Научная статья на тему 'Медико-оздоровительное сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья и принципы организации образовательно-реабилитационной системы'

Медико-оздоровительное сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья и принципы организации образовательно-реабилитационной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КАБИНЕТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / MEDICAL AND RECOVERY SUPPORT OF STUDENTS / EDUCATIONAL AND REHABILITATION SYSTEM / CABINET OF A HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шувалова Ирина Николаевна, Костин Николай Фёдорович

Медико-оздоровительное сопровождение направлено на сохранение, укрепление и восстановление здоровья студентов с ограниченными возможностями, а также условно здоровых студентов. Показано, что сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются медико-психологические педагогические условия для успешного обучения и развития каждого студента. Рассмотрены основополагающие направления и принципы по созданию образовательно-реабилитационной среды в образовательном учреждении. Предложены модель консультативно-оздоровительного, методического кабинета здорового образа жизни, а также рекомендации по информированию и консультированию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шувалова Ирина Николаевна, Костин Николай Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical and Health Support for Students with Disabilities and the Principles of Organizing Educational and Rehabilitation System

Medical and recovery support is aimed at preserving, strengthening and restoring the health of disabled students, as well as of conditionally healthy students. It is shown that support is a holistic, system-organized activity, in the process of that medical psychological and pedagogical conditions are created for the successful learning and development of each student. The basic directions and principles are considered for creating an educational and rehabilitation environment in an educational institution. There is suggested the model of a consultative-improving, methodical cabinet of a healthy lifestyle, as well as recommendations for informing and advising students.

Текст научной работы на тему «Медико-оздоровительное сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья и принципы организации образовательно-реабилитационной системы»

20/7/2

И. Н. Шувалова, Н. Ф. Костин

УДК 371.711-056.26

МЕДИКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ

СТУДЕНТОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ И ПРИНЦИПЫ

ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-

РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ

СИСТЕМЫ

• России отмечается увеличение числа инвалидов, заметное ухудшение психосоматического здоровья школьников, лиц призывного возраста и студентов. В связи с этим актуальным является внедрение так называемой «лечебной педагогики» с целью сохранения здоровья, интеллекта и работоспособности молодого поколения нации - школьников и студентов, которым предстоит жить и работать в XXI веке.

Начиная с 1960-х гг., ряд центральных вузов принимает инвалидов на групповое и индивидуальное обучение (Институт культуры, Мухинское высшее училище, Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, Ленинградский государственный университет, Ленинградский политехнический институт), расширяется количество специальностей [8].

Впервые на проблему, связанную с очным образованием студентов-инвалидов в вузах как с врожденной, так и с приобретенной инвалидностью обратил внимание Л. А. Саркисян в 1988 г. в связи с созданием Московского института-интерната для инвалидов (МИИ). Суть авторской педагогической модели образования «Лечебная педагогика» состоит в том, что учебный блок обучающихся-инвалидов, многие из которых, наряду с

основной патологиеи, страдают психосоматическими заболеваниями, поддерживается дополнительным автономным лечебным блоком, составные части которого - медицинская, оздоровительная, психологическая и логопедическая реабилитация [10; 11].

Учитель и врач-психотерапевт А. А. Дубровский, создавший методический кабинет лечебной педагогики в городе-курорте Анапе, писал о том, что лечебную педагогику следует рассматривать как «специальную отрасль педагогики и медицины, объединяющую и разрабатывающую специфические закономерности, содержание, формы и методы медико-педагогических реабилитационных воздействий, направленных на оптимизацию процессов оздоровления, обучения и воспитания подрастающего поколения» [4, с. 26]. Так, на факультете для инвалидов по слуху МГТУ им. Н.Э. Баумана создано медико-реабилитационное отделение, в Центре реабилитации и адаптации молодежи с нарушением двигательных функций (больных сколиозом) Красноярского государственного торгово-экономического института создан оздоровительно-лечебный комплекс. Перед лечебной педагогикой стоят педагогические проблемы здоровья и медицинские задачи в педагогике [10].

Медико-оздоровительное сопровождение -оказание помощи обучающимся в области коррекции соматического и психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения обучающихся с отклонениями в психическом и физическом развитии. Сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются медико-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого студента [3; 5]. Медико-оздоровительное сопровождение направлено на сохранение, укрепление и восстановление здоровья как у студентов с ограниченными возможностями, так и у студентов без ограниченных возможностей. По оценкам специалистов, в настоящее время до 90% абитуриентов, поступающих на пер-

вый курс, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Проблемы расстройства физического и нервно-психического здоровья клинически здоровой молодежи соответствуют в своих основных негативных тенденциях типичной картине медико-психологической основы образования студентов с ограниченными возможностями, что дает основание для использования системы медико-оздоровительного обеспечения высшего образования применительно к клинически здоровым студентам.

Обучаясь в вузе, студент-инвалид имеет возможность, порой единственную, реализовать себя как полноценную для окружающих людей личность [12]. Инвалид, поступая в вуз, ожидает, что параллельно с учебой он будет иметь возможность заниматься собственной физической и медицинской реабилитацией, позволяющей ему надеяться на успешный исход. В какой бы степени компенсации и релаксации ни находилась болезнь студента, инвалид - больной человек, и процесс его лечения, как и образования, должен быть непрерывным. Медико-оздоровительные и психотерапевтические мероприятия являются той фундаментальной базой, на которой основано самообучение инвалидов [2]. В связи с этим процесс обучения обязательно должен сопровождаться комплексной (медицинской, оздоровительной, психологической и логопедической) поддержкой здоровья и мерами оптимизации работоспособности студентов. Педагогические технологии и медико-оздоровительные мероприятия должны смыкаться в одну целостную систему. Узлы смыкания педагогических и медико-оздоровительных мероприятий настолько многочисленны, что они требуют отдельного анализа и экспериментального подтверждения.

Основополагающими направлениями по созданию образовательно-реабилитационной среды в образовательном учреждении являются:

- формирование образовательных технологий - организационных, структурно-функциональных, учебно-методических, педагогических по отдельным профильным специальностям;

20/7/2

- коррекционно- и архитектурно-планировочное и техническое обустройство образовательно-реабилитационной среды, включая формирование безбарьерной окружающей среды, обеспечение учащихся индивидуальными, групповыми и аудиторными вспомогательными техническими средствами, приспособлениями, способствующими компенсации имеющихся у них патологий здоровья;

- медицинская и социальная реабилитация, предполагающая создание условий для реализации индивидуальной программы реабилитации, своевременной медико-социальной экспертизы, психологическую поддержку, социально-правовое консультирование, решение сопутствующих образовательному процессу социально-бытовых и социокультурных вопросов.

Образовательно-реабилитационная среда не является неким застывшим пространством [7; 9]. Основными принципами образовательно-реабилитационной системы являются вариативное по форме, интегрированное, непрерывное, разноуровневое, профессиональное образование, комплексное реабилитационное сопровождение учебного процесса.

Система позволяет выполнять индивидуальную программу реабилитации студентов в течение всего периода обучения в условиях образовательного учреждения общего типа за счет проведения реабилитационных мероприятий, содержание и перечень которых зависят от формы и плана обучения. При этом в рамках системы интеграция является не только целью, но и инструментом реабилитации [9]. Важнейшим преимуществом такой системы является ее гибкость, что позволяет применять ту или иную форму организации учебного процесса в зависимости от медицинских, психофизиологических и других показателей, а также от возможностей конкретных учебных заведений принимать участие в образовательных программах для студентов-инвалидов.

Медико-оздоровительное сопровождение предусматривает решение проблем, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей инвалидов,

гармонизацию их психического состояния, профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию фонового состояния, включая нормализацию иммунного статуса, что непосредственно снижает риск обострения основного заболевания [1; 6].

Медико-оздоровительное сопровождение студентов может включать в себя:

- занятия адаптивной физической культурой в специальных медицинских группах с целью укрепления остаточного здоровья, развития и закрепления физических (в частности, двигательных), психических качеств, навыков самообслуживания. Адаптивная физическая культура сегодня рассматривается как важное условие повышения адаптационных возможностей обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Студенты, активно участвующие в оздоровительных мероприятиях, успешно учатся и лучше адаптированы к различным социальным ситуациям;

- профилактически-воспитательную работу по формированию здорового образа жизни: двигательного режима, режима труда и отдыха, сбалансированного питания, психологической устойчивости к стрессам, профилактики и борьбы с вредными привычками;

- оздоровление по санаторно-курортным путевкам, выделяемым органами социальной защиты населения, где студенты получают консультации врачей-специалистов, обеспечиваются рациональным, сбалансированным питанием, оздоровительными медицинскими процедурами и при необходимости медикаментами.

Медико-оздоровительное сопровождение включает в себя медицинскую реабилитацию студентов во время их учебы в вузе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. Оно складывается из ежегодного медицинского осмотра и разработки и проведения медицинских реабилитационных мероприятий с коррекцией иммунитета, сосудистой патологии, психосоматических фоновых состояний и т.п.

Таким образом, медико-оздоровительное сопровождение учебы студентов-инвалидов включает в себя комплексное воздействие на

состояние здоровья и психологическое состояние инвалидов, обучающихся в вузе, что позволяет не только довести процесс обучения до получения ими диплома о высшем образовании, но и социально их адаптировать в обществе после окончания высшего учебного заведения. Данные задачи могут реализовы-ваться силами вузовского профилактория, (при наличии) консультативно-оздоровительного кабинета здорового образа жизни, а также возможен договор на реабилитацию студентов-инвалидов с учреждением здравоохранения (диспансер, санаторий, НИИ курортологии и др.)

Основные направления медико-оздоровительного сопровождения студентов-инвалидов

Формирование установки на здоровый образ жизни и реабилитацию гуманистические духовно-нравственные ценности

Конфиденциальное индивидуальное консультирование

<и ^ § и ¡а ев « ь в

с 3 еа ор о

& 5 £ % в зд

Студенты-инвалиды академических групп

« «

е и оо кк

н сс еь чл я 2 ри В и

е и

л о д ц и з

о к V© о

е р С § £ я & о £ ^ с с

Учреждение профессионального образования, занимающееся обучением студентов-инвалидов, должно иметь структурное под-

разделение (отделение, кабинеты), реализующее программу медицинской реабилитации инвалида. По большому счету, такой кабинет необходим в любом учебном заведении, так как большинство обучающихся студентов в вузе и преподаватели нуждаются в вопросах сохранения, укрепления и восстановления здоровья, это может быть и методический кабинет здорового образа жизни.

Консультативно-оздоровительный, методический кабинеты здорового образа жизни предназначены для реализации третьей стратегии здравоохранения, направленной на сохранение, укрепление и восстановления здоровья, а также на улучшение качества жизни студента. С учетом современных прогрессивных взглядов на человека как на целостный (холестический) живой организм природы, а также учитывая другие аспекты реабилитации (психологический, профессиональный, социально-экономический и духовный), следует признать, что медицинская реабилитация - это только часть программы возвращения к плодотворной жизни.

Основная цель консультативно-оздоровительного кабинета - провести квалифицированную диагностику здоровья студента-инвалида и составить индивидуальную программу оздоровления. При доверительной беседе со студентом специалист выявляет все аспекты и параметры здоровья и на основе проведенного обследования составляет индивидуальную программу ревитализации. Основные задачи консультативно-оздоровительного кабинета:

- разработка и реализация представлений о сущности здоровья, построение диагностических моделей и методов его оценки, а также прогнозирования;

- количественная оценка уровня здоровья студента и его прогнозирование, характеристика образа и качества его жизни; разработка на этой основе систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья индивида, формирование индивидуальных оздоровительных программ;

- формирование «психологии здоровья», мотивации к коррекции образа жизни индивидом в целях укрепления здоровья;

20/7/2

- компенсация эмоциональных и информационных перегрузок;

- компенсация гиподинамии, коррекция нерационального питания, профилактика ожирения и факторов риска различных заболеваний;

- активизация неспецифической рези-стенции организма;

- улучшение функционального состояния и повышение уровня функционирования организма;

- повышение уровня и резервов здоровья индивида;

- реализация индивидуальных программ, первичная и вторичная профилактика заболеваний, оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

Все средства восстановления полноценной жизни, используемые в консультативно-оздоровительном кабинете, подразделяются на активные, пассивные и психорегулирующие.

К активным средствам относятся все формы кинезотерапии (разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения; работа на тренажерах, трудотерапия и др.)

К пассивным относятся физио-, рефлек-со-, ионо-, арома- и фитотерапия.

Психорегулирующие средства - это аутогенная тренировка, мышечная релаксация, медитативные программы и др.

На основании эмпирических исследований и клинического опыта мы разработали рекомендации по информированию и консультированию студентов, чтобы побудить студента необходимым образом изменить свое поведение. Это ключевой момент, от которого зависит эффективность восприятия студентом рекомендаций специалиста изменить свое поведение.

Выработка терапевтического сотрудничества. Специалист должен рассматривать себя как опытного консультанта, который видит свою основную задачу в том, чтобы помочь студенту-инвалиду в контроле над своим здоровьем и в выборе оптимальных режимов для него. Помощь специалиста мо-

тивирует студента курящего, пьющего, ведущего малоподвижный образ жизни изменить свои привычки, побуждает к тому, чтобы приобрести здоровые навыки, решительно порвать с прошлым.

Консультировать любого студента. Большинство студентов с охотой воспринимают медицинскую информацию и рекомендации, в этом отношении они готовы получить от специалиста все больше и больше информации. Специалисты предпочитают беседовать со студентами, которые задают вопросы, но именно те, кто ведет себя неактивно, как правило, больше нуждаются в информации. От специалиста требуются определенные усилия, он должен пытаться максимально информировать всех студентов с учетом специфики их возраста, пола, социального и экономического положения и личного опыта.

Студенты должны хорошо понимать взаимосвязь между их поведением и их здоровьем. Казалось бы, что студенты отдают себе отчет в том, как пагубно влияют на здоровье курение, малоподвижный образ жизни, плохое питание и другие факторы, а между тем это далеко не обязательно. Студенту необходимо внятно объяснить, что определенные факторы повышают риск заболевания, что комбинация ряда таких факторов может оказаться более опасной, чем их простое суммирование.

Помогайте студенту преодолеть барьеры, стоящие у него на пути к изменению своего образа жизни. Имеются три типа представлений, влияющих на изменение жизненных стереотипов:

1. Насколько острым является осознание студентом-инвалидом того факта, что игнорирование им совета специалиста означает, что его проблемы по-прежнему будут продолжать его донимать.

2. От усугубления ситуации с проблемами, которые будут продолжать преследовать студента, не внявшего советам специалиста

3. От осознания преимущества следования совету по сравнению с потенциальным риском, затратами, побочными эффектами, затруднениями.

Специалист должен четко определить эти области и пытаться повлиять на представления, которые мешают студенту вести более здоровый образ жизни. Параллельно необходимо пытаться изменить и такие стереотипы, как неумение мотивировать свои поступки, недостаток ресурсов, социальной поддержки; надо помогать находить способы преодолеть их.

Необходимо получить от студента-инвалида заверение в том, что он готов изменить свой образ жизни. Это чрезвычайно важный момент в информировании и консультировании студента, ведь, как правило, он приходит к специалисту, чтобы получить облегчение от определенного болезненного состояния. Если студент не соглашается с тем, что именно его собственное поведение может повлиять на исход оздоровления, то все попытки повысить степень его информированности и образованности успеха не возымеют.

Необходимо, чтобы студент-инвалид сам выбрал те факторы риска, на которые он хотел бы повлиять. Для него будет непосильной задачей изменить коренным образом свое поведение сразу. Пусть студент выскажет свое мнение о приоритетах, которыми он руководствуется при выборе своей линии поведения, но при этом важно ознакомить его с медицинской точкой зрения на то, какими проблемами следует заняться в первую очередь. Студенты, которые преуспели в одной своей попытке, захотят продолжить этот путь, ведь многие жизненные привычки связаны между собой.

Важно сочетать различные стратегические подходы. Попытки снабдить студента обширной информацией, сочетающей индивидуальные советы, групповое обучение, аудиовизуальные средства, письменные пособия, привлечение общественности более эффективны, нежели стремление действовать только по одной тактике. Программа должна быть гибкой и адаптированной к индивидуальным потребностям.

Разработать план изменения поведения. Повышение медицинской образованно-

сти студента должно быть направлено на то, чтобы показать ему, что следует делать, а не просто, что следует знать. Если студент уже предпринимал попытки и потерпел поражение, необходимо уточнить, какие же выводы он из этого сделал. Договоритесь с ним о конкретных, определенных по времени целях и запишите эту цель в его индивидуальную карту. Обсудите те моменты поведения, которые надо изменить, чтобы достичь поставленной цели, уделяя особое внимание культурным навыкам студента и тем его привычкам, которые могут способствовать либо помешать успеху. Не забывайте о том, что даже лучший слушатель из студентов помнит не более 50% из того, что сказал ему специалист, а рекомендации, касающиеся норм поведения, запоминаются куда хуже врачебных предписаний.

Следите за прогрессом путем последующих контактов. После того как будет выработана стратегия изменения поведения, следует разработать программу последующих визитов или телефонных контактов для анализа малейших положительных изменений. Обратная связь в результате бесед со специалистом значительно повышает шанс на успех. Интервалы визитов следует удлинять, чтобы контакты со студентом становились более редкими, и он поневоле начинал все больше брать ответственность на себя.

Включайте в работу сотрудников вуза.

Весь персонал вуза должен помочь студенту-инвалиду осознать поставленные перед ним цели. Помните, что собственное отношение специалиста к своему здоровью является моделью для студента. Трудно убедить студента бросить курить, взяться за активные физические упражнения, отказаться от излишеств в еде, снизить норму спиртного или уметь избегать стрессовые ситуации, если сам специалист не является образцом в этом отношении. В борьбе с болезнями и в восстановлении своего здоровья человек, как правило, предпочитает следовать своему целителю, нежели решать более сложную задачу - жить своим умом. Специалисты, которые выступают за здоровый образ жизни, должны, пре-

20/7/2

жде всего, следить за собственным здоровьем и укреплять здоровье своих коллег.

Таким образом, эффективно организованное медико-оздоровительное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает студенту войти в зону развития, предполагает поиск скрытых ресурсов развития, опору на собственные возможности и создание на этой основе условий для восстановления социальных связей. Медицинское подразделение должно являться структурным подразделением в процессе инклюзивного образования студентов.

АННОТАЦИЯ

Медико-оздоровительное сопровождение направлено на сохранение, укрепление и восстановление здоровья студентов с ограниченными возможностями, а также условно здоровых студентов. Показано, что сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются медико-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого студента. Рассмотрены основополагающие направления и принципы по созданию образовательно-реабилитационной среды в образовательном учреждении. Предложены модель консультативно-оздоровительного, методического кабинета здорового образа жизни, а также рекомендации по информированию и консультированию студентов.

Ключевые слова: медико-оздоровительное сопровождение студентов, образовательно-реабилитационная система, кабинет здорового образа жизни

SUMMARY

Medical and recovery support is aimed at preserving, strengthening and restoring the health of disabled students, as well as of conditionally healthy students. It is shown that support is a holistic, system-organized activity, in the process of that medical - psychological and pedagogical conditions are created for the successful learning and development of each student. The basic directions and principles are considered for creating an educational and rehabilitation environment in an educational

institution. There is suggested the model of a consultative-improving, methodical cabinet of a healthy lifestyle, as well as recommendations for informing and advising students.

Key words: medical and recovery support of students, educational and rehabilitation system, cabinet of a healthy lifestyle

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилова Н. В. Проблемы адаптации лиц с ОВЗ // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 1. - С. 42-43.

2. Государев Н. А. Психологические задачи лечебной педагогики. Лечебная педагогика / под ред. Л. А. Саркисяна. - М.: МИИ, 2000. - 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дмитриев А. В. Проблемы инвалидов. -СПб.: Питер, 2004. - 245 с.

4. Дубровский А. А. «Жемчужина России»: из опыта воспитательной работы пионерской здравницы в г. Анапе. - М.: Педагогика, 1985. - 81 с.

5. Землянская А. А. Особенности инклюзивного образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. -№ 5-3. - С. 362-363.

6. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования : учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. -Пермь, 2015. - 217 с.

7. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ: учеб. пособие для преподавателей КГПУ им В.П. Астафьева, работающих со студентам-инвалидами и студентами с ОВЗ / под ред. О. А. Козыревой. - Красноярск: КГПУ, 2015. -93 с.

8. Ребенок с ОВЗ в современном инклюзивном образовательном пространстве: проблемы, пути помощи, перспективы: материалы всерос. науч.-практ. конф. (26-27 ноября 2014 г., г. Пермь) / под общ. ред. О.Р. Воро-шниной. - Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. -Пермь, 2014. - 204 с.

9. Романов М. Р. Реабилитация инвалидов. - М.: Вагриус, 2000. - 175 с.

10. Саркисян Л. А. Здоровье как проблема организации высшего образования инвалидов / Л. А. Саркисян, Т. Х. Латышева, Э. К. Белозеров и др. // Мир психологии. -2000. -№ 1 (21) - С. 43-56.

11. Саркисян Л. А. Лечебная педагогика / Л. А. Саркисян, Т. Х. Латышева, Э. К. Белозе-ров и др. - М.: МИИ, 2000. - 165 с.

12. Холл Дж. Студенты-инвалиды и высшее образование / Дж. Холл, Т. Тинклин // Журнал исследований социальной политики. -2004. - Т. 2. - № 1. - С. 115-126.

Ю. В. Богинская

УДК 376.2

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В КРЫМСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО:

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

сегодня социальная и образовательная политика России выстраивается на основе реализации принципа равенства прав и гарантий всех граждан государства, в том числе и лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Значимой в данном контексте является реализация Федеральных целевых программ: «Доступная среда - 2011-2020 гг.» и «Развитие образования -2016-2020 гг.». Мероприятия данных про-

грамм направлены на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни; обеспечение условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; переподготовку или повышение квалификации педагогических работников по вопросам образования обучающихся с инвалидностью; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству.

Ведущие ученые и специалисты Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (Богинская Ю. В. [1;2], Брун-нер Е. Ю. [4], Глузман А. В. [3], Костин Н. Ф., Некрут Т. В., Рокотянская Л. О. [6], Шувалова И. Н. [4], Щеколодкин В. Ф. [5], Ярая Т. А. [6] и др.) более 15 лет активно развивают инклюзивное образование молодежи с инвалидностью и создают доступное образовательное пространство в университете. Многолетний практический опыт и теоретико-методические разработки в сфере социально-педагогической поддержки и обучения студентов с ОВЗ позволяют выделить этапы развития высшего инклюзивного образования, а также направления сопровождения студентов указанной категории.

Цель статьи - раскрыть основные этапы становления системы инклюзивного образования в Крымском федеральном университете, описать специфику деятельности Регионального центра высшего образования инвалидов.

Развитие системы обучения студентов с инвалидностью в Крымском регионе получило свое начало в стенах Крымского государственного гуманитарного института (г. Ялта), в дальнейшем ставшим Крымским гуманитарным университетом. В настоящее время университет вошел в состав Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского как Гуманитарно-педагогическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.