды развития; адаптивное поведение различного контингента детей.

Для педагогического проектирования содержания личностно ориентированного физического воспитания учащихся необходимы следующие условия: распределение целей обучения по иерархическим уровням; определение содержания обучения и направления развития физических способностей; определение этапов обучения двигательным действиям; выявление состава двигательных умений и навыков, которыми следует овладеть; проектирование средств и методов физического воспитания; проектирование отдельных занятий.

Технология личностно ориентированного физического воспитания включала следующие виды педагогической и оздоровительной деятельности: определение уровня физического состояния, выявление патологии и факторов риска у каждого школьника; динамическое наблюдение

за физической работоспособностью детей; определение оптимального режима двигательной деятельности; разработка мероприятий по улучшению физического состояния различных типологических групп учащихся; этапное слежение за эффективностью цикла оздоровительно-профилактических мероприятий и внесение коррективов в программу двигательной деятельности.

Личностно ориентированное физическое воспитание учащихся позволяет оптимально учитывать интересы конкретной личности посредством активизации механизма ее социокультурного приобщения к процессу физического совершенствования, последовательно формируя устойчивые мотивы, убеждения, интересы и привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Благодаря применению специфических средств, организационных форм и способов управления этим процессом создаются благоприятные психолого-педагогические условия и физкультурно-спортивная микросреда, оказывающие положительное влияние на формирование у каждого ученика собственного образовательного маршрута в приобщении к здоровому образу жизни.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в Российской школе / В.К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2005. 112 с.

2. Барбашов, С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2000. 48 с.

3. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. 174 с.

4. Романович, В.Л., Спортивно-ориентированное физическое воспитание в Октябрьской школе / В.Л. Романович, В.И. Световец. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. 264 с.

5. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем/ В.В. Сериков. М.: Логос, 1999. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.