Научная статья на тему 'Поликультурное образование как приоритетное направление развития образовательной системы России'

Поликультурное образование как приоритетное направление развития образовательной системы России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ СОЦИУМА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / MULTICULTURALISM / MULTINATIONAL COMPOSITION OF SOCIETY / MULTICULTURAL SOCIETY / MULTICULTURAL EDUCATION / TOLERANCE / EDUCATIONAL PARADIGM / DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна, Бекиров Сервер Нариманович

Статья нацелена на изучение теоретических основ поликультурного образования как приоритетного направления отечественной образовательной политики. В работе обосновывается сущность и значимость реализации образования в контексте учета принципа поликультурности, рассматриваются цели, задачи, функции и содержание поликультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL EDUCATION AS A PRIORITY DIRECTION OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM

The article aims to study the theoretical foundations of multicultural education as a priority direction of the national educational policy. The article substantiates the essence and importance of the implementation of education in the context of the principle of multiculturalism, discusses the goals, objectives, functions and content of multicultural education.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование как приоритетное направление развития образовательной системы России»

- неопределенность функциональных обязанностей социального педагога в связи с отсутствием в новом стандарте четкой дифференциации данной программы магистратуры, как например, в первых образовательных стандартах, а также отсутствие отдельного профессионального стандарта. Трудовые функции социального педагога описаны одним из разделов обобщенного профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10).

Выводы. Таким образом, проведенный анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в контексте магистерской подготовки будущих социальных педагогов позволил сделать обобщение о том, что внедрение компетентностного подхода как средства модернизации содержания высшего профессионального образования обуславливает определение конкретного перечня и содержания ключевых компетенций выпускников высших учебных заведений. Компетентностная модель будущего социального педагога, в соответствии с новым стандартом поколения 3++ предполагает выпускника, со сформированными в процессе профессиональной подготовки универсальными, общекультурными, и профессиональными компетенциями, на основании которых можно говорить о компетентности специалиста.

Литература:

1. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с.

2. Баркунова О.В. Формирование профессиональной компетентности будущего социального педагога в процессе педагогической практики: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т|. - Шуя, 2010. - 213 с.

3. Иванов В.С. Компетентностный подход в подготовке социального педагога к профессиональной деятельности / В. С. Иванов // Акмеология: специальный выпуск по материалам XXI акмеологических чтений аспирантов, магистрантов и молодых ученых. - 2013. - S1. - С. 76-78

4. Лефтер А. М. Развитие теории профессионального образования социальных педагогов в России (конец XX-начало XXI вв.): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. М. Лефтер. - Москва, 2012. - 129 с.

5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/117 (дата обращения: 12.08.2018 г.)

6. Фирсов М. В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 256 с.

7. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. -2003. - № 5.

8. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость. // Мир образования - образование в мире. -2005, № 4. - С. 41-43.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта);

кандидат политических наук, доцент кафедры

философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Аннотация. Статья нацелена на изучение теоретических основ поликультурного образования как приоритетного направления отечественной образовательной политики. В работе обосновывается сущность и значимость реализации образования в контексте учета принципа поликультурности, рассматриваются цели, задачи, функции и содержание поликультурного образования.

Ключевые слова: поликультурность, многонациональный состав социума, поликультурное общество, поликультурное образование, поликультурное воспитание, толерантность, образовательная парадигма, развитие образовательных систем.

Annotation. The article aims to study the theoretical foundations of multicultural education as a priority direction of the national educational policy. The article substantiates the essence and importance of the implementation of education in the context of the principle of multiculturalism, discusses the goals, objectives, functions and content of multicultural education.

Keywords: multiculturalism, multinational composition of society, multicultural society, multicultural education, multicultural education, tolerance, educational paradigm, development of educational systems.

Введение. На современном этапе большинству стран характерно культурное и этническое разнообразие ввиду высокого уровня территориальной мобильности, процессов миграции и других причин.

Исследователи в области социологии, экономики, педагогики и других наук характеризуют современный отечественный социум как поликультурный (полиэтнический). Так, на территории современной России проживают представители различных языковых и этнических групп, религий, культурных систем. Признание нынешнего отечественного общества как поликультурного актуализирует проблему поликультурного образования.

В системе поликультурного образования важным аспектом является понимание личности и обоснование ее культуры как цели и фактора образования. Данный подход существенно реформирует понимание роли образования, целью которого сегодня является не формировании отдельных профессиональных качеств и свойств личности, а создание условий для ее закономерного развития, создания среды, способствующей полноценному проявлению и развитию личностных функций человека.

Указанные процессы способствовали переходу традиционной знаниевой модели образования, которая в новых условиях рассматривается как составная часть культурологической подготовки личности, превращаясь из ее цели в средства, в инновационную парадигму образования.

В рамках развития новой модели образования наблюдается усиление внимание исследователей к изучению аспектов поликультурности в образовании, реализуется поиск путей совершенствования образовательных систем на основе принципов открытости, интегративности, доступности, толерантности с учетом равноправного сосуществования различных культур с целью повышения культуры межнациональных взаимоотношений и поликультурной образованности представителей общества.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение теоретических основ поликультурного образования как приоритетного направления развития образовательной системы России.

Изложение основного материала статьи. Основополагающие идеи теории поликультурного образования были освещены еще Я.А. Коменским, который разработал программу универсального воспитания, основанном на принципах толерантности и гуманности [51. К.Д. Ушинским был сформулирован принцип народности, базирующегося на обосновании безграничного потенциала родного языка. Данный принцип и сегодня - в основе концепций поликультурного образования [71.

Однако теоретической основой современного поликультурного образования считается коммуникативная концепция культуры М.М. Бахтина, который раскрыл доминирующую роль межличностного диалога культур в развитии общественного сознания, духовного мира. Так, в современной педагогической науке многими исследователями поликультурность рассматривается через призму концепции М.М. Бахтина.

Различные аспекты поликультурного образования являются предметом познания таких научных концепций и направлений:

- мультикультурного образования;

- межкультурного образования;

- глобального образования;

- концепции освоения чужой культуры;

- - межкультурной коммуникации;

- концепции взаимодействия культур;

- концепции социализации;

- миграционной педагогики;

- этнической и кросс-культурной психологи.

По мнению А.Ю. Белогурова, в основе развития образования должны быть заложены общецивилизационные ориентиры и учтена исторически заданная этническая многомерность социума. Так, по утверждению исследователя, именно в диалектике «глобального» и «регионального» в конце ХХ века сформировалась новая образовательная политика, в основе которой были заложены идеи поликультурности и поликонфессиональности социального пространства [1].

Сегодня идеи поликультурного образования и значимость его развития обоснованы на законодательном уровне и отражены в ряде федеральных нормативно-правовых документах, среди которых проект Концепции поликультурного образования в России (2010); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009); Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (2006). Кроме того, необходимость реализации поликультурного направления в образовании отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах всех уровней. Эти документы подчеркивают необходимость изучения каждым человеком как национальной культуры народов, проживающих на территории нашей страны, так и мировой культуры.

Диалог и взаимодействие различных культур является ведущей идеей поликультурного образования, ведь именно через понимание и осмысление своеобразия своей культуры можно понять всю глубину и разнообразие других культур. Поликультурность основывается на том, что образование в полиэтническом обществе должно структурно включать множественность типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, которые будут адекватными мировосприятию и требованиям различных этнокультурных групп населения.

В научной литературе термин «поликультурное образование» интерпретируется достаточно широко. Так, И.В. Васютенкова считает, что поликультурное образование - это одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание, передача более точной и совершенной информации при уважении к группам меньшинств, преодолении предубеждений и поощрении терпимости, улучшении академических достижений обучающихся из меньшинств, содействии достижению идеалов демократии и плюрализма. Исследовательница подчеркивает, что данное образовательное направление следует рассматривать как часть педагогических усилий, обеспечивающих культурно-социальную идентификацию личности, открытой для других культур, национальностей, рас, верований [31.

В.В. Макаев под поликультурным образованием понимает такое образование, которое предусматривает привлечение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде [6, с. 101.

Анализ определений и подходов ученых к определению сущности поликультурного образования позволяет говорить о том, что его непременной составляющей исследователи считают воспитание.

А.А. Реан и Н.В. Бордовская понимают под поликультурным воспитанием процесс, построенный на основе учета культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств, предусматривающий:

- адаптацию личности к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур;

- взаимодействие между людьми с разными традициями;

- ориентацию личности на диалог культур;

- отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов Г21.

Обобщая вышеизложенное, подчеркнем, что, по нашему мнению, поликультурное образование представляет собой новую образовательную стратегию и инновационное направление в педагогической науке, определяющее структурно-содержательную организацию учебно-воспитательного процесса, характер преподавания учебных дисциплин и методику воспитательной работы на основе принципов культурного диалога, гуманизма, демократизма, учета этнокультурных и психических факторов развития личности.

По мнению А.Н. Джуринского, поликультурное образование преследует три группы целей, обозначаемые понятиями плюрализм, равенство и объединение. Так, поликультурное образование, по мнению исследователя, нацелено на:

- уважение и сохранение культурного многообразия;

- поддержку равных прав на образование и воспитание;

- формирование личности в духе общенациональных политических, экономических и духовных ценностей [41.

Основными задачами реализации поликультурного образования на современном этапе являются следующие:

- глубокое и всестороннее овладение обучающимися родной культурой как обязательного условия привлечения к другим культурам;

- формирование у подрастающего поколения представлений о многообразии культур в стране и в мире, понимания и внутреннего принятия равноправия народов и равноценности их культур;

- воспитание позитивного отношения к культурным различиям как фактора поступательного развития мировой цивилизации и самореализации личности;

- обеспечение условий для привлечения и интеграции обучающихся в культурный контекст многонационального российского общества;

- разработка стратегии гражданского воспитания подрастающего поколения на основе полиэтнической модели культуры, обеспечивающей единство гражданских и этнокультурных интересов личности;

- реализация воспитания и личностного развития обучающихся разных национальностей и этносов на основе взаимопонимания, доверия и толерантности, готовности к позитивному межэтническому и межкультурному диалогу и взаимодействию;

- формирование и развитие у обучающихся умений и навыков взаимодействия с носителями других культур.

По словам А.Н. Джуринского, процесс формирования личности в контексте поликультурного образования происходит поэтапно. На первом этапе развиваются толерантность и терпимость. На втором этапе формируются такие личностные качества, как понимание, уважение и, наконец, активная солидарность. На третьем этапе происходит признание иного, основанное на понимании особенностей различных культур путем осознания таких процессов, как взаимодействие, взаимозависимость, взаимообмен [41.

На основе анализа теоретической литературы в контексте поликультурной педагогики следует выделить ряд функций поликультурного образования:

- формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

- осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

- воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

- развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

А.Ю. Белогуров определяет следующие основные функции поликультурного образования:

- философско-культурологическую, направленную на формирование этнического самосознания личности как составной части планетарного сознания;

- этико-гуманистическую, учитывающую идеи поликультурности общества и этики межнационального общения, отражающую с позиций гуманизма в содержании образования и способах учебной деятельности культурный опыт человечества в его конкретных этнонациональных формах;

- гуманитарно-гностическую, направленную на формирование активного познавательного интереса к родной и зарубежной культур;

- рефлексивно-воспитательную, ориентированную на восприятие и осознание важности культурного многообразия для развития личности и прогресса цивилизации, становление нравственных представлений и оценок, связанных с культурным плюрализмом, создание условий для превращения их в устойчивые убеждения и навыки конструктивного гуманного поведения;

- личностно-развивающую, в процессе которой пробуждается и развивается интерес человека к себе, системе потребностей, интересов, установок, направленных на осознание себя как личности, субъекта этноса, гражданина государства, гражданина мира [11.

На основе изложенных подходов к определению спектра функций поликультурного образования подчеркнем, что его главной функцией является устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций и этнических меньшинств.

Выводы. Несмотря на актуальность и необходимость развития такого концептуального направления как поликультурное образование, стоит указать, что на современном этапе оно все еще находиться на периферии, особенно в контексте реализации высшего профессионального образования. Понимание того факта, что поликультурное образование как один из стратегических направлений в контексте инновационной образовательной парадигмы должны реализовывать специалисты, обладающие сформированным поликультурным мышлением, актуализирует потребность в интенсификации научных исследований в данном ключе и разработке содержательной составляющей поликультурного образования в системе непрерывного образования.

Литература:

1. Белогуров А.Ю. Фактор поликультурности в контексте этнонациональной стратегии развития российского образования // Проблемы поликультурного образования: Международный сборник научных статей. - Махачкала: ДГУ. - 2001. - С. 43-51.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб: Питер, 2000. - 304 с.

3. Васютенкова И.В. Современные проблемы поликультурного образования // Образование в эпоху перемен. Сборник научных трудов. Выпуск 2 / отв. ред. А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. - СПб.: ГНУИОВ РАО, 2006. - 143 с.

4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. - 272 с.

5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 383.

6. Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальные проблемы современной школы / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 3-10.

7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - М.: Педагогика, 1990. - 402 с.

Педагогика

УДК 37.026.6

кандидат педагогических наук Белик Елена Викторовна

Институт математики, механики и компьютерных наук

имени И. И. Воровича Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы поиска средств целенаправленного воздействия на систему внутренних мотивационных установок личности. В качестве одного из таких средств в работе предлагается рассмотреть использование активных методов обучения, для чего необходимо знание методических особенностей их использования в данном контексте. В статье на примере игровых методов выделены и раскрыты методические аспекты формирования системы внутренних стимулов в процессе обучения математике.

Ключевые слова: внутренняя мотивация, активные методы обучения, игровые технологии, дидактическая игра, познавательный интерес, обучение математике, математическая тревожность.

Annоtation. This study is devoted to the studying the problem of searching for means of purposeful impact on the system of internal motivational attitudes. As one of these tools in the work it is proposed to consider the use of active teaching methods, which requires knowledge of the methodological features of their use in this context. The article highlights and reveals the methodological aspects of the formation of a system of internal stimuli in the process of teaching mathematics using the example of playing methods.

Keywords: internal motivation, active teaching methods, game technologies, didactic game, cognitive interest, learning mathematics, mathematical anxiety.

Введение. Современные тенденции развития школьного математического образования тесно связаны с решением обострившихся в настоящее время психолого-педагогических проблем образовательной практики. В концепции развития математического образования в России выделены, прежде всего, проблемы мотивационного и содержательного характера. Особое внимание к проблемам первого типа обусловлено тем, что между мотивационными факторами учащихся и результативностью их обучения отмечается прямая связь. Это подтверждают многочисленные исследования в области психологии по определению влияния внутренних и внешних факторов на достижение высоких академических результатов обучаемых [4]. Определенный уровень развития интеллекта является условием необходимым, но недостаточным для уверенного прогнозирования высоких учебных достижений обучаемых, так как выявлена довольно тесная связь ряда так называемых «неинтеллектуальных переменных» с академическими достижениями. Это означает, что у людей, обладающих высоким интеллектом уровень достижений зависит от мотивации, настойчивости, целеустремленности, уверенности в своих способностях [5, c. 24-25].

Традиционно в психологии выделяют внутренние и внешние мотивы. При внутренней мотивации сама учебная деятельность управляет мотивами, а при внешней - мотивы задаются влиянием, интересами, контролем других людей или внедеятельностными интересами самой личности [4, с. 53]. Так, «при внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом» [7, с. 81] и для учебной деятельности данный тип мотивации является наиболее оптимальным. По мнению П.Я. Гальперина [3] внутренняя мотивация не является врожденной особенностью человека, это качество может быть сформировано и получить свое дальнейшее развитие при создании благоприятных условий. В современных психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные варианты решения данной проблемы, которые в основном сводятся к совершенствованию различных аспектов методической системы обучения математике. В качестве одного из таких условий, способствующих формированию внутренних мотивов обучаемого, предлагается рассмотреть переход от информативных к активным методам обучения, стимулирующим познавательную деятельность учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Под активными методами обучения будем понимать методы, активизирующие познавательную и творческую деятельность обучаемых за счет их высокой степени включенности в учебный процесс. Активные методы обучения имеют ряд специфических особенностей, среди которых в методической литературе наиболее часто упоминаются целенаправленная активизация мышления; длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых, высокий уровень самостоятельности в принятии решения [6, с. 5].

Одним из оснований для выбора методов обучения являются возрастные особенности учащихся, специфика учебной деятельности, которая, например, для среднего школьного возраста состоит в том, что обучаемый осваивает самостоятельные формы учебной деятельности и способы коммуникации с другими людьми. Поэтому в средней школе целесообразно применять методы, опирающиеся на использование групповых форм обучения, практическую, игровую деятельность, создание проблемных ситуаций, творческое использование знаний и опыта учащихся в совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.