Ю. В. Глузман
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ
ИНКЛЮЗИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ
МАГИСТЕРСКОЙ
ПРОГРАММЫ «ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ»
ктивная реализация идеи инклюзии в образовательных учреждениях в значительной мере зависит от квалификации кадров. С момента введения в действие в 2016 году Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предъявляются новые требования к процессу подготовки педагогов, педагогов-психологов, психологов, педагогов-дефектологов. Требования, обусловленные социальным заказом, создают перспективу концептуального переосмысления всей системы профессиональной деятельности специалистов, обеспечивающих процесс обучения и сопровождения лиц с инвалидностью и ограничен-ньгми возможностями здоровья (ОВЗ). Особо значима роль профессионального и научного сообщества в решении задач подготовки высококлассных специалистов по работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Одна из главных задач указанного ФГОС -создание специальных условий для получения образования детей с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, а также формирование у обучающихся не только академи-
ческих, но и жизненных компетенций. И в данных условиях особо значимым является формирование инклюзивной компетентности у специалистов, работающих по новым федеральным стандартам.
Вопросам формирования инклюзивной компетентности специалистов дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений посвящены труды Л. Н. Блиновой [1], Н. В. Горбуновой [3], Л. В. Горюновой, О. В. Клезович, О. А. Козыревой [4], Д. Н. Корнеева, Н. Ю. Корнеевой, Ю. В. Мельник [5], И. А. Романовской [7], А. А. Саламатова, И. А. Турченко, И. Н. Ха-физуллиной [7], Т. А. Ярой [10], В. В. Хит-рюк [9] и др.
Важно отметить, что значимость и необходимость формирования готовности специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде определена в государственных программах «Доступная среда» на 2011-2020 годы и «Развитие образования» на 2013-2020 годы, профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [6], Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (ФГОС 3++) [8].
Цель статьи - раскрыть сущность понятия «инклюзивная компетентность», описать специфику подготовки магистрантов в рамках основной профессиональной образовательной программы 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, направленность «Психология и педагогика инклюзивного образования».
Актуальность и необходимость профессиональной подготовки специалистов образовательных организаций обусловлена еще и требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Так, согласно данному стандарту содержанием одной из обобщенных трудовых функций является оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации [6, с. 16].
20/Я/2
Важно отметить, что требования, предъявляемые к специалистам во ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и в профессиональном стандарте педагога-психолога, учтены при подготовке этих специалистов в рамках магистерской программы 44.04.02 Психолого-педагогическое образование.
Согласно обновленному ФГОС ВО 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (Приказ Минобрнауки РФ № 127 от 22.02.2018 года) программа магистратуры предполагает формирование общепрофессиональных компетенций. Так, в группу психолого-педагогических технологий профессиональной деятельности входит общепрофессиональная компетенция ОПК-6: «выпускник способен проектировать и использовать психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями» [8, с. 8]. Таким образом, значимость и необходимость формирования готовности специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде, а также к использованию различных технологий определены в нормативных документах.
При рассмотрении содержания подготовки к реализации идей инклюзии Д. Н. Корне-ев, Н. Ю. Корнеева, А. А. Саламатов утверждают, что в профессиональном обучении в архитектонику инклюзивной компетентности современных педагогов профессионального обучения структурируются содержательные компетентности: профессионально-мотиваци-онная, профессионально-когнитивная, профессионально-рефлексивная и ключевая компетентность - профессионально-операционная.
Формированию инклюзивной компетентности в процессе профессиональной подготовки посвящены труды И. Н. Хафизуллиной Согласно ее исследованиям, инклюзивная компетентность - это интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая вклю-
чение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития [7].
Согласно исследованиям О. В. Клезович инклюзивная компетентность - это интегра-тивная профессиональная характеристика личности и деятельности педагога в условиях инклюзивной практики, которая характеризуется совокупностью взаимосвязанных ценностно-смысловых ориентаций, инклюзивных знаний и умений, способов и опыта деятельности, профессионально-личностных качеств педагога, а также способностью к самоанализу собственной деятельности, позволяющих эффективно осуществлять процесс обучения в условиях инклюзии с учетом различных образовательных потребностей учащихся с целью личностного развития и саморазвития каждого из них.
В трудах белорусского ученого В. В. Хит-рюк инклюзивная готовность педагога рассматривается как системная характеристика личности субъекта профессионально-педагогической деятельности, включающая в себя инклюзивный аттитюд (социальная установка педагога на работу в условиях инклюзивного образования) - предшествующую активность, предрасположенность (настроенность) и готовность действовать определенным образом [9].
О. А. Козырева определяет инклюзивную готовность педагога как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать оптимальные решения в конкретной педагогической ситуации, включающий три группы специальных компетенций: организационно-управленческие, образовательные и методические [4].
Рассмотрим структуру и компоненты инклюзивной компетентности. В исследованиях И. Н. Хафизуллиной инклюзивная компетентность относится к уровню специальных профессиональных компетентностей. В структуру инклюзивной компетентности учителя она включает содержательные (мотивационную, когнитивную, рефлексивную) и ключевые операционные компетенции [7].
Несколько иные компоненты представлены в трудах Ю. В. Мельник. В рамках ее структурно-функционального видения в ком-петентностной системе учителя инклюзивного класса выделяются следующие блоки: гносеологический, методологический, методический, личностный психоэмоциональный, би-хевиоральный, превентивный, интервентный, компенсаторный, креативный, трансакцион-но-коммуникативный, прогностический [5].
Компетентностная модель инклюзивной готовности педагога, согласно исследованиям В. В. Хитрюк, представляет собой комплекс академических, профессиональных и социально-личностных компетенций, определяющих содержание каждого структурного компонента с учетом потребностей всех субъектов инклюзивного образовательного пространства. Инклюзивная готовность педагога определяется как системное интегральное качество субъекта профессиональной педагогической деятельности, которое предопределяет профессиональный выбор, направленность (ориентацию), поведенческие стратегии и методы профессионально-педагогической деятельности в актуальных условиях инклюзивного образования [9].
В трудах Л. Н. Блиновой выделены такие компоненты инклюзивной компетентности, как мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-практический, эмоционально-волевой и рефлексивный [1].
О. А. Козырева, основываясь на анализе литературных источников, структуру инклюзивной готовности представляет следующими взаимосвязанными компонентами: цен-ностно-мотивационным, когнитивным, рефлексивным, коммуникативным, аффективным, операционально-деятельностным [4].
Итак, разнообразие компонентов в структуре инклюзивной компетентности говорит о неоднозначности определения содержания данного понятия, а также об актуальности рассмотрения сущностных характеристик.
В Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского второй год реализуется сетевая магистерская программа 44.04.02
Психолого-педагогическое образование, направленность программы «Психология и педагогика инклюзивного образования». Программа была открыта с учетом требований нормативных документов по увеличению количества подготовленных специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде, а также с учетом потребностей крымского региона в квалифицированных кадрах. Целью данной образовательной программы является подготовка профессиональных кадров нового формата, владеющих системными знаниями в сфере инклюзивного образования, умеющих разрабатывать и реализовывать адаптированные образовательные программы и использующих в своей профессиональной деятельности проектные технологии.
Спецификой программы является приобретение навыков работы на современном специализированном оборудовании с использованием ассистивных технологий; проведение научно-исследовательской работы по разработке индивидуальных образовательных, коррекционных программ для детей с ОВЗ; получение знаний о специфике сопровождения детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра; прохождение практики в специализированных организациях и образовательных учреждениях, реализующих инклюзивные практики.
В рамках учебных дисциплин «Инклюзивное образование в России и за рубежом», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовании» особое внимание уделяется технологиям обучения и сопровождения обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
В процессе формирования инклюзивной компетентности обучающихся используются различные методы и технологии: «Погружение в деятельность», технология проектиро-
20/Я/2
вания индивидуального коррекционно-обра-зовательного маршрута, метод кейсов, деловая игра «Психолого-медико-педагогический консилиум», методы «Алфавит», «Четыре угла», «Выбор», «Перекрестные группы», учебные мастер-классы, педагогические инкубаторы, информационные карты по анализу инклюзивного опыта и профессионально-личностных портфолио, проектирование стендовых докладов по тематике инклюзивного обучения.
Получение практических умений и навыков проходит на стажировочных площадках, базовых кафедрах, в формате академической мобильности, на семинарах-практикумах, в процессе научно-исследовательской работы.
Немаловажным в подготовке магистров является участие в разработке и реализации проектов, предполагающее самостоятельное решение определенной проблемы, начиная с ее формулировки, выстраивания стратегии ее решения, проверки адекватности цели, выбора методов и средств, анализа полученных результатов.
Формат сетевой магистерской программы с Московским государственным психолого-педагогическим университетом позволяет обучающимся в процессе академической мобильности обогатить свои знания по специальной педагогике и получить практические навыки сопровождения детей с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных образовательных учреждениях г. Москвы.
В рамках обновленного ФГОС 44.04.02 Психолого-педагогическое образование появился новый вид учебной и производственной практики - проектно-технологическая практика [6, с. 5]. Данный вид практики обеспечивает приобретение магистрами практических навыков по проектированию доступной и безбарьерной инклюзивной образовательной среды, активному использованию программно-методического обеспечения инклюзивного образования, а также разработке и реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ различных нозологий.
С целью подготовки будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной
среде на направлении подготовки 44.03.01, 44.04.01 Педагогическое образование введена дисциплина «Основы инклюзивной педагогики», «Управление инклюзивным учреждением».
Важно отметить, что на формирование инклюзивной готовности специалистов образовательных учреждений направлены программы курсов повышения квалификации, реализуемые в Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в общеобразовательных организациях», «Организация образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной среде средних профессиональных организаций и высшего образования» [2].
Перспективными направлениями усовершенствования профессиональной подготовки специалистов, участвующих в инклюзивном образовательном процессе, являются:
- проектирование основных профессиональных образовательных программ на основе требований современных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++);
- приобретение навыков работы на современном специализированном оборудовании с использованием ассистивных технологий;
- формирование умений разработки адаптированных образовательных программ (АОП);
- участие в научно-исследовательской и проектной деятельности.
Таким образом, подготовка магистров в период активного развития инклюзивной образовательной среды требует формирования практических компетенций обучающихся, в том числе и инклюзивной компетентности.
АННОТАЦИЯ
Автором раскрыто содержание понятия «инклюзивная компетентность». Представлен опыт реализации магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования» в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского, а также
рассмотрены ключевые компоненты инклюзивной компетентности.
Ключевые слова: инклюзивная компетентность, магистерская программа, инклюзивное образование, студент, высшее образование.
SUMMARY
The author reveals the content of the concept of «inclusive competence». Also the experience of the implementation of the master's program «Psychology and pedagogy of inclusive education» at the V. I. Vernadsky Crimean Federal University presented. The main components of inclusive competence are considered.
Key words: inclusive competence, master's program, inclusive education, student, higher education.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинова Л. Н. Формирование инклюзивной компетентности педагогов // Герце-новские чтения. Начальное образование. -2017. - Т. 8. - № 1. - С. 197-202.
2. Глузман Ю. В. Система повышения квалификации преподавателей в сфере инклюзивного образования в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 4 ч. - 2017. - С. 88-91.
3. Горбунова Н. В. Подготовка психолого-педагогических кадров к работе в инклюзивной среде образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-2. - С. 88-94.
4. Козьгрева О. А. Концепция формирования инклюзивной компетентности магистра образования // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2016. - № 4. - С. 35-42.
5. Мельник Ю. В. Профессиональная компетентность педагога как условие реализации инклюзивной образовательной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. - № 2. -С. 18-21.
6. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 514н от 24.07.2015 года [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/pro fstandart/01.002.pdf.
7. Романовская И. А. Развитие инклюзивной компетентности учителя в процессе повышения квалификации / И. А. Романовская, И. Н. Хафизуллина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 103.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт 44.04.02 Психолого-педагогическое образование: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 127 от 22.02.2018 года [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo. ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Mag/4404 02_M_3_14032108.pdf.
9. Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность педагога: генезис, феноменология, концепция формирования: монография. - Барановичи: БарГУ, 2015. - 276 с.
10. Ярая Т. А. Профессионально важные качества специалистов инклюзивной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 48. -С. 486.
/Щ)