Научная статья на тему 'Процессуально-содержательные основы самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»'

Процессуально-содержательные основы самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАНТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ / UNDERGRADUATE / INDEPENDENT WORK / PROFESSIONAL ACTIVITY IN PSYCHO-PEDAGOGICAL FIELD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамаюнова Антонина Николаевна

Представлен опыт организации и определения содержания самостоятельной работы магистрантов по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (магистерская программа «Психология и педагогика инклюзивного образования»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF MASTER’S DEGREE STUDENTS IN THE SUBJECT «ORGANIZATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY IN PSYCHO-PEDAGOGICAL FIELD»

The article presents the experience of organization and content of independent work of undergraduate master’s degree students in the educational field of “Psychological and Pedagogical Education” (master's program “Psychology and Pedagogy of Inclusive Education”).

Текст научной работы на тему «Процессуально-содержательные основы самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»»

УДК 378.147,88 ББК 4448.98

ГСНТИ14.35.09 Код ВАК 13.00.01; 13.00.08 А. Н. Гамаюнова А. N. Gamayunova Россия, Саранск Russia, Saransk

ПРОЦЕССУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

THE CONTENT AND ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF MASTER'S DEGREE STUDENTS IN THE SUBJECT

«ORGANIZATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY IN PSYCHO-PEDAGOGICAL FIELD»

Аннотация. Представлен опыт организации и определения содержания самостоятельной работы магистрантов по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (магистерская программа «Психология и педагогика инклюзивного образования»).

Ключевые слова: магистрант; самостоятельная работа; профессиональная деятельность психолого-педагогического направления.

Сведения об авторе: Гамаюнова Антонина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы, кафедра специальной педагогики и медицинских основ дефектологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск.

Контактная информация: 430007,

E-mail: gamaenova@yandex.ru.

Abstract. The article presents the experience of organization and content of independent work of undergraduate master's degree students in the educational field of "Psychological and Pedagogical Education" (master's program "Psychology and Pedagogy of Inclusive Education").

Key words: undergraduate, independent work, professional activity in psycho-pedagogical field.

About the author: Gamayunova Antonina Nikolayevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment Department of Special Pedagogy and Medical Foundations of Defectology, Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevev; Saransk. . Саранск, ул. Студенческая, 11a.

В настоящее время система образования России проходит стадию реформирования, направлен-

ного на повышение качества образования, подготовку специалистов, способных быстро и эффективно

Работа выполнена в рамках проекта 2.1.2. Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования Программы стратегического развития МордГПИ на 2012—2016 гг.

© Гамаюнова А. Н., 2014

88

Специальное образование. 2014. № 4

решать поставленные обществом задачи, самостоятельно принимать ответственные решения в условиях быстро меняющегося мира [1; 2; 6; 7; 11]. Перед психолого-педагогической наукой стоит задача поиска новых, более эффективных путей самостоятельной работы обучающихся, формирования опыта самообразования как основы образования в течение всей жизни.

Анализ литературы, рассматривающей вопросы самостоятельной работы учащихся, студентов, позволяет заключить, что однозначного определения понятия «самостоятельная работа» нет; оно используется исследователями С. И. Архангельским, Л. К. Боровик, В. Граф, В. В. Давыдовым, М. Б. Дьяковой, Б. П. Есиповым, Л. В. Жаровой, Т. А. Ильиной, И. Я. Лернером, В. Я. Ляудисом, М. И. Махмутовым, П. И. Пидкасистым, В. М. Рогозин-ским, С. Д. Смирновым, М. Ф. Талызиной, А. В. Хуторским, Т. И. Шамо-вой и другими в разных значениях в зависимости от представленных аспектов: как самостоятельный поиск необходимой информации; средство развития способностей к самообразованию; средство организации познавательной деятельности обучающихся и управления ей; интеграционная деятельность, позволяющая студентам достигать профессиональной компетентности при партнерском участии преподавателя и др. Однако можно выделить общее, объединяющее все взгляды, — самостоятельность обучающихся, выполнение ими разных видов деятельности (учеб-

ной, исследовательской, научной) без прямой помощи педагога.

В многоуровневой подготовке педагогических кадров, согласно современной системе высшего профессионального образования России, магистратура является второй ступенью высшего образования. Она требует организации самостоятельной работы обучающихся на более высоком уровне, ориентированном на самообразование, самоорганизацию, самоконтроль; интенсификации и индивидуализации образовательного процесса в вузе, ориентации на научно-педагогическую и научно-исследовательскую деятельность; изменения позиций преподавателя по руководству познавательной деятельностью магистранта.

Проблема организации и содержания самостоятельной работы магистрантов только начинает разрабатываться. Из имеющихся работ отметим исследования Л. А. Байковой, Л. К. Боровик (Наумовой), Г. А. Бордовского, Е. Н. Глубоковой.

На основании анализа имеющейся литературы, собственных исследований мы определяем организацию самостоятельной работы магистрантов как создание условий по управлению деятельностью магистрантов, обеспечивающих овладение основной образовательной программой и достижение профессиональной компетентности на основе приобретенных знаний, сформированных умений и навыков, эмоционально-ценностных отношений и творческой деятельности. Рассматривая самостоятельную ра-

Специалыюе образование. 2014. № 4

89

боту и ее организацию в более широком смысле, Т. И. Татьянина [8] отмечает, что данный вид деятельности предназначен для формирования компетенции самостоятельной работы не только по конкретной дисциплине, а в любой области деятельности (учебной, научной, профессиональной) в части самостоятельного планирования, организации и конструктивного решения задач.

По мнению А. С. Косоговой и М. Б. Дьяковой [5], при компетент-ностном подходе к обучению бакалавров и магистрантов самостоятельная работа выполняет следующие функции:

- обучающую (получение знаний более высокого системного уровня);

- обучающую способам деятельности на основе обобщенной ориентировочной основы деятельности;

- обучающую творческой деятельности, позволяющей самостоятельно продуцировать новые виды деятельности;

- практико-ориентированную, создающую условия для переживания практического опыта в контексте формируемой компетентности;

- адаптационную, позволяющую рассматривать образование как фактор мобильной адаптации обучающегося к изменяющимся условиям профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом;

- саморегулируемую, основанную на сбалансированном соотношении содержательных, ценностных и практических аспектов профессионального образования.

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. В литературе чаще всего используют определение И. М. Чередова [10], который рассматривает организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности обучающихся. Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс. Организационные формы обучения одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью магистрантов: лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, научно-исследовательская работа, педагогическая практика и индивидуальная работа в процессе научно-исследовательской практики. Способ организации обучения — преимущественно активные формы и методы обучения.

Технология организации самостоятельной работы, как любая технология, состоит из определенной последовательности действий, ведущих в итоге к достижению ожидаемого результата. Эта последовательность действий состоит из постановки целей и задач, создания оптимальных условий достижения максимальной эффективности обозначенного процесса, определения содержания деятельности участников образовательного процесса, отбора адекватных методов и

90

Специальное образование. 2014. № 4

средств; контроля, оценки и корректировки результатов реализованной деятельности.

Целевой компонент дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» определен Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (магистерская программа «Психология и педагогика инклюзивного образования») и требует формирования у магистрантов профессиональных компетенций в области организации профессиональной психолого-педагогической деятельности

(ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-6), предполагающих знание сущности педагогической деятельности, ее структуры, форм организации в образовательном учреждении, умений организации междисциплинарных и межведомственных взаимодействий специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности, владение научно обоснованными методами и технологиями деятельности, способностью проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности и др.

Организация самостоятельной работы магистрантов по развитию их профессиональной компетентности будет успешной при учете ряда факторов:

- предшествующего уровня подготовки (умения работать с литературой, владения информационными технологиями, опыта командной

работы, знания основ педагогической деятельности и др.);

- наличия серьезной и устойчивой мотивации. Мотивирующими факторами данной учебной дисциплины являются достаточно большой вклад в подготовку к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности; учет склонностей студента, его способностей к разным видам деятельности; психологический настрой на важность и полезность выполняемой работы в плане профессиональной подготовки; интенсификация обучения, использование инновационных технологий, расширяющих знания об объекте, анализ его многосторонности, овладение новыми видами деятельности; участие в научно-исследовательской работе кафедры, овладение новыми умениями и навыками; использование мотивирующих факторов контроля знаний; поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности и т. д.;

- профессиональной направленности дисциплины.

Основные условия эффективности самостоятельной работы:

- интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, обеспечивающая их научно-практическую направленность;

- адекватность организационных форм и средств обучения предмета его содержанию;

- адекватность содержания и деятельности образовательным результатам (компетенциям);

- соответствующее информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов;

Специальное образование. 2014. № 4

91

- контроль и накопительная система оценивания результатов самостоятельной работы;

- изменение профессиональной роли преподавателя (с преподавателя-лектора на преподавателя-консультанта, партнера, координатора группы магистрантов) и др.

Основанием отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, определяющий набор компетенций, формируемых изучаемым курсом, источники самообразования (учебная и научная литература, информационно-методическое обеспечение), уровень познавательной деятельности магистрантов.

Проектирование самостоятельной работы проводится в рамках тематического планирования дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», в контексте форм организации занятий. Общее количество часов — 108, из них 6 часов отводится на лекции, 24 часа — на практические занятия, 78 часов — на самостоятельную работу магистранта.

Рассмотрим содержание узловых вопросов модулей программы.

Модуль 1. Методологические основы организации педагогической деятельности. 1. Сущность, особенности, структура, виды, функции и противоречия педагогической деятельности. 2. Общеметодологические принципы как основные аспекты организации образования. 3. Формы организации педагогического процесса в образовательной организации.

Модуль 2. Содержание и технологии организации педагогической деятельности. 1. Общие закономерности развития личности. 2. Готовность к педагогической деятельности. Сущность и структура профессиональной компетентности специалиста. 3. Методы педагогического исследования. Организация педагогического исследования. 4. Диагностические процедуры в процессе организации педагогической деятельности. 5. Педагогическое взаимодействие. Организация и управление общением, анализ результатов. 6. Технологии осуществления педагогического процесса. Особенности организации педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования.

Каждая изучаемая тема содержит задания для самостоятельной работы магистранта в вариантах: вопросы для группового обсуждения, индивидуальные задания обязательного характера и по выбору магистрантов, результаты выполнения которых учитываются при итоговом контроле; при этом действует принцип усложнения уровня предлагаемых заданий внутри курса (от работы с понятийным аппаратом, составления глоссария, знакомства с нормативными документами до проектов исследовательского характера).

Знаниевый компонент содержания отражает формирование таких аспектов профессиональной компетентности магистрантов, как методологические основы организации педагогической деятельности, формы организации педагоги-

92

Специальное образование. 2014. № 4

ческого процесса в образовательной организации, их связь с другими компонентами педагогической деятельности, развитие личности как психолого-педагогическая проблема, самообразование, самовоспитание в структуре формирования личности, технологии осуществления педагогического процесса и др.

Включение методов, активизирующих самостоятельную работу магистрантов, позволяет повысить ее результативность, полнее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса, развивать мотивацию на самостоятельное получение необходимых профессиональных знаний. Применялись такие методы, как метод опережения, проблемные методы, метод кейсов, игровые методы, метод эмоционально-личностного стимулирования и др.

С помощью метода опережения магистрантам предоставляется возможность ознакомиться с тезисами лекции, что позволяет более продуктивно работать в ходе ее проведения (организовать дискуссию, подготовить мини-доклады, эссе в форме результатов самостоятельного размышления над проблемой и др.) и формировать самостоятельность мышления.

Метод кейсов (обучение методом ситуации, прецедента) приближает магистрантов к условиям реальной производственной ситуации, позволяет научиться работать командой, быстро принимать решения в условиях ограниченного промежутка времени, развивает логическое мышление обучающих-

ся. Преподаватель играет роль супервизора и фасилитатора.

Ориентируясь на классификацию кейсов по форме и внутренней структуре, данную В. А. Козыревым [4], мы применяли кейс-иллюстрацию в качестве примера по изучаемой теме, кейс — практическую задачу, в ходе решения которой магистрант должен выполнить задание с проблемными вопросами и принять решение. Данный метод используется как на семинаре, так и во внеурочное время.

Приведем пример кейса-иллюстрации по теме «Педагогическое взаимодействие. Организация и управление общением». Кейс: конфликт между классным руководителем и родителем ребенка в оценке деятельности ученика подросткового возраста. Самостоятельная деятельность магистрантов: ориентируясь на тезисы лекции преподавателя по данной теме, изучить сущность педагогического общения, сущность интеракции и т. д. Выделить проблемные позиции сторон и спроектировать пути разрешения конфликта. На семинарском занятии на основе доказательной базы сделать вывод о путях разрешения конфликта — стратегиях компромисса и взаимодействия сторон.

Кейс — практическая задача применялся по теме «Технологии осуществления педагогического процесса». Кейс: рассмотреть психолого-педагогические характеристики детей класса педагогической поддержки (4 класс) одной из общеобразовательных школ, описан-

Специалыюе образование. 2014. № 4

93

ных в пособии А. Д. Гонеева [3]. Обозначить психолого-педагогические проблемы и предложить возможные способы их решения в отношении одного из учащихся.

Особенностью самостоятельной работы магистрантов является ее ориентация на научно-педагогическую и научно-исследовательскую деятельность. В изучаемом курсе мы включали задания по самостоятельному сбору материалов, разработке методических рекомендаций для учащихся, развитию умения ориентироваться в потоке научной информации по изучаемой проблеме, обоснованию проектируемой технологии, оформлению результатов исследования в различных формах.

Участие магистрантов в факультетском междисциплинарном семинаре «Методология научного исследования» способствовало формированию умений всестороннего системного исследования объектов, выделению в них существенных связей и отношений, более универсальных, чем в отдельно взятой дисциплине.

Осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение магистрантов: психолого-педагогическая диагностика и самодиагностика для определения потенциала личности студента, обсуждение плана изучения дисциплины, кредитно-моду-льная система оценки, согласование времени предоставления результатов выполнения заданий, консультирование в ходе выполнения текущих заданий, информационно-методическое обеспечение и др.

Диагностика является начальным этапом аналитической деятельности учителя и ученика. Диагностическая деятельность способствует овладению рядом умений: проводить комплексную диагностику развития ребенка (взрослого) — познавательной, мотиваци-онно-волевой сферы, уровня сформированное™ компонентов учебной деятельности, речевого, социального развития; правильно интерпретировать полученные данные с целью реализации программы психолого-педагогических мер. Обсуждение на семинарском занятии вопросов психолого-педагогического мониторинга, самостоятельная работа по формированию банка методик диагностики обучаемости, обу-ченности, воспитанности учащихся, разработка программы педагогического изучения ребенка, сопоставление особенностей педагогического и психологического изучения нормально развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями в развитии способствуют овладению современными технологиями организации сбора, обработки данных диагностики.

Обсуждение вопросов педагогического общения как формы взаимодействия субъектов образования, межличностных отношений как результата педагогического взаимодействия, предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций нашли отражение в содержании самостоятельной работы. Магистрантам предлагались такие задания, как разработка плана выступления на семинаре на тему «Культура

94

Специальное образование. 2014. № 4

общения педагога и ее формирование в высшей школе»; реферат «Коммуникативная деятельность в составе развивающей, дидактической, воспитательной, организационной и других видов деятельности педагога»; эссе об умении работать в команде специалистов на общий результат. Задание по выбору — разработка тематического плана факультатива для учащихся младших классов «Учимся общаться». Эти задания, на наш взгляд, в значительной степени способствуют формированию профессиональной коммуникативной компетенции.

Рефлексивный компонент связан с подведением итогов изучения учебной дисциплины, анализом и самоанализом умений самостоятельного проектирования, планирования, реализации различных форм педагогической деятельности, удовлетворенности проделанной работой, качеством помощи со стороны преподавателя и др.

Важное значение имеет систематическая обратная связь, выступающая в виде самоконтроля и контроля со стороны преподавателя (устное собеседование, тестовые задания, оценка работы с текстом, рефератов, эссе, проектной деятельности и др.). Итоговый контроль — экзамен. Проводилась проверка с позиций требований компетентностного подхода: знания, умения, владения методами, технологиями, средствами профессионально-педагогической деятельности. Магистрантам предлагались вопросы и задания в форме

педагогических задач, приближенных к реальной деятельности.

Рассмотрим содержание некоторых заданий итогового контроля.

1. Охарактеризовать педагогическое взаимодействие как базовую категорию педагогики.

2. Смоделировать программу диагностики познавательной сферы младших школьников, указать основное содержание изучения, предложить методы изучения в соответствии с содержанием, охарактеризовать технологии организации изучения ребенка.

3. Охарактеризовать деятельность психолога по изучению психологического климата в педагогическом коллективе образовательной организации, спроектировав одно из направлений (по выбору): а) технологии диагностики; б) пути разрешения возможных конфликтных ситуаций; в) тренинги общения; г) направления взаимодействия специалистов, педагогов, администрации в области формирования благоприятного микроклимата в образовательной организации.

4. Проанализировать данные городской ПМПК по обследованию детей с ОВЗ в 2010—2012 гг. (приводится таблица). Охарактеризовать возможные причины увеличения количества детей с ОВЗ в последнее десятилетие.

Результатом выполнения самостоятельной работы магистранта выступает профессиональная компетентность как интегральная характеристика, определяющая способность выпускника решать профессиональные проблемы и типич-

Специалыюе образование. 2014. № 4

95

ные профессиональные задачи, связанные с организацией деятельности психолого-педагогического направления.

Литература

1. Боровик, Л. К. Организация самостоятельной работы студентов в процессе подготовки будущих педагогов [Электронный ресурс] / Л. К. Боровик // Развитие педагогической науки в современной России: результаты исследований аспирантских школ : материалы интернет-конф. «Развитие педагогической науки в современной России: результаты исследований аспирантских школ», апр. 2013 г., г. Санкт-Петербург. — СПб., 2013. — Режим доступа: http://www.kpinfo.org/activities/ гс5сагс11/сопГсгспсс5/сопГсгспсс-1Шсгпс1-20 13 -арп1/80 -гагуШе -рес^о ¿рсЬевкх^о -оЬ га/оуашуа-\-ппгс/479-3 -25.

2. Гамаюнова, А. Н. Организация самостоятельной работы магистрантов по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / А. Н. Гамаюнова // Между нар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 5. — С. 193—194.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гонеев, А. Д. Основы коррекци-онной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Академия, 2010.—С. 69—74.

4. Козырев, В. А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем педагогическом образовании / В. А. Казырев. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 142 с.

5. Косогова, А. С. Особенности организации самостоятельной работы студентов вуза с позиций компетент-ностного подхода [Электронный ресурс] / А. С. Косогова, М. Б. Дьякова // Современные проблемы науки и обра-

зования. — 2012. — № 5. — Режим доступа: www.science-education.ru/105-7142.

6. Кутняк, С. В. Использование тренинга в обучении студентов коммуникативной компетентности как фактора успешного карьерного развития / С. В. Кутняк // Гуманитарные науки и образование. — 2011.— № 1. — С. 15—19.

7. Рябова, Н. В. Моделирование профессиональной деятельности педагога с высшим образованием / Н. В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. — 2012. — № 3 (11). — С. 54—59.

8. Татьянина, Т. В. Гуманитарные основания проектирования компетент-ностно-ориентированных заданий в системе самостоятельной работы будущего учителя / Т. В. Татьянина // Научно-методические основы проектирования гуманитарных технологий в образовании / под ред. В. В. Кадакина, Т. И. Шукшиной ; Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2009. — Гл. 18. — С. 285—296.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_1163 81/?&ате= 1 #р41.

10. Чередов, И. М. Формы учебной работы в средней школе : кн. для учителя / И. М. Чередов. — М. : Просвещение, 1988. — 157 с.

11. Шукшина, Т.П. Содержательные и процессуально технологические аспекты подготовки магистров в педагогическом вузе / Т. И. Шукшина, Т. В. Татьянина // Гуманитарные науки и образование. — 2013,— № 3 (15). — С. 52—59.

96

Специальное образование. 2014. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.