Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТР / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Татьяна Александровна

Магистерское образование - одно из нововведений, активно развивающееся в последнее десятилетие. За текущий период накоплен определённый опыт подготовки магистров, чей уровень квалификации должен быть выше чем уровень бакалавра и специалиста. Параллельно с практикой развивается и исследовательский поиск по проблемам магистерского образования. Некоторые направления данного поиска представлены в статье. Настоящая статья посвящена психолого-педагогическому образованию. В статье дается описание магистерской программы «Технология инклюзивного образования», приводятся примеры рабочих программ, спроектированных соответственно требования образовательных стандартов к результатам их освоения. Тематика рабочих программ отражает потребности к компетентностному развитию современного профессионала психолого-педагогического профиля образования. В статье приводится общая характеристика специалистов, осваивающих программы магистерского образования. Обосновывается необходимость выбранного автором и его коллегами профиля психолого-педагогического магистерского образования. Его актуальность объясняется развитием инклюзивного образования в стране и мире, востребованностью высококвалифицированных кадров для работы в условиях инклюзии. В статье обосновывается актуальность проектирования содержания образовательной программы в связи с ее ориентацией на результат. Статья популяризирующая опыт конкретной образовательной организации может быть интересна образовательным организациям, реализующим программы психолого-педагогического направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONTENTS FOR MASTER'S PROGRAM IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DISCIPLINE

The master's educations is one of the novelties actively developing in the last decade. During the current period, the certain experience has been gained in masters' training whose skill level shall be higher than bachelor's and specialist's one. In parallel with practical work, the researches on issues of the masters' education are developing. Several directions of this research are presented in this article. This article is dedicated to psychological and pedagogical education. The article gives description for master's education «Technology of inclusive education», it gives examples of the work programs developed in accordance with requirements of the educational standards for their studying results. The topic of work programs reflects the needs for competence-based development of modern professional in psychological and pedagogical educational profile. The article gives the general characteristics of specialists studying the master's education programs. It justifies the need for psychological and pedagogical master's educational profile selected by the author and her colleagues. Its relevancy is based on development of the inclusive education in this country and around the world, on the demand for the high-skilled staff to work under the circumstances of inclusion. The article justifies the relevancy of development of contents for educational program in connection of its result orientation. The article promoting the experience of the particular educational institution might be interesting to educational organization implementing the programs of psychological and pedagogical direction.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

УДК 372.881.1

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0075

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

© Автор(ы) 2021

SPIN:3670-1554

AuthorlD: 471501

ЧЕЛНОКОВА Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры

теоретической и инклюзивной педагогики Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (Россия, Казань, ул. Зайцева 17, e-mail: nauka@ zel.ieml.ru)

Аннотация. Магистерское образование - одно из нововведений, активно развивающееся в последнее десятилетие. За текущий период накоплен определённый опыт подготовки магистров, чей уровень квалификации должен быть выше чем уровень бакалавра и специалиста. Параллельно с практикой развивается и исследовательский поиск по проблемам магистерского образования. Некоторые направления данного поиска представлены в статье. Настоящая статья посвящена психолого-педагогическому образованию. В статье дается описание магистерской программы «Технология инклюзивного образования», приводятся примеры рабочих программ, спроектированных соответственно требования образовательных стандартов к результатам их освоения. Тематика рабочих программ отражает потребности к компетентностному развитию современного профессионала психолого-педагогического профиля образования. В статье приводится общая характеристика специалистов, осваивающих программы магистерского образования. Обосновывается необходимость выбранного автором и его коллегами профиля психолого-педагогического магистерского образования. Его актуальность объясняется развитием инклюзивного образования в стране и мире, востребованностью высококвалифицированных кадров для работы в условиях инклюзии. В статье обосновывается актуальность проектирования содержания образовательной программы в связи с ее ориентацией на результат. Статья популяризирующая опыт конкретной образовательной организации может быть интересна образовательным организациям, реализующим программы психолого-педагогического направления.

Ключевые слова: Магистерское образование, образовательная программа, проектирование, психолого-педагогическое образование, магистр, инклюзивное образование, компетенции, содержание образования, педагогические технологии.

DEVELOPMENT OF CONTENTS FOR MASTER'S PROGRAM IN PSYCHOLOGICAL

AND PEDAGOGICAL DISCIPLINE

© The Author(s) 2021

CHELNOKOVA Tatyana Aleksandrovna, Doctor of Pedagogy, Professor of the Department

of Theoretical and Inclusive Pedagogy Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasova (Russia, Kazan, st.Zaitseva 17, e-mail: nauka @ zel.ieml.ru)

Abstract. The master's educations is one of the novelties actively developing in the last decade. During the current period, the certain experience has been gained in masters' training whose skill level shall be higher than bachelor's and specialist's one. In parallel with practical work, the researches on issues of the masters' education are developing. Several directions of this research are presented in this article. This article is dedicated to psychological and pedagogical education. The article gives description for master's education «Technology of inclusive education», it gives examples of the work programs developed in accordance with requirements of the educational standards for their studying results. The topic of work programs reflects the needs for competence-based development of modern professional in psychological and pedagogical educational profile. The article gives the general characteristics of specialists studying the master's education programs. It justifies the need for psychological and pedagogical master's educational profile selected by the author and her colleagues. Its relevancy is based on development of the inclusive education in this country and around the world, on the demand for the high-skilled staff to work under the circumstances of inclusion. The article justifies the relevancy of development of contents for educational program in connection of its result orientation. The article promoting the experience of the particular educational institution might be interesting to educational organization implementing the programs of psychological and pedagogical direction.

Keywords: Master's educations, educational program, development, psychological and pedagogical education, магистр, inclusive education, competences, educational content, pedagogical technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Магистерское образование нашей страны имеет еще очень короткую историю. Этим определяется актуальность научного поиска вокруг проблемы подготовки магистров всех направлений высшего образования, активное развитие проблемы в научных исследованиях. В настоящих исследованиях можно отметить поиск методологической основы магистерского образования, сравнение зарубежного и отечественного опыта реализации магистерских программ, подготовки магистерских кадров конкретного направления образования. Так, например, С.А. Шаронова в своей статье рассматривает перспективы и противоречия магистерских программ, анализируя отдельные моменты, связанные с их формированием [1]. Анализ тенденций развития европейского и российского магистрата делает Н.И. Гетьманенко [2]. Магистерским экономическим программам в подготовке специалистов высокого класса посвящена работа И.П. Воробьевой,

автор подчеркивает необходимость «обеспечить высокий профессиональный рост за короткие сроки по определённым направлениям подготовки» [3,с. 65]. Такое утверждение, бесспорно, касается всех направлений магистерского образования. Активный научный поиск наряду с практическими инновациями способен обеспечить теоретическую обоснованность развития системы магистерского образования.

Настоящее исследование обращено к проблеме формирования магистерских программ психолого-педагогического направления. От представителей данного направления ждут высокой степени готовности к решению задач образования. Проблема настоящего исследования заключается в поиске ответов на вопрос, каким должно быть магистерское образования психолого-педагогического направления, чтобы его выпускники готовы были к решению задач обучения, воспитания, социализации детей и взрослых, способствуя формированию такого качества человеческого капитала, который сможет обеспечить решение экономических и социальных задач.

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

Как пишет И.П. Дерзкова, «квалификация магистров в отличие от бакалавра и специалиста предполагает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку к научно-исследовательской и преподавательской деятельности» [4, с.15].

Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались отдельные аспекты проблемы настоящей статьи позволил выделить ряд материалов, они могут быть взяты за основу нашего исследования. Это и научные публикации (авторы некоторых из них даны выше), и монографии, и методические материалы. Методологическую ценность для проведения настоящего исследования имеют труды С.И. Архангельского («Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы») [5], В.И. Андреева (Педагогика высшей школы) [6] и других авторов. Поднимая актуальные проблемы развития высшего образования, В.И. Коннов освещает основные концепции развития высшего образования в отечественной и зарубежной науке. В понимании проблем развития магистерского образования обращение к материалам данной статьи представляет особую ценность. Ее анализ позволяет увидеть и мнение автора о восприятии магистров со стороны работодателей [7, с.34]. С этим мнением нельзя не согласиться.

Очень близки к вопросам нашего исследования, пересекаясь с его целью и задачами, методические рекомендации, разработанные З.Г. Нигматовым, который писал, что «магистр оценивается в первую очередь как профессионал, подготовленный лучше и глубже, чем бакалавр или специалист, как грамотный исследователь, способный участвовать в формировании экономических, управленческих систем современного общества» [8, с.5]. Нельзя не согласиться с его мнением, что от магистерского образования ожидают такого специалиста, который наряду с широкой эрудированностью будет владеть «методологией научного творчества», будет готов к «аналитической деятельности» и т.д.

Необходимость следовать проектному подходу в формировании образовательной программы определяет обращение к методическим рекомендациям по проектированию основных образовательных программ. В методический рекомендациях можно найти концептуальные основания образовательной программы, четкую выраженность компетентностного подхода. Нельзя не согласиться с утверждением авторов рекомендаций, что «от проектирования результатов образования, выраженных в форме компетенций, следует идти к проектированию объема, уровня, содержания теоретических и эмпирических знаний» [9, с.13]. Именно на основе проектирования должно разрабатываться содержание магистерских программ. Проектный подход обеспечит целесообразность действий в выборе учебных курсов магистерской программы, наполненных актуальным, с точки зрения профиля образования и социального заказа общества, содержанием. Проблемы педагогического проектирования получили развитие в трудах В.П. Беспалько [10], Л.И. Гурье [11], Е.С. Заир-Бека [12] и др. авторов. Обращение к ним позволяет положить в основу разработки содержания магистерской программы проектный подход.

Не остался без внимания исследователей и процесс проектирования магистерских программ. В проектировании содержания магистерской программы важно определить наиболее востребованную область знаний, умений и навыков, овладение которым обеспечит решение проблемы кадровых ресурсов в той или иной сфере профессиональной деятельности. В Казанском инновационном университете им. В.Г. Тимирясова (КИУ им. им. В.Г. Тимирясова) была разработана магистерская программа «Технология инклюзивного образования» (психолого-педагогическое направление). Исследования в области инклюзивного образования, в том числе принадлежащие преподавателям университета [13], стали теоретической основой для проектирования магистерской программы. Проблема подготовки кадров для ин-

клюзивного образования нашла отражение в научных публикациях. Авторы одной из них отмечают, что «внедрение инклюзивного обучения закономерно повлекло за собой изменения требований к личностным характеристикам педагога, расширению их профессиональных обязанностей, повышению требований к их подготовке» [14, с. 236].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование цели статьи. Целью настоящей статьи является описание авторского видения отдельных курсов программы магистерского образования «Технология инклюзивного образования», обоснование дисциплин, включенных в программу для подготовки профессионалов, готовых к решению исследовательских и практических задач на высоком уровне компетентности в условиях развития системы инклюзивного образования.

Постановка задания. Описать и дать обоснование введения в содержание образовательной программы магистерского образования отдельных дисциплин, ожидаемых результатов от их включения в содержание программы психолого-педагогического направления.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Методологической основой исследования выступает проектный подход, согласно которому осуществление любых преобразований осуществляется с опорой на планируемый результат. Учебные дисциплины могут стать своеобразными сценариями, применяемыми для достижения конкретной цели, формируемой на основе социального заказа общества, государства, конкретной личности. В проведённом исследовании применение нашел метод критического анализа результатов практической деятельности предыдущих лет, с учетом прошлого опыта шло формирование магистерской программы «Технология инклюзивного образования».

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Современный высококвалифицированный профессионал должен обладать такими качествами, которые позволят ему «оперативно и обосновано реагировать на актуальные потребности образовательного пространства страны или региона, решать насущные и неожиданные образовательные проблемы» [15, с.180]. Актуальность потребности в профессионалах, способных к эффективному решению проблем инклюзивного образования, определила необходимость проектирования магистерской программы, направленной на подготовку нового корпуса преподавателей, готовых работать с разными категориями обучающихся, в том числе с обучающимися с ОВЗ, включенными в единое образовательное пространство детского сада, школы, вуза. Окончивший магистерскую программу выпускник должен владеть высоким уровнем методологической культуры, самым передовым технологическим инструментарием, быть готовым к решению нестандартных задач, которые могут возникнуть в процессе практической и научно-исследовательской деятельности.

Как уже отмечалось проблема проектирования магистерских программ нашла отражение в ряде научных публикаций. О необходимости проектировать магистерские программы с учетом потребностей региона пишет М.Ю. Шерешива, подчеркивая значимость проектирования ресурсного обеспечения их. Нельзя не согласиться, с ее утверждением, что проектирование надо «осуществлять, основываясь на результатах исследований требований потребителей, предъявляемых к качеству реализации образовательной программы» [16, с. 269]. Понимание конкретных требований со стороны образовательных организаций, государства, конкретной личности должно быть положено в основу проектирования содержания магистерского образования. Это обеспечит возможность создания образовательных условий, которые будут оптимально приближены к потребностям по-

требителей образовательных услуг.

Актуальность проектного подхода к разработке магистерских программ тесно связана с тем, что в современном образовании происходит смещение «акцента требований с содержания образования на его результаты». Это отмечают Е.А. Лапп и С.Г. Ярикова [17, с.366]. С ориентацией на ожидаемый результат должно проектироваться содержание магистерского образования. Такой результат определяется уровнем сформирован-ности компетенций. В число планируемых результатов освоения магистерской программы психолого-педагогического направления входят следующие компетенции:

- «Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований» (ОПК 8);

- «Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями» (ОПК 6);

- «Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями» (ОПК 3);

- «Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации» (ОПК 2);

- «Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла» (УК-2) [18].

Частота звучания термина «проектирование» в требованиях к результатам образования диктует необходимость включения в содержание образовательной программы учебной дисциплины, лекционные и практические занятия которой способствовали бы формированию необходимых знаний, умений и навыков в осознанном использовании проектирования в исследовательской и практической деятельности. Надо отметить, что данная необходимость диктуется и профессиональными стандартами для работников системы образования, в которых активно используется термин проектирование относительно трудовых функций работников. По этой причине был разработана учебная дисциплина «Методология и технология педагогического проектирования». Изучение дисциплины предполагает постижение магистрами понятий «проект», «проектирование», «проектная деятельность», «управление проектом», постижение педагогических объектов проектирования, в числе которых и образовательные программы, и учебная деятельность обучающихся и т.д. С учетом профиля магистерской программы в процессе изучения учебной дисциплины рассматриваются вопросы проектирования в инклюзивном образовании. С развитием модели инклюзивного образования объектом проектирования становятся, адаптированная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, технология включения обучающегося с особыми образовательными потребностями в учебный процесс и т.д. Акцентированием проблематики учебной дисциплины на вопросах инклюзивного образования достигается повышение качества освоения образовательной программы «Технология инклюзивного образования» магистрантами.

Важнейшей задачей дисциплины «Методология и технология педагогического проектирования» становится формирование у магистрантов четкого понимания сущности проектирования как имеющего свою специфику вида деятельности, овладение необходимыми навыками и умениями в ее реализации. Соотношение лекционных и практических занятий позволяет обеспечить поэтапное овладение действиями, связанными с проектированием педагогических объектов. Это достигается и за счет использования современных технологий обучения, в том числе, метода проектов (информация о

методе, истории его создания включена в одну из тем дисциплины).

Осваивающий магистерскую программу должен овладеть проектной культурой, являющейся профессионально значимым качеством современного специалиста. Одна из тем учебной дисциплины так и обозначена «Проектная культура современного специалиста». Как пишет Т.В. Погодина, «понятие «проектная культура» стало одним из основных понятий научного междисциплинарного аппарата и получило распространение в современной науке в связи с усилением мировоззренческой, технологической стороны целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности» [19, с. 11]. В системе психолого-педагогического образования важно подвести обучающегося к пониманию ценности проектной культуры, необходимости овладения проектными знаниями и умениями, успешно применяя их в настоящем и будущем.

В соответствие с профилем программы в нее было включено изучение дисциплины «Инклюзивная педагогика». Данный курс был разработан на кафедре инклюзивной и теоретической педагогики КИУ им. им. В.Г. Тимирясова, его содержание формировалось на основе общей и специальной педагогики, дефектологии. Изучение курса призвано повысить уровень знаний обучающихся в области дефектологии и специальной педагогики, адаптируя эти знания к практической и научно-исследовательской деятельности, являющей обязательной частью магистерского образования. Дисциплина предлагает осмыслить диалектику развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, расширить профессиональный словарь новыми терминами («обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «обучающийся с особыми образовательными потребностями», «специальные условия», «жизненные компетенции», «нецензовый уровень образования» и др.). Работа на лекциях и семинарах углубляет представление об особенностях психофизического развития обучающихся с сенсорными, физическими, поведенческими, ментальными нарушениями.

Еще одной учебной дисциплиной программы магистерского образования является «Диагностика и мониторинг в системе инклюзивного образования». Проектирование содержания данной дисциплины осуществлялось с учетом требований образовательной программы, в числе компетенций которой

- планирование и проведение психологической диагностики;

- разработка программы мониторинга результатов образования.

Для демонстрации содержания курса приведем тематику разделов курса:

- Общие основы инклюзивной педагогики (тема должна внести обучающихся в проблематику данной модели образования, актуализируя имеющиеся знания);

- Психолого-педагогическая деятельность как объект исследования и нормативно-правового регулирования (в рамках раздела воспроизводиться теория деятельности, дается характеристика профессиональной деятельности, вводится информация о профессиональных стандартах и т.д.);

- Теоретические основы диагностики и мониторинга в системе инклюзивного образовании (здесь представлена теория педагогических измерений, концепция и методология тестирования в образовании, экспертные методы и мониторинговые исследования, педагогический мониторинг и его компоненты, психодиагностика и т.п.)

- Технология мониторинга педагогической деятельности в системе инклюзивного образования (содержание мониторинга педагогической деятельности, программы мониторинга в образовании, модели мониторинга и т.д.).

Работа над тематикой курса способствует развитию

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

у магистрантов знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе учения, в том числе при участии в научно-исследовательской деятельности.

Еще одна учебная дисциплина, которая была введена в программу подготовки магистров по направлению «Технология инклюзивного образования» - «Разработка адаптированных образовательных программ». Актуальность введения данной дисциплины определяется социальным заказом, теми потребностями, что есть в системе отечественного образования. Сегодня не хватает специалистов, которые могли бы разрабатывать адаптированные рабочие программы, программы кор-рекционной работы и другие обязательные компоненты АООП (адаптированная основная образовательная программа). Погружение магистранта в дисциплину приближает их к пониманию специфики адаптированных образовательных программ, процедуре их проектирования на основе федеральных стандартов и примерных АООП. Дисциплина предусматривает изучение международных и федеральных законов, формирующих нормативное поле инклюзивного образования. На занятиях тщательно прорабатывается содержание ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью, содержание примерных адаптированных программ. Особый акцент делается на программу кор-рекционной работы, отрабатываются навыки по проектированию ее содержания при работе с обучающимися разных нозологий.

Необходимость работы с текстами документов определяет использование в обучении технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Т.В. Смолеусова отмечает ряд основных преимуществ данной технологии в работе с учащимися, они, бесспорно, будут иметь место и в работе с магистрами. Это - позитивная мотивация; самостоятельность и активность; выражение собственного мнения; «создание условий для вариативности, индивидуализации и дифференциации обучения»; «направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии» и т.д. [ 20, с.125].

Возможность выполнения ряда заданий, работая в группе, способствует формированию заложенной в требованиях стандартов психолого-педагогического образования компетенции, связанной с формированием навыков работы в команде.

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма включает в себя целый ряд стратегий по работе с текстами. Это - стратегия толстых и тонких вопросов, кластер, корзина, синквейн, зигзаг, чтение с остановками. Необходимость проработки документов, какими, например, являются примерные адаптированные программы, разработанные для обучающихся с особыми образовательными потребностями, определяет применение настоящей технологии в работе с магистрами. Как показывает собственный опыт автора статьи, технология развития критического мышления средствами чтения и письма оптимизирует процесс взаимодействия обучающихся с информацией, представленной в нормативных документах. Это обеспечивает повышение уровня готовности магистров к проектированию адаптированных образовательных программ, их компонентов. Данная способность является важной и для развития исследовательской деятельности обучающихся. В соответствии с направлением образовательной программы исследования магистров привязаны к инклюзивному образованию, обязательным условием осуществления которого являются АООП.

Одним из требований к результатам освоения образовательной программы психолого-педагогического направления выступает сформированность у магистров способности к проектированию и использованию эффективных психолого-педагогических технологий. Технологическая компетентность в психолого-педагогической деятельности предопределила включение в

содержание образовательной программы учебной дисциплины «Системные основания педагогических технологий». Включение данной дисциплины в программу подготовки магистров должно подготовить их к реализации педагогической деятельности. На основе теоретического знания (содержание понятия «педагогическая технология»; структура педагогической технологии; классификация педагогических технологий; традиционные и инновационные модели обучения; интерактивные технологии и т.д.) закладываются практические умения в реализации педагогической деятельности. Содержание учебной дисциплины предполагает знакомство с многими инновационными технологиями, мотивирование обучающихся на овладение ими в процессе учения. Овладение обучающимся концептуальной основой современных педагогических технологий имеет огромное значение для повышения уровня теоретических знаний магистра, развития его методологической культуры, важнейших ориентиров магистерского образования.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изыскания данного направления. Квалификация магистра предполагает глубокий уровень теоретических знаний, высокий уровень развития методологической культуры, подготовку к научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Это определяет особые требования к формированию содержания магистерских программ. Проектирование образовательных программа осуществляется с ориентацией на ожидаемый результат, который задается в требованиях образовательного стандарта. Соотносимо к требованиям стандарта выстраивается содержательно-технологическая сторона образовательной программы. Магистерское образование предполагает углубленную профессиональную подготовку инновационного характер. Четкое понимание инновационных процессов и связанных с ними потребностей общества, государства, личности становится основой для проектирования рабочих программ, отражаясь в их названиях, целях, задачах, содержание. Представленная в публикации магистерская программа психолого-педагогического направления «Технология инклюзивного образования» является результатом проведенных исследований, в том числе изучения социальных потребностей общества, образовательных организаций.

Для решения современных проблем инклюзивного образования востребован высококвалифицированный специалист, готовый к решению теоретических и практических вопросов. Для подготовки такого специалиста необходимо

- исследовать потребности современного рынка труда, инновационных процессов, протекающих в обществе;

- применять проектный подход в разработке образовательной программы;

- формировать содержание учебных дисциплин с учетом требований образовательных стандартов к результатам освоения образовательной программы;

- активизировать учебную и исследовательскую деятельность магистров в процессе освоения содержания рабочих программ учебных дисциплин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шаронова, С.А. Магистерские программы: перспективы и противоречия/ С.А. Шаронова. //Известия Российской Академии образования. М.: Изд-во: Московский психолого-социальный университет, 2009.№2. - С.42-49.

2. Гетьманенко, Н.И. Магистерские программы высшей школы в контексте мировых образовательных тенденций: вопросов больше, чем ответов/ Н.И. Гетьманенко.//Наука и школа. М.: Изд-во МПГУ, 2012. №2. — С.8 -11.

3. Воробьева, И.П. Магистерские экономические программы в подготовке специалистов высокого класса/И.П. Воробьева. //Вестник Томского государственного университета, 2010. №1 (9).- С.63-65.

4. Дерзкова, И.П. Магистерские программы для учителей и руководителей образования в НИУВШЭ: новые возможности профессионализации/ И.П. Дерзкова.//Методист, 2013.№3. — С.15-18.

5. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы/ С.И. Архангельский. М. : Высш. школа, 1980. - 368 с.

6. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие /В.И. Андреев. — Казань: Центр инновацион-ных технологий, 2013. — 500 с.

7. Коннов, В.И. Развитие системы высшего образования в России и за рубежом/В.И. Коннов. Право и управление XXI век, 2013. №1 (26). - С.28-35.

8. Нигматов, З.Г. Подготовка и защита магистерской диссертации по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование/Методические рекомендации. —Казань: Тат. гос. гум.-пед. унив-тет, 2011.-72 с.

9. Проектирование основных образовательных программ, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора НА.Селезневой. —М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. —84 с

10. Беспалько, В.П. Проектирование педагогических систем /

B.П.Беспалько.// Проектирование в образовании: проблемы, поиски, гипотезы. — М., 1994.- С.28-29.

11. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб.по-собие.- Казань: Казанский технол.ун-т, 2004.- 212 с.

12. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования/Е.С. Заир-Бек. — СПб., 1995. — 234 с.

13. Преемственная система инклюзивного образования: в 2-х т. Том II: Инклюзивное образование в системе «детский сад — школа -вуз»/А.В. Тимирясова, Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, А.В. Кочергин. — Казань: Казанский инновационный ун-т им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016.- 460 с.

14. Тюлюш, М. К. Профессиональная подготовка будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования республики Тыва / М. К. Тюлюш, Ч.Г. Домур-оол//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. No 4(29). — С. 235 -239.

15. Землянская, Е.Н. Проектирование магистерских программ педагогического образования / Е.Н. Землянская. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2013. №33-2.

C.179-183 .

16. Шерешива, М.Ю. Проектирование магистерских образовательных программ с учетом потребителей экономики региона/М.Ю. Шерешива.//Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов XII Международной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Высшая школа экономики и менеджмента. 2018. — С.268 -282.

17. Лапп Е.А. Подходы к проектированию паспорта и программы формирования компетенций по магистерским программам направления 44.04.03. «Специальное (дефектологическое) образование»/ Е.А. Лапп, С.Г. Ярикова. //Современные наукоемкие технологии. Пенза: Изд-во: Издательский Дом «Академия естествознания», 2016. №3-2. С.365-371.

18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2016 г. N 549 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень маги-стратуры)»//http://fgosvo.ru/newsf5/1868. Электронный ресурс (Дата обращения 30.09.20)

19. Погодина, Т.В. Проектная культура: современные подхода к осмыслению феномена/ Т.В. Погодина. //Мир науки, культуры, образования, 2012. №5 (36). — С.10-13

20. Смолеусова, Т.В. развитие критического мышления средствами чтения и письма на уроках математики/ Т.В. Смолеусова.// Школьные технологии, 2015. №6.- С.125-129.

Статья поступила в редакцию 10.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.