поликультурное воспитание школьников как одно из приоритетных направлений
современного образования
MULTICULTURAL EDUCATION OF LEARNERS AS ONE OF THE PRIORITIES OF MODERN EDUCATION
Т. А. Живодрова
В статье раскрыта сущность поликультурной позиции и этапы её формирования, рассмотрены цели и ключевые особенности поликультурного образования, а также специфика российских инновационных преобразований в образовательной сфере. Обоснована одна из важных задач педагога - формирование поликультурной позиции школьников. Также в статье отражена главная миссия поликультурного воспитания - возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций.
Ключевые слова: поликультурное воспитание, диалог культур, поликультурная позиция, интеграция.
На сегодняшний момент интерес к поликультурному воспитанию четко прослеживается во всем мировом сообществе. В условиях всемирной интеграции и глобализации диалог культур как никогда важен. Процесс глобализации, с одной стороны, разрушает границы между представителями культур различного этноса, с другой - объединяет сами культуры. Именно поликультурное образование, основанное на диалоге культур, на признании самоценности различных этнических групп позволяет формировать основы толерантного сознания, культурного взаимообогащения и - в конечном счете - межкультурной гармонии.
Некоторые современные ученые отвергают понятие «раса» и соответствующее разделение людей на несколько рас. Научно доказано, что зарождение человеческой жизни и происхождение всех людей - общее, а потому на Земле существует только одна раса - человеческая. Соответственно, интеграция в единое мировое культурное пространство естественна для всех народов и обусловлена общей исторической памятью.
Каждая нация равноценна, каждая культура обладает самобытностью, неповторимыми, уникальными особенностями, ценностями, традициями, которые необходимо уважать и принимать. Многообразие народов и культур на Земле несет в себе важную миссию диалога и сплочения на едином мировом пространстве. Взаимодействуя друг с другом на гуманистических принципах, различные этносы отнюдь не теряют самоценности и самоидентификации, наоборот, происходит взаимное культурное обогащение, накопление опыта и, в конечном итоге, развитие мирного, гармоничного мирового сообщества.
При характеристике поликультурного воспитания используют и другие термины: «мультикультурное», «многокультур-
T. A. Zhivodrova
The article reveals the essence of multicultural position and stages of its formation, the aims and key features of multicultural education, as well as the specifics of Russian innovative changes in education. One of the important tasks of education is the formation of multicultural position of learners. The article also reflects the primary mission of multicultural education - the revival of humanistic principles of intercultural communication and dialogue between cultures and nations.
Keywords: multicultural education, dialogue of cultures, multicultural position, integration.
ное» воспитание. На наш взгляд, по своему смыслу эти определения являются синонимами. Это обусловлено тем, что аффиксы «поли-», «мульти-» и «много-» имеют одинаковый смысл, но разное происхождение - греческое, латинское, русское.
Понятие поликультурности стало предметом научного исследования именно в XX в., когда новейшая история показала, что отсутствие толерантности к культурам других наций неизбежно приводит к мировым войнам и межнациональным конфликтам. В международной энциклопедии воспитания в 1977 г. было зафиксировано одно из первых определений поликультурного воспитания: «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» [1, с. 93].
Интерес к поликультурному воспитанию также последовал за изменениями в миграционном движении и политике в течение прошлого столетия. Первые толчки к его теоретическому развитию поступили из международных организаций, прежде всего из Организации Объединенных Наций, которая поощряет мировое культурное сотрудничество и мирные решения конфликтов. ЮНЕСКО всегда сильно поддерживала образовательные усилия признания уважения прав человека и личных свобод.
Начало интереса к поликультурному воспитанию в Европе можно отнести к Генеральной конференции ЮНЕСКО в Найроби в 1976 г., где основным предметом обсуждения было «Обучение международному пониманию, сотрудничеству и миру» (через призму уважения всех национально-культурных специфик). Несколько лет спустя, в конце Генеральной конференции в Париже в 1978 г., члены-государства подписали «Декларацию о расе и расовых предрас-
судках», которая провозгласила, что все люди принадлежат одной и той же разновидности и виду. Они созданы равными, обеспечены равными правами и являются неотъемлемой частью человечества. Все люди имеют право отличаться от других, быть признанными такими, как есть.
Тогда, после конференции в Найроби, «Среднесрочный план, 1977-1982 гг.» был приведен в согласие с курсом деятельности, нацеленной на поощрение, продвижение и уважение каждой культурной идентичности, так же как поощрение открытого диалога между культурами.
Во время Всемирной конференции по образованию, проводимой в марте 1990 г. в Таиланде, была принята «Всемирная декларация по образованию для всех». Позже, в 1992 г., участники Международной конференции по вопросам образования в Женеве признали потребность в поликультурном воспитании, таким образом подчеркивая уважение к другим культурам. В XXI в. «Среднесрочная стратегия, 1996-2001 гг.» была принята ЮНЕСКО в целях достижения и поддержания мира, основанного на равенстве, правосудии и свободе [2, с. 21-22].
В нашей стране российские ученые и педагоги обратили внимание на развитие поликультурного самосознания еще в начале XX в., однако научно обоснованное изучение поликультурного воспитания пришлось на 1990-е гг. Вопросы поликультурного воспитания в той или иной степени изучали такие педагоги-исследователи, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ф. Гансберг, Л. Гур-литт, В. С. Библер, В. В. Виноградов, В. И. Матис, В. П. Бори-сенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк, В. В. Макаев, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, Т. В. Разумовская, Л. В. Колобова, П. В. Сысоев, Е. А. Абрамова и другие.
Российская Федерация, согласно Конституции, - многонациональное государство. На территории России проживает более 180 народов, поэтому развитие поликультурного воспитания для нашей страны особенно актуально. Более того, советские времена «железного занавеса» ушли в прошлое, оставив нам сложную задачу переосмысления понятия «нация», роли отдельного народа в мировом сообществе, взаимодействия и диалога различных этнических групп не только в рамках одной страны, но и всего мира.
Появление свободной возможности путешествовать, читать иностранные издания и средства массовой информации, развитие глобальной сети Интернет, казалось бы, должны были способствовать объединению народов. Однако после распада СССР в Российской Федерации обострились националистические взгляды, межнациональные конфликты и культурные предрассудки, которые местами не стихают по сей день. Насильственное подавление или игнорирование этих острых вопросов приводит к еще большему обострению ситуации.
Таким образом, поиск педагогических методов решения проблемы в последние десятилетия как никогда важен. Формирование толерантного отношения к другим народам будет эффективно тогда и только тогда, когда оно будет осуществляться в рамках поликультурного воспитания личности начиная с младшего школьного возраста, если не с дошкольного.
На данном этапе развития нашего общества поликультурное воспитание относится к инновационным приоритетам модернизации российского образования. Это отражено в ведущих российских государственных документах: «Закон об образовании», «Концепции государственной национальной политики», «Национальная доктрина образования в РФ (на период до 2025 г.)».
В 2010 г. создан проект «Концепция развития поликультурного образования в РФ», в котором говорится, что среди целей поликультурного воспитания выделяют:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
- формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
- эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни [3].
«Феномен поликультурного образования исследован как особый вид образования, которому характерны следующие особенности: он позволяет лучше узнать политические, социальные, экономические отношения, которые личность черпает в различных культурах и с которыми сталкивается человечество; в нем личность развивается в ходе восприятия, оценки и работы в системе обмена ценностями многообразных культур, которые оказывают прямое или косвенное влияние на весь учебный процесс и через него на личность; он придает субъекту образовательного процесса статус участника поликультурного процесса обмена информацией и обогащения ценностями в различных сферах культурной, расовой, этнической, религиозной, социально-экономической» [4, с. 49]. Таким образом, поликультурное воспитание не только раскрывает многообразие культур на Земле, но и пробуждает в учащихся интерес к знакомству и изучению других культур, сопоставительному анализу с родной культурой, поиску общего и различного, что также приведет к большему знанию собственной культуры.
Уважая и признавая самоценность других культур, личность со сформированной поликультурной позицией уважает и признает собственную. Приобщение к культуре своего народа - обязательное условие интеграции в другие культуры. Поликультурная позиция не допускает и не признает иерархии культур и возведения какой-либо одной или нескольких культур на пьедестал.
Поликультурная позиция представляет собой толерантное, доброжелательное, интеллигентное отношение к различным национальностям, в духе гуманного межнационального общения. Поликультурная позиция подразумевает равноправное признание всех этнических групп, недопустимость разделения людей по цвету кожи, местожительству и вероисповеданию, отсутствие нетерпимо-
сти по отношению к традициям, обычаям, особенностям культуры других народов, присутствие эмпатии при взаимодействии с представителями других наций.
Среди уровней эмпатии иноязычной культуры выделяют толерантность (терпимость), принятие, адаптацию, ассимиляцию, интеграцию. Уровень толерантности предполагает, что модели поведения собеседников еще не осознаются, но и не отторгаются в качестве враждебных или абсолютно неприемлемых. Принятие - это способность признать наличие культурных различий и исследовать стороны, аспекты, проявления другой культуры. Адаптация - это такой процесс, в результате которого картина мира расширяется настолько, что может включать в себя в качестве допустимых, естественных модели поведения иноязычной культуры и лежащие в их основе культурные ценности. Ассимиляция - процесс слияния и соединения различных культурных особенностей. Наконец, интеграция характеризуется способностью примирения, согласования различных, зачастую конфликтующих между собой систем культурных координат [5, с. 25-29].
В рамках глобализации мирового сообщества формирование поликультурной позиции школьников позволит избежать расизма, фашизма, шовинизма и других проявлений этноцентризма в последующих поколениях. Как точно отмечено исследователем К. Камиллери, общества могут быть определены как «поликультурные», когда мы осознаем присутствие людей с различными традициями, обычаями, религиями и мыслями, что в свою очередь способствует взаимодействию различий.
В результате поликультурное воспитание отвергает закоснелость и культурную иерархию и предназначается для поощрения диалога и отношений на равных, таких, при которых люди не чувствовали бы себя вынужденными жертвовать своей национально-культурной спецификой [2, с. 20]
В настоящее время поликультурность - важное условие успешного социального взаимодействия личности в современном многонациональном обществе, интеграции в мировое этнокультурное многообразие, а также прогресса человечества. Соответственно, формирование поликультурной позиции школьников - одна из первостепенных задач педагога.
Главная задача педагога - как можно раньше начать работу по формированию поликультурной позиции учащихся, начиная с младшего школьного возраста, который является сенситивным периодом для усвоения моральных норм, а значит, это благодатный период для начального этапа формирования поликультурной позиции. Всего выделяют пять этапов сформированности поликультурной позиции личности:
- на когнитивном (познавательном) этапе - освоение образцов и ценностей родной и мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества;
- на ценностном (аксиологическом) этапе - формирование предрасположенности к межкультурной коммуникации и обмену, толерантности по отношению к другим народам, культурам, социальным группам;
- на оценочном (коннотативном) этапе - формирование умения четко формулировать собственное отноше-
ние к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;
- на деятельностном (поведенческом) этапе - активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции;
- на социально-психологическом этапе - формирование гармоничной российской идентичности на основе этнокультурного и национально-территориального самосознания [6, с. 41-42].
В рамках поликультурного воспитания в среднем и старшем школьном возрасте педагогу следует обеспечить переход от когнитивного (познавательного) этапа сформированности поликультурной позиции учащихся до дея-тельностного (поведенческого) этапа. Среди уровней сформированности поликультурной позиции выделяют низкий, средний, высокий, наивысший.
Таким образом, поликультурное воспитание - часть общего образовательного процесса - позволяет сформировать поликультурную позицию учащихся, которая обеспечит в будущем возможность интеграции в мировое единое пространство, причастности к вселенскому сознанию и вовлечению в общую культурную парадигму. Это своеобразное окно в мир общей культуры, к сокровищнице общечеловеческих духовных и нравственных ценностей.
У поликультурного воспитания особая миссия - возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций. Поликультурная позиция личности стремится к обогащению представлений о культурах мира, доброжелательному, открытому и уважительному отношению к другим странам и народам, продуктивному взаимодействию с представителями других культур.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. № 10. С. 93-95.
2. Intercultural and multicultural education: enhancing global interconnectedness / ed. by C. A. Grant, A. Portera. New York: Routledge, 2011. 366 p.
3. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации // Сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/ (дата обращения: 22.12.2011).
4. Колобова Л. В. Становление личности школьника в поликультурном образовании: дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2006. 349 с.
5. Bennet M. J. (ed.) Basic concepts of intercultural communication: selected readings. Yarmouth, ME: Intercultural Press, Inc., 1998. 272 p.
6. Шеболкина Е. П. Этнокультурное образование в Республике Коми: цели и принципы // Образование в Республике Коми. 2011. № 1. С. 40-43.