Научная статья на тему 'Практическая подготовка студентов в рамках сетевой магистерской программы'

Практическая подготовка студентов в рамках сетевой магистерской программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАМ-МА / СТУДЕНТ / STUDENT / СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / NETWORK FORM OF REALIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / NETWORK EDUCATIONAL PROGRAM / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / MASTER PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Юлия Валерьевна

Автором представлен опыт реализации магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования» в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского. Раскрыта специфика практической подготовки магистрантов по сетевой образовательной программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глузман Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическая подготовка студентов в рамках сетевой магистерской программы»

Н. Ю. Корнеева, Л. П. Алексеева // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международными участием / под ред. В. В. Садырина и др. -Челябинск, 2015. - С. 190-199.

3. Gertsog G. A., Danilova V. V., Savchen-kov A. V., Korneev D. N. Professional identity for successful adaptation of students - a participative approach // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. - 2017. -Vol. IX. - No 1. - P. 301-311.

4. Просвиркин В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 37 с.

5. Савченков А. В. Преемственность суза и вуза, как форма интеграции в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Тольятти: «Полиар Плюс». -2016. - Т. 5. - № 3(16). - С. 146-150.

6. Савченков А. В. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с реальным сектором экономики / А. В. Савченков, Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: изд-во ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». - 2016. - № 7. - С. 30-36.

7. Савченков А. В. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с реальным сектором экономики / А. В. Савченков, Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7. -С. 30-36.

8. Савченков А. В. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с предприятиями [Электронный ресурс] // СтройМного. - 2016. -№4 (5). - URL: http://stroymnogo.com/scien ce/economy/aktualnye-problemy-vzaimodeystviya-/.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consulta nt.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

10. Уварина Н. В. Сетевое взаимодействие вузов как инновация в современном образовании // Социально-экономическое раз-

витие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы: материалы I Международной научно-практической конференции (5-9 июля 2016 г.). - Калининград, 2016. - С. 202-207.

Ю.В. Глузман

УДК 378.147

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ СЕТЕВОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

азвитие системы образования в Российской Федерации ориентировано на взаимодействие и сотрудничество с предприятиями с целью привлечения работодателей к учебному процессу, открытия базовых кафедр, использования ресурсной базы, что, в свою очередь, позволяет вузам увеличить количество абитуриентов. В настоящее время все активнее используют ресурсные возможности вузов-партнеров в рамках сетевой формы обучения.

Нормативно-правовые документы по сетевой форме обучения регламентируют условия обучения, обязанности студентов, возможности вузов и др. Так, в методических рекомендациях (письмо Минобрнауки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»), выделены два основных варианта межвузовского сотрудничества, выраженного в реализации образовательных программ в сетевой форме, - вариант интеграции образо-

20/А'//

вательных программ и вариант использования ресурсов иных организаций. Согласно «Положения об организации сетевых образовательных программ в федеральных университетах» целью сетевой образовательной программы является обеспечение качественного высшего образования путем формирования сетевого взаимодействия за счет использования новых информационно-коммуникационных, педагогических технологий и объединения ресурсов федеральных университетов -участников сети. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования также указано, что реализация образовательной организацией программы магистратуры может осуществляться в сетевой форме [5].

Возможности и опыт реализации сетевых образовательных программ раскрыты в трудах таких ученых, как: Я. Я. Клементовичус, А. С. Ковалева, Е. Л. Кон, О. А. Кузакова, М. А. Лоскутова, Н. Н. Покровская, Н. В. Трифонова, В. И. Фрейман, А. А. Южаков. Специфика магистерских сетевых образовательных программ показана в работах О. В. Акуловой, Л. В. Горюновой, О. А. Козьгревой, Н. М. Федоровой, О. В. Харитоновой, Н. И. Чур-киной.

Цель статьи - раскрыть сущность сетевой формы реализации образовательных программ, описать специфику практической подготовки магистрантов в рамках сетевых образовательных программ Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Основополагающим документом в организации сетевой формы обучения является Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. В соответствии с пунктом 1 ст. 15 ФЗ «Об образовании в РФ» сетевая образовательная программа - это образовательная программа, создаваемая и реализуемая с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, в том числе иностранных (при необходимости иных организаций, например, научных), обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующим образовательным стандартом [6].

Сетевая форма реализации образовательной программы может осуществляться в формах:

- совместной деятельности образовательных организаций, направленной на обеспечение возможности освоения обучающимися основной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры и спорта, иных организаций;

- зачета образовательной организацией, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимися в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях, участвующих в сетевом взаимодействии.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между образовательными организациями. В случае реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими образовательными организациями, образовательные организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы [6].

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения [6].

Для реализации образовательной деятельности по сетевой форме обучения вузы-партнеры могут использовать следующие виды ресурсов:

- методические (информационные) в виде учебников, учебных пособий, электронных образовательных ресурсов, указаний, справочных материалов;

- кадровые, например, организация проведения курса лекций ведущим профессором, цикла лабораторных работ - ведущим преподавателем, научно-технического семинара -научным сотрудником в очной (онлайн) или заочной (оффлайн) форме взаимодействия. Возможно «двойное руководство» выпускной квалификационной работой, т.е. исследование проводиться на базе вузов-партнеров под руководством ведущих преподавателей обеих университетов;

- материально-технические, например, предоставление имеющейся в одном вузе лабораторной базы для проведения занятий для студентов других вузов, презентационной техники для организации семинаров и т. п.;

- программные, через распространение программных продуктов, инструментальных сред, систем тестирования и т.п. [1].

Основными формами реализации сетевого взаимодействия являются:

1. Формирование единой поддерживающей инфраструктуры (ресурсные центры, бизнес-инкубаторы, совместные базы прак-

тик, базовые кафедры, малые инновационные предприятия).

2. Создание общих сервисов (профориентация, набор студентов, трудоустройство, отслеживание карьеры выпускников, повышение квалификации педагогический и управленческих кадров, базы данных по региональным рынкам труда, информационный портал, единая библиотечная система, коллективно используемые спортивные сооружения, медицинские учреждения и прочие).

3. Программы академической мобильности студентов и преподавателей.

4. Совместные международные образовательные программы, включая программы двух и трех дипломов [4].

В настоящее время часто возникают сложности при реализации образовательных программ, вызванные непониманием сущности сетевой формы реализации образовательных программ. С целью недопущения ошибок при реализации сетевых программ в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского разработан и утвержден «Порядок инициирования, проектирования и реализации сетевых образовательных программ в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (2015). В консорциуме «Клуб десяти» используется «Положение об организации сетевых образовательных программ в федеральных университетах».

Как показал анализ магистерских программ в сфере инклюзивного образования, в сетевом формате в Южном федеральном университете была реализована магистерская программа 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования», совместно с Северокавказским федеральным университетом. При реализации данной образовательной программы магистерской подготовки разработчиками предусматривались разные виды практики: научно-исследовательская, педагогическая, преддипломная.

Так, целью научно-исследовательской практики является освоение магистрантами

20/А'//

методики научно-исследовательской работы, сбора, анализа и обобщения исследовательского материала, разработки оригинальных научных предложений и идей для подготовки магистерской диссертации, получение навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности, практического участия в научной работе коллектива исследователей [2].

Педагогическая практика ориентирована на подготовку магистрантов к осуществлению образовательного процесса в образовательных организациях различного типа - общеобразовательных школах (профильные классы), специализированных школах, гимназиях, лицеях, средних специальных и высших (педагогических) учебных заведениях, реализующих инклюзивную практику; овладение научно-методическим содержанием преподавательской деятельности и методами проектирования педагогического процесса в условиях инклюзивного образования; формирование индивидуальной профессионально-педагогической концепции во взаимодействии с обучающимися.

Содержанием научно-педагогической практики стало становление профессиональной компетентности педагога в сфере инклюзивного образования, освоение магистрантами основ профессионально-педагогической деятельности в инновационных образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику, что подразумевает активное включение магистрантов в учебный процесс структурных подразделений Южного федерального университета, участие в разработке учебно-методических и научно-методических материалов для совершенствования образовательного процесса с учетом профиля подготовки [2].

В Южном федеральном университете реализуется еще одна магистерская программа в сфере инклюзивного образования 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Педагогика инклюзивного образования». Целью практической подготовки обучающихся в контексте указанной магистерской программы является контекстуализация профессиональных компетентностей, полученных обучающимся в реально действующей социокультурной практике современного образо-

вания; применение сформированных компетенций педагогической и исследовательской деятельности в процессе проведения учебных занятий и собственного исследования в пространстве образовательных организаций различного типа, вида и образовательного уровня, в том числе реализующих инклюзивную практику, а также для последующего проектирования изменений в контексте деятельности инклюзивной образовательной организации. Руководитель данной основной профессиональной образовательной программы Л. В. Горюнова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Южного федерального университета.

Некоторые исследователи предлагают вводить сетевые учебные модули. Так, О. А. Козырева разработала сетевой модуль «Инклюзивное образование» для магистерских программ педагогического профиля [3].

В Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского в течение нескольких лет в сетевой форме реализуются две магистерские программы по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Первая программа направленности «Практическая психология образования» организована совместно с двумя вузами: Северокавказским федеральным университетом (г. Ставрополь) и Южным федеральным университетом (г. Ростов-на-Дону).

Вторая магистерская программа направленности «Психология и педагогика инклюзивного образования» реализуется совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом. Обучение по программе организовано по модульному принципу и направлено на освоение компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 44.04.02 Психолого-педагогическое образование и с учетом Профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования).

Данная магистерская программа является актуальной и востребованной, в первую очередь, в связи с введением в 2016 году Феде-

рального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью. Во-вторых, согласно профессионального стандарта 2015 года, уровень квалификации педагога-психолога должен быть не ниже специалиста, магистра, что обосновывает необходимость получения новых знаний в соответствии с требуемым уровнем образования.

Особенностью магистерской программы является подготовка профессиональных кадров нового формата, владеющих системными научными знаниями по проблемам инклюзивного образования, умеющих корректно применять их на практике, способных к разработке новых программ и технологий инклюзивного образования, руководствующихся гуманистическими представлениями о работе с детьми с ОВЗ и их семьями.

Согласно нового ФГОС 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, (Приказ Мин-обрнауки РФ №127 от 22.02.2018 года) областями профессиональной деятельности и сферами профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу магистратуры, могут осуществлять профессиональную деятельность, являются:

- образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований);

- социальное обслуживание (в сфере социального обслуживания и социального обеспечения) [5].

В новом ФГОС ВО в объем программы магистратуры в блок «Практика» входит не менее 40 зачетных единиц. Предлагаются следующие типы учебной и производственной практики. Учебная - ознакомительная, технологическая (проектно-технологическая) и научно-исследовательская работа. Производственная - педагогическая, технологическая (про-ектно-технологическая) и научно-исследовательская работа.

Базами указанных выше видов практик со стороны Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского являются: обще-

образовательные организации всех уровней, организации дополнительного образования, специальные (коррекционные) школы, ГБУ РК «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Ялты», Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, МБОУ «Ялтинская специальная (коррекционная) школа», ГБОУ РК «Симферопольская специальная школа-интернат № 2», Региональный центр высшего образования инвалидов, Ассоциация инвалидов и общественных организаций инвалидов Республики Крым, Крымское отделение Всероссийского общества инвалидов, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управления образования г. Ялты и г. Симферополя.

В рамках академических модулей по сетевой магистратуре Московским государственным психолого-педагогическим университетом предлагаются следующие базы прохождения практик: Центр психолого-педагогических технологий Института проблем инклюзивного образования, Научно-методический центр (до 20.10.2016 г. Ресурсный центр по развитию инклюзивного образования) Московского государственного психолого-педагогического университета, образовательные учреждения г. Москвы.

Спецификой практической подготовки обучающихся в рамках сетевой магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования» в Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского является:

- приобретение навыков работы на современном специализированном оборудовании с использованием ассистивных технологий;

- формирование умений разработки адаптированных образовательных программ (АОП);

- использование адаптивных методов и приемов психолого-педагогической деятельности в условиях инклюзивной практики;

- проведение научно-исследовательской работы по разработке индивидуальных обра-

зовательных, коррекционных программ для детей с ОВЗ;

- активное использование инновационных технологий и проектной деятельности в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с инвалидностью и ОВЗ;

- получение знаний о специфике сопровождения детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, расстройствами аутистиче-ского спектра;

- прохождение практики в Ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.

Таким образом, практическая подготовка магистров по сетевым образовательным программам позволяет сформировать практические компетенции обучающихся, используя ресурсные возможности вузов-партнеров, а также многолетний опыт ведущих ученых и специалистов университетов. Все это позволяет транслировать имеющиеся научные и методические разработки в сфере инклюзивного образования на весь Южный федеральный округ и другие регионы Российской Федерации.

АННОТАЦИЯ

Автором представлен опыт реализации магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования» в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского. Раскрыта специфика практической подготовки магистрантов по сетевой образовательной программе.

Ключевые слова: магистерская программа, студент, сетевая форма реализации образовательных программ, сетевое взаимодействие; сетевая образовательная программа, университет, высшее образование.

SUMMARY

The author presents the experience of the implementation of the master's program «Psychology and pedagogy of inclusive education» at the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. The specifics of practical training of undergraduates in the networked educational program are revealed.

Key words: master program, student, the network form of realization of educational programs, networking; network educational program, university, higher education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Генезис, тенденции и проблемы развития сетевых образовательных программ / Я. Я. Клементовичус, Н. В. Трифонова, Н. Н. Покровская, А. С. Ковалева, О. А. Кузакова; под ред. Н. В. Трифоновой, Н. Н. Покровской. -СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. - 163 с.

2. Горюнова Л. В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования» [Электронный ресурс] // Концепт. - 2015. - № 8. URL: https://cyberleni nka.ru/article/n/organizatsiya-prakticheskoy-pod gotovki-obuchayuschihsya-po-magisterskoy-pr-ogramme-pedagogika-inklyuzivnogo-obrazova-niya.

3. Козырева О. А. Сетевой модуль «инклюзивное образование» для магистерских программ педагогического профиля // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 55-5. - С. 115-125.

4. Лоскутова М. А. Некоторые аспекты методологии управления сетевыми формами реализации основных образовательных программ // Современное общество и экономика: анализ состояния и перспективы развития в условиях экономической турбулентности / Под общ. ред. В. В. Бондаренко. - Пенза, 2015. - С. 466-473.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №127 от 22.02.2018 года. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/Mag/440402_M_3_14032108.pdf.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.