Научная статья на тему 'Этапы становления инклюзивного образования в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского: опыт и перспективы'

Этапы становления инклюзивного образования в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского: опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / СТУДЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / STUDENTS WITH DISABILITIES / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богинская Юлия Валерьевна

Автором выделены этапы становления инклюзивного образования студентов с инвалидностью в Крымском федеральном университете. Раскрыты задачи и содержание социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богинская Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of Formation of Inclusive Education in V. I. Vernadsky Crimean Federal University: Experience and Prospects

The author identifies the stages of development of inclusive education of students with disabilities in the Crimean Federal 22 University. The objectives and content of social and pedagogical support of students with disabilities in the process of obtaining higher education are disclosed.

Текст научной работы на тему «Этапы становления инклюзивного образования в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского: опыт и перспективы»

9. Романов М. Р. Реабилитация инвалидов. - М.: Вагриус, 2000. - 175 с.

10. Саркисян Л. А. Здоровье как проблема организации высшего образования инвалидов / Л. А. Саркисян, Т. Х. Латышева, Э. К. Белозеров и др. // Мир психологии. -2000. -№ 1 (21) - С. 43-56.

11. Саркисян Л. А. Лечебная педагогика / Л. А. Саркисян, Т. Х. Латышева, Э. К. Белозе-ров и др. - М.: МИИ, 2000. - 165 с.

12. Холл Дж. Студенты-инвалиды и высшее образование / Дж. Холл, Т. Тинклин // Журнал исследований социальной политики. -2004. - Т. 2. - № 1. - С. 115-126.

Ю. В. Богинская

УДК 376.2

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В КРЫМСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО:

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

сегодня социальная и образовательная политика России выстраивается на основе реализации принципа равенства прав и гарантий всех граждан государства, в том числе и лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Значимой в данном контексте является реализация Федеральных целевых программ: «Доступная среда - 2011-2020 гг.» и «Развитие образования -2016-2020 гг.». Мероприятия данных про-

грамм направлены на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни; обеспечение условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; переподготовку или повышение квалификации педагогических работников по вопросам образования обучающихся с инвалидностью; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству.

Ведущие ученые и специалисты Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (Богинская Ю. В. [1;2], Брун-нер Е. Ю. [4], Глузман А. В. [3], Костин Н. Ф., Некрут Т. В., Рокотянская Л. О. [6], Шувалова И. Н. [4], Щеколодкин В. Ф. [5], Ярая Т. А. [6] и др.) более 15 лет активно развивают инклюзивное образование молодежи с инвалидностью и создают доступное образовательное пространство в университете. Многолетний практический опыт и теоретико-методические разработки в сфере социально-педагогической поддержки и обучения студентов с ОВЗ позволяют выделить этапы развития высшего инклюзивного образования, а также направления сопровождения студентов указанной категории.

Цель статьи - раскрыть основные этапы становления системы инклюзивного образования в Крымском федеральном университете, описать специфику деятельности Регионального центра высшего образования инвалидов.

Развитие системы обучения студентов с инвалидностью в Крымском регионе получило свое начало в стенах Крымского государственного гуманитарного института (г. Ялта), в дальнейшем ставшим Крымским гуманитарным университетом. В настоящее время университет вошел в состав Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского как Гуманитарно-педагогическая

20/7/2

академия. Сегодня в университете обучается 273 студента с инвалидностью, имеющие различные нозологии.

Многолетний практический опыт работы с детьми и молодежью с инвалидностью позволил выделить пять этапов развития инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского: мониторинговый, организационный, деятельно-стный, координационный и реновационный.

Основной целью первого, мониторингового, этапа (2001-2002 гг.) являлось изучение и анализ возможностей системы высшего образования в обучении детей и молодежи с инвалидностью.

Данный этап включал выполнение следующих задач:

- анализ отечественного и зарубежного нормативно-правового обеспечения прав и гарантий лиц с инвалидностью в сфере высшего образования;

- проведение мониторинга доступности и безбарьерности высших учебных заведений для студентов с ограниченными возможностями здоровья;

- выявление проблем, связанных с обучением инвалидов;

- определение возможностей общественности, местной и государственной власти в реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья на доступное образование.

Активное внедрение инклюзивного образования в университете было начато с 2001 года. В данный период Правительством Республики Крым была поддержана идея создания Специализированного факультета для студентов с инвалидностью и нормативно закреплена постановлением. Тогда же проведены подготовительные работы по поиску помещения.

Главной целью второго, организационного, этапа (2003-2007 гг.) развития системы социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья являлось создание Специализирован-

ного факультета для студентов с инвалидностью как структурного подразделения Крымского государственного гуманитарного института.

Данный этап включал выполнение следующих задач:

- разработку методологии социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья (идеи, цели, задачи, принципы, методы, технологии обучения и социализации);

- планирование и организацию деятельности специализированного факультета, подготовку преподавателей и сотрудников, работающих со студентами с особыми образовательными потребностями;

- организацию совместных мероприятий с благотворительными организациями, санаторно-курортными и медицинскими учреждениями по обеспечению реабилитации и социализации лиц с инвалидностью;

- определение средств и возможностей материально-технического обеспечения доступной образовательной и социальной среды специализированного факультета.

В 2003 г. на базе научно-исследовательского института имени И. М. Сеченова университетом был создан Специализированный факультет для обучения студентов 1-Ш групп инвалидности, имеющих нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и психосоматические заболевания. На первый курс было принято 15 студентов с инвалидностью с разных регионов Крыма.

За годы работы специализированного факультета была разработана и апробирована инновационная модель и технологии интегрированного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, также обоснована необходимость создания системы комплексной поддержки молодежи с ОВЗ.

Целью третьего, деятельностного, этапа (2008-2010 гг.) была разработка и внедрение инновационных методик и технологий социально-педагогической поддержки студентов с особыми потребностями в контексте перехода к инклюзивному образованию.

На этом этапе решались следующие задачи:

- организация работы специального учебно-реабилитационного подразделения для адаптации и социально-педагогической поддержки студентов с особыми образовательными потребностями к условиям обучения в вузе;

- разработка учебно-методического сопровождения педагогического процесса и адаптация учебных материалов с учетом но-зологий студентов;

- разработка и реализация методик и технологий социально-педагогического сопровождения, форм и методов интегрированного обучения студентов-инвалидов;

- разработка и внедрение спецкурсов и семинаров для студентов с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям: «образовательная реабилитация», «психологическая реабилитация», «социальная реабилитация», «медицинская реабилитация», подготовка методических рекомендаций и разработок.

На данном этапе в 2008 г. в рамках реализации европейского проекта Темпус Тасис был открыт Региональный центр высшего образования инвалидов.

Основная цель деятельности Центра -организация системы комплексного сопровождения, обеспечивающей доступность и ин-клюзивность высшего образования для молодежи с инвалидностью.

Направления деятельности Центра:

1. Организационная работа по обеспечению доступности и безбарьерности.

2. Научно-исследовательская работа.

3. Научно-методическая работа с преподавателями.

4. Учебно-воспитательная работа со студентами-инвалидами.

5. Психокоррекционная и медико-реабилитационная работа со студентами-инвалидами.

6. Информационно-консультативная работа с родителями студентов-инвалидов, педагогическими работниками и общественностью.

В штат сотрудников центра на тот период входили: руководитель, заместитель руководителя, практический психолог, специалист

по социальной работе, врач-терапевт, врач-реабилитолог, медсестра, секретарь. В настоящее время штат несколько изменен: выведены медицинский персонал, и набраны научные сотрудники.

Важно отметить, что сотрудники Регионального центра высшего образования инвалидов имеют 38 патентов на изобретения по методам оздоровления и реабилитации детей и молодежи.

На базе университета было организовано и проведено 15 международных и региональных научно-практических конференций, семинаров-тренингов по социальной и коррек-ционной педагогике, реабилитологии, социальной психологии.

По данному направлению издано 3 монографии, 12 учебно-методических пособий, 23 методических рекомендации, 210 научных статей.

Научные и методические разработки сотрудников центра получили 3 золотые медали на международных выставках по инклюзивному образованию (2011-2013 гг.).

Существенным вкладом в развитие инклюзивного обучения в университете является разработка и реализация 7 международных программ и проектов. За средства этих проектов приобретено специализированное оборудование (тренажеры, компьютеры, копировально-множительная техника, электронные учебники, специализированные компьютерные программы) и улучшены условия обучения и проживания студентов-инвалидов (оборудована специализированная кухня, учебные аудитории и жилые комнаты).

В рамках проектов и грантов сотрудники центра и университета прошли стажировки за рубежом (США, Италии, Латвии, Бельгии, Испании, Чехия, Польша).

Университет принимал активное участие во Всеукраинском эксперименте по организации интегрированного обучения лиц с особыми образовательными потребностями в вузах и был определен Министерством образования Украины как ведущий университет в Крымском регионе по инклюзивному обучению (2008-2013 гг.).

20/7/2

Собственный опыт актуализировал необходимость его трансформации на другие уровни образования для создания непрерывного инклюзивного образования, что и стало целью следующего этапа.

На четвертом, координационном, этапе (2011-2013 гг.) главной целью являлось создание региональной модели системы социально-педагогической поддержки детей и молодежи с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде на территории Большой Ялты.

Данный этап был направлен на решение следующих задач:

- разработку, реализацию Концепции и программы инклюзивного образования в Большой Ялте, а также создание и внедрение региональной модели непрерывного обучения ребенка с особыми потребностями с учетом доступности образовательной и социальной среды;

- организацию деятельности Ресурсного сектора по сопровождению инклюзивного образования детей школьного возраста в структуре Регионального центра высшего образования инвалидов для обеспечения преемственности инклюзивной образовательной среды «дошкольное учреждение - школа -вуз»;

- обобщение и распространение опыта социально-педагогической поддержки студентов с особыми потребностями в Крымском гуманитарном университете в ходе проведения научно-практических конференций и семинаров;

- проведение итогового мониторинга качества обеспечения социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности в процессе обучения в вузе.

В ходе решения задач вышеназванного этапа был проведен мониторинг, а также создан Ресурсный сектор по сопровождению инклюзивного образования детей школьного возраста. Указанные мероприятия выполнялись в рамках европейского проекта МАТРА КАП Посольства Нидерландов «Право детей с инвалидностью на доступное среднее образование».

Для пятого, реновационного, этапа (с 2014 г. по настоящее время) главной целью является трансформация и модернизация крымской региональной системы обучения и социально-педагогической поддержки студентов с инвалидностью и ОВЗ с учетом требований российского законодательного поля.

Данный этап включает решение ряда задач:

- разработку локальных нормативных актов в Крымском федеральном университете им. В. И. Вернадского с учетом требований Федеральных нормативных актов по инклюзивному образованию;

- создание для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ доступной и безбарьерной среды в университете;

- разработку и внедрение инновационных проектов и программ, направленных на адаптацию и реабилитацию молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

- проведение научных исследований в сфере инклюзивного образования, клинической психологии, реабилитологии;

- развитие сетевых форм обучения, взаимодействия и академической мобильности обучающихся;

- реализацию дистанционных курсов и программ открытого онлайн-образования.

- разработку и проведение программ повышения квалификации специалистов, работающих со студентами, имеющими инвалидность.

Реновационный этап включает трансформацию и адаптацию инновационных методик и технологий обучения и сопровождения студентов с инвалидностью, разработанных и апробированных в украинском образовательном пространстве, в условиях вхождения Крыма в российское законодательное поле.

Доступная инклюзивная образовательная среда университета выстраивается в соответствии с Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки

России 26.12.2013 г.); методическими рекомендациями об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 г.); Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309); Постановлением Правительства Российской Федерации №1297 от 01.12.2015 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг.» и др.

В процессе реновации, с 2014 г. в университете проведен ряд мероприятий, направленных на создание доступной образовательной среды: реализованы программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Крыма и др. регионов Российской Федерации (около 300 преподавателей из 19 субъектов РФ); создана специализированная образовательная среда для студентов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата (7 специализированных кабинетов с ассистивным оборудованием, 35 адаптированных интерактивных электронных учебных курсов). Кроме того, разработаны и изданы более 40 учебно-методических материалов, руководство по составлению адаптированной основной образовательной программы. В настоящее время реализуется магистерская программа 44.04.02 Психология и педагогика инклюзивного образования, в том числе в сетевой форме. Ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция «Социально-педагогическая поддержка детей и молодежи с инвалидностью: теория и практика».

Подтверждением успешного вхождения в российское образовательное поле в сфере инклюзивного образования стало подписание государственного контракта с Министерством образования и науки РФ на выполнение проекта «Разработка и внедрение модели

обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата».

В настоящее время немаловажным является возможность трудоустройства студентов с инвалидностью. Региональный центр содействия трудоустройству и развития карьеры студентов и выпускников Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского активно помогает выпускникам с инвалидностью.

Перспективными направлениями в сфере развития инклюзивного образования в университете являются: создание Регионального учебно-методического центра по обучению и сопровождению лиц с инвалидностью как инновационного учебно-реабилитационного комплекса; развитие академической мобильности студентов с инвалидностью из разных регионов Российской Федерации; создание сетевого портала по взаимодействию с федеральными университетами в сфере инклюзивного образования.

Таким образом, накопленный многолетний опыт ведущих ученых и специалистов университета позволяет транслировать имеющиеся научные и методические разработки, а также опыт вузов-лидеров в сфере инклюзивного образования на весь Южный федеральный округ и другие регионы Российской Федерации.

АННОТАЦИЯ

Автором выделены этапы становления инклюзивного образования студентов с инвалидностью в Крымском федеральном университете. Раскрыты задачи и содержание социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения высшего образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты с инвалидностью, социально-педагогическая поддержка, университет, высшее образование.

SUMMARY

The author identifies the stages of development of inclusive education of students with disabilities in the Crimean Federal

20/7/2

University. The objectives and content of social and pedagogical support of students with disabilities in the process of obtaining higher education are disclosed.

Key words: inclusive education, students with disabilities, social and pedagogical support, University, higher education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Boginskaya Y. Resource Provision by the Regional Higher Education Centre for the Disabled at the Crimean University of Humanities // Sbornik prispevku z konference XV. mezinarodni konference k problematice osob se specifi ckymi potrebami «Interdisciplinarni poh-ledy na jinakost», 11—12 brezna 2014 v Olo-mouci. - Olomouc: Univerzita Palackeho v Olomouci, 2014. - р. 28-35

2. Богинская Ю. В. Сопровождение инклюзивного обучения студентов с инвалидностью в вузах Автономной республики Крым: состояние и перспективы // Тенденци розвит-ку вищо' освгги в Укршт: европейський вектор. Матерiали мiжнародноi науково-прак-тично' конференцii' (Ялта, 10-12 березня 2011 р.). - Ялта: РВНЗ КГУ, 2011. - Ч. 2. -С. 33-36.

3. Глузман О. В. Вiримо в людину: з до-свiду соцiалiзацii та ттеграци людей iз особ-ливими потребами до сучасного украш-ського сусшльства методами вищо' освiти // ГумаМтарш науки. - 2009. - № 2. - С. 4-6.

4. Шувалова И. Н., Бруннер Е.Ю. Особенности психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - Вып. 50. -Ч. 1. - С. 210-216.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Щеколодкин В. Ф. Концептуально-теоретические основы создания модели «Региональный центр высшего образования инвалидов» // Проблеми сучасно' педагопчно' освии: зб. ст. - Ялта: РИО КГУ, 2008. -Вып. 19. - Ч. 2. - С. 154-159.

6. Ярая Т. А., Рокотянская Л. О. Результаты мониторинга потребностей студентов с инвалидностью и ограниченными возможно-

стями здоровья в процессе получения профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2016. - Т. 4. -№ 3. -С. 14-19.

В. В. Мануйлова

УДК: 377

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

менения, происходящие в социально-экономической сфере, отражаются на системе профессионального образования. Разработаны и внедрены стандарты нового поколения и Закон «Об образовании в Российской Федерации». Целью среднего профессионального образования, очевидно, становится подготовка компетентного и мобильного выпускника, отвечающего по качественным показателям требованиям потребителей образовательных услуг. С учетом преобразований в стране и за рубежом законодательно устанавливается преемственность и система непрерывного профессионального образования. Утверждается новый классификатор специальностей, выдвигаются новые требования к формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Цель статьи - раскрыть вариативные модели административной и функциональной структуры базовой профессиональной образовательной организации, реализующей инклюзивное среднее профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.