Научная статья на тему 'Поликультурное образование и вызовы современности'

Поликультурное образование и вызовы современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4193
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / ПРИНЦИП ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ / PRINCIPLE OF MULTICULTURALISM / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / INTERCULTURAL DIALOGUE / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM / ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гукаленко Ольга Владимировна, Борисенков Владимир Пантелеймонович

Раскрываются сущность и основы современного поликультурного образования. Показано значение принципа поликультурности в дидактической системе. Анализируется категория «поликультурное образовательное пространство». Определены пути, механизмы и значение развития поликультурного образования в условиях неолиберальной глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гукаленко Ольга Владимировна, Борисенков Владимир Пантелеймонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicultural education and challenges of our time

The essence and foundations of modern multicultural education are revealed. The importance of the principle of multiculturalism in the didactic system is shown. The category «multicultural educational space» is analyzed. The ways, mechanisms and values of the development of multicultural education in the context of neoliberal globalization are determined.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование и вызовы современности»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. №2

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Поликультурное образование и вызовы

современности

О. В. Гукаленко, В. П. Борисенков

(Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, кафедра истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: olga_gukalenko@mail.ru)

Раскрываются сущность и основы современного поликультурного образования. Показано значение принципа поликультурности в дидактической системе. Анализируется категория «поликультурное образовательное пространство». Определены пути, механизмы и значение развития поликультурного образования в условиях неолиберальной глобализации.

Ключевые слова: глобализация, интеграция, поликультурное образование, принцип поликультурности, поликультурное образовательное пространство, межкультурный диалог, культуросообразность, мульти-культурализм, интеркультурная коммуникация.

Стремительно меняется мир, происходит смена приоритетов в обществе, идёт пересмотр сущности и содержания современного образования, трансформируются образовательная и воспитательная парадигмы. В связи с этим возникает необходимость в построении новой модели образования, обращённой к ценностям гуманистического мировосприятия и миропонимания - справедливости, разуму и культуре. При этом в современном мире интенсивно развёртываются процессы глобализации, происходит смена ценностей, рыночные механизмы проникают в сферу образования и вовлекают её в глобальный рынок. Глобализация и рыночная экономика далеко не всегда обеспечивают людям безопасность и комфорт. Появляются новые опасности и угрозы, как для отдельного человека, так и для всего человечества. Изменения в обществе требуют переоценки и преобразования важнейших областей его жизни. Процесс демократизации сопровождается не только прогрессивными изменениями, но и негативными явлениями: нередко разрушаются традиционные дружеские связи между народами, начинается размежевание этносов по национально-территориальному признаку, происходит разрыв социально-экономических связей между национальными регионами, республиками, что сказывается на материально-духовной сфере жизни народов и отдельного человека. Налицо экономическое и социальное неравенство регионов и социальных групп населения, что

отражается и на качестве образования. В мире усиливается неравенство доступа к образованию. Для большинства стран современная глобализация означает социальный регресс и рост неравенства. 98% неграмотного населения Земли приходится на развивающиеся страны, где десятки миллионов детей не охвачены даже начальной школой. Неравенство в образовании и экономической сфере вызывают напряжённость в обществе и чреваты социально-политическими потрясениями. Усиленно нарастает коммерциализация образования. Глобализация пытается распространить на сферу образования рыночные отношения, предлагает рассматривать образование как коммерческую услугу, сферу образования как рынок образовательных услуг. При этом извращается сущность образования, не учитывается то, что образование не может рассматриваться как область экономики. Кроме того, повсеместно происходит навязывание чуждых моделей и системы ценностей: главным критерием всего того, что происходит в обществе, выступают массовая культура и товарно-денежные отношения. Это опасная тенденция, которая может привести к неправомерной ассимиляции национальных систем образования, к его унификации по лекалам Запада.

В мировой образовательной системе нарастают тревожные симптомы, среди которых социокультурная дезадаптация молодых людей, неустроенность, разочарование, агрессивность, религиозные распри, терроризм и насилие, отравление и истребление природы - это как бы оборотная сторона экономического и культурного прогресса. Современные реалии и вызовы ставят перед образованием сложные задачи подготовки молодёжи к жизни в условиях многокультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных наций, религий, поколений, социальных, субкультурных и профессиональных групп. На пути решения образовательных задач встаёт ряд трудностей, которые связаны с тем, что современная глобализация сочетает в себе как позитивные, так и негативные моменты. Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать собственную природу, свою внутреннюю духовную жизнь. Это во многом определяет необходимость новой стратегии развития образования в России и в мире, нацеленной на повышение образованности населения, уровня культуры и профессиональной компетентности граждан.

Совершенно ясно, что Россия заинтересована в сохранении сильных сторон национальной системы российского образования. Перед учеными и практиками стоит задача разработать новую модель образования, которая отражала бы исторические, культурно-педагогические традиции страны, а также учитывала бы особенности и вызовы современной цивилизации. Отдельные составляющие такой модели заложены в поликультурном образовании. В связи с этим актуализируется принцип поликультурности и значение поликультурного образования, которые

призваны обеспечить диалогические, толерантные отношения между культурами различных народов, этносов, конфессий, профессиональных и субкультурных групп.

В современных условиях вопросы поликультурного образования не только сохранили свою приоритетность, но и приобрели новые черты и оттенки, связанные с процессами глобализации, интеграции и регионализации в развитии государств, обществ, народов и отдельного человека. Поликультурность - это качественная характеристика личности, которая свидетельствует о её способности жить и успешно функционировать в поликультурной среде, уважать и принимать культурные различия при условии их гуманистического содержания. Говоря о принципе поликультурности, следует подчеркнуть необходимость его широкого понимания, выходящего за рамки этнической (национальной) составляющей. Ведь культурная идентичность людей определяется не только тем, представителями какого этноса они являются, но и многими другими факторами: конфессия, пол, возраст, социальное положение, образовательный ценз и др. Реализация поликультурности в совокупности позволяет, с одной стороны, сохранить индивидуальность каждого человека, а с другой - даёт им возможность осознать свою культурную идентичность и укрепиться в ней, выработать умения адаптироваться к условиям жизни в поликультурном мире. В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным культурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведёт к аккультурации членов социумов, соединяющих в своём сознании разные культуры, ориентированных на Другого, предрасположенного к диалогу с ним. Поликультурное образование способствует преодолению негативного отношения к представителям различных культур, конфессий, рас и развивает стратегию, которая поясняет, что глобальное культурное развитие возможно только тогда, когда «своя» и «чужая» культуры будут восприниматься как симбиоз, порождающий новое качество культуры.

Раскрытию особенностей категорий «поликультурность», «поликультурное образование» посвящены работы многих отечественных и зарубежных учёных: Е.В.Бондаревской, В.П.Борисенкова, С.К.Бондаревой, Б.Л.Вульфсона, Ю.С.Давыдова, А.Я.Данилюка, А.Н. Джуринского, А. П. Лиферова, З.А. Мальковой, Н. Д. Никандрова, Л. Л. Супруновой, М.Г. Тайчинова, Р. Люсиер, С. Чайклина и др. В трудах учёных раскрываются сущностные и содержательные характеристики поликультурного образования и практика его реализации.

Поликультурное образование выступает как средство удовлетворения образовательных, познавательных, профессиональных и культурных потребностей человека. Главной целью поликультурного образования является личностно ориентированный подход к развитию каждого

человека, выработка и реализация условий социально-педагогического сопровождения детей и молодёжи в поликультурной среде. Для поликультурного образования важно сформировать личность, способную к жизнедеятельности в поликультурном социуме, которая умеет находить компромисс между личными и общественными интересами. Поликультурное образование призвано учитывать следующие факторы: многообразие культур, субкультур, культурных ценностей, национальных и религиозных традиций; принципиальную важность умения жить в общностях, где влияние культур накладывается друг на друга; приоритет общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей.

Поликультурное образование - это процесс формирования у учащихся представлений о многоликости мира и своей страны; привития положительного отношения к культурным различиям; развития умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур. Новый вектор педагогических исследований проблем поликультурного образования предполагает: во-первых - изучение его в контексте современного многокультурного информационного общества; во-вторых - выявление сущности поликультурного образования как фактора и средства позитивного развития человека и общества; в-третьих - обоснование поликультурности как методологического принципа современной дидактики.

Развитие поликультурного образования опирается на принципы, среди которых мы выделим культуросообразность, поликультурность, интеграцию и культурную целостность, доступность и открытость, межкультурный диалог. Принцип культуросообразности означает, что образование соответствует разнообразной палитре культуры, способствует культурной идентификации детей, содействует раскрытию личностной культуры каждого ребёнка, установлению взаимодействия национальных культур на основе диалога. Данный принцип определяет общие подходы и требования, которые культура выдвигает в качестве условий организации поликультурного образования, его содержания, методик и технологий реализации. Принцип поликультурности отражает требования к обеспечению целенаправленной социализации обучающихся на когнитивном, ценностно-мотивационном и деятельност-но-поведенческом уровнях. Особая роль при этом отводится русскому языку и языкам народов РФ. Принцип поликультурности определяет критерии содержания образования: отражение в учебном материале гуманистических идей свободы и ненасилия, характеристику уникальных этнических, национальных самобытных черт в культурах народов России и мира, раскрытие в культурах российских народов общих традиций, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии.

Принцип интеграции и культурной целостности направлен не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках

одной культуры, так и за её пределами. Интеграция должна происходить при сохранении многообразия и многоликости российского общества, содействовать формированию универсальных культурных умений и способностей на основе содержания поликультурного образования и культуросообразных практик, в том числе и в направлении создания учебников и учебных пособий. Многие современные российские учебники оставляют желать лучшего, поскольку они не отвечают критериям поликультурности ни на уровне общих и конкретных учебных целей, ни на уровне текстов, заданий и видов деятельности. Принцип доступности и открытости предполагает построение содержания и процессов обучения и воспитания на диалоговой основе, сочетание федерального и регионального компонентов, развитие государственного русского языка и языков республик. Реализация указанного принципа обеспечивает открытость в другие культуры, преемственность историко-культурной традиции, межкультурное сотрудничество. Принцип межкультурного диалога определяет развитие у личности коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих ей профессиональную и личностную мобильность в условиях поликультурного социума. Данный принцип содействует формированию чувствительности к культурным различиям, выработке терпимости к необычному поведению, гибкости в принятии альтернативных решений в ходе межкультурного диалога.

Поликультурное образование призвано: сформировать у учащейся молодёжи систему ценностей, связанных с реальной многокультурной картиной мира; помочь им овладеть способами и навыками межкультурного диалога, последовательной мыслительной деятельности в интеркультурной коммуникации; дать учащимся представление о них самих, о смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества; сформировать личностные качества, необходимые человеку при его внедрении в иную культуру, навыки толерантного, бесконфликтного поведения в многокультурном обществе. Оно должно помочь человеку научиться управлять своим поведением в поликультурном социуме, собственным саморазвитием и жизнедеятельностью. Поликультурному образованию отводится особая роль в период, когда формируются ценности, идеалы, утверждаются основы миропонимания и мировосприятия личности.

В условиях многокультурного мира человек оказывается на рубеже культур и перед ним возникают проблемы: сохранения своей культурной идентичности и адаптации в поликультурной среде. Поэтому первостепенной задачей является воспитание поликультурно-ориентированной личности. Поликультурно-ориентированная личность - это личность, обладающая гражданским этнокультурным самосознанием, способами творческой самоорганизации и самореализации в поликультурном мире. Ей должны быть присущи ключевые компетенции,

а именно общекулътурные компетенции: знание основ и закономерностей развития поликультурного мира, умение ориентироваться в культурном многообразии мира; компетенции, касающиеся жизни в поли-кулътурном обществе-, способность к организации межкультурного взаимодействия; компетенции, связанные с организацией и управлением продуктивной коммуникацией в условиях поликулътурной среды: умение эффективно решать коммуникативные задачи; наличие способностей к интеркультурной коммуникации в профессиональной, социокультурной и общественной деятельности. Для поликультурного образования также важно сформировать личность, способную предвидеть опасность, знающую проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности человека, умеющую находить компромисс между личными и общественными интересами. Необходимо средствами поликультурного образования формировать у молодёжи мировоззренческую устойчивость, неприятие антикультуры, умение противостоять интернет-зависимости, агрессии, наркомании и другим антисоциальным проявлениям.

Поликультурное образование - сложноорганизованный процесс, который подчиняется природным законам развития и одновременно обусловлен стереотипами поведения взаимодействующих сторон, складывающимися в процессе адаптации человека к окружающей среде. Система поликультурного образования требует с одной стороны совершенствования традиционных форм и методов образования учащейся молодёжи, с другой - введения нетрадиционных методов и инновационных технологий: ролевых игр, тренингов, дискуссий, симпозиумов, поисковой самостоятельной деятельности, диалогов, имитаций и пр. Разработка современной методологии и технологий поликультурного образования призвана содействовать формированию гражданско-патриотической идентичности учащейся молодёжи в условиях поликультурности и многонациональное™ России с учётом социальных запросов, социокультурных вызовов и перспектив. Внедрение инновационных технологий поликультурного образования позволит каждой личности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиций; создать условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением; вовлечь учащихся в глобальные процессы современности, основывающиеся на национальных и общечеловеческих ценностях. Воспитание поликультурно-ориентированной личности, практика поликультурного образования вызывают необходимость обеспечения соответствующего уровня профессиональной компетентности педагогов, их готовность реализовывать принцип поликультурности через содержание и формы учебно-воспитательной работы с детьми и молодёжью. Однако решение проблем подготовки поликультурно-ориентированных педагогов сопряжено с преодолением ряда противоречий, таких как: противоречие между острой необходимостью в специальной подготовке

поликультурно-ориентированных педагогов и отсутствием соответствующих положений и рекомендаций в стандартах педагогического образования; поликультурное образование - это социально-педагогическая реальность, которая пока ещё не нашла должного внимания со стороны государства, системы образования и социальных институтов. В нынешней ситуации назрела необходимость в реформировании педагогического образования в направлении подготовки поликультурно-ориентированных педагогов.

В тоже время ясно и то, что проблемы поликультурного образования невозможно решать только педагогическими средствами, здесь важна интеграция образования и культуры, взаимосвязь образования и всех субъектов социокультурного окружения. В этом отношении важную функцию выполняет поликультурное образовательное пространство, включающее в себя множество субкультур, носителями которых выступают самые разные социальные группы: представители различных рас и этносов, мужчины и женщины, разные поколения людей, городские и сельские жители. Функционирование поликультурного образовательного пространства основано на ряде важных аспектов: адаптации к различным ценностям в ситуации сосуществования множества разнородных культур; толерантного взаимодействия между людьми, воспитанными в культурах с разными традициями; диалогических отношений между различными культурами; отказа от культурно-образовательной монополии одной из культур. Образовательное пространство, возникающее на основе таких представлений, можно определить как поликультурное и полисоциальное. Оно включает в себя множество субкультур, носителями которых являются самые разные этносы и социальные группы: представители различных рас и этносов, мужчины и женщины, городские и сельские жители. В образовательном пространстве каждая из культур представлена как фактически данная, как объективная реальность. Под поликультурным образовательным пространством мы понимаем особую реальность, создаваемую на основе укрепления и углубления связей региональных образовательных систем, обеспечения условий для их культурного взаимообмена и взаиморазвития, направленную на подготовку молодежи к жизни в условиях многокультурной и многонациональной среды. Поликультурное образовательное пространство РФ выстраивается на основе национальных традиций, национально-культурной идентификации подрастающего поколения, с учетом региональных особенностей, общемировых тенденций развития и общецивилизационных идеалов.

Сегодня в поликультурном пространстве РФ наблюдается парадокс, состоящий в том, что, обладая «вершинными» культурными достижениями, закрепившими за нашей страной почётное место в мировой культуре и выраженными в творчестве великих русских мыслителей,

писателей, художников, композиторов, учёных, Россия в то же время характеризуется низким уровнем бытовой, житейской, поведенческой культуры, что особенно ярко проявляется в среде современной молодёжи. Преодоление этого разрыва - насущная задача нынешнего этапа развития, и в первую очередь российского образования. Её решение неразрывно связано с формированием целостного поликультурного социально-ориентированного образовательного пространства России, которое призвано обеспечить поддержку детей и молодёжи в их общекультурном развитии.

Поликультурное образовательное пространство, поликультурное образование служат средством снижения напряжённости в обществе, так как одна из важнейших их функций - это обучение людей принципиально новому отношению к совместному сосуществованию представителей различных этносов, наций, культур. Стабильность и целостность России, её социально-экономический прогресс, напрямую связаны с поликультурным образованием. Именно поликультурное образование призвано содействовать приобщению учащейся молодежи к высокотехнологичному труду, к вершинам отечественной и мировой культур, формировать у детей и молодежи идентичность, соответствующую историческим традициям, а также современным реалиям.

Но, к сожалению, в России на сегодняшний день, хотя и принята концепция поликультурного образования, но она не работает по ряду причин:

- отсутствует целостная концепция и стратегия развития образования с опорой на принцип поликультурности;

- в современной образовательной политике отсутствует нормативное регулирование принципа поликультурности;

- не разработаны минимальные требования к содержанию учебных программ по предметам этнокультурного цикла;

- имеются нерешённые вопросы в отношении лицензирования и аккредитации национальных образовательных учреждений;

- в новом профессиональном стандарте отсутствует перечень компетенций, отражающих поликультурную грамотность будущих педагогов;

- принцип поликультурности не стал одним из важнейших дидактических принципов современной педагогики.

Современный мир открыт для диалога, для взаимопроникновения культур. Истинная культура человека, уровень его самосознания проявляется именно в его личной сопричастности к событиям, которые происходят в его республике, регионе, городе, в стране и в мире в целом. Педагогической науке и другим наукам о человеке предстоит перелистать страницы истории и обратиться к опыту предшественников, изучить и актуализировать великие труды всех времен и народов русской

культуры и педагогики в развитии поликультурного образования и целостного поликультурного образовательного пространства России.

Совершенно очевидно, что за поликультурным образованием будущее, его главное предназначение - стать основой новой педагогической парадигмы, создать предпосылки для обеспечения конструктивного развития и взаимодействия культур, человека и общества на принципах диалога, понимания и стабильности.

MULTICUCTURAL EDUCATION AND CHALLENGES OF OUR TIME

О. V. Gukalenko, V.P. Borisenkov

The essence and foundations of modern multicultural education are revealed. The importance of the principle of multiculturalism in the didactic system is shown. The category «multicultural educational space» is analyzed. The ways, mechanisms and values of the development of multicultural education in the context of neoliberal globalization are determined.

Keywords: globalization, integration, multicultural education, the principle of multiculturalism, multicultural educational space, intercultural dialogue, multiculturalism, intercultural communication.

Сведения об авторах

Гукаленко Ольга Владимировна - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. E-mail: olga_gukalenko@mail.ru Борисенков Владимир Пантелеймонович - доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: vlad_boris39@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.