20/7/2
Л. В. Горюнова
УДК: 377
ОСОБЕННОСТИ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ, РЕАБИЛИТАЦИИ, АБИЛИТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
1С лючевым принципом государственной политики детствосбережения выступает сфор-мированность системы комплексной помощи и поддержки детей с обязательным предоставлением необходимой помощи каждому ребенку, относящемуся к уязвимой категории детей: детям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся в социально опасном положении (пострадавшие от жестокого обращения; из социально неблагополучных семей; из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; лишенные свободы) [4]. Поэтому необходимо уделять особое внимание уязвимым категориям детей и разрабатывать новые формы работы с ними, которые позволят преодолеть их социальную исключенность инновационными средствами эффективной реабилитации/абилитации, социокультурной анимации с целью их полноценной интеграции в общество.
Цель статьи заключается в определении особенности подготовки педагогических кадров в магистратуре к организации социокультурной анимации, реабилитации/абилитации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования. Цель будет достигну-
та решением ряда задач: актуализации необходимости подготовки педагогических кадров к реализации реабилитации/абилитации и социокультурной анимации обучающихся в условиях инклюзивного образования; анализа подобных магистерских программ, реализующихся в других зарубежных вузах; обоснования принципа междисциплинарности как основы построения программы подготовки педагогических кадров для системы инклюзивного образования; определения основных составляющих программы магистратуры «Педагогика реабилитации, абилитации и социокультурной анимации».
Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 19.12.2015 г.) в статье 9 раскрывает содержание понятий «реабилитация» и «абилитация» инвалидов [1]. Оба термина трактуются как система и процесс: в случае реабилитации -восстановления способностей, а в случае абилитации - формирования отсутствующих способностей ко всем видам деятельности, в том числе общественной, бытовой, профессиональной. Основные направления реабилитации и абилитации: профориентация, общее и профессиональное образование, содействие в трудоустройстве, социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая и производственная адаптация, мероприятия инклюзивной физкультуры и адаптивного спорта.
Решая задачи социального и культурного оздоровления данной категории детей, необходимо включать их в особый вид социально-культурной деятельности - социокультурную анимацию, которая является одновременно методом социальной терапии, адаптации, а также идеологией преодоления ими социального и культурного отчуждения через участие в социальном творчестве. Реализация и выполнение подобных задач требует от специалиста высокой квалификации и профессионализма при работе с каждым ребенком и его семьей. Далеко не каждый может выполнять функции педагога-реабилитолога, рекреационного педагога, кантональных (районных) аниматоров. В связи с этим необходимо обеспечить качественную профессиональную под-
готовку кадров, способных оказывать комплексную реабилитационно-образовательную помощь, внедрение и распространение технологий социокультурной анимации, профилактической, реабилитационной/абилитационной работы с детьми всех категорий.
В системе российского магистерского образования достаточно разветвленная практика реализации магистерских программ по направлению 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Подготовка специалистов по магистерской программе «Педагогика реабилитации, абилитации и социокультурной анимации» в данный момент не реализуется в вузах России. Следует отметить, что магистерские программы, связанные с медицинской реабилитацией, существуют во всех вузах, осуществляющих подготовку по направлению 32.00.00 «Науки о здоровье и профилактическая медицина». Однако подготовку выпускников к реализации других видов реабилитации уязвимой категории детей в условиях современного образования, в том числе инклюзивного, на наш взгляд, следует вести по направлению 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Отметим, что близкие по профилю программы открыты в данном направлении в ряде отечественных вузов: Московский педагогический государственный университет реализует программу «Нейродефе-ктология и комплексная реабилитация лиц с нарушением коммуникации»; Московский социально-педагогический институт реализует программу «Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья»; Московский государственный психолого-педагогический университет - программу «Психологическая реабилитация в социальной сфере»; Нижегородский государственный педагогический университет реализует магистратуру «Защита детей от насилия и жестокого обращения». Примерно так же обстоит дело и с программами магистратуры в зарубежных странах, в некоторых идет подготовка по укрупненному направлению - специальное образование, а где-то с уточнением профиля, в который и входит реабилитация обучающихся в условиях системы образования. Университет Тель-Авива и университет Ариель (Израиль) реа-
лизуют программы «Клиническая реабилитационная психология», «Психология реабилитации», в Университете Белграда (Сербия) реализуется целая линейка магистерских программ «Специальное образование и реабилитация лиц с нарушениями зрения», «Специальное образование и реабилитация лиц с интеллектуальными нарушениями», «Специальное образование и реабилитация людей, которые являются глухими и слабослышащими». В Университете штата Кентукки идет подготовка магистра наук в области специального образования, программа «Профессиональная реабилитация» реализуется в Калифорнийском государственном университете, в Университете Женевы, Университете Никоси (Кипр) - подготовка по программе «Специальное образование». Университет Миньо (Португалия) имеет программы «Специальное дошкольное образование», «Образование детей с особыми образовательными потребностями». В университете Палацкого (Чехия) -магистратура в области образования людей с особыми потребностями, в университете Джорджа Вашингтона (США) - программа магистратуры «Работа с детьми с различными потребностями: культура и язык», в университете Уильяма Патерсона (Нью-Джерси) -программа подготовки педагогов для работы со студентами с ограниченными возможностями.
В Южном федеральном университете разрабатывается проект магистерской программы «Педагогика реабилитации, абилитации и социокультурной анимации». Следует отметить, что такая программа магистерской подготовки востребована педагогическими кадрами, осуществляющими свою индивидуальную педагогическую деятельность в условиях становления системы современного «образования для всех».
Сложность подготовки специалистов по данной магистерской программе определяется многообразием предметного пространства, составляющего сферу его профессиональной деятельности, и необходимостью овладения будущими специалистами широким спектром медико-психолого-педагогических и социокультурных знаний предметной подготовки применительно к различным категориям де-
20/7/2
тей. Профессиональная деятельность выпускников выходит за рамки традиционной педагогической деятельности, тесно взаимодействует с различными видами реабилитационной, абилитационной, анимационной, консультативно-диагностической и другими видами деятельности.
В настоящее время педагогическая наука все интенсивнее вступает во взаимодействие с другими гуманитарными науками, помогая образовывать новые поля междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований. Значительная часть этих исследований носит отчетливо выраженный прикладной характер, при котором разрабатываются и внедряются новые образовательные технологии и методики, которые используются для качественного образования всех категорий детей. Поэтому важной инновационной особенностью данной программы является ее меж-дисциплинарность. Мы считаем, что многие проблемы реализации идеи «образования для всех» связаны с недостатком диалога педагогической науки с другими дисциплинарными полями. Реализация междисциплинарной магистратуры приведет сформированные профессиональные компетенции специалистов сферы образования в соответствие с объемом и характером решаемых ими задач, масштабом и темпом социально-образовательных перемен.
Следует отметить, что низкая профессиональная подготовка специалистов затрудняет решение вопросов реабилитации, абилитации, социальной адаптации уязвимой категории детей в условиях современного образования, в том числе инклюзивного. Поэтому педагогическая составляющая станет системообразующей и определяющей подготовку будущих магистров по смежным сферам научного знания (психофизиология, социология, культурология, медицина). В программе необходимо использовать опыт международных образовательных программ подготовки, в ней не будут выделены технологии реабилитации, абилитации в специальном образовании, напротив, по всем направлениям преподавание будет основываться на общепедагогической методологии, позволяющей вывести процессы реабилитации, абилитации, анимации за пределы узкоспециализированных подходов,
сохраняющих сегрегационный смысл, и ввести их в единое поле образовательного, воспитательного и социокультурного пространства, подняв в ранг педагогической деятельности, направленной на восстановление способностей, обеспечивающих восхождение уязвимой категории детей к наиболее полной и качественной жизни. Это позволит выпускникам программы организовывать процессы реабилитации, абилитации и анимации за пределами традиционного понимания нормы и патологии, а также направлять процесс их реализации, сосредоточившись не на нарушениях, а на потребностях человека, что позволит ориентировать образование такой категории детей на их внутренние возможности. Магистерская программа «Педагогика реабилитации, абилитации и социокультурной анимации» выстраивается на основе принципа междисциплинарности, реализовать который позволит модульное построение программы. Междисциплинарность как принцип построения профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях внедрения новой модели образования исследуется С. Б. Байбо-ловой, К. М. Мукашевым [2], Н. Р. Туравец [3], А. Ю. Чистобаевой [5] с позиции создания единого образовательного пространства, способствующего формированию ведущих компетенций педагогов на всех уровнях профессиональной подготовки.
Модульность программы магистерской подготовки обеспечивает составление индивидуальной программы обучения, исходя из собственных интересов обучающихся. «Корзина» модулей магистерской программы предназначена для усиления профессиональных навыков и углубления понимания педагогических вопросов в области реализации процессов реабилитации, абилитации и социокультурной анимации в пространстве современного образования. Структура магистерской программы имеет базовый общеуниверситетский и общепрофессиональный модули, вариативные модули, модуль университетской академической мобильности, модуль проектной деятельности. Формирование индивидуальной траектории обучения осуществляется путем выбора вариативных модулей и содержание модуля университетской академиче-
ской мобильности и модуля проектной работы. Модуль «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский) является вариативным модулем программы, обеспечивающим магистрантам более глубокую языковую подготовку с учетом профессиональной ориентации, что позволит им проходить международную практику и стажировки. Модуль «Иностранный язык» реализуется, используя междисциплинарное взаимодействие и потенциал структурных подразделений всего университета. Модуль проектной деятельности является частью учебного плана и предусматривает выполнение одного проекта в первом и втором семестрах. Трудоемкость модуля - три зачетные единицы. Проектная деятельность обучающегося заключается в его участии в деятельности по созданию нового продукта, который является результатом учебной, исследовательской и практической деятельности. Целью модуля проектной деятельности является внедрение метода проектного обучения, направленного на решение профессионально ориентированных задач, требующих привлечения знаний из различных дисциплин, которые предполагают развитие компетенций, необходимых конкурентоспособному специалисту, востребованному на рынке труда. В середине осеннего и весеннего семестров проводится неделя академической мобильности обучающихся, которая позволяет развивать междисциплинарные исследования и проекты через внедрение активных форм и технологий обучения. Неделя академической мобильности поддерживает проектно-образователь-ную функцию образовательной программы. Введение в программу модуля университетской академической мобильности позволяет выйти за пределы образовательной программы, индивидуализировать обучение и получить обучающимся дополнительные компетенции в других предметных областях.
В процессе реализации магистерской программы следует использовать современные интерактивные технологии обучения (учебные кейсы, групповые дискуссии, тренинги и деловые игры). Используя техническую базу Южного федерального университета, профессиональная подготовка по программе, имеющей внутрисетевой статус, может осуще-
ствляться с использованием дистанционно-коммуникационных технологий (вебинары, видеоконференции и консультации), что позволит участвовать в процессе подготовки всех заинтересованных лиц, а также партнеров из других ведущих вузов страны.
В рамках подготовки по программе «Педагогика реабилитации, абилитации и социокультурной анимации» магистранты приобретают универсальные навыки в области организации процесса реабилитации/абили-тации всех видов и типов в условиях современного образования, в том числе инклюзивного; овладевают методиками формирования толерантного отношения к детям уязвимых категорий в условиях широкого понимания реабилитации, абилитации; участвуют в научно-практических исследованиях, посвященных разработке технологий различных типов реабилитации, абилитации и анимационных технологий в образовании. Знаниевый компонент магистерской подготовки обеспечивает формирование у магистрантов современного понимания сущности реабилитацион-ного/абилитационного процессов в сфере образования, проблем его организации, путей его совершенствования, повышения его качества и оценки эффективности управления. Программа подготовки магистров предусматривает освоение фундаментальных знаний, касающихся процессов развития обучающихся всех уязвимых категорий в пространстве современного образования; обогащение магистрантов знаниями, позволяющими разрабатывать и применять современные методы исследования организации вариативных моделей реабилитации/абилитации и анимации в сфере образования; решение прикладных проблем, возникающих в различных сферах современной жизни. В рамках освоения содержания программы у магистрантов сформируются компетенции, позволяющие решать практические проблемы, касающиеся организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного уровня для обучающихся уязвимых категорий с использованием инновационных технологий. Выпускник магистратуры будет способен выстраивать взаимодействие и реабилитационный процесс в системе современного, в том числе
20/7/2
и инклюзивного, образования; использовать научно-обоснованные методы и технологии педагогики реабилитации, абилитации и анимации, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации; уметь организовывать межличностные контакты, общение, междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов; способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности; владеть современными технологиями проектирования; способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды; готов применять активные методы; способен проектировать профилактические, реа-билитационно-педагогические и анимационные программы; способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой реабилитационной работы с детьми уязвимых категорий; способен использовать инновационные технологии с учетом типа нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа; владеть навыком разработки индивидуальных учебных планов и образовательных программ; проектировать образовательную среду и ее дидактическое наполнение и т. д.
Развитие современной отечественной системы образования и социальной сферы страны ставит перед системой педагогического образования задачу подготовки педагогических кадров, способных реализовывать реа-билитационные/абилитационные практики для уязвимой категории детей на разных уровнях и в различных типах образовательных организаций. Магистратура по программе «Педагогика реабилитации, абилитации и социокультурной анимации» дает возможность получить фундаментальные знания в смежных научных областях (педагогика, психология, социология, физиология, культурология), а также прикладные профессионально-педагогические навыки, обеспечивающие эффективность организации и реализации процессов реабилитации/абилитации и социокультурной анимации уязвимой категории детей в целостной системе отечественного, в том числе инклюзивного и дополнительного, образования. Выпускники магистратуры «Педаго-
гика реабилитации, абилитации и социокультурной анимации» смогут осуществлять свою деятельность в сфере современного образования Ростовской области и других регионов России на всех ее уровнях (дошкольном, общем, профессиональном), в различных реабилитационных центрах, цель которых - осуществлять социально-средовую, профессиональную, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную, бытовую реабилитацию уязвимой категории детей.
В Южном федеральном университете реализуется проект «Образовательный кластер Южного федерального округа», одним из направлений функционирования которого является создание инновационной системы подготовки педагогических кадров для нужд региональной системы образования при активном участии работодателей, входящих в кластер. Разработка и реализация магистерской подготовки является одним из ключевых составляющих данной системы. Модульное построение магистерской программы позволяет, во-первых, включать ее модули в пул для выбора обучающимися других подразделений в содержание модуля академической мобильности; во-вторых, использовать каждый модуль, представляющий логически законченную единицу профессиональной подготовки, в программах дополнительного профессионального образования, реализуемых в университете, которые формируются по запросу в соответствии с потребностями системы образования Ростовской области; в-третьих, реализовать систему непрерывного сопровождения педагогов современной системы регионального образования в рамках функционирования портала «Образование для всех» посредством повышения эффективности и качества их деятельности в сфере реабилитации, абилитации и социокультурной анимации.
Главным критерием оценки эффективности проекта является качество подготовки магистра к выполнению всех видов профессиональной деятельности. Будет разработан диагностический инструментарий оценки уровня сформированности специальных компетенций, позволяющих выпускнику выпол-
нять трудовые функции педагога-реабилито-лога, рекреационного педагога, педагога-аниматора в организациях социальной сферы и в системе современного, в том числе инклюзивного, образования. К числу таких компетенций относятся разработка и применение современных психолого-педагогических реабилитационных технологий; использование и апробирование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с уязвимой категории детей и молодежи; разработка и реализация индивидуально ориентированных реабилитационных/абилитацион-ных и анимационных программ. Формируется система профессионального сопровождения выпускников магистратуры в течение трех лет после окончания университета через систему взаимодействия с работодателями. В процессе апробации и внедрения магистерской программы планируется использовать опросы, анкетирование, самохарактеристики и другие методы, позволяющие выявить мнения магистрантов о влиянии и роли профессиональной подготовки по программе на их профессионально-личностный прогресс, критические замечания и пожелания работодателей. Особое внимание будет уделено мониторингу инновационной деятельности магистров в образовательной и социальной сферах.
АННОТАЦИЯ
В статье актуализируется необходимость подготовки педагогических кадров к организации социокультурной анимации, реабилитации, абилитации обучающихся с инвалидностью в условиях инклюзивного образования. В качестве основного принципа построения магистерской подготовки педагогических кадров для системы инклюзивного образования обоснованно избран принцип меж-дисциплинарности. Проведенный автором анализ опыта подготовки магистров для системы инклюзивного и специального образования в зарубежных странах позволил определить основные составляющие программы магистратуры «Педагогика реабилитации, аби-литации и социокультурной анимации».
Ключевые слова: магистерская подготовка, принцип междисциплинарности, инклюзивное образование.
SUMMARY
In the article the need of teacher training for the organization of socio-cultural animation rehabilitation, habilitation of students with disabilities in conditions of inclusive education is actualized. The principle of interdisciplinary was rightly chosen as a basic principle of construction of the master teacher training for inclusive education system. The author's analysis of the experience of master's training for system of inclusive and special education in foreign countries has allowed to determine the main components of the master program "Pedagogy of rehabilitation, habilitation and socio-cultural animation".
Key words: master's preparation, the principle of interdisciplinarity, inclusive education.
ЛИТЕРАТУРА
1. О социальной защите инвалидов в РФ: закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 19.12.2015 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_8559/.
2. Мукашев К. М., Байболова С. Б. Инновационная модель междисциплинарной интегрированной подготовки педагогов в магистратуре педагогического университета // Bulletin D Eurotalent Fidjip. - 2014. - № 6. -С. 18-21.
3. Туравец Н. Р. Междисциплинарный подход в подготовке магистров-музыкантов на современном этапе // Вестник Краснодарского государственного института культуры. -2016. - № 4 (8). - С. 9-12.
4. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: указ Президента РФ от 1.06.2012 г. № 761 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant. ru/70183566/.
5. Чистобаева А. Ю. Междисциплинарная интеграция в контексте новой модели образования // Развитие человека в современном мире. - 2014. - Т. V. - № 2. - С. 249-256.