Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих социальных педагогов в условиях магистратуры'

Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих социальных педагогов в условиях магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАГИСТРАТУРА / ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL PREPARATION OF THE FUTURE SOCIAL PEDAGOGUE / SOCIAL PEDAGOGUE / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / MAGISTRACY / MASTER''S PROGRAM / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безносюк Екатерина Владимировна

В статье рассмотрены ключевые особенности профессиональной подготовки будущих социальных педагогов на основе анализа федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам магистратуры. Проведено обобщение диссертационных исследований по вопросу приоритетности компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безносюк Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SOCIAL PEDAGOGUES IN THE CONDITIONS OF MAGISTRACY

The article considers the key features of professional training of future social pedagogues on the basis of analysis of federal state educational standards of higher education in accordance with the master's program. A generalization of dissertation research on the priority of the competence approach in the process of professional training of future social pedagogues is carried out.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих социальных педагогов в условиях магистратуры»

4. Кроме указанного выше метода известно еще по крайней мере 4 способа получения Х. Укажите один из них. Напишите соответствующее уравнение (или уравнения) реакции» [2].

Выводы. Таким образом, задачи по органической химии на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников носят комплексный характер. Наиболее распространенные типы заданий - цепочки превращений и задачи описательного свойства, позволяющие проверить не только знания и умения в области органической химии, но и по химии в целом. Решение олимпиадных задач развивает логическое мышление, учит анализировать информацию и делать выводы, что пригодится будущему исследователю-химику [4, 5].

Литература:

1. Школьные олимпиады по химии. http://www.chem.msu.ru/rus/olimp/

2. Портал Всероссийской олимпиады школьников. http://rosolymp.ru

3. Архангельская О.В. Методические основы подготовки к олимпиадам по химии. Цикл лекций / О.В.Архангельская, И.А.Тюльков // «Химия» (Первое сентября). - 2008. -http://him.1september.ru/view_article.php?ID=200801902

4. Еремин В.В. Современное состояние системы химических олимпиад. www.nanometer.ru.

5. Романова О.В. Особенности подготовки школьников к химическим олимпиадам / О.В.Романова, Е.А.Резникова // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». http:// web.snauka.ru/issues/2016/12/76199.

Педагогика

УДК 371.14:37.013.42:378

ассистент кафедры социальной педагогики и психологии Безносюк Екатерина Владимировна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МАГИСТРАТУРЫ

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые особенности профессиональной подготовки будущих социальных педагогов на основе анализа федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам магистратуры. Проведено обобщение диссертационных исследований по вопросу приоритетности компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка будущего социального педагога, социальный педагог, компетентностный подход, компетенция, компетентность, магистратура, программа магистратуры, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

Annotation. The article considers the key features of professional training of future social pedagogues on the basis of analysis of federal state educational standards of higher education in accordance with the master's program. A generalization of dissertation research on the priority of the competence approach in the process of professional training of future social pedagogues is carried out.

Keywords. professional preparation of the future social pedagogue, social pedagogue, competence approach, competence, competence, magistracy, a master's program, federal state educational standard of higher education.

Введение. В современном образовательном пространстве Российской Федерации, которое находится в стадии активной модернизации, основополагающими являются ориентиры на подготовку профессионалов нового уровня - высококомпетентных, конкурентоспособных, ответственных, способных к оперативному принятию решений, мотивированных на общий результат и эффективное разрешение профессиональных задач, а также стремление к непрерывному самосовершенствованию и профессиональному росту. Указанный ориентационный вектор в настоящее время активно реализовывается в контексте приоритетного в практике высшего образования компетентностного подхода, в том числе в подготовке будущих социальных педагогов в условиях магистратуры.

В настоящее время подготовка магистров рассматривается образовательными организациями как одно из важных направлений, поскольку магистратура способствует максимальному использованию научно-педагогического потенциала обучающегося, стимулирует творческую, научную и научно-методическую деятельность. Несомненным преимуществом магистерской подготовки является также индивидуализация программ магистратуры на базе фундаментальной бакалаврской подготовки, что позволяет магистрантам уже в процессе обучения адаптироваться к будущей профессиональной деятельности.

Проблемам подготовки и особенностям различных аспектов профессиональной подготовки будущих социальных педагогов посвящены работы О. В. Богатыревой, В.Г. Бочаровой, Е. А. Власовой, Ю. Н. Галагузовой, Л. С. Деминой, М. В. Ефимовой, Т. А. Манцуровой, М. В. Фирсова, Г. В. Щагиной. Вопросы профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в контексте компетентностного подхода изучены в работах Н. И. Агрониной, О. В. Баркуновой, О. Н. Гринвальд, В. С. Иванова, А. В. Молчановой, Т. В. Никитиной, А. Ю. Прокопенко, Е. Л. Умниковой, И. Я. Шаровой.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является анализ и изучение особенностей реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих социальных педагогов в условиях магистратуры.

Изложение основного материала статьи. Официальное оформление профессиональной социально-педагогической деятельности начинается с 1989 г., когда временный научно-исследовательский коллектив «Школа-микрорайон» под руководством В. Г. Бочаровой обосновал значимость введения новой профессии «социальный педагог». Сама должность социального педагога была введена в нашей стране в соответствии с решением Коллегии Государственного комитета СССР по высшему образованию от 13 июля 1990 года № 14/4 «О введении института социальных педагогов» [1, 6].

Официальное открытие нового социального института дало огромный импульс для теоретических и научно-практических исследований, что детерминировало усиление внимания к вопросу профессиональной

подготовки кадров соответствующей специальности, в том числе в измерении внедряемого в это время в практику высшего образования компетентностного подхода.

Внедрение в систему высшего профессионального образования Российской Федерации компетентностной образовательной модели, актуализировало в научных исследованиях вопросы, касающиеся компетентностного подхода, компетенций и компетентности, определения их содержания, а также взаимосвязи данных понятий, в том числе в контексте профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

В современных условиях компетентностно-ориентированное образование, по мнению специалистов, представляет собой объективное явление в образовании, вызванное социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками.

Анализ опубликованных материалов по проблеме модернизации показывает, что компетентностный подход является актуальной проблемой исследования на протяжении многих лет. Обобщение научных исследований в период с 1990 по 2017 год позволяет выделить следующие ключевые направления, определяющие приоритетность компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов:

1) с 1990 по 2000 гг. - проведено теоретическое обоснование понятий «компетенция», «компетентность», определение роли компетентностного подхода в системе профессиональной подготовки (Т. Г. Браже (1990), В. А. Адольф (1998), И. Е. Елина (1999), Р. Х. Гильмеева (1999), С. Е. Шишов (1999));

2) 2000 - 2008 гг. - исследование компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования в аспекте инновационных стратегий (Е.Я. Коган (2001), Б. Д. Эльконин (2002), В. А. Болотов (2003), А. В. Хуторский (2003), К. Г. Митрофанов (2003), И. В. Букреева (2004), И. А. Зимняя (2004), Н.А. Гришанова (2004), О.Е. Лебедев (2004), Э.Ф. Зеер (2004), П.П. Терехин (2004), В. Д. Шадриков (2004), Е. Ю. Богатская (2005), А.Г. Бермус (2005), В. И. Байденко (2006), В. М. Бочаров (2006), Л.Д. Давыдов (200б),

B. А Козырева (2006), Г. И. Ибрагимов (2007), Т. М. Ковалева (2007), Г.В. Мухаметзянова (2008), А. Н. Дахин (2008), Д. А. Иванов (2008));

3) 2009-2017 гг. - всесторонний анализ формирования отдельных видов компетенций и компетентности в процессе профессиональной подготовки (К. Э. Безукладников (2009), Н. А. Глузман (2011), Н. С. Бейлина

(2014), З. А. Бурлакова (2014), Л. Н. Васильева (2014), И.И. Барахович (2015), А. А. Гладышев (2015),

C. Б. Забелина (2015), Т. А. Гудалина (2015), Н. А. Давыдова (2015), Е. В. Ворсина (2015), С. В. Белогуров

(2015), И. В. Кузьмина (2016), И. В. Мироненко (2016), Л.В. Павлова (2016), О.О. Горшкова (2016), Т. Н. Бойко (2016), С.Н. Белова (2017).

Изучение диссертационных исследований по проблеме профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в контексте компетентностного подхода, позволило сделать вывод, что вопрос формирования компетентности социальных педагогов является актуальной темой исследований начиная с 2000 года:

- формирование этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов в вузе (Н. Г. Арзамасцева, 2000 г.);

- формирование социально-перцептивной компетентности будущих социальных педагогов (А. Л. Фатыхова, 2005 г.);

- формирование профессионально-правовой компетентности социального педагога (А. В. Молчанова, 2008 г.);

- развитие профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами АРТ-технологий (С. В. Старикова, 2008 г.);

- формирование профессиональной компетентности будущего социального педагога в процессе педагогической практики (О.В. Баркунова, 2010 г.);

- формирование социально-этической компетентности (О. Н. Гринвальд, 2011 г.);

- формирование темпоральной компетентности социального педагога (А. Ю. Прокопенко, 2013 г.).

По мнению ряда отечественных ученых (И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов) в качестве целей-результатов образовательного процесса, с позиций компетентностного подхода, выступают принципиально новые образовательные компоненты - компетенции, которые являются дидактической единицей усвоения, такой формой сочетания знаний, умений, навыков, которая позволяет справляться с поставленными задачами [8].

В синонимическом аспекте понятие «компетенция» часто подменяют понятием «компетентность». Однако анализ научной литературы позволяет говорить о том, что понятия «компетенция» и «компетентность» не являются синонимами. Термин «компетенция» чаще используется для описания эффективности освоения и выполнения конкретного типа деятельности и как свойство личности, проявляющееся только в процессе деятельности, а под компетентностью понимается владение, обладание специалистом соответствующей компетенцией.

А. В. Хуторской отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российской высшей школы проблему, когда обучающиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций [7].

Таким образом, внедрение компетентностного подхода как средства модернизации содержания высшего профессионального образования обуславливает определение конкретного перечня и содержания ключевых компетенций выпускников высших учебных заведений, которые являются основными целями реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Однако формирование ключевых компетенций не всегда было первостепенной задачей в профессиональной подготовке будущих социальных педагогов.

Изначально, как отмечает А. М. Лефтер, профессиональная подготовка социальных педагогов, имела преимущественно характер курсовой переподготовки кадров, но по мере решения организационных, кадровых и других проблем учебные заведения России перешли на полноценную профессиональную подготовку социальных педагогов [4]. Подтверждением этому можно считать введение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, первый из которых был принят в 1996 году [5].

В первом государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению магистратуры, социальная педагогика как раздел магистерской программы имела свой шифр

540509 и была направлена на подготовку преподавателей социально-педагогических дисциплин в профессиональных учебных заведениях, ориентированных на подготовку социальных педагогов.

На смену ГОС ВПО 1996 года был принят государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2000 года, в котором социальная педагогика уже не обозначалась отдельным шифром, а вошла в перечень программ магистратуры направления 540600 «Педагогика». Программа предусматривала углубленную подготовку в области социальной педагогики, а также была ориентирована на подготовку специалистов, готовых к деятельности в области социально-педагогической науки и практики, преподавателей социально-педагогических дисциплин в профессиональных учебных заведениях. В соответствии с данным ГОС ВПО результаты освоения программы содержат требования к знаниям, умениям и навыкам будущих выпускников и включают общие требования к профессиональной подготовленности магистра и требования, обусловленные специализированной подготовкой выпускника.

ГОС ВПО 2000 года утратил свою силу в связи с принятием в 2005 году нового ГОС ВПО по направлению магистратуры 540600 «Педагогика», по окончанию которой выпускнику присваивалась степень (квалификация) - магистр педагогики (с обязательным указанием программы специализированной подготовки). Данный ГОС ВПО включал в себя программу магистратуры, как и в ГОС ВПО 1996 года имеющую свой шифр 540603М «Социальная педагогика». В соответствии с ГОС ВПО 2005 года социально-педагогическая деятельность представляла собой один из видов профессиональной деятельности наряду с научно-исследовательской, преподавательской, коррекционно-развивающей, консультационной, культурно-просветительской, организационно-воспитательной. Требования к профессиональной подготовленности магистра программы 540603М «Социальная педагогика» включают в себя также как и предыдущий стандарт, общие требования, требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра и специальные требования, которые вузу разрешено определять самостоятельно.

16 апреля 2010 года был утвержден ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогической образование, который впервые предъявляет требования не к знаниям, умениям и навыкам выпускников, а называет требованиями к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры компетенции (общекультурные (ОК), профессиональные (ПК) и общие для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления подготовки (ОПК)). Помимо базовых компетенций в стандарте описаны и специальные: в психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП), в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП), в области педагогической деятельности (ПКОД), в научно-исследовательской деятельности (ПКНИ), в научно-методической деятельности (ПКНМ), в организационно-управленческой деятельности (ПКОУ).

26 мая 2016 года был утвержден ФГОС ВО поколения 3+ по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», где область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает: деятельность в сфере образования, социальной сфере, сфере здравоохранения и культуры. В новом ФГОС ВО был сокращен список компетенций, которые обобщены в ОК - общекультурные компетенции, ОПК - общепрофессиональные компетенции и ПК - профессиональные компетенции;

На смену ФГОС ВО поколения 3+ 22 февраля 2018 года пришел ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» поколения 3++, в котором содержание высшего образования по направлению подготовки определяется программой магистратуры, разрабатываемой и утверждаемой высшей образовательной организацией самостоятельно. Новый стандарт определил, что при разработке программы магистратуры образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в виде следующих компетенций:

1) универсальные компетенции - включают в себя следующие группы: системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение);

2) общепрофессиональные - подразделяются на следующие группы: нормативные основания профессиональной деятельности; разработка основных и дополнительных образовательных программ; совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся; построение воспитывающей образовательной среды; контроль и оценка формирования образовательных результатов; психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности; взаимодействие с участниками образовательных отношений; научные основы педагогической деятельности;

3) профессиональные - устанавливаемые программой магистратуры, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам направления подготовки на рынке труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы. Профессиональные компетенции могут быть установлены ПООП в качестве обязательных и (или) рекомендуемых.

ФГОС ВО поколения 3++ определил следующие области и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу магистратуры, могут осуществлять профессиональную деятельность: образование и наука, социальное обслуживание.

Таким образом, анализ государственных образовательных стандартов позволяет сделать вывод о существенных изменениях в нормативном определении программы магистратуры по социальной педагогике. В стандартах 2010, 2016 и 2018 года социально-педагогическое направление не выделяется отдельным шифром и направлением программы магистратуры, а входит в психолого-педагогическое направление подготовки и прослеживается в сферах и объектах профессиональной деятельности. Если проанализировать стандарты трех поколений, то можно обнаружить следующие недостатки и противоречия:

- появление тенденции к «поглощению» направления «социальной педагогики» в область педагогики;

- в стандарте поколения 3++ по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» областью профессиональной деятельности специалиста являются образование и наука, социальное обслуживание, в то время как социальное обслуживание относится к ФГОС ВО по направлению магистратуры «Социология и социальная работа» под шифром 39.04, а направление 44.04. относится к направлению магистратуры «Образование и педагогические науки»;

- неопределенность функциональных обязанностей социального педагога в связи с отсутствием в новом стандарте четкой дифференциации данной программы магистратуры, как например, в первых образовательных стандартах, а также отсутствие отдельного профессионального стандарта. Трудовые функции социального педагога описаны одним из разделов обобщенного профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10).

Выводы. Таким образом, проведенный анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в контексте магистерской подготовки будущих социальных педагогов позволил сделать обобщение о том, что внедрение компетентностного подхода как средства модернизации содержания высшего профессионального образования обуславливает определение конкретного перечня и содержания ключевых компетенций выпускников высших учебных заведений. Компетентностная модель будущего социального педагога, в соответствии с новым стандартом поколения 3++ предполагает выпускника, со сформированными в процессе профессиональной подготовки универсальными, общекультурными, и профессиональными компетенциями, на основании которых можно говорить о компетентности специалиста.

Литература:

1. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с.

2. Баркунова О.В. Формирование профессиональной компетентности будущего социального педагога в процессе педагогической практики: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т|. - Шуя, 2010. - 213 с.

3. Иванов В.С. Компетентностный подход в подготовке социального педагога к профессиональной деятельности / В. С. Иванов // Акмеология: специальный выпуск по материалам XXI акмеологических чтений аспирантов, магистрантов и молодых ученых. - 2013. - S1. - С. 76-78

4. Лефтер А. М. Развитие теории профессионального образования социальных педагогов в России (конец ХХ-начало XXI вв.): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. М. Лефтер. - Москва, 2012. - 129 с.

5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/117 (дата обращения: 12.08.2018 г.)

6. Фирсов М. В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 256 с.

7. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. -2003. - № 5.

8. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость. // Мир образования - образование в мире. -2005, № 4. - С. 41-43.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта);

кандидат политических наук, доцент кафедры

философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Аннотация. Статья нацелена на изучение теоретических основ поликультурного образования как приоритетного направления отечественной образовательной политики. В работе обосновывается сущность и значимость реализации образования в контексте учета принципа поликультурности, рассматриваются цели, задачи, функции и содержание поликультурного образования.

Ключевые слова: поликультурность, многонациональный состав социума, поликультурное общество, поликультурное образование, поликультурное воспитание, толерантность, образовательная парадигма, развитие образовательных систем.

Annotation. The article aims to study the theoretical foundations of multicultural education as a priority direction of the national educational policy. The article substantiates the essence and importance of the implementation of education in the context of the principle of multiculturalism, discusses the goals, objectives, functions and content of multicultural education.

Keywords: multiculturalism, multinational composition of society, multicultural society, multicultural education, multicultural education, tolerance, educational paradigm, development of educational systems.

Введение. На современном этапе большинству стран характерно культурное и этническое разнообразие ввиду высокого уровня территориальной мобильности, процессов миграции и других причин.

Исследователи в области социологии, экономики, педагогики и других наук характеризуют современный отечественный социум как поликультурный (полиэтнический). Так, на территории современной России проживают представители различных языковых и этнических групп, религий, культурных систем. Признание нынешнего отечественного общества как поликультурного актуализирует проблему поликультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.